Главная мысль сказка лиса и рак


Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_lit._chteniyu._2_kl.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

урока литературного чтения

Из опыта работы

учителя начальных классов

Иващенко Елены Викторовны

Урок разработан с учетом психолого-педагогических, возрастных особенностей учащихся 2-го класса. Материал подобран в соответствии с возрастом учащихся, достаточно научен, но доступен. Данный урок позволяет развить у детей внимание к авторскому слову, точности употребления слов, более того, они учатся анализировать свои чувства, мысли и высказывать их.

обучающая: наблюдение над особенностями сказок о животных через аллегорический смысл.

развивающая: обогащение словарного запаса, развитие образного мышления, навыков работы с текстом, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

воспитательная: воспитание уважения друг к другу, здорового чувства соперничества (на равных).

Цель учителя : показать, что любая сказка дает нам урок – урок мудрости, носит поучающий характер.

Ход урока, формулировки вопросов и задания дают возможность реализовать замыслы, следовательно, достичь цели.

Под руководством учителя проводится сравнительный анализ сказок, а это достаточно сложное задание для учащихся 2-го класса. Но дети должны справиться с этой задачей, более того – выйти на ассоциативный уровень.

Структура урока соответствует его содержанию и позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока. Этому способствует и наглядный материал: картинки с изображением животных, иллюстрации к сказкам (использование мультимедийной презентации). Используются задания поискового характера (работа с пословицами).

Регулирование и коррекция знаний учащихся проводится стандартным способом: ответы другого ученика или комментарии учителя.

Урок литературного чтения

I. 1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

II. 1) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

2) Изучение нового материала

1.Работа с авторским текстом (с.56)

1) Чтение текста вслух учащимися.

2) Задание после чтения.

– О каких особенностях сказок о животных говорит Афанасий? Найдите и отметьте их в тексте (самостоятельно).

3) Коллективная проверка:

4) Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам о животных. (слайды )

– Каких животных-героев сказок вы знаете?

– Какой в сказке бывает лиса? (Хитрая, коварная, лживая.)

Волк? (Злой, глупый, простоватый.)

Медведь? (Медлительный, сильный.)

Петух? (Гордый, хвастливый, удалой.)

Ворона? (Злая, глупая, вестница несчастья.)

Заяц? (Трусливый, робкий.)

Еж? (Хозяйственный, трудяга.)

– Какую сказку о животных вы перечитывали несколько раз? Почему?

– Будут ли отличаться герои сказок о животных, созданные народами разных стран? (Да. Животный мир отличается.)

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия.

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации . (слайд)

– Какой момент изображен на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака? Прочитаем сказку и ответим на этот вопрос.

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки вслух учащимися.

– Что означает слово перегоняться?

– Кто же кого обхитрил?

4) Работа с текстом после чтения.

Ответ на вопрос учебника (с. 57). (Это сказка о хитрости, находчивости, смекалке.)

5) Работа с пословицами. (слайд)

- Прочитайте пословиц. Какая из них больше подходит к сказке?

  • На всякого мудреца довольно простоты (русская)
  • На хитрость дай Бог мудрость (белорусская)
  • Сила с хитростью не сравнится (бенгальская)
  • Сильный использует силу, слабый – хитрость (вьетнамская)

1. Работа с текстом до чтения.

– Встречались ли вам похожие сказки, написанные разными народами?

2. Работа с текстом во время чтения. (слайд)

Чтение сказки учителем.

Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, – дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку – не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано – сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

- Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

– Гуляю, - говорит еж.

– Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.

– Ты, видно, воображаешь, – сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

– Я думаю, - ответил заяц.

– Это надо еще проверить, – сказал еж. - Я готов биться об заклад, что, если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

– Да это прямо смешно – ты-то, со своими кривыми ногами? -сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

– На один золотой луидор, - говорит еж.

– Идет! - ответил заяц. – Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

– Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Пришел еж домой и говорит своей жене:

– Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

– А что такое случилось? - спрашивает она.

– Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор; хочу бежать! с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

– Ах, боже ты мой! – стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

– Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это депо мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

С тем и добрались они на попе. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

– Давай, что ли, начинать? – говорит заяц.

– Ладно, - отвечает еж, – начнем.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

– Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

Разозлился заяц и крикнул:

– Давай бежать еще раз назад!

– Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранный им золотой луидор, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, живут они еще сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком – хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты ёж то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

3. Работа с текстом после чтения. Беседа:

– Кто в сказке положительный герой? Почему?

– Жалко ли вам зайца?

– Какая мудрость заключена в этой сказке?

– Чем похожи сказки? (Идеей, сюжетом, своей мудростью.)

– Чем различаются? (Героями, деталями. )

Какой урок дали нам эти две сказки? Дайте самооценку работы на уроке (по памятке либо при помощи сигнальных карточек).

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

Водная беседа:

- Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца. (В. Берестов)
- Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке? Сказки -вешаю слово на доску

- На какие группы мы делим сказки? Волшебные, бытовые, о животных -вешаю слова на доску

Сег одня у нас необычный урок. Мы пригласили в гости сказочных героев из самой известной русской народной сказки. Ваша задача вспомнить название сказки.

Жил – был в лесу медведь

Мед: Мужик, мужик давай с тобой дружить

Муж: Ладно . Только в дружбе всё сообща нужно делать. Я вот репу сажать буду

Мед: Л адно. Ты сажай, а я собирать буду

посеял мужик репу. Настало время собирать урожай.тут и явился медведь.

Мед: Давай , мужик ,урожай делить.

Муж: - хорошо, я беру корешки, а ты вершки забирай.

Прошел год. Пришел мужик сажать пшеницу. А медведь тут как тут.

Мед: ты сажай а я собирать урожай буду.

Мужик посадил, поливал,полол. Пришло время урожай собирать. Медведь тут как тут.

Мед: Нет, мужик, ты меня теперь не обманешь. Я возьму вершки, а ты корешки бери (обменялись корзинами)

Попробовал медведь корешки и заревел от злости, с тех пор с мужиком не дружит.

Учитель: Спасибо, ребята, за спектакль. Вы были хорошими актёрами. Нам понравилась сказка в вашем исполнении.

1)Ребята кто докажет что этот спектакль действительно сказка. Что характеризует сказка?

3) что волшебного происходит в сказке : Медведь говорит, дружит,думает,сделал вывод, что нужно брать вершки.

Значит, звери могут думать, размышлять, говорить как люди ( но это, конечно, только в сказке!)

Во всех сказках звери тоже разговаривают и думают как люди ? Нет.

Ребята, если мы говорим о говорящих животных какая у нас сегодня тема урока?

Учитель: Предлагаю узнать, кто будет героями нашей сегодняшней сказки?

- Лисица снова героиня нашего урока. Давайте вспомним, какая она бывает в русских народных сказках?

Кто зеленый и усатый
Прочный шлем надел и латы?
Клешнями на дне речном
Защитит себя и дом.
(Рак )

Каким вы представляете себе рака?

3. Работа с текстом учебника.

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия .

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации .

– Какой момент изображён на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака?

Сегодня мы с вами будем читать сказку о лисице и раке . А вот удастся ли лисе обмануть рака, мы узнаем прочитав сказку. Ваша задача - активно работать: слушать, наблюдать, читать, искать ответы в тексте.

2. Фонетическая зарядка.

Итак, мы начинаем чтение как всегда с фонетической и словарной разминки.

1) Словарная разминка

на– пе– ре– гон– ки

3. Чистоговорка (хором)

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра - нам читать пора.

- А теперь разминка для мышц.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.

- Понравилась ли вам сказка?

-Кто вам большн всего понравился? Почему?

5. Словарная работа

Наперегонки, уцепился, вильнула, уж

6. Чтение по цепочке.

-Что предложила лиса раку?

-Почему Лиса предложила Раку бежать на перегонки?

Как рак перехитрил Лису?

Почему Рака можно назвать сообразительным? Как еще его можно назвать?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход.

У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. У: Какие задачи герои должны решить?

Д: Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу

У: Какие трудности должны преодолеть?

У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

У: Как они будут это делать?

Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.

У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.

Д: Это сказка о хитрости и находчивости.

У: . Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника . Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.

Приглашаем в сказку вас

С вами в лес пойдём сейчас,

Звонко – звонко мы кричи,

Громко ножками стучим

Мы минуту помолчим,

Не кричим и не стучим,

Ветерок пускай летает,

Веточки кустов качает.

На лесных тропинках зверя

Можем с вами повстречать

Постараемся от зверя

Не пугайтесь : зверь - из сказки!

Это самый добрый зверь!

Мы все сказки прочитали:

Знаем сказки все теперь!

5. Закрепление

1 Выборочное чтение

(подбор текста к картинкам)

2. Самостоятельное чтение детьми (определить героев, отметить, где говорит автор, лиса , рак)

- Поработайте в парах – определите, где слова лисы, где слова тетерева, а где слова автора.

3. Текст с дырками

6. Рефлексия

-Какой урок дали нам эти две сказки?

А сказки этой поученье такое:

Под маской зверя всегда скрывается человек. Если примерить вам маску лисы?(у каждого ребёнка на голове маска с изображением зверя)какие вы будите?(хитрая,ловкая,умная) .Но ведь лисичка обижает зверей ,а обижать никого нельзя..

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание было наиболее интересным?

Давайте выстроим лесенку мудрости(рисуем лесенку мудрости, на каждую ступень прикрепляем животное)

Перечислите сказки и героев-зверей. Кто из них , по-вашему самый мудрый?

Не сдаваться в трудной ситуации ! думать как можно выйти из сложного положения , рак сумел перехитрить лису.

Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения (учить детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировать черты характера героев сказки);

учить сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить жизненные правила;

развивать у детей связную речь, фантазию, творческое воображение.

Организация деятельности Содержание

5. Анализ литературного произведения

Тем же образом обсуждаем и лису.

7. Выбор поговорок.

Каждого ребенка приглашаю на свой стульчик при отгадывании героя сказки.

Ребёнок, у которого в руках мяч, называет действие героя.

- Назови мне действия Колобка…

На некотором расстоянии от них лежат изображения сказок и героев из других сказок. Дети ищут героев к нужной сказке и возвращаются.

1. Какова цель героя? Чего он хочет добиться? Почему он так поступает?

- победить в соревновании.

2. Какие действия рака?

Действие (Д)

- соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется.

3. Какой характер у рака?

- Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия - цепляется за хвост лисы и едет на нем - то в этом проявляются какие черты характера?

- Характер (Х)- волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий.

4. - Скажите, ребята, рак результата добился?

Результат мы определяем, во-первых,по отношению к цели: достигнута или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-).

Результат (Р) - (+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование.

Кто ___ (Д)___, тот ___ (Р).

Д - совершенное героем действие, Р - полученный результат.

ЛИСА:

Ц - прибежать первой, победить рака.

Д - быстро бежит, не замечает на хвосте рака.

Р - (-) лиса проигрывает соревнование.

Детям предлагаются ситуации, для которых надо придумать 2 продолжения - как в них поступит недогадливый, а как - сообразительный человек. Это задание требует от них активного, самостоятельного применения новых понятий.

Воспитательница с большой стопкой книг подходит к двери; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.

У мамы хмурое лицо; сообразительный ребенок ___, а недогадливый.

Ребята,давайте выберем подходящие к сказке поговорки:

Сделал дело – гуляй смело. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

Где смелость, там и победа. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.

Мораль (М)- Жизненное правило:

- Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.

- Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста с применением ИКТ Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста с применением информационно компьютерных технологий.

Конспект образовательной деятельности по математике для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: - упражнять детей.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Лиса и рак, эта сказка предложена для вашего внимания. На первый взгляд она очень незамысловатая, вы за очень быстрый срок и в короткие сроки на приведенных красочных и ярких примерах рассказать об очень важных и необходимых вещах для вашего маленького слушателя. История этой сказки повествует для маленького читателя о победе ума над высокомерностью и ханжеством и большим желанием показать всю свои силу беззащитному и слабому сопернику. Эта сказочная история на первый взгляд очень похожа и переплетается с другой сказкой, но в то же время очень сильно имеет отличие в ее емкости и позитивным решением вопроса.

Чему учит сказка Лиса и рак

Идея этой сказки заключается в том, и учит она тому, что всегда против хитрости и лицемерия, найдется тот персонаж сказочный или человек, кто точно также сможет перехитрить соперника. Никто не может догадаться сразу из этой сказки, что маленькое и слабое семейство раков и речки поставит хитрую лису на свое место и поставит ее в очень неловкое положение. Читайте эту сказку у нас на странице онлайн, под названием Лиса и Рак, чтобы научить вашего ребенка очень многим полезным вещам.

Текст сказки Лиса и рак

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:

Давай с тобой перегоняться.

Что ж, лиса, ну давай!

Начали перегоняться. Лишь лиса побежала, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:

А я давно уж жду тебя тут.

Конспект НОД (интегрированное) в старшей группе

Цель : развивать связную речь детей.

Задачи : учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; развивать интонационную выразительность; упражнять в выразительности речи детей; совершенствовать навыки выполнения аппликации приёмом выкладывания силуэта мелко нарезанными нитями; воспитывать интерес к народному творчеству ; воспитывать положительные эмоции о проделанной работе.

Предварительная работа : рассматривание лисы и рака на картинках, отмечая особенности их внешнего вида; знакомство со средой обитания рака и лисы; отгадывание загадок об этих животных; знакомство детей с новым приёмом аппликации - выкладывание силуэта мелко нарезанными нитями.

Ребята, отгадайте загадки :

В деревне кур крадёт. (Лиса )

Послушайте ещё одну загадку :

Хватает клешнёй. (Рак)

Лиса встретила рака и говорит ему :

Давай с тобой перегоняться !

Начали перегоняться .

Как только лиса побежала , рак уцепился ей за хвост.

Добежала лиса до места , а рак не отцепляется. Обернулась лиса посмотреть , далеко ли рак ползёт, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит :

А я тебя давно тут жду!

Что лиса предложила раку ? (Перегоняться ) .

Как можно об этом сказать по-другому ? (Бегать наперегонки , кто вперёд добежит, кто скорее прибежит).

Как приговаривала лиса эти слова ?

А как вы думаете, сразу ответил, рак лисе или немного подумав?

Да, он, наверное, обдумывал, как провести лису и ответил не сразу.

Как рак перехитрил лису ? (Уцепился за хвост лисы)

Правильно, он уцепился лисе за хвост.

А когда рак отцепился?

Чтобы оказаться впереди лисы рак отцепился , только тогда когда лиса добежав до места , обернулась назад и вильнула хвостом.

Что можно сказать про лису , какая она? (Хитрая)

А какой рак? (Ещё хитрее)

Рак хитрый-прехитрый, хитрющий.

Ребята, где мы свами оказались? (В лесу)

Зайчик прыгает : скок, скок

Через кустик и пенёк.

Белка скачет по сучкам

Тут и там, тут и там.

Мишка поутру проснулся,

Вперевалочку пошёл ,

Мёду сладкого нашёл.

По протоптанной дорожке

Побежали чьи-то ножки.

Это волк-волчок бежит,

За ним лисонька спешит –

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Присаживайтесь на стульчики и послушайте сказку ещё раз , а потом вы будете её рассказывать . Слушайте внимательно и запоминайте.

(Прочитав сказку , предложить детям пересказать её (2-3 раза)

А теперь давайте расскажем сказку по ролям . (2-3 варианта)

После каждого пересказа детей оценить полноту пересказа , отметить проявленную самостоятельность, использование различных интонация и различного типа речи. Привлечь детей к оценке рассказов товарищей . Отметить, какие слова из сказки они старались не пропустить , отчётливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали .

Молодцы, вы очень хорошо запомнили сказку ! Давайте её разыграем. Один из вас будет играть роль рака, другой – роль лисы, третий станет ведущим (рассказчиком ) . (1 раз)

Хочу предложить вам сделать необычную аппликацию лисы – из мелко нарезанных нитей. Но сначала с помощью пальчиков мы расскажем о хитрой лисичке.

Вышла погулять. (хлопают в ладоши)

Или зайку, или мышку, (разводят руки в стороны)

Мышки прячутся в нору. (хлопают в ладоши за спиной)

Дети присаживаются за столы. На силуэты лисы наносят клей и посыпают нарезанными нитями. Следить за осанкой детей. Помогать тем у кого возникают сложности. Напомнить детям о времени, заканчивать работу. Можно дать детям частично готовые работы. Рассмотреть на стенде готовые работы детей. Предложить детям рассказать о своих лисичках .

Ребята, чем мы с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".


Цель: формирование у детей умения драматизировать знакомую сказку, т. е. разыгрывать её по ролям, передавая эмоциональное состояние героев.

Уж на что хитра лиса, известный персонаж русских народных сказок, да только тихий и неповоротливый рак хитрее лисы оказался. И выиграл спор с лисой! А какой у них был спор — вы узнаете, прочитав сказку.

Отъелась Лиса у Волка за зиму, а летом мудрено ли пропитаться?

Бежит она раз около речки, веселая, песенку напевает, глядь — на бережку Рак сидит: глазищи вытаращил, усищи распустил и говорит Лисе:

— Куда, кума, торопишься?
— Так, без дела лытаю.
— Шибко ты, кума, бегаешь, только за мною тебе не угнаться.

Раку-то надо бы в гости к свояку в соседний пруд сходить, да идти лень, — вот он и пошел на хитрости.

— Ну куда тебе, усатому, пучеглазому!
— А давай перегоняться: кто первый вон до того пруда добежит — того и верх.
— Давай.

Выбрали место поровнее, встали. Лиса побежала, а Рак уцепился клешней ей за хвост. Бежит Лисица, торопится, а Рак — ни гу-гу: висит себе на хвосте, покачивается. Добежала Лиса до пруда, вернулась — посмотреть, где-то еще Рак, — а он уж сзади отзывался.

— Долго же ты бежала, кумушка; я уж давно тебя здесь жду.

Каждая история – это не только и не столько забава, призванная развлечь и повеселить маленького читателя, в ней заключен целый пласт мировоззрения народа, его представления о жизнеустройстве и принципах, на которых строятся взаимоотношения. Сказка поучительна, но в ней нет того откровенного морализаторства, которое так не любят дети. Поэтому воспринять урок из подобной интересной и захватывающей истории ему гораздо легче, чем слушать наставления взрослых.

Сказка о животных – это целая энциклопедия, из которой можно почерпнуть знания о том, каких животных надо опасаться, как необходимо вести себя в различных ситуациях и прочее.

В сказке повествуется о том, как лиса предложила раку бежать наперегонки, рассчитывая, по всей видимости, одержать легкую победу, ведь всем известна медлительность и нерасторопность раков. Но, вот незадача, рак оказался силен не скоростью своих конечностей, а умом и смекалкой. Он уцепился клешнями за хвост лисе, которая махнула им и тем самым забросила рака на финишную черту. Обескураженная лиса потерпела поражение.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Лиса и рак, эта сказка предложена для вашего внимания. На первый взгляд она очень незамысловатая, вы за очень быстрый срок и в короткие сроки на приведенных красочных и ярких примерах рассказать об очень важных и необходимых вещах для вашего маленького слушателя. История этой сказки повествует для маленького читателя о победе ума над высокомерностью и ханжеством и большим желанием показать всю свои силу беззащитному и слабому сопернику. Эта сказочная история на первый взгляд очень похожа и переплетается с другой сказкой, но в то же время очень сильно имеет отличие в ее емкости и позитивным решением вопроса.

Чему учит сказка Лиса и рак

Идея этой сказки заключается в том, и учит она тому, что всегда против хитрости и лицемерия, найдется тот персонаж сказочный или человек, кто точно также сможет перехитрить соперника. Никто не может догадаться сразу из этой сказки, что маленькое и слабое семейство раков и речки поставит хитрую лису на свое место и поставит ее в очень неловкое положение. Читайте эту сказку у нас на странице онлайн, под названием Лиса и Рак, чтобы научить вашего ребенка очень многим полезным вещам.

Текст сказки Лиса и рак

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:

Давай с тобой перегоняться.

Что ж, лиса, ну давай!

Начали перегоняться. Лишь лиса побежала, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:

А я давно уж жду тебя тут.

Конспект НОД (интегрированное) в старшей группе

Цель : развивать связную речь детей.

Задачи : учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; развивать интонационную выразительность; упражнять в выразительности речи детей; совершенствовать навыки выполнения аппликации приёмом выкладывания силуэта мелко нарезанными нитями; воспитывать интерес к народному творчеству ; воспитывать положительные эмоции о проделанной работе.

Предварительная работа : рассматривание лисы и рака на картинках, отмечая особенности их внешнего вида; знакомство со средой обитания рака и лисы; отгадывание загадок об этих животных; знакомство детей с новым приёмом аппликации - выкладывание силуэта мелко нарезанными нитями.

Ребята, отгадайте загадки :

В деревне кур крадёт. (Лиса )

Послушайте ещё одну загадку :

Хватает клешнёй. (Рак)

Лиса встретила рака и говорит ему :

Давай с тобой перегоняться !

Начали перегоняться .

Как только лиса побежала , рак уцепился ей за хвост.

Добежала лиса до места , а рак не отцепляется. Обернулась лиса посмотреть , далеко ли рак ползёт, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит :

А я тебя давно тут жду!

Что лиса предложила раку ? (Перегоняться ) .

Как можно об этом сказать по-другому ? (Бегать наперегонки , кто вперёд добежит, кто скорее прибежит).

Как приговаривала лиса эти слова ?

А как вы думаете, сразу ответил, рак лисе или немного подумав?

Да, он, наверное, обдумывал, как провести лису и ответил не сразу.

Как рак перехитрил лису ? (Уцепился за хвост лисы)

Правильно, он уцепился лисе за хвост.

А когда рак отцепился?

Чтобы оказаться впереди лисы рак отцепился , только тогда когда лиса добежав до места , обернулась назад и вильнула хвостом.

Что можно сказать про лису , какая она? (Хитрая)

А какой рак? (Ещё хитрее)

Рак хитрый-прехитрый, хитрющий.

Ребята, где мы свами оказались? (В лесу)

Зайчик прыгает : скок, скок

Через кустик и пенёк.

Белка скачет по сучкам

Тут и там, тут и там.

Мишка поутру проснулся,

Вперевалочку пошёл ,

Мёду сладкого нашёл.

По протоптанной дорожке

Побежали чьи-то ножки.

Это волк-волчок бежит,

За ним лисонька спешит –

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Присаживайтесь на стульчики и послушайте сказку ещё раз , а потом вы будете её рассказывать . Слушайте внимательно и запоминайте.

(Прочитав сказку , предложить детям пересказать её (2-3 раза)

А теперь давайте расскажем сказку по ролям . (2-3 варианта)

После каждого пересказа детей оценить полноту пересказа , отметить проявленную самостоятельность, использование различных интонация и различного типа речи. Привлечь детей к оценке рассказов товарищей . Отметить, какие слова из сказки они старались не пропустить , отчётливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали .

Молодцы, вы очень хорошо запомнили сказку ! Давайте её разыграем. Один из вас будет играть роль рака, другой – роль лисы, третий станет ведущим (рассказчиком ) . (1 раз)

Хочу предложить вам сделать необычную аппликацию лисы – из мелко нарезанных нитей. Но сначала с помощью пальчиков мы расскажем о хитрой лисичке.

Вышла погулять. (хлопают в ладоши)

Или зайку, или мышку, (разводят руки в стороны)

Мышки прячутся в нору. (хлопают в ладоши за спиной)

Дети присаживаются за столы. На силуэты лисы наносят клей и посыпают нарезанными нитями. Следить за осанкой детей. Помогать тем у кого возникают сложности. Напомнить детям о времени, заканчивать работу. Можно дать детям частично готовые работы. Рассмотреть на стенде готовые работы детей. Предложить детям рассказать о своих лисичках .

Ребята, чем мы с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".


Цель: формирование у детей умения драматизировать знакомую сказку, т. е. разыгрывать её по ролям, передавая эмоциональное состояние героев.

Уж на что хитра лиса, известный персонаж русских народных сказок, да только тихий и неповоротливый рак хитрее лисы оказался. И выиграл спор с лисой! А какой у них был спор — вы узнаете, прочитав сказку.

Отъелась Лиса у Волка за зиму, а летом мудрено ли пропитаться?

Бежит она раз около речки, веселая, песенку напевает, глядь — на бережку Рак сидит: глазищи вытаращил, усищи распустил и говорит Лисе:

— Куда, кума, торопишься?
— Так, без дела лытаю.
— Шибко ты, кума, бегаешь, только за мною тебе не угнаться.

Раку-то надо бы в гости к свояку в соседний пруд сходить, да идти лень, — вот он и пошел на хитрости.

— Ну куда тебе, усатому, пучеглазому!
— А давай перегоняться: кто первый вон до того пруда добежит — того и верх.
— Давай.

Выбрали место поровнее, встали. Лиса побежала, а Рак уцепился клешней ей за хвост. Бежит Лисица, торопится, а Рак — ни гу-гу: висит себе на хвосте, покачивается. Добежала Лиса до пруда, вернулась — посмотреть, где-то еще Рак, — а он уж сзади отзывался.

— Долго же ты бежала, кумушка; я уж давно тебя здесь жду.

Каждая история – это не только и не столько забава, призванная развлечь и повеселить маленького читателя, в ней заключен целый пласт мировоззрения народа, его представления о жизнеустройстве и принципах, на которых строятся взаимоотношения. Сказка поучительна, но в ней нет того откровенного морализаторства, которое так не любят дети. Поэтому воспринять урок из подобной интересной и захватывающей истории ему гораздо легче, чем слушать наставления взрослых.

Сказка о животных – это целая энциклопедия, из которой можно почерпнуть знания о том, каких животных надо опасаться, как необходимо вести себя в различных ситуациях и прочее.

В сказке повествуется о том, как лиса предложила раку бежать наперегонки, рассчитывая, по всей видимости, одержать легкую победу, ведь всем известна медлительность и нерасторопность раков. Но, вот незадача, рак оказался силен не скоростью своих конечностей, а умом и смекалкой. Он уцепился клешнями за хвост лисе, которая махнула им и тем самым забросила рака на финишную черту. Обескураженная лиса потерпела поражение.

Читайте также: