Механизм психического развития ребенка кризис развития новообразования

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка.

Социальная ситуация развития – это сочетание внутренних и внешних условий, которое характерно только для данного возрастного этапа и оно определяет весь ход развития.

Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности , приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

- сохраняющаяся (та, которая была);

- нарождающаяся (та, которая будет на последующих этапах).

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования , как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий .

2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет .

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Психические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно - действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Кризис развития - это следующий основной элемент механизма развития ребенка.

Кризис развития – переломный пункт в нормальном течении психического развития. Возникает, когда внутренний ход развития завершил какой-то цикл, а переход к следующему циклу идет на основе перелома.

Сущностью каждого кризиса, отмечал Выготский, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно, мнению которой, причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Кризис заканчивается тем, что возникает новая ситуация развития.

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ребенка выделим основные составляющие.


1. Первым основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми". Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

  1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).
  3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра. присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).
  4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.
  5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).

На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее эффекты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них мы будем говорить в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития - это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и - видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис - полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Раскрывая психологическое содержание и значение кризиса для последующего развития ребенка, следует указать на две его стороны.

Первая из них - это разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса - это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях. В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

4. Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование - это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот-ветствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Ранее мы отмечали, что развитие психики - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результируют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.

Критерии рассмотрения возрастного этапа (Д. Б. Эльконин).

1. Социальная ситуация развития. Та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.

2. Ведущий вид деятельности. Та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям.

Виды ведущей деятельности:

- Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Присуще младенцу с первых недель жизни и до года. Обычно через маму или человека заменяющего мать. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

- Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста. От года до трех лет.

- Игровая деятельность (в том числе сюжетно-ролевая игра). Дошкольный возраст, от трех до шести.

- Учебная деятельность. От шести до десяти-одиннадцати лет.

- Общение подростков. От 10-11 лет до 15-16. Общение в разных ситуациях, не только в школе. Зависит от интересов. Это так же может быть художественная, спортивная и любая другая деятельность в которой может складываться общение.

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Далее уже идет трудовая деятельность, но уже не относящаяся к детской психологии.

3. Кризис развития - сосредоточение резких и капитальных качественных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка (Л. С. Выгодский). Это начало перехода от одного этапа развития к другому. Сущность каждого кризиса заключается в том, что происходит перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде (например, понимание ребенка, что можно иногда маме соврать), изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Каковы же причины кризиса? Источник возникновения кризиса - это противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности.

В целом выделяют четыре группы кризисов, но можно их обобщить в две группы:

- Кризис возникающий в 3 года и в 11 лет называется кризисом отношений.

- В 1 год и в 10 лет, называются кризисами мировоззрения.

4. Психологические новообразования.

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование – это 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Вывод. Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы преодоления противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы как предыдущей, так и последующей стадии развития.

Проблема нормального и аномального развития.

Синонимом к понятию аномальное развитие является дизонтогенез. В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин "дизонтогения", обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Аномальное развитие - это не дефектное, а своеобразное развитие не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительного, возникающих в силу приспособления этого ребенка к миру (Выгодский Л. С.).

Отклонение в развитии - различные формы нарушений или отклонений онтогенеза, включая их постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Лебединский В. В.).

В качестве синонима используются "дети с ограниченными возможностями", "дети с особыми нуждами". Но во всем мире используется термин "дети с особыми образовательными потребностями".

Отклоняющееся развитие следует понимать, как обычное развитие, протекающее в необычных, неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостность психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованности (Сорокин В. М.).

Вследствие, можно сказать, что относительно устойчиво у этих детей изменяются параметры и стороны микрогенеза (когнитивная, эмоциональная, регуляторная сфера). Прежде всего, эти нарушения проявляются в замедлении процесса социализации, т.е. усвоении культурно-исторического опыта.

Микадзе Ю. В. Три варианта психического развития:

1. Нормальное или нормативное развитие. Отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма нервной системы ребенка наличие благоприятной ситуации развития.

2. Отклоняющие (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы). Наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

3. Патологическое, нарушенное или измененное развитие. Подразумевает наличие неблагоприятных, малокомпенсируемых биологических и/или средовых факторов действия, которых приводят к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения.

Есть еще один подход.

Отклонение – отклоняющее поведение.

Идеальная программа развития (идеальный онтогенез) – это своевременное последовательное уровне-иерархическое формирование функциональных систем, которые между собой взаимосвязаны и синхронно изменяется в процессе своего развития.

Данные функциональных систем формируются в условиях идеальной детерминации трех факторов:

1. Идеальные внутренние генетические законы.

2. Идеальное воздействие окружающей образовательной среды.

3. Имманентно присущая развитию ребенка идеальная способность к присвоению образовательных воздействий, включений в их собственные психические структуры.

4.* Идеальная нейробиологическая (в том числе и соматическая) предуготованность и идеальное формирование и функциональная перестройка мозговой организации психических процессов.

Отклоняющееся развитие – это выход психического развития в целом или его отдельных системообразующих компонентов, (структур, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива (условно-нормативного развития), определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, национальной/этнической ситуации вне зависимости от знака отклонения (опережение или запаздывание).


Идеальная норма – благополучие человека на всех уровнях его существования. В связи с этим используется термин типологический норматив.

Типологический норматив – совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – своего рода психологический синдром. Подобное определение может быть распространено как на отклоняющееся, так и на условно-нормативное развитие.


Раздел 1: Понятие о развитии в специальной психологии.

Тема: Механизм психического развития ребенка.

1. Социальная ситуа­ция развития ребенка.

2. Ведущая деятельность.

3. Кризис развития.

4. Психологическое новообразование.

Литература: Аверин детей и подростков,- С.-Петербург, 1998.

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ре­бенка выделим основные составляющие.

1. Первым основным понятием механизма психичес­кого развития является так называемая социальная ситуа­ция развития ребенка. Это та конкретная форма отноше­ний, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного воз­растного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психи­ческие свойства и качества. Образ жизни ребенка обус­ловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрос­лыми (). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией раз­вития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельнос­ти. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма пси­хического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение ко­торой определяет возникновение и формирование у него ос­новных психологических новообразований на данной ступе­ни развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каж­дая новая социальная ситуация развития) характеризует­ся соответствующим типом ведущей деятельности.

При­знаком перехода от одной стадии к другой является изме­нение ведущего типа деятельности.

Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое раз­витие в рамках той или иной социальной ситуации.

Важ­но отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествую­щую.

Ведущая деятельность обусловливает основные из­менения в психическом развитии и, прежде всего, появле­ние новых психических образований. Современные дан­ные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жиз­ни и до года. Благодаря ему у младенца формируют­ся такие психические новообразования, как потреб­ность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эф­фекты в виде новых психических структур, качеств и свойств (психологические новообразования).

В рамках ведущей деятельности происходит трени­ровка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменени­ям.

Растущие психические возможности ребенка естествен­ным образом являются источником противоречий в сис­теме взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти проти­воречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития - это следующий основной эле­мент механизма развития ребенка.

под кризисом развития понимал сосредоточение резких и ка­питальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в лич­ности ребенка. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изме­нениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, являет­ся перестройка внутреннего переживания, определяюще­го отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, со­ставляющие суть кризиса, могут протекать в острой фор­ме, порождая сильные эмоциональные переживания, на­рушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одно­го этапа психического развития к другому.

Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противо­речие между возрастающими физическими и психически­ми возможностями ребенка и ранее сложившимися фор­мами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встре­чался с проявлениями таких кризисов.

Две стороны кризиса.

· Разрушительная сторона кри­зиса. Детское развитие включает в себя возникновение нового и отмирание старого.

· Позитивная, конструктивная сторона кризиса - приобретение ребенком психологических новообразо­ваний.

Особенности протекания кризиса развития.

1. характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смеж­ных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспи­тателям или врачам-педиатрам важно знать психоло­гическую картину кризиса, а также индивидуальные осо­бенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

2. характерна трудновоспитуемость детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением тем­па продвижения ребенка в ходе обучения.

разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюцион­ные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпоха­ми революционного развития — возрастным кризисом.

Психическое развитие происходит в ре­зультате смены так называемых стабильных и критических возрастов.

В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К. в.

Если для стабильного возраста характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушитель­ный характер.

Выготский описал следующие возрастные кризисы:

· кризис но­ворожденности — отделяет эмбриональный период развития от младен­ческого возраста;

· кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

· кризис се­ми лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. Н

4. Психологическое новообразование.

Именно в про­цессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование - это,

· во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ре­бенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени.

· Во-вто­рых, новообразование - это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот­ветствующий период времени, когда он становится исход­ным для формирования психических процессов и личнос­ти ребенка следующего возраста (по ).

Каждый возрастной период характеризуется специ­фическими для него психологическими новообразовани­ями.

Значимость этого понятия состоит в том, что по­явление принципиально новых психических характери­стик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педа­гогов или врачей.

Вероятность диагностичес­ких ошибок в такие периоды возрастного развития уве­личивается, т. к. врач может не знать ни о вновь возника­ющих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению

Вывод: К основным понятиям, описывающим процесс психического развития ребенка относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Читайте также: