Каков механизм новообразования какой закон диалектики

Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок


  • ФНГ
    • БНГС
    • Геология
    • РЭНГМ
    • Физика
  • ФИМ
    • Инженерная графика
    • Нефтегазовое оборудование
    • Прикладная механика
    • ТНГМ
    • ТХНГ
  • ФЭА
    • АИТ
    • Высшая математика
    • Информатика
    • Прикладная химия
    • ПТЭ
    • Электроэнергетика
  • ФЭУ
    • ГО и Социология
    • Иностранные языки
    • Менеджмент
    • Физическая и спец подготовка
    • Экономика предприятий

Понятие диалектики. Основные законы диалектики

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления

Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причины, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают основные законы диалектики.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера". Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными. Качество - это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других. Противоположна качеству категория количество. Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи.

Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определенность вещи не существует без количественной и наоборот. Это единство нашло свое отражение в понятии меры.

Таким образом, категория меры дает ключ к пониманию механизма действия закона взаимного перехода количественных изменений и изменений качественных и механизма развития в целом.

Закон единства и борьбы противоположностей - играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В.И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия. Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Вместе с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного тождества, как и нет абсолютного различия. Каждый предмет - это единство противоположностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы, производительные силы и производственные отношения выступают как стороны способа производства. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь. Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы: 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение. С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

Закон отрицания отрицания – третий закон диалектики, который раскрывает направление и преемственность в развитии. Закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета. Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания". Термин "отрицание" употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле - уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой. В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" - "или". В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой. Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития.

Диалектика в нашей жизни
(из записок пессимиста)
Пессимист – это хорошо информированный оптимист
(народная мудрость)

Вот три закона диалектики:
1) Закон перехода количества в новое качество;
2) Закон единства противоположностей;
3) Закон отрицания отрицания.

С моей точки зрения, реально существуют только два первых, а третий закон – это производное двух первых. Поэтому мы будем рассматривать только два Закона.

Итак. Закон перехода количества в новое качество. В советские времена его иллюстрировали на уроках химии. Я проиллюстрирую его более понятными примерами.

Пример 2. Аналогично обстоят дела и с промышленностью. Сегодня положительный эффект промышленности зачеркивается отрицательным экологическим эффектом, что опять-таки связано с количественными изменениями.

Пример 3. Энергетика. Традиционная на сегодня энергетика – гидроэлектростанции и тепловые электростанции. Сегодня их польза (обеспечение человечества энергией) перекрывается отрицательным (опять-таки. ) экологическим фактором. Крупные гидроэлектростанции с их водохранилищами не только нарушают гидрогеологические условия, но даже влияют на тектоническую деятельность Земли. Теплоэлектростанции, особенно, работающие на угле, являются основными загрязнителями окружающей среды радиоактивными элементами (это, не считая кислотных дождей и золошлаков). Тем не менее, малые гидро- и теплоэлектростанции (работающие на древесине) сохраняют на сегодня за собой положительные факторы.

Пример 4. Из экологической области. Альтернативная энергетика: ядерная и ветровая. Возросшее количество атомных электростанций (а, следовательно, и ядерных отходов) уже сегодня потенциально угрожает будущему человечеству. Ветроэлектростанции – это, казалось бы, совершенно экологичное производство. Это так, но при определенных масштабах. Чем больше единичная мощность ветроэлектрического агрегата, тем хуже его экологические показатели в виде шума. Поэтому такие агрегаты размещают сегодня в безлюдных регионах. Большое количество таких агрегатов, установленных в регионах с постоянными и сильными ветровыми потоками, уже оказывает влияние на климатические условия, так как они нарушают сбалансированные материально-энергетические атмосферные потоки. Вывод: электростанции должны быть самых разных видов и в разных количествах, но каждый вид по отдельности и все вместе не должны приводить к нарушению сложившихся материально-энергетических балансов атмосферы земли.

Из всего вышеприведенного выплывает яркий пример проявления второго Закона диалектики: единства и борьбы противоположностей. В любом явлении уже изначально сосуществует добро и зло (положительное и отрицательное). В какой-то период развития (одно количественное соотношение) преобладает одно качество, а в другой (при росте количественных изменений) – другое. Но отсюда же вытекает и теснейшая связь этих двух Законов.

В Природе эти Законы гармонизированы и обеспечивают практически идеальный механизм развития материи. Они являются причиной многообразия в Природе (Материи), что служит обеспечению устойчивости. Человечество создало свою Техногенную Природу – бледную копию матери-Природы. Инстинктивно человечество понимает положительную и стабилизирующую роль многообразия. И пытается это реализовать. Но чаще всего идет симуляция многообразия. Более того, процесс глобализации, начавшийся в эпоху великих географических открытий и сыгравший определенную положительную роль, сегодня уменьшает разнообразие земной цивилизации, так как упрощает, нивелирует имеющиеся национальные особенности. Создание глобальной информационной сети (Интернет), проведение финансовых операций и платежей в формате реального времени, вероятно, играет положительную роль в тактическом плане для экономики многих стран. Однако и все негативные процессы в экономике будут распространяться с такой же скоростью. По аналогии с физикой – это означает уменьшение сопротивления или инертности системы. И негативный результат будет похож на короткое замыкание, от которого пострадают все. То есть скорости реализации Закона единства противоположностей возрастают максимально: время перехода положительного фактора на отрицательный резко уменьшается. В таких условиях для всех на Земле было бы лучше, если бы у Власти были люди, понимающие диалектику развития и способные влиять на происходящие процессы, быстро реагировать на изменения. Человеческая цивилизация в техническом смысле похожа на сложнейший, многоэтапный технологический процесс. И если в Природе (Материи) все ее элементы (кроме человека) подчиняются Законам Природы, то в техногенной Природе человеческой цивилизации этого нет. Здесь много субъективных факторов. В этом главная проблема. И в определенном плане Глобализация – это, вероятно, также и попытка активного управления происходящими процессами в масштабах всей цивилизации. Однако реализация этой попытки идет, как уже указывалось выше, по пути упрощения, что может сказаться на устойчивости всей системы.

В Природе, объективно говоря, отсутствуют понятия добра и зла. В ней все проще и, одновременно, сложнее. Но все происходящие процессы направлены на совершенствование системы, адаптации ее к изменяющимся условиям пространства-времени, на повышение устойчивости.

Выше мы говорили о тех явлениях, которые изначально имели положительный импульс. Но как обстоят дела с явлениями в человеческой цивилизации, которые изначально имеют отрицательный импульс. Повторю: есть Закон единства противоположностей. В капиталистическом и любом классовом обществе он проявляется, например, в бедности и богатстве. Бедность и богатство – это два неразделимых явления: без богатых нет бедных, без бедных нет богатых. Обогащение одних оборачивается бедностью для других. И иначе быть не может, так как любое общество и государство можно сравнить с котелком, из которого все черпают. Если кто-то берет больше, то другим остается меньше. И все мы видим, какая идет политическая драка, чтобы быть ближе к Власти, а, значит, и к кормушке. Но борьба за место у кормушки – это только внешне похоже на борьбу за выживание, какая есть в Природе. Там борьба за выживание направлена, в конце-концов, на выживание всего вида и даже на выживание всей живой материи.

Борьба за выживание в человеческом обществе ничего общего с этим не имеет. Более того, эта борьба ведет не только к деградации человечества, но и создает угрозу другим формам жизни на Земле. Мы – человечество – считает себя царями Природы, но мы забыли, что мы только ее часть. И если мы сами не боремся за выживание себя как вида и не осуществляем общую стратегию по выживанию всего живого на Земле, то Природа Земли без сожаления расстанется со своей частью, которая несет угрозу ей. Все просто. Самое интересное, что все мы делаем своими собственными руками. Да, может быть, согласно Закону единства противоположностей, человеческая цивилизация и является противоположностью Живой Природы. Но это должно быть единство противоположностей, направленное на развитие живой формы Материи. Если это не так, то от этой противоположности Природа просто избавится, как от ошибочного элемента. Эта функция заложена в Природе и Материи: в случае накопления негативных явлений качественные изменения проявляются в распаде неудавшейся системы. Материя как бы отступает назад, чтобы начать новое развитие с учетом приобретенного опыта.

Материальное производство – это основа экономики человеческой цивилизации. Хотя многие считают, что торговля – это основа экономики. Похоже. Что в это поверили даже многие политики. Действительно, высокая производительность труда в высокоразвитых странах привела к тому, что в материальном производстве занята незначительная часть трудоспособного населения. Высокие технологии, информационные технологии только способствуют повышению производительности труда, но не заменяют материальное производство. Творческая деятельность и интеллектуально наполненное материальное производство способствуют прогрессу человеческой личности. Нематериальное производство (сфера обслуживания), не связанное с интеллектуальным трудом, к, сожалению, как отмечают специалисты, ведут к деградации личности. Как и безработица.
18.01.08 г.

Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие:

1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импульс развития?

2. Закон перехода количества в качество – на вопрос: как происходит развитие, каков механизм возникновения новых качеств?

4. Закон отрицания отрицания – на вопрос: какова форма поступательного развития прогрессивно направленных изменений?

1. Центральной категорией первого закона является диалектическое противоречие – единство и взаимодействие противоположных сторон, процессов, явлений. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие (пол и потолок). Для образования противоречия противоположности должны находиться во взаимодействии, проникать друг в друга. В противоречиях – не только единство, но и борьба.

Основные свойства диалектического противоречия:

а) взаимоисключение противоположностей (производство и потребление, жизнь и смерть, правда и ложь, добро и зло);

б) взаимообусловленность – одна противоположность не существует без другой;

в) тождество – каждая противоположность в определенных условиях может обладать всеми свойствами другой противоположности, содержит в себе другую (производство невозможно без потребления сырья и т.п.);

г) доминирование какой-либо противоположности означает, что в каждом конкретном случае определяющей, ведущей стороной выступает какая-то одна;

д) взаимное превращение – свойства одной противоположности в определенных условиях становятся присущими другой, взаимно переходят друг в друга, взаимно проникают (поле и вещество).

Единство и борьба противоположностей – всеобщая, необходимая, существенная связь всех материальных и духовных явлений, то есть всеобщий диалектический закон. Согласно ему движение и развитие в мире обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешения возникающих противоречий между ними через борьбу.

Этот закон раскрывает источник и внутреннюю причину движения и развития, которые выступают как самодвижение, саморазвитие. Причем процесс изменения, развития будет тем интенсивнее, чем острее противоречие (чем больше разность потенциалов, тем интенсивнее сила тока). Любой процесс содержит много противоречий. Среди них выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные главные и неглавные, существенные и несущественные.

Воздействие закона единства и борьбы противоположностей на процесс развития является определяющим и другие законы. Будучи ядром диалектики, этот закон выступает интегрирующим основанием в системе всех диалектических законов.

2. Каждое явление можно "расщепить" для описания на качественную и количественную определенности.

Категория "качество" обозначает такую определенность явления, которая выделяет, отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть.

Качество – совокупность свойств, указывающих, чем является данный предмет (сладость и растворимость сахара). Если качество выделяет вещь от других, то количество связывает. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны. Найти количественную определенность вещи – значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством (длиной, массой, величиной и т.п.)

Количество – совокупность множеств и величин, характеризующих вещь.

Между качественной и количественной определенностью явлений существует взаимосвязь, которая выражается категорией меры.

Мера – интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Например, интервал от 0 до 100° С – мера существования воды в качестве жидкости.

Переход количественных изменений за пределы меры ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается ЗАКОН перехода количества в качество – развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

СКАЧОК – переход от одного качественного состояния к другому. Скачки бывают разовые, одномоментные и растянутые на миллионы лет.

Революция – такой скачок, в ходе которого происходит коренное преобразование основного качества предмета (независимо от того, как совершается это преобразование: сразу, в виде взрыва или постепенно).

Эволюция – такое постепенное изменение количества, при котором сохраняется основное качество предмета. В широком смысле понятие "эволюция" употребляется и как развитие вообще. Процесс развития предстает как сложная линия, в которой относительно пологие эволюционные участки прерываются участками скачков. Развитие, как отмечал Гегель, представляет собой узловую линию мер.

Закономерная зависимость сменяющих друг друга в процессе развития качеств предметов рассматривается в третьем основном законе диалектики.

3. Рассмотрев, почему происходит развитие и как оно совершается, выясним, в каком отношении возникшее новое находится к старому. Сравнение нового и старого обнаруживает в них как общее, сходное, так и различное. Самый простой пример: когда вода превращается в пар, то наряду с тем, что появляется новое состояние вещества – газ, сохраняется единство химического состава воды и пара – .

Новое – преобразованное старое. Новое возникает из старого, имея его как свою основу, как условие своего существования. Вместе с тем нельзя создать нового, не разрушая старого. Ничто не может сохраниться неизменным, все должно подвергнутся отрицанию. Под отрицанием понимается имеющий место в процессе развития системы переход ее из одного состояния в другое (зерно, прорастая, превращается в колос).

Для отрицания характерны 3 момента:

1) исчезает что-то старое;

2) появляется что-то новое;

3) что-то из старого сохраняется и переносится в новое.

Развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний. Рассматривая такой ряд, можно обнаружить, вслед за отрицанием, которое ведет к замене исходного состояния системы новым, совершается и отрицание этого нового состояния – происходит отрицание отрицания (зерно превращается в колос, колос, созревая, порождает новые зерна).

Таким образом, в развитии проявляется закономерность, которую Гегель назвал законом отрицания отрицания: в ходе диалектического отрицания появляются качественно новые состояния, в которых старое повторяется на новой основе. Старое не просто отбрасывается, а, как говорил Гегель,снимается новым.

Итак, развитие противоречиво: в нем сочетаются противоположные тенденции (отрицания и утверждения). Первая проявляется в постоянном возникновении нового, ранее не существовавшего, вторая – в сохранении (в измененном виде) старого, уже существовавшего раньше. Развитие идет через постоянное отрицание противоположности друг другом, в следствии чего в новом повторяются черты старого.

Закон отрицания отрицания позволяет определить общее направление развития, его тенденцию, предвидеть характер будущих изменений, видеть в существующем черты и зародыши нового.

Все три основных диалектических закона развития взаимосвязаны и проникают друг в друга, образуя разностороннюю характеристику принципа развития. Само развитие – это процесс длительных, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов.

Для познания сложных, противоречивых процессов развития, человечество не выработало более эффективного метода, чем диалектика. Диалектика – открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать новые проблемы, с которыми сталкивается каждый человек и все человечество на новых этапах своей жизни, своего исторического пути.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Семинар 2

Раздел: Философия бытия

При подготовке использовать

1. Лекционные материалы.

2. Некоторые модели диалектики // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004 с. 503-514.

3. Учебники по философии (любые).

4. Философские словари и энциклопедии.

Вопросы

1. Основные методы философии. Этапы развития философского метода.

2. Принципы диалектики.

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

· Как закон единства и борьбы противоположностей характеризует развитие?

· В чем разница между метафизическим и диалектическим пониманием источников развития?

· Развитие противоречия заключает в себе стадии: а) тождество; б) различие; в) противоположности; г) противоречие. Ставшее противоречие в своем развитии может характеризоваться состояниями: а) гармонии, б) дисгармонии, в) конфликта. На примере общества подумайте, как они проявляются?

· Истинная коммуникация между людьми такая, где не предполагается полного слияния, где каждый уважает другого в его отличности, своеобразии, но участвует вместе с эти другим в делах, по значению своему превосходящих их обоих. Какая черта существования противоположностей здесь выражена?

· Подумайте, какие противоречия вы можете назвать в качестве противоречий современного мирового развития?

4. Закон взаимного превращения количественных и качественных изменений.

· Как закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие?

· Одно или много качеств имеет предмет?

· В чем различие между качеством и количеством?

· Что такое скачок? Что при этом происходит?

· Вследствие чего может наступить преобразование качества?

· Какие вам известны два основных типа скачков?

· В чем противоположность взглядов метафизики и диалектики по вопросу о взаимосвязи качества и количества в развитии?

· Почему принятие решений по большинству граждан является одним из признаков демократии?

5. Закон отрицания отрицания.

· Какое место занимает закон отрицания отрицания среди других законов диалектики? Как он характеризует развитие?

· Почему закон отрицания отрицания не называется просто законом отрицания? Сравните второе отрицание с первым – в чем сходство и различие?

· Почему процесс развития приобретает определенную направленность? Почему развитие необратимо? (Можно ли вернуться в детство? Можно ли предвидеть будущее и почему?)

· Почему темпы развития убыстряются?

· Каково соотношение прогресса и регресса? Возможен ли прогресс без регресса? Что представляет собой социальный прогресс? Стоит ли ввести понятие «цена прогресса и что под ним понимать?

· Применимо ли понятие прогресса к развитию Вселенной в целом?

· Почему Гегель представил закон отрицания отрицания в виде такой триады: теза – антитеза – синтез?

6. Вопросы о связи всех законов диалектики

· Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что является источником развития?

Б) каков механизм новообразований?

В) в каком направлении идет развитие?

· Попытайтесь на конкретных примерах показать взаимосвязь законов диалектики.

7. Категории диалектики.

Единичное и общее

Что является ведущим в развитии – единичное или общее? Можно ли недоучитывать другую сторону? Что будет, если в процессе обучения и воспитания метафизически оторвать одно от другого: преувеличить роль единичного или наоборот – общего?

Сущность и явление

Форма и содержание

Закон отрицания отрицания.

Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.

Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.

ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия , хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие . Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.

Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.

За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).

Черты развития: 1. поступательность; 2. наличие относительных круговоротов; 3. спиралевидный характер; 4. необратимость; 5. движение от низшего к высшему.

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.

Проверь себя: Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что является источником развития?

б) каков механизм новообразований?

в) в каком направлении идет развитие?

Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом. ( ЗАКОН – это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений). Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д.

Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п.

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ.

ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…

ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…

ОСОБЕННОЕ – это единство единичного и общего в самом предмете.

Ведущим в развитии является общее (например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или другой предмет, науку, изучаем общее).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ.

Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.

Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.

Категория видимости (кажимости ) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.

Например, характер человека можно рассматривать как его сущность . Каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках , в том, что и как человек говорит. Но по одному поступку нельзя судить о человеке, так как явление зависит не только от сущности (характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет от характера. То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий .

Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Почему?

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ.

Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно (материалистическая диалектика исходит из того, что материи присуще саморазвитие), поэтому оно и более изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное соответствие формы и содержания сменяется ростом их противоречивости, достигает стадии конфликта и происходит сбрасывание старой формы и одновременное переделывание содержания. Новый предмет – это новая форма и новое содержание, соответствующие друг другу. То есть форма может тормозить развитие содержания, если перестает ему соответствовать (ведь форма более консервативна, устойчива).

Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ.

Причина – категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает и порождает нечто иное, что называется следствием.

Причина возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов (причина существования молекулы воды – взаимодействие кислорода и водорода, причина существования государства – появление и противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов).

Причина всегда предшествует следствию . Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причины (необратимость причинно-следственных отношений – необратимость времени…).

Действие причины (взаимодействие элементов системы) зависит от внешних условий , поэтому результат содержит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление (причину) от других явлений, выступающих как условия. Наука всегда ищет причины . Найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия (температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов).

Повод – это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину.

Трудности поиска причины связаны еще и с тем, что чаще всего действует несколько причин (противоречий внутри системы взаимодействия). Можно классифицировать причины на главные и неглавные…

Детерминизм – признание того, что ничто не происходит без причин (т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью.

Метафизическое понимание детерминизма : причина – это тело (а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В результате, весь мир представляется предопределенным (судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственность за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы.

А вот диалектический детерминизм с читает, что причина – взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-то другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит, для выбора, свободы.

Индетерминиз м – отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.

Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних , существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно.

Случайность – то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними явлениями, то, чего могло и не быть. Случайность возникает при пересечении необходимостей . Пример: град – необходимость по отношению к сложившимся атмосферным процессам; также и развитие растений необходимо, внутренне генетически предопределено; но то, что град выпал в данном месте и побил растения – случайное, внешнее явление для растений.

Необходимость , как закономерность , прокладывает себе путь через множество случайностей (следует не забывать, что диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом). Ученые изучают поведение человека, которое порой кажется случайным (отчасти так и есть, ибо поведение зависит во многом от внешних условий). В итоге сопоставлений, сравнений они выделяют общее, существенное, необходимое в содержании поступков, т.е. выявляют закономерности. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (с точки зрения синергетики, верно и обратное утверждение для периодов скачков…).

Пример. Случайные мутации организмов при изменении условий могут закрепляться, передаваться по наследству и стать необходимым признаком нового вида. И наоборот, то, что было необходимым, может стать редко, случайно встречающимся (атавизмы) и вообще исчезнуть.

Фатализм – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить.

Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем либо считаться, так как нет никаких закономерностей. Волюнтаризмом, например, была отмечена попытка повернуть северные реки на юг, потому что мы считаем, что так будет лучше. При этом полностью игнорировалось то, что у природы есть свои закономерности и их игнорирование может привести к непредвиденным последствиям. Еще чаще мы проявляем волюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью.

Придумайте свои примеры. Ответьте на вопросы: 1. Может ли какое-либо явление характеризоваться только как случайное или только необходимо?

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Возможность – категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в предметах, явлениях существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью.

Действительность – объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.

Читайте также: