Молодость особенности жизнедеятельности и основные психологические новообразования молодости

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Молодость, ранняя взрослость - это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Фактически все материальные психические структуры, необходимые для полноправного "включения" в активную социальную действительность, сформировались. Теперь основная задача человека - обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь, дети).

Раннюю взрослость принято называть “молодостью” (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития - замедлением роста. По данным Б.Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности.

К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает новую профессию.

В молодости существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, но и о том, каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.).

Ранняя взрослость - это период становления человека как профессионала. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное составление личного профессионального плана. Молодость для многих молодых людей - студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, нравственные, умственные и волевые.

В молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводит к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия на человека социальных норм). К концу периода молодости нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную степень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.

Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе.

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости.

Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.

Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои спо собности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.

Многие представления о себе, которые формируют Я-Концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

Молодость (24–27 лет). Это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К сожалению, в данном возрасте многие молодые люди становятся безработными, разводятся, осваивают асоциальные и противоправные формы поведения. Ведущей деятельностью на стадии профессиональной адаптации является нормативно одобряемая деятельность, т. е. деятельность, способы осуществления которой уже сложились в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и технологической документации. В условиях отсутствия профессионального опыта она выполняет развивающую, личностнообразующую функцию. Освоение этой деятельности и связанного с ней социально профессионального поведения приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинает испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологически насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.

Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии.

21) Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика зрелости.

Древняя китайская классификация:

Молодость (до 20 лет)

Возраст вступления в брак (до 30 лет)

Возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет)

Возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет)

Последний период творческой жизни (до 60 лет)

Желанный возраст (до 70 лет).

Старость (свыше 70 лет).

Классификация Пифагора (VI в. до н. э.):

Период становления (0–20 лет)

Молодой человек (20–40 лет)

Человек в расцвете сил (40–60 лет)

Старый и угасающий человек (60–80 лет).

Зрелость: социальная ситуация и ведущие потребности

Зрелость (28–60 лет). Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на

конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека.

Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма. Все эти профессионально обусловленные изменения

способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду. Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-

психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь.

Молодость - это прежде всего время создания семьи и ус­тройства семейной жизни, время выбранной профессии, оп­ределение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. В этот пе­риод подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособ­лен к рождению первого ребенка.

Ведущая деятельность в период молодости — професси­ональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обре­тается чувство профессиональной компетентности, чрезвы­чайно важное для личностного развития в молодости, осо­бенно когда выбранная профессия соответствует призванию.В молодости обнаруживается стремление к самовыраже­нию (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается ин­дивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных цен­ностей. Центральные возрастные новообразования этого перио­да — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые). Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интел­лектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отли­чие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединя­ют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дру­жеские отношения складываются в совместной деятельнос­ти (в производственных коллективах). Встречаются дружес­кие отношения молодых людей с людьми старшего возрас­та. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.К 30 годам человек находится на вершине раз­вития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятель­ности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Решение кризиса зависит от индивидуальных особенно­стей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоя­щей). Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста — стабилиза­ция на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятель­ности — выбор одного из наиболее успешных профессио­нальных направлений и повышение квалификации без вы­хода за его узкие границы.

3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.

Таким образом, в молодости человек начинает утвер­ждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жиз­ни и создают семью, приобретается профессиональное ма­стерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральнымивозрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессио­нальную компетентность, когда человек уясняет смысл сво­ей жизни, подводит ее первые итоги.

Зрелый возраст (взрослость).Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально­сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо­да на пенсию. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.В современной возрастной психологии существуют различ­ные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым измене­нием отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенно­го ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятель­ности.Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в разви­тии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи про­должают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жиз­ненного пути.

Внешне взрослые люди продолжают расти, физи­ологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудис­той, пищеварительной, гормональной и других систем. Ска­жем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчи­ны же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Существует мнение, что средний возраст является вре­менем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осоз­нании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явле­ние, как кризис идентичности. Под идентичностью пони­мается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружа­ющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кри­зиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичнос­ти у зрелого человека: динамика смены поколений, специ­фика трудовой (профессиональной) деятельности.

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной про­тяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружа­ющей действительностью личность, как семьянин. Физи­ческая и психическая зрелость человека, находящая выра­жение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях.

Период поздней взрослости (геронтогенез).В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти. 3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания.

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти. Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни. Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы. Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми. Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой. Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях).

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Социальная психология –это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Уцзы и др), которые описывали социально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гобс, Ш. Монтескье А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов – общения и взаимодействия представителей различных общностей.

Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты в ХХ в., во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страх, паника, снижение сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальная дезорганизация и дезориентация, социальные конфликты и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

В 20-40-е гг. 20 в. социальная психология превращается в экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.

В 60-90-е гг.20 в. начинают зарождаться и совершенствоваться внутри социальной психологии новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. В СССР социальная психология в 30-50-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология в России и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а ее предметом – определенные социально- психологические феномены. Задачи и строение социальной психологии. Социальная психология решает свои конкретные задачи, включающие в себя:

1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов;

2) теоретический и практический анализ источников и условий возникновения и развития, исторического и социального фона функционирования социально-психологических феноменов;

3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения своих позиций и усилий в совместном исследовании социально-психологических явлений и процессов;

4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.



Молодость - это прежде всего время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут затормозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в дальнейшем к представителям другого пола, на целостном отношении к миру. Как отмечает И.Ю. Кулагина, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологические исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Большое значение имеет рождение детей. Созданная семья приобретает новое качество. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Ведущая деятельность в период молодости — профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости, особенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.

Центральные возрастные новообразования этого периода — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.

В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые).

Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интеллектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединяют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дружеские отношения складываются в совместной деятельности (в производственных коллективах). Встречаются дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.

К тридцати годам человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Молодой человек вступает в период кризиса молодости.

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. При удачном выборе привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, ценностям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность.

Решение кризиса зависит от индивидуальных особенностей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоящей).

Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости:

  1. Прекращение профессионального роста — стабилизация на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.
  2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности — выбор одного из наиболее успешных профессиональных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.
  3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.
  4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала. (Г. С. Абрамова).

Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, приобретается профессиональное мастерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Читайте также: