Лука войно ясенецкий рака



Архиепископ Лука (в миру Валентин Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был ревностным католиком, мать - православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого "В чем моя вера?", он сумел разобраться в том, что толстовство – издевательство над православием, а сам Толстой – еретик.

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.


С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии. В Переславле-Залесском одним из первых в России он делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

Однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"

Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.


Войно-Ясенецкий в ссылке

"Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку".

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья — в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.


Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.


Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.


В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.


Он был автором 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также, 12 толстых томов проповедей.

Скончался Владыка 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.

Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.


Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитву составил протоиерей Георгий СЕВЕРИН,
настоятель храма Трех Святителей г. Симферополя

Святой, работы которого изучают в медицинских университетах

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам.

Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…

Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней.

Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила.

Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

Гениальный хирург обладал невероятной работоспособностью. С приходом Войно-Ясенецкого в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло в несколько раз! Спустя время, в 70-х годах врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год — силами 10-11 хирургов. Внушительно. Если не сравнивать с 1913 годом, когда один Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций…

Регионарная анестезия

В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций!

Архиепископ Лука посвятил свою диссертацию новому методу обезболивания — регионарной анестезии (степень доктора медицины он получил именно за эту работу). Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет книга Войно-Ясенецкого на эту тему, за нее будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.

Женитьба… и монашество

Женившись, Валентин Феликсович вместе с супругой и детьми переселялся из города в город, работая земским врачом. Радикальных перемен в жизни ничто не предвещало.

В 1919 году, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза жена Войно-Ясенецкого. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а еще через два — монашеский постриг, с именем Лука.

Лекции студентам он читал также в священническом облачении, в облачении же являлся на межобластное совещание врачей. Перед каждой операцией молился, благословлял больных. Его коллега вспоминает: «Неожиданно для всех прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“.

Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции. Та заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий после операции день вернулась и изъятая икона.

Диспуты

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот.

Зал разразился хохотом и аплодисментами!

Петерс не сдавался:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

11 лет тюрем и ссылок

Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности.

Ссылка на Ледовитый океан

Клопы, голодовка и пытки

Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

Страшный сон

В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице…

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать.

Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах. В конце жизни был назначен в Крымскую епархию и делал все, чтобы в тяжелейшую хрущевскую эпоху не угасла церковная жизнь.

Архиерей в заплатанной рясе

Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.

Но архиепископ умел и признавать свои ошибки. Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм.

Мужество

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.


Однажды в санатории, у меня остановился кишечник - заворот кишок - у меня спаечная болезнь кишечника после операции на желудке, из-за чего кишечник останавливался уже несколько раз, даже без причины. Лежу ночью, не сплю, больно, живот раздут, от дома далеко. В тяжелом случае нужна операция, денег с собой на нее нет, т.к. не планировалось такое. Молюсь Святителю Луке, как хирургу. А перед поездкой куда-то, мы с женой всегда молимся пред путешествием, и там есть молитва Богородице, где есть слова "да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем". И вот среди молитвы свт. Луке, у меня в голове раздается четкий мужской голос: "Ты же просил Богородицу: да не ползок путь мой сей будет, Той молись" - и все, тишина. Следующую ночь провел в районной больнице, все обошлось без операции. Святитель Лука, моли Бога о нас!

Мое знакомство со святым
Однажды, в Симферополе, очень сильно заболела моя мама. Мы с отцом были напуганы, уговаривали ее вызвать скорую помощь, но мама не слушала наших уговоров. Она требовала, чтобы ее отвели к Луке Крымскому.
Свято-Троицкий монастырь. Симферополь
Свято-Троицкий монастырь. Симферополь
Мы не знаем куда идти, - втолковывали ей мы.
Одесская 12, Одесская 12, - повторяла мама.
Где это?
Где-то в центре города. Мы будем спрашивать, - ответила мама.
Мы как раз были в центре города и, как оказалось, совсем недалеко от улицы Одесской, на которой находится Свято-Троицкий женский монастырь.

Маму мы практически донесли до монастыря, и случилось чудо – на территории монастыря маме стало легче. В храме, где шел молебен с чтением акафиста святителю Луке, мама упала на колени и молилась, прося о выздоровлении.

К концу молебна, уже практически здоровая мама приложилась к мощам святого. Она спросила меня: не знаю ли я, где отец? Папы действительно не было в храме. Мы начали его искать. Папа оказался в лавке, он покупал себе нательный крест.

В церковной лавке Храма во имя пророка Самуила мне сказали, что икона Святителя Луки Крымского с частицей мощей находится по стараниям одного прихожанина. Это очень радостное событие, так как помолиться святителю Луке Крымскому и приложиться к его мощам можно теперь и в нашем городе.

Свято-Троицкий монастырь. Симферополь
Свято-Троицкий женский монастырь. Симферополь

Миленький Святитель Лука . помоги мне р. Б Анне в здоровье. Помоги пожалуйста чтоб мои дети р. Б. Розанна и р. Б Винченцо жили со мной. Помоги дай мне удачи в работе принимать и продавать Herbalife. И помоги чтоб у меня родился третий ребёнок. Умный красивый и здоровый. . Аминь

Святитель Лука. Моли Бога об исцелении от водянки яичка моего ребенка раба божьего Артемия. Да будет на то Воля Божья.

Святитель Лука спасибо тебе!

Святитель Лука. Моли бога об излечение, исцеление моем любимой мамочки,рабы божьей Валентины. Да будет на то Воля Божья!
Аминь
Господи помилуй

Святитель Лука! Моли Бога об исцелении болящей рабы божьей Валентины! Да будет на то Воля Божья!

Святитель Лука! Моли Бога о здравии женском моей дочери рабы Божьей Ольги! И даруй счастье обрести радость материнства! Да будет на то Воля Божья!

Святитель Лука!Помоги моей тётю и моей семье и меня и всех кто нуждается в помощи пуст у всех болезнь вылечатся!

О, Святитель Лука! Моли Бога об исцелении нашей единственной дочки Дженнеты, умоляю тебя! Да будет на то воля Божья! Аминь!


Профессора Валентина Войно-Ясенецкого (он же святитель Лука) — автора научных трудов, ставших незаменимыми для многих поколений врачей, — знали по всей стране. Отбывая незаслуженное наказание, он побывал в трех ссылках, делал хирургические операции порой в невыносимых условиях, параллельно с этим много проповедовал и служил в церкви.

Знакомимся с непростой судьбой святителя Луки и рассматриваем набор инструментов из Государственного исторического музея, которыми он пользовался в Тамбове.

Нелегкий выбор

Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи в дворянской семье. Его мать много занималась благотворительностью, и от нее ребенок унаследовал любовь к православию. Какое-то время его кумиром был Лев Толстой, он подражал его образу жизни — ездил на поля работать вместе с крестьянами и спал чуть ли не на голом полу. Родителям это не нравилось. Вскоре и сам Войно-Ясенецкий разочаровался в идеях графа-пахаря.


Еще одной любовью будущего выдающегося хирурга была живопись. Один шаг отделял его от учебы в Санкт-Петербургской академии художеств — в последний момент он передумал. В 1898 году Войно-Ясенецкого зачислили на медицинский факультет Киевского университета.

После учебы молодой врач много работал в больницах, делал хирургические операции. Через какое-то время он стал главным врачом больницы в Переславле-Залесском. Условия в ней оставляли желать лучшего: ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но несмотря на это, Валентин Феликсович лечил — и успешно. Больше всего его заботил вопрос, как облегчить боль пациента.


Наступил неспокойный 1917 год. Войно-Ясенецкого не затронул вихрь перемен, его карьера шла в гору, он стал главврачом Ташкентской городской больницы. В местном университете ему предложили вести курс анатомии и хирургии.

Священник и врач

Не коснулись перемены и веры Войно-Ясенецкого. Она осталась непоколебимой даже после смерти супруги от туберкулеза. Однажды епископ Иннокентий, увидев в нем потенциал священнослужителя, предложил подумать об этой стезе. Через несколько дней Валентин Феликсович получил сан диакона, а потом — иерея.

По воскресеньям он служил в церкви, читал проповеди, общался с прихожанами. А в будние дни все так же лечил, делал операции и занимался наукой. В своей операционной хирург поставил икону и молился перед тем, как приступить к делу.

В 1923 году отец Валентин встал во главе епархии. Вскоре его постригли в монахи, он получил новое имя — Лука. Это было в мае. А уже в начале июня его студенты-атеисты, узнав об этом, устроили митинг с требованием уволить Войно-Ясенецкого. Руководство Ташкентского университета отказалось, и тогда Валентин Феликсович написал заявление сам. Вскоре его арестовали, обвинив в шпионаже. Так он отправился в свою первую ссылку — в Сибирь, в Туруханск.


Трижды ссыльный

На месте, узнав о его блестящей карьере врача, Войно-Ясенецкому позволили продолжать практику. Закрывали глаза даже на то, что он продолжал молиться перед операциями. Однажды, правда, попытались наказать — отправили зимовать на берег Ледовитого океана, в холодные поселения без намека на цивилизацию. Однако в Туруханске это вызвало волну недовольства — убрали единственного хирурга! Врача пришлось возвращать. В 1926 году ссылка закончилась, он отбыл в Ташкент.

Сначала все было спокойно: епископ Лука поехал служить в Курск, потом в Орел, Ижевск, параллельно продолжал лечить людей. Во второй раз его арестовали по вымышленному делу в 1930 году. Ссылка длилась три года, доктор работал в больницах Архангельска и Котласа. Затем его вызвали в Москву, где снова допрашивали. Епископу предложили сделку: ему предоставляют все, что нужно для его научных исследований, а он отрекается от сана. Лука отказался.

В третий раз его арестовали во время сталинских репрессий. Допрос был очень жестоким: Лука, уже с подорванным здоровьем, должен был сидеть 13 суток под светом лампы. Следователи своего добились: епископ признал, что участвовал в антисоветском заговоре — лишь бы прекратилась пытка. В 1940-м он снова уехал в Сибирь. В Красноярском крае ему позволили работать хирургом.


Военный доктор

В 1941 году святитель Лука находился в селе Большая Мурта недалеко от Красноярска — в ссылке. Известие о начале войны встретил встревоженно и даже отправил партийному деятелю Михаилу Калинину телеграмму.

В то время епископу было уже 64 года, но возраст не мешал ему — он помог многим солдатам и офицерам Красной армии. Вскоре его назначили главным хирургом красноярского эвакогоспиталя № 1515. Красноярск в то время был глубоким тылом. Сюда на военно-санитарных поездах было привезено более 130 тысяч бойцов. 300 из одной тысячи коек находилось в хирургическом отделении. Жил святитель в здании госпиталя — как политический ссыльный он должен был отмечаться несколько раз в неделю в местных органах НКВД.

Новый дом — Тамбов

Когда профессор Войно-Ясенецкий только вернулся из красноярской ссылки, у него не было даже собственных медицинских инструментов. Их ему одолжил его коллега, потомственный тамбовский хирург. Набор отлично подошел епископу: был очень качественным — инструменты в 1910 году изготовили в Германии. Долгое время они хранились в Тамбовском областном краеведческом музее.


В 1946 году епископ вернулся на родину, в Крым. Там его назначили архиепископом Симферопольским. У пожилого врача было больное сердце, и он уже не мог работать как раньше. Самое большее, что святитель Лука мог делать, — это давать консультации, причем совершенно бесплатно. Местные врачи, наслышанные о его мастерстве, обращались к нему за советами. Еще через 10 лет Войно-Ясенецкий потерял зрение, но продолжал служить в церкви.

На иконах святителя Луку часто изображают с набором хирургических инструментов, лежащим неподалеку.

Читайте также: