Новообразованием критической фазы подросткового возраста является

Теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка исходя только из внешних по отношению к психическому развитию факторов, являются недостаточно адекватными. Факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо. Они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований. С этой точки зрения, никакая теория подросткового возраста не может быть построена на основе учета какого-либо одного фактора. Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализировано то центральное системное новообразование, которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс подросткового возраста, природу происходящего здесь кризиса и его феноменологию.

Уже в самом лингвистическом значении слова “подросток”, происходящего от латинского глагола adolescere - расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития десяти-пятнадцатилетнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни. Виднейший исследователь возрастного развития Л.И.Божович связывает кризис подросткового возраста с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое “чувство взрослости” - особая форма отроческого самосознания. Заметим, что этот психологический симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания. Чувство взрослости, по определению Д.Б.Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой. Они многообразны:

1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика и др. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют “низкой культурой досуга”, при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества “настоящего мужчины”. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер пожизненной ценности.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростка – это результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Другой выдающийся возрастной психолог Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности. Отрочество в концепции Эриксона занимает особое место именно потому, что работа по поиску самотождественности (основной и пожизненный труд души) становится в этом возрасте центральным событием. На каждом возрастном этапе человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: “Кто я? Какой я? Зачем я?”. Задача подросткового возраста - интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний относительно пассивный, преимущественно бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (семья, школа, соседи и т.д.), приобретает качественно иной характер. Именно в этот период – в подростковом возрасте – возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.

Э.Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекватной идентификации:

1. Уход от близких взаимоотношений, обусловленный страхом потери собственной идентичности. Избегание слишком тесных межличностных взаимоотношений приводит к формализации, стереотипизации контактов, недоразвитости средств интимно-личностного общения, изоляции.

2. Размывание времени. В этом случае подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления. Боязнь перемен, неверие в возможность изменения к лучшему, осложняются для таких подростков тревожным предчувствием неизбежности перемен.

3. Размывание способности к продуктивной работе отмечается у подростков, избегающих вовлеченности. Защищая свою неустойчивую идентичность, они боятся “отдаться” деятельности и потому неуспешны в ней. Эта защита выражается в том, что подросток не может найти в себе сил заняться делами и жалуется на неспособность сосредоточить свое внимание.

4. Негативная идентичность –презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, которыми дорожат в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.

Не менее опасен и для дальнейшего развития идентичности, и для здоровья общества прямо противоположный тип идентичности, описанный последователем Эриксона Джеймсом Марсиа. Это предопределенная идентичность – некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др. Уход от самого поиска себя порождает крайне нежелательный, ригидный, консервативный, нерассуждающий склад личности, становящейся легкой жертвой любых социальных авантюристов. Гитлерюгенд и пионерская организация пытались формировать именно этот тип идентификации, а Павлик Морозов стал незабвенным образцом успешности подобных начинаний. Опасность какой бы то ни было предопределенной (за подростка сделанной) идентификации – национальной, идеологической, религиозной, классовой – это главная опасность для становления самостоятельно мыслящего, ответственного поколения.

Другое важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, - эгоцентризм. Давид Эткинд экспериментально показал поведенческие основания подросткового эгоцентризма. Подростки преодолевают “житейский” наивный эгоцентризм детей более младшего возраста, которые собственную точку зрения считают единственно возможной по той простой причине, что не отличают свой взгляд на некий факт от самого факта и не ведают о существовании, возможности посмотреть на этот же факт иначе. Подростки же, напротив, захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения на один весьма увлекательный факт – факт собственного уникально-неповторимого существования. Но при этом подростки впадают в новую форму поглощенности собственной точкой зрения. Они столь интенсивно себя анализируют и оценивают, что легко поддаются иллюзии, будто их непрерывно оценивают все окружающие. Д.Эткинд показывает, что подростки как бы театрализуют собственную жизнь: они все время вычисляют и учитывают воображаемые реакции на их поведение, внешность, образ чувств и мыслей со стороны некой воображаемой ими аудитории. При этом друг друга они замечают мало, ибо роль обозреваемого для них более значима, чем роль обозревателя. Смягчение, угасание подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких, непосредственно-личностных отношений со сверстниками, делящимися друг с другом своими переживаниями, оценками и демонстрирующими саму возможность взаимопонимания.

В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле (интерес к путешествиям и т.п.), так и в смысле расширения социального окружения (большое количество групп, куда включен подросток, появление у него интереса к литературе, политике, экономике и т.д.). Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальнейших фактов развития личности.

Подростковый этап - период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Эти изменения отчасти можно охарактеризовать как изменения масштаба: вместо дней, недель и месяцев теперь оперируют годами. Но более значительные изменения происходят в способе структурирования временной перспективы, что проявляется в дифференциации будущих реальных и идеальных целей. Смутные представления о будущем сменяют более или менее четкие решения о подготовке к будущим занятиям. Другими словами, у индивида формируется жизненный план. Структурируя временную перспективу, этот план принимает в расчет не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость. Планирование взрослого происходит так же, но ситуация подростка особенна, поскольку ему приходится структурировать временную перспективу, которая выросла и ему незнакома. Подросток находится в положении маргинальной личности - личности, принадлежащей двум культурам. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Как описывает К.Левин, характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Контрольный тест 3. Психология подростков и юношей

Выберите правильный ответ на следующие вопросы

А) отсутствия каких-либо притязаний; В)соответствия возможностей и уровня притязаний; С) высокого уровня притязаний и недостаточного осознания своих возможностей; Д) осознания подростком своих возможностей.

2. По определению Д.Б. Эльконина, новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность, ‑ есть:

А) общение; В) самопознание; С) самооценка; Д) чувство взрослости.

3. Из перечисленных профессиональных типов: 1) предпринимательский, 2) исследовательский, 3) социальный, 4) артистический и 5) реалистический - среди юношей преобладают:

А) 3, 4. 5; В) 1,2.5; С) 2, 3, 5; Д ) 1, 3, 4.

4. Подросток вырастает под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых много внутренних проблем, возникших на основе личных трагедий и комплексов, в семье:

А) гиперопекающей; В) авторитарной; С) с попустительский стилем отношения; Д) с высокой рефлексией и ответственностью.

5. Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными:

А) психосексуальными нормами; В) полоролевыми стереотипами; С) половыми ролями; Д) полоролевым повелением.

6. Субъективное чувство непрерывной самотождественности – это:

7. Из перечисленных типов эмоционального реагирования: 1) эмоциональная неустойчивость, 2) автономия эмоций; 3) нападение или отсутствие; 4) идеализм; 5) рефлексивность эмоций – Х. Ремшмидт в подростковом возрасте отмечает

А) 1, 3, 4; В) 1, 2, 4; С) 2, 4, 5; Д) 3, 4, 5.

8. Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является:

А) саморегуляция; В) сексуальная активность; С) девиантное поведение; Д) чувство взрослости.

9. Э. Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил:

А) эгоцентризм; В) рефлексию; С) идентичность; Д) идентификацию.

10. Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к мышлению:

А) абстрактному; В) гипотетико-дедуктивному; С) практическому; Д) логическому.

11. Возрастные границы подросткового возраста так же, как и границы любого другого возрастною периода, являются:

А) относительными; В) асинхронными; С) постоянными; Д) гетерохромными.

12. Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями это:

А) комбинаторика; В) планирование; С) логические операции; Д) пропозициональные операции.

13. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, при уменьшении внимания со стороны взрослых возникает реакция:

А) саморегуляции; В) оппозиции; С) эмансипации; Д) гиперкомпенсации.

14. Какие три точки созревания подростка: 1) органическое, 2) половое, 3) личностное. 4) социальное, - выделил Л.С. Выготский:

А) 1, 3, 4; В) 2, 3, 4; С) 1, 2, 3; Д) 1, 2, 4; Д) 1, 2, 4.

15. Высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов, - это:

А) дружба; В) верность; С) любовь; Д) симпатия.

16. У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществляется довольно резко, часто через ритуалы:

А) инициации; В) моратория; С) демонстрации; Д) менархе.

17. Важная задача для подростка:

А) формирование самосознания; В) психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием; С) успешная социализация; Д) профессиональное самоопределение.

18. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости, выражают готовность обсудить его проблемы в семье:

А) отчужденной от проблем подростка; В) авторитарной со сложившимися стереотипами; С) с попустительским отношением; Д) с высокой рефлексией и ответственностью.

19. Когда ребенок принимает оценки своей референтной группы (семьи, класса, религиозной общины), тогда достигается уровень развития моральных суждений:

А) конвенциональный; В) постконвециональный; В) рефлексивный; Д) автономный.

20. Познание своего Я в настоящем и будущем, определение своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов в юношеском возрасте называется:

А) самопознанием; В) самооценкой; С) самосознанием; Д) саморефлексией.

21. Эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам являются характерными чертами поведения личности:

А) маргинальной; В) рефлексивной; С) двойственной; Д) неустойчивой.

22. По отношению к подростку господствует принцип вседозволенности, родители позволяют манипулировать собой в семье:

А) с высокой рефлексией и ответственностью; В) с попустительским отношением; С) авторитарной; Д) гиперопекающей.

А) демократичностью; В) идентичностью; С) интимностью; Д) дружбой.

24. У подростка превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения в семье:

А) с высокой рефлексией и ответственностью; В) авторитарной со сложившимися стереотипами; С) с попустительским отношением; Д) отчужденной.

25.Страх потери собственной идентичности подростка обусловливает

А) размывание времени; В) негативную идентичность; С) уход от близких взаимоотношений; Д) размывание способности к продуктивной работе.

26. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывай дли себя свой внутренний мир, ‑ это:

А) саморегуляция; В) эмансипация; С ) самовоспитание; Д) самопознание.

27. Острая борьба мотивов (делать ли, то что надо или, то что хочется) при решении задач произвольного поведения, в результате которого происходит создание намерения и, наконец, его исполнение – это:

А) мотивационный кризис; В) волевой акт; С) акт саморегуляции; Д) интеллектуальный план действия.

28. Подросток, который является достаточно прогнозируемым и способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения, вырос в семье с:

А) благополучными отношениями; В) авторитарным стилем; С) чрезмерной опекой и контролем; Д) чрезмерным покровительством.

29. У подростков, избегающих вовлеченности в деятельность, отмечается:

А) размывание способности к продуктивной работе; В) размывание времени; С) уход от близких взаимоотношений; Д) негативная идентичность.

30. Некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы ‑ это идентичность:

А) конформная; В) негативная; С) предопределенная; Д) этическая.

31. Стремление развить в себе желательные качества, достичь идеального образа побуждает к:

А) самосознанию; В) самовоспитанию; С) дезориентации; Д) рефлексии.

32. Осознание юноши себя в качестве члена общества и конкретизация в новой общественно значимой позиции ‑ это:

А) самосознание; В) самопознание; С) саморефлексия; Д) самоопределение.

33. Первый признак наступления пубертатного периода ‑ это:

А) ускорение роста; В) изменение веса; С) эякуляция; Д) менархе.

34. Центральное место в половом созревании подростка занимает регуляция:

А) физическая; В) физиологическая; С) гормональная; Д) биохимическая.

35. Целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию, ‑ это нервная:

А) шизофрения; В) дисморфофобия; С) депривация; О) анорексия.

36. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности:

А) двойственной; В) маргинальной; С) неустойчивой; Д) рефлексивной.

Познавательное развитие в подростковом возрасте.Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности ("пик любознательности" приходится на 11-12 лет), расширением познавательных интересов.

В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. Происходит переход к формально логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому.

Развитие личности и кризис перехода к юности.Это период наиболее интенсивного личностного развития.

Интересы и ценностные ориентации. Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Л.С. Выготский считал проблему "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка:

"эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной личности);

"доминанта дали" (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших);

"доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

"доминанта романтики" (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).

Кризис 13 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

1. Наблюдается снижение продуктивностии способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития.Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

2. Второй симптом кризиса - негативизм.Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизмапо аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.

Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2. Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60%.

3. Негативных явлений нет вовсе у 20% детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм – следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Самосознание. Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.

Выделено и описано несколько видов взрослости:

– подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение;

– стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине", воспитать у себя силу воли, смелость и т.п.;

социальная взрослость – как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;

интеллектуальная взрослость связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен "воображаемая аудитория", один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма – личный миф. Личный миф – это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Половая идентификация подростков. Биологическое созревание, гормональная перестройка – обязательная предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает к нему повышенное внимание подростка. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим признакам несоответствия тому представлению о "норме", которая сложилась у данного подростка. Типичная возрастная особенность – склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Я-концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывал лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть день, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15–18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста в среднем между 18 и 21 годами.

Психологические особенности самосознания на этапе перехода от младшего школьного возраста к подростковому

Поскольку переход в среднюю школу сопровождается началом подросткового возраста, а именно подросткового кризиса, то, для того чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо рассмотреть особенности развития в подростковом возрасте, и выделить те трудности, которые возникают у ребенка в этом возрасте.

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Он является самым острым и самым длительным. В течение этого периода происходит ломка и перестройка большинства прежних отношений подростка к окружающему его миру и собственной личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь [52].

Американский психолог Ст. Холл еще в начале XX века, подробно осветил тему подросткового возраста. Подростковый возраст он относил к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури и натиска”, а содержание подросткового возраста он охарактеризовал как “кризис самосознания”. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”, ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих моментах: высокая активность сменяется ослаблением, самоуверенность сменяется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, веселое, приподнятое настроение сменяется апатией, спокойная сосредоточенность вдруг переходит в бесконечные рассуждения, стремление к новациям может уступить место любви к рутине и т.д.

В связи с этим младший подросток стремится максимальное время находиться вне контроля взрослого, ребенок стремится ко все большей самостоятельности. В этом и состоит основная потребность подростка - это признание взрослыми его самостоятельности, его способности вступить в равнозначные отношения со взрослыми, признание в нем взрослого участника взаимоотношений.

Развитие самосознания младшего подростка неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей [42].

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями [13] .

В период младшего подросткового возраста возникает новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у младшего подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у школьника стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [61] . Новообразованием критической фазы младшего подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое “чувство взрослости” - особая форма отроческого самосознания. Чувство взрослости, по определению Д.Б.Эльконина, есть новообразование сознания, через которое младший подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру [72].

Подростковый возраст называют временем рождения Личности , поскольку именно в этом возрасте происходит формирование базовых механизмов самодетерминации.

У младшего подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним — потребность в поддержке и принятии этой индивидуальности со стороны других, для чего она должна быть донесена до других людей. Поэтому возникает интерес, с одной стороны, к своему внутреннему миру, а с другой — к средствам его выражения.

Эти особенности развития являются важной характеристикой самосознания младшего подростка, и они находят свое выражение во всех сферах его жизни — физической, интеллектуальной, нравственной и эмоциональной.

В физической области это связано с активизацией нейроэндокринной системы, с бурным физическим ростом, с дискоординированностью.

В интеллектуальной области это связано с развитием логического мышления.

Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстает в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно – в подростковой субкультуре. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора. Подросток уже способен понять и принять значение выбора как элемента культуры, когда он сам ответственно его делает.

Таким образом, младший подростковый возраст является сензитивным для становления отношения ребёнка к себе как субъекту возрастного развития. В самосознании оформляется осознанное отношение к своему месту в пространстве возрастного жизненного континуума, к внутренним ресурсам, необходимым для решения возрастных задач. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка, знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в развитии самосознания [62].

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому нам необходимо оценить поведение подростков, отношение подростков к самим себе, к окружающим, осознание подростком своего места в обществе.

Читайте также: