Кантователь для контейнеров с хлором

ст. 20 ГОСТ 8733–87

Работа с устройством

На предприятиях, использующих жидкий хлор в контейнерах, нередко возникают аварийные ситуации, связанные с обнаружением контейнеров, у которых имеется утечка хлора через неплотности в соединениях его частей или в которых не поддаются открытию оба запорных вентиля.

Таким образом, с точки зрения действий персонала и условий применения устройства, следует различать две группы неисправностей контейнеров:

1-я группа – неисправности, не требующие замены вентиля контейнера. Это, как правило, утечка хлора через неплотности между фланцем и корпусом контейнера, в резьбовом соединении вентиля с фланцем, утечка через сальник вентиля контейнера, которую не удается устранить при полной затяжке накидной гайки сальника.

2-я группа – неисправности, требующие замены вентиля контейнера. Например, когда не вращаются штоки обоих вентилей или они обломаны, отсутствует выход хлора при открытом вентиле или, наоборот, имеется сильный выход хлора при снятии заглушки с вентиля при его закрытом положении.

В обоих случаях, с целью эвакуации хлора из неисправного контейнера следует использовать устройство (колпак), позволяющее выполнить эту операцию более безопасно технологически и экологически.

Экспертная комиссия предприятия (назначается приказом руководителя предприятия), в состав которой должен входить ответственный руководитель хлорного хозяйства предприятия с участием бригадира работ, проводит внешний осмотр неисправных контейнеров и разрабатывает план действий, который затем утверждается главным инженером предприятия.

Во всех случаях применения устройства эвакуация хлора из неисправного контейнера должна производиться только в газообразной фазе, при этом должны быть приняты меры, обеспечивающие проведение этой операции в возможно короткие сроки.

11.2. Устройства для устранения утечек хлора из аварийного оборудования и трубопроводов

Магнитный захват предназначен для герметизации мест утечки жидких и газообразных сред, в том числе хлора, из сосудов и трубопроводов диаметром не менее 400 мм.

Материал стенки сосуда (трубопровода)

Диаметр отверстия повреждения в стенке сосуда (трубопровода), не более:

– на гладкой цилиндрической поверхности, мм

– на сварном шве, мм

Максимальное давление газа, при котором проводится герметизация, МПа (ати)

– окружающей среды, ° С

– рабочей среды, ° С

Максимальное усилие притягивания магнита к стенке сосуда (трубопровода), кг

Габаритные размеры, мм

Материал основных деталей

– резина фторкаучуковая СКФ–26 или 32 (ТМКЩ–10 ГОСТ 7338–90)

– специальный магнитный порошок спрессованный

Центральная корпусная часть

1 – ручка включения захвата; 2 – рукоятка; 3 – перемычка; 4 – магнитный захват; 5 – рамка консоли; 6 – перемычка; 7 – фиксатор; 8 – сухарь; 9 – винт подачи уплотнения; 10 – маховик; 11 – ограничитель; 12 – уплотняющий узел; 13 – втулка

При вращении винта 9 резиновый уплотняющий элемент 12 прижимается к месту утечки (свищу) до полной герметизации.

Время, необходимое для установки устройства на аварийный контейнер и устранения негерметичности (после выполнения всех подготовительных операций), составляет не более 1,5 мин.

11.2.2. Быстромонтируемые герметизирующие хомуты

Быстромонтируемые хомуты предназначены для герметизации течей из трубопроводов с наружным диаметром 22, 32 и 48 мм.

Диаметр герметизируемых хомутами свищей (отверстий) на трубопроводах до 5 мм; предельное давление хлора в трубопроводе до 1,6 МПа.

Наружные диаметры трубопроводов могут отличаться от указанных номинальных значений на 0,5–1 мм.

На другие диаметры трубопроводов по отдельным заказам могут быть разработаны аналогичные хомуты.

Для иллюстрации на рис. 11.9 показан герметизирующий хомут на трубопровод с наружным диаметром 48 мм.

Рис. 11.9. Хомут. Сборочный чертеж. Техническая характеристика

1. Рабочая среда – хлор газообразный, жидкий.

2. Рабочее давление в герметизируемом трубопроводе – 1,6 МПа

Хомут состоит из двух полухомутов 1 и 2, соединенных с одной стороны через ось 11. С другого конца полухомуты соединяются и стягиваются откидывающимся стяжным болтом 8. Этот болт шарнирно закреплен на одном из полухомутов, а в другом полухомуте имеется вилочнообразная прорезь, в которую входит стягивающий болт 8. На этом болту навернута резьбовая втулка-гайка 3 с рукояткой 4, с помощью которой производится стягивание полухомутов.

На внутренней цилиндрической поверхности обоих полухомутов имеются проточки, в которые вставляются и приклеиваются уплотнители из фторкаучуковой (хлоростойкой) резины.

Для раскрытия хомута достаточно отвернуть на 2–3 оборота резьбовую втулку 3 и откинуть стяжной болт 8, при этом полухомуты развернутся на оси 11. В таком развернутом виде хомут накладывается на трубопровод так, чтобы резиновый уплотнитель одного из полухомутов лег на дефектное место. Затем полухомуты путем поворота на оси 11 складываются, накидывается стяжной болт 8 и закручивается втулка 3.

Время герметизации течи не превышало 1,5–2 минут.

Не отсоединяя вспомогательный канат (поз. 3, рис. 18) изделие поднимают и переносят к месту погрузки (разгрузки), устанавливая его вертикально.

2. Футляр (см. рис. 17) представляет собой герметичную цилиндрическую камеру со съемной крышкой, приспособленную для переноски вручную. В крышке футляра имеется резьбовой штуцер, к которому подсоединяется ниппель для подсоединения резинового шланга (можно использовать резиновую трубку типа "кислородный рукав").


4.2. Блок представляет собой сборочную конструкцию из двух параллельных щек, между которыми располагается: канатный блок на валу; тормозное устройство, состоящее из колодки, упора, рессоры. Усилие поджатия колодки регулируется затяжкой болта М20.

Применение "футляра" при разрушении или возникновении угрозы разрушения баллона не допускается.

8. После завершения сброса хлора в систему нейтрализации футляр вскрывается и баллон извлекается для возврата поставщику с приложением акта о разгерметизации. Футляр промывается водой, просушивается и возвращается на рабочее место.

В качестве груза при испытании может быть использован типовой контейнер Рузаевского завода или польского производства (вес порожнего контейнера 540-560 кГ), который заливается полностью водой (1000 л). Дополнительно на контейнер монтируется приспособление для испытаний (вес приспособления 355 кГ), а также груз весом около 100 кГ.

2.2. Кантователь применяется при погрузке, разгрузке и перемещении контейнеров производства Рузаевского завода или польского производства с использованием автокрана или кран-балки грузоподъемностью не менее трех тонн.

6.2. Кантователь подвешивается на крюк автокрана или кран-балки за проушину блока.

1.2. При изучении и эксплуатации кантователя необходимо дополнительно руководствоваться технической документацией ОБ 9512.000, "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", а также сведениями об условиях безопасности при обращении с контейнерами для транспортировки жидкого хлора.

5. Операция по обезвреживанию аварийного хлорного баллона производится при включенной аварийной вентиляции и ее системы очистки вентиляционных выбросов от хлора. Общеобменная и приточная вентиляции должны быть отключены.

5.1. Испытания кантователя после изготовления должно производиться в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" в части требований к съемным грузозахватным приспособлениям.

Использование устройства для хранения аварийного баллона не допускается.

5. ИСПЫТАНИЯ КАНТОВАТЕЛЯ ПОСЛЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

6.1. Ответственный за производство работ должен убедиться в исправном состоянии кантователя, в наличии и сохранности контровки в местах сочленении, исправном состоянии стропов.

Рис. 18. Схема строповки контейнера при вертикальном положении изделия.

6. При изоляции баллонов в футляре, в случае полной разгерметизации баллона с жидким хлором (повреждение вентиля или корпуса баллона), персонал, проводящий эти операции, должен использовать изолирующие средства защиты (см. Приложение 2).

1 - блок; 2 - канат; 3 - канат вспомогательный; 4 - подвеска крюка; 5 - контейнер

6.3. При производстве работ должны соблюдаться две схемы строповки груза вертикальная и горизонтальная.

Заедание блока. Поворот груза вокруг оси блока осуществляется туго, с рывками и даже остановкой.

5.2. Статические испытания осуществляются подъемом груза, рапного 1,25G max = 2000 кГ на высоту 200-300 мм с выдержкой в течение 10 мин. Не допускаются остаточные деформации, вытяжки каналов, трещины и другие повреждения. Испытания проводятся дважды: в вертикальном положении контейнера (рис. 18) и горизонтальном (рис. 19).

3.3. Момент опрокидывания контейнера, максимальный

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Освободить тормоз и проверить вращение блока. При положительном - результате снять тормозную колодку, осмотреть трущиеся поверхности в блоке и колодке, и, в зависимости от характера повреждения, их промыть или зачистить.

После окончательной подгонки длины каната зажимы могут быть заменены на коуш.

3.2. Диаметр блока 230 мм

4. Ликвидация загазованности хлором в производственном помещении, возникающая вследствие разгерметизации хлорного баллона, производится путем помещения этого баллона в футляр с последующей герметизацией футляра завинчиванием болтовых соединений на крышке до уплотнения прокладки между фланцами крышки и корпуса футляра.

5.3. Динамические испытания грузом, равным 1,1 Gmax = 1760 кГ.

2.3. Условия эксплуатации кантователя должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ1 ГОСТ 15150-69.

9. Обслуживание данного устройства может быть поручено лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим инструктаж по настоящей инструкции, имеющим на руках непросроченное удостоверение на право работы с хлорными баллонами.

Примечание: Допускается применение каната 11-ТЛК-О по ГОСТ 3079-80 или 11-ЛК-РО по ГОСТ 7668-80.

6. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

1 - блок; 2 - упор; 3 - канат; 4 - подвеска крюка;

Рис. 19. Схема строповки контейнера при горизонтальном положении изделия.

Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки

7.4. Руководство предприятия-владельца должно обеспечить содержание кантователя в исправном состоянии и безопасные условия его работы (применения) путем организации надлежащих осмотров, ремонта и обслуживания.

Канат состоит из двух параллельно смонтированных строп, каждая из которых рассчитана на полную нагрузку от веса контейнера.

3. Аварийный футляр должен постоянно находиться в производственном помещении по месту использования хлорных баллонов с открытой крышкой.

Не отрывая нижнюю часть изделия от опорной площадки и поднимая его верхнюю часть, медленно, перемещением стрелы крана переводят контейнер в вертикальное положение.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

6.4.1. Контейнер ставится на подготовленную разгрузочную площадку в положении "Стоя".

Поворот контейнера из вертикального положения в горизонтальное должен быть плавным, без заеданий и рывков. Проверяется действие механизмов и тормоза. Испытания проводятся три раза.

8.5. Методы контроля и оценки при осмотре кантователя должны соответствовать Приложениям 10 и 13 "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (издание НПО ОБТ, Москва, 1993). Результаты осмотра кантователя должны заноситься в журнал.

7.5. Запрещается использовать кантователь при нагрузках, превышающих паспортные.

7.2. Кантователю должен быть присвоен индивидуальный номер (или используется заводской номер), который и заносится в журнал учета съемных грузозахватных приспособлений предприятия или цеха-владельца.

- блока, крюков и деталей их подвески,

2.1. Съемное грузозахватное приспособление - "Кантователь контейнера" предназначено для перевода контейнера в требуемое положение при проведении погрузочно-разгрузочных операций и при возникновении аварийных ситуаций, сопровождающихся его разгерметизацией.

4.1. В состав " кантователя контейнера" входят:


7.3. Предприятием-владельцем должны быть назначены ответственные лица за содержание кантователя в исправном состоянии, а также за проведением надзора и периодических осмотров.

8.1. Техническое обслуживание кантователя должно производиться в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" в части требований к съемным грузозахватным приспособлениям, а также с учетом специфических условий, имеющих место при работе с хлорным оборудованием, а именно периодическое наличие в воздухе помещений некоторой концентрации хлоргаза, вызывающего интенсивную коррозию металла.

6.5. Горизонтальная строповка применяется для перемещения контейнера при его исходном положении "Лежа". В этом случае вспомогательный канат не используется, если нет необходимости кантовки контейнера (см. рис. 19).

3.1. Грузоподъемность 1600 кГ

3.4 Момент торможения блока кантователя 0-38 кГм

4.3. Канат с одной стороны заделан на коуш, второй конец, свободный, охватывает втулку подвески крюка и удерживается стандартными зажимами.

4.5. Канат вспомогательный предназначен для фиксации контейнера с блоком при переводе контейнера из горизонтального положения в вертикальное, а также при переносе изделия на вертикальной подвеске (см. рис. 18).

4. СОСТАВ И УСТРОЙСТВО КАНТОВАТЕЛЯ

6.5.1. При переводе контейнера из горизонтального положения в вертикальное строповка производится в положении изделия "Лежа" по схеме рис. 18.

8.2. Периодически, по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал следует производить очистку от грязи и последующую смазку стропов и резьбовых соединений кантователя.

На вертикально установленный контейнер монтируется кантователь и осуществляется подъем контейнера с переводом его в горизонтальное положение, после чего контейнер опускается на опору.

3.6. Масса кантователя 95 кГ

6.4.3. Осторожно поднимают груз над площадкой до 0,3-0,5 м. При подъеме контейнер из-за несимметричной подвески за счет опрокидывающего момента paзвернется вокруг оси блока и примет устойчивое горизонтальное или несколько наклонное (

20°) положение. В таком положении груз переносят к месту хранения или укладывают на транспортное средство.

4.4. Подвеска крюка состоит из крюка-карабина, вилки, серьги и деталей, соединяющих их в одну сборочную единицу.

8.3. После работы с кантователем вне помещения в условиях мокрой погоды (дождь, снег, туман) необходимо тщательно просушить кантователь и произвести внеочередную смазку стропов и резьбовых соединений.

Канат имеет регулируемый упор, ограничивающий угол поворота контейнера в процессе кантовки его из вертикального положения в горизонтальное.

Контейнер заливается водой примерно на 85% (850 л) от объема и на него монтируется приспособление для испытаний. В итоге вес контейнера с водой и приспособлением составляет около 1760 кГ.

- стропов и мест их заделки - каждые 10 дней.

- резьбовых соединений - каждый месяц;

8.4. В процессе эксплуатации кантователя владелец должен проводить его осмотры в следующие сроки:

Верхняя часть блока заканчивается проушиной для подвески его на крюке подъемного крана.

7. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Рис. 17. Устройство для изоляции аварийного баллона

6.4.2. Ослабив натяжение канатов кантователя, отсоединяют вспомогательный канат от контейнера.

7. Аварийный баллон остается в футляре до полного стравливания хлора в систему его нейтрализации.

При удалении хлора из газящего аварийного баллона, помещенного в "футляр", не допускается установка на сбросной хлорной линии вентилей или иных запирающих устройств.

1.1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для изучения устройства и принципа действия кантователя, правильной его эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии.

7.1. При проведении погрузочно-разгрузочных работ кроме документов, упомянутых в п. 1.2, руководствоваться инструкцией по технике безопасности предприятия-владельца автокрана или кран-балки и кантователя на проведение подобных работ.


6.5.2. Подъем контейнера осуществляется за проушину блока (поз. 1, рис. 18) с использованием вспомогательного каната.

1. Перетянут тормоз, заедает или заклинивает. Возможно попадание грязи, наличие ржавчины или задиров.

6.4. Вертикальная строповка применяется при исходном положении контейнера "Стоя" с обязательным использованием вспомогательного каната (см. рис. 18). В таком положении производится подъем (опускание) и перемещение груза. При этом перевод контейнера (в случае необходимости) из положения "Стоя" в положение "Лежа" производится в следующей последовательности.

Канат с одной стороны заделан на коуш, второй конец - свободный - соединяется с подвеской крюка и удерживается стандартными зажимами. После окончательной подтопки длины каната зажимы могут быть заменены на коуш.

9. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

3.5. Канат гибкий стальной 11-ЛК-Р-160 ГОСТ 2688-80 (диаметр 11 мм, разрывное усилие 64,15 КН)

№ п/п Вид аварийной ситуации Порядок действий по устранению аварийной ситуации *)
1. Утечка хлора из корпуса контейнера (баллона) 1.1. Определить место утечки хлора.
1.2. Принять первоочередные меры по исключению утечки жидкого хлора из корпуса контейнера (баллона). Для этого необходимо установить аварийный сосуд таким образом, чтобы место утечки сообщалось с газовой фазой, т.е. место утечки должно быть расположено в верхней части сосуда. В связи со значительной массой аварийного контейнера с жидким хлором (до 1500 кг) для придания ему требуемого положения необходимо использовать специальное устройство - кантователь (см. Приложение 11).
1.3. Принять меры для устранения утечки хлора из аварийного контейнера (баллона) с помощью магнитного захвата типа "Консоль" в соответствии с рекомендациями и требованиями Приложения 4. При его отсутствии наложить на место утечки хлора резиновый пластырь и стянуть быстромонтируемым хомутом или проволокой, как это показано вПриложении 3.
1.4. После устранения утечки провести опорожнение контейнера (баллона) с подачей хлора на потребление в цех или на санитарную колонну.
1.5. При возникновении неустранимой утечки хлора из контейнера (например, из-под его бандажа) или баллона (по конической резьбе крепления вентиля к корпусу баллона), для организованного сброса хлоргаза в систему его нейтрализации (абсорбер, адсорбер), допускается применение устройства для изоляции аварийного контейнера или баллона в соответствии с требованиями Приложений 9-10, или использование полимерных хлорстойких покрывал, оболочек с системой реконденсации газообразного хлора (см. Приложение 3).
1.6. После освобождения от хлора продуть аварийный сосуд сухим сжатым воздухом (азотом) со сбросом абгазов на санитарную колонну.
2. Разгерметизация запорной "арматуры контейнера или баллона с жидким хлором 2.1. Определить место утечки хлора.
2.2. Принять первоочередные меры по исключению течи жидкого хлора из вентиля контейнера (баллона).
Для этого необходимо:
- баллон установить в вертикальное или наклонное положение - вентилем верх (угол наклона баллона к вертикали не должен превышать 15°);
-контейнер установить с помощью кантователя (см. Приложение 11) в горизонтальное положение с расположением вентилей в вертикальной плоскости (друг над другом); аварийный (негерметичный) вентиль должен находиться в верхнем положении (через сифонную трубку он сообщается с газовой фазой сосуда).
2.3. Сильнее закрыть вентиль, поворачивая его штурвал по часовой стрелке.
2.4. Если утечка хлора происходит из-под сальника штатного вентиля, необходимо подтянуть грундбуксу сальника. Если пропуск хлора через сальник не прекращается; ослабить его крепление, добавить набивки (прографиченный асбест) и подтянуть сальник.
2.5. Если утечка хлора происходит из-под заглушки вентиля, необходимо провести затяжку заглушки вентиля. В случае продолжения утечки, заменить прокладку заглушки вентиля.
2.6. При утечке хлора из-под фланца крепления вентиля к контейнеру необходимо подтянуть крепежные детали соединения фланца с корпусом контейнера.
2.7. Если устранить утечку хлора вышеперечисленными приемами не удается необходимо использовать "Устройство для эвакуации хлора из дефектных контейнеров" и действовать в соответствии с указаниями раздела 5.1.2. Приложения 12.
3. Утечка хлора из трубопровода 3.1. Перекрыть вентиль подачи хлора к трубопроводу
3.2. Определить место утечки хлора.
3.3. Принять меры для устранения утечки хлора из трубопровода: наложить на место утечки хлора резиновый пластырь и стянуть быстромонтируемым хомутом или проволокой, как это показано в Приложении 3.
3.4. Провести продувку неисправного трубопровода осушенным воздухом со сбросом абгазов на санитарную колонну.
3.5. Отремонтировать или заменить неисправный трубопровод.
4. Утечка хлора из теплообменного элемента испарителя 4.1. Отключить подачу хлора в испаритель, перекрыв продуктовый вентиль на контейнере (баллоне).
4.2. Отключить теплообменный элемент от ресивера.
4.3. Отключить подачу теплоносителя на аварийный испаритель.
4.4. Подключить теплообменный элемент испарителя к линии сброса хлора в резервуар с нейтрализующим раствором.
4.5. Продуть теплообменный элемент осушенным воздухом (азотом) со сбросом абгазов в резервуар с нейтрализующим раствором и отправить его в ремонт.
4.6. Подключить к технологической схеме резервный испаритель хлора.
5. Выброс хлора при разрыве корпуса контейнера или баллона 5.1. Аварийный контейнер или баллон с разорванной обечайкой оставить на месте аварий без каких-либо попыток их переворачивания и перемещения.
5.2. При разрушении контейнера или баллона в производственном помещении склада хлора необходимо включить стационарную систему локализации хлорной волны с помощью защитной водяной завесы. Обезвреживание остатка хлора в сосуде должно проводиться путем поглощения испаряющегося из аварийного сосуда хлора в системе нейтрализации. Система нейтрализации, сблокированная с аварийной вентиляцией и системой индикации хлора, включается автоматически по сигналу датчика при повышении концентрации хлоргаза в воздухе производственного помещения более 1 мг/м 3 . При отказе систем автоматического управления необходимо включить вручную насосы орошения санитарной колонны (абсорбера) нейтрализующим раствором щелочи, а затем - аварийную вентиляцию.
5.3. При разрушении контейнера или баллона вне производственного помещения необходимо:
5.3.1. При помощи пожарных машин, расположенных с подветренной стороны, поставить водяную завесу вокруг разрушенного сосуда (с использованием переносных рассеивателей) в соответствии с рекомендациями Приложения 5.
5.3.2. Использовать полимерные хлорстойкие покрывала или оболочки с системой ре-конденсации газообразного хлора (см. Приложение 3).
5.3.3. После испарения остатков хлора из разрушенного сосуда промыть последней водой и отправить на исследование причин разрушения.
6. Не открываются оба вентиля контейнера или обломан шток у двух вентилей В этой аварийной ситуации необходимо проведение операции по выворачиванию одного из вентилей и эвакуация хлора из сосуда с помощью "Устройства для эвакуации хлора из дефектных контейнеров". Эта операция должна проводиться в соответствии с указаниями раздела 5.2. Приложения 12.
7. Не открывается вентиль баллона или обломан шток вентиля Эвакуация хлора из баллона может проводиться с помощью "Устройства для эвакуации хлора из аварийных баллонов". При проведении работ по эвакуации хлора с помощью указанного устройства необходимо действовать в соответствии с указаниями Приложения 13.

*) При проведении операций по устранению утечек газообразного хлора из технологического н трубопроводного оборудования необходимо использовать, в соответствии с рекомендациями Приложений 6 и 8, передвижную установку или коллекторно-шланговую систему для локального отсоса хлора от места его утечки и подачи в систему поглощения.

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 768 | Нарушение авторского права страницы

При транспортировке хлора автомобильным транспортом возможны следующие виды аварийной разгерметизации контейнеров и баллонов:

- утечки хлора через не плотности в арматуре или свищи и микротрещины в корпусе сосуда;

- утечки хлора через не плотности в соединениях фланца с корпусом или вентилем контейнера;

- выбросы хлора через разрыв корпуса контейнера или баллона.

Общий порядок первоочередных действий водителя и сопровождающего лица (ответственного за перевозку жидкого хлора) при обнаружении утечки хлора.

1. Проинформировать об аварийной ситуации подразделение ГАИ МВД, а через них региональные органы МЧС России и Госгортехнадзора РФ.

2. На место аварии необходимо вызвать:

- аварийно-спасательные формирования для оказания первой помощи пострадавшим и принятия мер по локализации и ликвидации аварии (аварийно-спасательные формирования помимо средств индивидуальной защиты, приборов индикации хлора, вспомогательных устройств и приспособлений для локализации и ликвидации аварийных утечек хлора, должны быть оснащены средствами защиты органов дыхания для оказания помощи людям, оказавшимся в загазованной зоне , аппаратом искусственной вентиляции легких (ГС-10), носилками, средствами радиосвязи);

- пожарную команду с машинами для создания защитной водяной завесы на пути движения хлорной волны ;

- автокран для извлечения аварийного контейнера из кузова автомобиля и придания контейнеру с помощью специального устройства - "кантователя", исключающего утечку жидкого хлора из корпуса сосуда;

- сотрудников милиции - для проведения мероприятий по ограничению доступа посторонних лиц в опасную зону (радиус опасной зоны при утечке хлора из контейнера - 500 м, из баллона - 150 м);

- медицинскую службу для оказания помощи пострадавшим.

3. Надеть изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи

4. Отвести транспортное средство в безопасное для окружающих людей место.

5. Расположить транспортное средство по возможности в затененном месте таким образом, чтобы забор воздуха в двигатель происходил с наветренной стороны и выключить двигатель.

6. Определить место утечки хлора.

7. Принять первоочередные меры по исключению утечки жидкого хлора из сосуда. При этом необходимо:

7.1. При течи жидкого хлора из корпуса сосуда - установить сосуд таким образом, чтобы место утечки сообщалось с газовой фазой. В связи со значительной массой контейнера с жидким хлором (до 1500 кг) для придания ему требуемого положения необходимо использовать автокран и специальное устройство - "кантователь".

При течи хлора из вентиля необходимо:

- баллон установить в вертикальное или наклонное положение - вентилем "вверх" (угол наклона баллона к вертикали не более 15°);

- контейнер оставить в горизонтальном положении, расположив вентили в вертикальной плоскости (друг над другом), при этом аварийный вентиль должен находиться в верхнем положении (через сифон он сообщается с газовой фазой контейнера); эта операция должна проводиться с помощью устройства для кантования контейнера.

4.2 Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора из железнодорожной цистерны, контейнера, баллона при их перевозке железнодорожным транспортом, и порядок действий по их устранению

При транспортировке цистерн с хлором наиболее характерны утечки хлоргаза через арматуру и предохранительный клапан. Утечки из корпуса цистерны наименее вероятны.

При транспортировке контейнеров и баллонов железнодорожным транспортом возможны следующие виды аварийной разгерметизации контейнеров и баллонов:

- утечки хлора через не плотности в арматуре или свищи и микротрещины в корпусе сосуда;

- утечки хлора через не плотности в соединениях фланца с корпусом или вентилем контейнера;

- выбросы хлора через разрыв корпуса контейнера или баллона.

Общий порядок первоочередных действий администрации железной дороги при получении информации об утечке хлора из вагона-цистерны, контейнера или баллона

1. При получении информации об утечке хлора из вагона-цистерны (от членов бригады сопровождения), контейнера или баллона (от железнодорожного персонала, населения и др.) администрация железной дороги должна организовать оповещение людей об опасности поражения хлором, сообщить об аварийной ситуации в региональные органы МЧС России и Госгортехнадзора России, организовать отцепление аварийной цистерны, полувагона с контейнерами или вагона с баллонами от состава, их транспортировку в наиболее удаленный от жилых и производственных объектов тупик и вызван, к месту аварии:

- аварийно-спасательную службу с предприятия-грузоотправителя грузополучателя или ближайшего предприятия, расположенного вблизи места аварии для ее локализации и ликвидации последствий;

- пожарный поезд для создания защитной водяной завесы на пути движения хлорной волны (рекомендации по ее организации и постановке );

- железнодорожную платформу с грузоподъемным краном для извлечения аварийного контейнера из полувагона и придания контейнеру с помощью специального устройства - "кантователя" положения, исключающего утечку жидкого хлора из корпуса сосуда;

- сотрудников милиции - для организации оцепления опасной зоны (радиус опасной зоны принимается: при разгерметизации цистерны -6000 м, контейнера - 500 м и баллона - 150 м);

- медицинскую службу для оказания помощи пострадавшим.

2. Члены бригады сопровождения вагонов-цистерн с жидким хлором после сообщения дежурному по отделению железной дороги об аварийной ситуации должны надеть изолирующие средства защиты органов дыхания и кожи и приступить к локализации и устранению аварийной ситуации.

Читайте также: