Медицинская этика и деонтология в онкологии

Онкология — область медицины, где особое и одинаково важное значение имеют как высокая профессиональная подготовка врача, так и его нравственная культура.

Особенности отношения врача и пациента в онкологии в первую очередь связаны с тяжелейшим моральным фоном. Для онкологического больного характерны не просто страх или боязнь, как для хирургического больного, но состояние отчаяния. Оно вызвано двумя причинами: убеждением большинства людей в неизлечимости рака и ожиданием неизбежности невыносимых страданий, сопровождающих это заболевание. При этом угнетенное состояние психики, страх, депрессия, неадекватное поведение оказываются не особенностями характера пациента, а формами проявления болезни и, в свою очередь, требуют адекватного отношения врача.

Глубочайшие переживания онкологических больных не могут не отражаться на врачах, которые испытывают ежедневное моральное и эмоциональное перенапряжение. Специалистами фиксируются две крайние формы отношения врачей-онкологов к пациентам.

Вторая форма: появление равнодушия и как результат — соскок в безразличие даже по отношению к летальным исходам выполненных операций. Врач-онколог должен уметь предохранить себя от перечисленных двух крайностей. К сожалению, в процессе обучения медики досконально изучают симптомы рака, но будущих врачей не обучают навыкам профессионального морально-эмоционального управления своими чувствами. Так, врач должен уметь избежать двух ошибочных форм общения с пациентами. Первая связана с навязчивым оптимизмом, т.е. с настойчивыми попытками внушить возможность непременного излечения больного. Вторая — с пессимизмом и запугиванием пациента. Правильное отношение врача к пациенту: ориентировка на серьезность положения, необходимость обследований и длительное лечение. Врач-онколог должен настроить себя на доброжелательную и терпеливую заботу, уметь взять на себя решение двух задач: сопротивление не только соматическим, но и морально-психическим недугам пациента.

В основе работы врача с онкологическим больным должно всегда лежать стремление наилучшим образом помочь.

Онкология сегодня — комплексное направление современной медицины, где взаимодействуют врачи разных специальностей: хирурги, радиологи, терапевты, рентгенологи, иммунологи, анестезиологи, представители фундаментальных наук: физики, химии, биологии и т.д. Онкология включает клинические экспериментальные исследования, эксперименты на животных, испытания новых методов лечения. Работа с инкурабель- ными (от лат. in — не и curabilis — излечимый) больными и больными, нуждающимися только в симптоматической помощи, также имеет прямое отношение к этике и деонтологии. Врачам всех специальностей надо стремиться избегать стигматизации инкурабельных больных, при котором гибель больного может произойти не от онкологического, а от любого другого соматического заболевания, лечение которого игнорируется под влиянием стигмы онкологической безнадежности.

Вопросы деонтологии в онкологии действительно касаются всех врачей, ведь первые диагнозы формируются в кабинетах терапевта, хирурга, гинеколога, отоларинголога, стоматолога и представителей многих других специальностей. Должен ли врач, заподозривший злокачественную опухоль, сообщать больному о своих подозрениях? Должен ли он информировать больного, когда диагноз уже установлен? Должен ли врач сообщать о характере заболевания пациента его родственникам или сослуживцам? Следует ли посвящать больного в детали выполненной операции и сообщать сведения о прогнозе?

Решение вопроса о том, насколько детально врачу следует информировать больного, добиваться понимания пациентом полученной информации, а также нужно ли достигать согласия по поводу лечения, во многом зависит от характера пациента и сложившийся ситуации. Как правило, каждый пациент может быть отнесен к одной из трех основных групп. Онкологические больные первой группы, приходя к врачу, уже предполагают характер своего заболевания, со страхом и надеждой смотрят на врача и готовы согласиться на любые предложенные методы обследования и лечения. Ко второй группе относятся пациенты, которые еще ничего не знают о своем заболевании. Третьи готовы отказаться от любых вмешательств, ввиду осознания их бесперспективности.

Применение принципа правдивости в современной медицине не отменяет значения принципа конфиденциальности и сохранения врачебной тайны. Меры но защите и сохранению конфиденциальности необходимы, иначе пациенты могут оказаться в уязвимом социальном положении, в социальном вакууме, превратиться в изгоев общества. Во многих случаях физическое или психическое состояние онкологических больных еще позволяет им плодотворно трудиться. Несоблюдение медицинскими работниками принципа конфиденциальности может обернуться для больного невозможностью устроиться на работу или продолжить образование, получить продвижение по службе и т.д. Онкологический диагноз не должен вести к стигматизации, т.е. блокированию исполнения желаний, надежд, интересов, ожиданий, стремлений к определенным жизненным достижениям. Несоблюдение принципа конфиденциальности (врачебной тайны) означает нанесение вреда пациенту не в физическом, а в социальном смысле и возлагает на врача ответственность за изъятие человека из процесса социальной жизни.

Умение врача правильно выстроить отношения с больным, его родственниками, друзьями способно облегчить ситуацию переживания онкологического заболевания.

Контрольные вопросы и задания

Глава 1. Охрана психики больного

Глава 2. Качества среднего медицинского работника

Глава 3. Деонтологические проблемы в онкологии

Введение

Для выполнения своей работы я выбрал тему "Особенности деонтологии среднего медицинского работника в онкологии", так как она показалась мне более интересной и актуальной. Даже в Древние времена вопросы медицинской деонтологии в онкологии представляли большую актуальность, которая также актуальна и по сей день.

Онкология является одним из актуальных вопросов здравоохранения. Ежегодно на земном шаре от рака умирает около 7 млн. человек, из них 0,3 млн. в России. Статистика каждый год меняется, но несомненным является высокая частота и летальность от рака. В США и Европейских странах летальность от рака стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. В России по данным коллегии МЗ РФ за 2002 г летальность от рака стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и травмы. По частоте заболеваемости превалирует рак органов дыхания - 13,8%, кожи - 12,4%, желудка - 10,4%, молочной железы - 10,0%. Эта же частота отмечается и во всем мире. На основании приказа МЗ РФ № 270 от 12.09.2001 г анализ заболеваемости и летальности при онкозаболеваниях в России, как и во всем мире, будет проводиться ежегодно, и исследоваться динамика за 5 лет с выяснением основных причин роста для разработки новых направлений профилактики или сдерживания заболеваемости [7]

Определение медицинской деонтологии в России впервые ввел выдающийся хирург-онколог академик Н.Н. Петров. Такими качествами, которые определяют медицинскую деонтологию, должен обладать каждый медицинский работник, это учение об общественном долге, морали, нормах нравственного поведения [2, С.4].

Целью моей работы является изучить, как должен вести себя средний медицинский работник при исполнении своих профессиональных обязанностей в онкологии.

Для осуществления этой цели нужно решить следующие задачи.

Рассмотреть, как должен средний медицинский работник использовать методы "психологического щажения" для того чтобы свести до минимума психическую травму.

Выяснить, какими качествами должен обладать средний медицинский персонал при исполнении своих обязанностей в онкологическом учреждении.

Показать, какие есть деонтологические проблемы в онкологии.

Глава 1. Охрана психики больного

Как правило, онкологические больные находятся под наблюдением медиков на протяжении всей оставшейся жизни. Это обстоятельство повышает для онкологических больных значение деонтологической культуры медицинского персонала.

Тактика "психологического щажения" онкологических больных должна соблюдаться с момента установления злокачественного заболевания [5, С.123]. В стационаре, в поликлинике и в домашних условиях при общении с больными необходимо категорически воздерживаться от употребления такого термина как "рак", который у подавляющего числа больных ассоциирует со смертным приговором [6, С.358]. Вместо терминов "рак", "метастаз", "злокачественная опухоль" можно употреблять такие синонимы, как: предопухолевое заболевание, "твердая язва", "болезнь Петрова", бластома, которые маскируют истинное заболевание [5, С.123].

В работе врачей и среднего медицинского персонала при обслуживании и лечении больных злокачественными опухолями и предопухолевыми заболеваниями, как в условиях стационара, так и на дому имеют огромное значение "психологического щажения" больного злокачественной опухолью. Нельзя забывать, что в онкологических учреждениях, в условиях поликлинического приема, в стационаре, в перевязочной, рентгеновском отделении и, наконец, в операционной психика больного подвергается значительной травме. Создание условий, которые сведут до минимума психическую травму, является исключительно важной задачей не только для врачей, но и для всего среднего медицинского персонала [6, С.357-358].

Неумелая тактика "психологического щажения" может давать обратный эффект. Это происходит в тех случаях, когда повышенное внимание, неуместная предупредительность, опека настораживают больного, дают пищу для дополнительных переживаний в связи с формирующимся мнением больного о собственной неполноценности, беспомощности. Пациент с онкологическим заболеванием должен чувствовать себя "как все", возможно быстрее вовлекаться в активную деятельность.

Повышенную настороженность вызывает у больных кратковременность операции или отсутствие интенсивного лечения. Такие опасения должны быть развеяны убедительным объяснением. Желательно, чтобы больной, которому проведена паллиативная операция, не знал, сколько времени она длилась.

Не следует подчеркивать преимущества хирургического лечения и принижать возможности лучевой и лекарственной терапии.

"Учитывая особенности общения с онкологическими больными в отношении информации о болезни, необходима слаженная работа коллектива онкологических учреждений, исключающая возможность неправильных разговоров с больными со стороны среднего медицинского персонала или врачей, непосредственно не лечащих данного больного", - считает один из ведущих советских онкологов академик Н.Н. Блохин. В этой связи следует напомнить, что медицинские сестры и фельдшера участковых поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и других "неонкологических" учреждений должны знать и выполнять тактику "психологического щажения" пациента с раковой опухолью [6, C.359].

Учитывая неуклонное развитие специализации медицинской помощи, в том числе онкологической, как персонал, так и больные все чаше сталкиваются с необходимостью перевода больных в онкологические центры, больницы, диспансеры. Это явление вызвано необходимостью концентрации сил, средств, современных научных достижений в интересах сегодняшних больных, а также интенсификации научных разработок, направленных на борьбу с коварным недугом. Больными такой перевод переживается особенно тягостно. Медицинская сестра, обслуживая онкологического больного, должна чаще использовать в работе с больными термин "предопухолевое состояние". Больному следует разъяснять, что современное направление диагностики и лечение опухолей предусматривают выявление и углубленное

Особенного такта и умения требует от медицинских сестер уход за неоперабельными больными с распространенными опухолевыми процессами. Интенсивное комплексное лечение должно проводиться до последних дней жизни больного, ибо, как справедливо отмечает Г.И. Царегородцев (1968), "одна и та же болезненная ситуация в разное время может из безнадежной превратиться в контролируемую, в поддающуюся если не излечению, то некоторой стабилизации".

Особенно следует коснуться проведения санитарно-просветительной работы на онкологические темы, в которой часто участвуют медицинские сестры. В этой работе необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны - излишнего прекраснодушия, недооценки сложности проблем, с другой - мрачной пессимистичной окраски информации, ненужного запугивания населения создающего у людей неверие в возможности современной медицины. Устрашающий характер лекции, беседы способствует формированию у слушателей чувства безнадежности и может отвратить заболевшего от врача, подтолкнуть его в болото знахарства и суеверий.

При различных медикогенетических опросах и обследованиях родственников заболевшего раком необходимо деликатно освещать этот вопрос, чтобы не вызвать напрасной тревоги и боязни за судьбу потомства у родственников больного. В области онкологии деонтологические взаимодействия персонала и больных должны составить основу, базу всей системы помощи больным со злокачественным течением заболеваний [5, С.123-126].

Глава 2. Качества среднего медицинского работника

Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, добросовестность, самообладание, выдержка и бескорыстие, подлинная человечность и гуманность - вот те черты и свойства, которые должны быть присущи среднему медицинскому работнику онкологического профиля. Только тот медработник может отвечать деонтологическим принципам, который работает по призванию и с увлечением, любит свое дело, привязан к нему, постоянно стремится к все большему совершенствованию в своей профессии.

Средний медицинский работник должен хорошо владеть искусством слова, в общении с больными и их родственниками соблюдать чувство меры и границы дозволенного. Он должна хорошо понимать, что такое врачебная тайна и психическая травма, с тем, чтобы неукоснительно соблюдать первое и не бать виновником второго.

Присутствуя во время беседы врача с больными, фиксируя задаваемые этими больными вопросы и ответы врача, хорошо уяснив себе тактику врача в отношении каждого больного, средний медработник должен быть верным помощником, повторять и дополнять врача, помогать ему в создании веры в излечимости болезни и укреплять надежду на выздоровление. Он должен прилагать всемерные усилия для создания обстановки доверия между врачом и больным. Если врач предлагает больному операцию и больной проявляет нерешительность или даже отказывается от нее, медработник, который ежедневно проводит с этим больным много часов, должен в удобное время доходчиво и убедительно разъяснить ему необходимость этой операции, заверить, что будет сделано решительно все, чтобы операция была успешной, сослаться на отдельные примеры, когда ныне здоровые люди перенесли ранее такую операцию.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

Медицинская деонтология(от греч. deon - долг, должное; logos - слово, учение) - наука о долге медика перед больными, их родственниками, коллегами, перед обществом.

Одному из соавторов учебника посчастливилось услышать выступление академика Б.В. Петровского - выдающегося хирурга современности, в котором он говорит об этике и деонтологии в онкологии. Сегодня оно звучит как напутствие начинающим специалистам. Материалы, которые представлены ниже, даны без какой-либо редактуры - так, как думал и говорил наш великий УЧИТЕЛЬ. Эти материалы увидели свет впервые, по прошествии многих лет, и этим они еще ценнее.

«Деонтология - это учение о должном, и прежде всего это учение относится к медикам. Я не буду говорить об ее истории, но мы, поколение советских врачей, хирургов, онкологов, узнали о деонтологии после выступления Николая Николаевича Петрова - крупнейшего выдающегося онколога нашей страны - на Пироговском обществе. Пироговское общество поручило ему написать книгу о медицинской деонтологии. Он выполнил эту задачу.

Онкология вышла из стен хирургии и хирургических клиник. Н.Н. Петров организовал в 1922 г. второй в нашей стране институт онкологии. В то время Н.Н. Петров совмещал также эту должность

с должностью заведущего кафедрой хирургии Института усовершенствования врачей Ленинграда. А первый институт онкологии был организован в Москве на средства муниципалитета, а также добровольного пожертвования крупнейшего промышленника дореволюционной России Саввы Морозова.

Почему Н.Н. Петров обратил свое внимание на диагноз рака? Потому что для того времени этот диагноз был страшным по своей сути. Если говорить о раке по состоянию на сегодняшний день, то в психологии врачей, в психологии населения произошли значительные изменения. Рак сегодня уже не является смертельным заболеванием. Целый ряд локализаций раковых опухолей, например рак молочной железы, излечивается полностью, если вовремя принять радикальные меры к удалению данной опухоли. Поэтому, чтобы оценить достижения современной медицины, необходимо обратиться к истории возникновения онкологии (ее довоенного периода): насколько медицина была бессильна на тот момент перед этим диагнозом.

Выдающиеся политики того времени, а именно Шарль де Голль, Жорж Помпиду осознавали всю серьезность этой проблемы и именно поэтому организовали в Лионе (Франция) Международный центр борьбы против рака. Советский Союз в тот период также вошел в состав семи стран-участниц. Россия и сегодня является его членом. Так, в 1966 г. в Париже состоялся международный конгресс по этике врача. Почетным членом этого конгресса был Шарль де Голль. А с заключительным словом на конгрессе выступил крупнейший классик художественной и исторической литературы Франции Андре Моруа. Именно тогда он поднял вопросы медицинской деонтологии, как мы ее называем сегодня, а именно: отношения между врачом и пациентом, и из чего они складываются.

что они преступают клятву Гиппократа, в которой во главу угла ставятся прежде всего интересы больного. Они нарушают этику врача. Знахарство - это бич нашего общества, с которым мы, врачи, обязаны бороться, разъясняя людям, какую опасность несут в себе эти люди.

Этика врача - это очень широкое, многогранное понятие. Под этикой врача подразумевается в первую очередь его отношение к больному в соответствии с клятвой Гиппократа. Также под врачебной этикой мы рассматриваем взаимоотношения врачей между собой, в своем коллективе. Если в коллективе нет взаимопонимания между его членами, нет достойного лидера - профессионала не только своего дела, но и хорошего организатора, то невозможно соблюдать этические нормы. Этот вопрос как один из важнейших поднимал и Н.Н. Петров в своей книге. Поскольку этика врача является важнейшей частью его профессиональной составляющей, мировое сообщество приняло решение организовать этические комитеты*.

Еще один этический момент, который хотелось бы подчеркнуть, - это бесплатная основа оказания помощи онкологическим больным, несмотря на то, что при диагностике и лечении этой категории больных используются все передовые достижения современной медицины и техники.

П.А. Герцен отмечал: «Есть общее международное неписаное правило для хирурга: хирург начинает новую операцию. Она неизвестна, она рискованна. Он делает ее на трупе, затем на животных, потом оперирует больного. Он делает одну, вторую операцию - неудачно.

Если говорить об этике и деонтологии врача, то какие качества в нынешних студентах важны в первую очередь? Честь и честность - вот два кита, на которых базируются этика и деонтология медицинского работника. Честность перед собой, честность перед профессией, честность перед Родиной, честность перед больным, который вручает и доверяет свою жизнь тебе как профессионалу

* Один из комитетов долгое время возглавлял Б.В. Петровский (прим. авт.).

и как человеку в первую очередь. Здесь необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство - приходит к хирургу-онкологу больной, он смотрит вам в глаза и изучает вас значительно лучше и тщательнее, чем вы его. Врач постоянно занят, да и написание историй болезней отнимает кучу времени. И он даже не смотрит в глаза своих больных - ему надо все успеть. А это очень отрицательно влияет на авторитет медицины и на авторитет врача.

И вновь о знахарстве: чем знахари завоевывают больных? Внимательным отношением, терпением и другими деонтологическими приемами. Это привлекает людей, хотя их лекарства и средства ничего, кроме отрицательного эффекта, не дают больным людям. Врач должен всегда действовать прежде всего с позиции основ психологии: он должен понимать, что онкологические больные - это особая категория пациентов, которые пребывают на грани жизни и смерти.

Менталитет врача, умение общаться с пациентом могут способствовать установлению взаимопонимания с больным, его родственниками, и наоборот, равнодушие и грубость оттолкнут от врача, вызовут негативные эмоции, вплоть до проявлений агрессии. Внешняя аккуратность и опрятность, подтянутость, доброжелательность, точность и обязательность - вот черты, привлекающие к врачу, вызывающие к нему доверие независимо от его статуса и возраста.

Необходимо подчеркнуть еще одну деталь в поведении врача. Это выдержка. Есть врачи, которые в критических ситуациях срываются на крик, повышая голос не только на медицинский персонал, но и на больных, что просто недопустимо. Встречаются хирурги, которые свое недовольство проявляют тем, что могут бросить инструмент, ударить им по руке ассистента или медицинской сестры, создавая этим весьма неприятные моменты повышенной напряженности. К счастью, подобные ситуации все реже наблюдаются в практической деятельности. Онколог должен быть готов выслушать жесткие упреки и обвинения, порой справедливые, а чаще несправедливые, особенно в практике работы с тяжелыми онкологическими больными.

других создают крайне неблагоприятный климат в коллективе, сказываются на лечении больных.

Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 1227 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

^ Этика и деонтология в онкологии.

Важной особенностью деонтологии, в работе с онкологическими больными, является необходимость бороться против широко распространенного мнения о неизлечимости злокачественных новообразований. В наше время, ни одно широко распространенное заболевание не вызывает у людей такого ужаса и отчаяния, как рак. Больные с клиническими проявлениями онкологических заболеваний на первых этапах пытаются объяснить свои ощущения случайными причинами. Они ждут, что болезненные ощущения пройдут, предпочитают лечиться домашними средствами. Меньшая часть больных быстро впадает в паническое состояние и сразу обращается к врачу. Большинство ожидает несколько месяцев, пока не появляются новые симптомы заболевания, которые и вынуждают его обратиться к врачу.

После первого посещения врача психологическая обстановка меняется. Настроение его зависит от впечатления, которое произвел на него врач. Больные Питают надежду, что их страхи напрасны, а заболевание может быть излечено обычными медикаментами.

Период пребывания в стационаре связан с угнетением психики, больные переживают, что находятся в онкодиспансере и в данном случае личный контакт врача-онколога с больным - залог благополучного фона для лечения.

Отказ больного от лечения, от операции - пока еще нередкое явление, свидетельствующее о недостаточном понимании врачами деонтологических задач в онкологии. М.М. Блохин писал, что отказ больного от операции на основе дезинформации, сделанной по ложным деонтологическим соображениям сводит на нет деонтологические принципы, которые превыше всего ставят интересы больного.

При медицинском обслуживании онкологических больных врачи, в зависимости от характерологических особенностей нередко впадают в две крайности. Это может быть неоправданный оптимизм с одной стороны, а с другой запугивание и резко пессимистическое отношение к возможному исходу. Неоправданный оптимизм приводит к тому, что через 1 -2 года врач, обещавший полное выздоровление остается один на один лицом к лицу с осиротевшей семьей больного и должен держать перед ними ответ прежде всего потому, что они смерть своего родственника относят не за счет запущенности болезни, а за счет недостаточного мастерства врача.

Разговор с больным о его заболевании нельзя поручать молодому врачу, пусть добросовестному, но по возрасту и служебному положению еще не вызывающему большого доверия у пациентов. Беседовать должен наиболее авторитетный врач отделения, хорошо подготовленный не только врачебным, но и жизненным опытом к решению сложных деонтологических задач.

Для онкологических больных характерны попытки консультироваться со многими врачами в разных учреждения. При этом ими движет естественное и вполне объяснимое желание преодолеть страх, может быть, обнаружить ошибку в диагнозе и услышать предложение менее нагрузочного, более щадящего лечения. При этом многие больные тщательно скрывают как от консультанта, так и от своего лечащего врача факты обращения к другомуврачу, боясь обидеть своего врача. Лечащий врач совершает деонтологическую ошибку, если хоть сколько-нибудь дает понять больному свою обиду на недоверие.

Нормальным положением с деонтологической точки зрения является участие врача во всех консультациях и консилиумах, тогда у больного не будет повода искать консультаций других врачей.

Наибольшие деонтологические трудности встречаются при оказании помощи онкологическим больным 4 клинической группы. Обслуживают их участковые терапевты и районные онкологи, а они являются наименее всего подготовленными дентологически. Неправильное их поведение заключается в том, что они вынуждены общаться с безнадежными больными, и поэтому невольно стремятся ограничить общение с этим больным, редко посещают его и у больного кроме страха за свою судьбу присоединяется ощущение ненужности всем.

Умирающий больной

Врачу необходимо понимать какие серьезные и специфические проблемы возникают у умирающего человека.

^ Встреча с диагнозом

К сожалению, до недавнего времени тема смерти в медицине была закрыта. Существовал запрет на сообщение больному смертельного диагноза. Смерть воспринималась как неестественное и пугающее событие. Люди, казалось, считали, что могут предотвратить смерть, если не будут о ней говорить. Не зная своего диагноза и не представляя, что ждет его впереди, больной оказывался в глухой психологической изоляции и не имел возможности активно участвовать в процессе лечения и принимать решения в таких важных для себя вопросах, как лечиться или нет, оперироваться или нет, умирать дома или в больнице и т.п.

Ни медицинские работники, ни родственники смертельно больных людей не умели разговаривать с такими больными и не знали, о чем с ними говорить. В общении царили обман и неискренность. В силу неверного представления, что все больные могут быть вылечены современными методами лечения, умирающие люди часто рассматривались как результат медицинской неудачи. В результате этого умирающий человек испытывал неловкость при обсуждении с медицинскими работниками своих чувств о смерти и ее приближении. Сообщая больному диагноз, необходимо помнить о следующем:

* Начиная разговор о диагнозе, необходимо иметь в запасе достаточно длительное время (может быть несколько часов) на общение с больным.

* Диагноз, как правило, сообщает врач, но это может быть и другое доверенное лицо.

* Больной должен быть расположен к тому, чтобы услышать правду о диагнозе.

* Диагноз сообщается после достаточно продолжительного подготовительного разговора о проведенных исследованиях и имеющихся изменениях в организме.

* Надо стараться избегать медицинских терминов, которые могут быть непонятны или неправильно поняты больным.

* Надо быть готовым к проявлению различных, иногда очень сильных эмоций больного: гнева, отчаяния и др.

* Надо быть готовым разделить с больным его сильные переживания.
^ Переживания больного

Духовные переживания

Для людей, стоящих перед лицом неизбежной смерти, духовная жизнь имеет особенно большое значение. Даже многие неверующие люди перед лицом смерти ищут смысл прожитой ими жизни. Окружающие, в том числе и врач, должны понимать, в каком смятении пребывает больной, и быть готовы протянуть ему руку помощи. Огромную помощь здесь оказывает священник. Когда умирает верующий человек, его вера дает ему силы и утешение в это трудное время. У верующего человека возникает острая потребность в общении со священником, потребность в подготовке своей души к встрече с Богом. Его беспокоит не столько вопрос о том, как он будет умирать, сколько вопрос о том, что можно успеть сделать в этой жизни, чтобы подготовиться к другой жизни.

^ Эмоциональные переживания

Узнавая о диагнозе и прогнозе, больной часто испытывает страх.

*Страх. Умирающему человеку бывает очень страшно.

* Страх возможных болей, которые начнутся или усилятся в дальнейшем.

* Страх мучительных и тягостных физических и душевных переживаний в момент смерти.

* Страх одиночества. Больной боится остаться в момент смерти один.

* Страх неизвестности, связанной с моментом умирания. Неизвестность всегда страшит. Особенно страшит неизвестность тех состояний и переживаний, которые будут сопровождать само умирание.

*Сожаление о потерях. Человеку не хочется уходить от того, что он любит и с чем связан крепчайшими узами.

*Беспокойство об оставляемых обязанностях.

* Кто будет воспитывать детей, ухаживать за старым и беспомощным мужем, кто будет заботиться о даче, собаке и т.д.

*Беспокойство о недоделанных делах. Ненаписанное завещание, невыполненные обещания, неразделенное имущество, недоделанная работа и др.

* Переживания по поводу взаимоотношений с людьми: нужно успеть простить, примириться, объясниться и т.п.

Доктор Кублер-Росс, занимавшаяся уходом за умирающими больными, выделяет пять эмоциональных стадий, через которые проходит умирающий человек: отрицание, гнев, ведение переговоров, депрессия и примирение с мыслью о неизбежной смерти. Стадии могут видоизменяться или частично отсутствовать, протекать с разной скоростью, однако схема в целом позволяет понять, что переживает умирающий, и правильно спланировать общение.

Отрицание. Узнав свой диагноз, человек, как правило, не может смириться с тем, что с ним происходит что-то ужасное. Он не может принять тот факт, что его болезнь смертельна. Период отрицания продолжается до тех пор, пока шок от полученной информации не заставит обреченного человека отложить этот вопрос, чтобы вернуться к нему позднее, когда он будет эмоционально к этому готов. Некоторые люди мечутся между отрицанием и реальностью.

Депрессия. Во время депрессии человек испытывает страх, подавленность, беспомощность, грусть. Переживает приближающееся время разлуки с близкими, со всем, что ему дорого в этом мире. Подводит итоги жизни. В это время чрезвычайно важно выслушать больного и принять его переживания. Во время депрессии важно понять, что чувствует человек, не стараться переубедить его в несостоятельности его чувств, а разделить их с больным. Иногда на этом этапе больной уходит от реальности, отчуждается от всего, не проявляет интереса к окружающему. Эта стадия может утяжелиться у тех, кто по тем или иным причинам не может или не хочет выразить свои чувства окружающим.

^ Примирение с мыслью о неизбежности . Часто после тяжелой борьбы наступает примирение с фактами. Это примирение может принести спокойствие. Происходит примирение с мыслью о неизбежности перехода от жизни к смерти.
^ На восприятие диагноза и прогноза влияют многие факторы : религиозность, возраст, длительность заболевания, культурные традиции, воспитание, окружение и др.

Возраст. Чем старше умирающий человек, тем естественнее воспринимается его смерть. Когда умирает старый человек, проживший длинную жизнь, его смерть, чаще всего, ожидаема, принимаема и понимаема. Самими пожилыми людьми смерть, как правило, воспринимается как часть жизненного цикла. Чем моложе человек, тем драматичнее и неестественнее кажется его смертельное заболевание. Особенно тяжелыми переживаниями сопровождается смерть детей, воспринимаемая как несправедливая трагедия.

^ Длительность и тяжесть заболевания . Чем дольше и тяжелее болеет человек, тем легче воспринимается сообщение о приближающейся смерти. Если сообщение о диагнозе застает человека недавно и не сильно заболевшего, то реакция всегда бывает очень бурной.

^ Культурные традиции . Известие о скорой смерти всегда обращает человека к вечным, глубоким, основополагающим вопросам бытия. Важно знать, как воспитывался человек, какое отношение к жизни и смерти было заложено в его детстве.

Завершенность. Переживания умирающего зависят и от того, как он прожил свою жизнь: в полную ли силу, не испытывает ли он сожалений? Осуществил ли свои надежды и мечты? Была ли его жизнь целенаправленной?

^ Семья и близкие . Последний период жизни будет зависеть и от того, находятся ли рядом с больным его близкие и какие с ними сложились отношения.
Медицинские проблемы

Наиболее часто в уходе за умирающими приходится иметь дело со следующими проблемами:

* тошнота и рвота;

Принципы общения с умирающим человеком:

* Будьте всегда готовы оказать помощь.

* Дайте возможность выговориться.

* Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.

* Спокойно относитесь к его гневу.

* Избегайте неуместного оптимизма.
Умирающий больной хочет чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что Вы не можете предложить больному стать здоровым. Спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной. Помочь ему доделать земные дела. Обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно чувствовать, что для него делается все возможное.

Больной не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы. Самое худшее для больного – это отказ ему в медицинской помощи. Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его земной жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Больной должен знать, что в момент смерти он не останется один, и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе наше присутствие у постели тяжело больного и умирающего может иметь успокаивающее действие. Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боли и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т.п.

^ Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо :

* понимать невербальный язык;

* оказывать эмоциональную поддержку;

* общаться с больным открыто, доверительно;

* относиться к нему с сочувствием;

* честно отвечать на вопросы;

* не внушать несбыточных надежд;

* давать возможность задавать вопросы;

* понимать потребности больного;

* принимать во внимание и стараться удовлетворить психические, социальные и духовные потребности больного;

* предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.


  1. ^ Биоэтика и ее прикладные аспекты. Экспериментальная медицина. Медико-этические аспекты использования современных медицинских технологий.

Напротив, непатерналистская модель исходит из приоритета моральной автономии пациента, в силу чего ключевой становится категория прав пациента.
^ Всемирные нормы биоэтики

Приняты 17ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Нью-Йорк, США, в октябре 1963 года, дополнены 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года.

На планете работают различные системы здравоохранения от полностью автономных до исключительно государственных.

В одних странах помощь оказывается лишь остро в ней нуждающимся, в других - существует развитая система медицинского страхования, третьи существенно продвинулись в организации комплексной охраны здоровья. Различные степени сочетания частной инициативы и государственной политики в области здравоохранения порождают множество вариантов систем предоставления медицинской помощи.

В идеале необходимо обеспечить наиболее современный уровень медицинской помощи при полной свободе выбора как для врача, так и для пациента.

Однако эта формула носит слишком общий характер и, к сожалению, мало помогает при решении конкретных проблем здравоохранения в конкретной стране.

Всемирная Медицинская Ассоциация считает своим долгом встать на защиту основных принципов медицинской практики и свободы медицинской профессии, а потому, не вдаваясь в оценку ни одной из национальных систем здравоохранения, декларирует условия, соблюдение которых необходимо для эффективного сотрудничества медицинского сообщества с государственной системой здравоохранения.

1. В любой системе здравоохранения условия работы медиков должны определяться с учетом позиции общественных врачебных организаций.

2. Любая система здравоохранения должна обеспечить пациенту право выбора врача, а врачу - право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациентов. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь оказывается в медицинских центрах. Профессиональная и этическая обязанность врача - оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений.

3. Любая система здравоохранения должна быть открыта для всех врачей, имеющих право практики: ни медиков вообще, ни одного врача в частности нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

4. Врач должен быть свободен в выборе места своей практики и ограничен лишь пределами своей специализации. Медицинское сообщество должно помогать государству, ориентируя молодых врачей на работу в тех регионах, где они наиболее необходимы. Врачам, соглашающимся работать в менее престижных районах, должна быть оказана такая помощь, чтобы оснащение практики и уровень жизни врача соответствовали статусу их профессии.

5. Медицинское сообщество должно быть адекватно представлено во всех государственных институтах, имеющих отношение к проблемам охраны здоровья.

6. Все, кто принимает участие в лечебном процессе, или контролирует его, должны осознавать, уважать и сохранять конфиденциальность взаимоотношений врача и пациента.

7. Необходимы гарантии моральной, экономической и профессиональной независимости врача.

8. Если размер гонорара за медицинские услуги не определен прямым договором между пациентом и врачом, организации, финансирующие предоставление медицинских услуг, обязаны адекватно компенсировать труд врача.

9. Объем гонорара врача должен зависеть от характера медицинской услуги. Цена медицинских услуг должна определяться соглашением с участием представителей медицинского сообщества, а не односторонним решением организаций, финансирующих предоставление медицинских услуг, или правительства.

10. Оценка качество и эффективности медицинской помощи, оказываемой врачом, объема, цены и количества предоставляемых им услуг, должны осуществлять только врачи, руководствуясь в большей степени региональными, нежели национальными стандартами.

11. В интересах больного не может быть никаких ограничений права врача на выписку любых препаратов и назначение любого лечения, адекватного с точки зрения современных стандартов.

12. Врач должен активно стремиться к углублению своих знаний и повышения профессионального статуса.

^ Конвенция о биомедицине и правах человека

Читайте также: