Эпизоотическая ситуация в рф по лейкозу


Предлагаем рассмотреть один из вопросов эпизоотической безопасности, не теряющий актуальности на территории республики – ситуацию по заболеванию лейкозом крупного рогатого скота. Решение данного вопроса направлено на обеспечение защиты животных, а также на повышение эффективности молочного животноводства и увеличение производства молока в нашем регионе.

Необходимо напомнить, что лейкоз крупного рогатого скота (далее также – лейкоз КРС) – это инфекционное вирусное заболевание, в борьбе с которым не существует биологических и химических средств его профилактики. Поэтому мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом основаны на выявлении больных и инфицированных животных при проведении диагностических исследований и вывода их из стада.

Эта болезнь наносит огромный ущерб хозяйствам и владельцам скота из-за выбраковки и убоя животных, утилизации пораженных органов, а зачастую и туш, преждевременной выбраковки скота, недополучения молодняка, молочной продукции, расходов на проведение комплекса противолейкозных мероприятий и диагностических исследований – что является далеко не полным перечнем экономических потерь от лейкоза крупного рогатого скота.

Основную роль в ликвидации лейкоза играют организационно-хозяйственные и ад­министративные мероприятия. Поэтому в борьбе с лейкозом требуется активное участие не только ветеринарной службы, но и всех заинтересованных в оздоровлении юридичес­ких и физических лиц, в первую очередь владельцев животных и местной администрации.

Стоит напомнить, что источником возбудителя болезни являются больные и инфи­цированные вирусом лейкоза животные. Восприимчив к этому вирусу только крупный рогатый скот, другие виды животных не болеют, как нет и достоверных научных сведений о заболевании этой формой лейкоза человека.

Лейкоз крупного рогатого скота в настоящее время имеет исключительную актуальность, как для нашей республики, так и в целом по России.

На территории Чувашской Республики на 01.12.2017 зарегистрировано 13 неблагополучных пунктов по лейкозу КРС, расположенных на территориях Алатырского, Комсомольского и Порецкого районов:

Алатырский район:

Комсомольский района:

Порецкий район:

- МТФ с. Порецкое СХПК им. Ленина (неблагополучен с 1993 г.),

- МТФ д. Анастасово СХПК им. Горького (неблагополучен с 1993 г.),

Вопросы по профилактике и оздоровлению хозяйств от лейкоза ежегодно обсуждаются на заседаниях коллегии Госветслужбы Чувашии, на совещаниях проводимых Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики о перспективах развития молочного скотоводства Чувашской Республики и о реализации мероприятий по ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в Чувашской Республике. Протокольные решения совещаний доводятся до глав муниципальных районов и городов Чувашской Республики, руководителей сельскохозяйственных предприятий, бюджетных учреждений ветеринарии республики для исполнения принятых решений.

Наряду с объективными проблемами при ликвидации очагов данного заболевания, в числе которых длительное течение болезни, несовершенство законодательной базы, сложность в проведении организационных и хозяйственных мероприятий, имеются и субъективные факторы.

Главный из которых – нежелание и противодействие отдельных руководителей хо­зяйств в проведении мероприятий по профилактике и ликвидации данной инфекции.

Проведение ветеринарных мероприятий требует определенных материальных и денежных затрат, которые входят в себестоимость сельскохозяйственной продукции. Однако проводить их необходимо, так как любое заболевание животных связано с экономическими потерями для хозяйства. Но зачастую владельцами хозяйств пренебрегаются обычные правила ухода за здоровыми и инфицированными животными и выполняются одним и тем же персоналом, с использованием одно и того же инвентаря.

Проводя анализ основных моментов, затрудняющих процесс оздоровления неблагополучных хозяйств от лейкоза КРС, можно отметить, отсутствие разделения стада на группы здоровых животных и вирусоносителей, изолированного выращивания молодняка, полученного от них, а также недостаточно налаженный зоотехнический учет животных с обязательной идентификацией (биркование, мечение и т.д.) и отсутствие налаженного искусственного осеменения коров и телок.

Эффективность противолейкозных мероприятий зависит от своевременного и пол­ноценного осуществления всех необходимых диагностических исследований, а также выяснения истинной эпизоотической ситуации каждого хозяйства по лейкозу и другим болезням. Борьбу с этой болезнью, при современном состоянии науки, можно вести только путем убоя больного скота, выращивания животных, свободных от этой болезни и вируса лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС).

Приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 № 635 утверждены Ветеринарные правила по регионализации территории Российской Федерации. Регионализация предусматривает определение статуса по заразной болезни той или иной территории с учетом эпизоотологических данных. В перечне заразных болезней, по которым проводится регионализация территории Российской Федерации, содержится 141 болезнь.

Согласно присвоенному статусу реализация молока от восприимчивых к лейкозу КРС сельскохозяйственных животных возможна, для переработки на молокоперерабатывающих предприятиях, только от животных с отрицательными результатами исследования на лейкоз КРС.

Таким образом, в целях полного искоренения заболевания крупного рогатого скота лейкозом, предупреждения возникновения рецидивов и распространения инфекции на территории республики, необходимо повысить эффективность взаимодействия руководителей агропромышленного комплекса районов и хозяйств, зоотехнической и ветеринарной службы района. В организации мер профилактики и борьбы с лейкозом решающее значение придается охране хозяйств от завоза инфицированных и больных животных, выявлению и созданию стад крупного рогатого скота с высокой продуктивностью, в связи с чем руководителям неблагополучных по лейкозу КРС хозяйств необходимо более ответственно подходить к выполнению комплекса мероприятий по оздоровлению хозяйств, предусмотренных ветеринарным законодательством.

Стоит отметить, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) бездействие руководителей хозяйств в части проведения профилактических и ликвидационных мероприятий по лейкозу крупного рогатого скота образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ (административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.)

Любое передвижение больных животных не согласованное со специалистами ветеринарной службы и без ветеринарных сопроводительных документов также грозит владельцам животных возбуждением административных дел, а именно по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ и для граждан штраф будет варьироваться в размере от 500 до 1000 рублей; должностным лицам - от 3000 до 5000 рублей; лицам, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 3000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; юридическим лицам - от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом ежегодно в Россию ввозятся племенные животные и птица из зарубежных стран. За 2006 г. ввезено животных из 21-й страны (особенно много, 60% , из Германии, Голландии, Дании): крупный рогатый скот – 57 тыс. голов, свиней – 148 тыс. голов, лошадей – 138 тыс. голов, птицы – только из Германии и Великобритании – более 120 тыс. голов. Все импортируемые животные и птица распределены в 56-ти субъектах РФ. Среди завезенных животных особо опасных карантинных болезней не выявлено.

Завоз продуктов, сырья животного происхождения в Россию из стран с различной эпизоотической ситуацией требует отслеживания и анализа международной эпизоотической ситуации, чтобы ветеринарная служба России могла своевременно принять меры в случае возникновения особо опасных болезней животных на территории стран-экспортёров.

По данным МЭБ (международное эпизоотическое бюро), ящур в 2007 году регистрировался в 16-ти странах: Турция, Израиль, Палестина, Китай, Вьетнам, Великобритания, Казахстан, Киргизия. В Израиле в результате вспышки ящура типа О заболело 260 овец, 90 – пало. В 2011 г заболевание (серотип О) регистрировали в Европе и Азии. Для России угрозу представляют очаги на территории Китая и Казахстана (тип Азия 1). В России в зоне высокой степени риска проводят профилактическую иммунизацию. Учитывают также зоны Московской и Владимирской областей, где находятся предприятия по производству противоящурной вакцины. В 2010 г. в Забайкальском крае обострилась ситуация по ящуру (серотип О сформировал два очага инфекции).

Сохраняется опасность заноса вируса оспы на территорию России из Монголии, Греции. В Монголии в 2007 г. впервые с 1977 г. произошла вспышка оспы овец. Поэтому в зонах высокого риска (13 субъектов РФ) проводят вакцинацию.

По классической чуме свинейдовольно напряженная ситуация в мире. Так, в 2007 г. болезнь зарегистрирована в 7-ми странах: Хорватия, Венгрия, Бразилия, Болгария. В России – 6 неблагополучных пунктов: в Краснодарском крае, Волгоградской и Иркутской областях, Ставрополье. Возникает заболевание, как правило, там, где нарушаются сроки вакцинации. В России поголовная вакцинация свиней является основным профилактическим мероприятием.

Продолжается распространениеафриканской чумы свиней– в настоящее время напряжённая ситуация по этому заболеванию на юге России, где регистрируют вспышки среди поголовья свиней, (Ставрополье, Ростовская область – июль - август 2010 г., март 2011 г.). Хозяйства несут колоссальные экономические потери в связи с полной ликвидацией поголовья животных. Существует угроза заноса этого возбудителя в Россию из Грузии, Армении.

В 2011 г. отмечают вспышки африканской и классической чумы в Европе.

Особое внимание в последние годы уделяется такому заболеванию, как губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота– запрет на ввоз продуктов и сырья из неблагополучных стран и постоянные мониторинговые исследования проб головного мозга от завезенного скота с признаками нарушения деятельности центральной нервной системы.

Напряженная эпизоотическая ситуация в РФ по таким карантинным и особо опасным болезням, как туберкулез крупного рогатого скота, бруцеллез крупного и мелкого рогатого скота, сибирская язва, бешенство, лейкоз крупного рогатого скота, лептоспироз крупного рогатого скота и свиней, болезнь Ньюкасла. С 2007 г. увеличилась заболеваемость животных.

По туберкулезу крупного рогатого скотав 2007 году зарегистрировано 89 неблагополучных пунктов, больше всего – в Новосибирской области, Красноярском и Ставропольском краях, Иркутской области.

Бруцеллез крупного рогатого скотарегистрируют в 105 неблагополучных пунктах, в 23 субъектах количество заболевшего скота за первое полугодие 2007 г. – 4512 голов. Наиболее неблагополучные территории – Астраханская область, Ставропольский край, Северная Осетия, Дагестан, Омская область, Башкирия, Хакасия.

Бруцеллез мелкого рогатого скота– 20 неблагополучных пунктов на территории Южного Федерального округа, Бурятии, Тувы и Хакасии (Усть-Абаканский район). Регистрируют бруцеллёз и в Томской, Новосибирской областях. Ухудшается в настоящее время эпидемическая ситуация по бруцеллёзу. Ежегодно бруцеллезом болеют люди, чаще всего в Дагестане, Ставрополье, Калмыкии, Ростовской области, в Туве. В 2006 г. регистрировали 183 заболевших, в 2007 г. – 135, в 2008 г. – в Хакасии заболело 4 человека, в Туве – 26 человек, в основном дети до 17 лет, как правило, при контакте с невакцинированным поголовьем. Поэтому бруцеллёз является социальной проблемой.

Бруцеллез оленей зарегистрирован в Ямало-Ненецком и Таймырском округах, Чукотке, Якутии, всего 31 пункт.

Основные причины возникновения и распространения бруцеллеза – это несоблюдение ветеринарно-санитарных мероприятий при перемещении, перевозках животных, передержка больных животных.

Сибирская язварегистрировалась в 2007 г. у крупного рогатого скота и свиней в 5-ти неблагополучных пунктах РФ (Чеченская республика, Бурятия, Оренбургская и Ростовская область). Как правило, очаги возникают на ранее неблагополучных территориях среди неиммунного поголовья. МЭБ в 2011 г. сообщает о неблагополучии по сибирской язве и бешенстве животных в странах Европы.

Бешенство– регистрировалось в 53 субъектах РФ, практически повсеместно. За 6 месяцев 2007 г. зарегистрировано 1788 неблагополучных пунктов, заболевших животных – 2290 голов, среди них: крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, собаки, кошки, более всего (1096) – диких зверей, в основном, лисы. Наиболее сложная эпизоотическая ситуация – в субъектах Южного, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов, в том числе в Хакасии. В целом по России следует активнее решать проблемы локализации и ликвидации природных очагов – сокращение численности диких плотоядных, бродячих животных, оральная иммунизация диких животных на отдельных неблагополучных территориях. В настоящее время ситуация не менее напряжённая и в России, и в Европе.

Лейкоз крупного рогатого скотарегистрируется в 66 субьектах РФ, крайне напряженная ситуация во Владимирской области – 154 неблагополучных пунктов, Московской области – 121, Краснодарском крае – 67, Самарской области – 159, Тюменской области – 184, Алтайском крае – 108. Всего на 1 июля 2007 года в РФ зарегистрировано 2458 неблагополучных пунктов и в настоящее время нет положительных изменений. Широкому распространению способствует отсутствие систематической работы по организации и проведению противоэпизоотических мероприятий, длительное неблагополучие и передержка больных и инфицированных животных.

Лептоспироз животных– ежегодно регистрируются неблагополучные пункты в РФ среди крупного рогатого скота, свиней, лошадей, собак: 62 неблагополучных пункта – крупный рогатый скот, 29 – лошадей, регистрируют заболевших животных – 680 крупного рогатого скота, 67 – свиней, 106 – собак только в Москве. За первое полугодие 2007 г. заболело лептоспирозом 132 человека – в Молдавии, Краснодарском крае, Нижегородской области, Санкт-Петербурге. В 2011 г. в России отмечают ухудшение эпизоотической ситуации по лептоспирозу

В настоящее время в общей заразной патологии у крупного рогатого скота занимает гиподерматоз –– 35 %, второе место – лейкоз, 34 %. Далее идут сальмонеллезы и колибактериозы – 5 %, бруцеллез – 4,8 %, туберкулез – 2,5 %, пастереллез – 1,6 %.

У мелкого рогатого скота– наибольший удельный вес в общей инфекционной патологии занимают: пироплазмоз – 34 %, нематодозы – 10 %, инфекционный эпидидимит – 2,7 %, бруцеллез – 9,4 %, пастереллез – 6 %, бешенство – 2,6 %. В настоящее время нестабильная ситуация по блютангу овец. В 2011 г. серотип 16 возбудителя блютанга выявляли от овец в странах Европы.

У свиней– наибольший удельный вес занимает дизентерия – 37 %, геморрагический полисерозит – 15 %, рожа – 12,7 %, колибактериоз – 11,2 %, пастереллез – 8,4 %.

У лошадей– в последние годы на первое место по инфекционной патологии вышли гельминтозы: стронгиллятоз, нематодозы. Инфекционная анемия занимает удельный вес в 9,3 %, лептоспироз – 9,2 % от общей заболеваемости.

В пушном звероводственаиболее сложная проблемасалеутской болезнью норок.

Птицеводство России– наиболее устойчиво и динамично развивающаяся отрасль агропромышленного комплекса. В 2007 г. было выявлено 345 неблагополучных пунктов по заразным болезням, что на 34 % меньше, чем в прошлом году. Увеличилось количество неблагополучных пунктов по Ньюкаслской болезни, колибактериозу, сальмонеллезу. Основной причиной падежа является колиинфекция. В 68 неблагополучных пунктах заболело 840, 5 тыс. голов птицы. Колибактериоз может быть вторичным проявлением вирусных и микоплазменных болезней (инфекционного бронхита, респираторного микоплазмоза парамиксовирусной инфекции). Поэтому очень важна своевременная и правильная дифференциальная диагностика заразных болезней. Данные МЭБ 2011 г. свидетельствуют о неблагополучии птиц по сальмонеллёзу, Ньюкаслской болезни в Америке, странах Европы.

Грипп птицв 2007 г. регистрировался в 5 субъектах, 18 неблагополучных пунктов, заболело 1468 голов. Грипп регистрировался в Краснодарском крае, Адыгее, Московской области. Азия по данным 2011 г. является по прежнему неблагополучным регионом по гриппу птиц.

Ньюкаслская болезньрегистрировалась в основном среди домашних и синантропных голубей, кур в личных подворьях – 23 неблагополучных пункта.

В 2007 г. удельный вес заболевших птиц по отдельным заразным болезням от числа всей заболевшей птицы составил: колибактериозом – 42, 5 %, Марека – 0, 3 %, лейкозом – 0, 3 %, прочими – 19 %.

Таким образом, как показала международная практика, ведение отдельных отраслей нашей страны, наиболее приемлемые формы в нынешних условиях – это разработка национальных отраслевых программ по наиболее актуальным вопросам и проблемам, требующим совместного решения федеральных ветеринарных органов и ветеринарных органов субъектов Российской Федерации. К таким проблемам в настоящее время необходимо отнести туберкулёз и лейкоз крупного рогатого скота, бешенство животных и другие инфекционные болезни.


О проведении "прямых телефонных линий" с 12 ноября 2018 года по 16 ноября 2018 года в Департаменте ветеринарии Свердловской области

Лейкоз крупного рогатого скота



Лейкоз крупного рогатого скота

Лейкоз крупного рогатого скота–хроническая заразная болезнь крупного рогатого скота(далее – лейкоз КРС).

В настоящее время болезнь диагностируют практически

во всех странах мира, в том числе и в России.

Лейкоз КРС вызывает вирус(далее – ВЛКРС).

Источник возбудителя ВЛКРС – больные и инфицированные ВЛКРС животные.

Факторами передачи ВЛКРС являются кровь, молоко,

а так же секреты и экскреты, содержащие лимфоидные клетки, инфицированных ВЛКРС животных. Имеются данные, что распространять ВЛКРС могут насекомые.

Заражение ВЛКРС происходит при совместном содержании здоровых и больных ВЛКРС животных .

Распространению ВЛКРС способствует скученное содержание животных .

Для лейкоза КРС характерно наличие трех стадий заболевания- инкубационной(протекающей без каких-либо внешних проявлений, с сохранением продуктивности

и воспроизводительной функции животных),гематологической(характеризующейся гематологическими изменениями в крови) и опухолевой(сопровождающейся снижением продуктивности, воспроизводительной функции животных, а так же увеличением поверхностных лимфатических узлов и исхуданием).

На начальных стадиях заболевания, определить наличие ВЛКРС у животных

без проведения специальных диагностических исследований невозможно!

Больные лейкозом животные подлежат немедленной выбраковке и убою!


Диагноз на ВЛКРС устанавливается при проведении лабораторных исследований сыворотки крови животных.

Для профилактики возникновения ВЛКРС в хозяйствах НЕОБХОДИМО:

1) приобретать и продавать КРС только после проведения диагностических исследований, в том числе на лейкоз, при наличии ветеринарных сопроводительных документов, оформляемых государственными учреждениями ветеринарии,подтверждающими здоровье животных и благополучие местности по заразным болезням животных;

2) карантинировать в течение 30 дней,вновь поступивших в хозяйство животных

для проведения диагностических исследований на заразные болезни животных, в том числе

3) обрабатывать КРС против кровососущих насекомых и гнуса;

4) предъявлять по требованию ветеринарных специалистов животных для проведения обязательных противоэпизоотических мероприятий (в т.ч. отбора проб крови для проведения диагностических исследований на ВЛКРС).

При установлении ограничительных мероприятий по ВЛКРС НЕ ДОПУСКАТЬ :

1) совместное содержание инфицированных ВЛКРС и здоровых животных

в животноводческих помещениях;

2) совместный выпас инфицированных ВЛКРС и здоровых животных в пастбищный период;

3) осеменение коров и телок методом вольной случки;

4) несвоевременный вывод из стада и сдачу на убой больных ВЛКРС животных;

5) выпойку молока телятам от инфицированных ВЛКРС коров без пастеризации (кипячения);

6) продажу КРС и молодняка полученного от инфицированных ВЛКРС животных.

Уважаемые владельцы животных!

В целях предотвращения возникновения

и распространения заразных болезней животных, в том числе ВЛКРС, помните об обязанности выполнять требования специалистов государственной ветеринарной службы Свердловской области!

02.03.2020 состоялось заседание чрезвычайной противоэпизоотической комиссии в связи с выявлением вируса гриппа птиц в ПАО "Пт

Оформление электронных документов на молочную продукцию


Лейкоз (лейкемия, белокровие) - неизлечимая, злокачественная, инфекционная болезнь опухолевой природы, клинически проявляется повышением количества лейкоцитов в периферической крови с последующим опухолевыми разрастаниями во внутренних органах и нарушением их функций.


В настоящие время, стало общепринятым, что лейкоз поражает почти всех млекопитающих, птиц, рыб и амфибий. Среди них сравнительно широкое распространение болезнь получила среди крупного рогатого скота и кур.

Появление и распространение лейкоза крупного рогатого скота во всех странах мира связаны с черно - пестрой породой скота остфризского происхождения, который выращивался в Восточной Пруссии. Отсутствие полных данных о причинах возникновения болезни и высокий генетический потенциал, послужили основанием для беспрепятственной племенной продажи, а следовательно, и распространения лейкоза в первую очередь в страны с развитым животноводством.


В настоящие время лейкоз крупного рогатого скота имеет широкое распространение во всех регионах страны. По оценке Россельхознадзора России эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Российской Федерации характеризуется, как эндемическая (постоянное существование на какой либо территории определённого инфекционного заболевания).

Экономический ущерб, причиненный лейкозом животноводству, достигает значительных размеров в следствии:

-снижения количества и качества молочной и мясной продуктивности,

-преждевременного падежа или вынужденного убоя больных животных,

-утилизации туш и органов с опухолевыми поражениями,

-затрат на обезвреживание молока,

-не до получения потомства,

-потери его племенной ценности,

-ограничение в реализации,

-исключения из воспроизводства,

-выбраковка на мясо,

-затрат на проведение диагностических исследований,

-и затрат на проведение противолейкозных мероприятий.

В Республике Татарстан лейкоз крупного рогатого скота появился и получил распространение в связи с завозом в хозяйства республики животных черно-пестрой и голштино-фризской пород из неблагополучных по лейкозу стран Европы и других регионов страны в послевоенные годы.

Отсутствие на тот период прижизненной диагностики по выявлению больных животных привело к тому, что при поглотительном скрещивании местного поголовья скота с завозимыми высокопродуктивными животными этих пород, в благополучных стадах стали устанавливать гематологические и патоморфологические изменения, свойственные лейкозу.

Эпизоотическая ситуация по лейкозу крупного рогатого скота в Республике на сегодняшний день характеризуется, как напряженной. Ежегодное выявление больных и инфицированных животных исключает пока возможность благоприятного прогнозирования болезни на ближайшее будущее.

Первая стадия лейкоза - инфекционная - проходит без видимых клинических симптомов, с сохранением продуктивности и воспроизводительной функции, диагностируется серологическими методами исследований (РИД и ИФА). Вторая - патологическая стадия - протекает с гематологическими изменениями в периферической крови. Обе эти стадии диагностируются с большой достоверностью. Заметные клинические признаки и опухолевые изменения во внутренних органах, нарушения функционального состояния тех или иных систем организма, воспроизводительной функции, потеря продуктивности наступают на конечной стадии заболевания.

Источником возбудителя болезни являются инфицированные вирусом лейкоза животные на всех стадиях процесса. Факторы передачи вируса - кровь, молоко и другие материалы, содержащие лимфоидные клетки, зараженные вирусом лейкоза. Распространению лейкоза среди восприимчивого поголовья способствуют:

- совместное содержание здоровых и зараженных животных;

- выпаивание телятам молозива и молока от больных коров;

- использование для осеменения спермы зараженных лейкозом быков;

- несоблюдение правил асептики и антисептики при ветеринарно-зоотехнических мероприятиях (взятие крови, вакцинация, ректальные исследования, мечение и пр.).

После заражения в организме животных образуются специфические антитела против вирусных антигенов. Заразившись однажды, животные остаются инфицированными пожизненно. Больные коровы становятся более восприимчивыми к инфекционным и незаразным заболеваниям. При этом увеличивается яловость, снижается выход телят, наблюдаются аборты. Телята от таких коров чаще страдают расстройствами пищеварения и болезнями органов дыхания.

Лечение животных, больных лейкозом, не проводят. Их подвергают вынужденному убою.

В середине прошлого столетия был разработан и внедрен в практику гематологический метод диагностики больных животных. С помощью этого метода животных, больных лейкозом, выявляют и удаляют из стада, а также исключают использование опасного для здоровья людей молока.

На протяжении многих лет сотрудники различных научных учреждений проводили обширные эпидемиологические и эпизоотические исследования, в результате которых прямой взаимосвязи между заболеванием лейкозом животных и естественным инфицированием человека установлено не было, несмотря на то, что по структурному строению и функциональным особенностям вирус лейкоза крупного рогатого скота (ВЛКРС) схож с вирусом Т-клеточного лейкоза человека.

Однако в целях предупреждения возможных негативных последствий действующими ветеринарно-санитарными требованиями установлены определенные ограничения в порядке использования молока от животных, больных и инфицированных вирусом лейкоза согласно техническому регламенту таможенного союза (ТР 033/2013).

Известно, что ВЛКРС не устойчив к воздействию высоких температур и нагревание свыше 60 С для него губительно, обычный режим пастеризации (74 С) убивает вирус в течение 18 секунд. Таким образом, молоко от инфицированных коров для людей не представляет прямой опасности, но вместе с тем его лучше

использовать только для откорма животных. Относительно использования мяса от больного скота, следует отметить, что при генерализованном проявлении лейкоза предусмотрено его уничтожение. В том случае, когда поражены отдельные лимфоузлы или органы, они утилизируются, а туша используется для изготовления мясных изделий при повышенном термическом режиме.

Все коровы в обязательном порядке должны быть исследованы на лейкоз. Это правило особенно касается граждан - владельцев животных, реализующих молоко и молочные продукты от животных, которых они выращивают сами. Молоко и молочные продукты, полученные от здоровых животных, допускаются к реализации без ограничений, после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

Реализация сметаны, творога, масла из не пастеризованного молока животных, пораженных лейкозом, запрещена. Таким образом, приобретение молока и молочных продуктов в неустановленных местах торговли, в сомнительной чистоты упаковке (бутылки, пакеты и т.д.), произведенных, возможно, из молока больных коров, без ветеринарных сопроводительных документов, ставит под угрозу здоровье потребителей.

Необходимо отметить, что за действия (бездействия), повлекшие за собой возникновение и распространение очагов эпидемии среди населения в результате употребления в пищу сырого молока и мясных продуктов животных заражённых лейкозом предусмотрена административная и уголовная ответственность.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О состоянии эпизоотической обстановки в Российской Федерации и предпринимаемых противоэпизоотических мероприятиях по недопущению массовых заболеваний сельскохозяйственных животных


Рассмотрев вопрос о состоянии эпизоотической обстановки в Российской Федерации и предпринимаемых противоэпизоотических мероприятиях по недопущению массовых заболеваний сельскохозяйственных животных, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В 2016 году Россельхознадзором в области федерального государственного ветеринарного надзора проведено 44,7 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 7,9 тыс. плановых и 18,9 тыс. внеплановых проверок. В результате проверок выявлено 29,6 тыс. нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации, наложено штрафов на сумму 297,7 млн. рублей, приостанавливалась деятельность 93 хозяйствующих субъектов, в органы прокуратуры и следственные органы передано более 2660 материалов.

В целом эпизоотическая обстановка в Российской Федерации продолжает оставаться сложной. В 2016 году зарегистрированы очаги таких особо опасных болезней животных, как африканская чума свиней, высокопатогенный грипп птиц, сибирская язва, ящур, бешенство, оспа овец и коз. Сохраняется неблагополучная ситуация с лейкозом крупного рогатого скота, бруцеллезом, лептоспирозом и рядом других болезней сельскохозяйственных животных.

Главной угрозой для развития свиноводства в России остается африканская чума свиней. В 2016 году очаги этой болезни среди домашних свиней были выявлены в 26 субъектах Российской Федерации. Основной причиной ее заноса в благополучные регионы являются нелегальные перевозки инфицированных животных и продуктов животноводства. Риск распространения африканской чумы свиней связан с непредоставлением информации о случаях заболевания и падежа животных в личных подсобных хозяйствах, затягиванием мероприятий по депопуляции кабанов, недостаточным в некоторых случаях уровнем обеспечения режима биологической защиты свиноводческих предприятий, наличием свалок трупов свиней, павших от этой болезни, нарушениями ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления свиней в части скармливания необеззараженных пищевых отходов.

В целях исполнения решений Комиссии Правительства Российской Федерации по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативного штаба), образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 677, Россельхознадзором проведено 21,9 тыс. внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере выращивания, содержания и убоя свиней, а также производства и реализации мяса свиней и продуктов его переработки. Составлено более 14,8 тыс. протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 79 дел на приостановление деятельности хозяйствующих субъектов.

На ситуацию с обеспечением эпизоотического благополучия негативное влияние оказывает неэффективная работа ряда уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Россельхознадзором в 2016 году проведено 85 плановых и 12 внеплановых проверок работы указанных органов, в результате которых выявлено соответственно 2641 и 345 нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации: нарушение сроков внесения представлений об установлении ограничительных мероприятий (карантина); неустановление ограничительных мероприятий при выявлении карантинных болезней животных; нарушения в организации проведения мероприятий по ликвидации очагов карантинных мероприятий; отмена ограничительных мероприятий без проведения всех запланированных мероприятий, предусмотренных ветеринарно-санитарными требованиями.

В законодательстве Российской Федерации не конкретизированы полномочия Россельхознадзора по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии. Также не урегулирован вопрос осуществления федерального государственного ветеринарного надзора за перемещением подконтрольных товаров между субъектами Российской Федерации, что на фоне сложившейся неблагоприятной эпизоотической ситуации приводит к распространению заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и нежелательным социально-экономическим последствиям. При этом необходимо отметить, что меры по нормативно-правовому регулированию указанных вопросов предусмотрены планом действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 2048-р.

В настоящее время реально отсутствует возможность проверить объективность принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации мер в области ветеринарии. Для решения этой проблемы важно обеспечить информационное взаимодействие Россельхознадзора и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии посредством размещения указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями информации в информационных системах Россельхознадзора.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона N 125667-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств для ветеринарного применения".

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части наделения Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии;

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации" в части наделения уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и ветеринарных служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны и в сфере внутренних дел полномочиями по идентификации и учету поднадзорных животных, наделения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по согласованию структуры уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, по внесению предложений о кандидатуре для назначения на должность и об освобождении от должности руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, по установлению защитных зон и их размеров при проведении регионализации территории Российской Федерации;

2) ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в подпункт "а" пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в части наделения Россельхознадзора полномочиями по федеральному государственному ветеринарному надзору за перемещением подконтрольных товаров между субъектами Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части передачи скотомогильников (биотермических ям) в федеральную собственность;

4) обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2017 - 2019 годах мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, в части обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предотвращению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.

4. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить своевременное издание нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", прежде всего ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (по отдельным видам болезней животных).

5. Предложить Россельхознадзору осуществить комплекс мер, направленных на:

2) дальнейшее развитие единой Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;

3) оказание мер поддержки российским производителям животноводческой продукции.

6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать и осуществить меры, направленные на создание условий для повышения эффективности работы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, прежде всего в части противоэпизоотических мероприятий, проведения мероприятий по ликвидации очагов заразных, в том числе особо опасных, болезней животных;

2) разработать и утвердить региональные программы по борьбе с особо опасными болезнями животных или внести соответствующие изменения в действующие региональные программы и обеспечить их финансирование;

3) принять исчерпывающие меры по внедрению электронной ветеринарной сертификации;

4) разработать и осуществить меры, направленные на предоставление самостоятельного статуса уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, их кадровое и материально-техническое обеспечение, в том числе меры государственной поддержки специалистов ветеринарной службы (включая молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть подготовленный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части совершенствования механизма проведения внеплановых проверок при установлении ограничительных мероприятий (карантина) и осуществить его доработку в установленном порядке.

9. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко

28 июня 2017 года

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"

Читайте также: