Ин ди ви ду аль ный ха рак тер

Вве-де-ние в пси-хо-ло-гию по-ня-тия лич-но-сти означает, пре-ж-де все-го, что в объ-яс-не-нии пси-хи-че-ских яв-ле-ний ис-хо-дят из ре-аль-но-го бы-тия че-ло-ве-ка как ре-аль-но-го су-ще-ст-ва, в его взаи-мо-от-но-ше-ни-ях с ма-те-ри-аль-ным ми-ром.

При объ-яс-не-нии лю-бых пси-хи-че-ских яв-ле-ний лич-ность вы-сту-па-ет как во-еди-но свя-зан-ная со-во-куп-ность внут-рен-них ус-ло-вий, че-рез ко-то-рые пре-лом-ля-ют-ся все внеш-ние воз-дей-ст-вия. По-это-му вве-де-ние лич-но-сти в пси-хо-ло-гию пред-став-ля-ет со-бой не-об-хо-ди-мую пред-по-сыл-ку для объ-яс-не-ния пси-хи-че-ских яв-ле-ний. По-сколь-ку внут-рен-ние ус-ло-вия, че-рез ко-то-рые в ка-ж-дый дан-ный мо-мент пре-лом-ля-ют-ся внеш-ние воз-дей-ст-вия на лич-ность, в свою оче-редь фор-ми-ро-ва-лись в за-ви-си-мо-сти от пред-ше-ст-вую-щих внеш-них взаи-мо-дей-ст-вий, по-ло-же-ние о пре-лом-ле-нии внеш-них взаи-мо-дей-ст-вий че-рез внут-рен-ние ус-ло-вия оз-на-ча-ет вме-сте с тем, что пси-хо-ло-ги-че-ский эф-фект ка-ж-до-го внеш-не-го (в том чис-ле и пе-да-го-ги-че-ско-го) воз-дей-ст-вия на лич-ность обу-слов-лен ис-то-ри-ей ее раз-ви-тия.

Лич-ность тем зна-чи-тель-нее, чем боль-ше в ин-ди-ви-ду-аль-ном пре-лом-ле-нии в ней пред-став-ле-но все-об-щее. Ин-ди-ви-ду-аль-ные свой-ст-ва лич-но-сти -- это не од-но и то же, что лич-но-ст-ные свой-ст-ва ин-ди-ви-да, т. е. свой-ст-ва, ха-рак-те-ри-зую-щие его как лич-ность.

В ка-че-ст-ве соб-ст-вен-но лич-но-ст-ных свойств из все-го мно-го-об-ра-зия свойств че-ло-ве-ка обыч-но вы-де-ля-ют-ся те, ко-то-рые обу-слов-ли-ва-ют об-ще-ст-вен-но зна-чи-мое по-ве-де-ние или дея-тель-ность че-ло-ве-ка. Ос-нов-ное ме-сто в них, по-это-му за-ни-ма-ют сис-те-ма мо-ти-вов и за-дач, ко-то-рые ста-вит се-бе че-ло-век, свой-ст-ва его ха-рак-те-ра, обу-слов-ли-ваю-щие по-ступ-ки лю-дей (т. е. те их дей-ст-вия, ко-то-рые реа-ли-зу-ют или вы-ра-жа-ют от-но-ше-ния че-ло-ве-ка к дру-гим лю-дям) и спо-соб-но-сти че-ло-ве-ка (т. е. свой-ст-ва, де-лаю-щие его при-год-ным к ис-то-ри-че-ски сло-жив-шим-ся фор-мам об-ще-ст-вен-но по-лез-ной дея-тель-но-сти).

Из пред-став-ле-ния о лич-но-сти, за-клю-чен-но-го в пер-во-на-чаль-ном зна-че-нии это-го сло-ва и ука-зы-ваю-ще-го на роль, ко-то-рую ак-тер иг-ра-ет в пье-се (а в даль-ней-шем и на ту ре-аль-ную роль, ко-то-рую че-ло-век иг-ра-ет в жиз-ни), долж-на быть все же удер-жа-на од-на су-ще-ст-вен-ная чер-та. Она за-клю-ча-ет-ся в том, что лич-ность оп-ре-де-ля-ет-ся свои-ми от-но-ше-ния-ми к ок-ру-жаю-ще-му ми-ру, к об-ще-ст-вен-но-му ок-ру-же-нию, к дру-гим лю-дям. Эти от-но-ше-ния реа-ли-зу-ют-ся в дея-тель-но-сти лю-дей, в той ре-аль-ной дея-тель-но-сти, по-сред-ст-вом ко-то-рой лю-ди по-зна-ют мир (при-ро-ду и об-ще-ст-во) и из-ме-ня-ют его. Ни-как нель-зя во-все обо-со-бить лич-ность от той ре-аль-ной ро-ли, ко-то-рую она иг-ра-ет в жиз-ни. Зна-чи-тель-ность лич-но-сти оп-ре-де-ля-ет-ся не толь-ко са-ми-ми по се-бе свой-ст-ва-ми, но и зна-чи-тель-но-стью тех об-ще-ст-вен-но-ис-то-ри-че-ских сил, но-си-те-лем ко-то-рых она вы-сту-па-ет.

В ка-че-ст-ве лич-но-сти че-ло-век вы-сту-па-ет как еди-ни-ца в сис-те-ме об-ще-ст-вен-ных от-но-ше-ний, как ре-аль-ный но-си-тель этих от-но-ше-ний. В этом за-клю-ча-ет-ся по-ло-жи-тель-ное яд-ро той точ-ки зре-нии, ко-то-рая ут-вер-жда-ет, что по-ня-тие лич-но-сти есть об-ще-ст-вен-ная, а не пси-хо-ло-ги-че-ская ка-те-го-рия. Это не ис-клю-ча-ет, од-на-ко, то-го, что са-ма лич-ность как ре-аль-ность, как ку-сок дей-ст-ви-тель-но-сти, об-ла-дая мно-го-об-раз-ны-ми свой-ст-ва-ми -- и при-род-ны-ми, а не толь-ко об-ще-ст-вен-ны-ми, -- яв-ля-ет-ся пред-ме-том изу-че-ния раз-ных на-ук, ка-ж-дая из ко-то-рых изу-ча-ет ее в сво-их спе-ци-фи-че-ских для нее свя-зях и от-но-ше-ни-ях. В чис-ло этих на-ук не-об-хо-ди-мо вхо-дит пси-хо-ло-гия, по-то-му что нет лич-но-сти без пси-хи-ки, бо-лее то-го -- без соз-на-ния. При этом пси-хи-че-ский ас-пект лич-но-сти не рас-по-ло-жен с дру-ги-ми; пси-хи-че-ские яв-ле-ния ор-га-ни-че-ски впле-та-ют-ся в це-ло-ст-ную жизнь лич-но-сти, по-сколь-ку ос-нов-ная жиз-нен-ная функ-ция всех пси-хи-че-ских яв-ле-ний и про-цес-сов за-клю-ча-ет-ся в ре-гу-ля-ции дея-тель-но-сти лю-дей.

Ка-ж-дое свой-ст-во ха-рак-те-ра все-гда есть тен-ден-ция к со-вер-ше-нию в оп-ре-де-лен-ных ус-ло-ви-ях оп-ре-де-лен-ных по-ступ-ков. Ис-то-ки ха-рак-те-ра че-ло-ве-ка и ключ к его фор-ми-ро-ва-нию -- в по-бу-ж-де-ни-ях и мо-ти-вах его дея-тель-но-сти. Си-туа-ци-он-но обу-слов-лен-ный мо-тив или по-бу-ж-де-ние к то-му или ино-му по-ступ-ку -- это и есть лич-но-ст-ная чер-та ха-рак-те-ра в ее ге-не-зи-се. По-это-му пы-тать-ся стро-ить ха-рак-те-ро-ло-гию как от-дель-ную дис-ци-п-ли-ну, обо-соб-лен-ную от пси-хо-ло-гии, -- зна-чит стать на лож-ный путь.

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1

Человек: мировоззрение, мышление, деятельность

Де
я
тель
ность че
ло
в
е
ка, в от
ли
чие от по
ве
де
ния жи
вот
ных

1) носит узко спе
ци
а
ли
зи
ро
ван
ный ха
рак
тер

2) на
прав
ле
на на удо
вле
тво
ре
ние фи
зио
ло
ги
че
ских по
треб
но
стей

4) все
гда носит ин
ди
ви
ду
аль
ный ха
рак
тер

Игра, об
ще
ние и по
зна
ние

1) виды де
я
тель
но
сти че
ло
ве
ка

2) этапы фор
ми
ро
ва
ния лич
но
сти

3) виды по
ве
де
ния всех живых су
ществ

4) формы ком
му
ни
ка
ции

Со
ци
аль
ной по
треб
но
стью че
ло
ве
ка яв
ля
ет
ся по
треб
ность в

3) фи
зи
че
ском дви
же
нии

Пра
ви
тель
ство осу
ществ
ля
ет ре
фор
му из
би
ра
тель
ной си
сте
мы. Это при
мер де
я
-
тель
но
сти

Что от
ли
ча
ет по
зна
ва
тель
ную де
я
тель
ность?

1) по
лу
че
ние прак
ти
че
ски по
лез
но
го ре
зуль
та
та

2) за
тра
та фи
зи
че
ских и ин
тел
лек
ту
аль
ных уси
лий

3) не
об
хо
ди
мость сов
мест
ных дей
ствий с дру
ги
ми лю
дь
ми

4) на
прав
лен
ность на по
лу
че
ние новой ин
фор
ма
ции

В по
зна
ва
тель
ной де
я
тель
но
сти, в от
ли
чие от тру
до
вой

1) люди при
об
ре
та
ют зна
ния о мире и
о себе

2) по
лу
ча
ют
ся прак
ти
че
ски по
лез
ные ре
зуль
та
ты

3) ре
а
ли
зу
ют
ся ду
хов
ные и ма
те
ри
аль
ные по
треб
но
сти лич
но
сти

4) сред
ства долж
ны со
от
вет
ство
вать целям

Какой при
знак от
ли
ча
ет

от иных видов де
я
тель
но
сти че
ло
-
ве
ка?

1) об
ще
ние и вза
и
мо
дей
ствие с парт
не
ра
ми

3) вос
при
я
тие новой ин
фор
ма
ции о мире

4) удо
вле
тво
ре
ние ма
те
ри
аль
ных по
треб
но
стей

В
от
ли
чие от учебы, труд

1) осу
ществ
ля
ет
ся как ин
ди
ви
ду
аль
но, так и со
об
ща

2) поз
во
ля
ет удо
вле
тво
рять ма
те
ри
аль
ные по
треб
но
сти

3) спо
соб
ству
ет по
зна
нию мира

Выс
шая сте
пень раз
ви
тия та
лан
та, свя
зан
ная с со
зда
ни
ем ка
че
ствен
но новых, уни
-
каль
ных тво
ре
ний,
-

По
сто
ян
ным внут
рен
ним по
бу
ди
те
лем вся
кой ак
тив
но
сти че
ло
ве
ка вы
сту
па
ют

1) цели обо
га
ще
ния

2) твор
че
ские спо
соб
но
сти

3) лич
ные по
треб
но
сти

По
треб
но
сти че
ло
ве
ка в при
зна
нии, об
ще
ствен
ной ак
тив
но
сти от
но
сят
ся к по
треб
-
но
стям

4) есте
ствен
ным

В по
зна
ва
тель
ной де
я
тель
но
сти, в от
ли
чие от тру
до
вой

1) люди при
об
ре
та
ют зна
ния о мире и о себе

2) по
лу
ча
ют
ся прак
ти
че
ски по
лез
ные ре
зуль
та
ты

3) ре
а
ли
зу
ют
ся ду
хов
ные и ма
те
ри
аль
ные по
треб
но
сти лич
но
сти

4) сред
ства долж
ны со
от
вет
ство
вать целям

Де
я
тель
ность че
ло
ве
ка, в от
ли
чие от по
ве
де
ния ж
и
вот
ных

1) носит узко спе
ци
а
ли
зи
ро
ван
ный ха
рак
тер

2) на
прав
ле
на на удо
вле
тво
ре
ние фи
зио
ло
ги
че
ских по
треб
но
стей

4) все
гда носит ин
ди
ви
ду
аль
ный ха
рак
тер

Пра
ви
тель
ст
во осу
ществ
ля
ет ре
фор
му из
би
ра
тель
ной си
сте
мы. Это при
мер де
я
-
тель
но
сти

Игра, об
ще
ние и по
зна
ние

1) виды де
я
тель
но
сти че
ло
ве
ка

2) этапы фор
ми
ро
ва
ния лич
но
сти

3) виды по
ве
де
ния всех живых су
ществ

4) формы ком
му
ни
ка
ции

Какой при
знак от
ли
ча
ет

де
я
тель
ность от иных видов де
я
тель
но
сти че
ло
-
ве
ка?

1) об
ще
ние и вза
и
мо
дей
ствие с парт
не
ра
ми

3) вос
при
я
тие новой ин
фор
ма
ции о мире

4) удо
вле
тво
ре
ние ма
те
ри
аль
ных по
треб
но
стей

В по
зна
ва
тель
ной де
я
тель
но
сти, в от
ли
чие от тру
до
вой

1) люди при
об
ре
та
ют зна
ния о мире и о себе

2) по
лу
ча
ют
ся прак
ти
че
ски по
лез
ные ре
зуль
та
ты

3) ре
а
ли
зу
ют
ся ду
хов
ные и ма
те
ри
аль
ные по
треб
но
сти лич
но
сти

4) сред
ства долж
ны со
от
вет
ство
вать целям

Де
я
тель
ность че
ло
ве
ка, в от
ли
чие от по
ве
де
ния жи
вот
ных

1) носит узко спе
ци
а
ли
зи
ро
ван
ный ха
рак
тер

2) на
прав
ле
на на удо
вле
тво
ре
ние фи
зио
ло
ги
че
ских по
треб
но
стей

4) все
гда н
осит ин
ди
ви
ду
аль
ный ха
рак
тер

Пра
ви
тель
ство осу
ществ
ля
ет ре
фор
му из
би
ра
тель
ной си
сте
мы. Это при
мер де
я
-
тель
но
сти

Игра, об
ще
ние и по
зна
ние

1) виды де
я
тель
но
сти че
ло
ве
ка

2) этапы фор
ми
ро
ва
ния лич
но
сти

3) виды по
ве
де
ния всех живых су
ществ

4) формы ком
му
ни
ка
ции

  • Мышление и деятельность тест егэ
  • Тест на аналитическое мышление продавцов
  • 1.5. Мышление и деятельность тест
  • УВЛЕЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК – УДАЧЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • 37. Человек, индивид, индивидуальность. Человек как биосоциальное существо.
  • КТП Человек-творец, человек-изобретатель.
  • мировоззрение
  • 33. Мировоззрение сциентизма и его разновидност..
  • Вопрос 8 Мировоззрение Петра Хельчицкого
  • 01. Мировоззрение, его сущность, структура и ос..

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

2 5. Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ А) объяснение существующих взаимосвязей Б) наблюдение явлений окружающего мира В) выдвижение и обоснование гипотез Г) создание логической модели изучаемого объекта Д) описание изучаемых явлений УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирическое познание 2) теоретическое познание Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д 6. Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) наблюдение 2) абстракция 3) описание 4) идеализация 5) формализация 6) измерение 7. Вы бе ри те вер ные суж де ния об ин фля ции и её по след стви ях и за пи ши те цифры, под ко то ры ми они ука за ны. 1) Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стра не. 2) В пе ри од ин фля ции по ку па тель ная спо соб ность на ци о наль ной ва лю ты сни жа ет ся. 3) От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по де по зи там. 4) В период высокой инфляции возрастает объём инвестиций в долгосрочные инновационные про ек ты. 5) Эко но ми сты рас смат ри ва ют де фи цит то ва ров как один из видов ин фля ции. 2/11

3 8. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столб ца. ПРИ МЕ РЫ ФАЗЫ ЦИКЛА А) с за вод ско го кон вей е ра сошел пер вый ав то мо биль новой мо де ли Б) в труд ные во ен ные годы люди несли на рынки одеж ду, по су ду, чтобы при об ре сти не мно го про дук тов В) в хо зяй ствах об ла сти за вер ша ют ся по сев ные ра бо ты Г) за ра бо та ло новое пред при я тие по вы пус ку то ва ров бы то вой химии Д) часть зерна но во го уро жая была от прав ле на в фонд го су дар ствен ных ре зер вов 1) про из вод ство 2) рас пре де ле ние 3) обмен За пи ши те в ответ цифры, рас по ло жив их в по ряд ке, со от вет ству ю щем бук вам: А Б В Г Д 9. Найдите в приведённом ниже списке признаки традиционной экономической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) натуральный обмен 2) аграрно-сырьевой характер хозяйства 3) интенсивные товарно-денежные отношения 4) диктат хозяйственного опыта предков 5) массовое промышленное производство 6) преобладание коллективных форм собственности 3/11

4 10. На графике отражено изменение спроса на легковые автомобили на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D 1 (на графике Р цена товара Q количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) совершенствование технологии производства автомобилей 2) уменьшение издержек производителей автомобилей 3) сокращение объёма услуг общественного транспорта 4) увеличение доходов населения 5) мода дарить автомобиль на совершеннолетие сына или дочери 11. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они ука за ны. 1) Про цесс со ци а ли за ции про дол жа ет ся всю жизнь. 2) Со цио ло ги раз ли ча ют пер вич ную и вто рич ную со ци а ли за цию. 3) Глав ным ин сти ту том со ци а ли за ции че ло ве ка на всех эта пах его жизни оста ет ся семья. 4) Де со ци а ли за ция пред став ля ет собой усво е ние одних пра вил вме сто дру гих. 5) Со ци а ли за ция пред по ла га ет усво е ние че ло ве ком на коп лен ной об ще ством куль ту ры. 4/11

6 14. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. За пи ши те в таб ли цу вы бран ные цифры под со от вет ству ю щи ми бук ва ми. ХА РАК ТЕ РИ СТИ КА А) су ще ство ва ние об ще на ци о наль но го из би ра тель но го окру га Б) при ме не ние си сте мы аб со лют но го боль шин ства В) вы дви же ние кан ди да тов толь ко от по ли ти че ских пар тий Г) воз мож ность про ве де ния вто ро го тура го ло со ва ния Д) го ло со ва ние из би ра те лей за кон крет но го кан ди да та ТИП ИЗ БИ РА ТЕЛЬ НОЙ СИ СТЕ МЫ 1) про пор ци о наль ная 2) ма жо ри тар ная За пи ши те в ответ цифры, рас по ло жив их в по ряд ке, со от вет ству ю щем бук вам: А Б В Г Д 15. Что из перечисленного относится к признакам любого государства? Запишите цифры, под кото ры ми эти при зна ки указаны. 1) территориальная целостность 2) верховенство закона 3) суверенитет 4) взаимная от вет ствен ность го су дар ства и личности 5) разделение властей 6) наличие ор га нов принуждения 16. Согласно Конституции РФ наша страна является светским государством. Выберите в приведённом списке черты, характеризующие светское государство, и запишите цифры, под которы ми они ука за ны. 1) со зда ние усло вий, обес пе чи ва ю щих до стой ную жизнь граж дан РФ 2) мно го об ра зие по ли ти че ских идео ло гий и пар тий 3) от сут ствие го су дар ствен ной или обя за тель ной ре ли гии 4) обес пе че ние го су дар ствен ной под держ ки семьи 5) га ран тия сво бо ды со ве сти 6/11

7 17. Выберите верные суждения о формах юридической ответственности. Запишите цифры, под ко то ры ми они ука за ны. Цифры ука жи те в по ряд ке воз рас та ния. 1) Работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной ответственности в преду смот рен ных за ко но да тель ством слу ча ях. 2) Субъектами административной ответственности являются как физические, так и юридические лица. 3) Фор мой ад ми ни стра тив ной от вет ствен но сти яв ля ет ся пол ное воз ме ще ние вреда. 4) Уго лов ная от вет ствен ность на сту па ет за со вер ше ние про ступ ка. 5) Уголовное наказание влечёт присущее только уголовной ответственности правовое послед ствие су ди мость. 18. Установите соответствие между санкциями и видами юридической ответственности: к каждой по зи ции пер во го столб ца под бе ри те со от вет ству ю щую по зи цию из вто ро го столб ца. САНК ЦИИ А) ли ше ние спе ци аль но го права Б) ком пен са ция мо раль но го вреда В) вы го вор Г) уволь не ние Д) штраф Е) взыс ка ние не устой ки ВИДЫ ЮРИ ДИ ЧЕ СКОЙ ОТ ВЕТ СТВЕН НО СТИ 1) дис ци пли нар ная 2) граж дан ско-пра во вая 3) ад ми ни стра тив ная За пи ши те в ответ цифры, рас по ло жив их в по ряд ке, со от вет ству ю щем бук вам: A Б В Г Д Е 19. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запи ши те цифры, под ко то ры ми они указаны. 1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при раз во де родителей 2) вно сить вкла ды в кре дит ные учре жде ния и рас по ря жать ся ими 3) за ре ги стри ро вать на своё имя юри ди че ское лицо 4) рас по ря жать ся сво и ми заработком, сти пен ди ей и иными доходами 5) со вер шать мел кие бы то вые сделки 6) за клю чать тру до вой до го вор (работа курьера) с со гла сия родителей 7/11

В си ту ации же не по сред ст вен но го кон так та с пред ста ви те лем иной на ци ональ но сти не га тив ные сте рео ти пы мо гут под вергать ся ре ви зии и ус ту пать ме сто кон ст рук тив ной эм па тии.

Как вы яс ни лось, не смо тря на общ ность го су дар ст вен но го по ли ти че ско го кур са, две бал тий ских стра ны силь но раз нят ся

по за дан ных сте рео ти пам, %

Рус ско языч ные

На ци ональ ное мень шин ст во

Пре тен ден ты на ин ди ви ду аль ное

По сто ян но про жи ва ющие в стра не

Граж да не стран, от ку да ро дом


Оп ре де лить де тер ми ни ру ющие ос но ва ния эт ни че ской стерео ти пи за ции в двух стра нах мы по пы та лись с по мо щью ин ст - ру мен та мно го мер но го ста ти сти че ско го ана ли за. Про ве ря лись две ос нов ных ги по те зы, ко то рые ло гич но вы те ка ют из опи санных ра нее те оре ти че ских кон цеп ций.

отно сить ся к по тен ци аль ным со пер ни кам, ви дя в них уг ро зу сво ему бла го по луч но му су ще ст во ва нию.

— на ли чие выс ше го об ра зо ва ния;

— на ли чие ав то мо би ля и бы то вой тех ни ки (до ста точ но высо кий ма те ри аль ный уро вень);

— род ная язы ко вая сре да на ра бо чем ме сте (все го во рят на род ном язы ке, т. е., в на шем слу чае — на язы ке ко рен ных эт но сов);

— про жи ва ние в сто ли це.

Ре зуль та ты мо де ли ро ва ния пред став ле ны в таб ли це 7. Полу че ны впол не при ем ле мые со ста ти сти че ской точ ки зре ния ре зуль та ты, бла го да ря ко то рым мож но при сту пать к про вер ке вы ска зан ных ра нее ги по тез.


но си те ля ми оп ре де лен ных со ци аль ных ха рак те ри стик

Пре тен ден ты на

Граж да не стран,

ин ди ви ду аль ное

от ку да ро дом

На ли чие выс ше го

об ра зо ва ния

Вы со кий ма те ри аль ный

Род ная язы ко вая сре да

Про жи ва ние в сто ли це

В таб ли це при ве де ны все ко эф фи ци ен ты ло ги сти че ской ре грес сии. Стати сти че ски зна чи мые ко эф фи ци ен ты вы де ле ны звез доч ка ми ( * — P ** — P *** — P В Лат вии по ло жи тель но вли яет на то ле рант ное от но ше ние


кри зи са спо соб ст ву ет по яв ле нию со ци аль ной фру стра ции, а не до воль ст во лю дей сво им ма те ри аль ным по ло же ни ем, в свою оче редь, ка на ли зи ру ет ся в пло скость эт ни че ских от но ше ний.

В Эс то нии эт ни че ская со стя за тель ность как та ко вая ли шена на ка ла борь бы, по сколь ку рус ские всту пи ли в со рев но ва ние с бо лее низ ки ми стар то вы ми ха рак те ри сти ка ми. До ми ни ро ва - ние эс тон цев над рус ски ми в но вых эт но по ли ти че ских ус ло виях бы стро за кре пи лось как в про фес си ональ ной, так и в ма те ри аль ной сфе рах. Ве ду щие ме ста в долж но ст ной ие рар хии за ня ли на ци ональ ные ка дры. По бе ди ли пред ста ви те ли ко ренно го эт но са и в борь бе за ма те ри аль ные ре сур сы, вклю чая контроль над сфе рой биз не са. Рус ские зна чи мо пред став ле ны в сфе ре об слу жи ва ния и тор гов ли, но с од ним уточ не ни ем — в ка че ст ве на ем ных ра бот ни ков.

В Лат вии, на обо рот, эт ни че ская со стя за тель ность име ет вы ра жен ную ос тро ту и раз ви ва ет ся для кон ку ри ру ющих сторон с пе ре мен ным ус пе хом. В про фес си ональ но экс перт ной и уп рав лен че ской сфе ре ис ход со рев но ва ния двух эт но сов ре - шил ся в поль зу ла ты шей. По сколь ку об ра зо ва тель ные ре сур сы кон ку рен тов бы ли до ста точ но близ ки, оче вид но вли яние допол ни тель ных по ли ти ко пра во вых ре сур сов. При до ста точ но ус пеш ном от тес не нии рус ских на зад ние по зи ции в со ци ально куль тур ной и пра во вой сфе ре, в борь бе за сфе ру биз не са си ту ация не од но знач на. Ча ст ные фи нан со вые и ма те ри аль ные по то ки кон тро ли ру ют как ла ты ши, так и рус ские, по это му мате ри аль ные до сти же ния ча сти рус ских весь ма зна чи тель ны.

На ли чие со стя за тель но сти не мог ло не ска зать ся на ха ракте ре ме жэт ни че ских от но ше ний. Связь кон ку рент ной борь бы

с вы ра же ни ем то ле рант но сти ин то ле рант но сти на блю да ет ся

в ис сле ду емых стра нах впол не от чет ли во. Эс тон цы вы гля дят

П Р И МЕ ЧА НИ Я

1 Ин фор ма ция из: Stavenhagen R. Ethnic Conflict and Nation State. N. Y., St. Martin’s Press, 1996. P. 11.

2 Ос но ва тель и на уч ный ру ко во ди тель про ек та — М. Тит ма, про фес сор Тар ту-

с ко го уни вер си те та. Пер вые два эта па про во ди лись под эги дой Ака де мии на - ук СССР, по след ние (1993 г. и 1997–1998 гг.) фи нан си ро ва лись за пад ны ми на уч ны ми фон да ми. Ру ко во ди тель чет вер то го эта па — Н. Б. Ту ма, про фессор Стэнд форд ско го уни вер си те та; со ру ко во ди тель — М. Тит ма. По дроб нее о про ек те см. в: На ча ло пу ти: по ко ле ние со сред ним об ра зо ва ни ем. М., 1989; Со ци аль ное рас сло ение воз ра ст ной ко гор ты. Вы пу ск ни ки 80 х в пост со ветском про ст ран ст ве. М., 1997.

4 В це лом лон ги тюд ная вы бор ка, ре али зо ван ная на чет вер том эта пе, сме ще на

5 См., напр.: Logan J. R., Alba R. D. Locational Returns to Human Capital: Minority Access to Suburban Community Resources // Demography. Wash., 1993. Vol. 30.


№ 2. P. 243–268; Smith S. Mobilizing Social Resources: Race, Ethnic, and Gender Differences in Social Capital and Persisting Wage Inequalities // Sociological Quarterly. Berkeley, Fall 2000. Vol. 41. № 4. P. 509–538.

6 На ци ональ ная эле ктрон ная биб ли оте ка (http://www.nns.ru).

8 Тит ма М., Са ар Э. Меж по ко лен ная со ци аль ная мо биль ность // Со ци аль ное рас сло ение воз ра ст ной ко гор ты… С. 97—145.

9 Си мо нян Р. Х. Биз нес по рус ски и по ла тыш ски (ре зуль та ты со ци оло ги че с- ко го мо ни то рин га) // Со ци оло ги че ские ис сле до ва ния. М., 1997. № 11. С. 54–61.

10 Ару тю нян Ю. В., Дро би же ва Л. М., Су со ко лов А. А. Эт но со ци оло гия. М., 1998. С. 125.

11 Burns P., Gimpel J. Economic Insecurity, Prejudicial Stereotypes, and Public Opinion on Immigration Policy // Political Science Quarterly. N. Y., 2000. Vol. 115. № 2. P. 201–226.

12 Цит. по: Kunovich R. M., Hodson R. Conflict, Religious Identity, and Ethnic Intolerance in Croatia // Social Forces. Chapel Hill, 1999. Vol. 78. № 2. P. 643.


По ло же ние мень шинств в Эс то нии: пра во вые ас пекты (1991–2001 гг.)

Ва дим По ле щук

Цель ста тьи — ана лиз за ко но да тель ст ва Эс то нии за послед ние де сять лет в той его ча сти, ко то рая ка са ет ся не эс тонцев, въе хав ших в стра ну в со вет ский пе ри од и не по лу чив ших ав то ма ти че ски эс тон ско го граж дан ст ва по сле 1991 г. Мы так же уде лим вни ма ние офи ци аль ным ме ро при яти ям, на прав лен ным на пре дот вра ще ние воз мож но го не до воль ст ва мень шинств прово ди мой национальной по ли ти кой. В ста тье рас сма три ва ет ся си ту ация, сло жив ша яся в Эс то нии на на ча ло 2002 г.

I. Ис то ри че ская справ ка

За по след ние пол ве ка до ля мень шинств в Эс то нии уве личи лась с 8,2% в 1934 г. до 38,47% в 1989 г. (на тер ри то рии ре с- пуб ли ки в ны неш них ее гра ни цах) 1 . В ис тек шее де ся ти ле тие на ме ти лась об рат ная тен ден ция. Меж ду пе ре пи ся ми 1989 и 2000 гг. все на се ле ние умень ши лось на 12,5%, в ос нов ном, из за мас со вой эми гра ции на ча ла 1990 х гг. и от ри ца тель но го есте ст вен но го при ро ста. По дан ным пе ре пи си 2000 г., до ля мень шинств упа ла до 32,6% (от об ще го чис ла жи те лей стра ны, рав но го при мер но 1 млн. 370 тыс. че ло век). До ля эт ни че ских рус ских до сти га ла 26% все го на се ле ния (81% чис лен но сти мень шинств), а ре зи ден тов Эс то нии, счи та ющих рус ский род - ным язы ком — 30% 2 . Ли ца без ка ко го ли бо граж дан ст ва состав ля ли в 2000 г. 12% на се ле ния, граж да не про чих го су дарств (преж де все го Рос сии) — 7% 3 . В ито ге 60,5% всех мень шинств бы ли пред став ле ны людь ми, не име ющи ми эс тон ско го граждан ст ва 4 .

По ле щук Ва дим Вла ди ми ро вич, юрист ана ли тик Цен тра ин фор ма ции по пра вам че ло ве ка (г. Тал лин, Эс то ния).





  • 2019 | ONA | Серий: 10
  • Жанры:
    • Драма
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2019 | ONA | Серий: 12
  • Жанры:
    • Драма
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2017 | ONA | Серий: 26
  • Жанры:
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2017 | ONA | Серий: 15
  • Жанры:
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2016 | ONA | Серий: 8
  • Жанры:
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2016 | ONA | Серий: 13
  • Жанры:
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2016 | ONA | Серий: 14
  • Жанры:
    • Комедия
    • Романтика
    • Исторический
    • Сверхъестественное
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2019 | Special
  • Жанры:
    • Комедия
    • Повседневность
  • Возрастной рейтинг: R-17+ (насилие и/или нецензурная лексика)


  • 2002 | OVA | Серий: 4
  • Жанры:
    • Комедия
    • Меха
    • Фантастика
    • Космос
    • Экшен
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2002 | Полнометражный фильм
  • Жанры:
    • Сёнэн
    • Комедия
    • Фэнтези
    • Спорт
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2001 | Полнометражный фильм
  • Жанры:
    • Сёнэн
    • Комедия
    • Фэнтези
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2010 | OVA | Серий: 1
  • Жанры:
    • Сёнэн
    • Комедия
    • Приключения
    • Фэнтези
    • Экшен
    • Суперспособности
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2014 | Полнометражный фильм
  • Жанры:
    • Сёнэн-ай
    • Драма
    • Комедия
    • Романтика
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2001 | OVA | Серий: 4
  • Жанры:
    • Ужасы
    • Фантастика
    • Школьная жизнь
    • Психология
  • Возрастной рейтинг: R-17+ (насилие и/или нецензурная лексика)


  • 2005 | OVA | Серий: 2
  • Жанры:
    • Бисёнэн
    • Сёдзё
    • Приключения
    • Фэнтези
    • Магия
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)


  • 2007 | Сериал | Серий: 13
  • Жанры:
    • Бисёнэн
    • Сёдзё
    • Приключения
    • Фэнтези
  • Возрастной рейтинг: PG-13 (от 13 лет)

Техническая поддержка и помощь пользователям: [email protected]
Не пишите на почту сайта через ВК, ответы до ВК не доходят!

Читайте также: