Монахиня умершая от рака

Беседа с иеродиаконом Серафимом (Молибогом) – насельником монастыря святого Антония Великого в Аризоне

В прошлом году Промыслом Божиим постоянный автор нашего портала Ольга Рожнёва сподобилась побывать в знаменитом монастыре святого Антония Великого в Аризонской пустыне, который основал старец Ефрем (Мораитис) – ученик преподобного Иосифа Исихаста. Поездка была удивительной, так как случилась не без чудесной помощи старца Ефрема.

Среди братии обители есть и наш соотечественник – иеродиакон Серафим. О своем пути к Богу, о том, как он оказался в монастыре посреди американской пустыни, о наставлениях старца Ефрема, – его рассказ.

– Отец Серафим, в жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни?

– Знаете, Господь приводит каждого человека к Себе тогда, когда для этого человека наступает самый подходящий момент. Я родился в Москве. В детстве, как и мои сверстники, успел побывать октябренком, пионером и комсомольцем. Окончил Московский авиационно-технологический институт, получил диплом инженера-механика летательных двигателей. Начал увлекаться разными религиозными течениями, но к Православию так и не пришел.

В 1995 году в Москву приехал профессор физики из-под Чикаго Дэвид Чесек. Это был очень добрый католик, прекрасный семьянин, имеющий восемь детей. Он умер два года назад. Мы с ним познакомились, у нас были общие интересы в области физики, и Дэвид предложил мне поехать в Америку, поучиться там, поработать. Помог с визой.

Мне было 23 года, и у меня появилась возможность путешествовать, поехать в другую страну, пожить в ней, поучиться, получить какой-то опыт жизненный. Всё это Господь позволил мне сделать.

Но у Господа уже были другие планы на меня. В Америке я учился и работал, работал и учился и был лишен тех человеческих утешений, которые имел на родине: общения с родителями, родственниками, друзьями. Люди, которые уезжают в другую страну, теряют утешения, которые были у них на родине.

А будучи лишен человеческого утешения, начинаешь искать его в Боге. Моя мама, узнав о моем интересе к вере, посоветовала мне покреститься.

Когда Господь хочет привести человека к Себе, Он создает такие обстоятельства, устраивает такие встречи, через которые человек начинает Его познавать. У меня появились русские друзья, и они оказались баптистами. А я всегда был очень любознательным, я и тут сразу захотел узнать: где истина? Истин ведь не может быть несколько. Стал ходить на курсы оглашенных в православный храм. История Церкви, учение. Сравнил, проанализировал и осознал, что истина – в Православии. Принял святое крещение.

– А почему вы выбрали именно монастырь святого Антония Великого?

Приезжал сюда еще несколько раз, мне нравилось, но было и смущение: я не был уверен, что именно в этом монастыре мне нужно остаться. Даже хотел возвращаться в Россию, поступать в семинарию.

Я как раз окончил университет в Алабаме, после защиты и всех трудов чувствовал усталость, и мой духовник благословил меня поехать отдохнуть на западное побережье. Калифорния – красивый большой штат: горы, Гранд Каньон, природа, монастыри… Я заехал в монастырь святого Антония Великого, сказал отцам, что скоро, после отпуска, уезжаю в Россию, взял напрокат машину и поехал в Калифорнию.

Прожил там три дня, и как-то мать Феврония, а она была духовно опытным человеком, стала со мной беседовать о монашеской жизни. И в конце беседы я почувствовал, что она хочет мне что-то сказать, но не говорит. Это тоже признак духовного человека, который не навязывает свою точку зрения, а ждет, когда его спросят. И – если вопрошают, то отвечает. То есть говорит тому, кто готов услышать.

Видите ли, я молился несколько лет – с тех пор как почувствовал тягу к монашеской жизни, – чтобы Господь вразумил меня: идти ли мне вообще в монастырь, и если идти, то в какой. Молился, чтобы Господь известил меня об этом так, дабы не оставалось никаких сомнений в правильности выбора. И я получил ответ в самый подходящий момент – когда я окончил университет, когда был свободен в выборе пути, то есть именно когда это было нужно. Есть много свидетельств иноков о том, что когда они избирали монашеский путь в жизни, то не могли сразу уйти в монастырь – у них появлялись препятствия. И вот Господь известил меня в самый нужный момент так, чтобы обезопасить мой путь.

Примечательно, что когда я приезжал в монастырь, будучи неготовым, я каждый раз пытался встретиться со старцем Ефремом, но он никак не хотел меня принимать. И лишь когда я был окончательно готов к выбору пути – старец тут же принял меня. Причем вызвал сам. Наставлял.

– Не могли бы вы рассказать о наставлениях старца?

Дал несколько советов для начала монашеской жизни. Возможно, они будут полезны читателям, потому что их можно применить и к монахам, и к мирским людям. Старец подчеркнул важность хранения совести везде: в труде, на послушании. Посоветовал сохранять первоначальную ревность с помощью послушания духовнику и непрестанной молитвы. Сказал, что у подвизающихся есть три врага: мир, лукавый и мы сами – наша страстная природа.

В сентябре 2002 года я пришел в монастырь, стал трудником, работал на кухне. Через четыре месяца старец благословил мне подрясник послушника и дал послушание в книжной лавке: заказ книг, прием паломников. Говорю на английском и греческом, поэтому также отвечаю на телефонные звонки, занимаюсь почтой. В 2012 году принял монашеский постриг, в январе 2015-го был рукоположен в иеродиаконы. Пожалуй, всё… Вот о Промысле Божием могу рассказать еще несколько историй.

– Расскажите, пожалуйста.

– Первая о схимонахини Евпраксии. Наш старец, отец Ефрем, постриг перед смертью в схиму около 15 человек. Большинство из них были больны раком на последней стадии. Мать Евпраксия ушла в греческий монастырь в 18 лет. Приняла монашеский постриг. Старец вызвал ее в Америку и поставил игуменией в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы во Флориде. Потом переместил ее в другой женский монастырь, в Канаде.

Вторая – о схимонахине Фекле. Мать Фекла – американка из Техаса. Большая семья, дети, внуки. Жила обычной жизнью семейной женщины. Но удостоилась перед смертью схимы.

Ее дом находился рядом с монастырем во имя святых архангелов около города Сан-Антонио в Техасе. Часто приходила в обитель, помогала на послушаниях, предоставляла свой дом паломникам, когда монастырь был переполнен. Была очень ревностная. Старец Ефрем поехал на престольный праздник в тот монастырь и, вместе с другими паломниками, заехал к ней.

– У нас в России, особенно среди мирян, утрачена традиция Иисусовой молитвы. Даже некоторые священники косо смотрят на мирян, которые держат четки в руках. Считают Иисусову молитву по четкам монашеской традицией, боятся прелести.

Старец Ефрем благословляет мирян заниматься Иисусовой молитвой

Наш духовный отец, старец Ефрем, благословляет мирян заниматься Иисусовой молитвой. В той степени, конечно, в какой им позволяет их мирская жизнь, занятость на работе, в семье. Старец объясняет, что нет опасности для молящегося на начальных стадиях Иисусовой молитвы, когда человек творит ее устно, когда он имеет небольшое молитвенное правило, которое совершает дома, в дороге.

В остальное время дня можно идти по улице, ехать в автобусе, в метро – и молиться про себя, имея в руке небольшие четки или без них. Когда нет рядом других людей, полезно творить молитву негромко вслух. Это помогает уму сконцентрироваться на словах молитвы и не отвлекаться на мечтания. Главное условие – покаянное чувство. Не стремиться к духовным достижениям, а просить милости и прощения грехов.

Старец Ефрем также настоятельно рекомендует читать каждый день Акафист Божией Матери, чтобы Она покрывала нас от всякого зла

У нас в монастыре был один послушник, грек (он сейчас монах). Так вот, он часто на послушаниях и не на послушаниях читал вслух акафист Божией Матери, который знал наизусть. Однажды ночью он шел по монастырю и читал вслух любимый акафист. Немного вышел за пределы обители, в темноте не заметил гремучую змею и наступил на нее. Обычно, если змею трогаешь, она тебя кусает. Но тут случилось чудо: Божия Матерь покрыла послушника, и змея его не укусила, а просто уползла в сторону. Это о пользе чтения Акафиста Пресвятой Богородице.



Отец Иосиф родился 1 июля 1921 года. Его наставником стал известный старец Иосиф Исихаст, с именем которого связывают возрождение духовной жизни на Афоне в ХХ веке.


Старец Иосиф Ватопедский

Успение и погребение старца сопровождало чудо. Он улыбнулся. Через полтора часа после кончины.

Можно встретить мертвых людей с сияющим лицом, мирным выражением, но никогда с улыбкой. С одной стороны, все духовные отцы говорят, что момент смерти является ужасающим для человека. С другой стороны, мы читаем в книгах пустынных отцов, что даже Святые отцы не ослабляли бдительности, до тех пор, пока не входили в вечную жизнь, где больше нет никакой опасности.

Кроме того, у старца Иосифа были проблемы с сердцем, и он был очень ослаблен этой болезнью. Так как же он тогда улыбается?

Ответ: Нет, он не улыбался во время успения, но он улыбнулся после кончины.

Два монаха, которые были с ним до самого последнего момента, побежали к настоятелю, старцу Ефрему, рассказать об упокоении старца Иосифа, и оба не обратили внимания на то, что у покойного рот остался приоткрыт.

Таким образом, когда они вернулись в келью через 45 минут, чтобы подготовить покойного в соответствии с монашеским обычаем, они так и не смогли закрыть рот, как ни старались. Отцы пытались, но так как прошло довольно много времени, рот остался открытым. Они даже подвязывали его, но после того как повязка была удалена рот открылся снова. Старец Ефрем благословил им оставить его лицо открытым.

Они зашили его в монашескую мантию согласно обычаю. Прошло еще 45 минут. Затем они обрезали ткань вокруг его лица в соответствии с благословением настоятеля и обнаружили, как мы видим сейчас, что старец улыбается.

Улыбка отца Иосифа стала первым чудом, явленным после его успения и большим утешением для всех нас.


Схииеродиакон Александр

Те, кто идут по пути Христа, вместе с ним побеждают смерть. Именно так, как лица победителей, выглядят лица умерших праведников. В них радость, в них свет Вечной Жизни.

Не обязательно быть старцем, чтобы сподобится этой радости. В 2009 году в республике Коми скончался молодой монах – схииеродиакон Александр. Его любовь к братии, его терпение скорбей, его радость… все это дело благодати, преобразившей сердце, возлюбившее Бога паче всех благ земных.

А глядя на сие лицо почившей в Бозе инокини, еще больше понимаешь, что смерти нет.


Монахиня Евпраксия


Иеромонах Серафим Роуз

2 сентября 1982 г. отошёл ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), американец, ставший одним из самых известных апологетов Православия в XX веке. Вот его лик, отразивший в себе радость Вечной Жизни.

Эта статья не о смерти! А о победе над ней!

В Санкт- Петербурге оплакивают скончавшуюся монахиню Иоанновского монастыря Анастасию. Принявшая постриг Нина Артемьева была удивительным человеком. Она прекрасно совмещала служение богу и работу врачом-хирургом. В 2001 году под ее руководством была защищена докторская диссертация, которая легла в основу монографии "Рак поджелудочной железы". А в 2014 году в Германии на русском языке издана монография "Хронический панкреатит и его хирургическое лечение". Нина Артемьева ежегодно помогала сотням пациентов, за свою жизнь она издала более 300 научных работ. Один из учеников хирурга рассказал " КП " о том, как Нина Артемьева до последнего боролась за жизнь больных, не щадя свою собственную.

- Мне было 13 лет, когда мы с ней познакомились, - рассказал "КП-Петербург" Протоиерей Андрей Битюков , настоятель прихода во имя святого апостола и евангелиста Луки при ПСПбГМУ имени Павлова Андрей Битюков. - Я служил в Андреевском соборе. Там я встретил ее в одиночку моющую пол в соборе. Потом мне сказали, что это врач-хирург. Мы с ней познакомились ближе. Она меня, незнакомого мальчика, так тепло приняла. Эта встреча оказалась судьбоносной. Ведь тогда я еще не знал, куда мне идти. И она посоветовала мне медицинское училище. Предложила пойти к ней на операцию, когда я поступил. Нужно было прийти на конференцию, где были светила медицинского дела. После этого она преобразилась, надела хирургическую форму. Мы пошли в операционный блок. Я простоял шесть часов, наблюдая операцию. После этого я вновь пришел к ней. Она меня тоже одела в медицинскую одежду и поставила рядом с собой. Это было все очень дружески и поучительно. Благодаря ей я получил медицинское образование. Работал в хосписе, потом на скорой помощи.


Врач сама мыла полы в монастыре Фото: СОЦСЕТИ

Нина Артемьева помогала открыть первую в Санкт-Петербурге часовню при больнице в первом Медицинском университете. Потом был открыт Храм святой мученицы Раисы. Монахиня была уникальным человеком. В монастыре она служила в черном одеянии, а лечила пациентов - в белом халате.

- Когда она стала монахиней, мы виделись реже , - делится Андрей Битюков. - Но я знаю, что она помогала заболевшим насельницам Иоанновского монастыря. Да и сама она скончалась от этой новой инфекции - коронавируса. Она помогала до последнего, потому что медицина - это вся ее жизнь. Она была самоотверженна и предана. Человек от нее получал максимум помощи. Если она была в клинике, все должны были работать быстро и продуктивно. У нее был принцип золотого часа. За час - максимум помощи пациенту. И этому правилу она всегда следовала. Многие врачи не могли работать в таком ритме. А помогала она больным, потому что была не только хирургом, но и пульмонологом. Она профессор. А профессор, по ее словам, должен уметь лечить все.

Нина Артемьева, по словам ее коллеги, последние две недели провела в больнице с болезнью. После этого ее состояние ухудшилось. Женщина, по словам друга, болела коронавируса. Но стоит ли он в качестве причины смерти, он не знает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Умерла монахиня Иоанновского монастыря, профессор-хирург Анастасия

Ежегодно петербургская священнослужительница делала более 30 сложнейших операций (подробности)

Известная телеведущая Ксения Собчак уже несколько дней находится в Екатеринбурге. Целью своего визита светская дива называла съемки фильма об опальном отце Сергии, который захватил Среднеуральский женский монастырь.


Отец Сергий действительно отрицает существование коронавируса и проклинает тех, кто соблюдая требования Роспотребнадзора, не ходит в храмы. Из-за этого Екатеринбургская епархия запретила ему вести богослужения. Дело отца Сергия должны были рассматривать в Церковном суде, но схиигумен уже дважды его проигнорировал. Он вернулся в Среднеуральский женский монастырь, занял там место настоятеля и продолжает вопреки запретам вести службы.

ВЕРСИЯ КСЕНИИ СОБЧАК

Ксения Собчак пыталась вести съемку на территории Среднеуральского женского монастыря еще накануне, 26 июня, во время заседания Церковного суда. Однако ей разрешили пройти на территорию обители только для записи стенд-апа. Съемочный процесс продолжили 27 июня. Но во второй половине дня его прервали амбалы в наколках. Они набросились на съемочную группу. По словам Ксении Собчак, на ее коллег набросились около 30 человек из местных.

— Христина нарушила молчание после стольких лет, — рассказывает Ксения Собчак. — Ее названая мать монахиня Татьяна умерла от лейкемии на последней стадии. По мнению Кристины это случилось из-за того, что ей вовремя не оказали медицинскую помощь. Как вы все знаете, отец Сергий отрицает коронавирус и медицину в целом. Когда на нас напали мы снимали могилу матери нашей героини. Мы прошли к кладбищу, там не было никаких ограждений. Мы пошли по той дороге, которую нам показала Христина. Пришли к могиле, и потом к нам стала подходить группа людей. Это были сотрудники монастыря. Та территория, где мы были, официально не является территорией монастыря. Там находится только кладбище. Они вытолкали нас с территории кладбища, стали идти на нас, указывая нам, куда надо идти. Вывели нас на какую-то площадь рядом с монастырем и там уже избили и отобрали камеру.

По словам Ксении Собчак в потасовке пострадали два ее человека: герой фильма, бывший послушник Филипп, и режиссер фильма Сергей Ержанков. Последнему вывихнули руку. Что касается самой телеведущей, то ее толкнули на землю и не давали подняться. Кроме того, у съемочной группы забрали дорогостоящую аппаратуру, стоимостью 260 000 рублей.

ВЕРСИЯ СО СТОРОНЫ ОТЦА СЕРГИЯ

Он и его семья называют отца Сергия своим духовником. Как и олимпийский чемпион, хоккеист Павел Дацюк они уже много лет посещают обитель. Были они и в числе тех, кто поддержал Сергия в конфликте с Екатеринбургской епархией.

— Я стараюсь бороться с и информационными провокациями, которые возникают, — рассказывает «КП"-Екатеринбург помощник отца Сергия Всевлод Могучев, прихожанин Среднеуральского женского монастыря. — Сегодня мне позвонили и сказали, что сюда в очередной раз приехала Ксения Собчак для того, чтобы создать скандал. До этого она уже приезжала сюда. Ее по-человечески попросили не идти в монастырь. Отец Сергий не хотел с ней общаться. До этого ее коллега Сергей Ержанков свободно приезжал и снимал монастырь, я с ним общался, моя супруга и прихожане монастыря. Он заходил в трапезную, в строящиеся объекты. Свободно заходил куда хотел. В течение нескольких дней Ксения видимо решила, что она тоже должна появиться в кадре, без этого никак. Поэтому она приехала и учинила скандал. Ей было предложено поехать к митрополиту, потому что ее коллегам дали вдоволь поснимать. Но видимо, Ксении Анатольевне нужен был дополнительный хайп для продвижения ее будущего фильма.

Ксения Собчак написала заявление в полицию. Съемочная группа ждет, когда им вернут аппаратуру, которую якобы стащили сотрудники монастыря. На месте работает полиция — они изымают технику. Позже ее опечатанную аппаратуру должны будут вернуть съемочной группе. Из-за конфликта телеведущая не смогла улететь в Москву — билеты были куплены на 18:00 часов вечера.

18 июля 2020 в 12:01

Из воспоминаний монахини Сергии (Клименко)

Зимой 1923/24 года я заболела воспалением легких. В течение восьми дней температура держалась на 40,8 градусах. Приблизительно на девятый день болезни я видела знаменательный сон.

Еще в самом начале, в полузабытьи, когда я силилась творить Иисусову молитву, меня отвлекали видения - прекрасные картины природы, над которыми я словно плыла. Когда я вслушивалась в музыку или засматривалась на чудесные пейзажи, оставляя молитву, меня потрясала с ног до головы злая сила, и я скоро принималась за молитву. По временам приходила в себя и видела отчетливо всю окружающую меня обстановку.

Путешествие монахини с иеромонахом Стефаном

В глубоком потоке я увидела мою знакомую, еще в то время живую. С ужасом взмолилась я о ней, и она как бы вышла сухая. Смысл виденного был такой: если бы она умерла в том состоянии, в каком была в то время, она бы погибла за грех осуждения, не покрытый покаянием. (Она, бывало, говорила, что детей в целях отвращения от греха надо приучать осуждать дурно поступающих людей). Но так как час смертный ее не настал, то она сможет великим скорбями очиститься.

От этих ужасных, закрытых наглухо врат мы повернули обратно и словно поднялись выше. (К сожалению, я не помню всей последовательности виденного, хотя все видения передаю совершенно точно).

Путешествие среди рядов одежды

Мы оказались словно в магазине готового платья. На вешалках кругом висело много одежды. Было нестерпимо душно и пыльно. И тут я поняла, что эти платья - мои мысленные пожелания хорошей одежды в течение всей жизни. Здесь же я видела свою душу, словно распятую, повешенную на вешалке, как костюм. Душа моя точно претворилась в платье и пребывала, задыхаясь в скуке и томлении. Другой образ страдающей души был здесь в виде манекена, посаженного в клетку и тщательно модно одетого. И эта душа задыхалась от пустоты и скуки тех суетных тщеславных желаний, которыми тешилась в жизни мысленно. Мне стало понятно, что в случае моей смерти здесь бы мучилась, томясь, в пыли моя душа.

Но отец Стефан провел меня дальше. Я увидела как бы прилавок с чистым бельем. Две мои родственницы (в то время еще живые) без конца перекладывали с места на место чистое белье. Ничего особенно ужасного как будто эта картина не представляла, но на меня повеяло опять невероятной скукой, томлением духа. Я поняла, что такой бы была загробная участь моих родственниц, если бы они к этому времени умерли; они не совершали смертных грехов, были девицы, но не заботились о спасении, жили без смысла, и эта бесцельность перешла бы вместе с их душами в вечность. Затем я увидела словно класс, наполненный солдатами, с укором глядевшими на меня. И тут я вспомнила о своей недоконченной работе: одно время мне пришлось заниматься с увечными воинами. Но потом я уехала, не отвечала на их письма и запросы, оставив их на произвол судьбы в трудное переходное время первых годов революции.

Мы пошли дальше. (Еще я видела свой грех, о котором никогда не думала, - неблагодарность по отношению к прислуге, именно то, что труд ее принимала как нечто должное. Но образ виденного забылся, остался в памяти только смысл). Должна сказать, что передавать виденные образы мне очень трудно: они не улавливаются словами, грубея, тускнея.

Путь монахини Сергии по загробному миру

Вот остановились мы перед горою, горою пустых бутылок, и я с ужасом осознала, что это образ моей гордости, пустой, напыщенной, глупой.

Ведущий подумал мне в ответ, что если бы я умерла, то на этом мытарстве мне пришлось бы как бы открывать каждую бутылку, что составило бы непосильный труд и бесплодный.

Но тут отец Стефан взмахнул словно каким-то гигантским штопором, изображавшим собою благодать, и все бутылки разом открылись. Я, освобожденная, пошла дальше.

Надо прибавить, что я шла в иноческой одежде, хотя в то время только готовилась к постригу. Старалась я ступать по следам духовника, и если же ступала мимо, то вылезали змеи и старались ужалить меня.

Духовник вначале был в обычном монашеском одеянии, превратившемся потом в царственную пурпурную мантию.

Путешествие по загробному миру

Вот подошли мы к бушующей реке. В ней стояли какие-то злые человекообразные существа, бросавшие друг в друга с неистовой злобой толстые бревна. Увидев меня, она завопили с какой-то ненасытной злобой, пожирая меня глазами и стремясь наброситься на меня. Это было мытарство гнева, проявленного, несдержанного. Оглянувшись, я заметила, что за мной ползет слюна, величиной с человеческое тело, но без форм, с лицом женщины. Никакими словами не могу я передать ненависть, сверкавшую в ее неотступно смотревших на меня глазах. Это была моя страсть раздражительности, словно тождественная бесу раздражительности. Надо сказать, что я ощущала там свои страсти, которые развила и раскормила в жизни, как нечто единое с бесами, их возбуждающими.

Далее в противоположном углу, как бы сквозь окна, ведущие в соседнее нижнее помещение, я увидела бесчисленное множество кондитерских изделий, расставленных рядами: это были съеденные мною сласти. Хотя бесов я здесь не видела, но от этих заботливо собранных в течение моей жизни проявлений чревоугодия веяло бесовским ехидством. Я должна была бы снова все это поглощать, уже без наслаждения, но как бы под пыткой.

Потом мы прошли мимо бассейна, наполненного беспрестанно вращающейся раскаленной, словно расплавленной, золотистой жидкостью. Это было мытарство за мысленно-извращенное сладострастие. Лютой мукой веяло от этой расплавленной двигающейся жидкости.

Неподалеку стояла душа моего двоюродного брата, вся насквозь заложенная военной амуницией, словно души-то, собственно, и не было. Брат этот очень любил военное дело ради него самого, не признавал никаких других занятий для себя.

В поисках выхода в царстве смерти

После этого мы перешли в другое, меньшее помещение, в котором стояли уроды: гиганты с крошечными головками, карлики с огромными головами. Тут же стояла я в виде огромной мертвой монахини, словно деревянной. Все это были символы людей, проводивших самочинно-подвижническую жизнь, без послушания и руководства: у одних преобладал телесный подвиг, у других была слишком развита рассудочность. В отношении себя я поняла, что будет время, когда я оставлю послушание духовнику и умру духовно. (Так и случилось, когда в 1929 году я, нарушив советы отца Стефана, ушла в раскол, не желая признавать митрополита Сергия, будущего Патриарха. Отломившись от древа жизни, я действительно внутренне высохла, омертвела и только по заступничеству Пресвятой Пречистой Владычицы нашей Богородицы вернулась в лоно Церкви). Ноги мои словно пристыли к полу, но после горячей молитвы Божией Матери снова получила возможность идти дальше за отцом Стефаном. Это было не мытарство, а как бы образ будущих моих уклонений от правильного пути ко спасению.

Пустые храмы, иконы, святитель Николай Мирликийский

По временам стали встречаться аналои, перед которыми я, становясь на колени, исповедовалась, в то время как ведущий, ожидая, стоял рядом. Первый священник, которому я исповедовалась, был отец Петр (наш соборный протоиерей, у которого я действительно и исповедовалась первый раз после этого сновидения). Далее я не видела во время исповеди духовника, но исповедовалась часто у аналоев. Все это мне говорило о моей предстоящей жизни, о спасении через частое Таинство Исповеди.

Вдруг мы услышали как бы барабанный бой и, оглянувшись, увидели в стене справа икону святителя Феодосия Черниговского, который мне словно напоминал о себе. Святитель стоял в кивоте во весь рост, живой. Я вспомнила, что в последнее время перестала ему молиться.

Затем, когда мы пошли дальше, навстречу нам вышел святитель Николай Мирликийский. Он был весь розовый и золотой, как лепесток розы, пронизанный золотистыми лучами солнца. Моя душа содрогнулась от соприкосновения со святыней , и я в ужасе бросилась ниц. Заныли мучительно все язвы душевные, словно обнаженные и освещенные изнутри этой потрясающей близостью со святостью. Лежа ниц, я между тем видела, как святитель Николай поцеловал духовника в щеку. Мы пошли дальше.

Вскоре я почувствовала, что Матерь Божия может спуститься к нам. Но моя немощная грехолюбивая душа заметалась отчаянно от невозможности непосредственного общения со святыней.

Выход уже близко

Мы пошли и почувствовали, что близко выход. Почти у самого выхода я увидела мытарство одного моего знакомого, а по выходе - одну монахиню, которую словно подбрасывали на доске вверх. Но здесь чужие грехи не привлекали совершенно моего внимания. Потом мы вошли в храм. Притвор был в тени, а главная часть храма-залита светом.

Но тут из сумеречной тени притвора ко мне подошло ужасное существо на свиных ногах, развратная баба, безобразная, низкая, с огромным ртом, с черными зубами поперек живота. О, ужас! Это чудовище была моя душа в настоящем ее состоянии, душа, исказившая образ Божий, безобразная.

Уходя, я оглянулась и опять с тоской увидела в воздухе, на высоте иконостаса, ту родную, близкую и давно забытую, утерянную.

Видение земной жизни

Появление духовника

Потом как-то мы вышли оттуда и очутились на пустынной дороге. Около нее сбоку сидел величественный старец с большой книгой в руках. Мы с духовником стали перед ним на колени, и старец, вырвав лист из книги, подал его отцу Стефану. Тот взял его и - исчез. Я поняла - умер. Исчез и старец. Я осталась одна. В недоумении, со страхом, я пошла вперед, дальше по пустынной песчаной дороге. Она привела меня к озеру. Был закат. Откуда-то доносился тихий церковный звон. На берегу озера стеной стоял бор. Я остановилась в полном недоумении: дороги не было. И вдруг, скользя над землей, в воздухе передо мной явилась фигура духовника. В руках у него было кадило, и он строго смотрел на меня. Двигаясь в сторону леса лицом ко мне, он кадил и словно звал меня. Я последовала за ним, не спуская с него глаз, и вошла в чащу леса. Он скользнул сквозь стволы деревьев, как призрак, и все время кадил, неотступно глядя на меня. Мы остановились на полянке. Я опустилась на колени и стала молиться. Он, бесшумно скользя вокруг полянки и не спуская с меня строгих глаз, покадил ее всю и исчез - я проснулась.

Несколько раз во время этого сна я приходила в себя, видела комнату, слышала дыхание спящей родственницы. Сознательно не желая продолжения сновидения, я читала молитву, но снова против воли словно уходила из себя.

Когда я теперь окончательно проснулась, то ясно поняла, что умираю, и тут всю свою жизнь ощутила как бесцельную, не приготовившую меня к вечности.

Схиигумен Сергий в своей келье. Фото: URA.RU / ТАСС

День I. Просим сменить гнев на милость

Стараясь как можно увереннее его игнорировать, подхожу к воротам, совершаю крестное знамение и поясной поклон, прохожу внутрь.

Монастырь встречает стройкой. Повсюду штабели кирпичей и балок, мешки щебня, песка и гравия, ряды разнообразной строительной техники. К трем действующим храмам достраивают еще два, гигантский и поменьше, первый уже с надетыми куполами, перед вторым купола еще только ждут водружения.

Четырехэтажный жилой корпус, животноводческая ферма, тепличное хозяйство, пасека и дюжина спрятанных в лесу ладных уютных домиков — видимо, для ВИП-паломников. Где-то в жилом корпусе — еще интернат для детей-сирот и больница для онкобольных.

Въезд на территорию Среднеуральского женского монастыря. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Обитатели этого места — монахини, паломники, дети — выглядят безмятежно. Об осадном положении напоминают только казаки, невооруженные, но очевидно несущие дозор. Схиигумен Сергий прогуливается сквозь угодья по-хозяйски, погруженный в беседу с мирянином. Подхожу — и он вытягивает для поцелуя жилистую руку. Припадаю к ней.

— Служба уже идет! — резко прерывает Сергий и отводит в сторону руку, как бы прогоняя меня, — и указывает сухим пальцем в сторону Храма в Честь Святой Троицы. Молитвенное пение из него разносится по всему монастырю через расставленные по территории динамики. Больше схимник не говорит мне ни слова.

Внутри храма — под сотню человек, в основном монахини, но есть и несколько казаков, отбивающих после крестного знамения поясной поклон, полностью, касаясь пальцами земли. Служит вечерню не Сергий, а прикрепленные к монастырю иеромонах Иоанн (Иванов) и иерей Сергий Берестов. Очередь на елеопомазание выстраивается вдоль двух икон и раки с мощами — и каждый в очереди прикладывается, оставляя на защитных экранах разводы от губ.

Встречаю казака в камуфляже и берцах — тот сразу диктует, что полагается писать:

— Уважаемый патриарх, митрополит, я являюсь христианином по духу, по воле, я и моя семья являемся христианами. Неоднократно мы общаемся с отцом Сергием, и просим разъяснить ситуацию. Просим сменить гнев на милость. За что так его? Он же всю правду говорит. Просим, чтобы разрешили служить ему, чтобы [мы могли] приходить к нему, исповедоваться, причащаться с его рук. Слушай, брат, извини, спаси Господи.

Охранник у въезда в Среднеуральский женский монастырь. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

— Отец Сергий благословил вас тут оставаться?

— Я не успел с ним поговорить.

— Тогда, к сожалению, вам придется уехать. До свидания.

Электронный лагерь сатаны

Схиигумен Сергий с Натальей Поклонской. Скриншот из видео / Движение Царский Крест

После присоединения Крыма Сергия называли в прессе духовником экс-прокурора полуострова Натальи Поклонской, она это отвергает. Но в 2020 году схимник станет известен как мятежный клирик, выступивший против светских и церковных властей.

В Екатеринбургской епархии публично открестились от заявлений Сергия и заверили, что не разделяют его позиции. В качестве меры воздействия церковное начальство наложило на священнослужителя запрет проповедовать и высказываться публично.

Сразу после публикации видео епархия запретила Сергию совершать службы в храмах, причащать и исповедовать. Также церковное руководство наказало схимнику не покидать без разрешения территорию Иоанно-Богословского мужского скита, расположенного по другую сторону от женского монастыря.

Схиигумен Сергий с прихожанами. Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсант

Не пустили в обитель и протоиерея Георгия Викторова: епархия отправила священника в монастырь, чтобы совершать канонические богослужения, так как официально службы Сергия считаются безблагодатными. Вместе с Викторовым монастырь покинули несколько монахинь и игуменья Варвара (Крыгина), духовное чадо отца Сергия и, до последнего времени, его активная сторонница.

День II. Грешная тележка

Служба еще масштабнее и торжественнее, чем вчера. Здание набито практически битком, но служит вновь не Сергий. Выхожу из храма в его поисках — и благословения остаться здесь на ночь. Нахожу двух казаков, толстого и тонкого, которым как раз нужно передать ему что-то важное. Они ведут меня вглубь территории, за храм Казанской Божьей Матери, в квартал отдельных жилых коттеджей.

Схиигумен Сергий в своей келье. Фото: URA.RU / ТАСС

— Батюшка, — хватаю его костлявую руку, — разрешите остаться на ночную молитву?

— Сегодня разве есть она? — вздымает бровь Сергий, и тем же движением руки посылает меня прочь. — Это не ко мне. Иди к отцу Иоанну.

Бюрократия благословений устроена сложнее, чем я думал. Когда возвращаюсь на службу, отца Иоанна и исповедной очереди к нему уже нет. Но остался отец Сергий Берестов. Часовая очередь — и прошу благословение на ночную молитву у него.

— Молиться хочешь? Конечно, благословляю, — улыбается батюшка.

От уральского лета — на улице 11 градусов тепла — захожу укрыться в предбанник трапезной для монахинь в здании храма Казанской иконы Божьей Матери. Из трапезного зала тоже слышно молитву. Помимо меня, ночную службу тут ждет благостного вида старушка с клюкой.

— А чего, батюшку-то судить будут? — интересуется старушка, — Че-то там в автобусе рассказывали, но я ничего не поняла. После суда, наверное, возьмут да и закроют [монастырь]?

— Думаю, просто так он монастырь никому не отдаст. Подерется за него.

— Пройдет этот вирус. Не будет же он вечно. По телевизору слышала, что до конца месяца еще продлили. А дальше — все.

Поднимаемся в церковь. Вскоре туда заходит отец Иоанн и направляется за придел. Оттуда доносится его редкий сухой кашель. Начинается служба. Идет она до двух ночи, в церквушке скапливаются около 30 человек. Одна из монахинь не отходит от большой иконы с царской семьей, занимающей всю стену, — самозабвенно крестится, кланяется и целует ее все ночь. Завершается служба причащением — с одной лжицы — и проповедью об апостолах Варфоломее и Варнаве, уничтоживших громадного монстра ехидну силами своих молитв.

Из одного храма иду ночевать в другой — Спорительницы хлебов. Перед этим беру пенку — строго, как сказано в распоряжении монастыря, одну в руки и до половины шестого утра. В церкви на полу спят десятки человек, приходится глядеть под ноги и искать себе место крайне осторожно. Нахожу — под большой иконой Богородицы.

Большая часть информации о прошлом отца Сергия стала публичной благодаря журналистке и православной активистке Раисе Ильиной, которая больше десяти лет следила за его деятельностью. В миру схимника звали Николай Романов. Он родился в 1955 году в Горьковской области, но в зрелом возрасте переехал в подмосковное Пушкино, где устроился работать в милицию (до этого Романов окончил в Омске милицейское училище). Проработал там он недолго — сбил пешехода, тот умер. После милиции Романов устроился в московский магазин №28.

Романов много времени проводил в храме Иоанна Предтечи на Ивановской горке в Екатеринбурге, на тот момент главном храме епархии. Там встречался с тогдашним екатеринбургским архиереем Викентием и после этих встреч ушел в монастырскую жизнь. Владыка отправил новоиспеченного монаха в строящуюся обитель в урочище Ганина яма — месте, где большевики избавились от тел расстрелянной царской семьи.

В 2001 году Викентий рукоположил Сергия в сан иеромонаха. Согласно канонам православной церкви, человек, совершивший убийство, не может стать священником. Романов утверждает, что его монашеский путь благословил патриарх Алексий II и всем было известно о содеянном им смертном грехе. Но патриарх давно умер, и проверить это не представляется возможным, считает Ильина.

В 2000-е годы начинается резкое восхождение Сергия. В 2002 году его назначают строителем и духовником женского монастыря в честь иконы Божией Матери Спорительницы хлебов. Обитель откроют в 2005 году. При этом Романов обзаводится многочисленными адептами: Натальей Поклонской, хоккеистом Павлом Дацюком, уральскими политиками и даже криминальными авторитетами, которые вместе финансируют его грандиозное строительство.

Прихожане монастыря. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

День III. Где тестирование, там и чипирование

В шесть утра на утреню в Храм Святой Троицы собираются, кажется, все пятьсот обитателей монастыря. Службу ведет сам схиигумен Сергий — стоит в средней его части за аналоем , прихожане выстроились полукругом и почти все обращены к нему. На Сергии, в отличие от других батюшек до этого, нательный микрофон, разносящий его голос через динамики по всему храму и всей территории монастыря. Начинает он с проповеди, в которой повторяет свои программные тезисы.

Схиигумен Сергий с прихожанами. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

К Сергию выводят двух женщин, монахиню и мирянку. Они поочередно, с интервалом в десять секунд, издают страшные звуки, как будто их тошнит. Привычным жестом он хватает за шею монашку и гудит наигранным голосом:

— Ду-у-х! Назови себя!

— Интернет! — изображает монашка неестественный бас.

— Д-у-ух! Назови себя! — подходит экзорцист ко второй женщине.

— Чародей! — верещит та.

— Сами насельники монастыря — нет. Это организовали все приезжающие сюда паломники. Они написали этот текст, и бланки все находятся у них. В монастыре этих бланков нет.

— То есть вы не против происходящей духовной тирании?

Разглядываю, во время долгой паузы, округлившиеся зеленые глаза, — они непроницаемы.

— Вы чего хотите-то? Все, что делает отец Сергий, он делает правильно, — так же строго, как в первый раз отрезает монахиня и уходит.

— Вот он, вижу его, — говорит с кем-то по телефону бородатый водитель, — Привести? Нет? Ладно, щас поговорю с ним.

Выходит из машины, протягивает руку.

— Привет, меня Андрюха зовут.

— Меня Дима, — рукопожимаемся.

— Дима, а вы журналист, да? Вам на выход. Вас сюда больше не пустят. Всего доброго.

Кормящий ландшафт

Среднеуральский женский монастырь. Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсант

В середине мая, за месяц до того, как конфликт схиигумена Сергия с епархией перешел в открытую фазу, но уже активно распалялся схимником, в православной блогосфере разошлось видео, в котором девушка по имени Христина Савушкина, по ее словам, прожившая в Среднеуральском монастыре с 2004 по 2010 год, рассказала о пережитом моральном и физическом насилии.

Сейчас видео уже удалено с YouTube, но нам удалось ознакомиться с его сохраненной копией. Сказанное в нем перекликается с содержимым статьи об издевательствах в Среднеуральском монастыре, опубликованным изданием 66.ru с измененными именами героев. Несмотря на призывы в видео распространить информацию о ситуации в монастыре, с нами девушка разговаривать не стала.

В 2013 году Ильина обратилась к прокурору и начальнику ГУВД Свердловской области с просьбой проверить факты пропажи людей и переселения их в этот удаленный скит. Скит по следам Ильиной нашли журналисты уральского издания 66.ru, он действует и сейчас.

Мы направили в ведомство запрос с просьбой подтвердить эту информацию.

Христину Самушкину можно увидеть на недавнем видео со съемок фильма Ксении Собчак на ту же тему. Во время работы над фильмом, один из сотрудников съемочной группы получил травму — ему сломали руку. Комментариев со стороны обители не последовало.

Ксения Собчак и съемочная группа, на которую было совершенно нападение. Фото: URA.RU / ТАСС

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Читайте также: