Литовская сказка рак и ворона
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога: Коровкина Валентина Петровна Должность: учитель начальных классов
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оборудование: презентация Power Point , ноутбук, проектор, снежинки, пейзаж поздней осени, учебник.
Цели урока (занятия) как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
-учебно – познавательный интерес к новым знаниям.
-активная работа на уроке.
-соблюдение правил на уроке.
-проявлять учебно – познавательный интерес к новым знаниям;
-активно работать на уроке;
-осознавать себя частью коллектива;
-способность к самооценке.
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-осуществлять анализ текста с помощью учителя;
- уметь читать целыми словами ;
-читать плавно по слогам, целыми словами.
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-контроль, оценка и коррекция своих действий.
-соблюдение установочных правил на уроке;
-умение слушать и запоминать;
-уметь принимать , поддерживать и реализовать учебную задачу;
- умение осуществлять самоконтроль.
-вступать в контакт и работать в коллективе;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
- слушать и понимать речь педагога, других учащихся на уроке;
- отвечать на вопросы;
- взаимодействовать с партнерами.
- сформировать четкое чтение целыми словами простых слов;
- учить читать выразительно по ролям;
Орг. Момент Психологическая гимнастика.
создание условий для возникновения потребности включиться в учебную деятельность.
Какое сейчас время года? Какая осень?(ранняя, середина осени или поздняя) Что изменилось в природе? (слайд 1 )
Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. (слайд 2 )
Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. (слайд 3) По утрам морозец нос и щечки щиплет. Как вы согреете нос и щечки, изобразите. Какие красивые все румяные веселые стали. Улыбнитесь друг другу.
На партах у вас есть карточки . (тучка, солнышко) Покажите, какое у вас сейчас настроение.
Я надеюсь, что с таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. Все тихонько и правильно сели.
Участвуют в диалоге с учителем.
Выполняют движения стоя. Эмоционально настраиваются на урок.
Регулятивные Умение слушать и запоминать инструкцию. Сохранять поставленную учителем задачу.
Личностные
Учебно- познавательный интерес к новому материалу. Установка на положительный настрой.
Коммуникативные
Умение слушать и отвечать.
Артикуляционная гимнастика
Задача : развитие артикуляционной моторики
Начнём с артикуляционной гимнастики.
Но-но-но на улице холодно,
Ре-ре-ре образовался лед в ведре,
Ро-ро-ро к земле пристыло ведро,
Ак-ак-ак там оказался рак,
На-на-на над ним каркает ворона.
Выполняют гимнастику, опираясь на действия учителя.
Личностные
Установка на учебно-познавательный интерес.
Регулятивные Умение слушать и запоминать инструкцию. Сохранять поставленную учителем задачу.
Актуализация
Задачи: вспомнить необходимую информацию и использовать в диалоге.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: интегрированный
Задачи:
Образовательная: активизировать словарный запас учащихся; обучить умению строить логически правильные ответы по содержанию, осуществление связи с жизнью.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к будущему, любовь к природе, умение работать в коллективе.
Коррекционная: коррекция речи, памяти, внимания, логического мышления, умения работать с текстом.
Чкалов арнайы (түзету) мектеп – интернаты КММ
КГУ Чкаловская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии
Интегрированный урок (чтение + рисование+познание мира)
Учитель начальных классов:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: интегрированный
Образовательная: активизировать словарный запас учащихся; обучить умению строить логически правильные ответы по содержанию, осуществление связи с жизнью.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к будущему, любовь к природе, умение работать в коллективе.
Коррекционная: коррекция речи, памяти, внимания, логического мышления, умения работать с текстом.
Оборудование: учебник, загадки, иллюстрации, словарное слово, шаблоны для учащихся.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал!
Время даром не теряем
И к работе приступаем!
2. Психологический настрой.
3.Речевая разминка. (готовим речевой аппарат к работе)
Работа с чистоговоркой:
-Ра – ра-ра- Кате спать пора
-ры- ры-ры- летают комары
-ро-ро-ро- на полу стоит ведро
-ри-ри-ри- на ветке снегири
4.Дыхательная гимнастика
5. Проверка Д/З (по вопросам учителя:)
а) -Почему старуха не стала кормить солдата?
-Что придумал солдат?
-Из чего же сварил солдат кашу?
б) Чтение сказки по ролям.
6. Актуализация темы урока.
Литературное чтение- прекрасный урок!
Много полезного в каждой из строк
Стих это будет, сказка или рассказ
Вы учите их- они учат Вас!
Сегодня мы продолжим с вами работу по изучению раздела. Ловкость, хитрость и смекалка! И познакомимся еще с одной сказкой. А как она называется, вы узнаете отгадав загадки. (рисунки рака и вороны)
а) Может носить серенький и черненький жилет
Но у крыльев черный цвет
Видишь, кружит двадцать пар
И кричат: -Карр! Карр! (Ворона)
б) Я, наверное, непрост:
Клешни есть, а так же хвост
Я на дне бы жил, да жил.
Здесь такой хороший ил.
Тишина, вода и мрак…
Все, что нужно, я ведь….(Рак)
7
. Словарная работа
Ворона- (на казахском языке - Қарға)
Рак – (на казахском языке - Шаян)
8. Сообщения учащихся.
Краткие сведения о раке и вороне. (Дополнительный материал)
Речной рак обитает в пресной чистой воде - реках, ручьях и озерах. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи. Речные раки всеядны. Они питаются растениями и животными, причем могут поедать и живую, и мертвую добычу. Запах пищи раки чувствуют на большом расстоянии, особенно если трупы лягушек, рыб и других животных начали разлагаться.
Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому места, где они водятся, говорят об экологической чистоте этих водоемов.
Вороны – это зимующие птицы.
Вороны – уникальные птицы, которые могут подражать звукам. Были случаи, когда они издавали лай, как собаки.
Длина их тела достигает 65 сантиметров. Вороны имеют серо- чёрное или чёрное оперение с отливом. Это осторожная птица, которая умеет прекрасно передвигаться по земле. В полёте вороны больше напоминают хищных птиц. Перед тем, как подняться в воздух, ворона обычно совершает несколько прыжков.
Продолжительность жизни птицы зависит от питания, окружающей среды и места обитания. В среднем на природе возраст такой птицы достигает пятнадцати лет. Встречаются и представители, достигшие тридцатилетнего возраста. Из-за постоянных опасностей, встречающихся в реальной жизни, они редко становятся долгожителями. Существует миф, что раньше эти пернатые доживали до 300 лет. При этом в городской среде вороны чаще всего живут порядка десяти лет. Ежедневно они сталкиваются со множеством трудностей, которые приходиться преодолевать.
Что едят вороны? Вороны обычно едят насекомых и их личинки; эти насекомые включают саранчу, кузнечиков, жуков, саранчу, пауков.
9.Рассматривание сюжетных картинок с изображением Вороны и рака.
10. Первичное чтение сказки (учитель)
11.Чтение сказки учащимися.
12. Анализ произведения.
-Назовите героев этой сказки?
-Что случилось однажды, когда ворона летела над рекой?
- Как повел себя рак?
- На какую хитрость пошел рак, чтобы освободиться от вороны?
А что можно сказать о вороне?
-Кто из них оказался умнее, находчивее?
-Чему учит сказка?
14. Творческая минутка. (Звучит спокойная музыка, ребята выполняют задание)
Я предлагаю Вам выбрать шаблон понравившегося героя и раскрасить его.
15.Выставка работ учащихся.
-С какой сказкой познакомились?
-Что нового узнали?
18. Выставление оценок.
19. Рефлексия.
Интегрированный урок (чтение + рисование+познание мира)
Тип урока: сообщение новых знаний.
Вид урока: интегрированный
-Формировать умение навыков выразительного, осознанного, беглого чтения учащихся.
Активизация словарного запаса учащихся. Учить учащихся строить логически правильные ответы по содержанию произведения. -Развивать умение работать с текстом. Развитие разносторонней активности: речевой, познавательной, эмоциональной.
-Воспитывать положительное отношение к учёбе, интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру.
-Коррекция речи, памяти, внимания учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, таблица, загадки, иллюстрации, портрет, словарное слово.
Урок имеет структуру, включая следующие этапы:
2.Актуализации опыта ученика ( подготовка к работе на основном этапе)
3. Комплексное применение знаний.
а) обобщение и систематизация;
б) контроль и самоконтроль;
4. Домашнее задание
1.Организационный момент.
Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка.
2.Проверки домашнего задания
Цель данного этапа – проверить правильность выполнения упражнения, умения работать с текстом.
3. Каллиграфическая минутка
Цель данного этапа – тренировка навыка письма
4.Словарно-орфографическая работа
На данном этапе развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение
5. Работа над пройденным материалом.
На уроке для проверки усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки была использована самостоятельная работа.
6. Подведение итогов.
Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки, а также повысить уровень осмысления материала. На уроке для проверки усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки была использована самостоятельная работа. На этом этапе был подведён итог урока.
7. Домашнее задание.
Цель данного этапа – закрепить умение сопоставлять твёрдость и мягкость согласных звуков при помощи гласных букв. Был проведен краткий анализ выполнения домашнего упражнения.
В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:
репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;
метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);
Во время урока требовала точных и полных ответов на поставленные вопросы, уделяла внимание соблюдению единых орфографических норм при письме. Старалась создать на уроке условия для культуры общения. Считаю, что перегрузок и переутомлений на уроке не наблюдалось.
На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), самостоятельная работа, работа по учебнику.
Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена в соответствии с планом урока: написано число, классная работа, задание для каллиграфической минутки, задания для словарно - орфографической работы, проверки самостоятельной работы, домашнее задание. На мой взгляд выбор наглядности был оптимален. Цели урока достигнуты.
Литовские народные сказки
Как петух барский двор разорил
Бегут волк с лисой по лесу мимо силка. А к силку гусь подвешен. Давненько звери не ели, проголодались, но лиса на гуся и краем глаза не глянула.
— Чего зеваешь, кумушка? Не видишь — гусь! — спрашивает волк.
— Среда нынче, вот я и пощусь, мясного не ем, — отвечает лиса.
Волк вспомнил, что сам он постов не соблюдает, ест мясо, когда не попадись, прыгнул на гуся — и повис в силке.
Тогда лиса смело подобралась к гусю и принялась за него, так что косточки захрустели.
— Кумушка, да ведь нынче пост, — попрекнул ее полуживой волк.
— Тому и пост, кто лапами земли не достает, — отвечала ему лиса.
Лиса, дрозд и ворона
В лесу, на ели, свил себе дрозд гнездышко и снес пять яичек, а из них вывел он пять птенцов.
Прибежала лиса и говорит:
— Дрозд, дрозд, подавай мне птенцов, не то ель подрублю.
— Погоди, дай моим детушкам подрасти! Смилуйся, лиса, не подрубай ель.
— Кинь мне одного птенца, тогда не стану рубить.
Что делать дрозду — кинул ей птенца, а лиса схватила его и унесла. Съела лиса дрозденка и опять прибежала грозить. Дрозд кинул ей другого птенца.
Горько плакал дрозд, отдавая лисе четвертого дрозденка, ведь остался у него единственный птенец. Прилетает ворона — добрая душа — и спрашивает:
— Дрозд, дрозд, чего ты так плачешь?
— Как мне не плакать, — отвечает дрозд, — когда лиса всех моих детушек унесла.
— А зачем ты ей дал? — спросила ворона.
— Грозила ель подрубить, коли не дам.
— Ты ее не бойся, а скажи так: руби знай. Только чем ты рубить будешь?
Сказала это ворона и улетела.
Прибежала лиса и говорит:
— Дрозд, дрозд, отдай птенца, не то ель подрублю.
— Руби, руби, — ответил дрозд, — погляжу, чем ты рубить станешь.
Лиса стукнула раз-другой хвостом по стволу. Видит, что дрозд не испугался, и спрашивает, кто научил его таким словам.
— Ворона — добрая душа, — важно ответил дрозд.
Обозлилась лиса на ворону и решила попомнить ей это.
Выбежала на опушку, где порхала ворона, и легла на виду, притворилась мертвой. Увидев неживого зверя, ворона тотчас слетела, села возле лисы и давай каркать, созывать на пир воронье семейство. Лиса ее цап, поймала и собралась уж съесть, да ворона взмолилась:
— Что хочешь делай, только не делай того, что старик со старухой сделал.
— А что он с ней сделал? — полюбопытствовала лиса.
— Взял старик бочонок без дна, посадил туда старуху и до тех пор катал, покуда у ней все косточки рассыпались.
Лиса поскорее сунула ворону в бочонок без дна, чтобы у нее косточки рассыпались, а ворона, надо полагать, и по сей день жива-невредима, над лисой посмеивается.
Как лиса волку шубу шила
Идет волк вдоль опушки, а дятел дерево долбит. Поглядел волк на дятла и спрашивает:
— Дятел, а дятел, ты вот зимой и летом долбишь, а сапог себе надолбить не можешь!
— Не нужны мне сапоги. А ты, волк-живодер, овечек дерешь и дерешь, а как зима наступает — зябнешь, не можешь себе шубу сшить.
Вспомнил волк, как у него зимой от холода зуб на зуб не попадает, пригорюнился, идет — плачет. А навстречу ему — лиса. Спрашивает лиса:
— Чего плачешь, кум?
— Было из-за чего плакать! Сошью тебе шубу, кум, только принеси мне овечку.
Пошел волк, задрал овечку и лисе приволок.
— Приходи завтра, будет тебе шуба готова, — говорит лиса.
Слопала лиса овечку, по травке катается, на солнышке греется.
— Ну, лиса-краса, готова моя шуба?
— Шуба-то готова, только вот на воротник не хватило. Вот бы лошадиную шкуру на воротник достать…
— Откуда же ее взять? — спрашивает волк.
— Тут недалеко пасется знатный жеребец, вот из него и выйдет воротник. Возьми только оброть, и пойдем! Ты его попридержишь, а я вырежу, сколько на воротник нужно.
Подошла лиса к жеребцу и давай ножницами за ушами щелкать, а волк оброть на него накинул. Ну, а жеребец как понесет с испугу, как потащит волка, у того шерсть дыбом встала. Кричит лиса:
— Кум, держи жеребца, — еще не отрезала!
Волк было отпустил оброть, да сам в ней и запутался. Тащит жеребец волка прямо к дому.
— Кум, за ворота хватайся! — кричит вдогонку лиса.
Некогда волку за ворота хвататься, у него уж кости трещат. Так и не досталась ему шуба, что лиса шила.
Мужик, лиса и волк
Зимней порой ехал мужик с базара, вез полную бочку селедок. Учуяла лиса рыбный запах, догнала мужика и просит:
— Подвези меня немного.
— Не могу, — говорит мужик, — и так тяжело.
— Позволь хоть одну лапку на сани положить.
— Ну, уж одну положи.
Немного погодя лиса опять просит:
— Позволь и другую лапку на сани положить!
— Ну, уж положи и другую, — говорит мужик.
Выклянчила у него лиса позволение и третью лапку на сани положить, а потом стала просить, чтобы подвез и четвертую.
— Ишь ты какая, сама хочешь в сани забраться. Так и лошадь не вытянет.
— Что ты! — вскинулась лиса. — Я совсем не хочу в сани влезать! Довези только мне лапки и хвостик, а уж сама я и пешочком дойду.
Усмехнулся мужик и говорит:
— Ну, уж клади на сани все свои лапки и хвост, а сама позади беги.
Забралась лиса в сани, все селедки из бочки на дорогу повыкинула и сама неприметно выскочила. Собрала селедки, отнесла к лесу и стала их уплетать. Откуда ни возьмись — волк. Видит — лиса селедки ест.
— Здорово, кумушка, — говорит ей. — Где ты столько рыбы взяла?
— Наловила, — говорит лиса.
— Дай и мне попробовать, кумушка.
Лиса кинула волку самую маленькую селедку.
— Дай еще, кумушка, — просит волк. — Уж очень у тебя рыбка вкусная!
— Не могу, сама голодная… Пойди да налови!
— А где ты ловила? — спрашивает волк.
— Сейчас покажу, мне не жалко.
Вечером, когда все уснули, лиса повела волка в деревню. Остановилась у пруда и говорит:
— Если хочешь наловить рыбы, опусти хвост в прорубь и держи его до тех пор, покуда рыба на него не нацепится.
Опустил волк хвост в прорубь и ждет. Начал у него хвост замерзать. Волк не выдержал и говорит:
— Кумушка, не могу больше терпеть, — вытяну хвост.
— Терпи, кум, терпи. Еще только мелкая рыбешка ловится.
Прошел час. Волк опять говорит:
— Ах, кумушка, очень мне худо. Хвост совсем замерз. Вытяну его.
— Терпи, кум, терпи, покуда крупные рыбины не попадутся.
Терпел волк, терпел, прорубь и замерзла. Уж светать стало. Волк и говорит лисе:
Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползёт – хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать – славные были люди!
– Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.
– И братьев и сестёр твоих знаю: что за добрые были люди!
– Да всё же хоть они и хорошие люди, а тебе неровня. Мне сдаётся, что разумнее тебя никого нет на свете.
Ворона и рак скачать fb2, epub бесплатно
«Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:
"Русские заветные сказки" А.Н.Афанасьева были напечатаны в Женеве более ста лет назад. Они появились без имени издателя, sine anno. На титульном листе, под названием, было лишь указано: "Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия". А на контртитуле была пометка: "Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров".
Исключительно редкая уже в прошлом веке, книга Афанасьева в наши дни стала почти что фантомом. Судя по трудам советских фольклористов, в спецотделах крупнейших библиотек Ленинграда и Москвы сохранилось всего лишь два-три экземпляра "Заветных сказок". Рукопись книги Афанасьева находится в ленинградском Институте русской литературы АН СССР ("Народные русские сказки не для печати, Архив, № Р-1, опись 1, № 112). Единственный экземпляр "Сказок", принадлежавший парижской Национальной библиотеке, исчез еще до первой мировой войны. Книга не значится и в каталогах библиотеки Британского музея.
Переиздавая "Заветные сказки" Афанасьева, мы надеемся познакомить западного и русского читателя с малоизвестной гранью русского воображения — "соромными", непристойными сказками, в которых, по выражению фольклориста, "бьет живым ключом неподдельная народная речь, сверкая всеми блестящими и остроумными сторонами простолюдина".
Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползет — хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
— Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать — славные были люди!
— Угу! — ответила ворона, не раскрывая рта.
— И братьев и сестер твоих знаю: что за добрые были люди!
— Угу!
— Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете.
Понравились эти речи вороне; каркнула она во весь рот и упустила рака в море.
.
Размер шрифта A A A
- Александр Пушкин 7
- Василий Жуковский 16
- Алексей Толстой 9
- Лев Толстой 10
- Ганс Христиан Андерсен 100
- Братья Гримм 47
- Шарль Перро 9
- Астрид Линдгрен 8
- Редьярд Киплинг 13
- Дональд Биссет 56
- Виталий Бианки 62
- Льюис Кэролл 2
- Оскар Уайльд 14
- Владимир Даль 20
- Павел Бажов 22
- Мифы Древней Греции 134
- Корней Чуковский 23
- Самуил Маршак 83
- Зарубежные басни 70
- Русские басни 87
- Детская Библия - Ветхий завет 132
- Детская Библия - Новый завет 117
- Мифы Древней Руси 59
- Мифы Древнего Китая 11
- Скандинавские мифы 44
- Мифы и легенды Индии 66
- Мифы Древнего Рима 3
- Сказки народов России 946
- Африканские сказки 208
- Европейские сказки 1098
- Сказки народов Америки и Австралии 325
- Азиатские сказки 707
- Сказки Кавказа и Ближнего Востока 886
- Стихи Хармса 68
- Стихи Пушкина 13
- Стихи Михалкова 64
- Стихи Заходера 60
- Стихи Агнии Барто 266
- Стихи Бунина 12
- Генрих Сапгир 32
- Елена Благинина 27
- Валентин Берестов 66
- Осип Мандельштам 31
- Стихи Маяковского 11
- Александр Мецгер 45
- Татьяна Гусарова 12
- Стихи Успенского 21
- Стихи про животных 5
- Стихи про природу 14
- Новогодние стихи 7
- Стихи про праздники 14
- Стихи про детство 12
- Стихи о семье 7
- Стихи о школе 5
- Обучающие стихи 5
- Разные стихи 9
- Захариас Топелиус 14
- Другие писатели 97
Слушайте сказки без
доступа в Интернет
Записывайте сказки
своим голосом
Делитесь сказками с друзьями
Составляйте списки любимого
AudioBaby - это огромная коллекция различных детских произведений для детей всех возрастов и на любой вкус
Звонок домой по телефону -
мне голос говорит знакомый:
- Тебе не надоела скука?
Бери с собой, дружок, ты внука.
Пойдём со мною на рыбалку
в любимую Сухую балку.
С Андреем встал я спозаранку,
червей мы наложили в банку.
В лесочке повстречали друга,
он на рыбалку шёл с подругой.
- Что друг с чернушкою семейка?
- Всегда при нём она - Андрейка.
Ты познакомишься с вороной,
наинтереснейшей персоной.
Сидит у речки, как в столовой,
желает птица ждать улова.
Слегка заволновалась Битца*,
с восторгом заорала птица.
Рыбёшку друг ловил с Андрюшей,
следил за умной я каркушей.
Устала ждать актриса рыбу,
на нас косилась с умным видом.
Вдруг подошла к воде ворона,
и в речку бросилась с разгона.
В норе там усмотрела что-то,
нашла, наверное, кого-то.
Подружку рак не видел нашу,
порыв чернушки ошарашил.
Моментом к ней попал он в лапы.
Пропал, совсем пропал усатый.
Не понял план каркуши хитрый -
сам на себя теперь сердитый.
Усач в испуге заметался,
из лап охотницы рак рвался.
Совсем плохи дела бедняги -
здесь не помогут клешни-краги.
Понятно - съест рыбачка кума,
в спасении у рака дума.
Усатый не был тугодумом -
его шаг каждый был обдуман.
Он обращается к вороне:
- Ты здесь уселась, как на троне,
отец и мать нас уважали,
что раки не игрушка знали.
Не злилась на него каркушка -
усач был для неё игрушка.
- Пустил меня бы на свободу,
а я бы радовал природу.
Кивала головой ворона:
- Дружочек к доброте я склона.
- Твои братишки и сестрички
с рачками не вступили б в стычки.
Жизнь не погубишь одним махом,
сплеча слов не рубила птаха.
От солнца крылышком закрылась -
обидеть рака не стремилась.
Плохого куму не желала -
каркуша с куманьком играла.
Ей речи пленник вёл в угоду,
выпрашивал себе свободу.
Собою загордилась птица,
спустилась вниз на берег Битцы*.
Свою рак оду пел каркуше,
а лесть вороны любят слушать.
Своей рачок добился цели,
вороньи лапки ослабели.
Чернушка похвале поддалась.
Уловка усача удалась.
Андрей довольный рассмеялся –
свободой лекарь упивался.
Живым остался рак усатый,
ни с чем остался птах крылатый.
Рыбёшку дали мы чернушке,
мы пожалели нескладушку.
- Быть может и ждала ворона,
не нанося друзьям урона,
полакомиться вкусной рыбкой -
мне говорил внучок с улыбкой.
Концерт давала нам в забаву
с умнейшим куманьком на пару.
Умом своим блистала птица:
- Я чести и добра частица.
Она продумала всё прежде,
судьбе доверилась с надеждой.
Наелась рыбки. Улетела,
искать себе иное дело.
Андрей расстался умной птицей,
он рассчитался с ней сторицей.
Зима оббила все пороги,
пред нами стала на дороге.
Крепчают на дворе морозы,
вниз клонятся к земле берёзы.
Достал мороз зимой чернушку,
Пустили мы домой подружку.
Лежит на коврике Полкаша,
а рядом спит каркуша наша.
- Нет у подружки вовсе дома.
теперь живёт у нас ворона.
В обнимку спят пёс и чернушка,
вороне не нужна подушка.
*Битца - речка, приток Пахры, впадающей в Оку.
Читайте также: