Эго идентичность является основным новообразованием

В психологии существует такое важное понятие, как эго-идентичность. Публикация расскажет, что это такое и как она формируется. Сразу стоит отметить, что данный термин с эгоизмом не имеет ничего общего.

Для начала следует разобраться, что такое эго. Чаще всего об этом термине говорится в психоанализе. Эго представляет собой внутреннюю сущность человека, отвечающую за восприятие, запоминание, контакты с социумом и оценивание окружающего мира. Это помогает человеку отделить себя от всего остального, принять себя как самостоятельное и индивидуальное существо.


Определения идентичности

  • Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
  • С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
  • В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
  • Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
  • Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
  • Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
  • Согласно теории "Я-концепции", групповая эго-идентичность – идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
  • Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.

Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность – это непрерывность и тождественность "Я", целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.

Взгляд З. Фрейда

Представителей психоанализа всегда больше интересовало внутреннее эго. Зигмунд Фрейд считал, что движущей силой человека являются инстинкты и влечения. По мнению ученого, эго является высокоорганизованной структурой, которая отвечает за ее целостность и память. От неприятных воспоминаний и ситуаций психику ограждает "Я", пуская в ход защитные механизмы. Тогда человек начинает действовать исходя из полученной информации.

Концепция Э. Эриксона


Согласно Эриксону, задача эго – обеспечить нормальное развитие личности. "Я" способно самосовершенствоваться в течение всей жизни, помогать справляться с внутренними конфликтами и исправлять неправильное формирование психики. Хоть Эриксон и рассматривает эго как отдельную субстанцию, но в то же время считает, что оно неразрывно связано с социальной и соматической частью личности.

Ученый в своей теории особое внимание уделяет периоду детства. Данный промежуток времени дает возможность человеку развиться в умственном плане и получить хороший старт для дальнейшего самосовершенствования. Эриксон считает, что в периоде детства есть существенный недостаток. Это багаж иррациональных страхов, тревог и переживаний, которые непосредственно влияют на качество последующего развития.

Основным понятием в теории является эго-идентичность, проще говоря, целостность личности. Ее формирование начинается от рождения и проходит через всю жизнь, вплоть до смерти человека. Эриксон всего выделяет восемь стадий психосоциального развития. Если человек проходит их успешно, формируется полноценная функциональная личность.

Каждая стадия сопровождается кризисом. Под ним Эриксон понимает момент, возникающий как следствие достижения определенного этапа психологической зрелости и сопутствующих социальных требований, которые выдвигают к индивиду на той или иной фазе становления. Кризис эго-идентичности – это риск ее потерять. Если конфликт будет не разрешен, то эго травмируется, получает вред. Тогда снижаются или даже исчезают тождественность, целостность и вера в собственную социальную роль. Но в кризисе есть и позитивный компонент. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то эго получает новое положительное качество, которое гарантирует здоровое формирование личности в будущем.


То есть необходимо, чтобы близкая группа и общество способствовали адекватному прохождению каждого кризиса идентичности. Только тогда человек сможет полноценно перейти к следующим фазам самосовершенствования.

Далее будут отдельно рассмотрены все восемь стадий. Это младенчество, раннее детство, период игры, школьный возраст, юность, ранняя, средняя и поздняя зрелость.

Младенческий возраст

Формирование эго-идентичности происходит уже во младенчестве. Эта стадия развития условно длится от рождения до одного года. В этот временной отрезок малыш проходит кризис базального доверия-недоверия. Если мама и другое близкое окружение в период младенчества не будут обеспечивать ребенку достаточно внимания, любви и заботы, то у него сформируются такие качества, как подозрительность и боязливость. Причем они будут проявляться и давать о себе знать даже в период взрослости. Если же мать достаточно занимается младенцем и проявляет любовь, то он в последующем станет доверять людям и миру в целом. Окружение будет восприниматься в положительном ключе. Обычно можно говорить о благоприятном прохождении кризиса, если ребенок спокойно переносит исчезновение матери из поля зрения. Потому что он знает, что она снова вернется и позаботится о нем.


То есть во взрослом возрасте человек будет доверять или не доверять социуму точно так же, как доверял или не доверял своей матери во младенчестве. Однако это качество продолжает формироваться и на последующих стадиях. Например, когда ребенок становится свидетелем развода постоянно конфликтующих родителей, приобретенное ранее базальное доверие может быть утеряно.

Раннее детство

Длится от года до трех лет. На данном этапе кризисный момент эго-идентичности проявляется в формировании автономии или же сомнения и стыда.

В раннем детстве у малыша развиваются психические и моторные потребности, которые способствуют самостоятельности. Ребенок учится ходить, осваивать предметную среду и делать все без чьей-либо помощи. Если родители дают такую возможность, предоставляя свободу, то в малыше укрепляется уверенность, что он сам владеет собой, своими побуждениями, мышцами и средой. Так он постепенно становится самостоятельным.

Иногда взрослые спешат и пытаются за ребенка сделать то, с чем бы он сам справился прекрасно без их помощи. В результате у ребенка закрепляются такие качества, как нерешительность и стыдливость. Естественно, они негативно влияют на дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно проявлять терпение и давать возможность малышу сделать что-то самому.

Длится примерно от трех до шести лет. В этот период формирование эго-идентичности может пойти по пути инициативности или же вины.

В дошкольном возрасте дети обычно уже многое делают сами, проявляют предприимчивость и активность, стремятся общаться с широким кругом людей. Если родители это поощряют, не мешают фантазировать и отвечают на бесконечные вопросы ребенка, то он благоприятно проходит кризис идентичности на этом этапе.


Если же взрослые постоянно одергивают малыша, запрещают что-либо спрашивать, выдумывать и устраивать шумные игры, то он начинает ощущать вину, собственную никчемность и одиночество. Впоследствии это может развиться в патологию, закрепив в ребенке пассивность, психопатическое поведение и даже фригидность (или импотенцию). Дети, не преодолевшие кризис на этом этапе, становятся зависимыми, ведомыми, нерешительными. Они не могут за себя постоять и ни к чему не стремятся.

Школьный возраст

Этот этап условно приравнивают к возрасту 6-12 лет. На данном отрезке жизненного пути дети начинают учиться, пробовать рукодельничать, что-то конструировать и строить. Часто они фантазируют о различных профессиях.

Период юности

Самая полноценная форма эго-идентичности формируется в возрасте 12-19 лет. Также на этом этапе начинает самый глубокий кризис. Если его не удастся преодолеть, то произойдет ролевое смешение. Его можно охарактеризовать неприкаянностью и дезориентацией в самом себе. Поэтому важно помочь подростку создать непротиворечивый и единый образ себя. Ведь именно этот период Эриксон считал самым центральным в развитии социального и психологического благополучия.

Ранняя зрелость

Возраст 20-25 лет – своеобразные ворота в новую взрослую жизнь, как говорил сам Эриксон. Как правило, в этот период люди получают профессию, встречаются с противоположным полом, а иногда вступают в брак.


Будет ли на данном этапе провал или положительный исход, непосредственно зависит от успешности прохождения всех предыдущих стадий. Если кризис идентичности будет преодолен, то человек сможет заботиться о другом индивиде, будет любить и уважать его, не опасаясь потерять самого себя. Это ученые называют достижением близости (интимности). При неблагоприятном развитии эго-идентичности на этом этапе человек изолирует себя. Он станет одиноким, ему не о ком заботиться и не с кем разделить жизнь.

Средняя зрелость

Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.


Поздняя зрелость

Это последняя стадия развития эго-идентичности по Эриксону. Она длится от 65 лет и до самой смерти. В этом возрасте наступает старость, которая считается самым благоприятным временем для размышлений, подведения итогов, анализа неудач и достижений. Человек может понять, что он не зря прожил жизнь, ему все удалось, и все его устраивает. Такое осознание Эриксон называл чувством целостности эго. Его можно считать благоприятным преодолением кризиса.

Однако некоторые старики из-за подведенных итогов начинают отчаиваться. Их охватывает чувство безнадежности, потому что они не использовали все возможности, не исправили какие-то ошибки. Они приходят к выводу, что их жизнь вообще была бессмысленной. Именно при таком раскладе люди сильно боятся грядущей неизбежной смерти. В таком случае еще не поздно все переосмыслить и сделать что-то действительно нужное и полезное.

Выводы

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме эго-идентичности, необходимости её исследования в условиях современного развития общества. Рассматриваются исследования

в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности.

Ключевые слова: эго-идентичность, профессиональная идентичность, нормативный кризис.

В последние десятилетия в связи с глобальными изменениями в мире и в нашей стране остро стоит проблема самоидентификации личности. В психологической науке это явление описывается понятием идентичность, а именно – эго-идентичность. В условиях социально-экономической нестабильности и культурных перемен человек оказывается в сложной ситуации обретения себя. Современному обществу свойственны утрата традиций, норм, отсутствие четко обозначенных внешних ориентиров личностной идентичности. В новой России изменились представления о жизни, о себе и о своем месте в обществе; сменились идеалы, ценности и т.д. Прежние представления о поло-ролевой, профессиональной принадлежности, жизненном и личностном самоопределении размываются, становятся менее значимыми, в том числе и вследствие влияния средств массовой информации. В этих условиях человек вынужден постоянно адаптироваться к новым требованиям общества, балансируя между стремлением соответствовать социальным ожиданиям и стремлением сохранить собственную индивидуальность.

Дж. Марсиа и его последователи рассматривают четыре статуса эго-идентичности:

1) Предрешенная (псевдоидентичность),

2) диффузная (размытая),

4) достигнутая (автономная).

Предрешенная. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования.

У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Достигнутая. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

Диффузная. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности [3].

Изучение проблемы формирования идентичности в современных психологических исследованиях ведется в таких направлениях, как развитие эго-идентичности во время прохождения личностью нормативных кризисов, а также становление профессиональной идентичности.

Н.М. Аксенова рассматривает эго-идентичность как фактор профессионального самоопределения студентов. В структуру эго-идентичности входят личностные характеристики, которые считаются критериями достигнутой идентичности: высокий уровень целостности, интегрированности личности, наличие системы личностных смыслов, связанных с ведущим типом деятельности (т.е. обучением профессии), сформированность системы смысложизненных ориентаций, общность и протяженность временной перспективы [1].

В работах Е.Л. Солдатовой создана концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека. Разработан тест статусов и структуры эго-идентичности, который оценивает статусы эго-идентичности: предрешенную, достигнутую, диффузную. Основные показатели, определяющие статус: фиксация, сомнение, автономия [4].

Эго-идентичность рассматривается как глубинная личностная структура, выполняющая регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения тождественности себе, непрерывности и интегративности личности в условиях системных преобразований структуры социальной ситуации развития в период нормативных кризисов развития личности взрослого человека [4].

Эго-идентичность является новообразованием нормативных кризисов. В начале кризиса возникает предрешенная эго-идентичность (предкритическая фаза нормативного кризиса), на пике кризиса – диффузная (размытая) идентичность, достигнутая (автономная) эго-идентичность означает завершение кризиса. Мораторий – стабильный период развития, характеризующийся отсутствием поиска и принятия.

За последние годы в рамках концепции Е.Л. Солдатовой были проведены исследования, затрагивающие разные аспекты эго-идентичности.

В исследовании И.А. Шляпниковой установлено, что эго-идентичность выступает значимым компонентом личностной зрелости, а именно –рефлексивным [7]. Статус эгоидентичности определяет психологическое содержание личностной зрелости. Достигнутая эго-идентичность является одним из компонентов личностной зрелости как системного качества личности взрослого человека, отражающего готовность и способность личности к эффективному решению жизненных задач. В данном исследовании рассматривается взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости. Эта взаимосвязь имеет возрастную специфику и определяется возрастными задачами развития взрослого человека. Изменение статуса эго-идентичности влечет за собой изменение психологического содержания личностной зрелости. Эго-идентичность играет ведущую роль в достижении личностной зрелости, является значимым компонентом и условием формирования личностной зрелости, выполняет интегрирующую функцию. Рефлексивный компонент личностной зрелости (достигнутая эго-идентичность) характеризует личность с точки зрения гибкой автономности, целостности, гармоничности, тождественности себе [7].

В исследовании Н.В. Трусовой рассматриваются взаимосвязи между эгоидентичностью и профессиональной идентичностью студентов колледжа, а также особенности эго-идентичности и профессиональной идентичности в период нормативного кризиса перехода к юности [6]. В данной работе создана модель развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности у студентов колледжа, которая включает в себя социальную ситуацию развития (объективный, субъективный и рефлексивный уровни), составляющие первичной профессиональной идентичности (отношение к себе как к профессионалу, отношение к выбранной профессии, отношение к профессиональному сообществу) и фазы нормативного кризиса. Согласно результатам исследования, в кризисе формируется психологическая готовность к решению одной из основных задач развития – первичному освоению профессии. Психологическая готовность понимается как интеграция новообразований личности, латентно сформировавшихся на предшествующем кризису этапе развития (такие, как Я-концепция и направленность личности) и новообразования нормативного кризиса, в роли которых выступает достигнутая эго-идентичность [6].

Н.Ю. Андреева рассматривает эго-идентичность в структуре профессионального выгорания педагогов [2]. Эго-идентичность выступает как рефлексивная составляющая социальной ситуации развития, т.е. отношение к себе меняющемуся. Профессиональное выгорание включает в себя как обязательный структурный компонент и как основу дисгармоничную эго-идентичность. Эмоциональное выгорание педагогов рассматривается как нарушенная идентичность. Профессиональное выгорание взаимосвязано с диффузной и предрешенной эго-идентичностью, которые являются системообразующим фактором в структуре выгорания. По результатам исследования, автономная эго-идентичность снижает профессиональное выгорание педагогов [2].

М.М. Смирнягина обращается к проблеме эго-идентичности, рассматривая психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности [5]. Результатом нормативного кризиса перехода к юности является сформированная эгоидентичность и осознанные жизненные планы и цели. Достигнутая эго-идентичность характеризуется чувством глобального доверия, стабильности, оптимизмом в отношении будущего, когда собственные цели, ценности и убеждения человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни [5].

В начале стабильного периода подросткового возраста 14–15 лет девятиклассники, покидающие школу, еще психологически не готовы к самоопределению. У них еще не сформирована Я-концепция, собственная система ценностей и целей. Вопросы дальнейшего обучения за тех учащихся, которые уходят из школы, решают взрослые или обстоятельства жизни, т.е. формируется предрешенная эго-идентичность.

В рамках исследования М.М. Смирнягиной создана программа психологического сопровождения в период перехода к юности, ставящая своей целью создание условий для развития у старшеклассников психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению, для формирования целостной эго-идентичности [5].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Спектр эмпирических исследований эго-идентичности довольно разнообразен: эгоидентичность в нормативных кризисах развития личности, эго-идентичность в структуре профессионального выгорания, эго-идентичность как фактор профессионального самоопределения, эго-идентичность и профессиональная идентичность, взаимосвязь эгоидентичности и личностной зрелости.

2. Созданы современные теоретические конструкты исследования эго-идентичности, одним из которых является концепция Е.Л. Солдатовой о динамике эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности.

3. Намечаются перспективы дальнейшего исследования эго-идентичности, которые могут быть посвящены проблемам формирования поло-ролевой идентичности, семейных ролей. Особый интерес для нас представляет кросс-культурное исследование формирования эго-идентичности в период юности, разработка которого нами сейчас осуществляется.

1. Аксенова, Н.М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе: дис.. канд. психол. наук / Н.М. Аксенова. – Кемерово, 2004. – 137 с.

2. Андреева, Н.Ю. Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания педагогов: автореферат дис. … канд. Психол / Н.Ю. Андреева. – Н. Новгород, 2011. – 23 с.

3. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 1996. № 1. – С. 131– 143.

4. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 267 с.

5. Смирнягина, М.М. Психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности: монография / М.М. Смирнягина. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 310 с.

6. Трусова, Н.В. Развитие профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности в условиях среднего профессионального образования: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.В. Трусова. – Н. Новгород, 2011. – 23 с.

7. Шляпникова, И.А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости: дис. … канд. психол. наук / И.А. Шляпникова. Челябинск, 2010. – 201 с.

8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.

Summary. The article views the problem of ego-identity, dwells upon the necessity of its examination in the conditions of the contemporary development of society. It also discusses the researches in the tideway of concept of the dynamics of ego-identity in normative crisises of individual’s development.

Key-words: ego-identity, professional identity, normative crisis.

10 декабря, 2018

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

Возраст Название стадии
0-1 Доверие или недоверие.
2 — 3 Самостоятельность или нерешительность
4 — 5 Предприимчивость или чувство вины
6 — 11 Умелость или неполноценность
12 — 19 Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25 Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64 Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 лет Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние


Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.


Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.


Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей ? Сильная сторона -цель.


В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь: Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.


До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.


В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.


Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.


На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8 Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.


Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson ; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Читайте также: