Новообразованием кризиса одного года является развитие пассивного словаря
28) Психическое развитие ребенка в период раннего возраста. Ранний возраст - период с 1 до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия. Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец. Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. У ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Другой стороной процесса становления речи является понимание смысла обращенной к малышу речи. Ближе к 3м годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша. Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов, ребенок способен отличать несколько геометрических фигур. К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.
29)Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста. Кризис 3-х лет. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. В конце этого периода при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Кризис 3х лет-- граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
30)Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Ребёнок начинает осознавать,что он сам действует.Это сознание даёт по большому счёту осознавать что он делает.Возникает режиссерская игра.Образно-ролевая игра-ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно.Обязательн.условия для разв.образно ролевой игры явл.яркие интенсивные переживания.
Ведущая деятельность-сюжетно-ролевая игра(к 4 годам).В этой игре дети воспроизводят собственные человеч.роли и отношения..На 5 году появл.игра с правилами,роль отводят на 2 план,а главное-чёткое выполнение правил.На 6 году полностью появл. игра по правилам.
В игре выдел.следующ компоненты:
1.свои игровые условия(участвуют дети и разного рода предметы и игрушки)
2.сюжет(та сфера деят-сти,которая отраж.в игре.
3.По мере освоения-более сложные и по сюжету и по форме.
4.Один и тот же сюжет становится более длительным с каждым годом жизни.
5.Содержание становится с каждым годом жизни всё сложнее.
Правила игры усложняются с каждой новой идеей,которая появляется.
6.Игра появляется со свёрнутой идеей действий,с ярко выраженными ролями,но при этом скрыты правила!
7.Игра со скрытыми правилами и скрытыми ролями
8.Игра с правилами
Игра-ведущая деят-сть,влияет на психич.развитие детей.
1.полноценное общение детей друг с другом.
2.произвольное поведение ребёнка(появл.самоконтроль)
3.Новые правила,которые регулируют его образцы в мире.
Развивается мотивационно-потребностная сфера.Возникают новые мотивы деятельности и цели.Игра формир.произ.память,влияет наразв.речи и на интеллект.развитие
Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.
Дошкольного возраста: Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
33)Развитие психических процессов дошкольника.
Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
34)Развитие личности дошкольника, его эмоциональной и мотивационной сферы.
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка.К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.
Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.
В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика
В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.
Основное влияние на развитие эмоций и чувствоказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.
Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.
35) Новообразование дошкольного возраста. Кризис 7 лет .
Новообразования дошкольного возраста
Кризис 7 лет.
Кризис саморегуляции , напоминающий кризис 1 года. По Божович это период рождения социального Я ребенка .Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность- уважение. Потеря детской непосредственности(кривляние) .Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни .Способность и потребность в социальном функционировании , в занятии значимой социальной позиции .
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Возрастная психология / шпоры
Предметом возрастной психологии является:
Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека
процесс развития психологической науки
особенности индивидуального развития людей
особенности развития педагогических навыков и умений
Возрастной период – это:
Цикл развития
Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась:
Львом Семеновичем Выготским
Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:
дляпериодизации Вильяма Штерна
Для периодизации Павла Петровича Блонского
для периодизации Даниила Борисовича Эльконина
для периодизации Льва Семеновича Выготского
Основным механизмом развития личности является:
Рефлексия
преодоление внешних и внутренних конфликтов
Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:
В 20-ом веке
в 3-ем веке до нашей эры
Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:
также, как в нормальных условиях
быстрее, чем в нормальных условиях
Иначе, чем в нормальных условиях
медленнее, чем в обычных условиях
Слуховое восприятие у младенца:
намного лучше, чем у взрослого человека
намного хуже, чем у взрослого человека
Сложно сказать что-то определенное
как у взрослого человека
К прогрессивным видам движения младенца относится:
Ползание
раскачивание на четвереньках
Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:
Может быть преодолена при правильном обучении и воспитании
не может быть совсем преодолена ни при каких условиях
может сама пройти с возрастом
сложно сказать что-то определенное
Ситуативное понимание речи окружающих складывается:
К концу 1 года
Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:
отсутствие комплекса оживления
Боязнь безопасных предметов
Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:
Воображения
Логика игровых действий легко нарушается:
На первом уровне развития игры
на втором уровне развития игры
на третьем уровне развития игры
на четвертом уровне развития игры
Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:
Ситуативной речью
В норме самооценка дошкольников:
Завышена
сложно сказать что-то определенное
Одаренность, как отклонение в психическом развитии:
затрудняет развитие интеллекта
Затрудняет развитие волевых качеств личности
создает трудности при обучении и воспитании
сложно сказать что-то определенное
Психологические особенности подростка определяются
проявлением акцентуаций характера
особенностями профессиональной деятельности
Особенностями игровой деятельности
особенностями манипулятивной деятельности
Главная особенность личностного развития подростка - это:
Личностная нестабильность
Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:
Сглаживается
еще больше обостряется
сохраняет свои проявления на том же уровне
сложно сказать что-то определенное
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
Интимно-личностное общение
Психология ранней юности охватывает период:
от 11 до 15 лет
От 15 до 17 лет
от 17 до 23 лет
от 23 до 30 лет
Центральным новообразованием ранней юности является:
Самоопределение
появление внутреннего мира
Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, - это:
Студенческая субкультура
Любовь, при которой человека принимают таким, какой он есть - это:
Влюбленность
Сущность кризиса 30 лет - это:
проблема профессионального самоопределения
Поиск смысла жизни
отсутствие дружеских отношений
Пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости:
У летчиков-испытателей
Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:
Преждевременное старение
сложно сказать что-то определенное
Возраст от 60 до 69 лет - это:
Предстарческий период
Состояние фрустрации, вызванное крушением всех планов и надежд умирающего человека, - это:
стадия отрицания смерти
Стадия гнева
Главной задачей возрастной психологии является:
Отслеживание динамики развития
отслеживание отклонений в развитии
отслеживание особенностей реагирования в конфликтах
отслеживание особенностей развития теорий личности
Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
Цикличность развития
сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:
Львом Семеновичем Выготским
Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
для периодизации Вильяма Штерна
для периодизации Павла Петровича Блонского
Для периодизации Даниила Борисовича Эльконина
для периодизации Зигмунда Фрейда
Самосознание личности в основном складывается:
К 17-ти годам
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:
Льва Семеновича Выготского
Основные этапы психического развития человека включают:
Детство, отрочество, юность, зрелость, старость
созревание и старение
К атавистическим рефлексам у младенца относится:
Хватательный рефлекс
К тупиковым видам движения младенца относится:
вставание на ноги
Раскачивание на четвереньках
Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:
может быть преодолена при правильном обучении и воспитании
Не может быть совсем преодолена ни при каких условиях
может сама пройти с возрастом
сложно сказать что-то определенное
Понимание смысла всех слов окружающих складывается:
К 6-ти годам
Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
С узнавания себя в зеркале
с осознания собственных желаний
с усвоения своего имени
Психологическая характеристика готовности к школе включает:
Интеллектуальную готовность
сложно сказать что-то определенное
Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:
на первом уровне развития игры
на втором уровне развития игры
На третьем уровне развития игры
на четвертом уровне развития игры
Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:
Контекстной речью
К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:
Замкнутость
боязнь безопасных предметов
отсутствие интереса к новым игрушкам.
Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:
Мышление
Основной проблемой подросткового возраста является:
дефицит общения с матерью
невладение элементарными навыками самообслуживания
Тенденция к взрослости
Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:
в любой ситуации
Равнозначная любовь
Одним из центральных психологических новообразований молодости является:
У авиадиспетчеров
Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:
Преждевременное старение
сложно сказать что-то определенное
Возраст от 70 до 79 лет - это:
Старческий период
Поиски умирающим человеком способов продления своей жизни, - это:
стадия отрицания смерти
Стадия торга
В качестве метода возрастной психологии не используется:
Неравномерность развития
сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
Главными источниками и движущими силами психического развития являются:
мотивация, потребности и внешние стимулы
особенности исторической эпохи
Системы обучения
Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:
для периода роста
для кризисного периода
Для стабильного периода
Структурными звеньями самосознания являются:
внешняя и внутренняя речь
Сенсомоторного интеллекта
репрезентативного интеллекта и конкретных операций
Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
Общения с матерью
системы социального обеспечения
На всю жизнь сохраняется:
Коленный рефлекс
Новообразованием кризиса одного года является:
развитие активного словаря
развитие пассивного словаря
развитие тонкой моторики
Аффективная реакция
Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
К 3-м годам
Стремление ребенка 3-х лет делать все самостоятельно - это:
Своеволие
Отражаемая в играх дошкольников действительность - это:
Сюжет ролевой игры
содержание ролевой игры
продолжительность ролевой игры
уровень развития ролевой игры
Логика игровых действий определяется принятой на себя ролью:
на первом уровне развития игры
Объяснительной речью
Одним из проявлений кризиса 7-ми лет является:
Неестественность поведения
автономная детская речь
Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра:
в первом классе
В пятом классе
в седьмом класс
в десятом классе
У подростков внутренние органы растут:
Медленнее, чем скелет
быстрее, чем скелет
с той же скорость, что и скелет
сложно сказать что-то определенное
Система внутренне согласованных представлений о себе - это:
нравственный облик человека
сложно сказать что-то определенное
Социальная дезадаптация при акцентуации характера в подростковом возрасте:
Бывает непродолжительной
сложно сказать что-то определенное
В подростковом возрасте память становится:
Интеллектуализированной
сложно сказать что-то определенное
При напряженном протекании ранней юности:
Отсутствует
сложно сказать что-то определенное
Стиль студенческой жизни, предполагающий углубленное изучение предметов, - это:
академическая субкультура
Любовь, при которой любит только один из супругов, - это:
Неразделенная любовь
Мотивы получения удовольствия преобладают:
У ученых
Центральным психологическим новообразованием зрелости является:
продуктивность в профессиональном и семейном плане
Возраст от 80 до 89 лет - это:
Позднестарческий период
Ощущение безнадежности от предстоящей разлуки с жизнью - это:
стадия отрицания смерти
Стадия депрессии
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки рассматриваются:
в методологии психологии
Метаморфозы развития
сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
Основными условиями психического развития являются:
применяемые технологии обучения
Для всей жизни
для кризисного периода
для стабильного периода
Генезис структурных звеньев самосознания начинается:
с узнавания родителей
с узнавания друзей
С узнавания себя
с отличия знакомых людей от незнакомых
Развитие дооперациональных представлений, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:
Автономную детскую речь
Первая эмоциональная реакция новорожденного - это:
Крик
Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:
Орудийные действия
Нормальный ход умственного развития в раннем детстве определяет развитие:
Восприятия
Стремление ребенка 3-х лет не подчиняться требованиям взрослых - это:
Негативизм
То, что дошкольник выделяет как основной момент деятельности взрослых - это:
Сюжет ролевой игры
содержание ролевой игры
продолжительность ролевой игры
уровень развития ролевой игры
Логика игровых действий четко воссоздает реальную жизнь:
на первом уровне развития игры
на втором уровне развития игры
на третьем уровне развития игры
Наглядно-образное мышление
Вербализм – это одно из проявлений:
личностной неготовности к школе
Адекватной
У подростков половых гормонов вырабатывается:
меньше, чем у взрослых
Больше, чем у взрослых
столько же, сколько и у взрослых
сложно сказать что-то определенное
только начинает формироваться
сложно сказать что-то определенное
В основном, стабилизируется
Самым примитивным видом подростковых увлечений являются:
Произвольным
сложно сказать что-то определенное
При сложном протекании ранней юности:
происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов
происходит плавное продвижение к кризису 17 лет
У преподавателей
Человек не достигает психологической зрелости:
Дряхлость
Смирение со своей судьбой и спокойное ожидание смерти - это:
Стадия принятия
Продолжительность ролевой игры к концу дошкольного возраста может составлять:
Несколько часов или дней
От его жизненного замысла
от его семейной жизни
Развитие морального сознания личности рассматривается в работах:
Лоренса Колберга
Артура Владимировича Петровского
Превращение мышления ребенка в гипотетико-дедуктивное, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:
репрезентативного интеллекта и конкретных операций
Формальных операций
Острота зрения у младенца:
как у взрослого человека
намного лучше, чем у взрослого человека
намного хуже, чем у взрослого человека
Комплекс оживления
Отсутствие интереса к взрослому к концу младенческого возраста - это:
Протест-бунт
Исторический очерк развития возрастной психологии как науки охватывает период:
с 7 – 6 веков до нашей эры
с середины 18 века
С конца 19 века
с конца 20 века
К сюжетным игрушкам относятся:
Куклы
На развитие психических функций в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает развитие:
Памяти
Высокая личностная тревожность – это одно из проявлений:
личностной неготовности к школе
интеллектуальной неготовности к школе
физической неготовности к школе
В подростковом возрасте акцентуации характера:
проявляются в неявной форме
сложно сказать что-то определенное
Проявляются особенно ярко
В подростковом возрасте наиболее тесно связаны со школьным обучением:
Дружба
Кризис 17 лет связан:
Самоопределение
Любовь, при которой объект любви наделяется желаемыми идеальными чертами, - это:
Влюбленность
Мотивы призвания в профессиональной и семейной деятельности преобладают:
при гедонистической направленности личности
при эгоистической направленности личности
при духовно-нравственной направленности личности
Потеря смысла жизни
осознание бесцельности прожитой жизни
построение плана жизни
Человек не полностью достигает психологической зрелости:
Стадия отрицания смерти
Больше всего из когнитивных процессов в процессе старения страдает:
Возрастная психология / шпоры
Предметом возрастной психологии является:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы
С чего начинается кризис первого года
Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.
Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.
Причины развития кризиса одного года
Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.
Особенности проявления кризиса одного года: признаки
Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.
Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.
Успешное преодоление кризиса: психологические методы
Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.
Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.
Читайте также: