Ходьба первое основное новообразование
Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).
Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее "языком нянь". Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность.
62Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.
Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя вдругом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам". Л.С. Выготский назвал это новообразование "внешнее Я сам". Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как ким самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения "Я". До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.
Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения.
Даже в семье слепой или глухой ребенок есть прежде всего особенный ребенок, к нему создается исключительное, необычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию в семье.
Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный орган — рука или нога — выходит из сустава, когда нарушаются правильное питание и нормальные отправления, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения, и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами.
Об этом единодушно свидетельствуют и вдумчивые признания самих слепых или глухих, и простейшее повседневное наблюдение за жизнью дефективных детей, и данные научного психологического анализа.
К сожалению, до сих пор и в научной педагогической литературе и в общем представлении вопросы детской дефективности ставились большей частью и решались как биологическая проблема. Физический недостаток изучался главным образом со стороны тех изменений, которые он вносит в биологический строй личности, в ее отношения с природно-физическим миром. Педагогически всегда говорилось в этом случае о той компенсации, которой воспитание может возместить одно из нарушенных отправлений организма. Вопрос, таким образом, ставился в узких пределах данного организма, в котором воспитание должно было вызвать известные компенсирующие недостаток навыки вроде того, как при удалении одной почки другая принимает на себя часть ее функций.
Проще говоря, и психологически, и педагогически вопрос ставился обычно грубо физически и узко органически, по-медицински; слепота означала просто отсутствие зрения, глухота — слуха, как если бы дело шло о слепой собаке или глухом шакале.
При этом упускалось из виду, что, в отличие от животного, органический дефект человека, или порок, в биологической организации личности никогда не может сказаться непосредственно как таковой, потому что глаз и ухо у человека не только физические органы, но и органы социальные; потому что между миром и человеком стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет по-своему все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного общения у человека с миром нет. Недостаток глаза или уха означает, поэтому, прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения.
Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде социальный ее момент, почитавшийся обычно второстепенным и производным, на самом деле оказывается первичным и главным. Его и надо поставить во главу угла. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме как проблеме социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. Несколько простейших соображений призваны подтвердить эту мысль.
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.
Хватание — это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами — "раскрылась". Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.
Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7—10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10—11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.
Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, — это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.
Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения — общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М. И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.
С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л. С. Выготский писал: "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация — исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других" [1] .
Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 4.
Таблица 4
Развитие движений и действий
Время появления движений
Развитие крупных движений
Развитие мелкой хватательной моторики
Движения рук хаотичны, пальцы сжаты в кулак
Сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2—3 секунды
Тянется за предметом, но как правило промахивается
Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот
Сидит с поддержкой
Ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движения пальцев не дифференцированны
Хватает рукой предметы
Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев
Сидит без поддержки
Размахивает схваченными предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д., движения пальцев дифференцируются
В конце первого года жизни младенец начинает ходить, сначала с помощью взрослых или опираясь на окружающие предметы, а затем самостоятельно. Д. Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.
Появление первого слова (речи) — еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется "языком нянь". Тем не менее данная речь — это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло взаимодействие иного содержания.
Данные изменения в отношениях ребенка и взрослого приводят к возникновению критических симптомов, составляющих кризис одного года.
Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис обусловлен следующими внутренними причинами: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Средством разрешения этого противоречия становится овладение ходьбой и речью.
Внешние проявления кризиса заключаются в следующем: овладение ходьбой и манипуляциями с предметами расширяет возможности ребенка, он начинает чувствовать себя отдельным от взрослых человеком, обретает поведенческую автономию. Ребенок теперь может достать опасные для себя предметы и вести себя так, как не нравится взрослым. Взрослые впервые начинают применять запреты и наказания. Когда взрослый что-то запрещает ребенку, не понимает его или наказывает, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Одним из ярких симптомов кризиса становится возникновение аффективных состояний, выражаемых гипобулическими реакциями: столкнувшись с запретом, ребенок устраивает истерику, громко плачет, падает на пол, колотит по нему руками и ногами.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным.
Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно,
потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются его действия с предметами. Но возможности малыша все же ограничены, поскольку, во-первых, его речь еще несовершенна, а во-вторых, он нуждается в помощи взрослых при осуществлении почти любого действия. Это явно выражено при освоении предметов, которыми ребенок манипулирует. Д. Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественные способы употребления предметов, так как сам ребенок не способен дойти до их понимания.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода но-ворожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоорди-нированы. В комплексе зарождается координация движений.
Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
82. Стадия младенчества
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности – другой человек. Но если предмет деятельности – другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный характер, эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста – ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта.
К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.
83. Ранний возраст
В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: "Ребенок – предмет – взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.
Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого человека. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого – и появился феномен "Я сам". Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.
84. Кризис трех лет
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:
1) негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием, которое бывает и в более раннем возрасте;
2) упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
3) строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома;
4) своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла;
5) обесценивание взрослых;
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;
7) в семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.
Двигательные реакции. Малыш переходит от одного предмета к другому, слегка держась за них руками. Смотрит на взрослого, держась одной рукой, и направляется к нему приставным или чередующимся шагом. Держится одной рукой за опору и переносит одну руку на новую опору. Делает 2-3 перехода. Сидит по 15 минут. Ползает очень хорошо. Догоняет другого ребенка, подражает его действиям.
Навыки. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее ручками (взрослый обязательно держит чашку за дно). Спокойно сидит на горшке, не пытается вставать. Может лепетать, улыбаться, сидя на горшке.
Действия с предметом. Разнообразно манипулирует с игрушками. Катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает на резиновую игрушку. Подражает действиям другого ребенка: стучит по бубну, вынимает игрушки из коробочки. Подолгу самостоятельно играет.
Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. В этом возрасте малыш может проявить уже целую гамму разнообразных эмоций: интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, радость и пр. Он выражает эти эмоции в улыбках, слезах и — потенциально - в смехе.
При ситуативно-деловом общении ребенок ищет присутствия взрослого, требует его внимания. Изменение предмета общения требует
• Начало кризиса первого года. Ребенок встает на ножки, начинает ходить. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Главное в акте ходьбы — не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
• Появление первых аморфных слов. Это новое качество речи служит подтверждением того, что прежняя социальная ситуация развития распалась. Там, где было единое целое, теперь двое — взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.
новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова. Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Когда мать осмысливает его движение как указание, приходя на помощь ребенку, ситуация существенно изменяется. Жест указательный становится жестом для других. Из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, средством связи.
Интеллект. На этом этапе дети стараются свои старые мыслительные (познавательные) схемы соотносить с новой информацией при решении многих простейших задач. Теперь ребенок предугадывает некоторые события до их наступления. После 8 месяцев малыш может вспомнить (восстановить в памяти) образ предмета даже тогда, когда у него перед глазами нет ничего похожего на этот предмет. Такую способность часто называют воспроизведением. Одновременно у младенцев возникает способность, которую называют рабочей памятью: малыш может удерживать поступающую информацию и соотносить ее с уже имеющейся.
В 9 месяцев он начинает различать характер мелодии. Спокойно слушает медленную музыку, под плясовую начинает приседать.
Младенческий период – это период жизни ребёнка от рождения до достижения годовалого возраста.
На занятии мы рассмотрим развитие младенца от одного месяца до года т.е. с конца периода новорожденности. Почему было придумано такое разграничение? Потому что окончание этапа новорожденности знаменует собой появление первой социальной реакции – улыбкив ответ на разговор взрослого или появления предмета. Ещё Выготский Л.С. отмечал, что именно улыбка является психологическим критерием перехода на новый этап.Впоследствии, в возрасте 2-3 месяцев улыбка становится составной частью комплекса оживления, что знаменует собой появление социальной потребности в общении. Комплекс оживления представляет собой особую эмоционально положительную двигательную реакцию, обращенную на взрослого. Выражается она следующим образом: ребёнок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, оживленно двигает ручками и ножками, издаёт звуки и улыбается ему.
Развитие моторных и познавательных функций.Младенец развивается очень быстро. За один год он проходит путь от беспомощного существа, обладающего рядом врожденных рефлексов до объекта социального взаимодействия, активно исследующего окружающий мир и отношения в нём. Всё это происходит благодаря совершенствованию физических, моторных, сенсорно-перцептивных и когнитивных характеристик. Развитие двигательных функций маленьких детей, в большинстве своём, происходит в определенные периоды жизни, т.е. зная возраст ребёнка можно предположить, что он уже умеет делать. Эти знания необходимы для оценки нормативности развития малыша.
Основные двигательные навыки:
Удерживать голову, лёжа на животе – 2 месяца
Сидеть без поддержки более 30 сек – 6 месяцев
Ходить с поддержкой – 8 месяцев
Самостоятельно вставать – 10 месяцев
Самостоятельно ходить – 12 месяцев
В возрасте 3-4 месяцев младенцы начинают открывать себя. Происходит это в тот момент, когда во время беспорядочного вращения руками и ногами младенец внезапно обнаруживает, что у него есть руки и пальцы. После этого он часто начинает разглядывать их по несколько минут подряд, следя за движениями, сводя вместе и обхватывая одну другой. Позже он обнаружит, что у него также есть и ноги и переключается на изучение их.
Задание 1: для чего на ноги и на руки младенца прикрепляют колокольчики.
Овладение движениями рук, формирования акта хватания (зрительно-направляемое доставание) - первого организованного и направленного действия. К 4-му месяцу младенец целенаправленно тянет руки к привлекательному объекту, и в это же время, ребёнок оценивает доступность предмета и у него формируется восприятие приближенности предмета. Взрослый как бы вводит ребёнка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними. Ребенок хватает предметы, размахивает ими, бросает, перекладывает с места на место. К возрасту 5-6 месяцев большинство младенцев могут протягивать руку и захватывать понравившейся объект, притягивать его к себе, даже если он движется. Появляются так называемые “соотносящиеся” действия: малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек и коробочек. Ближе к году появляются первые функциональные действия. Они подразумевают под собой правильное использование предметов - дети катают машинку, а не бьют ей по барабану. В это же время продолжается процесс усовершенствования мелкой моторики, связанной с использованием пальцев и кистей. К 8 месяцам ребёнок уже умеет брать маленькие предметы и осваивает разнообразные действия с ними: стучит, трясёт, кидает на пол. С 10 месяцев начинает использовать обе руки, любят перекладывать предметы из одной руки в другую. В 11-12 месяцев бросают предметы в определенном направлении.
Начиная с 9 месяцев, младенец активно осваивает процесс хождения, что обеспечивает ему новую визуальную перспективу. Активная исследовательская деятельность, в свою очередь, способствует когнитивному и перцептивному развитию.. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что она расширяет пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.
Зрение: при рождении зрительная система ребёнка недостаточно развита: они могут фокусировать взгляд в узком диапазоне от 18 до 25 см. Однако при этом в какой-то степени они способны управлять движением глаз и следить за объектом. Они также видят яркие цвета. В течение 3-4 месяцев зрительная система развивается и уже в 4 месяцев фокусирующая способность глаза ребёнка такая же, как и у взрослого, в 6 месяцев цветовосприятие почти такое же, как и у взрослого. Новорожденные очень восприимчивы к человеческому лицу. Уже в 2 недели предпочитают лицо мамы остальным лицам. В 2 мес. подолгу фиксируют взгляд на глазах. В 5 месяцев начинают следить за ртом (идёт активное развитие лепета).
Предречевое развитие.Ребёнок начинает рано прислушиваться к разговору с ним. По мере развития речевого аппарата в хорошем расположении ребёнок начинает издавать короткие звуки. В 2-3 месяца ребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошем расположении духа. Лепет и воркование - видимо, заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). Гуление (5-6 месяцев) – отдельные певучие слоги. До восьми месяцев дети всех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонации языка (эхология).
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым.
Ребёнок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создаёт у ребёнка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Потребность в безопасности (по Э. Эриксону). В зависимости от степени её удовлетворения будет различать базовое доверие или недоверие к миру.
Огромный вклад в понимание потребностей маленьких детей внесли работы Джона Боулби и его теория привязанности. Боулби подчеркивал огромное значение отношений между матерью (либо человеком, который ее заменяет) и ребенком. Эти отношения являются основой успешного развития ребенка. Основой формирования ранних отношений служит ощущение безопасности, теплоты и комфорта, которое получает малыш от матери. Это ощущение безопасности необходимо для выживания и развития младенца.
Однако страх незнакомых людей вовсе не означает, что мама должна постоянно находиться возле ребенка. Если у ребенка сформирована привязанность и он "знает", что мама обязательно вернется, временное разлучение не станет сильным потрясением для него.
Самостоятельность, как и привязанность, формируется у ребенка постепенно. Надежная привязанность, уверенность ребенка в том, что близкие его не бросят, всегда придут на помощь, является основой для последующего формирования самостоятельности.
Задание 2: как вы объясните, что надежная привязанность ребенка является основой формирования безопасности.
Задание 3: вас пригласили в гости в семью, где есть младенец. Вы хотите подарить ребенку игрушку. Какую игрушку вы выберите? Аргументируйте свой выбор. (1-3 месяца; 4-6 месяцев; 7-9 месяцев; 10-12 месяцев).
Читайте также: