Исключите лишнее из перечня новообразований подростка

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об этом см. 10.1).

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Рейтинговая оценка работы студента

Контроль качества знаний студентов по возрастной психологии осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет отдельных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины.

В соответствии с положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, принятом решением Ученого совета БПГУ имени В.м. Шукшина (протокол №4 от 9 декабря 2008г), в данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по пяти модулям.

рубежный рейтинг измеряется в процентах в диапазоне от 0% до 100%. Критериями рубежного рейтинга являются: посещение лекций – 40%, выполнение практических заданий – 60%. При выполнении практических заданий учитывается: посещение практических занятий – 10%, выполнение лабораторных работ – 60%, оценка за тест по модулю – 30%.

Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму возрастной психологии, изученному в семестре.

Для учета, хранения и анализа результатов текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине используется электронная рейтинговая ведомость, входящая в автоматизированную систему управления вузом.

Тестовые материалы

Тестовые материалы составлены из заданий закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов, кроме того, используются задания на установление соответствия. Для подготовки к тестам рекомендуется использовать литературу, указанную в списке основной.

Далее приведены примеры тестовых заданий по дидактическим единицам.

ДЕ 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

1. Возрастная психология является отраслью психологической науки:

А) изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости

Б) комплексно изучающей человека и интегрирующей знания о его развитии как биологического и социального существа

В) изучающей роль генотипической и средовой обусловленности психического развития

Г) изучающей психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.

2. Метод исследования – это:

А) способ организации деятельности исследователя

Б) путь исследования

В) анализ жизненного пути

Г) психотерапевтический прием

3. К организационным методам исследования относят (исключи лишнее):

4. Корреляционный анализ относят к методам:

В) методам обработки данных

5. Комплекс методов статистического исследования, позволяющий сгруппировать изучаемые объекты в классы на основе характеризующих их показателей:

А) факторный анализ

Б) корреляционный анализ

В) иерархический анализ

Г) сравнительный анализ

Д) кластерный анализ

ДЕ 2. Проблема периодизации психического развития:понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:

А) особый цикл психического развития

Б) латентный период, ограниченный кризисами

В) детство, отрочество, юность, зрелость

Г) временные характеристики индивидуального развития

2. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее):

3. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж.Пиаже:

А) психосексуальное развитие
Б) смена ведущей деятельности
В) когнитивное развитие
Г) моральное становление личности
Д) психосоциальное развитие

4. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:

А) генитальной Г) фаллической
Б) оральной Д) латентной
В) анальной

5. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность
Б) интимность
В) компетентность
Г) инициативность

ДЕ 3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст.

1. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о:

А) наличии у ребенка ориентировочных рефлексов

Б) появлении эмоционального общения

В) наступлении нового периода развития – младенчества

2.Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младенчества:

3. Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) учебно-познавательная деятельность

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) непосредственно-эмоциональное общение

4. Кризис 3-х лет – это…:

А) кризис социальных отношений

Б) кризис детской непосредственности

В) кризис индивидуальной психической жизни

Г) кризис взросления

5. В чем основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

А) в необходимости непосредственного контакта со взрослыми

Б) в разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью

реализовать это стремление

В) в стремлении к личностным контактам со сверстниками

ДЕ 4. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

1. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период:

2. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

3. Ведущая деятельность старшего школьника:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) непосредственно-эмоциональное общение

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) учебно-профессиональная деятельность

4. Исключи лишнее из перечня новообразований подростка:

А) стремление к взрослости

Б) потребность в самоутверждении среди сверстников

В) потребность в общественно-значимой деятельности

Г) критическое отношение к окружающим

5. Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника:

Б) профессиональные интересы

В) потребность в самовоспитании

Д) потребность в самоутверждении среди сверстников

ДЕ 5. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость.

1 Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону:

2. Кризис середины жизни приходится на возраст:

3. Преждевременное старение означает опережение:

А) хронологического возраста психологическим

Б) психологического возраста биологическим

В) биологического возраста хронологическим

4. Базовое образование зрелого возраста:

5. Причины кризиса среднего возраста:

В) уход детей из семьи

Г) профессиональное становление

ДЕ 6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития:

Б) социальная психология

В) специальная психология

Г) коррекционная психология

2. Госпитализм характеризуется:

А) невозможностью удовлетворения органических потребностей

Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве

В) недостатком общения со сверстниками

3. Одаренными называют детей:

А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития

Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей

В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей

Г) все ответы верны

4. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее):

А) потеря в весе

В) сужение сознания

Г) уход от контактов с окружающими

5. Лишение человека сенсорных впечатлений называется:

ДЕ 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

2. Норма объема памяти ребенка 7-8 лет по данным методов исследования:

А) свыше 5 единиц

Б) свыше 7 единиц

А) проявления независимости

В) уровень самооценкИ

Г) уровень ригидности

Д) тип темперамента

4. Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития:

Б) младшего школьника

Д) зрелого человека

5.Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития:

Б) младшего школьника

Д) зрелого человека

Вопросы к зачету

1. Охарактеризуйте предмет и задачи возрастной психологии.

2. Покажите связь возрастной психологии с другими науками.

3. Дайте характеристику методам возрастной психологии.

4. Рассмотрите категорию развития в философии, физиологии, психологии.

5. Сравните основные концепции психического развития (натуралистические, культурологические, психоаналитические, бихевиористские, когнитивистские, эпигенетические, гуманистические, онтологические, историко-эволюционные, амплификационные).

6. Что является источниками, движущими силами и условиями развития?

7. Покажите роль биологического и социального фактора в развитии личности.

8. Назовите основные закономерности психического развития.

9. Какова взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе?

10. Дайте определение зонам и уровням психического развития. Обучаемость и обученность.

11. Расскажите об особенностях развития личности в экстремальных условиях и условиях депривации (на примере жизненных и художественных сюжетов).

12. Покажите взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития (сензитивность, возрастной кризис).

13. Охарактеризуйте основные понятия возрастной психологии: возраст, период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

14. Опишите основные этапы периодизации Д.Б. Эльконина.

15. Назовите основные признаки ведущей деятельности, охарактеризуйте закономерности смены видов деятельности.

16. Дайте определения понятиям: новообразования возраста, социальная ситуация развития.

17. Дайте характеристику основным периодам психосексуального развития в периодизации З. Фрейда.

18. Охарактеризуйте периоды психосоциального развития в периодизации Э. Эриксона.

19. Покажите стадиальность интеллектуального развития на примере периодизаций Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона.

20. Проанализируйте проблему периодизации психического развития в современной психологии.

21. Дайте оценку интегральной периодизации психического развития в работах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман.

Экзаменационные вопросы

1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

2. История возникновения и развития возрастной психологии Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки.

3. Проблема детерминант психического развития ребенка

4. Проблема соотношения обучения и развития

5. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность.

7. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

8. Проблема периодизации в отечественной психологии. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития.

9. Периодизация Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность, новообразования возраста, социальная ситуация развития.

10. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского

11. Периодизация З. Фрейда: психосексуальное развитие.

12. Периодизация Э. Эриксона: социализация личности.

13. Периодизация Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона: интеллектуальное развитие.

14. Интегральная периодизация психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

15. Психологическая характеристика кризисов в развитии.

16. Общие тенденции пренатального периода развития. Кризисы рождения и новорожденности. Психическая жизнь новорожденного.

17. Психологические особенности младенческого возраста. Кризис 1-го года жизни.

18. Психологические особенности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.

19. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психических процессов и личности ребенка от 1 года до 3 лет.

20. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития дошкольников.

21. Психологические особенности ребенка в дошкольном возрасте: развитие познавательных процессов дошкольника и становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет.

22. Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

23. Учебная деятельность младшего школьника, ее влияние на развитие личности.

24. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

25. Особенности становления личности младшего школьника.

26. Индивидуальные варианты развития младшего школьника

27. Психологические особенности подросткового возраста: ведущая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

28. Особенности личностного развития подростка. Подростковый кризис.

29. Особенности учебной деятельности подростка. Познавательные процессы в подростковом возрасте.

30. Акцентуации характера в подростковый период.

31. Особенности личностного развития в раннем юношеском возрасте.

32. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Кризис 17-и лет.

33. Психологические особенности юношеского возраста.

34. Психологические особенности молодости. Создание супружеской семьи и родительство. Профессиональная деятельность в период молодости.

35. Психологические особенности зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Кризисы зрелости.

36. Проблема взаимоотношений поколений в зрелом возрасте: взрослые дети, внуки, престарелые родители.

37. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Особенности личности в старости.

38. Теории старения. Основные линии онтогенеза в старости.

39. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию.

40. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

Эмоциональная сфера:

2. Подростку свойственны легкая возбудимость, резкая сме­на настроений и переживаний. Подросток лучше, чем млад­ший школьник может управлять своими эмоциями. Однако он может скрывать свои страхи, волнение, огорчения под маской безразличия, что усложняет процесс принятия и понимания его проблем окружающими взрослыми;

3. В подростковом возрасте ребенок часто становится обидчи­вым, ранимым. Часто бурная реакция подростка не соот­ветствуют по выраженности вызвавшему ее поводу;

4. Подростки могут проявлять большую импульсивность в поведении. При значительных конфликтах это может выра­жаться в побегах из дома, школы и даже в суицидальных попытках;

5. Подросткам часто кажется, что родители, учителя и свер­стники их недооценивают или думают о них плохо. Проти­воречивость в настроениях, переживаниях, неуверенность в себе могут вызывать депрессивные состояния;

6. Может появиться повышенная критичность к другим. Часто подростки обвиняют взрослых в необъективности и несправедливости, что вызвано повышенной чувствитель­ностью к тому, как их воспринимают окружающие;

8. Очень часто дети придирчиво относятся к своей внешно­сти, характеру. Приемный подросток, кроме этого, ко­нечно, замечает, что он не похож на членов семьи. Многие подростки и не хотят походить на своих родителей. Но у кровных детей есть выбор - отождествлять себя со своими родителями или нет. Приемный ребенок не унаследовал от усыновителей ни внешности, ни личных качеств. Все это у него от его биологических родителей. Если приемные роди­тели смогли доказать ребенку его уникальность и ценность, общаются с ним на основе уважения, а не давления, вне зависимости от его цвета волос и кожи, то подросток будет уверен в себе, а доверие к родителям будет иметь прочную основу. Важно не допускать по отношению к внешности ребенка критических замечаний, это может приводить к депрессивным состояниям, формированию зажатости, сте­снительности, а иногда и к неврозу.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту эмоциональная напряженность ослабевает, повышается уро­вень саморегуляции и самоконтроля.

Когнитивные особенности:

1. В подростковом возрасте происходит большой скачок в развитии психических – познавательных процессов, фор­мировании личности. В результате этого меняются инте­ресы ребенка, они становятся более дифференцированны­ми и стойкими;

2. Существенные изменения происходят и в структуре ин­теллекта: формируются навыки логического мышления, теоретического мышления, развивается логическая па­мять;

3. Активно развиваются творческие способности ребенка, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Мотивация общения:

1. Потребность в общении с родителями, учителями и вооб­ще взрослыми отходят на задний план, первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками. У под­ростка остается потребность в общении со взрослым, но в общении неформальном, нерегламентированном, друже­ском;

3. Появляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, в которой подросток решает многие задачи соци­альной адаптации: учится общению с противоположным полом, осваивает социальные роли. В группе идет при­нятие социальных норм и ценностей, строится представ­ление о дружбе, и любви. Принадлежность группе дает возможность подростку разделить с друзьями общие ин­тересы, найти понимание и сопереживание своим чувст­вам, эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении свойственных возрасту психологических проблем;

4. Подростку свойственны желание выделиться, стремле­ние занять высокую позицию, добиться уважения других. С другой стороны принадлежность группе требует от него некоторого конформизма, то есть, чтобы принадлежать ка­кой-то компании, необходимо быть похожим на ее членов, это может быть употребление особого жаргона, ношение одежды, отличающейся какими-либо деталями. Это очень важно для подростка, потому что тех, кто не соответствует параметрам, группа лишает своего внимания;

5. В характере мотивации учебно-познавательной деятель­ности происходят существенные преобразования. В сред­них классах ведущими мотивами является стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начина­ет определяться мотивами, направленными на реализа­цию будущего, осознание своих будущих жизненных пер­спектив и профессионального определения;

6. Одной из важных особенностей подросткового возраста является повышенный интерес к вопросам полового раз­вития и к сексуальной сфере. На ранней стадии этот инте­рес направлен на изучение собственного тела. Постепенно этот интерес переходит и на развитие других, особенно представителей противоположного пола. Подростки начи­нают осознавать свои сексуальные чувства и увлечения, у них появляется интерес к сексу;

7. Появляется потребность в автономии и самоопределе­нии, стремление к самостоятельности, независимости, желании отстоять свои права. Реакция эмансипации - тен­денция освобождения, отделения от опеки родителей, из­бавление от эмоциональной детской зависимости от роди­телей.

8. Происходит постепенное открытие своего внутреннего мира как ценности, начинается поиск смысла жизни, ос­мысление смерти;

9. Возникают мотивы и потребности, обуславливающие различные поведенческие отклонения: алкоголизм, наркоманию, курение, делинквентное поведение. Под­ростки раздвигают границы через приобретение негатив­ного опыта. Учатся жизни на своих ошибках.

Идентичность

Формирование идентичности, представляет для приемных подростков большую трудность - ведь у них две пары родителей. Отсутствие информации о биологических родителях может заставить их задаваться вопросом о том, кто же они на самом деле. Им бывает очень трудно выяснить черты сходства и различия между ними, биологическими родителями и приемными родителями.

Подросток экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с приемными родителями и их надежности. Кроме того, подросток вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем. Приемных подростков интересует, кто передал им их характерные черты. Порой они хотят получить сведения, которые их приемные родители не в состоянии дать: Откуда у меня талант художника? Был ли кто-нибудь в моей биологической семье маленького роста? Каковы мои этнические корни? Есть ли у меня братья и сестры?

Разрыв с кровными родителями, отсутствие возможного общения с близкими родственниками, безусловно, являются огромным стрессом для подростка. Некоторые подростки начинают злиться на приемных родителей, чего никогда не бывало прежде. Они ставят им в вину даже то, что замещающие родители помогли им привыкнуть к статусу приемного ребенка. Дети замыкаются в себе, иногда чувствуют, что им нужно находиться как можно дальше от дома, чтобы найти свою собственную индивидуальность.

Психологи единогласно говорят о том, что скрывать от подростка его историю не стоит. Не стоит отзываться о кровных родителях плохо, либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее), либо вообще никак. Простыми и понятными словами расскажите, почему он оказался в новой семье. Подросток должен понимать, что ждет его дальше. Если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (опекуны, приемные родители), и его кровными родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о кровных родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства подростка.

По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они воспитывались в детском доме, а не в приемной семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли. Практически все подростки, испытывающие чувство потери, хотели бы обладать большей информацией о своей кровной семье.

Особенности протекания подросткового возраста у де­тей, переживших разлуку с биологической семьей

- В подростковом возрасте ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, осо­бенно когда испытывает обиду. Приемные дети часто пытаются быть похожими на своих биологических роди­телей. Если подросток обладает ограниченной информа­цией о биологической семье, он домысливает недоста­ющие нюансы (порой идеализирует образ родителей), старается походить на воображаемый образ биологиче­ских родителей.

- Может показаться, что подросток отрицает ценности, об­ычаи, религию и внешность усыновителей и принимает ту шкалу ценностей, которая, как ему представляется, су­ществовала в его биологической семье;

- В подростковый период ребенок продолжает переживать потерю своей биологической семьи – процесс, который начался на предыдущем этапе развития. Вторая стадия переживания – агрессия. Подросток вступает в эту ста­дию как раз в тот момент, когда заявляет о своем отрица­нии идентичности приемной семьи и отказывается от ее поддержки. Хотя подростковый возраст сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, для приемных детей это чувство носит еще более ярко выраженный ха­рактер. Многие родители отмечают, что ребенок стано­вится агрессивным примерно в двенадцать лет (девочки несколько раньше), а пик агрессии приходится на три­надцать или четырнадцать.

Понимание, терпение, выдержка – главные принципы поведения в этот период!

И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблема­ми к специалистам, встречайтесь с теми, кто так же, как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.

Через год-два, при разумном поведении взрослых, вы за­метите, что эти проблемы уйдут, и, взрослея, ребенок оце­нит роль семьи в его жизни.

Причины, мешающие приемным родителям понять и принять подрастающего ребенка

• Стремление игнорировать взросление ребенка, желание как можно дольше управлять его делами;

• Принятие проявлений развития волевых качеств подрост­ка за проявление упрямства и неуважения к приемным ро­дителям;

• Желание ребенка побыть одному родители часто прини­мают за отвержение семьи. Нежелание ребенка общаться с семьей замещающие родители принимают за отсутствие привязанности ребенка к семье;

• Неприятие проявления у подростка симпатии и любви к противоположному полу, обусловленное страхом ранних половых отношений у ребенка.

- Общение с взрослеющим ребенком, как с маленьким (сом­нения в его возможностях и способностях), вызванное желанием как можно дольше быть для него главным че­ловеком, страхом одиночества и родительской критики.

Замечания высказывайте в вежливой форме и наедине.

В своих требованиях учитывайте силы и возможности подростка, особенности его характера, эмоциональное со­стояние.

Поддерживайте ребенка при неудачах.

Дайте право себе и ребенку на проявление позитивных и негативных чувств.

- эмоциональная поддержка

- уважение его автономности, взросления

- грамотная структура требований

Читайте также: