Из каких частей состоит рак

Класс ракообразные представляет собой крупную группу членистоногих, обитающих практически во всех типах водоемов. Описано более 73 тысяч видов. Наиболее известные представители: крабы, раки, омары, креветки, лангусты. Некоторые из них ведут неподвижный образ жизни - морские уточки, часть заселила сушу - мокрицы.


Чтобы разобрать строение ракообразных подробнее сделаем это, взяв за основу типичного представителя - речного рака.

Предпочитают пресные водоемы с чистой водой и большим содержанием кислорода. Ведет ночной образ жизни, днем чаще всего скрывается в норах, под большими камнями. Рак всеяден. Рацион его питания составляют животные - моллюски, растения, он с охотой поедает и мертвые остатки.

    Покровы, опорно-двигательная система

Для рака (как и для всех членистоногих) характерна гетерономная сегментация - тело подразделяется на 2 отдела: головогрудь и брюшко. Брюшко состоит из 6-7 члеников и тельсона. Тело рака покрыто хитиновой кутикулой, которая выполняет функцию наружного скелета. С верхней стороны головогрудь покрыта спинным щитом (панцирем) - карапаксом, который является хитиновым щитом.


На головном конце тела находятся членистые продукты - две пары усиков - антенны (длинные) и антеннулы (короткие), а также три пары жевательных конечностей - 2 пары максилл (нижних челюстей) и одна пара мандибул (верхняя челюсть).

Органами обоняния являются антеннулы (короткие усы), а органами осязания - антенны (длинные усы). С помощью мандибул и максилл рак измельчает пищу и перетирает ее.


Грудной отдел головогруди несет 3 пары ногочелюстей - двуветвистых конечностей, служащих для удержания и перемещения пищи ко рту, и 5 пар ходильных ног. Первая пара ходильных ног видоизменена в клешни, которые значительно сильнее остальных, являются органами защиты и нападения, захвата пищи.

Брюшко состоит из 6-7 члеников, на каждом из которых находится по паре двуветвистых ножек. По краям последнего сегмента (тельсона) расположены две пластинки, образующие вместе с тельсоном плавник.


В пищеварительной системе выделяют три отдела: переднего, среднего и заднего. К переднему отделу относятся ротовое отверстие, окруженное ногочелюстями, пищевод и жевательный желудок. Средний отдел состоит из цедильного желудка, средней кишки, в которую впадают протоки печени - пищеварительной железы. Средняя кишка переходит в заднюю, оканчивающуюся анальным отверстием.

Обратите особое внимание, что отделов желудка у рака два: жевательный и цедильный. Жевательный желудок предназначен для измельчения и перетирания пищи, снабжен хитиновыми зубцами. Второй отдел желудка - цедильный - выполняет роль "сита", изнутри покрыт мелкими хитиновыми волосками, через которые проходит только достаточно измельченная пища.


Имеются специализированные органы дыхания - жабры. Располагаются жабры под спинным щитом (карапаксом), представляют собой выросты ногочелюстей и ходильных конечностей.

С помощью жабр растворенный в воде кислород поступает в кровь, достигая внутренних органов и тканей. Углекислый газ, напротив, покидает кровь и перемещается во внешнюю среду - в воду.


Как и у всех членистоногих - у рака незамкнутая (лакунарная) кровеносная система. Круги кровообращения (в привычном нам понимании) отсутствуют, так как кровь изливается из сосудов в щелевидные промежутки (полости), омывает внутренние органы и ткани, а затем снова собирается в сосуды.

Сердце у рака пятиугольной формы, окружено околосердечной сумкой - перикардом (греч. peri - вокруг и kardia - сердце). Сердце пронизано несколькими щелями - остиями, через которые при расслаблении (диастоле) сердца в него поступает кровь. При сокращении (систоле) сердца остии смыкаются, и кровь из сердца поступает в ряд артерий, отходящих от сердца, изливается в полости и омывает органы и ткани.

После того, как кровь отдала тканям и органам кислород, она направляется в жабры, где насыщается кислородом. Из жабр кровь поступает в перикард - круг кровообращения замыкается.


Понятие "кровь" терминологически не совсем верное. Замечу, что в кровеносной системе циркулирует не кровь, а гемолимфа синеватого цвета - за счет содержащегося в ней гемоцианина, в состав которого входит медь.

У раков имеется две пары зеленых желез, выделительных органов, расположенных в головной части тела. Протоки первой пары открываются у основания длинных усиков - антенн, а протоки второй пары - у основания максилл (нижних челюстей).


Нервная система рака образована надглоточным нервным узлом (головным мозгом), окологлоточным нервным кольцом, подглоточным нервным узлом и брюшной нервной цепочкой. Надглоточный ганглий (нервный узел) соединяется с подглоточным с помощью многочисленных нервных тяжей, которые в совокупности образуют окологлоточное нервное кольцо.

От подглоточного нервного узла отходит брюшная нервная цепочка, названная так по ее анатомическому положению - на брюшной стороне тела. Узлы брюшной цепочки расположены настолько близко друг к другу, что она имеет вид одинарной, а не двойной цепочки.


Органы чувств расположены на головном конце тела и представлены антеннулами - органами химического чувства, отвечают за обоняние, органами осязания - антеннами. Органы зрения - глаза - сидят на стебельках и могут поворачиваться в разные направления.

Каждый глаз состоит из большого числа фасеток - многоугольных участков, в воде раки видят довольно туманно, так что при поисках пищи они больше полагаются на органы обоняния и осязания.


Раки - раздельнополые животные, половой диморфизм (внешние отличия мужских и женских особей) присутствует, но выражено слабо . Оплодотворение у раков внутреннее: слияние сперматозоидов и яйцеклеток происходит в половых путях самки. Имеются парные мужские половые железы - семенники, и женские - яичники.


Самки крупнее самцов, имеют более широкое брюшко. Первая пара брюшных ножек у самок отсутствует (редуцирована).


Во время копуляции семенная жидкость самцом не вводится непосредственно в половые пути самки. Самец догоняет (фактически нападает) на самку, переворачивает ее и откладывает сперматофор, мешковидное скопление сперматозоидов, на брюшко самки.

Примерно через 2-3 недели самка выметывает 20-200 яиц, при этом она растворяет оболочку сперматофора, в результате происходит слияние яиц со сперматозоидами. Оплодотворенные яйца самка вынашивает на брюшке.


Многие ракообразные употребляются человеком в пищу: крабы, омары. Мелкие ракообразные - циклопы, дафнии - служат пищей для многих животных, к примеру, для гидры, рыбы. Раков называют "санитарами водоема": они питаются остатками мертвых животных, поддерживая чистоту водоема и препятствуя распространению процессов гниения и загрязнения.

Живущие на суше мокрицы перерабатывают отмирающие и гниющие растения, обогащая почву и повышая ее плодородие. Однако, следует отметить, что мокрицы не брезгуют живыми растениями - они объедает корешки, листья и стебли, нанося вред сельскохозяйственным культурам.

Среди ракообразных имеются паразиты, из которых весьма знаменита мокрица, пожирающая язык. Попадая в ротовую полость рыбы, этот рачок прикрепляется к корню языка, вызывая его отмирание (атрофию) и в дальнейшем функционально замещает язык самим собой! Когда рыба ест, мокрица тоже питается съеденной рыбой добычей.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.


Отделы тела речного рака

Тело речного рака состоит из 18 сегментов неодинакового размера. Часть из них сливаются между собой и образуют два основных отдела:

  • головогрудь;
  • брюшко.

Такое разделение обусловлено отличительными функциями конечностей, расположенных в каждом отделе речного рака. Выполнять движение конечностями животное может за счёт имеющейся поперечно-полосатой мускулатуры.


Рис.1. Речной рак

Конечности головогруди

Данный отдел появился за счёт срастания головной и грудной частей тела. В основании головы находятся органы осязания, обоняния и зрения – это антенны, антеннулы и шаровидные фасеточные глаза.

Если говорить о сегментах, образующих данный отдел, то это 3 головных и 8 грудных секций, к которым крепится 11 пар конечностей. К конечностям головогруди относятся:

  • челюсти– образуют 3 пары конечностей. Одна из них – верхняя челюсть, две последующие – нижняя челюсть;
  • ногочелюсти– это двуветвистые отростки, которые помогают удерживать и перетирать пищу;
  • ходильные ноги – имеют 5 пар конечностей. Первые 3 из них имеют клешни. Первая пара более развита с мощными клешнями, последующие две – небольшие клешни. Ходильные ноги помогают передвигаться вперёд головой по дну водоёма. Клешни служат для захвата и удерживания добычи, а также, чтобы защищаться от сородичей и других животных.


Рис.2. Конечности речного рака

В основании ходильных ног расположены жаберные полости, поэтому грудные конечности выполняют ещё и дыхательную функцию.

Поверхность головогруди покрыта хитином, который пропитан солями карбоната кальция. Такой состав образует плотный панцирь, за которым надёжно сохранены внутренние органы и мягкое тело животного. Время от времени раки линяют, сменяя старый панцирь на новый. В этот период, пока тело не защищено плотной оболочкой, животное очень быстро растёт. Процесс роста приостанавливается, как только затвердевает верхний покров.

В основном раки ведут ночной образ жизни. Днём они прячутся под камнями, корягами и другими предметами дна водоёма. В период линьки животное очень уязвимо, на него охотятся хищные обитатели водоёма. Хитиновый покров зеленовато-бурого оттенка помогает отлично замаскироваться на дне реки.

Конечности брюшка

Данный отдел представлен шестью сегментами, на которых располагаются двуветвистые конечности, служащие для плавания. Форму тела заканчивает хвостовой плавник, образованный седьмым сегментом пластинчатых конечностей и анальной лопастью.

Помимо плавания брюшные конечности играют немаловажную роль в размножении. Так, например, у самцов 2 пары брюшных конечностей образуют совокупительный орган. У самок данные конечности укорочены, к ним надёжно крепятся сначала яйца, а далее мелкие рачки.


Рис.3. Самка речного рака

Что мы узнали?

К отделам тела речного рака относится головогрудь и брюшко. Каждый из них имеет свой набор конечностей, которые выполняют различные функции жизнедеятельности организма. Например, такие, как питание, дыхание, размножение, передвижение и защита.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.

Автор: Белоусова Т. А.

Воспитатель МБДОУ №15 п. Южный Крымский район Краснодарский край

Образовательная область конструирование средняя группа.

Вид непосредственно образовательной деятельности – классической.

Цели: дать детям представление о космических кораблях;

закреплять представления детей об объёмных геометрических фигурах (цилиндр, треугольник);

развивать конструктивные навыки в составлении целого из частей по образцу;

воспитывать аккуратность, старательность, самостоятельность в выполнении работы.

Задачи: дать детям представление о космических кораблях;

закреплять представления детей об объёмных геометрических фигурах (цилиндр, треугольник);

развивать конструктивные навыки в составлении целого из частей по образцу;

воспитывать аккуратность, старательность, самостоятельность в выполнении работы.

Оборудование: прямоугольники из тонкого картона размером 12х10;

клей, тряпка, кисточки, ножницы, корпус спичечного коробка.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций о космосе;

беседа о планете Земля;

строительство космического корабля из модулей;

загадывание загадок, разучивание физминутки.

Ход выполнения работы:

(воспитатель обращается к детям в руках у него игрушка Лунтик).

- Ребята, когда, я утром шла в детский сад на крылечке увидела Лунтика. Он был грустный.

- Он сказал, что он родился на луне, а как попал на планету Земля незнает.

- Я пригласила его к нам в гости. (Дети приветствуют Лунтика). И обещала, что мы ему поможем узнать как с планеты Земля можно попасть на планету Луна.

- Ну, что ребята поможем? (Ответ детей).

- Ребята, скажите, а на каком транспорте можно полететь на Луну? (На ракете).

- А что такое ракета? (Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии на стенде.)

(Воспитатель обращается к детям).

- Ребята, из каких частей состоит ракета? (Из корпуса, носа и боковых частей).

- Какую геометрическую фигуру нам напоминает корпус (основание) ракеты? (Цилиндр).

- На какую геометрическую фигуру похож нос ракеты? (Треугольник).

- А боковые части ракеты похожи на прямоугольники.

- Ребята, скажите пожалуйста, кто управляет ракетой? (Космонавт).

- А кто строит ракеты? (Конструкторы).

Я ракету нарисую,

Синей краской обведу,

На борту звезду большую

Разукрашу на виду.

И пускай она искрится

Алым пламенем всегда,

Пусть на встречу звёздам мчится

Наша красная звезда.

Перед детьми на столе лежат различные строительные детали.

Воспитатель. Найдите детали, у которых есть прямоугольные стороны.

(Круглые, треугольные). Найдите детали, которые могут катиться. Найдите кубик и кирпичик. Чем они отличаются? Найдите кубик и брусок. Чем они похожи?

(Воспитатель обращается к детям).

- Ребята, давайте мы с вами будем сегодня настоящими конструкторами. И каждый из вас сможет построить космический корабль из бумаги.

- А потом мы подарим свои работы Лунтику.

Для конструирования наших ракет у нас уже всё готово.

(воспитатель приглашает детей пройти к столам).

На столах у детей лежат готовые прямоугольники из тонкого картона, размер 12 х 10 см. Один из них сворачиваем в трубочку, склеиваем его. У нас получилась какая геометрическая фигура? (цилиндр)

Из другого прямоугольника делаем кулёчек и тоже склеиваем его. Что получилось? (треугольник). Затем нижние края кулёчка (нос ракеты) выравниваем и по краю делаем надрезы, смазываем клеем и соединяем с цилиндром. Это получилось основании будущей ракеты. В нижней части делают три надреза (с помощью воспитателя, смазывают их клеем и вставляют три боковые части, сделанные из разобранного корпуса спичечного коробка.

Молодцы ребята, вы построили замечательные космические корабли.

(проводится анализ работ).

(В группе по краям раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки).Идут по кругу,проговаривая текст:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. (Познавательно-исследовательская деятельность) Тема: «В лес осенний.

Космос интересует детей своей загадочностью. Им важно знать, почему на небе появляются звезды, что такое Луна, и как летают ракеты. В действительности даже сложные процессы ребенку можно объяснить простыми словами. Главное — переходить от простого к сложному.

Рассказ про ракету для 1 класса

Перед тем как составить рассказ про космические ракеты для детей 1 класса, спросите их, что им известно о космосе. Это подстегнет интерес учащихся и поможет настроиться на внимательное слушание.

Чтобы малыш получил представление о космосе и ракетах, сначала расскажите ему про атмосферу. Это такой воздушный слой, окутывающий нашу планету. Чем больше высота, тем меньше воздуха. У поверхности Земли атмосфера плотная и густая. В небе, где летают самолеты и плавают облака, воздух разреженный, а в космосе его почти нет.

Ракеты летают очень быстро, поэтому не могут перемещаться в атмосфере, где воздух очень плотный. Поэтому их выводят на орбиту — такую высоту, где летательные аппараты не падают обратно вниз и не улетают в космос.

Чтобы вывести корабль в космическое пространство, понадобится как-то поднять его с поверхности Земли. Для этого используют большие моторы, работающие на ракетном топливе.

На чем летит ракета

Ракеты работают на топливе, которое состоит из керосина и жидкого кислорода. Может показаться странным: зачем нужен дополнительный кислород, если керосин и так хорошо горит? — Всё просто: когда горит огонь, нам кажется, что сгорает только топливо — дрова, угли, газ. Но вместе с ними расходуется много кислорода, которым мы дышим вместе с воздухом. Кислород нужен для горения так же, как нужны дрова или уголь.

В космическом пространстве кислорода нет, поэтому его делают жидким и помещают в летательный аппарат. При запуске двигателя окислитель (жидкий кислород) смешивается с горючим (керосином, водородом) в камере сгорания и воспламеняется. Образуется много горячего газа, который с огромной силой выбрасывается из ракеты наружу. Он выходит из нижней части двигателя, где расположены специальные отверстия — сопла.

Очень хорошо принцип взлета корабля показывает сдувающийся шарик. Надуйте его и разожмите пальцы, удерживающие отверстие. Шарик полетит за счет толкающей его струи воздуха, выбрасываемой наружу. Такое сообщение для 1 класса с наглядным примером будет более информативно.

Из чего состоит ракета и как она взлетает

Ракета — это своего рода несколько маленьких ракет, соединенных друг с другом. Такие элементы называются ступенями:

  • Самая нижняя часть называется первой ступенью. В ней находятся большие моторы и много горючей смеси.
  • Вторая ступень — это часть летательного аппарата, которая тоже имеет свой двигатель и запас топлива.
  • Третья ступень меньше остальных. Она тоже оснащена мотором. Однако она отличается от остальных частей конструкции. На нее установлен управляемый блок — сам космический корабль, в котором могут сидеть космонавты.

Современные космолеты очень большие. В среднюю модель поместилось бы 500 грузовиков. Так много горючего нужно для вывода корабля в космос.

При запуске корабля начинает гореть топливо в первой ступени. За счет мощных двигателей она поднимает летательный аппарат высоко в небо — на высоту от 40 км. Представьте, что 50 самых высоких небоскребов планеты поставили друг на друга.

Когда топливо в первой ступени заканчивается, она автоматически отсоединяется и падает вниз, полностью сгорая в атмосфере. Следом начинает работать вторая ступень, она выводит ракету еще выше и отсоединяется после догорания горючего.

Третья ступень задействуется после автоматического отсоединения второй. Она и выводит летательный аппарат на орбиту. Теперь корабль может двигаться почти совсем без топлива и не падать. Хотя немного топлива всё-таки нужно для корректировки орбиты, для стыковки с орбитальной станцией и для направления спускаемого аппарата назад к Земле.

Как закрепить знания

Чтобы ребенок запомнил все услышанное, задайте ему несколько вопросов: что ты знаешь о космических ракетах, как они летают, почему они такие большие? Выслушайте ответы детей, поправьте, если они что-то напутали. Похвалите за хорошие познания.

Детям будет очень интересно самим нарисовать корабль в космосе, поэтому творческое задание — лучшее закрепление знаний, полученных из вашего сообщения. Объяснить детям принцип работы звездолетов и других видов транспорта будет проще, если они стараются изучить вопрос самостоятельно. По этой причине следует заинтересовать их, попросив детей объяснить их собственные ответы.


В одном из прошлых материалов мы разбирали важнейший компонент полета в глубокий космос – гравитационный маневр. Но в силу своей сложности такой проект, как космический полет, всегда можно разложить на большой ряд технологий и изобретений, которые делают его возможным. Таблица Менделеева, линейная алгебра, расчеты Циолковского, сопромат и еще целые области науки внесли свою лепту в первый, да и все последующие полеты человека в космос. В сегодняшней статье мы расскажем, как и кому пришла в голову идея космической ракеты, из чего она состоит и как из чертежей и расчетов ракеты превратились в средство доставки людей и грузов в космос.

Краткая история ракет

Общий принцип реактивного полета, который лег в основу всех ракет, прост — от тела отделяется какая-то часть, приводящая все остальное в движение.

Кто первым реализовал этот принцип – неизвестно, но различные догадки и домыслы доводят генеалогию ракетостроения аж до Архимеда. Доподлинно о первых подобных изобретениях известно, что ими активно пользовались китайцы, которые заряжали их порохом и за счет взрыва запускали в небо. Таким образом они создали первые твердотопливные ракеты. Большой интерес к ракетам появился у европейских правительств в начале

Второй ракетный бум

Ракеты ждали своего часа и дождались: в 1920-х годах начался второй ракетный бум, и связан он в первую очередь с двумя именами.

Константин Эдуардович Циолковский — ученый-самоучка из Рязанской губернии, невзирая на трудности и препятствия, сам дошел до многих открытий, без которых невозможно было бы даже говорить о космосе. Идея использования жидкого топлива, формула Циолковского, которая рассчитывает необходимую для полета скорость, исходя из соотношения конечной и начальной масс, многоступенчатая ракета — все это его заслуга. Во многом под влиянием его трудов создавалось и оформлялось отечественное ракетостроение. В Советском Союзе начали стихийно возникать общества и кружки по изучению реактивного движения, в числе которых ГИРД — группа изучения реактивного движения, а в 1933 году под патронажем властей появился Реактивный институт.


Константин Эдуардович Циолковский.
Источник: Wikimedia.org

Окончание войны подкинуло нашему руководству новую задачу: американцы продемонстрировали миру всю мощь ядерной бомбы, и стало совершенно очевидно, что на статус сверхдержавы может претендовать только тот, у кого есть нечто похожее. Но здесь была проблема. Дело в том, что, помимо самой бомбы, нам нужны были средства доставки, которые бы смогли обойти ПВО США. Самолеты для этого не годились. И СССР решил сделать ставку на ракеты.

СССР принялся за создание своей межконтинентальной ракеты со всем усердием: были организованы институты, собраны лучшие ученые, в подмосковных Подлипках создается НИИ по ракетному вооружению, и работа кипит вовсю.

Конструкция ракеты


Схема двухступенчатой ракеты.
Источник: Wikimedia.org

Любая конструкция, которую мы запускаем в космос, состоит условно из двух частей: космического корабля и ракеты-носителя. Из-за земного притяжения, сопротивления воздуха и плотности атмосферы основная масса конструкции заключается как раз в ракете-носителе, которая должна вытягивать полезную нагрузку на орбиту.

С самого начала освоения космоса люди поняли, что нужно делать многоступенчатые ракеты. Таким образом, как только у одной ступени заканчивалось топливо, она отделялась от всей конструкции и облегчала дальнейший полет. Схем расположения ступеней много: есть продольные, поперечные, смешанные. Есть также разгонные ступени, которые включаются на последнем этапе, уже в космосе, и выводят на орбиту космический аппарат.

Каждая ступень представляет из себя двигатель с топливным баком и необходимые для крепления, защиты и безопасности устройства.

В топливных баках содержатся два компонента — жидкость и окислитель, если мы говорим о жидкостных двигателях. С помощью насоса топливо и окислитель поступают в камеру сгорания, там смешиваются, поджигаются и через сопло выбрасывают реактивную струю. Смесь топлива и окислителя в таком случае становится рабочим телом системы — расходуя его, система движется в противоположном направлении от реактивной струи. Все по законам Ньютона.

Технология многоступенчатых ракет на жидком топливе оказалась настолько надежной и универсальной, что с их помощью летают в космос до сих пор. Более того, этот способ оказался универсальным — ничего другого мы пока не придумали. Первый искусственный спутник Земли летал на двухступенчатой ракете на керосине, Falcon9 Илона Маска, хоть они и научились возвращать ступени, идут все по тому же, известному пути — две ступени и керосин.

Очевидно, что в ближайшие годы нам не стоит ожидать отказа от ракет, как основного способа космических путешествий. Квантовые телепорты, антигравитация и прочее — пока только хорошие названия для глав фантастической книги, страницы которой придется писать нашим потомкам. А пока заправляем ракеты и летим в небо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Строение речного рака, который является представителем типа членистоногие, связано со средой его обитания. Это типичный обитатель пресных водоемов, который дышит при помощи жабр. В данной статье будет рассмотрен речной рак. Строение, картинки, среда обитания и особенности жизнедеятельности представлены вашему вниманию ниже.

Характерные признаки ракообразных

Как и у всех членистоногих, строение речного рака (рисунок ниже демонстрирует его) представлено сегментированным телом и конечностями. Это голова, грудь и брюшко. Сегменты тела несут парные конечности, состоящие из отдельных члеников. Они способны совершать достаточно сложные движения. Членистые конечности обычно прикрепляются к грудным сегментам тела. Внешнее строение речного рака полностью соответствует характерным чертам членистоногих.


Среда обитания

Речных раков можно встретить в пресных водоемах. Причем их наличие можно считать показателем его экологической безопасности. Ведь эти животные предпочитают водоемы с чистой водой и высоким содержанием кислорода. Строение речного рака обусловливает их способность ползать при помощи ходильных ног или плавать. Днем они находятся в естественных укрытиях. Ночью выползают из нор, из-под камней и бревен. В это время они ищут пищу. В этом плане речные раки не привередливы. Они вообще являются всеядными. Черви, мальки, головастики, моллюски, водоросли - все они придутся по вкусу речным ракам. Не брезгуют они и мертвой органикой. Если вы решили завести это животное в своем домашнем аквариуме, для еды подойдет не только специальный корм, но и мясо, овощи и хлеб. Правда, при этом поддерживать чистоту воды будет достаточно сложно.


Внешнее строение речного рака

Тело раков состоит из двух частей. Это головогрудь и брюшко. Передняя часть покрыта так называемым панцирем. А брюшко состоит из отдельных сегментов, сверху которых располагаются небольшие щитки. На головогруди также находятся две пары усиков, ротовой аппарат и пять пар ходильных ног. Каждая из них выполняет определенные функции. Например, первая пара заканчивается мощными клешнями, служащими для захватывания пищи, ее разрывания на кусочки и защиты от врагов.


К брюшку крепятся шесть пар конечностей. Последняя пара ножек расширена и вместе с анальной пластинкой образует хвостовой плавник. По внешнему виду он напоминает веер. С помощью анального плавника речные раки достаточно быстро плавают задним концом вперед. В совокупности они имеют 19 конечностей.

Покровы тела

Особенности строения речного рака прежде всего определяются его покровом. Как и у всех членистоногих, он представлен кутикулой, которая образует мощный наружный скелет. Дополнительную твердость ей придает углекислый кальций, которым она пропитана.


Поскольку кутикула не способна к растяжению, рост речных раков сопровождается периодическими линьками. Этот период является критическим в жизни этих водных обитателей. За несколько дней до этого раки становятся беспокойными, прекращают питаться, а все время проводят в поисках убежища. При помощи интенсивных движений тела и конечностей они избавляются от старого покрова, из которого вылезают через щель на границе головогруди и брюшка. В своем надежном укрытии раки остаются до десяти дней, пока новая кутикула не затвердеет.

Внутреннее строение речного рака

Во время эмбрионального развития у всех членистоногих закладывается вторичная полость тела. Но она не сохраняется в течение всей жизни животного. В процессе индивидуального развития эта структура разрушается, сливаясь с остатками первичной и образуя смешанную полость. Промежутки между органами заполнены у ракообразных жировым телом. Это разновидность рыхлой соединительной ткани, которая выполняет важные функции: запасание питательных веществ, формирование клеток крови, защита от механических повреждений.

Опорно-двигательная система

Строение речного рака существенно отличается от строения моллюсков и кишечнополостных. В частности, они не имеют кожно-мускульного мешка. Под прочным наружным скелетом находятся пучки поперечно-полосатых мышц, способные быстро сокращаться.

Основные системы органов

Внутреннее строение речного рака представлено достаточно сложными системами органов. Пищеварительная - сквозного типа, с наличием печени и слюнных желез, которые выделяют ферменты, расщепляющие питательные вещества. Конечные продукты обмена веществ удаляются из организма при помощи выделительной системы, представленной мальпигиевыми сосудами.

Органы дыхания речного рака обусловлены водной средой его обитания, это жабры. С ними тесно связана кровеносная система. Она незамкнутая. Кровеносные сосуды открываются в полость тела, смешиваются с ее жидкостью, образуя гемолимфу. Она осуществляет транспортировку кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов обмена.

Важнейшей функцией гемолимфы является и защитная. Она содержит специализированные клетки, который осуществляют амебоидные движения, захватывают ложноножками болезнетворные микроорганизмы и переваривают их. Передвижение гемолимфы по организму обеспечивает пульсирующий утолщенный сосуд - сердце. Поскольку кровь смешивается с полостной жидкостью и не разделяется на артериальную и венозную, речной рак является холоднокровным животным. Это значит, что температура его тела понижается с похолоданием в окружающей среде.


В конце осени речные раки начинают размножаться. Это раздельнополые животные с прямым развитием и наружным оплодотворением. У самца есть семенник и два семяпровода, у самки - яичник и парные яйцеводы. После оплодотворения икринки находятся на брюшных ножках самки. Так она проявляет материнский инстинкт, заботясь о будущем потомстве. В конце весны или начале лета из них выходят молодые рачки, которые являются точной копией взрослых особей.

Достаточно сложно устроена и нервная система. Она состоит из дифференцированных отделов: переднего, среднего и заднего. Первый регулирует работу глаз, обеспечивает сложные поведенческие реакции этих животных, остальные иннервируют усики. Головной мозг анатомически соединен с брюшной нервной цепочкой, от которой по телу отходят отдельные нервные волокна.


Значение в природе и жизни человека

Молодые особи речного рака образуют планктон пресных водоемов - важное звено в цепи питания. Используя в пищу погибших животных, они очищают среду обитания. В последнее время из-за негативного влияния человека количество популяций речного рака резко сократилось. В грязной воде потомство речного рака неминуемо ждет гибель. Это происходит также по причине важного промыслового значения этого представителя членистоногих. Ведь мясо речного рака является ценным пищевым продуктом, а в некоторых регионах даже деликатесом. Оно богато белками, витаминами и микроэлементами. Речной рак является самым крупным представителем класса, который обитает в пресных водоемах. Чтобы сохранить данный вид в природе, до середины лета их ловля официально запрещена.

Строение речного рака во многом обусловлено средой его обитания и определяет его важное значение в природе и жизни человека.

Читайте также: