Новообразованием в когнитивной сфере младенца является

Ø Ощущения.

Ø Восприятия.

Ø Мышление.

Ø Представления.

Ø Внимание.

У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые -

вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение.

Слух.

Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рождения

слуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит,

но есть реакция на звук.

В три - четыре месяца - реакция на пение, музыку. Прежде всего, слух ребёнка

реагирует на интонации, позже звуки.

Зрение.

Нет координации осей. Развивается дольше других. Свет - реакция

ориентировочная. Цвет - первые дни не различает (к пятому месяцу).

Восприятия и ощущения.

В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимо

сведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз

(периодизация Пиаже).

Память.

Условный рефлекс - первоначальное развитие памяти. Например: плачет ребёнок -

заходит мама - нет плача.

Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнок

узнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентный

период), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетний

ребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память может

обеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс).

Внимание.

В первые месяцы - непроизвольное внимание (как ориентировочный рефлекс). К

двум месяцам может сам заинтересоваться, к пяти - берёт в рот и играет.

Зачатки произвольного внимания - к одному году.

Л. С. Выготский: “ Произвольное внимание начинается с указательного пальца”.

Мышление.

Характерно наглядно - действительное мышление. Отражение связей и отношений

только в наглядной ситуации и выделяется с помощью действия. В 1,1 г. -

способен подставить стул, если высоко. Решение простых практических задач

исходя из собственного опыта и опыта других людей.

Речь.

Параллельно с развитием мышления. Четыре периода развития речи. Два из них

выпадают на младенчество:

1) период подготовки словесной речи;

2) первоначальное овладение языком.

Подготовка словесной речи (от рождения - 1 г.).

Первые голосовые проявления - плач и крик (носят рефлекторный характер).

Плачет - подходит взрослый. Знак - у меня не всё в порядке. В два - три месяца

ребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошем

расположении духа. Даже лепет плюс согласные. Лепет и воркование - видимо,

заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). До восьми месяцев дети

всех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонации

Существует ещё пассивная речь, которая развивается раньше, чем

активная (где логика?). Расширение пассивного словаря с шести месяцев.

Период активной речи: восемь - девять месяцев.

Первоначальное овладение языком.

1 стадия) - слов и предложений;

2 стадия) - двух или трёх словных предложений.

Первая стадия (от 1 г. - 1,5 лет) - первые слова отличаются своеобразием:

слово может говорить и о предмете и о действии с предметом. Эти слова

ситуативны - привязаны к ситуации, т.е. чужой не может понять речи ребёнка.

Вторая стадия (1,5 - 2 г.) - быстрый рост активного словаря. К двум годам -

250 - 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение. К этому времени почти все

буквы, кроме Р, Л, С, З, Ж, Ш (свистящие; шипящие).

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.

Ребёнок ещё в утробе ощущает желанный он или нет.

Эмоции - первая форма связи ребёнка с окружающим миром. Через

эмоции выражается отношение к внешнему миру и средство общения. Дефицит

эмоционального общения и положительных эмоций оказывает отрицательное влияние

на психическое, и даже физическое развитие. В младенческом периоде зарождаются

и социальные эмоции - переживание человеком своего отношения к

окружающим людям. Формируются, проявляются и закрепляются в межличностных

“ Комплекс оживления” - реакция на близких.

Формируется эмоциональная реакция на похвалу - это предпосылка развития

самосознания.

Эмпатические реакции: если мама огорчена, ребёнок реагирует на состояние. К

концу первого года - попытки утешить маму. В этот период быстрое заражение

отрицательными эмоциями. В развитии эмпатии - взрослые играют главную роль.

В период второго года жизни имеются большие предпосылки для развития

отрицательных эмоций (предпосылка - есть опыт, но не развита речь и выплеск

отрицательных эмоций).

На втором году появляется страх - возникает на изменения привычной

обстановки плюс родители пугают, пытаясь добиться послушания.

Отклонения могут проявляться либо в недостаточном развитии -

эмоциональная холодность - следствие развития поспитализма, эмоциональная

длительная депривация (пример: у “ отказников” часто во взрослом состоянии

эмоциональные нарушения).

Если ребёнок лишён родителей в шесть месяцев, то это может привести к

развитию асоциального поведения.

Причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребёнка:

1) срыв в привычном стереотипном поведении;

2) неправильное построение режима:

а) несоответствие режима индивидуальным особенностям;

б) частое нарушение режима;

3) неправильные воспитательные приёмы (запугивания, ограничения

активности) плюс слишком большая порция эмоций приводят к переутомлению;

4) отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности

(наличие сенсорной информации);

5) создание односторонней аффективной привязанности у ребёнка. Плохо,

когда ребёнок видит постоянно только мать;

6) отсутствие единого подхода к ребёнку со стороны взрослых.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦЕВ.

Стержень личности. До сегодняшнего дня нет единых представлений о мотивах и

потребностях. В этот период важен вопрос мотивации, ребёнок рождается с

физиологическими потребностями.

Как появляются социогенные потребности?

Психоаналитический подход: основные потребности - либидо и тонатос.

В начале первые социальные мотивы - эгоизм, себялюбие. Младенец - “ чистейшее

наслаждающееся Я”.

Пиаже: младенчество - доминирует эгоцентризм.

Выготский: младенец - максимальное социальное существо, так как

зависит от взрослого.

Лисина: ведущий фактор - потребность в общении.

Божович: главная потребность - новые впечатления.

Маслоу: рождается с физиологическими потребностями плюс потребность в

безопасности.

Эриксон: базальное доверие или недоверие к миру.

Потребность в безопасности - к стабильности, к упорядоченности, защите (А.

В зависимости от степени удовлетворения потребности в безопасности будет

различаться базальное доверие или недоверие.

Формирование мотива достижения начинается со стремления ребёнка делать, что -

то самостоятельно плюс социальная потребность (некоторые исследователи).

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Это совокупность представлений человека о себе. Самооценка плюс поведенческий

До трёх месяцев ребёнок не воспринимает себя, как субъекта. Уже в три месяца

- интерес к собственному телу, формируется схема тела.

Способность к подражанию.

Флейк - Хобсон - эта способность появляется уже у двух - трёх недельных

детей. Инициатива подражания принадлежит самому ребёнку. Ребёнок наблюдает за

реакцией взрослого.

До восьми месяцев ребёнок замечает изображение в зеркале, но трудно сказать

узнаёт ли себя.

От восьми месяцев до полутора лет - отличает изображение в зеркале своё от

других людей.

К полутора годам - ребёнок указывает на пятно на лице.

К двум годам - смысл тех действий, которые совершает перед зеркалом.

Эмоциональное восприятие определяется отношением к ребёнку взрослого.

До трёх месяцев ребёнок реагирует только на “ похвалу”.

- возможно, положительные сигналы различаются проще;

- возможно, рефлективная защита от негативного.

Я - концепция ребёнка определяется взрослыми.

Половая идентификация.

Кон - она складывается уже к полутора годам. Ребёнок ориентируется на

биологические признаки.

Имя - включается в “ образ Я” это средство самоактуализации. К двум годам в

речи упоминается своё имя (в третьем лице). Целостного представления о себе ещё

Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Итак, когнитивное развитие происходит в такие периоды:

0-2 года. Развивается сенсомоторный интеллект (взаимодействие происходит через чувственное восприятие).
2-7 лет. Развивается дооперационный интеллект (появление обобщающих понятий в отрыве от конкретного объекта).
7-12 лет. Период конкретных операций (формирование отдельных понятий в группы и системы).
12-15 лет. Период формальных операций (готовность мозга работать с гипотетическими и абстрактными понятиями).
Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.

После двух лет ребенок начинает чувствовать разрыв между конкретно воспринимаемым объектом и понятием о нем. Он учится оперировать отвлеченными категориями. Для этого этапа свойственна центричность восприятия, то есть, восприятие объекта только с одной точки зрения. С двух лет уже проводят тестирования на предмет задержки развития когнитивных функций и навыков на этом этапе.

На этом этапе ребенок начинает оперировать понятиями. Такое умение считается главным в готовности к школьному обучению, где уже необходимо мыслить категориально, выстраивать логические цепочки, систематизировать информацию. Задержка развития на этом этапе представляет собой неспособность проводить логические операции. Традиционные нарушения – дисграфия, дислексия. Они относятся к легким нарушениям и успешно корректируются.

Для этого периода характерно формирование способности мыслить гипотетически, совершать сложные умственные операции разных видов (редукция, дедукция, дизъюнкция, конъюнкция). На этом этапе ребенок переходит из младшей школы в среднюю. У многих детей возникают сложности на этом этапе, но чаще всего отклонения не является нарушениями развития. Обычно помогают справиться с проблемами консультации с психологом и опытными педагогами.

Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.

Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть. Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата.

Младенцу принадлежит активная роль в его когнитивном развитии. Пиажесчитал, что младенцы — активные, динамичные и творческие существа, обладающие ментальными структурами — схемами, которые обрабатывают и организуют информацию. С возрастом эти схемы превращаются в более сложные когнитивные структуры. Это преобразование осуществляется через прохождение ряда стадий, на которые ребенок может переходить в различном возрасте, но всегда в одной и той же последовательности.

1. Сенсомоторный период до 24 мес. Основные паттерны сенсомоторного поведения, начинающиеся как рефлексы, приводят младенцев к формированию схем через процессы ассимиляции и аккомодации. Уже заложенные в них паттерны, такие как взгляд, зрительное слежение, сосание, хватание и плач (крик) превращаются в ранние понятия (представления) детей о предметах, людях и о самих себе. Таким образом, именно в сенсомоторном поведении заложены истоки интеллекта.

При помощи хватания, сосания и жевания происходит аккомодация новых объектов. Постепенно из базовых сенсомоторных схем младенца развиваются более сложные когнитивные способности. Большая часть обучения младенцев носит случайный характер.

Игра с предметами. Несмотря на то что достижения детей в играх с предметами часто остаются незамеченными родителями и воспитателями, эти достижения играют важную роль в когнитивном развитии ребенка. Игра с предметами в своем развитии проходит ряд стадий:

К 4-5 месяцам младенцы обычно уже дотягиваются до предметов, схватывают их и удерживают в руках.

5-месячные-простая исследовательско-манипулятивная деятельность.

большинство младенцев исследуют предметы: дети размахивают ими, крутят во все стороны, проверяют на прочность, ударяя их о другие предметы. Однако они еще не понимают назначение вещей.

К 12 месяцам младенцы сначала останавливаются и обследуют предмет, прежде чем отправить его в рот.

К 15-18 месяцам они пробуют использовать предметы по их непосредственному назначению, например могут делать вид, что пьют из чашки или причесываются детской расческой.

К 21 месяцу дети уже используют многие предметы по назначению: они кормят куклу с ложки, усаживают ее на сиденье игрушечного автомобиля или пытаются открыть воображаемую дверь с помощью ключа.

К 24 месяцам их игра еще больше напоминает реальность: малыши выводят своих кукол на прогулку и выстраивают в очередь игрушечные машины с прицепами.

Подражание. В течение первых 2 месяцев жизни дети лишь время от времени подражают действиям играющих с ними взрослых.

мимическое подражание на 2-м или 3-м месяце исчезает и возобновляется вновь лишь через несколько месяцев

К 6-7 месяцам способность младенцев подражать жестам и действиям взрослых значительно улучшается. Сначала малыши подражают лишь тем жестам, для которых у них уже есть схемы действия: разжимают и сжимают кулачок, тянут ручки в направлении предмета.

Но к 9 месяцам они уже могут подражать новым жестам и действиям, в которых заняты обе руки, например ударять одним предметом о другой.

На втором году жизни дети начинают имитировать серии действий или жестов даже спустя некоторое время после того, как они их видели. Сначала они подражают только тем действиям, которым им хочется подражать. Несколько позднее они, по инициативе родителей, подражают им, когда те показывают, как чистить зубы или есть вилкой, ложкой или китайскими палочками. Некоторые малыши даже к горшку приучаются без особых усилий, просто подражая старшим детям.

Маленькие дети демонстрируют устойчивые индивидуальные различия в способности к отсроченной имитации: некоторые из них гораздо лучше умеют имитировать действия по прошествии времени, чем другие, независимо от возраста.

Развитие понимания постоянства объектов связано с рядом других когнитивных достижений. Во-первых, младенцы должны начать узнавать знакомые предметы, что доступно им уже в возрасте 2 месяцев. Например, они оживляются при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ними ухаживает. Во-вторых, 2-месячные дети уже могут следить за движущимся предметом, который исчезает за одним краем ширмы, переводя затем взгляд на другой ее край, чтобы посмотреть, не появится ли он вновь, удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется из-за укрытия. При этом их взгляд очень точно и синхронно следует за скрывшимся предметом. Но их, по-видимому, не беспокоит, если с другой стороны ширмы появляется совершенно новый предмет. В целом, дети до 5 месяцев могут очень спокойно относиться к всевозможным трансформациям окружающих их предметов.

Дети старше 5 месяцев более наблюдательны. Они проявляют беспокойство, если с другой стороны ширмы появляется новый предмет или тот же самый, но быстрее или медленнее, чем они ожидали

Память. 4-месячные младенцы предпочитают смотреть на новые предметы, а это означает, что они достаточно хорошо помнят уже виденное. Малыш, подражающий взрослым, должен обладать способностью запоминания производимых ими звуков и движений, которые они совершают. Младенец, ищущий игрушку там, где у него на глазах ее спрятали, вспоминает место, где она лежит.

Даже самые маленькие дети, по-видимому, обладают хорошей зрительной памятью. 2-месячные дети хранят в памяти зрительные впечатления. 5-месячные дети узнают однократно показанное изображение через 48 часов, а фотографии человеческих лиц — спустя 2 недели. Ряд исследований указывает на то, что младенцы обладают и долговременной памятью, по крайней мере на яркие события. В одном исследовании детям удалось вспомнить эксперимент, проводившийся двумя годами раньше. В дальнейшем удалось выявить различные факторы, определяющие степень сохранности ранних воспоминаний. Особое значение имеет фактор наличия или отсутствия движения или перемещения ребенка в пространстве в тот момент, когда он впервые сталкивается с объектами, которые ему необходимо будет вспомнить впоследствии. Кроме того, музыка, транслирующаяся во время запоминания, может улучшать удержание данного события или объекта в памяти (Fagen et al., 1997).

Между 20-м и 26-м месяцами жизни они уже могут вообразить, что предмет представляет собой нечто иное, не то, что он есть на самом деле. Метла может превратиться в лошадь, бумажный пакет — в шляпу, а паркетный пол — в бассейн. Такие формы воображения являют собой следующий шаг в когнитивном развитии.

У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые - вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение.

Слух .

Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рождения слуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит, но есть реакция на звук.

В три - четыре месяца - реакция на пение, музыку. Прежде всего, слух ребёнка реагирует на интонации, позже звуки.

Зрение .

Нет координации осей. Развивается дольше других. Свет - реакция ориентировочная. Цвет - первые дни не различает (к пятому месяцу).

Восприятия и ощущения .

В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимо сведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз (периодизация Пиаже).

Память .

Условный рефлекс - первоначальное развитие памяти. Например: плачет ребёнок - заходит мама - нет плача.

Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнок узнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентный период), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетний ребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память может обеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс) .

Внимание .

В первые месяцы - непроизвольное внимание (как ориентировочный рефлекс). К двум месяцам может сам заинтересоваться, к пяти - берёт в рот и играет.

Зачатки произвольного внимания - к одному году.

Л. С. Выготский: “ Произвольное внимание начинается с указательного пальца”.

Мышление .

Характерно наглядно - действительное мышление. Отражение связей и отношений только в наглядной ситуации и выделяется с помощью действия. В 1,1 г. - способен подставить стул, если высоко. Решение простых практических задач исходя из собственного опыта и опыта других людей.

Речь .

Параллельно с развитием мышления. Четыре периода развития речи. Два из них выпадают на младенчество:

период подготовки словесной речи;

первоначальное овладение языком.

Подготовка словесной речи (от рождения - 1 г.).

Первые голосовые проявления - плач и крик (носят рефлекторный характер). Плачет - подходит взрослый. Знак - у меня не всё в порядке. В два - три месяца ребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошем расположении духа. Даже лепет плюс согласные. Лепет и воркование - видимо, заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). До восьми месяцев дети всех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонации языка ( эхология ).

Существует ещё пассивная речь , которая развивается раньше, чем активная (где логика?). Расширение пассивного словаря с шести месяцев. Период активной речи: восемь - девять месяцев.

Первоначальное овладение языком.

1 стадия) - слов и предложений;

2 стадия) - двух или трёх словных предложений.

Первая стадия (от 1 г. - 1,5 лет) - первые слова отличаются своеобразием: слово может говорить и о предмете и о действии с предметом. Эти слова ситуативны - привязаны к ситуации, т.е. чужой не может понять речи ребёнка.

Вторая стадия (1,5 - 2 г.) - быстрый рост активного словаря. К двум годам - 250 - 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение. К этому времени почти все буквы, кроме Р, Л, С, З, Ж, Ш (свистящие; шипящие).

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Во время знакомства с предметами и способами их использования, совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Играя с различными предметами и материалами, например с камнями, песком, водой, ребенок узнает об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждая игрушка оставляет в песке разный отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит его об пол, тем выше тот отскочит. Постепенно дети научаются сравнивать и классифицировать объекты. Лучше разбираться в различных понятиях, таких как: размер, форма, материал. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении.
Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности.

Восприятие

Восприятие обладает рядом особенностей:

Внимание

У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Мышление

Мышление ребенка в этот период ограничено наглядной ситуацией (ситуативное мышление) и развивается на фоне практической деятельности. Он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических, наглядных для него действий в настоящем времени. Ребенок действует с предметами и таким образом схватывает связи между ними. До двух лет идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок. Ребенок исследует объекты путем воздействия на них новыми способами.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробок, ящиков, извлечение звуков из звучащих игрушек, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Ребенок познает существенные и функциональные признаки предметов. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — познавательные: любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления проявляется не только в успешности решения практических задач, но прежде всего в удовольствии, которое получает ребенок от самостоятельных исследований. Ребенку бесконечно нравится исследовать новое.
Важной характеристикой мышления является способность к переносу найденного способа решения задачи на новые предметы и условия. Изучение объектов и познание мира, приводит к тому, что на втором году жизни ребенок распределяет предметы по категориям, но не по сходству внешнего вида, а по сходству их функций и поведения. Теперь ребенок понимает, что определенные действия, подходят для одних категорий предметов, и не подходят для других. Например, покормить воображаемой кашей из ложки можно плюшевого мишку, но нельзя покормить игрушечную машинку.

Феномены мышления

Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.

Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.

Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.

В когнитивном плане в этот период формируется:

Тема 4. Младенчество (от рождения до 2 лет)

Вопросы:

1. Когнитивные особенности.

2. Аффективная сфера.

3. Мотивационная сфера.

5. Поведенческие особенности.

6. Итоги возраста.

Когнитивные особенности.

Когнитивные особенности – это особенности познавательной сферы. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе самом.

Развитие психических познавательных процессов, как правило, протекает неравномерно. На первых этапах возрастного развития, прежде всего, происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. К числу таких процессов относятся ощущения и восприятия.

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ.Ощущение — отражение свойств, предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение — это психический процесс, начинающий развиваться сразу после рождения ребенка. Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств, предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др. Благодаря ощущениям человек получает самую разнообразную информацию о внешнем мире.

РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ. Сразу после рожденияу ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры комнаты. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ. Уже к моменту рожденияу ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети ярко реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рожденияребенок уже способен отличить молоко матери от подслащенной воды, а последнюю — от простой воды.

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ. С момента рожденияу ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мама или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах.

Однако следует отметить, что обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются у ребенка достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

РАЗВИТИЕ СЛУХА. Более сложно, чем обоняние и вкус, развиваются у ребенка зрение и слух. Это объясняется, прежде всего, сложностью строения и функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения ребенка.

В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней после рождения. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели,иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку у новорожденного ребенка очень низкая, но постепенно в первые недели его жизни она возрастает. Через два-три месяцаребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивая голову в сторону источника звука. На третьем-четвертоммесяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяцежизни, когда ласковый тон мамы действует на ребенка успокаивающе.

Немного позже ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает только к концу первого годажизни малыша. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а спустя некоторое время он начинает различать и согласные.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных детей достаточно низкая, но уже в первые дни жизни она заметно возрастает. С момента появления у малыша зрительных ощущений ребенок начинает реагировать на свет различными двигательными реакциями.

Однако цвет ребенок различает очень плохо, и развитие этой его способности идет очень медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце своей жизни,после чего у него незамедлительно появляется интерес ко всякого рода ярким предметам.

Новорожденный ребенок не может различать предметы. Эта способность возникает у малыша лишь в процессе развития у него восприятия.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Основным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете, а не только об его отдельных свойствах. Например, когда мы сидим за столом, то мы понимаем, что сидим именно за столом, а не за чем-то непонятным, имеющим определенную температуру, твердость и цвет.

С психологической точки зрения восприятие — это чрезвычайно сложный процесс, тесно взаимосвязанный с другими психическими процессами, происходящими в организме человека. Экспериментальные исследования позволяют утверждать, что в формировании образа предмета реального мира кроме ощущений задействована память, мышление, речь и др. Поэтому очень часто о восприятии говорят как о своеобразной перцептивной деятельности. Следовательно, когда ребенок начинает выделять предметы из окружающего его мира, это свидетельствует о переходе его психического развития на более высокую ступень.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Развитие речи проходит в несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка.

1. ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ. Этот период начинается с первых дней жизни ребенка и длится до конца первого года его жизни.

Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье. Несколько позднее (3—4 недели)они превращаются в редкие отрывистые звуки — зачатки лепета. Первые звуки, произносимые ребенком, лишены функции речи. Они возникают, скорее всего, из-за органических ощущений, или двигательных реакций на внешний раздражитель. Однако уже в возрасте 2—3 недельдети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте 2—3 месяцевначинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Так, услышав голос, 3-месячныйребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление уже можно рассматривать как первые зачатки речевого общения.

С 7—8 месяцеву ребенка значительно увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Существенной особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти слова еще не являются настоящим языком, хотя характерно, что возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных для него ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста,

сопровождаемого определенными звуками.

С 8—9 месяцеву ребенка начинается период развития активной речи.Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые вызывают у него определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл. Одновременно с началом попыток активной речи быстро увеличивается количество понимаемых ребенком слов. Так, до 11 месяцевприрост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-13-й месяцыэтот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться собственно обращенными к нему словами.

2. ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ. В конце первого — начале второго года жизниу ребенка начинается период развития собственно речевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружающими. Таким образом, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью — периоду первоначального овладения языком.

Первые слова ребенка отличаются особым своеобразием. Малыш уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему.

Следующей особенностью данного периода является то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом — как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и призыв о помощи, и просьбу о том, что ребенку необходимо что-то сделать, и др. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающего его жеста или действия малыша. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, но еще грамматически несопоставимых друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития не является грамматически дифференцированной.

Вторая стадия начинается со второго полугодия второго годажизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехслов-ных предложенийили как стадия морфологической расчлененности детской речи.С переходом к данной стадии начинается весьма быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годамдостигает 250-300 слов, имеющих уже гораздо более устойчивое и четкое значение.

Увеличение темпов овладения языком на данной стадии речевого развития ребенка может быть объяснено тем, что в своей речи малыш пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, то есть что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Вероятно, это явление в свою очередь обусловлено развитием мыслительных процессов у ребенка.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.

Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связано с мышлением, поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и его орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики своей речи.

Бурное развитие речи ребенка во второй год жизни может быть косвенным подтверждением того, что у него начинают активно развиваться мыслительные процессы. Развитие мышления ребенка, безусловно, имеет свои закономерности.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ. В настоящее время существуют различные теории, которые пытаются определить основные этапы и механизмы развития мышления человека в его онтогенезе. Ряд теорий противоречат друг другу. Тем не менее есть общепринятые точки зрения в отношении закономерностей развития мышления.

1. Обобщение. Обобщение — продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

В большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от его практической деятельности: мы видим, как ребенок совершает одни и те же действия со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого годажизни малыша. Причем проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку сам процесс мышления для ребенка имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.

3. Сравнение. Сравнение — одна из логических операций мышления, суть которой заключается в сопоставлении одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой.

Другим весьма значимым этапом развития мышления ребенка является этап, в процессе которого малыш может один и тот же предмет назвать несколькими словами. Это явление наблюдается, как правило, в возрасте около 2 лети свидетельствует о формировании у ребенка такой умственной операции, как сравнение. На данном этапе развития мышления в сознании ребенка происходит процесс обнаружения сходства или различия между предметами и явлениями реального мира. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются. Следовательно, к концу второго года жизниребенок в состоянии обнаружить различия между окружающими его предметами.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. Говоря об особенностях психического развития детей в возрасте до 2 лет, нельзя не остановиться на особенностях проявления такого психического процесса, как память. Неоспоримым является тот факт, что развитие восприятия, мышления и речи не может осуществляться без участия памяти. Ребенок не может выучить слово, если не в состоянии его запомнить.

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцыжизни ребенка. Например, прекращение плача, когда в комнату входит мама.

Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодияжизни малыша и сначала ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если же промежуток времени между узнаванием и последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать несколько дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второго годажизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого.

Таким образом, к концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. Однако рассмотрение особенностей развития когнитивной сферы человека в возрасте до двух лет было бы неполным без анализа особенностей раз вития внимания ребенка. Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития.

Читайте также: