Когнитивные новообразования периода подростничества

Подростковый возраст начинается с кризиса 13 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" не в личностном, а в социальном смысле. Симптомы кризиса: 1) Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с: а) переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития; б) происходящим открытием мира психического и обращением внимания подростка на других лиц. 2) Негативизм.

Затем – подростковый возраст. Возраст очень сложный. Социально-историческая обусловленность возникновения подростничества заключается в том, что подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации, который приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей.

Соответственно, основной возрастной задачей является вхождение в мир взрослых социальных, межличностных и профессиональных отношений, социализация в этом мире.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Основные новообразования: 1) формирование "Мы-концепции", 2) формирование референтных групп, 3) формирование чувства взрослости. Чувство взрослости проявляется в: а) эмансипации от родителей; б) новом отношении к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. в) установлении отношений со сверстниками другого пола. г) изменении внешнего облика и манеры одеваться.

Базальной потребностью возраста является понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены остальные потребности.

Происходит развитие психики. В частности, развитие мышления на уровне формальных операций (Пиаже). Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер и свободен от "здесь и сейчас". Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти.

Психосоциальное развитие человека в юношеском возрасте.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность.

Новообразование самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно - практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности и саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение.

В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми.

Нормой и важнейшим условием самотождественности (самоидентификации, принятия себя) является процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее внутри группы сверстников. Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение.

Кризис юношеского возраста. Сущностью его является то, что происходит ценностно-смысловая регуляция поведения. От превалирования ценности референтных групп – то есть социализации – юноша переходит к превалированию ценности индивидуализации. Молодой человек приступает к жизненному самоопределению, построению планов на будущее, что и является центральным психологическим новообразованием юношеского возраста. Для достижения статуса взрослости юноши и девушки должны справиться с рядом задач развития. Это: а) формирование целостной идентичности, или целостного Я, и б) относительной независимости или взаимозависимости.

Затем – взрослость. От 20 лет. Главными задачами развития периода являются упрочение идентичности и установление близости. Критерии достижения взрослости: согласно Левинсону, чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с 4 задачами: 1) увязать мечты с реальностью, 2) найти наставника, 3) обеспечить карьеру, 4) наладить интимные отношения. Женщины решают те же задачи.

Вподростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы.

Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

37 Условия развития. Можно выделить основные варианты развития в период ранней юности: 1 вариант - многие плавно и постепенно продвигаются к новому периоду в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны порывы романтизма, их радует спокойный и упорядоченный образ жизни. Больше интересуются общепринятыми ценностями, ориентируются на оценки окружающих, опираются на авторитет. У них хорошие отношения с родителями и учителями.

2 вариант развития – быстрое, скачкообразное развитие. При высоком уровне саморегуляции хорошо контролируются быстрые изменения потребностей, ценностей, моделей поведения. Старшеклассники быстро и рано определяют свои жизненные цели и стремятся к их достижению. При этом слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.3 вариант– мучительные поиски своего пути. Для них характерны неуверенность в себе, плохое понимание самих себя., недостаточное самопознание, высокая произвольность. Но и она не компенсирует недостаточность рефлексии и самопознания. Они импульсивны и непоследовательны, недостаточно ответственны. Часто отвергают ценности родителей, но не в состоянии предложить свои. Войдя во взрослость, они продолжают метаться и долго не могут интегрироваться с себе равными.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий:

1Общение со взрослыми, к которому возникает особый интерес. Восстанавливается эмоциональный контакт с родителями, причём на более высоком уровне . Обсуждение жизненных перспектив, планов на будущее, анализируются трудности, особенности жизни в семье.2Общение со сверстниками – необходимое условие для становления юношеского самоопределения. Его функции другие: интимно-личностное, исповедальное.3Дружба. Она уникальна и занимает исключительное положение – привилегированное.4Любовь. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности. После наигранных отношений в подростковом возрасте может появиться настоящая влюблённость. Психологическая сущность кризиса 17 лет.Кризис 17 лет возникает точно на рубеже школьной жизни и новой взрослой. Это граница окончания привычной жизни в кругу своей семьи, школьного класса. С этого возраста начинают отсчёт периодизации развития зрелой личности. Это, по словам Эльконина, наиболее тяжёлый кризисный период наряду с кризисом 3 и 11 лет. Сопряжён, прежде всего, с отношением к такой ценности как образование. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи, которые могут приводить к невротическим расстройствам. Помогают успешнее адаптироваться поддержка семьи, уверенность в правильности выбора, в своих способностях, чувство компетентности. Характерны 3 основных варианта жизненного пути:Обучение в вузе. Поиски работы. Армейская служба.Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества.

38ИДЕНТИЧНОСТЬ -чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру. Формирование идентичности, по Эриксону это есть процесс самоопределения.

В юношеском возрасте формируется : Личностная идентичность- осознание человеком своего Я.

Социальная идентичность- осознание человеком своей принадлежности к той или иной социальной группе, осознание себя носителем определенных социальных ролей.

Джеймс Марсиа выделил 4 основных варианта или состояния формирования идентичности:

Предрешенность- принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Т.е. статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.

Диффузия идентичности- состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.

Мораторий- о период построения своей идентичности. Состояния поиска ответов на вопросы кто я, какой я.

Достижение идентичности- благополучное завершение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности.

39 Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности — формально- логическое, формально-операциональное мышление. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Совершенствуется овладение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности.

Юность-сензитивнй период для расширения диапазона знаний. Внутренняя речь выступает как основное средство организации мышления и регуляции другихпознавательных процессов интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной. Идет активное формирование теоретического мышления.

Выделяют стадии разития мышления :

Начальный дуализм- интерпретация информации дуалистическим способом, для которого характерен поиск только одной истины.

Концептуальнй релятивизм- терпимость по отношению ко множеству противоречевых точек зрения, научных позиций, возможность рассматривать одно и тоже понятие с разных позиций.

Виды интеллекта:

Текущий интеллект- способность учиться новому, восприятие новых связей, отношений, скорость и результативность. Студенческий возраст является сензитивным для развития этого типа интеллекта.

Кристализованный интеллект- формируется по средствам образования, опыта. Выражается в способности устанавливать связи, формировать суждения, анализировать проблем и использовать усвоеные стратегии для решения разнообразных задач.

Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростков. Характеристика фаз подросткового возраста. Реакции подросткового возраста. Анализ ведущей деятельности. Формирование Я-концепции у подростков. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте. Развитие личности в подростковом возрасте.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М. 2001 г.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Особенности социальной ситуации развития подростков. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Эта особенность его социальной ситуации проявляется в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения и в поведении. процесс развития в подростковом возрасте характеризуется неравномерностью. Рзультаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, М.Ю. Кондратьев, А.В.Петровский, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф.Райс и др.)

Реакции подросткового возраста Реакция оппозиции подростка может быть следствием чрезмерных претензий к нему, непосильной для него нагрузкой – требованиями отлично учиться, проявлять

Реакция отказа от контактов, игр, пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Но это реакция также наблюдалась у инфантильных подростков, когда их насильно от привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция, но в смягченном виде, проявлялась при крутой ломке стереотипа жизни.

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем

Реакция компенсации – желание свою слабость и неустойчивость в одной области восполнить успехами в другой. Трудности в учебе могут компенсироваться смелым поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения; и наоборот.

Анализ ведущей деятельности. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой, а также жажду самовыражения). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе. Образ тела (телесное Я) является основой для развития Я-концепции. Схема тела как относительно устойчивая подструктура Я-концепции и самочувствие как поток переживаний восприятия тела в настоящий момент времени включены в психическую структуру организма (В.В.Столин, И.С.Кон).
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт). Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Кон считает, что главное психологическое образование этого периода – открытие подростком своего внутреннего мира. Я-концепция – результат взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных влияний в ходе развития (восприятие подростка другими (родителями, сверстниками и т.д.); социальные ценности, ожидания, идеалы; самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); внешние данные, ощущение силы и здоровья; опыт социального поведения).

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание –иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С.Л). Перед подростком (по Эриксону), обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. Я-концепция, способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене весёлости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием и т.д. С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные по­требности. Он обозначил их соответственно как органическую (аф­фективно-эмоциональную) чувствительность (элементарные удо­вольствия и неудовольствия), предметные чувства (связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности) и обобщенные мировоззренческие чувства (связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям). Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во – первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во – вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В – третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

В старшем подростковом возрасте начина­ют заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых ка­честв личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, —и взрослые. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли. Общая логика развития всех волевых качеств может быть вы­ражена следующим образом: от умения управлять собой, концен­трировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хоро­шему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовос­питания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

В фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои. В фантазии он находит средство направления эмоциональной жизни, овладение ею.

Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте. Согласно Ж.Пиаже, именно в подростковом возрасте когнитивное развитие претерпевает существенные структурные изменения. Примерно с 12 лет когнитивное развитие вступает в стадию формальных операций, с которой связано развитие способности к анализу собственных мыслей (рефлексия). Ж.Пиаже допускает, что некоторые конфликты данного периода могут быть объяснены именно изменением структуры когнитивной сферы. Мыслительные процессы используются для создания идеальных моделей (идеалов), развитие способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами, что является основой конфликтов, так как подросток мыслит идеалами, категориями, которые отсутствуют в ситуациях реальностиВ интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. Л. С. Выготский, Обобщая результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: “Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте”. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте. Он впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях, что приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений. У подростка и юноши в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление.

Память. Так же как примитивное мышление ребёнка опирается на память, память подростка опирается на мышление. Интеллектуализация мнемы, т.е постепенное сближение памяти и интеллекта лежит в основе развития памяти в этом возрасте. Рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания—память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями.

Воображение. Шпрангер образно говорит, что фантазия ребенка – это диалог с вещами, подростка – это монолог с вещами. Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность, в отличие от ребенка, который не отделяет ещё своей фантазии от вещей, с которыми он играет…

Развитие личности в подростковом возрасте. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Главное задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте. Происходит формирование системы личностных ценностей, ко­торые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.

2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я").

4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

7. Заметное развитие волевых качеств.

8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности. Подростковый период- период повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Самоактуализация подростка – это находящий свое отражение в целенаправленном и осознанном поведении процесс его развития как личности, субъекта своей жизни и деятельности, основанный на саморегуляции и самоподкреплении, внутренней и внешней синергии, и проявляющийся в принятии им во все возрастающей степени ответственности за свою жизнь и последствия своих действий. Акты самоактуализации позволяют подростку проявлять в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества, соответствующие все более высоким стандартам и требованиям, предъявляемым к нему жизнью и обществом, проявляя себя в качестве субъекта самовоспитания, самообучения и саморазвития. Самоактуализация подростка происходит, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, разворачивающемся в современном образовательном пространстве, которое должно выступать в качестве питательной среды процессов развития и саморазвития, быть, по своей сути, развивающим.

Проанализировав основные работы, посвященные определению задач периода взросления, мы вслед за С.В.Березиным, К.С.Лисецким, Н.Ю.Самыкиной выделяем следующие основные задачи взросления: Принятие своего имени Для младшего подросткового возраста характерны эксперименты с именем, которые проявляются в виде придумывания прозвищ себе и своим товарищам. Принятие собственной внешности и тела. Оценивая свое тело, как норму, неполноценность или физическое превосходство, подросток тем самым делает вывод о своей социальной ценности. как указывает В.С. Мухина, отсутствие ценностного отношения к своему телу, аутоагрессивные действия в отношении себя являются сигналом дефекта в личностном развитии. Выстраивание отношений со сверстниками обоих полов, с группой. Выстраивание отношений с противоположным полом, усвоение специфики поведения и образа мужской или женской роли . Становление половой идентичности включает в себя: биологический процесс созревания и усвоение личностью своей половой роли. Выстраивание отношений с родителями и другими взрослыми, освобождение от эмоциональной зависимости. Hill (1987) предлагает понимать подростковое стремление к независимости и автономии как саморегуляцию. Подросток, переоценивая усвоенные правила и нормы, учится быть независимым, оставаясь одновременно взаимозависимым. Построение системы ценностей . Принадлежность к группе сверстников способствует переструктурированию усвоенных (прежде всего родительских) и ассимиляции новых ценностей. Выбор профессиональной перспективы. Выстраивание отношений со временем (будущим, смертью, жизнью, Богом). Важной составляющей кризиса идентичности в подростковом возрасте являются отношения со временем, которые выступают одним из показателей зрелой личности (А.Маслоу, Ф.Перлз, Р.Мэй). Принятие себя.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Практические занятия по курсу

Тема 1. Особенности подросткового периода развития в современном обществе. Половое созревание и физическое развитие подростков.

Проблема определения хронологических рамок подросткового периода в современной психологии.

Подходы к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный, эклектический. Сравнительный анализ взглядов на содержание подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.

Влияние современного общества на когнитивное и личностное развитие подростков.

Половое развитие подростков, его значение с точки зрения становления личности:

теория психосексуального развития ребенка З. Фрейда в объяснении проблем подростничества;

влияние формирующегося образа тела на развитие самосознания подростка;

психология раннего и позднего созревания.

Авдулова, Татьяна Павловна. Психология подросткового возраста : учебное пособие для вузов по направлению Психолого-педагогическое образование : рекомендовано УМО вузов РФ / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат).

Волков, Борис Степанович. Психология подростка / Б. С. Волков. - 5-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 240 с.

Кулаков, Сергей Александрович. На приеме у психолога-подросток : Пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 350 с. - (Практическая психология).

Першина, Людмила Алексеевна. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2005. - 256 с.

Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 400 с.

Хухлаева, Ольга Владимировна. Психология подростка : учебное пособие для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2005. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология).

Тема 2. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста. Симптоматика кризиса.

Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Изменения в потребностно-мотивационной сфере и поведении подростков.

Самосознание личности как центральное психологическое новообразование подросткового возраста.

Познавательное развитие подростков:

когнитивного развитие в период подростничества с позиции Ж. Пиаже;

когнитивные новообразования периода подростничества;

половые различия в интеллектуальном развитии подростков.

Нравственное развитие в подростковом возрасте. Этапы становления самосознания подростка.

Авдулова, Татьяна Павловна. Психология подросткового возраста : учебное пособие для вузов по направлению Психолого-педагогическое образование : рекомендовано УМО вузов РФ / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат).

Венар, Чарльз. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. - 5-е междунар. изд. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 384 с. –

Волков, Борис Степанович. Психология подростка / Б. С. Волков. - 5-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 240 с.

Кошенова, Марина Ивановна. Социально-психологический портрет подростков малых населенных пунктов (по материалам социологического исследования в Новосибирской области) / М. И. Кошенова. - Куйбышев, 2003. - 38 с. - б\ц.

Орлова, Татьяна Георгиевна. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь / Т.Г.Орлова. - Москва : Центрполиграф, 2005. - 263 с.

Осницкий, А. К. Субъективная активность и переживание одиночества подростками / А. К. Осницкий, А. Р. Кирпиков // Психология и школа. - 2005. - N 4. - С. 23-27.

Першина, Людмила Алексеевна. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2005. - 256 с.

Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 400 с.

Синицына, О. Ю. Особенности самооценки подростков с разным типом самоотношения / О. Ю. Синицына // Психология и школа. - 2005. - N 3. - С. 113-117.

Фридман, Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и подростков / Л. М. Фридман. - Москва : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 480 с.

Хухлаева, Ольга Владимировна. Психология подростка : учебное пособие для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2005. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология).

Шик, С. В. Психологические особенности процесса развития самопонимания у старших подростков / С. В. Шик // Психология и школа. - 2005. - N 3. - С. 118-124.

Тема 3. Агрессивность и агрессивное поведение подростков.

Понятие агрессии в современной психологии. Теоретические направления в описании агрессии.

Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте (детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные, биологические).

Методы изучения агрессии в период подростничества.

Превентивные меры и управление агрессией.

Авдулова, Татьяна Павловна. Психология подросткового возраста : учебное пособие для вузов по направлению Психолого-педагогическое образование : рекомендовано УМО вузов РФ / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат).

Венар, Чарльз. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. - 5-е междунар. изд. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 384 с. –

Епифанова, И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением / И. Епифанова // Воспитание школьников. - 2006. - N 1. - С. 23-25.

Кулаков, Сергей Александрович. На приеме у психолога-подросток : Пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 350 с. - (Практическая психология).

Орлова, Татьяна Георгиевна. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь / Т.Г.Орлова. - Москва : Центрполиграф, 2005. - 263 с.

Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 400 с.

Семенюк, Любовь Мирчиевна. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие : рекомендовано М-вом общего и проф. образования РФ / Л. М. Семенюк. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т : Флинта, 1998. - 96 с.

Фридман, Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и подростков / Л. М. Фридман. - Москва : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 480 с.

Хухлаева, Ольга Владимировна. Психология подростка : учебное пособие для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2005. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология).

Тема 4. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка.

Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Классификации типов психопатий и акцентуаций характера. Распространенность различных типов акцентуации среди подростков.

Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера.

Психопатические развития и виды неправильного воспитания.

Взаимосвязь акцентуаций характера и склонности к отклоняющемуся поведению в период подростничества.

Авдулова, Татьяна Павловна. Психология подросткового возраста : учебное пособие для вузов по направлению Психолого-педагогическое образование : рекомендовано УМО вузов РФ / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат).

Венар, Чарльз. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. - 5-е междунар. изд. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 384 с. –

Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 480 с. - (Мэтры психологии).

Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 400 с.

Хухлаева, Ольга Владимировна. Психология подростка : учебное пособие для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2005. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология).

Тема 5. Роль семьи в психическом развитии подростков

Понятие детско-родительских отношений. Классификация детско-родительских отношений.

Ожидания подростков и родителей. Напряженность в отношениях между подростками и родителями.

Взаимоотношения подростков с другими членами семьи.

Развод и подростки.

Подростки в неполной семье.

Подростки в смешанной семье.

Авдулова, Татьяна Павловна. Психология подросткового возраста : учебное пособие для вузов по направлению Психолого-педагогическое образование : рекомендовано УМО вузов РФ / Т. П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование) (Бакалавриат).

Волков, Борис Степанович. Психология подростка / Б. С. Волков. - 5-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 240 с.

Кулаков, Сергей Александрович. На приеме у психолога-подросток : Пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 350 с. - (Практическая психология).

Першина, Людмила Алексеевна. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2005. - 256 с.

Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 480 с. - (Мэтры психологии).

Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 400 с.

Фридман, Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и подростков / Л. М. Фридман. - Москва : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 480 с.

Хухлаева, Ольга Владимировна. Психология подростка : учебное пособие для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2005. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология).

ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторная работа № 1.

Тема: Изучение особенностей самосознания личности подростков

Цель: Познакомить студентов с методиками диагностики самосознания личности в период подростничества

Понятие самосознания в своременной психологии, структура самосознания личности.

Особенности развития самосознания в период подростничества

Методика изучения Я-концепции в модификации Прихожан

Лабораторная работа № 2.

Тема: Возможности диагностики причин дезадаптации в период подростничества

Цель: Познакомить студентов с методиками диагностики проявлений дезадаптации в период подростничества

Понятие дезадаптации в современной психологии.

Проявления дезадаптации личности в период подростничества.

Диагностика причин дезадаптации в период подростничества.

Методика: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда,

5. Образовательные технологии

1) информационно-развивающие, такие как:

лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств обучения;

лекция с разбором конкретных ситуаций

2) проблемно-поисковый (организация коллективной мыследеятельности в работе малыми группами).

Методы обучения, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков:

Групповой метод активного обучения, включающий анализ конкретных ситуаций.

Читайте также: