Функция врачебной должности врача онколога



Примечание. Главный врач имеет право изменять нормы приема в поликлинике и помощи на дому, однако годовая плановая функция должностей в целом по учреждению должна быть выполнена

Функция врачебной должности (ФВД) – это число посещений одного врача, работающего на одну ставку, за год. Различают ФВД фактическую и плановую:

1) ФВД фактическая получается из суммы посещений за год по дневнику врача (ф. 039/у). Например, 5678 посещений в год у терапевта;

2) ФВД плановая должна быть рассчитана с учетом норматива нагрузки специалиста на 1 ч на приеме и на дому по формуле:

ФВД = (а х 6 х в) + (a1 х б1 х в1),

где (а x б x в) – работа на приеме;

(а1 x б1 x в1) – работа на дому;

а – нагрузка терапевта на 1 ч на приеме (5 человек в час);

б – число часов на приеме (3 ч);

в – число рабочих дней ЛПУ в году (285);

а1 нагрузка на 1 ч на дому (2 человека);

б1 – число часов работы на дому (3 ч);

в1 – число рабочих дней ЛПУ в году.

Степень выполнения ФВД – это процентное отношение фактической ФВД к плановой:

ФВД фактическая x 100 / ФВД плановая.

На величину фактической ФВД и степень выполнения влияют:

1) достоверность оформления учетной формы 039/у;

2) стаж работы и квалификация врача;

3) условия приема (оснащение, укомплектованность врачебными кадрами и средним медицинским персоналом);

4) потребность населения в амбулаторно‑поликлинической помощи;

5) режим и график работы специалиста;

6) число проработанных специалистом дней в году (может быть меньше из‑за болезни врача, командировок и пр.).

Анализируется этот показатель по каждому специалисту с учетом факторов, влияющих на его величину (нормативы функции основных врачебных должностей). Функция врачебной должности зависит не столько от нагрузки врача на приеме или на дому, сколько от числа проработанных дней в течение года, занятости и укомплектованности врачебных должностей.

Структура посещений по специальностям (на примере терапевта, %). Структура посещений поликлиники зависит от укомплектованности ее специалистами, их нагрузок и качества оформления учетной формы 039/у:

число посещений терапевта x 100 / число посещений врачей всех специальностей (в N = 30 – 40%).

Таким образом, по каждому специалисту определяется удельный вес его посещений к общему числу посещений всех врачей за год, при показателе 95% – специализированная медицинская помощь не оказывалась.

Удельный вес сельских жителей в общем числе посещений поликлиники (%):

число посещений врачей поликлиники сельскими жителями x 100 / общее число посещений поликлиники.

Этот показатель рассчитывается как в целом по поликлинике, так и по отдельным специалистам. Достоверность его зависит от качества заполнения первичной учетной документации (ф. 039/у).

Структура посещений по видам обращений (на примере терапевта, %):

1) структура посещений по поводу заболеваний:

число посещений специалиста по поводу заболеваний х 100 / / общее число посещений данного специалиста;

2) структура посещений по поводу профосмотра:

число посещений по поводу профилактических осмотров х 100 / общее число посещений данного специалиста.

Этот показатель дает возможность видеть основное направление в работе врачей определенных специальностей. Сопоставляется соотношение профилактических посещений по поводу заболеваний у отдельных врачей с их нагрузкой и занятостью по времени в течение месяца.

При правильно организованной работе посещения по поводу заболеваний к терапевтам составляют 60%, к хирургам – 70 – 80%, к акушерам‑гинекологам – 30 – 40%.

Активность посещений на дому (%):

число посещений врача на дому, сделанных активно x 100 / общее число посещений врача на дому.

Показатель активности в зависимости от соотношения первичных и повторных посещений, число которых обусловлено динамикой и характером заболеваний (тяжестью, сезонностью), а также возможностью госпитализации, колеблется от 30 до 60%.

Целесообразно рассчитывать этот показатель в отношении больных с патологией, требующей активного наблюдения (крупозная пневмония, гипертоническая болезнь и пр.). Он свидетельствует о степени внимания врачей к больным. Достоверность этого показателя зависит как от качества ведения учета активных посещений в учетной форме 039/у и укомплектованности врачами, так и от структуры заболеваний на участке. При правильной организации работы его величина колеблется в пределах 85 – 90 %.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 468 ;

Статистические показатели амбулаторно-поликлинических учреждений разрабатываются на основе форм первичной учетной медицинской документации амбулаторно-поликлинических учреждений. Они используются для анализа деятельности отдельных учреждений здравоохранения и амбулаторно-поликлинической помощи в целом. Условно показатели медицинской деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений можно сгруппировать следующим образом:

  1. показатели объемов амбулаторно-поликлинической помощи;
  2. показатели нагрузки персонала;
  3. показатели диспансеризации населения.

ПОКАЗАТЕЛИ НАГРУЗКИ ПЕРСОНАЛА

Для оценки деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений большой интерес представляет расчет и анализ статистических показателей нагрузки персонала. С одной стороны, нагрузка врача на амбулаторно-поликлиническом приеме зависит от возрастно-половой структуры обратившегося за медицинской помощью населения, особенностей структуры и уровня заболеваемости, медико-санитарной активности населения и др. С другой стороны, персональная нагрузка врача (среднего медицинского работника) во многом стала зависеть от степени сегментирования рынка медицинских услуг, формирования профессионального имиджа медицинского работника.

Постоянное изучение нагрузки персонала очень важно для разработки прогрессивных форм оплаты труда, более дифференцированно учитывающих объем и качество выполняемой работы.

Для оперативного (ежедневного, еженедельного, ежемесячного) анализа нагрузки врачей различных специальностей используют показатель фактической среднечасовой нагрузки врача на приеме в поликлинике, который рассчитывается как отношение числа посещений к врачу на приеме к количеству отработанных часов (за день, неделю, месяц).

Название показателя Способ вычисления Исходные формы стат. документов
* Фактическая среднечасовая нагрузка врача на приеме в поликлинике = Число врачебных посещений в поликлинике ф. 39/у-02
Количество отработанных часов

Этот показатель сравнивается с нормативным показателем нагрузки, который ежегодно утверждается руководителем организации здравоохранения, исходя из нормативного показателя объемов амбулаторно-поликлинической помощи и планируемого фонда оплаты труда (в рамках муниципального заказа по реализации территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи). Оптимальные (рекомендуемые) значения этого показателя по отдельным врачебным специальностям представлены в табл.1.

Исходя из показателя среднечасовой нагрузки, рассчитывается показатель плановой функции врачебной должности, который представляет собой годовую нагрузку врача-специалиста на амбулаторно-поликлиническом приеме. Этот показатель используется для расчета необходимого числа врачебных должностей с учетом прогнозируемого объема амбулаторно-поликлинической помощи к врачам различных специальностей. Рекомендуемые значения этого показателя представлены в табл. 1.

Название показателя Способ вычисления Исходные формы стат. документов
* Плановая функция врачебной должности = Расчетная нагрузка врача-специалиста в час х Плановое количество рабочих часов за год Муниципальный заказ учреждения
* Фактическая функция врачебной должности = Фактическая нагрузка врача-специалиста в час x Количество отработанных часов за год ф. 39/у-02

* Показатели рассчитываются по отдельным специальностям.

Таблица 1. Рекомендуемые значения показателя среднечасовой нагрузки врачей и показателя годовой функции врачебной должности по отдельным врачебным специальностям

Врача-онколога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность врача-онколога [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Медицинская организация).

1.2. Врач-онколог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Медицинской организации.

1.3. Врач-онколог относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Врач-онколог подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Медицинской организации.

1.6. Врач-онколог отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Медицинской организации.

1.7. Врач-онколог должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
  • общие вопросы организации онкологической помощи взрослому и детскому населению, роль службы скорой и неотложной помощи в терапии ургентных состояний при злокачественных новообразованиях;
  • вопросы онкологической настороженности;
  • симптоматику предраковых заболеваний и злокачественных новообразований на ранних стадиях заболевания;
  • вопросы организации медико-социальной экспертизы;
  • основы диетического питания и диетотерапии;
  • должен знать о территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, представляемой за счет средств бюджетов всех уровней);
  • эпидемиологию онкологических заболеваний;
  • клиническую анатомию основных анатомических областей тела;
  • основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов и систем организма, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
  • современные представления об этиологии и патогенезе злокачественных новообразований, механизмах канцерогенезах на уровне клетки, органа, организма;
  • отличия и взаимосвязь злокачественных новообразований с предопухолевыми заболеваниями;
  • принципы и закономерности метастазирования опухолей;
  • морфологические проявления предопухолевых процессов;
  • современные международные гистологические классификации опухолей (МКБ-О, МКБ);
  • стандарты оказания онкологической помощи населению;
  • общие и специальные методы исследования в онкологии;
  • методы первичной и уточняющей диагностики в онкологии;
  • показания и противопоказания к применению эндоскопических, рентгенологических, радиоизотопных и др. методов, роль и значение биопсии в онкологии;
  • клиническую симптоматику, макро- и микроскопическую характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей основных локализаций, их диагностику и принципы лечения;
  • клиническую симптоматику пограничных состояний в онкологической клинике, диагностику предраковых состояний и заболеваний;
  • специфическую и неспецифическую лекарственную терапию и химиотерапию;
  • показания и противопоказания к применению лучевой терапии и химиотерапии в монорежиме, а также в предоперационном периоде и после операции;
  • принципы органосохранного и функционально щадящего противоопухолевого лечения;
  • принципы рационального питания больных на всех этапах терапии;
  • принципы подготовки больных к операции и ведение послеоперационного периода;
  • вопросы временной и стойкой нетрудоспособности в онкологии, организации врачебной экспертизы;
  • принципы реабилитации онкологических больных;
  • приемы и методы обезболивания в онкологии, особенности лечения хронической боли у онкологических больных наркотическими и ненаркотическими анальгетиками в неинвазивных формах;
  • вопросы оказания паллиативной помощи онкологическим больным при противоопухолевой терапии и в терминальном периоде заболевания;
  • организацию диспансерного наблюдения за больными;
  • основы первичной и вторичной профилактики заболеваний;
  • методы массового скрининга для выявления опухолей;
  • вопросы статистики в работе онколога;
  • вопросы деонтологии в онкологии;
  • основы законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, касающиеся прав и обязанностей пациентов и врачей, вопросов оказания специализированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации;
  • формы и методы санитарно-просветительной работы среди населения;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.

1.8. Врач-онколог в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия врача-онколога его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Врач-онколог обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.2. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.3. Обосновывает клинический диагноз, интерпретируя данные специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных).

2.4. Обосновывает план и тактику лечения больных в соответствии с существующими стандартами оказания онкологической помощи населению Российской Федерации.

2.5. При необходимости обосновывает показания к госпитализации, организует ее в соответствии с состоянием больного.

2.6. Определяет показания и противопоказания к операции, химиотерапии, лучевому и медикаментозному лечению; проводит необходимые реабилитационные мероприятия; осуществляет диспансерное наблюдение после проведенного противоопухолевого лечения.

2.7. Участвует в проведении паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным. Определяет комплекс мер для достижения лучшего качества жизни больных.

2.8. При необходимости направляет пациентов в отделение паллиативной помощи, хосписы, отделения сестринского ухода и пр.

2.9. Оформляет необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством в сфере здравоохранения.

2.10. Проводит диспансеризацию населения и санитарно-просветительную работу среди населения.

2.11. Оказывает необходимую помощь при неотложных состояниях.

2.12. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию.

В случае служебной необходимости врач-онколог может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Врач-онколог имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности врача-онколога, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции врача-онколога.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Вносить на рассмотрение руководителя Медицинской организации представления о назначении, перемещении и увольнении работников подчиненных подразделений; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

3.7. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Врач-онколог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы врача-онколога осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы врача-онколога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы врача-онколога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

6. Право подписи

6.1. Врачу-онкологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.


В настоящей публикации речь пойдет о системе результативных показателей, выступающей в виде норм нагрузки по месту оказания медицинских услуг, а именно для амбулаторно-поликлинических учреждений.

В системе здравоохранения Российской Федерации процессы планирования и определения численности персонала медицинских учреждений основываются либо на разработках конца XX в., либо на основе региональных разработок. При расчете норм нагрузок для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений применяются различные коэффициенты использования рабочего времени, что противоречит самой системе нормирования, также вся деятельность, как прочая, так и вспомогательная, рассчитывается в общем объеме. Но необходимо отметить, что исходя из современных тенденций развития всей системы здравоохранения в рамках национальных проектов, где основное внимание уделяется внедрению современного оборудования и новейших технологий оказания медицинских услуг на первый план выходят мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинского персонала. Следовательно, система регулирования данных мероприятий нуждается в совершенствовании.

Результатом приведенных рекомендаций по совершенствованию будут выступать разработанные рациональные нормы нагрузки для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений. Норма нагрузки врача амбулаторно-поликлинического учреждения отражает число лечебно-диагностических посещений в час и функции врачебной должности в год, а норма нагрузки медицинской сестры отражает количество пациентов, которым медицинская сестра оказала медицинские услуги. Алгоритм определения норм нагрузки медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях в час приведен на схеме 1, а на год - на схеме 2.



Процесс определения нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений проходит в три этапа:

I этап. Выбор специализации врача, для которого устанавливаются нормы нагрузки. На основе данного выбора формируются исходные данные. Для наглядности и удобства все данные заносятся в форму N 1:
В форме N 1:

  • колонка 1 - номера услуг по порядку;
  • колонка 2 - наименование услуги по номенклатуре медицинских услуг;
  • колонка 3 - код услуги, из номенклатуры медицинских услуг;
  • колонка 4 - если основная услуга сложная, то заносится наименование простых услуг, из которых состоит сложная услуга, а если основная услуга простая, то заносится технология оказания услуги;
  • колонка 5 - заносятся нормы затрат времени на оказание медицинских услуг, указанных в колонке 4, из справочника "Нормы времени на выполнение простых медицинских услуг";
  • колонка 6 - коэффициент повторяемости;
  • колонка 7 - средневзвешенные затраты времени на одно посещение.

Наимено-вание оказы-ваемой услуги

II этап. Медицинские услуги могут оказываться при первичном и повторном посещении, а также при посещении пациента на дому и с целью профилактики. Поэтому целесообразно определение средневзвешенных значений показателей расчетных норм времени на лечебно-диагностическое посещение по формуле 1:

где t1 - показатели расчетных норм времени на первичное лечебно-диагностическое посещение ,
j1 - удельный вес первичных лечебно-диагностических посещений (в %),
t2- показатели расчетных норм времени на повторное лечебно-диагностическое посещение ,
j2 - удельный вес повторных лечебно-диагностических посещений (в %),
t3- показатели расчетных норм времени на посещение на дому,
j3 - удельный вес посещений на дому (в %),
t4- показатели расчетных норм времени на посещение с профилактической целью ,
j4 - удельный вес посещений с профилактической целью (в %).

При условии, когда медицинские работники оказывают только один вид указанных услуг, средневзвешенный показатель не рассчитывается. В этом случает окончательные нормы затрат времени на оказание услуги берутся из Норм времени на оказание простых медицинских услуг или Норм времени на оказание сложных медицинских услуг.

При определении средневзвешенного показателя его значение принимается за окончательную норму времени на оказание медицинской услуги. В таблице 4 представлены расчетные нормы времени на лечебно-диагностическое посещение у разных врачей, данные показатели рассчитаны на основе коэффициентов повторяемости.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 ноября 2019 г. N 974

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ

В целях реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", входящего в национальный проект "Здравоохранение", приказываю:

1. Утвердить методику расчета потребности во врачебных кадрах согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 N 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".

Врио Министра
Н.А.ХОРОВА

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2019 г. N 974

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ ВО ВРАЧЕБНЫХ КАДРАХ

1. Методика расчета потребности во врачебных кадрах (далее - Методика) разработана в целях оказания методической помощи при текущем планировании, выявлении недостатка или избытка медицинских работников с высшим медицинским образованием (далее - врачебные кадры) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (далее - медицинские организации).

2. При определении потребности во врачебных кадрах в субъекте Российской Федерации учитываются:

особенности заболеваемости с учетом пола и возраста населения;

территориальные особенности (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);

наличие в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 300 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь;

возрастной состав врачей, работающих в медицинских организациях;

данные, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения N 30 "Сведения о медицинской организации", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 августа 2018 г. N 483, с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы государственной статистики от 1 октября 2018 г. N 591 (далее - форма федерального статистического наблюдения N 30;

плановые объемы медицинской помощи, принятые в территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, утвержденные в субъекте Российской Федерации (далее - ТПГГ).

3. В Методике используется условное разделение на группы врачей с учетом их функциональных обязанностей:

"лечебная группа", включающая врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачей, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях; врачей скорой медицинской помощи. Кроме того, в группу включена "подгруппа усиления" - заведующие отделениями, врачи приемного отделения, врачи дневных стационаров;

"лечебно-диагностическая группа", включающая врачей - специалистов лечебно-диагностических (вспомогательных) отделений и кабинетов (врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи ультразвуковой диагностики, врачи-эндоскописты и другие;

"группа управления", включающая врачей - руководителей медицинских организаций и их заместителей, врачей-статистиков, врачей-методистов.

4. Расчет необходимого числа врачебных кадров целесообразно проводить по алгоритму расчета потребности во врачебных кадрах в таблице N 1.

Алгоритм расчета потребности во врачебных кадрах

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, утвержденная в субъекте Российской Федерации.

5. Расчет потребности во врачах, оказывающих скорую медицинскую помощь (далее - СМП):

5.1. Для расчета потребности во врачах скорой медицинской помощи рекомендуется использовать:

Плановый объем количества вызовов врачебных бригад, утвержденный в субъекте в рамках ТПГГ;

расчетное число станций и/или отделений СМП, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2019 г., регистрационный N 54706) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н);

5.2. Для расчета потребности во врачах СМП, согласно плановому количеству вызовов и фактически осуществляемой деятельности используются следующие показатели:

число вызовов врачебных бригад согласно ТПГГ;

число вызовов врачебных бригад (форма федерального статистического наблюдения N 30);

число врачей СМП (форма федерального статистического наблюдения N 30);

КУ - коэффициент удаленности учитывает территорию обслуживания станции (отделения) скорой медицинской помощи и транспортную нагрузку. Время доезда до пациента выездной бригады СМП при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с ТПГГ: до 20-минутной транспортной доступности коэффициент равен 1, от 21 до 40 мин - 1,01, от 41 до 60 мин - 1,02, свыше 60 мин - 1,03;

КС - коэффициент сменности учитывает продолжительность работы выездной бригады при организации работы менее 24 часов в сутки. При 24-часовой работе бригады коэффициент равен 1, от 9 до 12 часов - 0,5, от 6 до 8 часов - 0,25;

КО - коэффициент общий учитывает наличие оперативного отдела скорой медицинской помощи в субъекте. Если такой службы нет, то коэффициент равен 1. При наличии оперативного отдела - коэффициент равен 0,3;

КОАП - коэффициент оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, учитывающий количество станций и/или отделений скорой медицинской помощи, в которых медицинскую помощь оказывает врач скорой помощи амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), и равен количеству таких станций и/или отделений скорой медицинской помощи;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки учитывает численность врачей скорой медицинской помощи старше трудоспособного возраста. Если численность врачей данной возрастной группы составляет менее 10% всех врачей станции (отделения) скорой медицинской помощи, то коэффициент равен 1; от 10% до 15% - 1,01; свыше 15% - 1,02;

КУП - коэффициент управления учитывает количество станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых руководители, освобожденные заместители, врачи - статистики и врачи - методисты - основные работники на занятых должностях из числа врачей. Если количество таких станций и отделений 3 и более единиц, то коэффициент управления равен 1,3; в случаев 2-х станций и отделений - 1,2; 1 станция (отделение) или при отсутствии таковых коэффициент равен 1;

РЧВСМП - расчетное число врачей выездных бригад СМП устанавливается с учетом: время доезда бригады скорой медицинской помощи до места вызова (далее - удаленности), сменности, возрастной нагрузки (далее - корректирующие коэффициенты) и рассчитывается по формуле:

РЧВсмп = ПЧВБсмп * КУ * КС * КВН,

РЧВСМП - расчетное число врачей выездных бригад СМП;

ПЧВБСМП - плановое число выездных врачебных бригад;

КУ - коэффициент удаленности;

КС - коэффициент сменности;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Расчетное число врачей оперативного отдела СМП (далее - РЧВОосмп) устанавливается с учетом корректирующих коэффициентов: общий, коэффициент возрастной нагрузки и рассчитывается по формуле:

РЧВОосмп = ПЧВС(О) смп * КО * КВН,

РЧВОосмп - расчетное число врачей оперативного отдела СМП;

ПЧВС(О) смп - планируемое число станций (отделений) СМ;

КО - коэффициент общий;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Расчетное число прочих врачей СМП (оказывающие скорую медицинскую помощь взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме) (далее - РЧВПсмп) (устанавливается с учетом корректирующих коэффициентов: коэффициент оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме, удаленности, сменности, возрастной нагрузки (далее - РЧВП) и рассчитывается по формуле:

РЧВПсмп = КОАП * КУ * КС * КВН,

РЧВПсмп - расчетное число врачей прочих;

КОАП - коэффициент оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме;

КУ - коэффициент удаленности;

КС - коэффициент сменности;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Расчетное число врачей группы управления СМП (далее - РЧВГУ) устанавливается с учетом поправочных коэффициентов: управления, возрастной нагрузки и рассчитывается по формуле:

РЧВГУСМП = ПЧВС(О) смп * КУП * КВН,

РЧВГУСМП - расчетное число врачей группы управления;

ПЧВС(О) смп - планируемое число станций (отделений) СМП;

КУП - коэффициент управления;

КВН - коэффициент возрастной нагрузки.

Потребность во врачах СМП - сумма численности врачей выездных бригад, оперативного отдела, группы управления, прочих (далее - ЧВСМП)) и рассчитывается по формуле:

ЧВСМП = РЧВсмп + РЧВОосмп + РЧВПсмп + РЧВГУсмп,

- всего врачей СМП;

РЧВсмп - расчетное число врачей выездных бригад;

РЧВОосмп - расчетное число врачей оперативного отдела;

РЧВПсмп - расчетное число врачей прочих;

РЧВГУсмп - расчетное число врачей группы управления.

5.4. Дефицит/профицит врачей СМП определяется как разница между расчетной численностью врачей СМП (абсолютное число) и фактическим числом врачей СМП (абсолютное число).

6. Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях:

6.1. Основой для расчета необходимой численности врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, служат объемы медицинской помощи с профилактической и иными целями (число посещений на 1 жителя), в связи с заболеваниями (число посещений на 1 жителя), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей и уровня заболеваемости населения.

6.2. В расчете потребности (необходимой численности) врачей оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме рекомендуется использовать показатель - среднее число посещений в год на 1,0 занятую врачебную должность. Данный показатель рассчитывается с учетом коэффициентов, которые позволят учесть региональные особенности (таблица N 2):

Коэффициенты, учитывающие региональные особенности

6.3. Число врачей "лечебной группы", включающая врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рассчитывается путем деления планового числа амбулаторных посещений (абсолютное число) на установленное число посещений в год на 1,0 врача (с учетом территориальных коэффициентов), установленные ТПГГ с учетом региональных особенностей.

Расчет потребности во врачах "лечебной группы", оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - ЧВап), проводится по формуле:

ЧВап - число врачей "лечебной группы", оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

ЧП - общее число посещений (обращений) в год;

НВД - расчетная функция врачебной должности;

6.4. Расчет численности врачей "подгруппы усиления" и "параклинической группы" по ее подгруппам проводится на основе метода соотношения с учетом расчетных коэффициентов соотношения (в процентах):

Укрупненные расчетные коэффициенты

Соответствующие расчетные коэффициенты используются для получения численности врачей "группы усиления", "параклинической группы", включающей численность врачей лечебно-диагностической группы, "другой группы врачей", включающей врачей группы управления.

6.5. Потребность во врачебных кадрах дневных стационаров рассчитывается по аналогии с потребностью во врачах, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

6.5.1. Для расчета количества врачей дневного стационара используется рекомендованный показатель обеспеченности населения местами в дневных стационарах (на 10 000 населения) по профилям коек (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г., регистрационный N 24440), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 843н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2015 г., регистрационный N 35536) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н).

Для расчета необходимого количества пациенто-мест (РЧПМ) рассчитывается количество мест в абсолютном выражении по формуле:

РЧПМ - расчетное число пациенто-мест дневного стационара;

ЧПМ - число пациенто-мест (рекомендованный показатель на 10 000 населения)";

ЧН - численность населения.

При расчете потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, применяется рекомендованный норматив числа пациенто-мест - 20 пациенто-мест на 1 врача в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24726), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 361н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2015 г., регистрационный N 37921), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 683н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2015 г., регистрационный N 39822), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 139н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2018 г., регистрационный N 51917), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 164н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2019 г., регистрационный N 54470) (далее - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н).

6.5.2. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

6.6. Потребность во врачах, оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам в амбулаторных условиях, включает расчетное число врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (основная группа), врачей лечебно-диагностической группы, врачей группы управления и врачей дневного стационара.

6.7. Дефицит/профицит врачей, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, определяется как разница между расчетным и фактическим числом врачей (абсолютные числа).

Расчет потребности во врачах, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях предусматривает:

7.1. Расчет необходимого числа коек:

7.1.1. Основой для расчета необходимого числа коек являются показатели: число койко-дней на 1 000 жителей, число госпитализаций и средняя длительность пребывания пациента в стационаре с учетом региональных особенностей заболеваемости населения, маршрутизации пациентов, исходя из порядков оказания медицинской помощи по видам оказания, а также доступности специализированной медицинской помощи населению.

7.1.2. Для расчета необходимого количества коек требуется рассчитать абсолютное число койко-дней по профилям (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н), с учетом количества запланированного числа госпитализаций и средней длительности пребывания пациентов. В расчете участвует рекомендованный показатель: среднее число дней занятости койки в году (работа койки).

При расчете необходимого числа коек рекомендовано использовать корректирующие коэффициенты, которые учитывают региональные особенности субъектов Российской Федерации (таблица N 4):

Коэффициенты, учитывающие региональные особенности субъекта

Читайте также: