К личностному новообразованию младшего школьника относят самоопределение

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx 17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Новообразования младшего школьного возраста

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.

Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.

Если использовать структурные единицы теоретического обобщения в процессе обучения, то теоретическое мышление будет активно развиваться и к концу младшего школьного возраста полностью сформируется.

В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

Кризис семи лет

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

Д.Б. Эльконин, проработавший несколько лет в школе, заметил, что когда первоклассников на первых уроках просили нарисовать четыре кружочка и три из них раскрасить желтым, а один – синим, то они закрашивали их разными цветами и объясняли это тем, что так красиво. Данный факт говорит о том, что правила еще не стали правилами поведения для ребенка.

Во время перемены первоклассники стараются подойти к учителю, дотронуться до него или обнять его. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения, свойственных дошкольному возрасту.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л.С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Иными словами, ребенок задумывается о смысле деятельности, о получении удовлетворения или неудовлетворения от того, какое место он займет в отношениях со взрослыми, т. е. возникает эмоционально-смысловая ориентация основы поступка. Д.Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется пройти через следующие фазы.

1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

2. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.

1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.

2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.

3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф.

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож.

Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.).

Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста.(1 кл. 2009- 2010 уч. Г.).

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения. Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем.

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию.

Младшие классы часто воспринимаются как спокойные, тихие (в смысле создаваемых проблем), в общем, малоинтересные. Другое дело подростки – там все так ярко, напряженно, что невольно обратишь внимание, заинтересуешься. Вероятно, поэтому взрослые почти не замечают той огромной внутренней работы, которую успевают выполнить дети младшего школьного возраста. Соответственно, и внимания этим процессам уделяется немного. Это печально, поскольку то, что сформировалось в младших классах, в подростковом возрасте проявляется уже как неизвестно откуда появившаяся данность. Это непонимание становится препятствием как для воспитательных усилий, так и для целенаправленной работы профессионального психолога. Мы постараемся частично снизить дефицит понимания того, что происходит с младшими школьниками в плане личностного становления.

Систематическое усилие.

В благополучных семейных условиях родители успевают побеспокоиться о том, чтобы выработать у своих детей умение чуть-чуть пересиливать себя, расширять свои возможности. Например, не брать сразу на руки, как только ребенок попросится. Сначала они отвлекут его/ее внимание, а тем временем проверят, действительно ли дитя устало, или же это стремление облегчить себе ситуацию. Но даже если они обнаружат признаки действительной усталости, то все равно под разными предлогами чуть-чуть оттянут взятие на руки (в разумных пределах, не доводя ребенка до изнеможения, разумеется). Это постепенно вырабатывает у ребенка выносливость. Или же устроят небольшой отдых, и таким образом покажут сценарий, которым ребенок сможет воспользоваться в будущем самостоятельно. То же касается любых занятий ребенка. Скажем, закончил убирать игрушки, а родители тратят еще минуту, рассматривая результаты, хвалят, просят что-то поправить, доделать – состояние вовлеченности в труд таким образом естественно продлевается. Именно этот зазор для вложения дополнительных усилий является необходимой подготовкой к настоящей (взрослой) произвольности и выносливости в труде.

Поэтому правильно делают те преподаватели младших классов, которые меняют вид деятельности, как только замечают признаки усталости или потери интереса в классе даже у небольшого количества детей. А нагрузки (в особенности на произвольность) добавляют постепенно, давая возможность подтянуться отстающим. Родители могут в домашних условиях помочь в организации распорядка дня, строя его сообразно способности ребенка непрерывно работать.

Воля.

Частный случай усилий, совершаемых человеком – это волевые. Воля определяется как способность человека в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и психических процессов (Психология. Словарь 1990). Основные ее функции:

· выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации,

· организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему,

· мобилизацию физически и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Предельно сжимая описание этого механизма, можно обозначить его как смыслотехнику – набор приемов, с помощью которых можно видоизменять или комбинировать мотивы, лежащие в основе целенаправленной деятельности. Суть смыслотехники как волевого механизма состоит в том, чтобы общественно значимые требования (нравственные, коммуникативные, технологические, инструментальные и т.п.) сделать одновременно и личностно значимыми. Воление, следовательно, это процесс увязывания общественного с индивидуальным, присвоение социальных требований, превращение их в мотивы собственного поведения.

Феноменологически воля проявляется как способность преодолевать трудности. Но следует подчеркнуть, что даже если это трудности внешние, видимые, их преодоление всегда происходит благодаря специфической мотивационной поддержке поведения. Т.е. воление являет собой процесс, благодаря которому восполняется дефицит мотивации.

Первые видимые проявления воли можно наблюдать и у дошкольников. У школьников же они приобретают систематический характер. Но как ни странно это звучит, вначале воля имеет не вполне произвольный характер. Разъяснить этот каламбур (непроизвольная воля) можно следующим образом.

Большинству школьников недостает основной (релевантной) мотивации к обучению, т.е. желания узнать нечто новое, стремления чему-то научиться и т.д. Соответственно, мало у кого из них хватает познавательной мотивации, чтобы выдерживать довольно значительную учебную нагрузку. Поэтому дети с неизбежностью привлекают (или им их догружают) дополнительные мотивы. Такими могут быть:

· чтобы получить хорошую отметку,

· чтобы на меня с восхищением посмотрели одноклассники,

· приятно, что я это сделал,

· чтобы убедиться, что я уже могу трудиться,

· чтобы быть лучше других,

· здесь все друзья,

· чтобы папа похвалил,

· чтобы мама не ругала,

· ритуализованные команды (эксплуатация уже существующих автоматизмов).

Разумеется, простое комбинирование мотивов само по себе еще не есть воля. Для полноценной воли необходимо, чтобы, во-первых, использовались культурные средства сопряжения мотивов между собой (в принципе, в любом разумном сочетании), и, во-вторых, чтобы это делалось намеренно, т.е. осознавались необходимость и/или желание преодолеть возникшее затруднение. (Правда, при этом не требуется осознания того, как именно объединяются или преобразуются мотивы).

Трудолюбие и целенаправленность.

Если ребенок выбирает просоциальный путь, на котором свою общественную значимость он стремится доказать через труд, то ему неизбежно придется принять и целенаправленность. Это означает, что оцениваться будет не только процесс труда, но и характер получаемого продукта. А он тоже должен быть социально приемлемым. Ребенок в школе привыкает к тому, что ему заблаговременно предъявляют требования к конечному результату (что такое решенная задача, какой рисунок можно считать завершенным, что такое нормально выученный стих, что считать порядком в своем портфеле и много другое). Постепенно он уже и сам становится способным заблаговременно описать то, что он намеревается достичь. А именно это и есть целеполагание – формулировка искомого или ожидаемого результата.

Здесь мы находим истоки возможной девиантности в поведении, которые в полной мере проявят себя уже позже, в подростковом возрасте. А если и там подросток не справится с вызовами своего возраста (в социальном понимании этого слова), то девиантность может обернуться преступностью.

Самооценка.

Так у ребенка появляется первый шанс сформировать более прогрессивную форму самооценки – критериальную. Она отличается от той, которой преимущественно придерживаются дети дошкольного возраста, опираясь на высказывания взрослых о них. Критериальная самооценка основана, во-первых, на сравнении себя с другими детьми, и, во-вторых, на сравнении себя с эталоном, общим для всех. Но в том или другом случает в основе лежит понятие критерия – переменной, в соответствии с которой ведется сравнение. Это уже не чье-то частное мнение, пусть сколь угодно авторитетное, а это логическое умозаключение, даже если и выстроенное пока еще с нарушением логики. Опора на критерии, пусть пока еще и сильно размытые, порождает более зрелый вид самооценки: я так оцениваю себя не потому, что родители или учительница мне говорили, это я сам сумел оценить. Например, учительница говорит, что я неусидчивый. Но я вижу, что многие мои одноклассники не сидят спокойно, дергаются, тогда как я сам спокоен – я то понимаю, что ко мне ее оценка отношения чаще всего не имеет, я – не такой. Умение отстроиться от некритического принятия оценки, от давления со стороны других является более конструктивным для личностного развития.

Моральное сознание.

Обе описанные стадии Л. Кольберг отнес к первому уровню развития морального сознания, назвав ее преконвенциональная нравственность. Это означает, что дети не овладели еще моральными нормами, понимаемые как неявное соглашение (конвенция) между людьми о том, что считать правильным, как регулировать свои отношения. На уровне преконвенциональной нравственности дети, следовательно, еще не способны увязывать интересы разных людей, сопрягать их поступки в узлы межличностных и общественных отношений.

Новый интерес к общению.

В соответствии со стадией развития морального сознания пышно расцветает мода на обмен разными вещицами: этикетками, безделушками, открытками и т.п. Только в этом контексте и имеет для них смысл коллекционирования – есть кому показать и с кем обменяться. В коллекционировании удачно сочетаются индивидуализм владельца с возможностью коллективной презентации своих достижений. Возможно, на этой возрастной стадии следует искать истоки страсти взрослых коллекционеров.

Личностное самоопределение младших школьников в условиях взаимодействия с семьей и социальными партнерами

М.Н. ГРИГОРЬЕВА,

учитель начальных классов, прогимназия № 421, г. Нижний Новгород

В условиях формирующегося информационного общества значительно возрастает необходимость гуманитарного мышления, формируются элементы нового образования, характеризующегося приоритетами нравственных ценностей. Инновационная модель образования четко определяет основные направления литературного развития младших школьников в этих условиях :

– обеспечение личностной и индивидуальной направленности уроков литературного чтения;

– усиление гуманитарной составляющей внеурочной и проектной деятельности;

– использование возможностей взаимодействия с семьей и социальными партнерами.

Учащимся, необходимы библиографические умения, способствующие формированию информационной компетенции: умения получать необходимую информацию из справочной литературы, свободно ориентироваться в ней, структурировать. Это возможно только во взаимодействии с профессионалами (работниками библиотеки), при поддержке семьи.

Выбор идеи проекта : школьное детство — один из решающих факторов индивидуального успеха каждой личности; поиск способов развития и социализации личности и выстраивание системы взаимодействия всех заинтересованных сторон дает на этом этапе обучения наибольший эффект развития.

Концепция проекта состоит в том, что литературное развитие младших школьников является частью гуманитарного образования, в основе которого лежат культурологические основы.

Цель проекта было определено проектирование и создание комплекса условий для формирования личности младшего школьника, обладающей высоким уровнем литературного развития и самостоятельной читательской деятельности, способной к адекватному восприятию и целостному анализу произведений художественной литературы, обладающей современными способами поиска и отбора информации.

Главным результатом реализации проекта должен стать сформированный ресурсный потенциал личности выпускника начальной школы, готовой к участию в социальной жизни и духовном развитии общества, обладающей способностью к творчески преобразующей проектно-исследовательской деятельности и нравственному самосовершенствованию посредством самостоятельного чтения художественной литературы.

Структура проекта состоит из трех равнозначных и взаимосвязанных составляющих (подпроектов):

В ходе реализации проекта определились приоритетные формы работы с родителями: родительские собрания и родительские чтения. Они помогают выявить, какое место занимает чтение в семье, имеются ли домашние библиотеки, существуют ли традиции семейных чтений, читательские предпочтения родителей.

Формирование культуры быть родителем происходит на родительских тренингах. Это активная форма работы педагога и психолога с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Цель — активная социализация личности школьника путем организации эффективного партнерства и сотрудничества с библиотекой, направленного на повышение уровня информационной и коммуникативной культуры.

Наряду с традиционной формой занятий, актуальны и активные формы: викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия.

Уровень творческого воображения учащихся: 85 % могут воссоздать в воображении картины жизни героев, созданные автором, 92 % способны оценить поступки героев, увидеть последствия и выяснить причины их действий.

В результате мониторинга родителей выявлено, что 42 % из них хотят, чтобы дети посещали библиотечные часы, 53 % являются участниками родительских вечеров и конференций.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5


а) учебная мотивация

в) приемы мышления

Правильный ответ: б) инициативность, д) восприимчивость. Показателями обучаемости являются б) инициативность д) восприимчивость

14. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение

Правильный ответ: а) контролировать б) планировать в) моделировать

г) оценивать. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение а) контролировать б) планировать в) моделировать

15. Параметрами действия являются

а) мера совершения действия

б) мера свернутости действия

в) мера самостоятельности

г) мера освоения действия

д) мера обобщенности действия

е) все перечисленные

Правильный ответ: Параметрами действия являются: в) мера самостоятельности; г) мера освоения действия; д) мера обобщенности действия

16. Обучаемость характеризует

а) степень овладения обучаемым знаниями, умениями и навыками

б) актуальный уровень развития

в) зону ближайшего развития?

г) совокупность интеллектуальных свойств обучаемого

Правильный ответ: Обучаемость характеризует: в) зону ближайшего развития

17. Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний

Правильный ответ: б) неверно - Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний

18. С каким уровнем усвоения соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций?

Правильный ответ: Этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций соотносится с уровнем усвоения б) знания

19. Для эмоционально-импровизационного стиля характерно

а) быстрый темп при опросе

б) неформальные вопросы

в) отбор наиболее интересного материала

г) поэтапная отработка всего учебного материала

д) коллективные обсуждения

е) систематичность закрепления материала

Правильный ответ: Для эмоционально-импровизационного стиля характерно: а) быстрый темп при опросе; б) неформальные вопросы; в) отбор наиболее интересного материала

а) психического развития

в) органического развития

г) психологические новообразования

д) динамики развития

21. Ведущая деятельность дошкольного возраста - это

а) сюжетно-ролевая игра

б) предметно-орудийная деятельность

в) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

д) интимно-личностное общение со сверстниками

Правильный ответ: Ведущая деятельность дошкольного возраста – это: а) сюжетно-ролевая игра

22. К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят

а) наглядно-действенное мышление

б) выделение "Я", возникновение самосознания

в) возникновение способности к замещению и использованию знака

г) возникновение иерархии мотивов

д) возникновение произвольности

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности

23. Ведущая деятельность младшего школьного возраста - это

а) предметно-орудийная деятельность

б) сюжетно-ролевая игра

в) учебная деятельность

г) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

д) интимно-личностное общение со сверстниками

Правильный ответ: Ведущая деятельность младшего школьного возраста - это в) учебная деятельность

24. К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят

б) преодоление эгоцентрической позиции

в) возникновение учебного мотива

г) овладение нравственными нормами

д) способность к планированию собственного поведения

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами

25. Ведущая деятельность подросткового возраста - это

а) учебная деятельность

б) интимно-личностное общение со сверстниками

в) сюжетно-ролевая игра

г) предметно-орудийная деятельность

д) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

Правильный ответ: Ведущая деятельность подросткового возраста - это б) интимно-личностное общение со сверстниками

26. К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят

а) половую идентификацию

б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению

в) возникновение понятийных обобщений

г) чувство взрослости

д) формирование нравственного мировоззрения

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят: б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению; г) чувство взрослости; д) формирование нравственного мировоззрения

27. Ведущая деятельность юношеского возраста - это

а) сюжетно-ролевая игра

б) эмоционально-личностное общение с близким взрослым

в) психологически интимное общение

со значимым сверстником противоположного пола

г) учебно-профессиональная деятельность

д) предметно-орудийная деятельность

Правильный ответ: Ведущая деятельность юношеского возраста – это: в) психологически интимное общение со значимым сверстником противоположного пола; г) учебно-профессиональная деятельность

28. К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят

а) профессиональное самоопределение

б) формирование временной перспективы

в) личностное самоопределение

г) формирование собственных личностных интересов

д) овладение процессом образования понятий

Правильный ответ: К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят в) личностное самоопределение

29. Основными задачами ранней взрослости являются

а) приобретение автономии от родителей

б) усвоение новых знаний

в) построение идеальной модели семьи

г) сензитивность к социальным оценкам

д) формирование стабильной личностной структуры

в соответствии с принятой идеальной моделью будущего

Правильный ответ: Основными задачами ранней взрослости являются: а) приобретение автономии от родителей; в) построение идеальной модели семьи; д) формирование стабильной личностной структуры

30. Основными задачами зрелости являются

а) интимно-личностное общение

б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени

в) построение новой системы отношений с окружающими людьми

г) формирование самосознания

д) реализация поставленных жизненных целей

Правильный ответ: Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей

31. Основными задачами старости являются

а) сохранение интегративной структуры личности

б) создание стабильной структуры жизненных отношений

в) реализация личностного самоопределения

г) пересмотр жизненного пути

д) подготовка к окончанию жизненного пути

Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути

32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это

б) интеллектуальное поведение

Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык

33. Психическое развитие учащегося совершается

Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно

34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются

а) совместной деятельностью

в) инстинктивными программами поведения

д) в результате интеллектуальных размышлетшй

Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются а) совместной деятельностью

35. Побуждение к учебной деятельности, связанное

с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется

Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив

36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение

а) относительно независимо от конкретных внешних условий

б) в соответствии с окружающей ситуацией

в) под влиянием преподавателей

г) под влиянием учебной группы

д) под влиянием родителей

Правильный ответ: Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий

37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется

а) психологическим барьером

б) когнитивным диссонансом

в) личностным смыслом

Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом

38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя

Читайте также: