Литовская сказка рак и ворона

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Коровкина Валентина Петровна Должность: учитель начальных классов

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оборудование: презентация Power Point , ноутбук, проектор, снежинки, пейзаж поздней осени, учебник.

Цели урока (занятия) как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

-учебно – познавательный интерес к новым знаниям.

-активная работа на уроке.

-соблюдение правил на уроке.

-проявлять учебно – познавательный интерес к новым знаниям;

-активно работать на уроке;

-осознавать себя частью коллектива;

-способность к самооценке.

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-осуществлять анализ текста с помощью учителя;

- уметь читать целыми словами ;

-читать плавно по слогам, целыми словами.

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-контроль, оценка и коррекция своих действий.

-соблюдение установочных правил на уроке;

-умение слушать и запоминать;

-уметь принимать , поддерживать и реализовать учебную задачу;

- умение осуществлять самоконтроль.

-вступать в контакт и работать в коллективе;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

- слушать и понимать речь педагога, других учащихся на уроке;

- отвечать на вопросы;

- взаимодействовать с партнерами.

- сформировать четкое чтение целыми словами простых слов;

- учить читать выразительно по ролям;

Орг. Момент Психологическая гимнастика.

создание условий для возникновения потребности включиться в учебную деятельность.

Какое сейчас время года? Какая осень?(ранняя, середина осени или поздняя) Что изменилось в природе? (слайд 1 )

Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. (слайд 2 )

Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. (слайд 3) По утрам морозец нос и щечки щиплет. Как вы согреете нос и щечки, изобразите. Какие красивые все румяные веселые стали. Улыбнитесь друг другу.

На партах у вас есть карточки . (тучка, солнышко) Покажите, какое у вас сейчас настроение.

Я надеюсь, что с таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. Все тихонько и правильно сели.

Участвуют в диалоге с учителем.

Выполняют движения стоя. Эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные Умение слушать и запоминать инструкцию. Сохранять поставленную учителем задачу.

Личностные

Учебно- познавательный интерес к новому материалу. Установка на положительный настрой.

Коммуникативные

Умение слушать и отвечать.

Артикуляционная гимнастика

Задача : развитие артикуляционной моторики

Начнём с артикуляционной гимнастики.

Но-но-но на улице холодно,

Ре-ре-ре образовался лед в ведре,

Ро-ро-ро к земле пристыло ведро,

Ак-ак-ак там оказался рак,

На-на-на над ним каркает ворона.

Выполняют гимнастику, опираясь на действия учителя.

Личностные

Установка на учебно-познавательный интерес.

Регулятивные Умение слушать и запоминать инструкцию. Сохранять поставленную учителем задачу.

Актуализация

Задачи: вспомнить необходимую информацию и использовать в диалоге.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: интегрированный

Задачи:

Образовательная: активизировать словарный запас учащихся; обучить умению строить логически правильные ответы по содержанию, осуществление связи с жизнью.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к будущему, любовь к природе, умение работать в коллективе.

Коррекционная: коррекция речи, памяти, внимания, логического мышления, умения работать с текстом.

Чкалов арнайы (түзету) мектеп – интернаты КММ

КГУ Чкаловская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии


Интегрированный урок (чтение + рисование+познание мира)

Учитель начальных классов:

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: интегрированный

Образовательная: активизировать словарный запас учащихся; обучить умению строить логически правильные ответы по содержанию, осуществление связи с жизнью.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к будущему, любовь к природе, умение работать в коллективе.

Коррекционная: коррекция речи, памяти, внимания, логического мышления, умения работать с текстом.

Оборудование: учебник, загадки, иллюстрации, словарное слово, шаблоны для учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал!

Время даром не теряем

И к работе приступаем!

2. Психологический настрой.

3.Речевая разминка. (готовим речевой аппарат к работе)

Работа с чистоговоркой:

-Ра – ра-ра- Кате спать пора

-ры- ры-ры- летают комары

-ро-ро-ро- на полу стоит ведро

-ри-ри-ри- на ветке снегири

4.Дыхательная гимнастика

5. Проверка Д/З (по вопросам учителя:)

а) -Почему старуха не стала кормить солдата?

-Что придумал солдат?

-Из чего же сварил солдат кашу?

б) Чтение сказки по ролям.

6. Актуализация темы урока.

Литературное чтение- прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк

Стих это будет, сказка или рассказ

Вы учите их- они учат Вас!


Сегодня мы продолжим с вами работу по изучению раздела. Ловкость, хитрость и смекалка! И познакомимся еще с одной сказкой. А как она называется, вы узнаете отгадав загадки. (рисунки рака и вороны)

а) Может носить серенький и черненький жилет

Но у крыльев черный цвет

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат: -Карр! Карр! (Ворона)

б) Я, наверное, непрост:

Клешни есть, а так же хвост

Я на дне бы жил, да жил.

Здесь такой хороший ил.

Тишина, вода и мрак…

Все, что нужно, я ведь….(Рак)

7
. Словарная работа

Ворона- (на казахском языке - Қарға)

Рак – (на казахском языке - Шаян)

8. Сообщения учащихся.


Краткие сведения о раке и вороне. (Дополнительный материал)

Речной рак обитает в пресной чистой воде - реках, ручьях и озерах. Днём раки скрываются под камнями или в норах, вырытых на дне либо у берегов под корнями деревьев. Ночью они выползают из своих укрытий в поисках пищи. Речные раки всеядны. Они питаются растениями и животными, причем могут поедать и живую, и мертвую добычу. Запах пищи раки чувствуют на большом расстоянии, особенно если трупы лягушек, рыб и других животных начали разлагаться.

Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому места, где они водятся, говорят об экологической чистоте этих водоемов.

Вороны – это зимующие птицы.

Вороны – уникальные птицы, которые могут подражать звукам. Были случаи, когда они издавали лай, как собаки.

Длина их тела достигает 65 сантиметров. Вороны имеют серо- чёрное или чёрное оперение с отливом. Это осторожная птица, которая умеет прекрасно передвигаться по земле. В полёте вороны больше напоминают хищных птиц. Перед тем, как подняться в воздух, ворона обычно совершает несколько прыжков.

Продолжительность жизни птицы зависит от питания, окружающей среды и места обитания. В среднем на природе возраст такой птицы достигает пятнадцати лет. Встречаются и представители, достигшие тридцатилетнего возраста. Из-за постоянных опасностей, встречающихся в реальной жизни, они редко становятся долгожителями. Существует миф, что раньше эти пернатые доживали до 300 лет. При этом в городской среде вороны чаще всего живут порядка десяти лет. Ежедневно они сталкиваются со множеством трудностей, которые приходиться преодолевать.

Что едят вороны? Вороны обычно едят насекомых и их личинки; эти насекомые включают саранчу, кузнечиков, жуков, саранчу, пауков.

9.Рассматривание сюжетных картинок с изображением Вороны и рака.

10. Первичное чтение сказки (учитель)

11.Чтение сказки учащимися.

12. Анализ произведения.

-Назовите героев этой сказки?

-Что случилось однажды, когда ворона летела над рекой?

- Как повел себя рак?

- На какую хитрость пошел рак, чтобы освободиться от вороны?

А что можно сказать о вороне?

-Кто из них оказался умнее, находчивее?

-Чему учит сказка?

14. Творческая минутка. (Звучит спокойная музыка, ребята выполняют задание)

Я предлагаю Вам выбрать шаблон понравившегося героя и раскрасить его.

15.Выставка работ учащихся.

-С какой сказкой познакомились?

-Что нового узнали?

18. Выставление оценок.

19. Рефлексия.


Интегрированный урок (чтение + рисование+познание мира)

Тип урока: сообщение новых знаний.

Вид урока: интегрированный

-Формировать умение навыков выразительного, осознанного, беглого чтения учащихся.

Активизация словарного запаса учащихся. Учить учащихся строить логически правильные ответы по содержанию произведения. -Развивать умение работать с текстом. Развитие разносторонней активности: речевой, познавательной, эмоциональной.

-Воспитывать положительное отношение к учёбе, интерес к предмету, бережное отношение к окружающему миру.

-Коррекция речи, памяти, внимания учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица, загадки, иллюстрации, портрет, словарное слово.

Урок имеет структуру, включая следующие этапы:

2.Актуализации опыта ученика ( подготовка к работе на основном этапе)

3. Комплексное применение знаний.

а) обобщение и систематизация;

б) контроль и самоконтроль;

4. Домашнее задание

1.Организационный момент.

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка.

2.Проверки домашнего задания

Цель данного этапа – проверить правильность выполнения упражнения, умения работать с текстом.

3. Каллиграфическая минутка

Цель данного этапа – тренировка навыка письма

4.Словарно-орфографическая работа

На данном этапе развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение

5. Работа над пройденным материалом.

На уроке для проверки усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки была использована самостоятельная работа.

6. Подведение итогов.

Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки, а также повысить уровень осмысления материала. На уроке для проверки усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки была использована самостоятельная работа. На этом этапе был подведён итог урока.

7. Домашнее задание.

Цель данного этапа – закрепить умение сопоставлять твёрдость и мягкость согласных звуков при помощи гласных букв. Был проведен краткий анализ выполнения домашнего упражнения.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);

Во время урока требовала точных и полных ответов на поставленные вопросы, уделяла внимание соблюдению единых орфографических норм при письме. Старалась создать на уроке условия для культуры общения. Считаю, что перегрузок и переутомлений на уроке не наблюдалось.

На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), самостоятельная работа, работа по учебнику.

Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена в соответствии с планом урока: написано число, классная работа, задание для каллиграфической минутки, задания для словарно - орфографической работы, проверки самостоятельной работы, домашнее задание. На мой взгляд выбор наглядности был оптимален. Цели урока достигнуты.

Литовские народные сказки


Как петух барский двор разорил


Бегут волк с лисой по лесу мимо силка. А к силку гусь подвешен. Давненько звери не ели, проголодались, но лиса на гуся и краем глаза не глянула.

— Чего зеваешь, кумушка? Не видишь — гусь! — спрашивает волк.

— Среда нынче, вот я и пощусь, мясного не ем, — отвечает лиса.

Волк вспомнил, что сам он постов не соблюдает, ест мясо, когда не попадись, прыгнул на гуся — и повис в силке.

Тогда лиса смело подобралась к гусю и принялась за него, так что косточки захрустели.

— Кумушка, да ведь нынче пост, — попрекнул ее полуживой волк.

— Тому и пост, кто лапами земли не достает, — отвечала ему лиса.


Лиса, дрозд и ворона


В лесу, на ели, свил себе дрозд гнездышко и снес пять яичек, а из них вывел он пять птенцов.

Прибежала лиса и говорит:

— Дрозд, дрозд, подавай мне птенцов, не то ель подрублю.

— Погоди, дай моим детушкам подрасти! Смилуйся, лиса, не подрубай ель.

— Кинь мне одного птенца, тогда не стану рубить.

Что делать дрозду — кинул ей птенца, а лиса схватила его и унесла. Съела лиса дрозденка и опять прибежала грозить. Дрозд кинул ей другого птенца.

Горько плакал дрозд, отдавая лисе четвертого дрозденка, ведь остался у него единственный птенец. Прилетает ворона — добрая душа — и спрашивает:

— Дрозд, дрозд, чего ты так плачешь?

— Как мне не плакать, — отвечает дрозд, — когда лиса всех моих детушек унесла.

— А зачем ты ей дал? — спросила ворона.

— Грозила ель подрубить, коли не дам.

— Ты ее не бойся, а скажи так: руби знай. Только чем ты рубить будешь?

Сказала это ворона и улетела.

Прибежала лиса и говорит:

— Дрозд, дрозд, отдай птенца, не то ель подрублю.

— Руби, руби, — ответил дрозд, — погляжу, чем ты рубить станешь.

Лиса стукнула раз-другой хвостом по стволу. Видит, что дрозд не испугался, и спрашивает, кто научил его таким словам.

— Ворона — добрая душа, — важно ответил дрозд.

Обозлилась лиса на ворону и решила попомнить ей это.

Выбежала на опушку, где порхала ворона, и легла на виду, притворилась мертвой. Увидев неживого зверя, ворона тотчас слетела, села возле лисы и давай каркать, созывать на пир воронье семейство. Лиса ее цап, поймала и собралась уж съесть, да ворона взмолилась:

— Что хочешь делай, только не делай того, что старик со старухой сделал.

— А что он с ней сделал? — полюбопытствовала лиса.

— Взял старик бочонок без дна, посадил туда старуху и до тех пор катал, покуда у ней все косточки рассыпались.

Лиса поскорее сунула ворону в бочонок без дна, чтобы у нее косточки рассыпались, а ворона, надо полагать, и по сей день жива-невредима, над лисой посмеивается.


Как лиса волку шубу шила


Идет волк вдоль опушки, а дятел дерево долбит. Поглядел волк на дятла и спрашивает:

— Дятел, а дятел, ты вот зимой и летом долбишь, а сапог себе надолбить не можешь!

— Не нужны мне сапоги. А ты, волк-живодер, овечек дерешь и дерешь, а как зима наступает — зябнешь, не можешь себе шубу сшить.

Вспомнил волк, как у него зимой от холода зуб на зуб не попадает, пригорюнился, идет — плачет. А навстречу ему — лиса. Спрашивает лиса:

— Чего плачешь, кум?

— Было из-за чего плакать! Сошью тебе шубу, кум, только принеси мне овечку.

Пошел волк, задрал овечку и лисе приволок.

— Приходи завтра, будет тебе шуба готова, — говорит лиса.

Слопала лиса овечку, по травке катается, на солнышке греется.

— Ну, лиса-краса, готова моя шуба?

— Шуба-то готова, только вот на воротник не хватило. Вот бы лошадиную шкуру на воротник достать…

— Откуда же ее взять? — спрашивает волк.

— Тут недалеко пасется знатный жеребец, вот из него и выйдет воротник. Возьми только оброть, и пойдем! Ты его попридержишь, а я вырежу, сколько на воротник нужно.

Подошла лиса к жеребцу и давай ножницами за ушами щелкать, а волк оброть на него накинул. Ну, а жеребец как понесет с испугу, как потащит волка, у того шерсть дыбом встала. Кричит лиса:

— Кум, держи жеребца, — еще не отрезала!

Волк было отпустил оброть, да сам в ней и запутался. Тащит жеребец волка прямо к дому.

— Кум, за ворота хватайся! — кричит вдогонку лиса.

Некогда волку за ворота хвататься, у него уж кости трещат. Так и не досталась ему шуба, что лиса шила.


Мужик, лиса и волк


Зимней порой ехал мужик с базара, вез полную бочку селедок. Учуяла лиса рыбный запах, догнала мужика и просит:

— Подвези меня немного.

— Не могу, — говорит мужик, — и так тяжело.

— Позволь хоть одну лапку на сани положить.

— Ну, уж одну положи.

Немного погодя лиса опять просит:

— Позволь и другую лапку на сани положить!

— Ну, уж положи и другую, — говорит мужик.

Выклянчила у него лиса позволение и третью лапку на сани положить, а потом стала просить, чтобы подвез и четвертую.

— Ишь ты какая, сама хочешь в сани забраться. Так и лошадь не вытянет.

— Что ты! — вскинулась лиса. — Я совсем не хочу в сани влезать! Довези только мне лапки и хвостик, а уж сама я и пешочком дойду.

Усмехнулся мужик и говорит:

— Ну, уж клади на сани все свои лапки и хвост, а сама позади беги.

Забралась лиса в сани, все селедки из бочки на дорогу повыкинула и сама неприметно выскочила. Собрала селедки, отнесла к лесу и стала их уплетать. Откуда ни возьмись — волк. Видит — лиса селедки ест.

— Здорово, кумушка, — говорит ей. — Где ты столько рыбы взяла?

— Наловила, — говорит лиса.

— Дай и мне попробовать, кумушка.

Лиса кинула волку самую маленькую селедку.

— Дай еще, кумушка, — просит волк. — Уж очень у тебя рыбка вкусная!

— Не могу, сама голодная… Пойди да налови!

— А где ты ловила? — спрашивает волк.

— Сейчас покажу, мне не жалко.

Вечером, когда все уснули, лиса повела волка в деревню. Остановилась у пруда и говорит:

— Если хочешь наловить рыбы, опусти хвост в прорубь и держи его до тех пор, покуда рыба на него не нацепится.

Опустил волк хвост в прорубь и ждет. Начал у него хвост замерзать. Волк не выдержал и говорит:

— Кумушка, не могу больше терпеть, — вытяну хвост.

— Терпи, кум, терпи. Еще только мелкая рыбешка ловится.

Прошел час. Волк опять говорит:

— Ах, кумушка, очень мне худо. Хвост совсем замерз. Вытяну его.

— Терпи, кум, терпи, покуда крупные рыбины не попадутся.

Терпел волк, терпел, прорубь и замерзла. Уж светать стало. Волк и говорит лисе:


Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползёт – хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

– Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и мать – славные были люди!

– Угу! – ответила ворона, не раскрывая рта.

– И братьев и сестёр твоих знаю: что за добрые были люди!

– Да всё же хоть они и хорошие люди, а тебе неровня. Мне сдаётся, что разумнее тебя никого нет на свете.

Ворона и рак скачать fb2, epub бесплатно








«Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:


"Русские заветные сказки" А.Н.Афанасьева были напечатаны в Женеве более ста лет назад. Они появились без имени издателя, sine anno. На титульном листе, под названием, было лишь указано: "Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия". А на контртитуле была пометка: "Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров".

Исключительно редкая уже в прошлом веке, книга Афанасьева в наши дни стала почти что фантомом. Судя по трудам советских фольклористов, в спецотделах крупнейших библиотек Ленинграда и Москвы сохранилось всего лишь два-три экземпляра "Заветных сказок". Рукопись книги Афанасьева находится в ленинградском Институте русской литературы АН СССР ("Народные русские сказки не для печати, Архив, № Р-1, опись 1, № 112). Единственный экземпляр "Сказок", принадлежавший парижской Национальной библиотеке, исчез еще до первой мировой войны. Книга не значится и в каталогах библиотеки Британского музея.

Переиздавая "Заветные сказки" Афанасьева, мы надеемся познакомить западного и русского читателя с малоизвестной гранью русского воображения — "соромными", непристойными сказками, в которых, по выражению фольклориста, "бьет живым ключом неподдельная народная речь, сверкая всеми блестящими и остроумными сторонами простолюдина".

Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползет — хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
— Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать — славные были люди!
— Угу! — ответила ворона, не раскрывая рта.
— И братьев и сестер твоих знаю: что за добрые были люди!
— Угу!
— Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете.
Понравились эти речи вороне; каркнула она во весь рот и упустила рака в море.
.

Размер шрифта A A A

  1. Александр Пушкин 7
  2. Василий Жуковский 16
  3. Алексей Толстой 9
  4. Лев Толстой 10
  5. Ганс Христиан Андерсен 100
  6. Братья Гримм 47
  7. Шарль Перро 9
  8. Астрид Линдгрен 8
  9. Редьярд Киплинг 13
  10. Дональд Биссет 56
  11. Виталий Бианки 62
  12. Льюис Кэролл 2
  13. Оскар Уайльд 14
  14. Владимир Даль 20
  15. Павел Бажов 22
  16. Мифы Древней Греции 134
  17. Корней Чуковский 23
  18. Самуил Маршак 83
  19. Зарубежные басни 70
  20. Русские басни 87
  21. Детская Библия - Ветхий завет 132
  22. Детская Библия - Новый завет 117
  23. Мифы Древней Руси 59
  24. Мифы Древнего Китая 11
  25. Скандинавские мифы 44
  26. Мифы и легенды Индии 66
  27. Мифы Древнего Рима 3
  28. Сказки народов России 946
  29. Африканские сказки 208
  30. Европейские сказки 1098
  31. Сказки народов Америки и Австралии 325
  32. Азиатские сказки 707
  33. Сказки Кавказа и Ближнего Востока 886
  34. Стихи Хармса 68
  35. Стихи Пушкина 13
  36. Стихи Михалкова 64
  37. Стихи Заходера 60
  38. Стихи Агнии Барто 266
  39. Стихи Бунина 12
  40. Генрих Сапгир 32
  41. Елена Благинина 27
  42. Валентин Берестов 66
  43. Осип Мандельштам 31
  44. Стихи Маяковского 11
  45. Александр Мецгер 45
  46. Татьяна Гусарова 12
  47. Стихи Успенского 21
  48. Стихи про животных 5
  49. Стихи про природу 14
  50. Новогодние стихи 7
  51. Стихи про праздники 14
  52. Стихи про детство 12
  53. Стихи о семье 7
  54. Стихи о школе 5
  55. Обучающие стихи 5
  56. Разные стихи 9
  57. Захариас Топелиус 14
  58. Другие писатели 97

Слушайте сказки без
доступа в Интернет

Записывайте сказки
своим голосом

Делитесь сказками с друзьями

Составляйте списки любимого



AudioBaby - это огромная коллекция различных детских произведений для детей всех возрастов и на любой вкус

Звонок домой по телефону -
мне голос говорит знакомый:
- Тебе не надоела скука?
Бери с собой, дружок, ты внука.

Пойдём со мною на рыбалку
в любимую Сухую балку.
С Андреем встал я спозаранку,
червей мы наложили в банку.

В лесочке повстречали друга,
он на рыбалку шёл с подругой.
- Что друг с чернушкою семейка?
- Всегда при нём она - Андрейка.

Ты познакомишься с вороной,
наинтереснейшей персоной.
Сидит у речки, как в столовой,
желает птица ждать улова.

Слегка заволновалась Битца*,
с восторгом заорала птица.
Рыбёшку друг ловил с Андрюшей,
следил за умной я каркушей.

Устала ждать актриса рыбу,
на нас косилась с умным видом.
Вдруг подошла к воде ворона,
и в речку бросилась с разгона.

В норе там усмотрела что-то,
нашла, наверное, кого-то.
Подружку рак не видел нашу,
порыв чернушки ошарашил.

Моментом к ней попал он в лапы.
Пропал, совсем пропал усатый.
Не понял план каркуши хитрый -
сам на себя теперь сердитый.

Усач в испуге заметался,
из лап охотницы рак рвался.
Совсем плохи дела бедняги -
здесь не помогут клешни-краги.

Понятно - съест рыбачка кума,
в спасении у рака дума.
Усатый не был тугодумом -
его шаг каждый был обдуман.

Он обращается к вороне:
- Ты здесь уселась, как на троне,
отец и мать нас уважали,
что раки не игрушка знали.

Не злилась на него каркушка -
усач был для неё игрушка.
- Пустил меня бы на свободу,
а я бы радовал природу.

Кивала головой ворона:
- Дружочек к доброте я склона.
- Твои братишки и сестрички
с рачками не вступили б в стычки.

Жизнь не погубишь одним махом,
сплеча слов не рубила птаха.
От солнца крылышком закрылась -
обидеть рака не стремилась.

Плохого куму не желала -
каркуша с куманьком играла.
Ей речи пленник вёл в угоду,
выпрашивал себе свободу.

Собою загордилась птица,
спустилась вниз на берег Битцы*.
Свою рак оду пел каркуше,
а лесть вороны любят слушать.

Своей рачок добился цели,
вороньи лапки ослабели.
Чернушка похвале поддалась.
Уловка усача удалась.

Андрей довольный рассмеялся –
свободой лекарь упивался.
Живым остался рак усатый,
ни с чем остался птах крылатый.

Рыбёшку дали мы чернушке,
мы пожалели нескладушку.
- Быть может и ждала ворона,
не нанося друзьям урона,

полакомиться вкусной рыбкой -
мне говорил внучок с улыбкой.
Концерт давала нам в забаву
с умнейшим куманьком на пару.

Умом своим блистала птица:
- Я чести и добра частица.
Она продумала всё прежде,
судьбе доверилась с надеждой.

Наелась рыбки. Улетела,
искать себе иное дело.
Андрей расстался умной птицей,
он рассчитался с ней сторицей.

Зима оббила все пороги,
пред нами стала на дороге.
Крепчают на дворе морозы,
вниз клонятся к земле берёзы.

Достал мороз зимой чернушку,
Пустили мы домой подружку.
Лежит на коврике Полкаша,
а рядом спит каркуша наша.

- Нет у подружки вовсе дома.
теперь живёт у нас ворона.
В обнимку спят пёс и чернушка,
вороне не нужна подушка.


*Битца - речка, приток Пахры, впадающей в Оку.

Читайте также: