Новообразования младшего школьного возраста презентация


Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
mladshiy_shkolnyy_vozrast.ppt 1.93 МБ

Подписи к слайдам:

Младший школьный возраст 6 –11 лет

Ведущая потребность Ведущая деятельность Основные новообразования личности младшего школьника Развитие личности в младшем школьном возрасте Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте

Ведущая потребность В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера , появляются потребности, связанные с учебной деятельностью : потребность точно выполнить требования учителя; потребность в высокой отметке; в одобрении успехов со стороны взрослых; потребность быть лучшим учеником; потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности .

Ведущая деятельность Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Ведущее значение - учение. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться . Полноценная учебная деятельность включает в себя: - умение выделять и удерживать учебную задачу; - умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; - умение адекватно оценивать себя и свою деятельность; - умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; - умение использовать законы логического мышления; - умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими; - уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; - умение использовать высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Основные новообразования личности младшего школьника: формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников. (И.В. Дубровина)

Развитие личности в младшем школьном возрасте Условия формирования личности младшего школьника : - учитель - эталон, образец для подражания; - субъективные условия - личностные особенности школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность); - сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении); - семья (воздействует на формирование характера школьника).

Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Огромное значение имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотно – шений со сверстниками .

Ответственность как оценка результатов своих действий должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. Развитие самосознания. Ребенок начинает понимать, что он - индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и изменять себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др.

В учебной деятельности у школьника складываются и развивается: - представления о себе; - самооценка; - навыки самоконтроля и саморегуляции (переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке). - самопознание; - личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?") (И.В. Шаповаленко).

Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача (слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий). К началу подросткового возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка .

В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил : - собственного поведения; - поведения дома и в общественных местах; - превращение норм поведения во внутренние требования к себе. Основная задача нравственного воспитания – развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения.

Эмоциональная сфера в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышением эмоциональной устойчивости . Формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей (Л.С. Выготский). Активно развиваются высшие чувства : - интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие); - нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.); - эстетические .

Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. К началу подросткового возраста школьники должны уметь: - самостоятельно рассуждать; - делать выводы; - сопоставлять, анализировать, находить частное и общее; - устанавливать простые закономерности.

Под влиянием обучения развивается память , усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Ребенок должен сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания).

Восприятие ребенка становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Дети могут выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение . В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у школьника эмоциональное отношение.

На основе интеллекта развиваются все остальные функции: - произвольное и намеренное запоминание; - способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте; - произвольное вычленение из памяти того, что нужно для решения текущей задачи; - умение выделять цель, условия и средства ее достижения; - способность к теоретическому мышлению.

Все эти достижения, и особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф.

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож.

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДанная программа направлена на коррекцию школьных страхов у учащихся начальной школы.Цель программы: коррекци.

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения. Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем.

Презентация была опубликована 7 месяцев назад пользователемИрина Верховых

Презентация по предмету "Экономика" на тему: "Психологические новообразования младших школьников. Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.". Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Психологические новообразования младших школьников. Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.

2 Психологические новообразования – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

3 Новообразования младших школьников: 1) Произвольность всех психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы.

4 Завершается переход от наглядно- образного к словесно-логическому мышлению Восприятие становится синтезирующим и целенаправленным Память приобретает опосредованный и логический характер Воображение становится творческим

5 Новообразования младших школьников: 2) Рефлексия. Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность называется рефлексией.

6 Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, что он делает. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека и оценивать свою деятельность.

7 Новообразования младших школьников: 3) Внутренний план действий. В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет), удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане.

8 Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.

9 Объе́кт ( лат. objectum предмет ) – философская категория, выражающая нечто, существующее в реальной действительности предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.

10 Субъе́кт (лат. subjectum лежащее внизу, находящееся в основе) – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей, общество или социальную группу.

11 Проектируя образование, т.е. выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся ориентироваться на культивирование способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

12 Современное требование "учить детей учиться" не покажется столь очевидным и естественным, если посмотреть на него не из сегодняшнего дня, а, например, из 60-x гг. Тогда считалось, что четверокласснику еще рано быть самостоятельным в этой области, а достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим житейским представлением стоял совсем иной (нежели сегодня) взгляд на так называемую природу детства, на возрастные возможности развития ребенка лет.

13 Сферы человеческой деятельности, предполагающие рефлексивные способности субъекта, считались для ребенка недоступными, и поэтому вопрос о рефлексивном развитии младших школьников звучал столь же неправомерно и безграмотно, как вопрос об их профессиональном самоопределении.

14 Пример младшего школьника как объекта "Дети, что нового вы узнали сегодня на уроке?" - так обычно учитель пытается объективизировать для учеников их собственные сегодняшние изменения. "Мы научились решать задачи в два действия",- бойко ответят учащиеся. "Дети, поднимите руки, кто сегодня научился решать задачи в два действия? Вижу, почти все научились. А ты, Ваня?" - "А я это и так знал!" - буркнет Ваня, который в начале урока обнаружил полную неспособность решать задачи нового типа, но за 45 минут урока состояние неумения постепенно перешло в состояние умения: новое понятие "овладело ребенком" незаметно для него самого. Учитель-то Ваню научил, но учился ли при этом сам ребенок? Себя, почему-то не справляющегося с задачей, и себя, благодаря чему-то решившего задачу, он просто не заметил. Для задачи никакого ущерба: она была решена. А для ученика? Каждый следующий класс задач приведет его в такой же тупик, из которого его снова и снова будет выводить учитель.

15 обнаружение новых возрастных возможностей младших школьников, перевело вопрос о рефлексивном развитии детей лет из разряда некорректных в разряд практических и актуальных вопросов возрастной и педагогической психологии.

16 Связаны понятия "рефлексия" и "умение учиться" через понятие "субъект": человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания (незнания) и сам находит средство расширить границы известного, доступного.

17 Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

18 В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

19 "Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя", - в этой мысли Д.Б. Эльконина мы усматриваем драгоценную, но нереализованную в практике экспериментального обучения валентность самой теории учебной деятельности. Совершенствовать, учить самого себя - это значит строить отношения с самим собой, как с "другими"

20 «Умею, хочу и буду учиться. Именно такой оптимистический итог должен сопровождать каждого младшего школьника на ступени начального образования. Вывод:

21 Однако практическая реализация этого замысла в настоящий момент чрезвычайно затруднена, так как слишком неясны еще в теоретическом плане и не построены - в экспериментальном те основания, которые задают полноту психолого- педагогических условий становления субъективности (самостоятельности и самодеятельности) младшего школьника в учебной деятельности.





















Описание презентации по отдельным слайдам:

Младший школьный возраст 6 –11 лет

Ведущая потребность Ведущая деятельность Основные новообразования личности младшего школьника Развитие личности в младшем школьном возрасте Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте

Ведущая потребность В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя; потребность в высокой отметке; в одобрении успехов со стороны взрослых; потребность быть лучшим учеником; потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.

Ведущая деятельность Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Ведущее значение - учение. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться. Полноценная учебная деятельность включает в себя: - умение выделять и удерживать учебную задачу; - умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; - умение адекватно оценивать себя и свою деятельность; - умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; - умение использовать законы логического мышления; - умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими; - уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности; - умение использовать высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Основные новообразования личности младшего школьника: формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников. (И.В. Дубровина)

Развитие личности в младшем школьном возрасте Условия формирования личности младшего школьника: - учитель - эталон, образец для подражания; - субъективные условия - личностные особенности школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность); - сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении); - семья (воздействует на формирование характера школьника).

Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью). Огромное значение имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотно – шений со сверстниками.

Ответственность как оценка результатов своих действий должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. Развитие самосознания. Ребенок начинает понимать, что он - индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и изменять себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др.

В учебной деятельности у школьника складываются и развивается: - представления о себе; - самооценка; - навыки самоконтроля и саморегуляции (переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке). - самопознание; - личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?") (И.В. Шаповаленко).

Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача (слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий). К началу подросткового возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.

В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил: - собственного поведения; - поведения дома и в общественных местах; - превращение норм поведения во внутренние требования к себе. Основная задача нравственного воспитания – развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения.

Эмоциональная сфера в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышением эмоциональной устойчивости. Формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей (Л.С. Выготский). Активно развиваются высшие чувства: - интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие); - нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.); - эстетические.

Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти. К началу подросткового возраста школьники должны уметь: - самостоятельно рассуждать; - делать выводы; - сопоставлять, анализировать, находить частное и общее; - устанавливать простые закономерности.

Под влиянием обучения развивается память, усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Ребенок должен сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания).

Восприятие ребенка становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Дети могут выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у школьника эмоциональное отношение.

На основе интеллекта развиваются все остальные функции: - произвольное и намеренное запоминание; - способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте; - произвольное вычленение из памяти того, что нужно для решения текущей задачи; - умение выделять цель, условия и средства ее достижения; - способность к теоретическому мышлению.

Все эти достижения, и особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Матвеева Светлана ЮрьевнаНаписать 5333 25.09.2015

Номер материала: ДВ-008759

  • Начальные классы
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    25.09.2015 3539
    25.09.2015 448
    25.09.2015 428
    25.09.2015 3785
    25.09.2015 671
    25.09.2015 3725
    25.09.2015 1391

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Младший школьный возраст


  • Ведущая потребность
  • Ведущая деятельность
  • Основные новообразования личности младшего школьника
  • Развитие личности в младшем школьном возрасте
  • Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 – 10-11 лет) .


Ведущая потребность

В этом возрасте активно развивается мотивационная сфера , появляются потребности, связанные с учебной деятельностью :

  • потребность точно выполнить требования учителя;
  • потребность в высокой отметке;
  • в одобрении успехов со стороны взрослых;
  • потребность быть лучшим учеником;
  • потребность в общении со сверстниками.

Ведущими в этом возрасте являются

познавательные потребности .


Ведущая деятельность

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.

Ведущее значение - учение.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений,


Структура учебной деятельности:

1. Мотивы

а) внешние (социальные) – связаны лишь с результатом учебного процесса (учиться, чтобы стать культурным, развитым, найти хорошую работу и др.)

2. Учебные задачи – ясное представление о том, что предстоит освоить, чем овладеть;

3. Учебные действия – это приемы учебной работы (приемы заучивания, звуко-буквенный анализ и др.);

4. Действия контроля (указания на правильность выполнения) и самоконтроля (сличение собственных действий с образцом учителя);

- по конечному продукту;

- пооперационный, пошаговый, текущий;

5. Действия оценки и самооценки связаны с определением

того, достигнут ли результат и насколько успешно

выполнена учебная задача.


Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться .

Полноценная учебная деятельность включает в себя:

- умение выделять и удерживать учебную задачу;

- умение самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

- умение адекватно оценивать себя и свою деятельность;

- умение владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

- умение использовать законы логического мышления;

- умение владеть и пользоваться разными формами общения, в том числе теоретическими;

- уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

- умение использовать высокий уровень

самостоятельной творческой активности.


Основные новообразования личности младшего школьника:

  • формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей);
  • формирование осознанной и обобщенной самооценки;
  • осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств;
  • осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.

Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников.


Развитие личности в младшем школьном возрасте

Условия формирования личности младшего школьника :

- учитель - эталон, образец для подражания;

- субъективные условия - личностные особенности школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);

- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);

- семья (воздействует на формирование


Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью).

Огромное значение имеют мотивы установления и сохранения

положительных взаимоотно –

шений со сверстниками .


Ответственность как оценка результатов своих действий должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника.

Развитие самосознания.

Ребенок начинает понимать, что он - индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и изменять себя, присваивая знания, идеи, которые существуют в обществе, умения и др.


В учебной деятельности у школьника

складываются и развивается:

- представления о себе;

- навыки самоконтроля и саморегуляции (переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке).

- личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?")


Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача (слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий).

К началу подросткового возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка .


В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил :

- поведения дома и в общественных местах;

- превращение норм поведения во внутренние требования к себе.

Основная задача нравственного воспитания – развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения.


Эмоциональная сфера в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышением эмоциональной устойчивости .

Формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей (Л.С. Выготский).

Активно развиваются высшие чувства :

- интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие);

- нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения

несправедливости и пр.);


Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта.

Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти.

К началу подросткового возраста школьники должны уметь:

- сопоставлять, анализировать, находить частное и общее;

- устанавливать простые закономерности.


Под влиянием обучения развивается память , усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей).

Ребенок должен сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания).


Восприятие ребенка становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Дети могут выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение .

В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью и вызывает у школьника эмоциональное отношение.


На основе интеллекта развиваются все остальные функции:

- произвольное и намеренное запоминание;

- способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте;

- произвольное вычленение из памяти того, что нужно для решения текущей задачи;

- умение выделять цель, условия и средства ее достижения;

- способность к теоретическому


Все эти достижения, и особенно самопознание внутренних психических актов и состояний (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Читайте также: