Новообразованием кризиса одного года является развитие пассивного словаря

28) Психическое развитие ребенка в период раннего возраста. Ранний возраст - период с 1 до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия. Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец. Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. У ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Другой стороной процесса становления речи является понимание смысла обращенной к малышу речи. Ближе к 3м годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша. Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов, ребенок способен отличать несколько геометрических фигур. К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

29)Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста. Кризис 3-х лет. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. В конце этого периода при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Кризис 3х лет-- граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

30)Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Ребёнок начинает осознавать,что он сам действует.Это сознание даёт по большому счёту осознавать что он делает.Возникает режиссерская игра.Образно-ролевая игра-ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно.Обязательн.условия для разв.образно ролевой игры явл.яркие интенсивные переживания.

Ведущая деятельность-сюжетно-ролевая игра(к 4 годам).В этой игре дети воспроизводят собственные человеч.роли и отношения..На 5 году появл.игра с правилами,роль отводят на 2 план,а главное-чёткое выполнение правил.На 6 году полностью появл. игра по правилам.

В игре выдел.следующ компоненты:

1.свои игровые условия(участвуют дети и разного рода предметы и игрушки)

2.сюжет(та сфера деят-сти,которая отраж.в игре.

3.По мере освоения-более сложные и по сюжету и по форме.

4.Один и тот же сюжет становится более длительным с каждым годом жизни.

5.Содержание становится с каждым годом жизни всё сложнее.

Правила игры усложняются с каждой новой идеей,которая появляется.

6.Игра появляется со свёрнутой идеей действий,с ярко выраженными ролями,но при этом скрыты правила!

7.Игра со скрытыми правилами и скрытыми ролями

8.Игра с правилами

Игра-ведущая деят-сть,влияет на психич.развитие детей.

1.полноценное общение детей друг с другом.

2.произвольное поведение ребёнка(появл.самоконтроль)

3.Новые правила,которые регулируют его образцы в мире.

Развивается мотивационно-потребностная сфера.Возникают новые мотивы деятельности и цели.Игра формир.произ.память,влияет наразв.речи и на интеллект.развитие

Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.

Дошкольного возраста: Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

33)Развитие психических процессов дошкольника.
Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

34)Развитие личности дошкольника, его эмоциональной и мотивационной сферы.
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка.К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувствоказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

35) Новообразование дошкольного возраста. Кризис 7 лет .

Новообразования дошкольного возраста

Кризис 7 лет.

Кризис саморегуляции , напоминающий кризис 1 года. По Божович это период рождения социального Я ребенка .Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность- уважение. Потеря детской непосредственности(кривляние) .Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни .Способность и потребность в социальном функционировании , в занятии значимой социальной позиции .

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Возрастная психология / шпоры

Предметом возрастной психологии является:

Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека

процесс развития психологической науки

особенности индивидуального развития людей

особенности развития педагогических навыков и умений

Возрастной период – это:

Цикл развития

Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась:

Львом Семеновичем Выготским

Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:

дляпериодизации Вильяма Штерна

Для периодизации Павла Петровича Блонского

для периодизации Даниила Борисовича Эльконина

для периодизации Льва Семеновича Выготского

Основным механизмом развития личности является:

Рефлексия

преодоление внешних и внутренних конфликтов

Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:

В 20-ом веке

в 3-ем веке до нашей эры

Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

также, как в нормальных условиях

быстрее, чем в нормальных условиях

Иначе, чем в нормальных условиях

медленнее, чем в обычных условиях

Слуховое восприятие у младенца:

намного лучше, чем у взрослого человека

намного хуже, чем у взрослого человека

Сложно сказать что-то определенное

как у взрослого человека

К прогрессивным видам движения младенца относится:

Ползание

раскачивание на четвереньках

Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

Может быть преодолена при правильном обучении и воспитании

не может быть совсем преодолена ни при каких условиях

может сама пройти с возрастом

сложно сказать что-то определенное

Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

К концу 1 года

Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

отсутствие комплекса оживления

Боязнь безопасных предметов

Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:

Воображения

Логика игровых действий легко нарушается:

На первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

на третьем уровне развития игры

на четвертом уровне развития игры

Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:

Ситуативной речью

В норме самооценка дошкольников:

Завышена

сложно сказать что-то определенное

Одаренность, как отклонение в психическом развитии:

затрудняет развитие интеллекта

Затрудняет развитие волевых качеств личности

создает трудности при обучении и воспитании

сложно сказать что-то определенное

Психологические особенности подростка определяются

проявлением акцентуаций характера

особенностями профессиональной деятельности

Особенностями игровой деятельности

особенностями манипулятивной деятельности

Главная особенность личностного развития подростка - это:

Личностная нестабильность

Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

Сглаживается

еще больше обостряется

сохраняет свои проявления на том же уровне

сложно сказать что-то определенное

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

Интимно-личностное общение

Психология ранней юности охватывает период:

от 11 до 15 лет

От 15 до 17 лет

от 17 до 23 лет

от 23 до 30 лет

Центральным новообразованием ранней юности является:

Самоопределение

появление внутреннего мира

Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, - это:

Студенческая субкультура

Любовь, при которой человека принимают таким, какой он есть - это:

Влюбленность

Сущность кризиса 30 лет - это:

проблема профессионального самоопределения

Поиск смысла жизни

отсутствие дружеских отношений

Пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости:

У летчиков-испытателей

Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:

Преждевременное старение

сложно сказать что-то определенное

Возраст от 60 до 69 лет - это:

Предстарческий период

Состояние фрустрации, вызванное крушением всех планов и надежд умирающего человека, - это:

стадия отрицания смерти

Стадия гнева

Главной задачей возрастной психологии является:

Отслеживание динамики развития

отслеживание отклонений в развитии

отслеживание особенностей реагирования в конфликтах

отслеживание особенностей развития теорий личности

Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:

Цикличность развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:

Львом Семеновичем Выготским

Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:

для периодизации Вильяма Штерна

для периодизации Павла Петровича Блонского

Для периодизации Даниила Борисовича Эльконина

для периодизации Зигмунда Фрейда

Самосознание личности в основном складывается:

К 17-ти годам

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:

Льва Семеновича Выготского

Основные этапы психического развития человека включают:

Детство, отрочество, юность, зрелость, старость

созревание и старение

К атавистическим рефлексам у младенца относится:

Хватательный рефлекс

К тупиковым видам движения младенца относится:

вставание на ноги

Раскачивание на четвереньках

Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:

может быть преодолена при правильном обучении и воспитании

Не может быть совсем преодолена ни при каких условиях

может сама пройти с возрастом

сложно сказать что-то определенное

Понимание смысла всех слов окружающих складывается:

К 6-ти годам

Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

С узнавания себя в зеркале

с осознания собственных желаний

с усвоения своего имени

Психологическая характеристика готовности к школе включает:

Интеллектуальную готовность

сложно сказать что-то определенное

Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:

на первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

На третьем уровне развития игры

на четвертом уровне развития игры

Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:

Контекстной речью

К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:

Замкнутость

боязнь безопасных предметов

отсутствие интереса к новым игрушкам.

Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:

Мышление

Основной проблемой подросткового возраста является:

дефицит общения с матерью

невладение элементарными навыками самообслуживания

Тенденция к взрослости

Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:

в любой ситуации

Равнозначная любовь

Одним из центральных психологических новообразований молодости является:

У авиадиспетчеров

Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:

Преждевременное старение

сложно сказать что-то определенное

Возраст от 70 до 79 лет - это:

Старческий период

Поиски умирающим человеком способов продления своей жизни, - это:

стадия отрицания смерти

Стадия торга

В качестве метода возрастной психологии не используется:

Неравномерность развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

Главными источниками и движущими силами психического развития являются:

мотивация, потребности и внешние стимулы

особенности исторической эпохи

Системы обучения

Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:

для периода роста

для кризисного периода

Для стабильного периода

Структурными звеньями самосознания являются:

внешняя и внутренняя речь

Сенсомоторного интеллекта

репрезентативного интеллекта и конкретных операций

Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

Общения с матерью

системы социального обеспечения

На всю жизнь сохраняется:

Коленный рефлекс

Новообразованием кризиса одного года является:

развитие активного словаря

развитие пассивного словаря

развитие тонкой моторики

Аффективная реакция

Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

К 3-м годам

Стремление ребенка 3-х лет делать все самостоятельно - это:

Своеволие

Отражаемая в играх дошкольников действительность - это:

Сюжет ролевой игры

содержание ролевой игры

продолжительность ролевой игры

уровень развития ролевой игры

Логика игровых действий определяется принятой на себя ролью:

на первом уровне развития игры

Объяснительной речью

Одним из проявлений кризиса 7-ми лет является:

Неестественность поведения

автономная детская речь

Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра:

в первом классе

В пятом классе

в седьмом класс

в десятом классе

У подростков внутренние органы растут:

Медленнее, чем скелет

быстрее, чем скелет

с той же скорость, что и скелет

сложно сказать что-то определенное

Система внутренне согласованных представлений о себе - это:

нравственный облик человека

сложно сказать что-то определенное

Социальная дезадаптация при акцентуации характера в подростковом возрасте:

Бывает непродолжительной

сложно сказать что-то определенное

В подростковом возрасте память становится:

Интеллектуализированной

сложно сказать что-то определенное

При напряженном протекании ранней юности:

Отсутствует

сложно сказать что-то определенное

Стиль студенческой жизни, предполагающий углубленное изучение предметов, - это:

академическая субкультура

Любовь, при которой любит только один из супругов, - это:

Неразделенная любовь

Мотивы получения удовольствия преобладают:

У ученых

Центральным психологическим новообразованием зрелости является:

продуктивность в профессиональном и семейном плане

Возраст от 80 до 89 лет - это:

Позднестарческий период

Ощущение безнадежности от предстоящей разлуки с жизнью - это:

стадия отрицания смерти

Стадия депрессии

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки рассматриваются:

в методологии психологии

Метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

Основными условиями психического развития являются:

применяемые технологии обучения

Для всей жизни

для кризисного периода

для стабильного периода

Генезис структурных звеньев самосознания начинается:

с узнавания родителей

с узнавания друзей

С узнавания себя

с отличия знакомых людей от незнакомых

Развитие дооперациональных представлений, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:

Автономную детскую речь

Первая эмоциональная реакция новорожденного - это:

Крик

Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

Орудийные действия

Нормальный ход умственного развития в раннем детстве определяет развитие:

Восприятия

Стремление ребенка 3-х лет не подчиняться требованиям взрослых - это:

Негативизм

То, что дошкольник выделяет как основной момент деятельности взрослых - это:

Сюжет ролевой игры

содержание ролевой игры

продолжительность ролевой игры

уровень развития ролевой игры

Логика игровых действий четко воссоздает реальную жизнь:

на первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

на третьем уровне развития игры

Наглядно-образное мышление

Вербализм – это одно из проявлений:

личностной неготовности к школе

Адекватной

У подростков половых гормонов вырабатывается:

меньше, чем у взрослых

Больше, чем у взрослых

столько же, сколько и у взрослых

сложно сказать что-то определенное

только начинает формироваться

сложно сказать что-то определенное

В основном, стабилизируется

Самым примитивным видом подростковых увлечений являются:

Произвольным

сложно сказать что-то определенное

При сложном протекании ранней юности:

происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов

происходит плавное продвижение к кризису 17 лет

У преподавателей

Человек не достигает психологической зрелости:

Дряхлость

Смирение со своей судьбой и спокойное ожидание смерти - это:

Стадия принятия

Продолжительность ролевой игры к концу дошкольного возраста может составлять:

Несколько часов или дней

От его жизненного замысла

от его семейной жизни

Развитие морального сознания личности рассматривается в работах:

Лоренса Колберга

Артура Владимировича Петровского

Превращение мышления ребенка в гипотетико-дедуктивное, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:

репрезентативного интеллекта и конкретных операций

Формальных операций

Острота зрения у младенца:

как у взрослого человека

намного лучше, чем у взрослого человека

намного хуже, чем у взрослого человека

Комплекс оживления

Отсутствие интереса к взрослому к концу младенческого возраста - это:

Протест-бунт

Исторический очерк развития возрастной психологии как науки охватывает период:

с 7 – 6 веков до нашей эры

с середины 18 века

С конца 19 века

с конца 20 века

К сюжетным игрушкам относятся:

Куклы

На развитие психических функций в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает развитие:

Памяти

Высокая личностная тревожность – это одно из проявлений:

личностной неготовности к школе

интеллектуальной неготовности к школе

физической неготовности к школе

В подростковом возрасте акцентуации характера:

проявляются в неявной форме

сложно сказать что-то определенное

Проявляются особенно ярко

В подростковом возрасте наиболее тесно связаны со школьным обучением:

Дружба

Кризис 17 лет связан:

Самоопределение

Любовь, при которой объект любви наделяется желаемыми идеальными чертами, - это:

Влюбленность

Мотивы призвания в профессиональной и семейной деятельности преобладают:

при гедонистической направленности личности

при эгоистической направленности личности

при духовно-нравственной направленности личности

Потеря смысла жизни

осознание бесцельности прожитой жизни

построение плана жизни

Человек не полностью достигает психологической зрелости:

Стадия отрицания смерти

Больше всего из когнитивных процессов в процессе старения страдает:

Возрастная психология / шпоры

Предметом возрастной психологии является:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы


С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Причины развития кризиса одного года

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Особенности проявления кризиса одного года: признаки

Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.


Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, поскольку он связан с существенными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли отмечать лишь негативные проявления этого процесса, однако куда более важными являются позитивные. При этом чёткие границы кризиса не определяются, они в каждом случае индивидуальны; во многом эти границы зависят от поведения окружающих, от их умения воспитывать детей и готовности их понять.

Ещё советские психологи предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут пагубно сказаться на развитии ребёнка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать некую безопасную для ребёнка среду, которую он может полноценно исследовать. Не следует также проявлять настойчивость и заставлять ребёнка что-то делать силой, вместо этого нужно стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Для родителей важно осознать, что теперь они являются для ребёнка не посредниками в освоении мира, а только помощниками. Инициативу, исходящую от ребёнка, нужно в целом поощрять, оберегая лишь от опасных ситуаций, в которых ребёнок может нанести себе травму. Родители должны всё ему показывать и рассказывать, так они смогут помочь ему быстрее разобраться с тем, что его окружает.

Читайте также: