Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста

Стадиальность психического развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация психического развития по Д. Б.Эльконину.

Понять закономерности возрастного развития позволяет разделение жизненного пути на периоды (стадии). Развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, которых не было раньше. Но новое не приходит в готовом виде, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Д. Б. Эльконин так формулирует Закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с изве­стным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-по­требностная или интеллектуальная сфера личности; возрас­тными новообразованиями, формирующимися в конце пе­риода, среди них выделяется центральное, наиболее значи­мое для последующего развития. Границами возрастов слу­жат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии, разработал Д. Б. Эльконин. На основе глубокого анализа существу­ющих схем периодизации и, опираясь на идеи развития Л. С. Выгот­ского, А. Н. Леонтьева и др., он создал научную теорию периоди­зации, базирующуюся на изучении внутренней сущности самого процесса развития.

Теоретической основой периодизации явилась теория деятельности с ее рассмотрением социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми и с физическими объектами.

В основу периодизации, отвечающей целостному развитию пси­хики ребенка, было положено представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, хара­ктеризуется особенностями условий в которых он живет (Социальная ситуация развития), определенным Типом ведущей деятель­ности и возникающими благодаря этому специфическими Психологическими новообразованиями. Смене ведущего типа деятельности

К основным критериям каждого психологического возраста относятся:

— социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество и как он в них ориенти­руется;

— ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

— основные новообразования развития;

— кризисы — переломные точки в ходе детского развития, отде­ляющие один возраст от другого.

Периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным, охватывает пе­риод времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на семь периодов:

1. Младенческий возраст.- от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство — от одного года жизни до трех лет Ведущая деятельность предметно-манипулятивная. На рубеже младенческого возраста и раннего детства происходит пере­ход к собственно-предметным действиям: ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка с взрослыми. Однако речь, как и сами предметные дейст

Вия, используются им пока только для налаживания контактов с взрослыми, но не как инструмент мышления. Новообразованиями возраста является речь и наглядно-действенное мышление.

— возникновение первого схематичного цельного детского миро­воззрения;

— возникновение первых этических представлений;

— возникновение соподчиненных мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсив­ными;

— возникновение произвольного поведения.

4. Младший школьный возраст от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет. Ведущая деятельность— учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и челове­ческих отношениях. Через учение в этом периоде опосредуется вся сис­тема отношений ребенка с окружающим миром. Основными психологичес­кими Новообразованиями этого возраста являются:

— произвольность и осознанность всех психических процессов (кроме интеллекта) и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

— рефлексия — осознание своих собственных изменений в резуль­тате развития учебной деятельности.

5. Подростковый период — от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.

Ведущая деятельность — общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.) Подростковый возраст знаменует переход от детства к

Взрослости. В этот период происходит бурное физическое и половое созревание, что влечет появление новых чувств и переживаний (интерес к своей внешности, телу, ин­терес к другому полу). Но подросток ни социально, ни психологи­чески к решению многих проблем, порождаемых возрастным развитием, еще не готов. Безболезненное разрешение возникающих внутренних противоречий во многом зависит от помощи взрослых. Вместе с тем биологические факторы в это время оказывают влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окру­жающими.

Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми, происходит ее переориентация с взрослых на сверстников. В процессе общения подросток овладевает способами общения в разных ситуациях. В ходе взаимоотношений под­ростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития.

— возникновение представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом. У него появляется стремление быть самостоятельным,

Умение подчиняться нормам коллективной жизни, появляется самооценка.

6. Старший школьный возраст от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати — семнадцати лет.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Старший школьный возраст — это переход от чисто физиологической зрелости к социальной. В этом возрасте продолжает укрепляться и совершенствоваться все то, что сложилось в подростковом возрасте, но ведущим и развивающим становится интимно-личностное общение. Внутри этого общения развиваются взгляды на жизнь, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. Главное содержание жизни в старшем школьном возрасте — включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.

Основными новообразованиями возраста являются: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

19. Психологические особенности юношеского возраста.

В отечественной психологии за основу периодизации психического развития принята периодизация по Д. Б. Эльконину.

Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:

1) социальная ситуация развития, и способ ориентации в этих отношениях;

2) ведущий тип дельности;

3) основное новообразование развития;

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Эльконин считал, что на 1-й стадии осуществляется изменения мотивационной потребности сферы личности, а на 2-й происходит освоение операционально-технической сферы.

Периоды и стадии по Эльконину, выглядят так:

1. Эпоха раннего детства состоит из 2-х стадий —

Б) Раннее детство (1−3), началом которого является кризис 1-го года, потребность общения не нахватает реализации из-за недостатка развития речи, в котором осуществляется освоение операционально-технической сферы. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная (характеристика: новообразования приводят к совместной деятельности со взрослым (ребенок — предмет — взрослый). Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного использования.

2. Эпоха детства открывается кризисом 3 лет (Я-сам), знаменующим начало дошкольного возраста(3−6) (ведущий вид деятельность — игровая деятельность). Второй стадией является младшей школьный возраст (6−11), который открывается кризисом 6—7 лет (учебная, трудовая, игровая, учебн).

3. Эпоха отрочества делится на стадию подростков возраста (10−11) (началом является кризис 11—12 лет), ведущий вид деятельность — профессионально-личностные отношения, весь период является кризисным и стадией ранней юности (14−17) ведущий вид деятельность — морально-личностное общение, связанной с криз 15 лет.

Старший школьный возраст (15−18 лет)

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

20. Психология личности и деятельности педагога.

Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Профессией называют вид труда с определенной системой требований к человеку (А. С. Роботова). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия — учитель, специальность — учитель русского языка и литературы.

При всем различии педагогических специальностей (школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и другие) у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.

1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).

5. Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и других.

6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя своё мастерство.

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами: — высокая гражданская ответственность и социальная активность; — любовь к детям, гуманистическая направленность; — духовная культура, интеллигентность; — инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм; — физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность; — потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Под профессионально-педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Педагогическое призвание — означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально-значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность. Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции, и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали.

Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.

Педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой ряда деятельностей: деятельность преподавателя; деятельность методиста, конструктирующего приёмы и методы обучения; деятельность программирование, составление учебных программ. Педагогическая деятельность одна из самых древних в современной цивилизации. Учитель — центральная фигура в школе, осуществляющая всю учебно-воспитательную работу в школе, от учителя зависит образование народа, его культура и нравственность.

Виды педагогической деятельности:

1. диагностическая — изучение учащихся, установление их уровня развития.

2. ориентацтонно-прогностическая — умение учителя определять направление воспитательной деятельности, организовать её результаты.

4. организаторская — умение вовлекать учащихся в намеченную воспитательную работу.

5. информационно-объяснительная — учитель организует учебно-воспитательный процесс.

6. коммуникативно-стимулирующая — проявление любви к детям, душевное отношение.

7. аналитико-оценочная — анализирует ход обучения и воспитания, сопоставляет свою работу с опытом коллег.

8. исследовательско-творческая. Числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокие требования к себе.

Основные требования к профессиональным характеристикам учителя:

1. общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний,

2. фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

3. владение методикой обучения и воспитания,

4. творческое отношение к работе;

5. знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм,

6. постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей – это

21. Что такое задатки:
А. возможность развития индивида, проявляющаяся каждый раз перед возникновением новой задачи
22. Кто из древнегреческих философов сформулировал положение о том, что душа — это форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение?

23. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе называют: Е. чувствами и эмоциями

24. Какая из характеристик относится к холерическому типу темперамента: С. сильный, неуравновешенный с преобладающим возбуждением над процессами торможения

26. Педагогическая психология — это наука:
B. о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания
27. Основной задачей образования является: C. содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения
28. Под обучением понимают: E. процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика

29. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является: А. учение
30. Основоположником русской педагогической психологии является: D. К.Д. Ушинский

31.Направленность личности – это… A. совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций

33. Укажите, что не является видом мышления:

В) непроизвольное мышление

34. Психика – это С. продукт мозга, субъективный образ реального мира
35. Как называют этап развития личности с 3 до 5 лет?

B. раннее детство

36. Общей характеристикой познавательных возможностей человека являются: A. ум

37. Сколько жидкостей циркулирует в теле человека (по Гипократу): Е. 4

38. Определите тип темперамента по его характеристике: человек с заметной психической активностью, быстро реагирует на события, стремится к новым впечатлениям, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, живая, подвижная, с выразительной мимикой и движениями. B. сангвинический

Укажите тип темперамента, проявляется в таких психических свойствах: чувствительность, эмоциональность, низкая устойчивость к психическим нагрузкам.

40. Для какого типа темперамента больше подходит монотонная, кропотливая деятельность, например, ремонт наручных часов: C. флегматичный

41. Как называется общение, осуществляемое с помощью языка и речи: A. вербальное

43. Концепция о рефлекторной природе психики человека представлена ​​в трудах: Е. И.П. Павлова

44. Конституционные, биологические, врожденные особенности личности составляют основу: D. темперамента

45. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют: E. систему отношений человека к самому себе

46. К экстерорецептивным ощущениям не относят:

47. Аккуратность, бережливость и щедрость — это:
B. черты, характеризующие отношение личности к вещам
48. Формально-динамическую сторону поведения характеризует: A. темперамент
49. Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано: С. К. Юнгом
50. Поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений: D. навык

51. Объект изучения условных рефлексов И.П. Павлова:
А. собака

52. Что характеризует темперамент: E. быстрое включение в работу

53. Какой признак характер для меланхолического темперамента: B. эмоциональная и возбудимость
54. Положительные эмоции в детском возрасте развиваются через: C. игру

55. Что относится к фазе стресса: C. фаза истощения

56. Длительные, устойчивые, предметные отношения к какому-либо объекту, это: B. чувства

57. Наиболее мощный вид эмоциональных реакций, это:

58. Реакция не только на текущие события, но и воспоминаемые, это: C. эмоции

59. Явления ускоренного развития — это С. Акселерация

60. Возраст, при котором формируются такие новообразования как произвольность психических явлений. Внутренний план действия, рефлексия D. Младший школьный возраст

61. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития, называются А. зоной актуального развития

62. - это ведущая деятельность в подростковом возрасте.
D. эмоциональное общение с взрослыми

Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:

А. притязание на признание среди подростков

64. Возраст – это:
А. относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику;
65. Возрастные кризисы – это:
А. переломные моменты развития, отделяющие один возрастной этап от другого;
66. Возраст, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. В. социальный

67. Учение впервые становится ведущей деятельностью для: В. младшего школьного возраста

68. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста:

69. Юноши стремятся .
А. подчеркнуть свою индивидуальность, непохожесть на других
70. Количественные и качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это В. развитие

Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов - это

72. Желание подростка понять, какой он на самом деле через подражания другим А. имитация

73. Потребность в признании сверстников начинает развиваться в возрасте D. подростковом

74. Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в С. эмоциональной поддержке

1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:

+а) педагогическая психология

б) общая психология

в) возрастная психология

г) все ответы верны

2 . Приемы воспитания – это:

+а) часть общего метода

б) форма организации воспитания

в) средство воспитании .

г) воспитывающие ситуации

д) критерии оптимизации №

3 . Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
а) конструирование;
б) сюжетно-ролевая игра;
в) труд;
+г) учебная деятельность.

4 . Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:

5. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания:

+а) Проблемная ситуация

б) Низкий уровень знаний учащихся

в) Низкий уровень знаний учителя

г) Затруднения, возникшие в учебном процессе

д) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

6. … - это ведущая деятельность в подростковом возрасте.
а) игровая;
+б) интимно-личностное общение со сверстниками;
в) учебная;
г) эмоциональное общение с взрослыми.
7. В каком возрасте начинает складываться произвольное внимание?
+а) в дошкольном;
б) в младшем школьном;
в) в подростковом;
г) в раннем детстве.

8. В каком возрасте мышление можно охарактеризовать как процесс соединения и взаимообогащения всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического?
+а) в младшем школьном;
б) в дошкольном;
в) в подростковом;
г) в раннем детстве.

9. Какой психический процесс доминирует в раннем детстве над всеми остальными?
а) память

+б) восприятие ;
в) воображение;
г) мышление.
10. Этапы, необходимые для подготовки урока:

а) диагностика, прогнозирование, планирование

б) планирование, ход урока, рефлексия

в) прогнозирование, тренировка, упражнения

г) диагностика, планирование, мастерство проведения

д) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

11. Одним из компонентов познавательного процесса является:

12. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

+а ) Педагогической психологии

б ) Возрастной психологии

в ) Педагогического менеджмента

13 . Объектом возрастной психологии является:
а) постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции;
б) стремление изменить умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями;
+в) возрастная изменчивость психических явлений;

17. Учение впервые становится ведущей деятельностью для:
+а) младшего школьного возраста;
б) дошкольного возраста ;
в) подросткового возраста;
г) юношеского возраста.

18. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста:
+а) юношеского;
б) младшего школьного;
в) подросткового;
г) дошкольного
19. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

а ) Выработку умений и навыков применения знаний

б ) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

в ) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

г ) Определение степени усвоения изученного учебного материала

д ) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

20. Согласно теории… каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности 5 уровней.
+а) А. Маслоу;
б) З.Фрейда ;
в) А. Валлона;
г) Л.С. Выготского.

21. В каком возрасте начинает складываться произвольное внимание?
+а) в дошкольном;
б) в младшем школьном;
в) в подростковом;
г) в раннем детстве.

22 . Метод обучения:

а ) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

б ) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

+в ) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

г ) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

д ) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

23 . Какие основные критерии положены в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина?
+а) смена ведущих видов деятельности и характер общения;
б) отношение с социальной средой и типы общения;
в) возраст и интеллектуальное развитие ;
г) смена личностных интересов и внутренних мотивов.
24. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

+а) различные названия одной и той же области знания

б) различные области знания

в) экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

г) педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

25. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

а) этап ее реализации

г) форма ее проявления

26. Мотивы самообразования - это:

а) уровень познавательных мотивов

б форма проявления учебных мотивов

в) этап усвоения учебных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

27. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

28. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

+а) оперантном научении

в) условно-рефлекторном научении

г) вербальном научении

29. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально- психологических новообразований в структуре личности понимается как :

30. Понятие "задатки" характеризует:

+а) индивидуальные свойства

б) субъектные свойства

в) личностные свойства

г) свойства индивидуальности

31. Преодоление внутренних и внешних трудностей - необходимый компонент:

32. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

33. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

г) все ответы верны

34. Динамика реакций и переживаний личности это:

г) все ответы верны

35 . Развитие личности на разных этапах онтогенеза изучает

+а ) возрастная психология;

б ) дифференциальная психология;

в ) педагогическая психология;

г ) сравнительная психология;

д ) психологии индивидуальных развитий;

36. Выделите факторы развития:

+а) наследственность, среда, активность;

б) социальная среда и общение;

в) природный фактор и деятельность;

г) социальная ситуация развития;

д) внутренние и внешние факторы;

37. Возрастная психология изучает возраст:

+а) от младенческого до старческого возраста;

б) от младенческого до зрелости;

в) от новорожденности до юности;

г) от подросткового до поздней зрелости;

д) от молодости до старости;

38. Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной науки

+а) к концу Х1Х в.;

б) в середине ХУШ в.;

в) в начале ХХ в.;

г) к концу ХУШ в.;

39. Процесс индивидуального развития человека с момента рождения до конца жизни - это:

+а) онтогенез психики;

б) филогенез психики;

40. Кто в подростковом возрасте развивается быстрее в психосексуальном отношении?
а) девочки опережают мальчиков на 2-3 года;
б) мальчики опережают девочек на 2-3 года;
в) девочки опережают мальчиков на 5-6 лет;
г) девочки и мальчики развиваются одинаково.
41. Метод опросов используют

+а) специально разработанные анкеты;

б) только для взрослых;

в) для изучения социальных связей;

г) для диагностики детей;

д) для получения точных данных;

42. Эксперимент в работе с детьми дает лучшие результаты, если он проводится в виде

43. Проявление детскости у человека, вышедшего из детского возраста

44. Психологический возраст, достигнутый к этому времени:

+а) уровень психологического развития;

б) жизнь индивида в годах, месяцах и днях;

в) хронологический возраст ребенка;

г) физический возраст ребенка;

д) уровень умственного развития;

45. Физический возраст - это время жизни ребенка

+а) в годах, месяцах, днях;

б) составляет цикл детского развития;

в) совпадает с психологическим уровнем;

г) не имеет определенные границы;

д) имеет определенные границы;

46. Биологический возраст - это

+а) средняя вероятность продолжительность жизни человека;

б) время жизни ребенка в годах, месяцах, днях;

в) уровень психологического развития к этому времени;

г) степень соответствия положения человека в данной культуре;

д) длительность существования индивида с момента его рождения;

47. Критерием возрастной периодизация З.Фрейда является:

+а) сексуальное развитие;

б) внутренний критерий;

в) развитие костных тканей;

г) внешний критерий;

д) социальная ситуация развития;

48. Кризис - это

+а) скачкообразный переход;

б) плавный переход;

в) динамический переход;

г) эволюционный переход;

д) стабильный переход;

49. Исследовательское поведение

+а) развивается в детстве;

б) у большинства существ приобретенное;

в) развивается в школьном возрасте;

г) не обязательно для животного;

д) передается по наследству;

50. Потенциональное развитие человеческого существа начинается

+а) с оплодотворения;

б) со вступления в брак;

в) с половой зрелости;

г) в результате любви и желания;

д) на основе взаимного влечения;

51. Для ребенка появление на свет является

+а) стрессовым состоянием;

б) важной вехой в семье;

г) личным испытанием;

52. Новорожденный, и даже еще не родившийся ребенок обладает:

53. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

+а) психическая стимуляция;

б) правильный физический уход;

в) воспитание родной матерью;

д) потенциал, наследуемый от родителей;

54. Доверие и недоверие впервые возникает:

+а) в младенчестве;

в) в раннем детстве;

г) в подростковом возрасте;

д) в дошкольном возрасте;

55. Назовите первое целенаправленное действие ребенка:

56. Начиная с трехлетнего возраста, появляются первые признаки

+а) эгоцентрической речи;

б) оформленной речи;

в) функциональной речи;

г) активной речи;

д) пассивной речи;

57. Внимание и память в раннем детстве носит:

+а) непроизвольный характер;

б) произвольный характер;

в) послепроизвольный характер;

г) преднамеренный характер;

д) информационный характер;

+а) в раннем возрасте;

б) в возрасте 6 лет;

в) в младенческом возрасте;

г) в дошкольном возрасте;

д) в младшем школьном возрасте;

59. Каких детей называют вундеркиндами?

+а) детей с опережающим умственным развитием;

б) детей с задержкой умственного развития;

в) детей гиперактивного поведения;

г) детей с низким уровнем интеллекта;

д) детей с аномальным развитием;

60. Главным мотивом, привлекающим детей к школе является

б) атрибуты школьной жизни;

в) смена деятельности;

г) приобщение к жизни взрослых;

д) новая социальная позиция;

61. Развитие мышление у ребенка связано главным образом

а) с развитием речи;

б) двигательной активностью;

в) с взаимодействием организма и среды;

г) с угасанием процесса ассимиляции;

д) с умениями и навыками;

62. Какие кризисные моменты проходит ребенок-дошкольник?

+а) в год, в три года, семь лет;

б) в два года, в пять лет;

в) в момент рождения;

г) сразу после рождения;

д) в младенческом возрасте;

63. Основной вид деятельности дошкольника:

+а) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) трудовая деятельность;

д) предметно-манипулятивная деятельность;

64. Половая индентификация происходит

+а) в дошкольном возрасте;

б) в раннем возрасте;

в) в подростковом возрасте;

д) в младшем школьном возрасте;

65. Вторичные половые признаки развиваются

а) в пубертатный период;

б) в ранней юности;

в) в период поздней юности;

г) в младший школьный возраст;

д) в старшем школьном возрасте;

66. Дружба – это процесс осуществления

б) взаимоотношений с людьми;

в) устройства личной жизни;

67. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

68. Целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию, - это нервная

69. Во время пубертата подростки обращают все больше внимание

+а) на свою внешность;

б) на учебную деятельность;

в) на сексуальную активность;

г) на поведение среди подростков;

д) на общение среди подростков;

70. Пубертатный кризис связан

+а) с перестройкой организма – половым созреванием;

б) с изменением новой социальной ситуации;

в) с внутренними противоречиями;

г) с первым опытом половых отношений;

д) с усвоением нравственных норм поведения;

71. За половое развитие в подростковом возрасте, прежде всего отвечает гормон

72. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана

+а) с самоуважением;

в) с комплексом превосходства;

г) со способностью любить;

д) с внутриличностным конфликтом;

73. Проявления сексуального поведения у людей

а) определяются культурой;

б) строго управляются внутренними механизмами;

в) относительно сходны в различных культурах;

г) мало видоизменяются в многочисленных культурах;

д) ни один ответ не верен;

74. Период онтогенеза, переход от юности к зрелости – это

75. Наука о старении, старости и долголетия человека – это

76. Первичные эмоциональные реакции на личную утрату – это

в) смена образа жизни;

г) изменение смысла жизни;

77.Логофобия встречается при:

б) сахарном диабете

д ) гиперкинетическом синдроме

78. Быстрый, эмоциональный, порывистый, довольно вспыльчивый и легко возбудимый человек по типу темперамента:

79. Осознанная, целенаправленная активность человека называется:

80.Спокойный, неспешный, любящий размеренность и обстоятельность человек по типу темперамента:

81. Эмпатия - это:

в) стрессовая реакция

д ) эмоциональное реагирование

82.Мышечное расслабление называется:

83. Страх, гнев, радость относятся к:

84. Ятрогенными заболеваниями называются заболевания:

+а) возникающие под влиянием неосторожного слова врача

б) вызванные патологическими формами воображения

в) возникающие при недоразвитии речевой системы

д) возникающие при нарушениях динамики мыслительной деятельности

85. Сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характерен для:

86.Дисгармоничность характера, чрезмерная выраженность отдельных его черт называется:

87. Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру :

а) эпилептоидных черт характера

б) шизоидных черт характера;

в) психастенических черт характера;

д) истерических черт характера;

88. К эмоциональным нарушениям относят:

+а) Гипотимия, гипертимия

89. Действия врача, имеющие целью вызвать смерть безнадежно больных, - это :

90. Вероятность гармоничного умственного развития ребенка выше, если он

+а) старший в семье из двух детей;

б) единственный ребенок;

в) младший в семье из двух детей;

г) самый младший в многодетной семье;

д) средний ребенок в семье;

91. Потребность человека к личному, эмоциональному сближению с людьми - это

в) семантическая потребность;

г) автономия развития;

92. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

93. Разделом возрастной психологии является:

в) психология воспитания;

б) психология обучения

94. Что в своей теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией?
а) мысленное действие, обладающее обратимостью;
б) действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками;
+в) стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям;
г) несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий.
95. Какие основные критерии положены в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина?
а) отношение с социальной средой и типы общения;
б) возраст и интеллектуальное развитие ;
+в) смена ведущих видов деятельности и характер общения;
г) смена личностных интересов и внутренних мотивов.
96. Юноши стремятся .
+а) подчеркнуть свою индивидуальность, непохожесть на других;
б) ограничить число контактов с окружающими;
в) к конфликтам с друзьями;
г) к конфликтам с родителями.

97. Какой возрастной период занимает самый большой временной отрезок жизни человека:
+а) зрелость;
б) раннее детство;
в) юношеский возраст;
г) младенчество .
98. Вербальный уровень общения характеризуется прежде всего .

99. Коммуникация – это:

+а ) обмен информацией, настроениями, эмоциями

б ) воздействие на партнера

в ) приобретенные способности

д) черты характера

100. Аффилиация – это:

+а ) стремление человека быть в обществе других людей

б ) способность к сочувствию, сопереживанию

Читайте также: