Новообразование обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста
Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.
В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.
Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.
Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.
Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.
Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.
В каком возрасте бывают кризисы?
Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей. Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления. То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.
В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:
- Новорожденность. Считается наиболее тяжелым для организма кризисом, поскольку требует максимального уровня адаптации – от условий внутриутробного пребывания к специфике окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не вполне осознает, что именно произошло, такое состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем, что сам младенец не имеет никаких навыков и способностей к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.
Для успешного прохождения кризиса новорожденности и формирования чувства безопасности нужно вовремя ухаживать за ребенком, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания как маме, так и папе (родители носят ребенка на руках, от них исходит тепло, любовь и спокойствие). Результат благополучного преодоления кризиса новорожденности – адаптация к новым условиям жизни.
Система образования в нашей стране все еще построена на оценивании и сравнении, что в итоге может снижать самооценку и мотивацию ребенка. С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность озвучивать свои желания – на этом этапе приходится действительно учитывать сложившуюся ситуацию и мнение людей. Старые схемы взаимодействия с другими людьми (манипуляции, ласка, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.
Опасность данного кризиса заключается в том, что если ребенок плохо адаптируется в школе, т.е. не проходит этот кризис благополучно, у него могут появиться конфликты со сверстниками или развиться такие комплексы, как неуверенность в себе, нежелание учиться. В этом возрасте для ребенка важно, чтобы родители отнеслись серьезно к его будущей адаптации в школе. Можно предварительно водить его на курсы подготовки, чтобы он понимал, какими будут режим и задания, чем школа отличается от садика и т. д.
Новообразование, рождающееся в этом кризисе – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
- Подростковый. Имеет более размытые временные границы – от 11 до 15 лет, что обусловлено физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это самый настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами замечается не только на уровне понимания, но и чувств. Половое влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощным мотивом для изменений жизни. Оно меняет сферу интересов и смещает акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом стремление казаться взрослым часто конфликтует с отсутствием возможности вынести необходимый уровень ответственности и справиться со всеми задачами. В подростковом периоде сам человек не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется, и теперь нужно опять адаптироваться. Некоторые впадают от стресса в оцепенение, кто-то ажитируется и развивает бурную деятельность, возрастает количество конфликтов со старшими.
В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.
Виды кризисов взрослого возраста:
- Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
- Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.
Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений. Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет. При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.
- Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.
Особенности кризисов
Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.
Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям. Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли. Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.
Возрастной кризис во взрослом возрасте менее ярок и насыщен поведенческими аффективными проявлениями. Обычно наступает постепенно, но длится дольше, чем у детей (от 1 года до 3 лет).
Основой для наступления переходного момента обычно служит не столько физиология, сколько достижение определенной точки в своем развитии, после которой ситуация становится тупиковой. Это потребность в изменении взглядов, деятельности, сферы приложения усилий, а также нахождении новых смыслов. Если ее не удовлетворить, то наступает деградация.
Большинство людей самостоятельно преодолевают возрастные рубежи, но когда кризисное состояние затягивается, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.
При детских и подростковых кризисах могут появиться такие проблемы, как невроз, истерики, попытки манипуляции, с которыми родителям сложно справиться, тогда стоит обратиться к детскому психологу. Специалист проводит занятия с ребенком, консультирует родителей по стилю воспитания, по взаимодействию с ребенком сейчас и в дальнейшем.
При кризисах зрелого возраста человек сам обращается к специалисту для решения психологических затруднений и экзистенциальных вопросов. Часто бывает так, что кризис становится причиной появления проблем в супружеских отношениях, выборе партнера, неудовлетворенности семейным положением и т.д. В таких случаях необходимо обращаться к семейному психологу.
Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:
- Протекают осознанно, скрытно, недемонстративно. Хронологические рамки размыты. Моменты кризисов индивидуальны. Варьируются в зависимости от личностных обстоятельств жизни (состояние здоровья, экономические события, социальные изменения). Возможно наложение социального, физиологического кризисов на возрастной, что усугубляет его протекание.
- Во взрослости нет смены ведущих видов деятельности, изменяется лишь отношение к деятельности. выход из кризисов – через собственную активную внутриличностную работу.
- Кризисы протекают реже, примерно раз в 10 лет, но не только между возрастами стабильными, но и внутри них.
Зрелая личность – это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям развития (И.В. Шаповаленко).
Кризис | Причина кризиса | Содержание кризиса | Признаки (симптомы) кризиса | Новообразования кризиса |
27-33 лет | Первый взгляд назад и прощание с юностью, расхождение между наличным и областью возможного. | Потребность в проведении промежуточных итогов, потребность в переменах. Осознание необходимости дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе молодости | Беспокойство, сомнение, принятие частей Я, которые ранее игнорировались. Преодоление профессионально-ролевых и политических доминаций поколения. | Строительство перспектив дальнейшей жизни, коррекция плана жизни. |
40 лет (39-45) | Подведение промежуточных итогов. Осознание утраты молодости. Сомнения в правильности прожитой жизни.. | Кризис середины жизни (кризис взрослости) – кризис ценностей. Поиск нового - духовного - содержания жизни | Изменение отношений к себе и миру, удар по самооценке (убывание физических сил и привлекательности), изменение социальных ожиданий, развитие чувства сохранения рода. | Выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области своей деятельности. |
60 лет (55-65) | Подтверждение своей значимости для других на фоне осознания собственного старения. | Предпенсионный кризис. Изменение всей жизни в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни. | Упадок физических сил. Снижение здоровья (слуха первоочередно). Негативные эмоциональные переживания. | Приобретение интегративности с опорой на духовные силы, удовлетворенность жизнью. |
… | Смерть. | Кризис ухода, индивидуального существования | Стадии: отрицание, гнев, торг (вера, лечение), депрессия, принятие (Кюблер, Росс, Слободчиков). |
Вопросы и задания для самоконтроля:
Возрастные границы взрослости определяются: | |
а) | комплексом социальных и биологических причин |
б) | конкретными социально-экономическими условиями |
в) | условиями индивидуального развития человека |
г) | всем перечисленным |
Трудность выделения границ периода взрослости обусловлена: | |
а) | отсутствием достаточных научных данных о специфике развития психики на этом отрезке времени |
б) | исторически сложившейся установкой к периоду взрослости как к стационарному состоянию |
в) | неопределенностью в характеристиках и временных границах взрослости |
г) | всеми перечисленными факторами |
Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют: | |
а) | акмеографией |
б) | акмеологией |
в) | акмеоникой |
г) | акметехникой |
Я согласен(а) с утверждением, что. | |
а) | наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени не совпадают |
б) | наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени совпадают |
Социальная ситуация развития взрослых характеризуется следующим (исключите лишнее): | |
а) | участием во всех видах социальной и общественной жизни общества |
б) | созданием собственной семьи и построением своего образа жизни |
в) | построением жизненного плана |
г) | зрелым отношением к жизни |
Основными фактором развития психики человека в период взрослости выступает: | |
а) | труд |
б) | общение |
в) | познание |
г) | игра |
Центральное новообразование периода взрослости: | |
а) | собственное мировоззрение |
б) | способность любить |
в) | богатый жизненный опыт |
г) | генеративность (производительность) |
Влияние профессиональной деятельности на формирование у человека устойчивых образцов поведения мышления отражает соответствующий термин: | |
а) | профессионализм |
б) | профессиональная стагнация |
в) | профессиональная деформация личности |
г) | профессиональная адаптация |
Соотнесите возраст и специфическую характеристику познавательных процессов: 1. юность 2. взрослость 3. подростковый возраст | |
а) | усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс |
б) | формирование индивидуального стиля умственной деятельности |
в) | развитие способности к абстрактному мышлению |
Самосознанию взрослого человека не присуще: | |
а) | снижение самооценки |
б) | целостная система самооценки личности |
в) | повышение стабильности и внутренней последовательности образа Я |
г) | субъективное ощущение своей нужности другим |
Основной признак зрелой личности: | |
а) | инициативность |
б) | новое чувство времени |
в) | ответственность и самостоятельность |
г) | Целеустремленность |
Кризисы в период взрослости: | |
а) | имеют четкие границы |
б) | отсутствуют |
в) | существуют и протекают так же, как и в первой половине жизни человека |
г) | существуют, но протекают в иной форме, нежели в детстве |
Новообразование , обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста: | |
а) | новое чувство времени |
б) | продуктивность |
в) | развитое чувство ответственности |
г) | осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением |
Утверждение, с которым я согласен(а): | |
а) | с физиологической и психологической точек зрения старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний возраст |
б) | Все люди пожилого возраста значительно разнообразнее по своим биологическим и поведенческим характеристикам, чем более молодые |
в) | оба утверждения верны |
г) | ни одно утверждение не верно |
Центральный момент социальной ситуации развития в позднем возрасте: | |
а) | резкое снижение круга общения |
б) | ухудшение физического и умственного состояния |
в) | рост социальной изоляции |
г) | прекращение активной трудовой деятельности |
Ведущая деятельность в позднем возрасте — это: | |
а) | труд |
б) | общение |
в) | внутренняя работа по осмыслению своего жизненного пути |
г) | познавательная деятельность |
Центральное новообразование пожилого возраста: | |
а) | продуктивность |
б) | мудрость |
в) | чувство реализованности |
г) | собственное мировоззрение |
Я не согласен(а) с утверждением, что: | |
а) | развитие в старости угасает |
б) | в старости развитие направлено на достижение духовной зрелости |
в) | развитие в старости продолжается |
г) | в старости усиливается гетерохронность развития |
Когнитивные изменения в период старости — это: | |
а) | повышение умственных способностей |
б) | снижение умственных способностей |
в) | сохранность большинства умственных способностей |
г) | снижение скорости выполнения умственных операций |
Функции, сохраняющиеся в пожилом возрасте, лучше всего противостоят процессу старения: | |
а) | умственные |
б) | вербальные |
в) | мнемические |
г) | сенсорные |
Для пожилого возраста не свойственно: | |
а) | сужение круга интересов, чувств |
б) | появление эгоизма и эгоцентризма |
в) | появление мнительности, обидчивости, раздражительности, нетерпимости |
г) | появление объективности, взвешенности, деловитости |
Важнейшая характеристика кризиса позднего возраста: | |
а) | формирование своей жизни |
б) | стремление к осмыслению жизни, подведение итогов своей жизни |
в) | переоценка ценностей |
г) | обретение нового чувства времени |
Я согласен с утверждением, что: | |
а) | большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал |
б) | творческие силы можно развивать и в глубокой старости |
в) | человек, перешагнувший 60-летний рубеж, во многом движим теми же потребностями, что и в более молодом возрасте |
г) | все ответы верны |
Возраст, в котором человек видит себя глазами мира, снова обращается к своему жизненному опыту, реализованным целям и возможностям с точки зрения их анализа и оценки: | |
а) | взрослость |
б) | юность |
в) | поздний |
г) | подростковый |
Реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению выступают главными потребностями периода: | |
а) | позднего возраста |
б) | старости |
в) | взрослости |
г) | молодости |
ПРИМЕРНЫЕ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ
1. Возрастная психология (психология развития) как наука: предмет, задачи, структура.
2. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии (психологии развития).
3. Психическое развитие: определение, виды, ключевые параметры.
4. Теории психического развития в зарубежной психологии 18 – 19 вв.: биогенетические и социогенетические, теория конвергенции двух факторов в психическом развитии.
5. Основные зарубежные концепции (теории) психического развития к. 19 – 20 вв. (З.Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже и др.)
6. Культурно-историческая концепция психического развития ребенка в трудах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны актуального и ближайшего развития. Концепция развития высших психических функций.
7. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б, Эльконин). Понятие ведущего вида деятельности.
8. Проблема возраста в психологии: регулятивный статус категории возраст. Виды возрастов. Основные структурные компоненты и динамика возраста.
9. Исторические зарубежные периодизации психического развития человека в онтогенезе: З. Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.Кольберг.
10. Периодизация Л.С. Выготского. Сущность и структура возрастного кризиса, виды кризисов в онтогенезе. Понятие социальной ситуации развития, новообразования.
11. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину как развитие идей Л.С. Выготского, понятие ведущего вида деятельности.
12. Современные отечественные и зарубежные периодизации психического развития человека.
13. Особенности пренатального развития ребенка.
14. Психологическая структура младенческого возраста.
15. Кризисы младенчества: новорожденности и 1 года.
16. Психическое развитие в младенческом возрасте: особенности физического (сенсомоторного), познавательного развития и речи.
17. Психологическая структура раннего возраста. Развитие видов деятельности.
18. Психическое развитие в раннем возрасте: особенности развития познавательных процессов, речи и общения.
19. Развитие личности в раннем детстве и кризис 3 лет.
20. Психологическая структура дошкольного возраста. Структура сюжетно-ролевой игры.
21. Психическое развитие в дошкольном возрасте: развитие речи и познавательных процессов, продуктивных видов деятельности.
22. Развитие личности и общения дошкольника. Кризис 7 лет.
23. Проблема школьной зрелости и структура готовности к школе. Виды и содержание психологической готовности к школе.
24. Психологическая структура младшего школьного возраста. Учебная деятельность как источник психического развития и развития личности младшего школьника.
25. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Интересы современных младших школьников.
26. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные психологические новообразования младшего школьника.
27. Актуальные психологические проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления.
28. Психологическая структура подросткового возраста. Чувство взрослости.
29. Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми. Неформальные группы общения современных подростков.
30. Развитие познавательной сферы подростка. Интересы современных подростков.
31. Развитие личности в подростковом возрасте. Ключевые новообразования периода.
32. Проблема кризиса в подростковом возрасте: виды кризисов, признаки и характеристики.
33. Актуальные психологические проблемы подросткового возраста и направления их решения. Трудный подросток.
34. Психологическая структура юношеского возраста. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление, имеющее свою субкультуру.
35. Развитие личности и социализация в юношеском возрасте. Специфика дружбы в юношеском возрасте.
36. Познавательное развитие юношей и девушек. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
37. Психологические кризисы юности. Актуальные задачи возраста.
38. Периодизация и психологическая структура взрослости (молодость, зрелость, старость).
39. Нормативные кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни
40. Старость как био-социо-психологическое явление. Теории старения и старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.
Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.
Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.
Детский возраст – проблемы и ориентиры
У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:
- кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
- кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
- кризис подросткового возраста (13 лет).
Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.
У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.
А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.
По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.
Подростки – переход во взрослую жизнь
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста
Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали “Как преодолеть кризис среднего возраста“). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.
Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.
Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:
Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.
Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.
Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.
После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.
Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).
Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.
Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.
Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.
Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.
Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.
В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.
Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.
1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61.
2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. – М , 1983. // Т. 2. – С. 288.
3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968
4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.
Читайте также: