Кондратьев ф в современные культовые новообразования

Кондратьев Федор Викторович, доктор мед. наук, профессор, заслуженный врач РФ, руководитель группы МЗ РФ по разработке материалов о негативных медико-социальных последствиях деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных, тоталитарных сект.

К предыстории составления данной книги

Настоящая работа является обобщением ряда научных публикаций автора, его выступлений на международных форумах и парламентских слушаниях и семинарах в Государственной Думе РФ. Эта книга является авторским вариантом и дополнением составленного по этим же материалам аналитического обзора "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект", выполненного и опубликованного в 1998 году в рамках специального фрагмента Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года (№600).

Разработка по данной теме началась автором инициативно, но вытекала из текущей судебно-психиатрической практики. Являясь руководителем экспертного отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П. Сербского ко мне, начиная с 1994 года, стали поступать для проведения экспертиз уголовные дела. направленные прокуратурой или судами, для решения вопроса о наличии в деятельности того или другого неокульта ("секты") факторов, причиняющих вред психическому здоровью.

Первая такая экспертиза была проведена по письменной продукции Богородичного Центра, мои сотрудники проштудировали буквально мешок с литературой этого неокульта, прежде чем дать экспертное заключение.

Затем изучались материалы по делу АУМ Синрикё. Предварительные материалы показали медико-социальную значимость проблемы неокультов и обусловили мои первые публикации в СМИ. Видимо, последними я обратил на себя внимание общественной организации "Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект". Этот комитет предоставил мне обширные материалы о трагических историях распада семей в результате деструктивной деятельности культовых новообразований.

Вскоре я был приглашен для выступления с докладом "Квазирелигиозные учения и психическое здоровье" на Международное совещание, проводимое Отделом внешнецерковных сношений Московской Патриархии (Москва, 27-29 ноября 1994 г.). В дальнейшем наряду с плановой научной и основной практической работой я начал по своей инициативе прицельно изучать проблему культовых новообразований ("сект").

Результатом явились доклады на эту тему на Международной конференции "Кулътуралъные и этнические проблемы психического здоровья", на 38-м съезде польских психиатров во Вроцлаве, на Международной конференции "Здоровье нации и национальная безопасность ", на XII съезде психиатров России, на научно-практической конференции МВД РФ "Духовность. Правопорядок. Преступность", на научной конференции Института философии РАН, а также ряда других научных конференций. Одновременно меня приглашали выступать с докладами о негативных медико-социальных последствиях современных неокультов на семинарах, "круглых столах" и слушаниях в Госдуме РФ, в Минздраве РФ (где являлся председателем постоянно действующей группы по проведению медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций и членом Постоянно действующей комиссии при Минздраве РФ по взаимодействию с Московским Патриархатом Русской Православной церкви), на IV Всемирном Русском Народном Соборе, на региона. 1ьных и Международных Рождественских чтениях и ряде других форумов и семинаров, в том числе семинаре "Тоталитарные секты и современная молодежь". В выступлениях в Госдуме делался акцент на внесение в Проект Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" положений об ограничении деятельности тоталитарно-деструктивных неокультов и о необходимости обозначения роли Православной Церкви в духовном наследии России.

Видя негативные последствия деятельности неокультов я считал своей обязанностью донести соответствующие знания до широких масс россиян. В связи с этим были выступления по центральным радиопрограммам, телевидению, в газетах и журналах, давались многочисленные интервью корреспондентам СМИ.

Основные положения публикаций, докладов и выступлений легли в основу этой книги, однако в ней использовались материалы отечественных и зарубежных публикаций на эту тему, а также видеозаписи "богослужений" неокультовых организаций, документы Комитета по спасению молодежи и результаты собеседования с адептами различных сект и обратившимися за помощью пострадавшими от деятельности этих организаций.

Поскольку опубликованный Минздравом аналитический обзор "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект" (1998) выполнен для узкого круга специалистов и тиражом всего в 100 экземпляров, то его переработка для широкого читателя представляется актуальной, особенно учитывая буквально море сектантской литературы, захлестнувшее российское духовное поле.

Великий гуманист и психиатр С.С.Корсаков на рубеже XIX и XX веков повествовал: "Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку". Указывая, что ϶ᴛᴏ чувство "связано с понятием о высшем Начале, управляющем человеком и миром, и о вечности", что "религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания", С.С.Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что "принадлежность к некᴏᴛᴏᴩым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в кᴏᴛᴏᴩых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний". Через 100 лет, уже на пороге XXI века, данные положения классика мировой психиатрии стали более чем актуальными.

Действительно, в конце XX века на фоне. казалось бы, победы рационалистического атеизма и потери интереса к религии возникла одиозная социальная проблема. Речь идет о ранее неизвестном явлении - бурном распространении культовых новообразований, вовлекших в ϲʙᴏю сферу многие миллионы граждан сначала США, затем Западной Европы, а теперь и России. Вскоре обнаружилось, что ϶ᴛᴏ явление далеко не безобидно. Повсеместно стали отмечаться негативные последствия деятельности таких новообразований в плане посягательства на интересы личности, семьи, общества и государства.

Основной, психолого-психиатрический аспект проблемы деструктивно-тоталитарных неокультов ("сект") будет обсужден в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем разделе. Наряду с данным мы считаем необходимым ввести читателя в курс и других аспектов проблемы культовых новообразований.

Все культовые новообразования противопоставляют ϲʙᴏи объединения семье (если семья не разделяет взглядов неофита); имеются данные о разрушении по ϶ᴛᴏй причине более 250 тысяч семей россиян, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно растет число социальных сирот, представляющих собой группу риска в плане развития как психической патологии, так и социальной дезадаптации до уровня криминального поведения. Идеология всех культовых новообразований направлена на деструкцию национальной духовности, ее замену на собственную систему ценное той. В отличие от традиционных религий, носящих характер "духовной симфонии" (представление, имеющее многовековую историю) в отношениях с государством, культовые новообразования противостоят интересам государства в пассивной или активной форме вплоть до использования ϲʙᴏих адептов в шпионских и террористических актах. У ряда "респектабельных" неокультов разработаны планы переустройства мира по ϲʙᴏим тоталитарным моделям.

О негативных последствиях деструктивной деятельности культовых новообразований для личности, семьи и общества говорится в Открытом письме, направленном Президенту России Государственной Думой (1996), в специальном постановлении Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 г. о Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, в информационно-аналитических материалах "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" (Аналитический вестник. Выпуск 28. Серия: Оборона и безопасность - 8. Изд. Аналитического управления Аппарата Государственной Думы РФ. М., 1996.). В них, в частности, приводятся такие примеры, как проникновение американской секты "Саентологическая церковь" на оборонные предприятия г.Обнинска, Перми, в стратегические НИИ Минобороны, в Центр управления полетами, в структуры Правительства Москвы. По мнению экспертов МВД России, культивирование слепого подчинения авторитету, суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адепта приводят к тому, что при криминализации верхушки секты она неизменно криминализируется полностью, превращаясь в слепое орудие для реализации любых целей ϲʙᴏих руководителей (А.И.Хвыля-Олинтер - Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений нетрадиционных религиозных движений - тоталитарных сект. // "Духовность. Правопорядок. Преступность". Материалы научно-практической конференции МВД РФ М 1996. С. 126-130.).

В утвержденной 17.12.97. Указом Президента РФ № 1300 "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" особо отмечается "необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества. представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".

То, что тоталитарное сектантство не будет частной российской проблемой подтверждается и рядом международных документов, в частности, об ϶ᴛᴏм говорится в специальной резолюции Европейского Парламента 1996 года: ". определенные секты. постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение ϲʙᴏбоды, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность;. ". Исключая выше сказанное, Европейский парламент "призывает в ϶ᴛᴏй связи государства-члены усилить взаимный обмен информацией для того, ɥᴛᴏбы объединить сведения о феномене сектантства. ".

Настоящее издание как раз и носит такой информационный характер.

Современные культовые новообразования ("секты")
как психолого-психиатрическая проблема

Миссионерский отдел МП РПЦ

К предыстории составления данной книги

1. Отношение психиатрии к проблеме тоталитарных неокультов

2. Некоторые общие отличия сущности неокультов от традиционных религий

3. Социально-психологические предпосылки распространения неокультовых образований религиозного толка в XX веке

4. Методы привлечения неокультами новых адептов и характеристика личностных мотиваций поддаться вербовке

5. Психологические "технологии" формирования синдрома зависимости

6. Психические расстройства, вызванные деятельностью неокультов, и вопросы соотношения вреда и учений культовых новообразований

К предыстории составления данной книги

ааНастоящая работа является обобщением ряда научных публикаций автора, его выступлений на международных форумах и парламентских слушаниях и семинарах в Государственной Думе РФ. Эта книга является авторским вариантом и дополнением составленного по этим же материалам аналитического обзора "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект", выполненного и опубликованного в 1998 году в рамках специального фрагмента Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года (№600).
ааРазработка по данной теме началась автором инициативно, но вытекала из текущей судебно-психиатрической практики. Являясь руководителем экспертного отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П. Сербского ко мне, начиная с 1994 года, стали поступать для проведения экспертиз уголовные дела. направленные прокуратурой или судами, для решения вопроса о наличии в деятельности того или другого неокульта ("секты") факторов, причиняющих вред психическому здоровью.
ааПервая такая экспертиза была проведена по письменной продукции Богородичного Центра, мои сотрудники проштудировали буквально мешок с литературой этого неокульта, прежде чем дать экспертное заключение.
ааЗатем изучались материалы по делу АУМ Синрикё. Предварительные материалы показали медико-социальную значимость проблемы неокультов и обусловили мои первые публикации в СМИ. Видимо, последними я обратил на себя внимание общественной организации "Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект". Этот комитет предоставил мне обширные материалы о трагических историях распада семей в результате деструктивной деятельности культовых новообразований.
ааВскоре я был приглашен для выступления с докладом "Квазирелигиозные учения и психическое здоровье" на Международное совещание, проводимое Отделом внешнецерковных сношений Московской Патриархии (Москва, 27-29 ноября 1994 г.).
ааВ дальнейшем наряду с плановой научной и основной практической работой я начал по своей инициативе прицельно изучать проблему культовых новообразований ("сект"). Результатом явились доклады на эту тему на Международной конференции "Кулътуралъные и этнические проблемы психического здоровья", на 38-м съезде польских психиатров во Вроцлаве, на Международной конференции "Здоровье нации и национальная безопасность ", на XII съезде психиатров России, на научно-практической конференции МВД РФ "Духовность. Правопорядок. Преступность", на научной конференции Института философии РАН, а также ряда других научных конференций.
ааОдновременно меня приглашали выступать с докладами о негативных медико-социальных последствиях современных неокультов на семинарах, "круглых столах" и слушаниях в Госдуме РФ, в Минздраве РФ (где являлся председателем постоянно действующей группы по проведению медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций и членом Постоянно действующей комиссии при Минздраве РФ по взаимодействию с Московским Патриархатом Русской Православной церкви), на IV Всемирном Русском Народном Соборе, на региона. 1ьных и Международных Рождественских чтениях и ряде других форумов и семинаров, в том числе семинаре "Тоталитарные секты и современная молодежь". В выступлениях в Госдуме делался акцент на внесение в Проект Закона "О свободе совести и религиозных объединениях" положений об ограничении деятельности тоталитарно-деструктивных неокультов и о необходимости обозначения роли Православной Церкви в духовном наследии России.
ааВидя негативные последствия деятельности неокультов я считал своей обязанностью донести соответствующие знания до широких масс россиян. В связи с этим были выступления по центральным радиопрограммам, телевидению, в газетах и журналах, давались многочисленные интервью корреспондентам СМИ.
ааОсновные положения публикаций, докладов и выступлений легли в основу этой книги, однако в ней использовались материалы отечественных и зарубежных публикаций на эту тему, а также видеозаписи "богослужений" неокультовых организаций, документы Комитета по спасению молодежи и результаты собеседования с адептами различных сект и обратившимися за помощью пострадавшими от деятельности этих организаций.
ааПоскольку опубликованный Минздравом аналитический обзор "Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект" (1998) выполнен для узкого круга специалистов и тиражом всего в 100 экземпляров, то его переработка для широкого читателя представляется актуальной, особенно учитывая буквально море сектантской литературы, захлестнувшее российское духовное поле.
а а

Почему культовые организации имеют такой успех? — профессор Виктор Чернышев.


Не раз уже в СМИ было сказано о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний, когда вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье. Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством).

Эта проблема не нова – еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в Саратове занимался святой преподобный Илларион Оптинский. Он активно противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно наказуемых деяний сектантских лидеров – способствовал их пресечению со стороны правоохранительных органов.

Секта vs Церкви

Мы достаточно мало знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. До конца не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (в том числе нашим детям) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей в современном секулярном мире и искренней потребностью что-то изменить, — их могут превратить в фанатиков-сектантов.

Лидеры сект, обладая этими знаниями, приобретают громадные силы, при помощи которых можно манипулировать либо людьми вокруг себя, либо даже правительством.

Как это ни странно на первый взгляд, но в большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы.


Религии уважают право личности на свободный выбор своего вероучения, они не используют психотехники, не формируют зависимость верующих от своих наставников, не преследуют отступников. То есть, принципиальное различие состоит в том, что в религии творческая самобытность личности — основа подобия человека Богу. В неокультах же наоборот, человек — лишь инструмент для достижения определенных целей и не в последнюю очередь для получения конкретной выгоды.

В работах митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) указывается, что духовный тоталитаризм, так же как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений.

Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе во имя самого Бога.


Как распознать тоталитарную секту

Владыка Иоанн привел признаки, по которым можно отличить тоталитарные секты:

1). тоталитарные секты отличаются не только убежденностью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и глубокой радостью по этому поводу;

2). каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания, и что Бог поручил ей одной поведать о Нем всему миру;

3). всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвященных, и главные моменты учения сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это то, что в психологии называется эзотерическим разрывом;

В тоталитарной же секте (ибо есть секты и не тоталитарные, не деструктивные, как, например, баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники и пр.) совершается внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие. Это то, что именуется контролем сознания. Контроль сознания всегда присутствует в подобных организациях. Контроль сознания – это умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.

Психическое насилие над личностью

Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна, кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы) становятся постоянными спутниками бывших адептов тоталитарных культов и сект.

Проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.

Экс-культисты и их здоровье

В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме.

Согласно статистике, 88% экс-культистов рассматривали свои группы как вредные или очень вредные (51%).


Далее стремятся доказать, что Бог выбрал именно этого человека, чтобы он выполнил предназначенную ему высокую миссию для облегчения жизни или спасения человечества. Одновременно производится перегруз вновь обращаемого информацией религиозного содержания, постоянно делая упор на ее истинность. В результате тонкой психологической обработки, постоянных совместных молитв и песнопений, непрерывного общения с членами секты, у человека постепенно разрушается способность критически воспринимать учение религиозной секты и ее практические действия. Постоянная занятость делами секты (часто и появление стрессового состояния от ожидания скорого конца света), плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта секты в то состояние, когда им становится легко управлять.

Далее продолжается и завершается разрыв прежних социальных связей адепта. Он практически полностью порывает с прежней работой, семьей и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Адепт секты часто уже не может критически оценивать окружающую действительность. И даже в случае появления некоторых сомнений в религиозной доктрине (если их вносят члены семьи или другие люди), он ее отвергает как проявление сил дьявола, так как боится даже думать о самостоятельной жизни вне секты.

Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре ценностных ориентаций произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия и время. И не факт, что они что-то изменят…

Секрет успеха секты

Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищенным перед лицом группы, то есть создает управляемую эмоциональную уязвимость за счет чувства вины. Выявленные личностные проблемы, негативные факты прошлого, страхи и секреты дают представление об эмоциональной уязвимости адепта посредством явных и завуалированных угроз, так же, как и чередованием наказаний и наград, что позволяет более успешно им манипулировать.

Психологическая манипуляция

Это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций. Достигается не согласие партнера, а принятие информации, основанной на готовом выводе. Решающее значение имеет доверие к внушающему, его авторитет. В отличие от убеждения, где главное воздействие оказывают рациональные аргументы, внушение апеллирует, прежде всего, к эмоциональной стороне человеческой психики.

Главным внушающим средством является слово. Для обеспечения максимального внушающего воздействия используются выразительные средства речи: ритмика, интонация, ударение, паузы, периодические повторения одних и тех же слов. А также существует своя музыка, своя художественная литература, свой молодежный сленг, практики молитвенных башен (так называемая “круглосуточная молитва”, которая разделяется на молодых людей, обязанных один час, независимо от времени суток, посвятить этой молитве).

Внушение образуется на основе доверия путем стимуляции воображения и эмоций, развитых с помощью механизмов заражения и подражания.

Наиболее опасные современные секты

Использованные источники:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Эра, 1995 .

Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в культах. – Экслибрис, 2002 .

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997 .

Дудар Н. Социально-психологические составляющие возникновения новых религиозных течений / Материалы круглого стола научно-практической конференции. – К., 2000 .

Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема. – М., 1999 .

Лири Тимоти. Нейрополитика. – СПб.: ЭксПо, 2002 .

Миссионерский Отдел МП РПЦ. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера:справочник. – Белгород, 2002.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Как нам уберечь Россию? – СПб., 1993.

Нарижный Ю.А. Неорелигии как социокультурный феномен. – Днепропетровск, 2004 .

Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки и агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность: практическое пособие. – Минск: Харвест, 2000 .

Спиноза Б. Этика. – М., 1982.

Хвыля-Олинтер Андрей, иерей. Пособие для православных миссионеров, священнослужителей и мирян по религиозно-духовной безопасности. – Белгород, 2005 .

Штейн Эдган. Навязанное убеждение. - Изд. Стела. 2002 .

Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. - Минск, 2007.


Федор Викторович Кондратьев родился 17 февраля 1933 года в семье медиков. Его отец был терапевтом, мать — эпидемиологом. Детство будущего известного психиатра пришлось на военные годы. В 1951 году он поступил в 1-й Медицинский институт. Работал в Московской психиатрической больнице имени П.П. Кащенко, в 1951-2011 годах — главный научный сотрудник и руководитель Экспертного отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии.

Федор Кондратьев создал концепцию механизмов формирования общественно-опасных действий “синдром-личность-ситуация”. Участвовал в судебно-психиатрической экспертизе серийных убийц, давал заключение по делу об убийстве трех иноков Оптиной пустыни сатанистом в 1993 году. В сфере научных интересов профессора — вопросы религиозной и духовной безопасности, борьба с мошенническим использованием религиозного чувства в человеке.

Профессор Кондратьев — глубоко верующий человек. “Мы же душой человеческой занимаемся, как тут не думать о Боге?” — ответил он на вопрос журналиста о том, находит ли он как человек верующий понимание среди коллег.

Ровесники

В середине июля 44-го года в Москве объявили, что будут показывать пленных немцев, что их поведут по Садовому кольцу. Я пришел заранее, чтобы встать в ближайшем ряду. Колонны немцев сопровождали всадники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками наперевес. Сначала шли генералы, кто с потупленным в землю взглядом, кто с нагло-задиристым выражением лица, но все они были как-то отрешены от происходящего и никак не реагировали на народ. Надо сказать, что народ смотрел на них молча, никто их не проклинал и не оскорблял. Колонны были длинными, шли они долго. Потом среди пленных я все чаще стал замечать таких же молодых, как мой брат и приезжавшие с ним лейтенанты. Я осознал, что эти немцы — их ровесники, что и те и другие недавно ходили в школу, учили одну и ту же математику, географию, читали одни и те же книги: сказки Андерсена, приключения Жюля Верна и Майн Рида, играли по одним и тем же правилам в футбол и волейбол — но как все пошло по-разному! А ведь могли бы быть друзьями, вместе играть в тот же футбол или волейбол, а не стрелять друг в друга.

Мама


Валентина Алексеевна Кондратьева,
мать автора воспоминаний

Словом, уроки войны научили меня осознанию того, что самое светлое и дорогое в жизни — это мать. С этим чувством я и пишу эти строки.

Благодарение Богу

Благодаря этому чувству со-бытия всю последующую жизнь я никогда не был одинок, даже в реальном одиночестве. Спасибо маме!

Помню панику в церкви перед войной, когда подошло время сносить храм. Дело в том, что он располагался недалеко от Дворца Советов — символа победившего коммунизма, который строили на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Уже был возведен огромной высоты стальной каркас этого дворца. А к окончанию стройки по определению не могло быть рядом православного храма. Прихожане писали коллективные письма с просьбами сохранить храм, но, как я тогда понял, это было небезопасно. Говорили, что первых из числа подписавшихся арестовали. Казалось, все предопределено — святыня будет уничтожена…

Но на все воля Божия. Началась война, стройка символа победившего коммунизма прекратилась, и стальной каркас дворца начали разбирать — был нужен металл для нужд обороны Москвы. Храм покрыли светомаскировкой, и он сохранился. Это тоже чудо: вокруг храма, там, где теперь большой сквер и новые дома, все было уничтожено немецкими бомбами. Конечно, фашисты метили не в храм, а в Кремль, который совсем рядом, но промахивались, и к окончанию войны вокруг церкви стояли пустые огрызки прежних жилых домов. А в храм все больше стало приходить молящихся, в том числе и в военной форме.


Храм во имя святого пророка Божия Илии, Москва.
Фото Владимира Ходакова

Конечно, на меня это производило огромное впечатление и было самым главным уроком за всю войну.

В День Победы в храме, наверное, было больше военных, чем обычных прихожан. Я не видел разве что генералов, но пришли полковники, майоры и, конечно, масса рядовых и сержантов, все с орденами и медалями, а многие с нашивками на груди, свидетельствующими о полученных на фронте ранениях.

Конечно, я много раз в разных кинофильмах видел сцены ликования на Красной площади в День Победы, но мне кажется, что ни одному режиссеру не удалось воссоздать тот дух национальной гордости, который тогда объединил победителей со всем народом. Я этой мыслью поделился со своим братом, фронтовиком, военным писателем Вячеславом Кондратьевым, и он мне сказал, что такое глубинное духовное переживание не может быть во всей полноте воспроизведено никаким искусством.

Читайте также: