Как правильно прикладываться к раке с мощами

С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.

Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья;
  • об укреплении духа и веры;
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Святые мощи и церковный этикет

Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.

При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:

  1. Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
  2. Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.

Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:

  • чтением жития и акафиста святому;
  • молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
  • написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.

Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:

  • зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
  • складной стул;
  • лекарственные средства;
  • воду в пластиковой таре.

Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:

  • рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
  • объяснить смысл происходящего действия;
  • рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.

Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.

Стоит ли читать молитвы перед мощами

Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.

Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.

Где можно приложиться к мощам святых

На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:

  • мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
  • святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
  • в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
  • мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
  • мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
  • в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.

Мощи святых угодников Божьих:

Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Можно ли прикладываться к мощам во время месячных

По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.

Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.

Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.

Что следует просить у святого?

В России сейчас пребывают мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, привезенные из итальянского города Бари. Сейчас они находятся в Санкт-Петербурге. Поклониться им пришли уже 2 млн. человек, в том числе попросить о чем-то своем, наболевшем. Но что именно, с православной точки зрения, следует просить у святого? Каких благ? Может ли тут идти речь о житейских благах и чисто земных вещах? На что следует обратить внимание, чтобы поклонение святому не носило языческий характер?

Молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии

– Моя жена в детстве молилась за уточку. Собака погрызла ей шею, уточка казалась безнадежной, и вот моя супруга, на тот момент еще совсем маленький ребенок, со слезами молилась святому целителю Пантелеимону за уточку, и уточка выздоровела. Кто-то скажет, что это несерьезно. Но я лично думаю, что если ребенок молится от сердца за живое существо, то и став взрослым, он будет иметь сострадание.

Понятно, что люди идут к святыням и зачастую молятся только о земном. Думаю, что относиться к этому надо проще. Слава Богу, что люди уже молятся, выстаивают длинные очереди к святыням, а не идут непонятно куда. Каждый молится в меру своего возраста телесного и духовного, в меру своего понимания того, что наиболее ценно. И Бог снисходит к нам, исполняет порой самые нелепые наши просьбы.

Вспоминается такое святоотеческое правило, произнесенное святителем Игнатием (Брянчаниновым): молись о том, что считаешь полезным в твоей земной жизни, но исполнение этого вверяй в руки Божии. Если считаешь, что тебе что-то нужно, можешь об этом просить, но быть этому или не быть – пусть решит уже Бог. Вверь себя в Его руки.

Нельзя сразу перепрыгнуть к духовному совершенству, так, чтобы всё земное сразу перестало интересовать. Требуя от себя бесстрастия по отношению к простой человеческой жизни, можно вместо духовного совершенства скатиться к равнодушию, апатии и безразличию. Люди переживают о своем здоровье, о благополучии близких людей, молятся, чтобы у детей разрешились проблемы. Молятся о том, чтобы сдать экзамен и чтобы не уволили с работы, молятся о друзьях и подругах. И это подтверждает, что сердце еще живо, и самое главное – люди обращаются именно к Богу, именно у Него ищут помощи.

В молитве надо однозначно исключать злые просьбы. Отомстить обидчику, наказать соседей, проучить того, кого ты возненавидел – всего этого в молитве однозначно нельзя просить. Бог есть Любовь, Благо, Жизнь, и потому того, что противоречит любви, благу и жизни, просить в молитве нельзя. Так ты удалишься от Бога и навлечешь беды на самого себя.

Молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест

В моей жизни давным-давно был случай, когда мне показалась невыносимой работа с тем начальником, который был. Я молился об увольнении начальника, молился от сердца, и через какие-то сутки просьба исполнилась. Я был невероятно рад, но новый начальник, вроде бы добрый и не такой взыскательный, оказался на деле намного труднее. И с ним в итоге стало лишь тяжелее. Господь вернул затем прежнего начальника, а мне было ясно показано, что просить себе облегчения земных дел нельзя. Бог Сам знает, как управить нашу жизнь. Поэтому молиться надо не о снятии с нас креста, а о даровании нам сил нести крест.

В наших молитвах постараемся помнить, что самая главная ценность у человека – его бессмертная душа. О спасении души и надо молиться прежде всего, о том, чтобы отсечь мешающие нам грехи и страсти. Одна знакомая девушка долгое время страдала сильной зависимостью от наркотиков, никак не могла вырваться. Но у нее нашлись силы просить Господа, чтобы Он как-то помог ей. Она просила год, два, и вроде бы ничего не получалось. И вот ее мама поехала в Святую Землю и у Гроба Господня тоже от всего сердца молилась за дочь. Буквально на следующий день девушка проснулась утром и вдруг почувствовала, что у нее пропала тяга к наркотикам. Она даже не поняла, почему это произошло. Вышла на улицу, где-то увидела других наркоманов и снова заметила за собой, что у нее нет никакой тяги к этому, даже ломки не происходило. Вот так молитва от всего сердца, особенно когда ты молишься не один и кто-то молится за тебя у святыни, вершит настоящее чудо.

Первое, о чём нужно просить, – это о преуспеянии в духовной жизни

По неисследимым путям Божиим надо нам иногда пережить и скорби, и болезни, и неудачи

Бог – Источник и Солнце, а святые – зеркальца, отражающие Его свет

Молиться так, как если бы от этой молитвы зависела твоя жизнь

– Честно признаюсь, что я не совсем понимаю ажиотажа вокруг этого события. Понятно, что святитель Николай Чудотворец – очень почитаемый в России святой, но ощущение, что немалая часть людей идут не к Богу, а за чудом. Вот этого не должно быть. Потому что в православном христианстве Податель всех благ только Бог. Он Источник, а Его святые – лишь провода. Он Солнце, а его святые – лишь зеркальца, отражающие Его свет. А если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание или считает, что целованием её у него решатся все проблемы, – это язычество и идолопоклонство.

О характере молитвы всё сказано до меня святыми отцами, которые были практикующими христианами. Если описать эту практику вкратце, то получится три пункта. Во-первых, человек должен приступать к молитве со смирением: осознанием своей духовной повреждённости и несовершенства. Во-вторых, понимать, что Бог и святые видят тебя насквозь в режиме реального времени – это своеобразный опыт предстояния перед Господом. В-третьих, молиться так, как если бы от этой молитвы зависела вся твоя жизнь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о паломничестве и поклонении святым мощам Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских:

Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы

А что же движет людьми? Ничего материального. От этого они не получают ни комфорта, ни денежного вознаграждения, ни почета, ни уважения, а многие еще и обрушиваются с клеветой на честных паломников. Но верующие и не ищут похвалы от человеков, не ищут немедленного видимого благополучия. Они обращаются к святым с самым сокровенным, они душу свою поверяют, они молятся о себе, о своих родных и близких – и знают, что перед святыми мощами, где является особой силы Божественная благодать, их молитвы осуществляются.

Некоторые недоумевают и спрашивают нас: как же вы, живущие в XXI веке в европейской стране, сохраняете такую веру? Что все это означает? Я встречался с некоторыми западными учеными-социологами, которые меня с пристрастием допрашивали, что за всем этим стоит, – полагая, что этому, как и массовым политическим акциям, есть простое человеческое объяснение: кому-то выгодно сменить власть, кто-то желает ее защитить, кто-то борется за свои экономические права, кто-то считает, что он должен быть во власти, и, объединяясь с единомышленниками, люди действительно выходят во множестве. Но все это так далеко от того, что происходит во время паломничества! Мы молимся святым угодникам не для того, чтобы власть получить, и не для того, чтобы денег у нас стало больше. Мы молимся о самом главном – о своем внутреннем, духовном, сокровенном, для каждого своем. Мы приносим к святым мощам покаяние, молитву и, конечно, просьбы – за себя, за своих родных и близких, за Отечество свое, за Церковь свою. И точно знаем, что святые, Богом одаренные, отвечают нам на наши молитвы.

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти преподобного Сергия Радонежского
в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля)

Официальный приходский сайт


КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.


Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:

Р евнители христианс тва е щё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя жизн ью , они благоговейно подбирали, прятали и хранили мощ и. Ц ерк о в ные Богослужения у же в древне м христианс тве проводились на могилах мучеников . Н ад мощ ами возводились храм ы, часовни и монастыри . Их называли в честь того святого, на чьих мощ а х они воздвигнуты . На С едьмо м Вселенско м Собор е в 787 г . постановили , что без мощ ей освящать храм запрещено.

Значение слова

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. И ногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти . Но набожные люди также трепетно чтят сохранивши е ся кост и святых или пеп ел – ведь многие мученики были преданы огню , распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнати я Богонос ц а остались только самые прочные кости, остальное досталось диким з верям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен . И х немногочисленные останки были для верующих ценнее золота.

С бл агоговейн ым почитанием относятся н е только к телу святого, но и ко всему , что соприкасалось с ним при жизни или после смерти . Ещ ё в первые века христиан е использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговени е и трепет .

В зависимости от размера , честные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощ евиках . Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой . Его часто отделыва ют резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памят ные дни раку могут вынос ить в храм , чтобы верующие смогли приложиться к святыне .


Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Сам ы м распространенным вместилищем мощ ей является изготовленный из драгоценных металлов к овчежец . В него могут вмещаться частицы мощ ей сразу нескольких святых. Кроме мощ ей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гроб ницы , орудия смерти . По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также мощ и помещают в мощ евики , они бывают разной формы. Ч асто их можно увидеть в икон ах святых , в наперсных крестах . Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощ ей святых. Поклониться ему можно в храм е Сергия Радонежского в Москве.

Прикладываться к мощ ам святого нужно, как и к любой святыне , в первую очередь, осознанно и благоговейно , с молитвой и верой . Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие , акафист, выучить молитву , чтобы получить большую благодат ь от мощ ей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением .

Омовение

Ранее в России бытовал обряд омовения мощ ей. Чин омовения мог совершаться в любое время . М ощ и выставляли в центр храм а и поливали освященной водой. После чего , вод ой , как важн ой святын ей , окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие.

В 1681 г . цар ь Фёдор Алексеевич предложил омывать мощ и в Великую пятницу. Делалось это

Нетление


Мощи прп. Александра Свирского

Однако н етление или вообще наличие мощ ей не говорит о святости умершего , важн ым условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения , которые происход или от святого во время жизни или от его мощ ей . В православной церкви много подвижников , которые при жизни являли верующим свою благодатную по мощ ь , но мощ и которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно . В то же время, ц еркви известны случаи нетления мощ ей , но их не признали святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было.

Мироточение

Часто на мощ ах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощ ей происходит благоухание и мироточение .

Мироточ е ние — особо е сверхъестественное явлени е в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощ ах святых влаги – мира . Она может быть прозрачн ой , густ ой или жидк ой , иногда удивительно благоухае т . Существует специальн ая комисси я для процедур ы освидетельствования этого явления , т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно и з рак и Иоа нна Богослова исходило тонкое благовонное миро в день его почитания . Особенно известен этим чудом мученик Димитрий Солунский , которого так и называют — Мироточивый . Ми роточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды . Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был заполнен мир ом , когда его переносили в Итальянский г . Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленн ы е мощи Александр а Свирско го мироточил и и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощ ей в храм , наблюдал а сь разная интенсивность мироточения . Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явлен ие зафиксировали операторы теле канала НТВ .

В пещерах Киево-Печерской лавр ы находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученика Климента , Папы Римского .

Наносить масло нужно крестообразно, рису я кре ст спр ава налево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и в с ё , что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это.

Обретение и перенесение: что это и как происходит

Обретение мощ ей — э то обнаружение останков праведника .

М ощ и могли быть обнаружены по-разному:

  • с лучайно , при раскопках или строительстве;
  • п о указ анию самих святых, которые являлись людям в в и дениях ;
  • мог ли быть обретены по в торно , как например Глав а Иоа нна Предтечи и мощ и евангелиста Марка.

Особо важным для почитания мощ ей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощ и святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храм ы. Усиление этого обычая было очень осторожным , т.к. в ыкапывание останков могло восприниматься неоднозначно . Однако с о второй половин ы V века оно утверждается и разрешается с согласия епископа.

П еренесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Эт а церемония приравнивал а с ь к таким значимым событиям, как освящение церкв и или приезд высоких государственных персон . Эпизоды этого обряда изображал и сь на иконах или храм овых росписях.

Частицы в храмах

Для того , чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы . Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодат ной силы . По словам Иоанн а Златоуст а, мощ и святых бесценное богатство, и при разделении , они, наоборот , приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных.

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощ ей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храм ах . Сейчас в любо й церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

Вскрытие в советский период

М ощ и представлялись в XVIII-XIX вв . как нетленные тела святых и э тим воспользовались представители безбожной власти. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощ и – это нетленное целое тело , сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска.

Первое надругательство над м ощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александ р а Свирского . Также были осквернены мощ и Иоасафа Белгородского, Иоанна Крон шт ад т ского , благоверного княз я Александра Невского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощ ами , останки святых передавали сь в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храм ы.

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимы й и почитаемы й , после Пресвятой Богородицы, на Руси святой .


Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощ ам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощ ами есть во многих Российских храм ах .

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где мож но приложиться к мощ ам святых.

  • Самая известная Московская святыня — мощ и Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре .
  • В Богоявленск ом патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощ и святителя Алексия Митрополита Московского.
  • М ощ и Патри а рх а Ти хон а почивают в Московском Донском с тавропигиальн ом мужско м монастыре .
  • В Московской обл . в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощ и основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского.
  • М ощ и любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Стороже в ского , покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Ст о рожевском монастыре.
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония . Помолиться и попросить по мощ и в супружестве можно в соборном храм е Свято-Троицкого женского монастыря .
  • В Ч етвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородск ой обл . почивают мощ и преподобного Серафима Саровского .
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область слав я тся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощ и великого князя Святого Александра Невского.
  • В Александро-Свирско м монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощ ам Александра Свирского.
  • М ощ и праведног о Иоа нна Кронштад т ского также пребывают в Санкт-Петербурге , в женском Иоанновском монастыре.
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощ и Покровител я Урала — чудотвор ц а Симеон а Верхотурск ого .
  • К н етленным мощ ам Святител я Тихон а Воронежск ого (Задонск ого ) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Л ипецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца.
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре у поко ились нетленные мощ и Архиепископа Симферопольского и К рымск ого Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощ ам Павла Таганрогского.

Святые мощ и имеют особенное благотворное воздействие на душу челове ка , напомина я, что все святые были простыми людьми , как мы, и они достигли совершенства в служении Богу . К чему и всем нам нужно стремиться , и верить , что и у нас получится, с Божией по мощ ью и по мощ ью предстателей.

Читайте также: