Мониторинг личностных новообразований учащихся

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.

Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают.

Наполнение портфолио не стало для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников.

Личностный рост – своеобразный выход за рамки уже достигнутого. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Задачи для учителя:

1.Создавать оптимальные условия.

2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.

4.Быть эмоционально гибким.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Основным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий как предметных , так и метапредметных.

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом;

2) карты наблюдений за учеником, которые имеют следующие страницы:

· изучение особенностей развития дошкольника;

· его готовность к обучению в школе;

· диагностика первичной адаптации ребенка в школе;

· диагностика сформированности УУД.

Наиболее подробно мы остановимся на диагностике личностных УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

-знание моральных норм;

-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

-умение выделить нравственный аспект поведения.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:

3) нравственно-этическая ориентация

Для диагностики педагогами начальных классов нашей гимназии были выбраны следующие методы и методики:

Рассмотрим более подробно специфику проведения методики анкетирования.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

-действия, направленные на определение своего отношения к школе

-действия, устанавливающие смысл учения

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.

3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)

0. Отрицательное отношение к школе.

1. Положительное отношение к школе, но и сохранение дошкольной ориентации.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

Результаты диагностики заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Следующая диагностика в конце учебного года (см. приложение № 1-4).

В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию УУД.

Отвечая требованиям ФГОС, каждый учитель планирует результаты по формированию УУД, анализирует результаты и составляет план работы на следующий год.

Естественно, что при проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности. Встретились с ними и наши педагоги:

1.Результаты диагностики не всегда являлись точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

2.Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из 30 учеников, уложившись во временные рамки урока.

А теперь перейдем к методу наблюдения, как к наиболее доступному и распространенному методу изучения учащихся в педагогической практике.

Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

· внутренняя позиция школьника;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метод оценивания: наблюдение согласно заданной карте наблюдения (см. приложение № 5, 6, 10).

1. Отношение к школе и мотивация учения.

2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.

4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.

1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.

2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.

3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине – отрицательное отношение, без интереса к общему делу.

4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.

5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.

Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения, итог подводится три раза в течение учебного года: в ноябре, феврале и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.

К достоинствам наблюдения мы относим:

· Позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания.

· Получаем фактические сведения, а не мнения других.

Недостатками этого метода является:

· Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.

· Недоступность некоторых сторон деятельности – мотивов, эмоционального состояния.

· Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.

Поэтому, чтобы восполнить данные, которые невозможно получить в ходе наблюдения, мы дополнили их диагностикой мотивации учения и диагностикой самооценки учащегося после выполнения работы (см. приложение № 7,8,9).

Таким образом, за счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся мы получаем максимально приближенную к реальности картину личностных УУД каждого ребенка.

Предлагаем вашему вниманию систему оценивания личностных УУД, которые были подробно описаны выше, представленные последовательно в ряде приложений № 1-10.

Выберите книгу со скидкой:


Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"

350 руб. 874.00 руб.


Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

350 руб. 712.00 руб.


Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение

350 руб. 1578.00 руб.


Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему

350 руб. 650.00 руб.


Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста

350 руб. 750.00 руб.


Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия

350 руб. 290.00 руб.


Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь

350 руб. 650.00 руб.


Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную

350 руб. 860.00 руб.


Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме

350 руб. 790.00 руб.


Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука

350 руб. 282.00 руб.


Наука в поисках Бога

350 руб. 750.00 руб.


Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Кулуева Татьяна ВладимировнаНаписать 2406 10.01.2017

Номер материала: ДБ-079868

  • Школьному психологу
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.01.2017 344
    10.01.2017 6455
    10.01.2017 568
    10.01.2017 310
    10.01.2017 399
    10.01.2017 1082
    10.01.2017 318

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Мониторинг личностного развития обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
monitoring_lichnostnogo_razvitiya_obuchayushchegosya.doc 61.5 КБ
tehnologicheskaya_karta_lichnostnyh_uud.docx 18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг личностного развития обучающегося

Фамилия, имя учащегося

1.1.Сформировано положительное отношение к школе

Ребенок охотно идет в школу, с радостью готовится к урокам во время перемены.

1 (без желания) –2 - 3- 4-5 (охотно)

1.2.Ориентирован на успех в учебной деятельности

Он с усердием занимается подготовкой домашних заданий. Он согласен, чтобы хорошо учиться, надо много заниматься и внимательно слушать учителя:

1(не согласен)-2- 3-4-5 (совершенно согласен)

1.3.Интерес к приобретению новых знаний и умений

Ребенок проявляет любознательность, стремится к совершенствованию своих способностей

1 (без желания) –2 - 3- 4-5 (охотно)

2.1.Быстро адаптировался к новому школьному режиму

Ребенку комфортно (во время урока и перемены). Он нашел среди одноклассников друга (друзей).

1 (не нашел) –2 - 3 - 4 - 5 (много нашел)

2.2. Способен оценить успешности своей учебной деятельности

Для него важна похвала или порицание на уроке учителем, может сам оценить причины и способы исправления или повторения (для похвалы).

1 (не может сам оценить) –2- 3 - 4 - 5 (сам может оценить)

2.3. Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не любит создавать конфликтные ситуации

Ребенок способен сотрудничать с учителем и одноклассниками

1(не способен)-2- 3-4-5 (способен)

3.1.Любит участвовать в большом общем деле и переживает за общий результат

1(не любит, он делает это один) – 2-3-4-5 (любит только в компании)

3.2. Очень тактичен в отношениях с людьми, сам долго переживает, если кого-то обидит или его обидят

1(не тактичный, не переживает)–2-3-4-5 (тактичен, долго переживает)

3.3.Знает, что применять силу (физическую или моральную) против другого человека нельзя и строго исполняет это правило поведения

1 (не исполняет)–2-3-4-5 (строго исполняет)

3.4.Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой без напоминаний

1 (только с взрослыми)–2-3-4-5 (самостоятельно)

4.1. Любит наблюдать за отношениями между людьми, пытается объяснить и оценить их поступки

1 (ему это не интересно) –2-3-4-5 (он это любит)

4.2. Любит красивые вещи, умеет создавать вокруг себя красоту, аккуратен в делах

1 (к красивому равнодушен)–2-3-4- 5 (любит)

4.3. Сильно развито чувство сопереживания другим людям

1 (не развито)–2-3-4- 5 (сильно развито)

Оценка уровня сформированности личностных УУД

Низкий уровень сформированности

Средний уровень сформированности

Высокий уровень сформированности

Предварительный просмотр:

Класс ______ учитель __________________________

Оценка личностных результатов

( по 5-ти балльной шкале )

Фамилии уч-ся( уровень сформированности )

Сформировано положительное отношение к школе

Ориентирован на успех в учебной деятельности

Интерес к приобретению новых знаний и умений

Быстро адаптировался к новому школьному режиму

Способен оценить успешности своей учебной деятельности

Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не любит создавать конфликтные ситуации

Любит участвовать в большом общем деле и переживает за общий результат

Очень тактичен в отношениях с людьми, сам долго переживает, если кого-то обидит или его обидят

Знает, что применять силу (физическую или моральную) против другого человека нельзя и строго исполняет это правило поведения

Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой без напоминаний

Любит наблюдать за отношениями между людьми, пытается объяснить и оценить их поступки

Любит красивые вещи, умеет создавать вокруг себя красоту, аккуратен в делах

Сильно развито чувство сопереживания другим людям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания, изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника.

Создание условий для здоровьесбережения и личностного развития обучающихся начальной школы.

Программа мониторинга личностного развития и метапредметных результатов обучающихся начальной школы разработана творческой группой учителей начальных классов Н.И. Чубук, Ф.Ф. Рахимовой, С.Л. Хри.

Диагностика личностного развития.

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯНаименование личностного результата Название диагностической методикиСформированностьмотивации к обучению.«Комплексная методика анализа и оценки.

Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся.

В требованиях Стандарта к личностным результатам можно найти достаточно много традиционных понятий, содержание которых достаточно хорошо разработано и описано в общей, педагогической и социальной психологии, педагогике и социологии. В их числу можно отнести такие понятия, как самоопределение, мировоззрение, идентичность, мотивация, ценностно-смысловые установки личности и др. Эти понятия достаточно хорошо изучены и описаны в психологии. В данном вопросе следует учитывать также и то, что для этих понятий существует целый арсенал диагностических средств, которые в принципе можно использовать для их оценки в рамках создаваемой системы оценки личностных результатов.

Встал вопрос о модернизации системы мониторинга, в связи с появлением новых требований к результатам, в частности к метапредметным и личностным. Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие задачи:

- Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов воспитывающей среды ОУ;

- Создать информационные условия для формирования целостного представления о состоянии системы воспитания в ОУ;

- Оценить динамику качественно-количественных изменений личности, позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и факторы, обусловившие эти изменения;

- Выявить факторы, связанные с особенностями процесса образования или социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся;

- Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности личностных результатов.

Для проведения мониторинговых исследований существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Так как мы рассматриваем систему мониторинга в основной школе, то наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему:

1. Входной контроль. Его целесообразно проводить в первом полугодии 5 класса, на этапе перехода в основную школу. Кроме того, входной контроль есть своего рода точка отсчета, которая позволит нам наблюдать динамику развития.

2. Промежуточный контроль. Проводится обычно в середине или конце 7 класса, т.к. этот период обычно характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

3. Итоговый контроль. Является результатом и проводится в середине или конце 9 класса, т.е. на этапе завершения основного общего образования. В период с 7-го по 9-ый классы происходят изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту. Эти изменения существенны с точки зрения показателей развития.

Мы используем следующие методы исследования в качестве инструментария для определения сформированности личностных результатов.

  1. Наблюдение;
  2. Тестирование, анкетирование;
  3. Альтернативные методы исследования;
  4. Портфель достижений ученика;
  5. Оценка уровня развития личности.

Все вышеперечисленные методы достаточно известны педагогам. Давайте подробнее остановимся на альтернативных методах исследования. К их числу могут относиться испытания в форме эссе, защиты исследовательских проектов учащимися, научных экспериментов, дебатов, ток-шоу, различных презентаций, дискуссий, ролевых игры, художественных работ учащихся, являющиеся практическими результатами их деятельности. Такие формы как Дебаты и различные Ток-шоу не только помогаю научить школьников рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии, но их можно еще использовать как ключевые мероприятия для определения сформированности коммуникативных личностных результатов. Планируя воспитательную работу на учебный год, мы определяем некоторые мероприятия в качестве ключевых. В процессе проведения ключевого мероприятия Экспертный совет (заранее назначенный) фиксирует свои наблюдения за особенностями поведения обучающихся в Карте наблюдений. Среди критериев оценки выбраны следующие:

- проявляет активность, инициативу, открытость;

- опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор;

- регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями;

- оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями;

- оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

2. Особенности общения

- проявляет контактность, доброжелательное отношение в общении;

- принимает другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением;

- проявляет заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство);

- проявляет заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

- проявляет заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью).

Карта наблюдений содержит аналитический материал, на основе которого можно делать определенные выводы.

В течение нескольких лет мы изучаем уровень воспитанности ученика. Воспитанность это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает, как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4. уровень сформированности нравственной культуры;

5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6. направленность личности (на себя, на общение, на дело);

При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива. По результатам мониторинга классный руководитель может наблюдать, в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед.

За основу мониторинга уровня воспитанности нами взята методика Н.П. Капустина (Приложение №1), так как она, по нашему мнению, максимально близка к требованиям к личностным результатам ФГОС. В ней отражены такие критерии как:

  1. Любознательность \эрудиция
  2. Трудолюбие
  3. Бережное отношение к природе
  4. Отношение к школе
  5. Красивое в жизни школьника
  6. Отношение к себе

Этапы реализации системы мониторинга личностных результатов в МОБУ СОШ № 19:

  1. Нормативно-установочный. Были утверждены цели и задачи мониторинга личностных результатов, его основные показатели и критерии, комплект диагностических методик.

Исходя из того, что мониторинг это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения, была сформулирована цель:

- Отслеживание процесса развития личности обучающихся основной школы для проектирования и своевременной корректировки воспитательной среды в ОУ;

- Определение уровня сформированности личностных характеристик каждого ученика;

- Определение уровня сформированности личностных характеристик целого класса;

- Определение проблемных зон и разработка на этой основе комплекса мероприятий, способствующих формированию тех или иных качеств личности;

- Анализ и коррекция задач, направленных на совершенствование воспитательного процесса в ОУ;

На начальном этапе перед учителями стояла задача вычленить те показатели развития личности, которые будут предметом мониторинга. За основу был взят Портрет выпускника основной школы. Были предложены следующие показатели:

- Оценка уровня сформированности гражданского самосознания;

- Оценка уровня коммуникативных навыков учащихся;

- Оценка уровня школьной мотивации;

- Оценка сформированности жизненных ценностей;

- Оценка ориентации на здоровый образ жизни;

- Оценка уровня толерантности.

Так были разработаны следующие способы фиксирования результатов:

- Дневник наблюдений классного руководителя;

- Карта наблюдений за особенностью поведения личности (по итогам "ключевого" мероприятия - КМ);

- Информационная карта воспитанности ученика;

- Шкала оценивания Портфеля достижений.

Следующим этапом был разработан был составлен календарный план-график проведения основных мониторинговых процедур в течение учебного года

В качестве инструментария были выбраны следующие мероприятия:

Светлана Свибович
Мониторинг личностного развития ребенка

Мониторинг личностного развития ребенка

Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с воспитателем и специалистами детского сада. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.

Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей посещающих дошкольное образовательное учреждение, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 1). В совокупности приведенные в таблице личностные качества позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому воспитателю и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен в соответствии с целевыми установками программы ДОУ.

Технология определения личностныхкачеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (усидчивость, заинтересованность, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, диагностическую беседу, метод незаконченного предложения.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью воспитатель оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 2).

Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Рекомендуемый возраст 4 года (средняя группа) При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

(оцениваемые параметры) Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам в группе) Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные - терпения хватает меньше чем на занятия

- терпения хватает больше чем на занятия

- терпения хватает на все занятие

-волевые усилия ребенка побуждаются извне

- иногда – самим ребенком

- всегда – самим ребенком

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне

- периодически контролирует себя сам

- постоянно контролирует себя сам

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

- периодически провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

Читайте также: