Где находится рака с мощами иоанна кронштадтского

В истории православия редко встретишь священника, на проповеди которого приходило бы десятки тысяч христиан, а на кончине его собралось неисчислимое множество народа. Как при жизни служил святитель людям, так и продолжает служить после смерти.

Мощи Иоанна Кронштадтского, хранимые в Санкт-Петербурге, со временем не утратили своей чудотворной силы и по-прежнему помогают христианам, обращающимся к ним за помощью.

Прижизненные чудеса, сотворенные по молитве священника

Божественная любовь и доброта накрывали атмосферу пространства, когда в нем появлялся святитель Иоанн Кронштадтский.

Одаренный при жизни чудодейственным даром, отец Иоанн не отказывал никому в возложении рук. Те, кто не могли попасть на личную встречу, писали письма и получали Божий ответ на просимое по молитве праведника.

Читайте о святом:

По свидетельству комиссии профессоров военной академии они случайно оказались в деревне Кончаковской в 1901 году и наблюдали, как к священнику Иоанну привели бесноватую женщину. Буквально несколько минут понадобилось святому, чтобы к родным вышла абсолютно здоровая женщина.

Художник Животовский в своих воспоминаниях описывает случай, когда их местность страдала от жары, засухи и пожаров. Приглашенный мирянами батюшка прочитал молитву и пошел благодатный, долгожданный дождь.

Важно! В дар за самоотверженную жизнь в любви к Богу святой отец был наделен особой силой исцелять всех людей, независимо от религии, за что был назван в народе всероссийским батюшкой.

После смерти настоятеля Андреевского собора его мощи стали русской святыней, к которым никогда не исчезает поток паломников.

Местонахождение святых мощей

Всероссийский батюшка покинул грешную землю 27 декабря 1908 года, прожив богобоязненной жизнью 80 лет, похоронен в Санкт-Петербурге в монастыре Иоанна. Святой праведник предчувствовал свою смерть за несколько лет, он страдал от болезни, и за 4 года до смерти отец Иоанн попросил благословения на захоронение его тела в обители Иоанна.

По распоряжению самого всероссийского батюшки в храме пророка Ильи и царицы Феодоры, которые являлись родителями пастыря, предварительно был сооружен крипт-усыпальница. Присутствующие на похоронах люди отмечали, что вместе со скорбью испытывали удивительную радость, присутствие Духа Святого и самого святого.

Его гробница как 100 лет назад, так и теперь привлекает паломников и прихожан своей чудотворной силой. Около мощей Иоанна Кронштадтского находится икона с его изображением и одежды. Мощи преподобного Иоанна покоятся в белоснежной мраморной усыпальнице под массивной плитой.

Богатством отделки из мрамора, красотой украшений усыпальницы невозможно не восхищаться. Большое пожертвование на церковь-усыпальницу в свое время было сделано Анной Яковлевной Лежневой, в дальнейшем монахиней Иоанной.

В 1990 году Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.

Внимание! Поклониться святым мощам праведного Иоанна можно и в Москве. Частички святыни хранятся в соборе Сергия Радонежского.

Усыпальница российского праведника открыта для посещений каждый день, поклониться святым мощам можно сразу после окончания Божественной литургии и до начала вечерней службы. После Божественной литургии около усыпальницы проводится молебен, панихиды служатся на втором этаже, в храме 12 Апостолов.

На какие молитвы приходит ответ у мощей Иоанна Кронштадтского

Праведник Кронштадтский был патриотом своей земли и много молился на Россию, Молитвенный заступник земли русской оставил несколько пророчеств для своего народа.

Будучи пророком, святой отец перед смертью со слезами призывал народ покаяться в ослаблении веры, иначе в наказание Бог заберет царя, а поставит вместо него жесткую власть, которая прольет много крови, сто лет назад святой Иоанн предвидел события теперешнего дня.

В наполненном Божьей любовью сердце всегда было место для молитв за людей, которые нуждались:

  • в исцелении от неизлечимых болезней;
  • в укреплении веры;
  • в освобождении от зависимостей;
  • в укреплении семейных отношений.

Жизнь практически не меняется, и с подобными прошениями люди едут к мощам праведника и часто получают ответ.

Церковные книги полны благодарственных записей, люди свидетельствуют об исчезновении онкологических опухолей, онемений конечностей, мучивших многие годы, освобождении от бесплодия и наркозависимости

Сам святой отец учил в молитве оставаться один на один с Богом, веря только в Его всемогущую силу.

Прижизненные чудеса исцеления часто происходили в момент исповеди и принятия причастия, когда человек каялся в своих грехах и получал очищение через Дары Христа.

При поклонении мощам или перед иконой праведника следует читать молитву.

О святой праведник Иоанна, всероссийский батюшка, светильник веры православной и предивный чудотворитель!

Ты с младенчества Всевышним был избран, Духом святым ведомый, истинным пастырем был для овец своих, примером в жизни, любви, вере, чистоте служения людям.

Молю тебя, праведный отец, моли Спасителя Человеколюбивого святую церковь от ереси оградить, даровать ей мир и покой, земли российские сохрани в благодати, наполни их истинной и истинными пастырями, властями мудрыми и богобоящимися, немощи наши исцели, развращенных направь на путь истинный, юношей воспитай, старцев сохрани, и нас всех благослови в Царствии Небесном со всеми святыми прославлять Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Прижизненные чудеса святого праведника

Преподобный протоиерей Иоанн Кронштадтский никогда не отказывал праведникам. Он всегда готов был оказать посильную помощь, повернуть на путь истинный. Святитель помогал всем, независимо от социального статуса просящего.


Св. Иоанн Кронштадтский помогал независимо от веры и социального статуса

Существуют свидетельства, подтверждающие чудодейственные деяния, совершенные еще при жизни святого. Так, в 1901 году священник Иоанн, будучи на тот момент в деревне Кончаковской, вылечил бесноватую женщину. Очевидцы говорили, будто бы на полное исцеление святителю понадобилось всего лишь несколько минут.

Художник Животовский в своих работах описал чудесное пролитие дождя в местности, где длительный период стояла засуха и происходили пожары. Святитель долго молился в церкви, вопрошая Божией милости. Его молитвенные прошения были услышаны Всевышним: на сухую землю спустился проливной дождь.

Св. Иоанн Кронштадтский помогал молодым и старым, нищим и богатым, больным и здоровым. Бескорыстная помощь святого продолжилась и после его смерти. Молиться и просить помощи можно не только перед образом святого, но также на его могиле и возле мощей.

В этом видеосюжете рассказывается о святой обители, куда приходят паломники поклониться мощам преподобного.

Местонахождение святых мощей

Протоиерей предчувствовал собственную смерть. За несколько лет до своей кончины он получил разрешение быть захороненным на территории Иоанновской обители.

В декабре 1908 года святитель умер и был похоронен в монастыре святого Иоанна в Санкт-Петербурге. Мощи чудотворца по сей день находятся в обители. Усыпальница с белоснежной мраморной гробницей открыта для посетителей ежедневно.

Поклониться святым мощам и вознести молитвенное прошение можно от момента окончания Божественной литургии до вечерней службы, которая начинается в 17. 00.

Молитвы святому Иоанну Кронштадтскому

При жизни святитель помогал всем нуждающимся. Люди просят святого:

  • об исцелении от душевных мук и страданий;
  • об исцелении от различных недугов;
  • о помощи в преодолении наркотической или алкогольной зависимости;
  • о помощи в учебе и работе;
  • о защите семьи от разлуки и недопонимания.

При поклонении мощам читают молитвы об исцелении, от бесов и от пьянства.

Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн; силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави; светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари; умири, чудотворче и провидче преизряднеишии, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прелыщенныя обрати и совокупи Святей Соборной и Апостольской Церкви; Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.

«О, великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь — не отвергни меня заблуждающагося.

Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.

Светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари. Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; расточенныя собери, прелыценныя обрати и совокупи Святей Соборной и Апостольской Церкви.

Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.

«О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся.

Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя.

Свидетельства современников

Мощи Иоанна Кронштадтского, которые находятся в Иоанновском монастыре в СПб, обладают удивительной силой.

В 1994 году у жительницы Санкт-Петербурга Татьяны Ищеевой родился долгожданный сын. Буквально перед самой выпиской ребенку стало плохо: поднялась температура. К сожалению, врачи, испробовав различные методы, не могли добиться положительной динамики. Молодая мать была в полном отчаянии и отправила своего супруга просить помощи у мощей святителя. На следующий же день состояние новорожденного улучшилось, малыша стали готовить к выписке.

Современники рассказывают, что святой отец помогает детям в учебе. Например, была одна интересная история о мальчике Ванечке, которому тяжело давались школьные предметы. Родители и учителя отчаялись привить ребенку любовь к науке, одна только бабушка верила в своего внука. В расположенной возле дома часовне она часто просила помощи у св. Иоанна. Каково же было удивление многих, когда в третьем классе у Ванечки открылись удивительные способности. Мальчик стал лучшим учеником в классе.

Отец Иоанн помогал не только излечиться от тяжких недугов, но и укрепить отношения между супругами. Недавно произошел удивительный случай. Девушка по имени Ольга вышла замуж, но у пары не было детей. Причина тому – последствия аборта в раннем возрасте. Молодая женщина обратилась за помощью к святому. На протяжении нескольких дней она читала молитвы перед иконой Иоанна Кронштадтского с частицами мощей (Храм преподобного Сергия Радонежского, Москва). По возвращении домой Ольга узнала о беременности.

Иоанн Кронштадтский – святитель, помогающий в различных нуждах и бедах. Обращаться к святому угоднику можно не только в соборах и храмах, но также дома. При этом молитва должна быть искренней, а помысли – чистыми и открытыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наставления и поучения святого праведного Иоанна Кронштадтского, полные любви и веры, и сейчас звучат так, словно он обращался к нам, людям XXI века, напрямую:

Накануне дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского мы попросили читателей портала Православие.Ru поделиться своими историями о чудесной помощи этого великого святого. Сердечно благодарим тех, кто нашёл силы и время для того, чтобы написать нам о своём сокровенном опыте.

Но на третий день утром, когда малыша принесли кормить, он весь горел.
Температура была очень высокая, к тому же критическая потеря веса от обезвоживания. При обходе врач сообщила, что с таким же диагнозом на отделении оказалось несколько новорожденных. По-моему, человек шесть. ЧП!

Всех младенцев срочно положили под капельницы. Трудно передать словами свои чувства. Казалось, что время остановилось. Лежать не могла, ходила по длинному коридору из конца в конец и молилась. Днём должен был подойти муж. Зная, что не смогу сказать словами о происшедшем, я заранее написала записку и подала её мужу с просьбой срочно ехать в Иоанновский монастырь к нашему духовнику просить его молиться батюшке Иоанну Кронштадтскому.

Муж сразу поехал. Как же долго тянулось время! На следующее утро был очередной врачебный обход. Доктор объясняла переволновавшимся матерям,
что их детки получше себя чувствуют, что мамочки могут уже особо не переживать, а о моём сыне молчала.

И это один из многих случаев молитвенной помощи дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского нашей семье. Всё не перечислить. Что-то настолько личное, что не доверишь бумаге. Но всё в памяти, и благодарность всей нашей семьи у нас в сердцах. Низкий поклон Святому Батюшке и благодарение Богу!

И вот, будучи уже в третьем классе, он впервые испытал живой интерес к английскому, улучшились четвертные отметки по русскому и английскому языкам. Святой праведный отче Иоанне Кронштадский, моли Бога о нас! Умоли Господа помочь нашему неверию!

Несколько лет назад я и вся моя семья столкнулись с тяжёлым моим недугом – наркозависимостью. К тому же у меня ещё была зависимость от экстремального спорта, где я безрассудно постоянно получала травмы и ломала кости.

Моя лучшая подруга, чувствуя мои проблемы, но до конца не зная их, просто дала мне ссылку на Душепопечительский православный центр во имя святого Иоанна Кронштадтского. На тот момент внутри меня всё сопротивлялось лечению и исцелению. Точнее, мне казалось, что ничего серьезного нет, это просто этап взросления. Потом только я поняла, насколько сильна милость Божья, Его любовь и ежесекундная забота о нашем спасении. Нам, наверное, даже невозможно этого представить в полной мере.

Ссылку я сохранила, и через какое-то время, с Божьей помощью, пришла в этот центр. На тот момент ничего не знала о святом Иоанне Кронштадтском. Просто сидела в приёмной центра, смотрела на его икону и молила о помощи, как могла.

А потом внутри меня что-то изменилось, и я осознала нечто важное – стыд и милость Божью! Дальше началась долгая и мучительная борьба со злом внутри себя. Каждый раз молила Бога и Святых дать сил просто дойти до храма. Очень благодарна святому покровителю центра Иоанну Кронштадтскому за то, что его молитвами трудятся специалисты и служители храма, спасаются сотни людей и их семьи. Это чудо!

Сейчас у меня всё благополучно. Я вышла замуж, мы венчались сразу после росписи. У меня потрясающая работа – логопед-дефектолог. Мы с мужем ждём рождения нашего малыша.

Верьте в молитвы святых Отцов! Милость Божья необъятно огромна!

Два года назад мы с мужем на Новый год ездили в паломническую поездку в Петербург, где я молилась у мощей святого Иоанна Кронштадтского о даровании нам ребёночка.

Когда вернулись в Москву, я поняла, что беременна. Сейчас у нас сын Иван. Слава Богу.

Мне во сне приснился наш алтарь. Я стою возле Престола. В алтарь быстрым, энергичным шагом входит святой Иоанн Кронштадтский, преклоняет колена, молится, говорит мне несколько каких-то слов поддержки и одобрения и выходит из алтаря. Приободрившись, наутро еду к своему архиерею. И чувствую, что спланированная и хорошо организованная провокация врагов Церкви провалилась. Всё у них рассыпается. Безбожники отступают, проблемы с уполномоченным владыка улаживает и меня защищает. Мне было тогда 28 лет, моей жене 19.

Не сомневаюсь, что Господь защитил меня по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Поэтому, когда у нас в 1984 родился сын, мы его назвали Иоанном.

А в селе Никольском, в обители батюшки Зосимы, второго января в храме яблоку негде упасть. Люди едут и идут помолиться святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, приносят и приводят детей с верой в помощь святого батюшки. И так много лет подряд. Наверняка, есть конкретные примеры помощи, а самое главное, что народ приходит помолиться своему любимому батюшке. И такая радость в душе! Отче Иоанне, моли Бога о нас! Такой вот пример народной любви к батюшке на просторах Украины.

В 2012 году была на обучении в Петербурге в течение пяти дней. В первый же день после учёбы поехала в Иоанновский монастырь, где ранее ни разу не была, но очень хотелось посетить могилу батюшки Иоанна.

Моя мама на следующий день должна была идти на медицинское обследование, и подозревали самое худшее. Свекровь также лежала в больнице. Возраст её был тогда 76 лет. Хотели ампутировать ногу: пошла гангрена, нога почернела. Я очень расстраивалась, боялась за неё. Волновалась и за мужа – как он переживёт, если свекровь не выдержит ампутации.

Припала я к могилке отца Иоанна и просила, просила, просила. Назавтра позвонила мама после проведения обследования и сказала, что рака нет, но надо лечиться. Через дней десять, когда я уже вернулась, муж рассказал мне, что мать его выписали из больницы: чернота на ноге стала проходить и гангрены нет – ошиблись, мол, врачи. Слава Богу за всё.

Теперь я знаю, что батюшка помог. Его иконка, приложенная к могиле, всегда перед моим взором. Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

Этот случай произошел на заре моего священнического служения в 2002 году.

Я слышал о чудесах, происходивших после молитвы праведному Иоанну Кронштадтскому, почитал его как святого. Мне было дорого, что жил он не так давно, что о нём осталось много свидетельств. Но однажды я прочёл статью противника его прославления… Тягостные размышления об этой статье заняли у меня всё время от вечернего богослужения и всю ночь.

Утром служить литургию, а я был совершенно разбит этими мыслями, бессонницей. Какая у меня могла быть молитва? Но отменить службу было невозможно. В полном расстройстве я облачался перед проскомидией, как вдруг меня вызвали из алтаря.

Я тогда делала первые шаги в вере и ещё даже не была крещена. Молилась, как могла. И вдруг в моём сознании возникло имя святого Иоанна Кронштадтского, я стала просить батюшку вразумить сына. И буквально сразу раздался звонок: сын извинился и сказал, что уже едет на такси домой. Этот случай послужил укреплению моей веры. А к батюшке Иоанну у меня очень тёплое чувство.

У меня маленькое чудо, но всё же очень значимое для меня. Около года назад начал молиться святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы он помог мне обрести его икону. Дело в том, что очень почитаю этого великого святого, но по забывчивости и суетности жизни, уже несколько лет не могу приобрести его икону.

Таким образом, получил не только икону, но и благословение святого. Вот так святой праведный Иоанн Кронштадтский быстро откликнулся на молитву.

В 2007 году я увольнялась с работы, вышла из здания нашего управления после общения с кадровиком вся в очень расстроенных чувствах. Рядом находился Иоанновский монастырь, я туда и зашла, постояла в усыпальнице, поплакалась на могилке отца Иоанна, вышла оттуда все ещё очень расстроенная.

Только подумала, что пишут о том, как от отца Иоанна ещё никто не уходил не утешенным – и в этот момент всё изменилось: выглянуло из-за туч солнце, всё осияло, а на душе стало очень хорошо – мирно, тихо, спокойно, легко, и весь мир вокруг стал прекрасен.

И все необходимые подписи и бумаги для увольнения были собраны за два дня без малейших препятствий. Кадровик, когда всё это получил, был сильно удивлён и признался, что такое на его памяти было только с одним человеком, извинился передо мной и был очень любезен.

Я раньше в храм не ходил. И вот однажды, Великим постом, включил свой любимый канал ТВ3, а там заканчивалась передача об Иоанне Кронштадтском. Минут пять я посмотрел и очень захотел узнать о нём больше, раньше я о нём слышал, но не интересовался. Накануне сын разбил ноутбук, и интернета не было, а в городской библиотеке, как я подумал, биографии святого нет.

В очередной раз, молясь у иконы святого праведного Иоанна Кронштадтского, опять Великим постом, мысленно прошу святого: как бы мне попасть к его мощам в Питер, хотя сам живу на севере, очень далеко. И вот, спустя пару дней, звонит родственник и просит помочь пригнать машину из Питера. Так через неделю я оказался у мощей святого! Радости было через край! Вот так мою жизнь изменил святой Иоанн Кронштадтский, и это лишь малая часть чудес из моей новой жизни!

В Лавре я купила две тоненькие книжечки в церковной лавке. Так я узнала имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, и началась моя долгая и удивительная дорога в храм Божий.

По молитвам отца Иоанна, я познакомилась и долгое время общалась с внучкой его духовной дочери Татьяной Глебовной Варыпаевой, ныне покойной, Царство ей Небесное. Она давала мне книги об отце Иоанне, подарила его фотографию с автографом, много рассказывала о своей бабушке Зое, о своих родителях, которые были верующими людьми.

Любимый мой батюшка, отец Иоанн Кронштадтский, вымолил меня, вытащил из тьмы неверия, дал руководителя в то время, когда я ещё не имела своего духовника. Татьяна Глебовна была для меня свет в окошке. До сих пор я чувствую её духовную поддержку.

Когда я бываю в Санкт-Петербурге, всегда езжу на Карповку, к батюшке. Там его икона большая, и всякий раз он смотрит на меня по-разному. Иногда, даже очень ласково, но в основном строго, и я знаю, за что. Батюшка, помолись обо мне грешной, о моих детях, о брате моём, о маме, о стране нашей, властех и воинстве ея!

Так вот читаю и огорчаюсь: книга не тоненькая, откопировать не смогу, купить не получится, давно все раскупили. Прихожу в следующий раз в храм и сразу при входе на полке вижу эту книгу. Подошла расплатиться, а на меня прямо набросились: где я её взяла? Многие спрашивают эту книгу, все экземпляры давно распродали.

Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

Вокруг судьбы гробницы св. Иоанна Кронштадтского в храме-крипте Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге сложилось множество преданий. Мнение о том, что мощей в усыпальнице нет, господствует в Русской Православной Церкви Заграницей. Похожее писал в 1966 г. атеист-кощунник Н. Юдин, излагая почти через 40 лет события 1920-х гг. Однако в обоих случаях не было приведено никаких документальных подтверждений. Иное предание, со ссылками, в числе прочих, на воспоминания Н. Д. Жевахова и монахини Вероники (Врасской-Котляревской), приводит М. В. Шкаровский в своей фундаментальной монографии об истории монастыря. По сообщению Т. И. Орнатской, оно бытовало и среди родственников Кронштадтского пастыря. Представляется, что рассматриваемые ниже документы подтверждают истинность свидетельства о том, что мощи св. Иоанна во все лихолетье почивали на месте его первоначального упокоения и являлись залогом нынешнего возрождения Иоанновской обители.

Настоящая работа затрагивает период 1923—1926 гг. и основана на трех группах источников: архивных делах из ЦГА С.-Петербурга (фонды Ленгубисполкома, ф. 1000, секретный отдел; Ленгорисполкома, ф.


Как известно, о. Иоанн еще в 1904 г. через ходатайство к митрополиту Антонию (Вадковскому) получил разрешение быть погребенным в крипте Свято-Иоанновского монастыря — в порядке исключения из существовавшего законодательства. 23 декабря 1908 г. Кронштадтский пастырь нашел упокоение пеpед пpавым клиpосом церкви-усыпальницы во имя святых пророка Илии и Царицы Феодоры. Над его могилой, находившейся, что важно отметить, на очень небольшой глубине, была положена массивная мраморная плита с изобpажением Кpеста, Св. Евангелия и pезной митpы из мрамора. В 1911 г. на гpобнице был помещен обpаз пpп. Иоанна Рыльского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед ним горела неугасимая лампада. Могила пользовалась всеобщим почитанием — у нее молились члены Цаpствующего Дома, более восьмидесяти аpхиеpеев (только в 1909 г.), многие тысячи богомольцев со всех концов России. Кроме того, у мощей о. Иоанна происходили исцеления (в 1909 г. отмечено 12 исцелений).





Распоряжение Ларионова носило компромиссный характер и соответствовало представлению ГПУ. Оно предусматривало сокрытие мощей в два этапа, которые следовало осуществить в разное время — немедленно замуровать гробницу (что предлагалось ранее Петроградским райисполкомом, и что уже осуществлялось де-факто), но так, чтобы через два-три месяца ее открыть, перезахоронить гроб на большей глубине и забетонировать пол (что считал нужным сделать уполномоченный ГПУ А. Макаров).



На сегодняшний день можно утверждать, что в период с конца апреля по начало июня 1926 г. мощи св. Иоанна в оцинкованном гробе (по свидетельству о. И. Орнатского) были сокрыты под полом усыпальницы на глубине 0,8–1,6 м (по распоряжению Ларионова, Макаров рекомендовал на 2 м) и пол забетонирован. Прослеживается аналогия с захоронением святителя Патриарха Тихона в 1992 г., только там мощи были сокрыты самими православными.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Биография праведного Иоанна Кронштадтского
    • Годы жизни
    • Житие святого
    • Полезные материалы
    • Супружество
    • Свидетельства о жизни, служении и исповеди прав. Иоанна Кронштадтского
    • О помощи людям
    • Дар чудотворений
    • Пророчества о России
    • Покушение
    • Кончина праведника
    • День празднования памяти
    • Иконы и прижизненный портрет
    • Где находятся мощи
    • О чем молятся прав. Иоанну Кронштадтскому
    • Чудеса, произошедшие по молитвам к святому
  • Молитва
  • Тропарь, кондак, величание
    • Похожие статьи

Биография праведного Иоанна Кронштадтского

Прежде, чем наказать народ Свой за его сугубые грехи, Господь Вседержитель, будучи милосердным и милостивым, посылает к этому народу пророков. Которые обличают грехи людей, призывают их к покаянию и исправлению, угрожая им в противном случает тяжкой карой Божией. Так было перед ассирийским пленом Израиля (VIII век до Р.Х.); так было перед вавилонским пленом иудеев (VII до Р.Х.); так было и перед тем пленом, в который пошла Россия и русский народ с 1917 года.


Св. прав. Иоанн Кронштадтский

1 ноября 1829 – 2 января 1909 гг.

Его благочестивые родители узрели в сем особый знак благоволения Божия к своему сыну, поэтому с детства начали готовить его к священническому служению. В частности, отец Иоанна всегда старался брать его с собой в храм Божий, чем привил ему любовь к богослужению, особенно к Божественной литургии. Что, как мы увидим ниже, имело громадное значение в духовной жизни будущего святого праведника.

Правда, обучение грамоте и прочим полезным наукам вначале давалось отроку тяжело, как, впрочем, и многим другим святым до него. Обычно Господь попускает это для того, чтобы дитя достигло преуспеяния в сем не ради своих естественных дарований, которые удобно надмевают, но ради благодати Божией, даруемой чрез молитву, с коей даруется и смирение. Именно так было и со смиренным Иоанном, когда он однажды после своей горячей, слезной молитвы вдруг почувствовал благодатное просветление ума, стал хорошо читать, понимая и легко запоминая все прочитанное.

Благодаря чему он настолько успешно закончил Архангельские приходское училище и семинарию, что был принят на казенный счет в С.-Петербургскую духовную академию. Учебу в которой Иоанн сочетал с работой в ее канцелярии, посылая весь свой заработок овдовевшей матери. В это же время он начинает задумываться над тем, какое самоотверженное служение в дальнейшем ему следует избрать?

И это было открыто ему Богом в пророческом сне, в котором он увидел себя священником, служащим в св.Андреевском соборе г. Кронштадта, в коем он до этого никогда не бывал. Посему, когда после окончания академии ему было предложено вступить в брак с дочерью протоиерея сего храма К. Несвитского Елисаветой, чтобы затем стать там священником, он поступил именно так.

И этот выбор действительно оправдался тем, что, впервые войдя в св.Андреевский собор, о.Иоанн с содроганием убедился, что это именно тот храм, который он видел не только в своем вещем сне, но и представлял его именно таким в своих детских видениях.

Что же касается брака, то в первый же день его он сказал своей молодой жене:


Прав. Иоанн Кронштадтский с супругой. Фрагмент фотографии К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга)

Но тогда зачем надо было жениться, — спросит иной малосведущий читатель? Дело в том, что в Русской Церкви издавна (с собора 1503 г. или даже ранее) существовало правило обязательного брака белого духовенства. Вплоть до того, что овдовевшие священники и диаконы должны были принимать монашество или лишаться сана. Естественно в подавляющем большинстве случаев избирали первое.

Православная Церковь, в полном отличие от горделивой католической с ее целибатом, смиренномудро рассудила, что священнослужителям, живущим в миру и подверженным его соблазнам, особенно эротическим, гораздо легче воздержаться от блудных грехопадений, будучи женатыми. Ведь брак – это естественное средство для борьбы с блудом (ср.1 Кор.7: 1-7).

Вот почему Иоанну Сергиеву, чтобы стать священником, по церковным правилам надо было сначала жениться. Однако же, если он хотел остаться девственником и жить аскетической жизнью, то почему же не принял монашество? Утверждают, что он хотел быть не монахом, а именно священником, чтобы служить людям — но, думается, это лишь часть истины.

На самом деле о.Иоанн говорил о себе, что он не аскет. Странно слышать это от подвижника, который, не говоря уже о всех остальных его подвигах, каждый день служил Божественную литургию. Любой священник, если он, конечно, действительно священник знает, сколько духовных, душевных и телесных сил требует это служение! Так что совершать такую службу каждый день — это уже само по себе величайшая аскеза. Что же имел в виду праведник, говоря о себе, что он не аскет?!

Вот тут-то читатель будь внимателен, ибо сим св.Иоанн Кронштадтский открывает нам особый, крайне необходимый нам путь Божий, ведущий не только к спасению, но и к совершенству. Для того, чтобы понять это, сначала скажем несколько слов о том, чем по сути является аскеза в Православии.

Она необходима для того, чтобы не только победить грех, но и искоренить из своей души корень греха – страсти, гнездящиеся в сердце:

Когда православный подвижник путем длительной аскезы очищает свое сердце от всей сей скверны – он становится бесстрастным. Что великий аскет и учитель монашества преп.Иоанн Лествичник называл целью христианского подвижничества и почитал бесстрастие гораздо выше, чем дар чудотворений.

Во-вторых, что еще важнее, христианин начинает исполнять обе основные заповеди закона Христова о любви к Богу и ближнему:

Почему это происходит? Потому что любовь к Богу была естественно вложена Им в душу и сердце человека еще при творении. Но по причине множества грехов и страстей мы эту любовь утеряли. И действительно, поглядим-ка как называются три главные страсти, к коим сводятся все остальные – эти три страсти: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

Можно сказать и о том, как св.Иоанн получил этот дар — чрез Таинства Покаяния и, особенно, Евхаристии; помните, отец с детства постоянно приводил его в церковь, где он часто причащался. Но не заблуждайся, читатель! Этот дар дается не чрез частое и, тем более, не чрез сверх частое причащение. Необходимое и достаточное условие его получения те же, что и со времен основания христианства. А именно: строго православная вера (обязательно без всяких осиповых и кураевых) и ее исповедание, особенно в отношении Таинства Евхаристии, а также непрестанное стремление к добродетели.

Да, нам трудно, иногда и невозможно достичь последней, но это не значит, что мы, сложив свои аскетические оружия, должны отказаться от стремления к ней. Ибо не будет угоден Царю такой слабенький, нестойкий солдатик – трус и дезертир; зато Он похвалит того настоящего воина, который сражается до конца, даже несмотря на кажущееся абсолютного превосходство противостоящего ему врага!

И откуда ты знаешь, малодушный, может быть в тот самый час, когда ты хочешь окончательно отказаться от своего малого христианского подвига, может быть именно в этот час Господь желает дать тебе Свой драгоценный дар любви к Богу и людям?!

Теперь, читатель, ты понял, в каком смысле св.Иоанн Кронштадтский говорил о себе, что он не аскет?! Потому что он получил сие бесценное сокровище любви к Богу не обычным, вышеуказанным путем аскезы, а сверхъестественным образом, как особый благодатный дар Божий.

Однако надо сказать и то, что свойство сего дара таково, что он, порождая ревность по Богу, понуждает христианина к величайшим аскетическим подвигам – настоящему добровольному мученичеству; собственно, и сами христианские мученики, отрекаясь от мира, принимали страшные страдания за Христа из-за величайшей и ревностной любви к Нему:


Отец Иоанн Кронштадтский портрет работы М. Брянского

Вот как описывается всего один день жизни, в период уже всероссийской славы, сего добровольного мученика, праведного Иоанна Кронштадтского в его житии: «Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени.

Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь.

Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась.

По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва – вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении.

Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе – это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся.

А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания.

Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры.

Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть. После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!

Ведь любовь к Богу порождает и любовь к ближнему. И не случайно Господь поставил обе эти заповеди рядом (ср.Мф.22: 37-39). Авва Дорофей объяснял сие с помощью такого своеобразного геометрического примера. Представим себе круг, центром которого является Бог, а люди располагаются на окружности. И пусть любовь тут измеряется величиной обратно пропорциональной расстоянию. Тогда чем ближе человек в этом круге к его Центру-Богу (т.е., чем выше в нем любовь Божия), тем ближе он на окружности и к своим ближним, т.е. тем больше его любовь к ним.

И таков был о.Иоанн Сергиев уже в самом начале своего служения в Кронштадте. Городе, который был своего рода криминогенной зоной, поскольку являлся местом выселки из столицы разного рода нежелательных элементов.

К тому же, русские люди, из-за развития промышленности в то время, оторванные от земли и привычного им сельского патриархального быта, вынужденные тяжело трудиться на различных заводах и фабриках, из-за этого теряли веру, часто спивались и т.д. Вот к таким-то падшим людям с деятельной проповедью любви к ближнему и обратился о.Иоанн, говоривший:

К какому благотворному результату это приводило, видно из умилительного рассказа одного ремесленника:

Пришло время, и св.Иоанн Кронштадтский, ничего не имея, стал распорядителем громадных материальных средств, которые в качестве пожертвований шли к нему, как безмездному и милосердному пастырю, со всех концов России: как от миллионеров, так и от простых людей. И все это он тут же, без остатка раздавал нищим и нуждающимся.

Воистину все это было по слову апостола:


Прав. Иоанн Кронштадтский

Но не только это дает Господь любящим Его. Ибо таковым Он обещает:

Кою и св.Иоанн Кронштадский получил из-за своей сострадательной любви к ближним и желания помочь им, особенно болящим, в их страданиях и нуждах. Как говорится в его житии: «По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно.

Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось…. По молитве о. Иоанна прозревали слепые.

Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву.

Особенно примечательно последнее, свидетельствующее о том, что святой достиг того величайшего духовного состояния любви милующей, к коей Сам Господь нас призвал:

Почему мулаты, спросит читатель? Во-первых, потому, что своим лицом или, лучше сказать, личиной они похожи на черную рожу отца своего диавола (ср.Ин.8: 44). А во-вторых потому, что сами-то они все-таки белые, но рты у них даже не желтые, а черные!

Но эта клевета была лишь цветочками той сатанинской ненависти к праведнику. Вот еще одно свидетельство того времени:

«В те годы, когда протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был уже всенародно известен, а в кронштадтский Андреевский собор к нему на литургию ежедневно уже съезжались тысячи людей со всей России, произошел один вопиющий случай. Во время службы на амвон поднялся некий студент и прикурил (sic!) от лампады на иконостасе.

Обладавший пророческим даром св.Иоанн Кронштадтский провидел все те чудовищные бедствия, которые несла России и ее народу будущая революционная смута. И неоднократно пророчески предупреждал об этом:

Но отменить действие Промысла Божии в отношении Царей и Отечества даже такой великий святой не мог. Так в октябре 1894 года он смог лишь облегчить страдания умирающего Государя Александра III, но не смог восставить его от одра болезни, возможно, тем самым хотя бы отчасти изменив и будущую печальную судьбу России и русского народа.

Но, думается, не имея возможности ее изменить, св.Иоанн Кронштадтский, по крайней мере, ее отсрочил. Во всяком случае первая революция, точнее, мятеж 1905 года, начавшийся еще при его жизни и, думается, его молитвами закончился поражением мятежников. Люто ненавидевших праведника до такой степени, что они попытались его убить.

Вот свидетельства очевидцев и современников того события:

«В эмиграции инокиня Евфросиния (Туликова), проживавшая в Белграде, записала рассказ молочницы Надежды, которая в свое время служила кронштадтскому чудотворцу, сопровождая его в карете во время частных выездов:

Мы все забеспокоились. Слышалась за дверью возня; две из нас стали стучать в дверь, а третья побежала за кучером, которым был богатырской силы. Кучер вбежал и со всей силы плечом ударил в дверь и сломал замок. Нам представилась такая картина: батюшка лежал поперек кровати, на нем были подушки, а на них сидели три изувера; на полу была кровь.

Кучер сбросил изуверов, взял на руки батюшку и отнес в карету. Мы все обливались слезами и просили у батюшки прощения. Мы не знали, что там были изуверы. Они порезали батюшке в паху.


О. Иоанн Кронштадтский. Фото 1900-х гг.

А вот свидетельство весьма информированного князя Ф. Юсупова:

Необычайным было и его погребение. Вот как описывают его очевидцы:

Всенародное почитание праведника как святого, сопровождаемое обилием чудес по молитвам к нему, началось сразу после его блаженной кончины.

Читайте также: