Характеристика понятий ведущая деятельность новообразования социальная ситуация

Социальная ситуация развития. -это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в. данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно, на основе длительного исторического опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Ведущей называется такая деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности.

Центральное новообразование - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Младенчество Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

1. Возникновение первого цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо

3. Возникновение соподчинения мотивов

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Центральное новообразование подросткового возраста- возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ведущий вид деятельности- это деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет формирование у него основных психологических новообразований.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.

· в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. (Например, ребенок начинает учиться, играя; в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру)

· в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. (В игре -творческое воображение)

· от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. (В игре- осваивает нормы поведения взрослых людей).

Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени.

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности.

Обратите внимание на раздаточный материал у вас на столе. Давайте рассмотрим, какая ведущая деятельность соответствует каждому возрастному этапу).

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в соответствии с возрастом:

-(0-1 года)-эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

-(1-3л)- предметно- манипулятивная деятельность

-(3-7лет)- игровая деятельность и сюжетно-ролевая игра

-(7-11л)- учебная деятельность младшего школьника

-(11-15л)- интимно- личностное общение подростков

-(18-25л)- профессионально-учебная, трудовая (или обе)

-(25-60л)- профессиональная деятельность

-(после 60л)- общение

Особенности ведущих деятельностей.

1. Общение. (давайте рассмотрим, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства)

возраст период Форма общения Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное Потребность в доброжелательном внимании
1-3года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение Потребность в сотрудничестве
3-5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно - познавательное общение Потребность в уважении взрослого, познавательный мотив
4-6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Скажите, как может сказаться недостаток общения ребенка со взрослым?

(явление госпитализма - отсутствие эмоциональной поддержки, эмоционального контакта).

2.Предметно-манипулятивная деятельность –деятельность с предметами (взял, положил, бросил). На основе нее дальше будет развиваться игровая.

3. Игровая деятельность- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях действуют.).

Как думаете, что развивается у дошкольника в игровой деятельности?

4.Учебная деятельность- сложна, нередко дети не готовы. Что требует она от ребенка? (сосредоточенности, усидчивости, знаний, произвольности психических процессов).

5. Интимно- личностное общение ( со сверстниками, с противоположным полом, обмен впечатлениями, просто рядом)

6.Профессионально- учебная (выбор профессии, ошибка в выборе, разочарование)

7.Профессиональная деятельность (работа. Удовлетворенность или нет).

8.Общение – начинается и заканчивается одинаково. Поддержка детей, внимание, чтобы рядом были и другие сверстники, забота).

3.вопрос Любая деятельность имеет сложную структуру.

- мотив, который образуется на основе потребности (демонстрация рисунка).

Потребности по А.Маслоу.

(Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. с помощью разных предметов. Потребность +предмет = мотив).

-операции (любое действие может выполняться разными способами).

Л.С.Выготский ввел понятие интериоризации. Что лежит в основе данного понятии?

Он говорит о том, что сначала, в совместной деятельности у древних людей появились слова- приказы другому. это было необходимо для организации совместной деятельности.

Постепенно эти приказы обращаются на себя, из внешних отношений переходят во внутренний план. Такой механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

Психологическое новообразование- психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка и его отношение к среде.

Новообразования по возрастам:

Возрастные кризисы. Содержание и структура возрастных кризисов.

что детское развитие должно

быть гармоничным, бескризисным.

результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает,

что наличие кризисов

в развитии закономерно.

Более того, по некоторым представлениям,

ребенок, не переживший

не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закономерность детского развития.

1. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго: несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до 1-2 лет.

2. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

3. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Как пишет Л.С.Выготский, ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать.

- более или менее острые конфликты с близкими

- ослабляется интерес к занятиям

- иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят во-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше.

Как правило мы обнаружим: трудности в общении с окружающими, а также плохие результаты в учебной деятельности.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние.

Что это значит? (ответы студентов).

Распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии.

· Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность

· Отказывается от прежних ценностей и форм отношений.

· В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) —. кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — Кризис 7 лет- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

4Вопрос. КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года.

· Всплеск самостоятельности (хочет все трогать, всем играть, если не дают- аффективные реакции)

· Появление аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

ПРИМЕР: Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что ею действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

-падают на пол и бьют по нему руками и ногами.

***Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовывать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода,

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Особенности возраста, явившиеся предпосылками возникновения кризиса:

-разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений

-возрастание самостоятельности и активности

ПРИМЕР: Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. негативизм -ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование выполнить просьбу взрослого.

Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

4. Своеволие.

5. Протест-бунт.

6. Деспотизм. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, и что не будет.

7. Ревность. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тевденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.д.,

Развитие – необратимое, направленное. Закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Направления развития:

Физическое развитие– созревание физиологических, сенсорных и двигательных функций организма.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных структурных преобразованиях.

Когнитивное развитие – одна из сторон психического развития, характеризующаяся переходом на новый качественный уровень психических познавательных процессов.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения человека социальных норм, правил, опыта поколений, обусловленный совместной деятельностью и общением с другими людьми.

Духовное развитие – развитие нравственной сферы личности, потребностей быть добрым для окружающих людей.

Законы психического развития – общие или частные закономерности, в которых выражаются объективные особенности количественных и качественных психических преобразований.

развитие эмоционально-волевых процессов (развитие эмоций, чувств, волевых качеств);

развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Когнитивное развитие (развитие познавательных процессов).

Возрастная периодизация – психическое развитие человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются ситуацией развития, ведущим видом деятельности и определенными новообразованиями.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека.

Ведущий вид деятельности – вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Новообразование возраста – психические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности.

Возрастная периодизация д.Б.Эльконина

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД

ГРАНИЦЫ ВОЗРАСТА

ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ

РАННЕ ДЕТСТВО

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми

Освоение первых норм отношений между людьми.

От 1 года до 3 лет

Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами.

От 3 лет до 6(7) лет

Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

Младший школьный возраст

От 6(7) лет до 10(11) лет

Освоение знаний, интенсивное развитие интеллектуальной сферы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

От 10(11) до 13(14) лет

Освоение норм отношений между людьми

Ранний юношеский возраст

От 13(14) до 16(17) лет

Освоение профессиональных знаний, умений.

19. Психологическая готовность к школе, ее компоненты.

Поступление в первый касс – переломный момент в жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким, здоровым.

Для детской психологии первостепенное значение имеет формирование психической готовности, развитие у дошкольника психических процессов и свойств личности, вооружение знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деят6льности.

Состояние психологической готовности определяется той системой требований, которые предъявляет к детям школа. Эти требования отличаются от тех, к которым они привыкли в детском саду. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.

Психологическая готовность к школе включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия.

В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Главным содержанием жизни первоклассника становится учебная деятельность, поэтому так остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям во многом зависит от того, как последние учатся.

Готовность к обучению в школе – сложное новообразование психики ребенка, которое обеспечивает освоение нового вида деятельности, дальнейшее развитие личности.

Психологическая готовность выделяет 3 линии психического развития:

* общение со взрослыми;

Важно то, чтобы и процесс общения, и познание, и решение умственных задач, и регуляция поведения должны осуществляться ребенком произвольно.

Компоненты психологической готовности к обучению в школе:

Интеллектуальная – указывает на необходимость достаточного развития всех познавательных процессов для усвоения учебной программы начальных классов.

Произвольная – учебная деятельность младшего школьника, сменяющая сюжетно-ролевую игру дошкольника, требует сформированности у ребенка умения управлять своим поведением в соответствии с требованиями педагогов.

Социально-психологическая – способность ребенка строить свое взаимодействие и общение с взрослыми и другими детьми.

20. Адаптация к школьной жизни. Компоненты и уровни адаптации. Условия нормальной адаптации.

Адаптация – это система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Адаптация как процесс активного приспособления протекает в следующих направлениях:

Р. Хевигхерст считает центральной задачей развития подросткового возраста самоопределение в системе ценностей, общения и отношений между людьми. Данная задача определяет следующие направления развития:

Проблема формирования эго-идентичности в юности разрабатывалась в концепции Э. Эриксона и теории статусов идентичности Д. Марсиа, закономерности формирования эмоциональной независимости от семьи в психоанализе, формирования абстрактного мышления и формально-логических операций — в концепции Ж. Пиаже.

  • ? социоморальную — как участие в заботе о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;
  • ? интеллектуальную — деятельность, включающую элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;
  • ? внешнюю — романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.

Важными новообразованиями когнитивной сферы являются становление формально-логического интеллекта, гипотетико-де- дуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Подростковый возраст — сенситивный период для морального развития. В периодизации Л. Кольберга выделяются три основных периода морального развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.

Постконвенциональный период является третьим периодом морального развития человека. Он включает стадию социального контракта на основе учета прав личности и стадию универсальных этических принципов. Стадия социального контракта в развитии морального сознания достигается лишь немногими подростками. Стадия социального контракта характеризуется убежденностью в том, что люди придерживаются различных ценностей и мнений. Различные социальные группы имеют разные ценностные приоритеты, придерживаются различных правил, которые всегда должны соблюдаться в интересах справедливости. Существуют всеобщие ценности и права, такие как жизнь, свобода, которые приоритетны в любом обществе вне зависимости от мнения большинства. Люди, моральное развитие которых характеризуется стадией социального контракта на основе учета прав личности, испытывают ответственность перед законом, оставаясь верными ему во имя защиты прав других людей и процветания общества. Чувство ответственности распространяется на взаимоотношения в семье, дружбе, межличностных связях, в работе. В основе морального мышления на этой стадии лежит убеждение в том, что законы и обязанности строятся на утверждении: большее благо для большего числа людей. Последняя стадия морального развития человека — стадия универсальных этических принципов. Для этой стадии характерно следование избранным личностью этическим принципам и признание тех законов и социальных соглашений, которые основаны на универсальных моральных нормах. Если закон не соответствует этим принципам, то субъект в случаях необходимости преступает закон и действует в соответствии со своими этическими убеждениями. Эти принципы являются универсальной основой справедливости: равенства человеческих прав и уважения достоинства человека как личности. Однако исследования Л. Кольбергом различных возрастных групп показали, что шестая стадия — стадия универсальных этических принципов — является настолько труднодостижимой, что впоследствии он отказался от ее учета.

Критерии достижения взрослости. Зрелость — самая продолжительная и наименее изученная фаза жизненного цикла. Существенная проблема зрелости состоит в выделении критерия дифференциации взрослости, который позволил бы отделить взрослого человека от человека, еще не достигшего взрослости. Взрослость имеет социально-историческую природу и не определяется напрямую хронологическим возрастом. Критерием взрослости является достижение личностью психологической зрелости как способности принимать ответственность, логические решения, сопереживать другим людям, справляться с фрустрацией и принимать свою социальную роль. Психологическая зрелость характеризуется: способностью к самоактуализации (А. Маслоу); расширением чувства Я с включением работы, учебы, семьи, политики религии, хобби и других видов значимой активности; эмоциональным принятием других; чувством эмоциональной безопасности; адекватным восприятием реальности и самого себя как личности; наличием жизненной философии (Г. Олпорт).

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста -- ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация "МЫ", социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Первые признаки общения были описаны М.И. Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Психологи говорят: "Младенец беспомощен, если он один, но пара "мать и дитя" не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью". С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения.(действия с предметом)

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Общение, по М. И. Лисиной, – это коммуникативная деятельность со своей структурой: 1) общение – взаимонаправленная коммуникация, где каждый участник выступает как субъект; 2) побуждающий мотив – конкретные свойства человека (личностные, деловые качества); 3) смысл общения – удовлетворить потребность в познании других людей и самих себя через оценку других и себя. Достаточно широки и значимы для ребенка все процессы взаимодействия со взрослыми. Общение же чаще всего выступает здесь только его частью, поскольку, помимо общения, у ребенка есть и другие потребности. Каждый день ребенок делает для себя новые открытия, ему необходимы свежие яркие впечатления, активная деятельность. Дети нуждаются в том, чтобы их стремления были поняты и признаны, в ощущении поддержки со стороны взрослого. Развитие процесса общения тесно связано со всеми этими потребностями детей, на основе которых можно выделить несколько категорий, обусловленных мотивами общения таких как: 1) познавательная категория, которая возникает тогда, когда ребенок получает новые яркие впечатления; 2) деловая категория, которая возникает в процессе активной деятельности ребенка; 3) личностная категория, возникающая в процессе непосредственного общения ребенка со взрослыми. Развитие общения со взрослыми М. И. Лисина представила как смену нескольких форм общения. Учитывались время возникновения, содержание потребности, которая удовлетворяется, мотивы и средства общения. Взрослый человек является главным двигателем в развитии общения ребенка. Благодаря его присутствию, вниманию, заботе процесс общения зарождается и проходит все этапы своего развития. В первые месяцы жизни ребенок начинает реагировать на взрослого: ищет его глазами, улыбается в ответ на его улыбку. В четыре-шесть месяцев у ребенка появляется комплекс оживления. Теперь он может достаточно долго и пристально смотреть на взрослого, улыбаться, проявляя положительные эмоции. Развиваются его двигательные способности, появляется вокализация. Комплекс оживления, по мнению М. И. Лисиной, играет важную роль в формировании взаимодействия ребенка со взрослыми. Появление ситуационно-личностного общения является важным этапом формирования личности ребенка. Ребенок начинает ощущать себя на эмоциональном уровне. Он проявляет позитивные эмоции, у него появляется желание привлечь внимание взрослого, стремление к общей деятельности с ним. Далее появляется ситуативно-деловое общение. Теперь ребенку мало одного внимания со стороны взрослого, ему необходимо совершать с ним совместную деятельность, в результате чего появляется манипулятивная деятельность.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1512 ;

Читайте также: