Е е кравцовой психологические новообразования дошкольного возраста

Лекция № 4
Воображение как центральное психологическое новообразование детей дошкольного возраста

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

Мы с вами поставили перед собой задачу выяснить, что должно лежать в основе педагогической деятельности, направленной на развитие детей дошкольного возраста, и выяснили, что дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного возраста, с центральной психической функцией возраста, с определенным центральным психологическим новообразованием и с определенной ведущей деятельностью.

На прошлых лекциях мы узнали, что составляет содержание социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, и определили ведущую роль семьи в развитии дошкольника. Сегодняшняя лекция посвящена центральному психологическому новообразованию дошкольного возрастного периода.

Нет надобности доказывать, что дошкольники фантазеры и что особую роль в их развитии играет воображение. В то же время вынесенное в заголовок данной лекции воображение в качестве центрального новообразования дошкольного периода развития нуждается в специальном комментарии.

Представьте себе, что на сцене идет спектакль. Декорации в этом спектакле практически не меняются. Но режиссеру надо показать: сейчас раннее утро. Создается определенная подсветка, и возникает ощущение раннего утра. Затем освещение меняется, и на сцене — полдень. Декорации те же самые, но смотрятся по-другому. И какие-то темные углы, которые были не заметны в освещении раннего утра или позднего вечера, в полдневном свете начинают высвечиваться.

Что является центральным новообразованием у детей дошкольного возраста? Воображение. Но если мы проанализируем действующие в дошкольном образовании программы, возникнет ощущение полнейшей катастрофы. Потому что в 99% этих образовательных программ вы найдете рекомендации по поводу развития чего угодно, кроме воображения. Про эмоциональное развитие тоже написано не очень много, но все-таки есть. А с воображением дело обстоит очень туго. Воображение как-то уводит ситуацию в сторону, путает все карты разработчиков. И оказывается, что в нашей практике дошкольный возраст по преимуществу освещен совсем не тем светом, которым требуется. Нам нужно показать утро, а мы показываем вечер.

Почему о воображении так сложно говорить? Почему ему не отводится места в программах дошкольного образования? Потому что развивать воображение чрезвычайно трудно. Воображению невозможно учить так же, как мы обучаем детей складывать числа или узнавать буквы.

Что же собой представляет воображение как центральное новообразование дошкольного возраста? Во-первых, воображение появляется на арене психического развития в качестве самостоятельной психической функции лишь в дошкольном возрасте. До возникновения этого периода развития (а именно, до кризиса трех лет) воображение включено в другие психические функции и процессы.

Третий уровень развития воображения предполагает, что воображение ребенка определяется лишь его собственной внутренней позицией. Соответственно, он перестает быть зависимым и от предметной среды, и от прошлого опыта. Он свободно придумывает ситуации, свободно придумывает объяснение действиям персонажей своей игры.

У многих шестилеток психологи диагностируют низкий уровень воображения в первую очередь потому, что вся их энергия, все их силы посвящены несвойственной им учебной деятельности, в которой дошкольному воображению практически нет места.

В чем нуждаются дети с третьим уровнем воображения, так это в специальных заданиях, где надо что-то придумать. Задания могут быть самого разного характера: придумывание сказочных сюжетов, игр, загадок, новых конструкций… При выполнении заданий ребенку обязательно нужен взрослый партнер, который в одном случае поможет справиться с заданием, а в другом станет для малыша доброжелательным зрителем.

Последний вопрос, на котором мы бы хотели остановиться в данной лекции, связан с видами воображения. Экспериментальные исследования воображения в дошкольном возрасте позволяют выделить два его вида — смысловое и конструктивное. Смысловое воображение имеет своим источником личностные особенности ребенка. Захочет ребенок — и Баба Яга будет страшной и злой, а захочет сделать по-другому — и Баба Яга будет старой, больной и несчастной: ей даже чашку чаю некому налить. Это игровое воображение помогает ребенку осмысливать и переосмысливать как отдельные предметы, так и целостные ситуации.

Конструктивное (воссоздающее) воображение помогает ребенку включать воображение не только в игру, но и в другие виды деятельности. Например, читая или слушая какую-то задачу, ребенок с развитым конструктивным воображением сконструирует ее в виде модели, схемы или просто картинки, и тогда ее решение не отнимет у него много сил и времени.

Итак, воображение возникает как самостоятельная психическая функция в начале дошкольного периода развития. По мере взросления ребенок овладевает разными видами воображения и научается произвольно им пользоваться. Вместе с тем в начале лекции, говоря о том, что воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста, мы подчеркивали его роль в целостном развитии дошкольника. В наибольшей степени эта касается эмоций ребенка, которым будет посвящена следующая лекция.

1. Проанализируйте предметную среду вашей группы. Какие предметы, используемые детьми в игре, тут преобладают: покупные игрушки? Самодельные игрушки? Многофункциональные предметы? Запишите свои наблюдения в дневник. Нуждается ли в изменениях предметная среда вашей группы с точки зрения задачи развития воображения детей?

2. Кто из ваших воспитанников обладает третьим уровнем воображения? Вторым? Первым? На основании чего вы можете сделать такое заключение? Запишите свои наблюдения в дневник (два-три примера).

доктор психологических наук, профессор, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия, ekravcva@gmail.com

Дата последнего обновления: 30.03.2020

Культурно-историческая психология (2020. Том 16, № 1. С. 4–12)

Психолого-педагогические исследования (2019. Том 11, № 4. С. 5–21)

Психолого-педагогические исследования (2019. Том 11, № 1. С. 1–11)

Культурно-историческая психология (2018. Том 14, № 3. С. 5–30)

Культурно-историческая психология (2018. Том 14, № 3. С. 67–73)

Культурно-историческая психология (2005. Том 1, № 2. С. 87–94)

Психологическая наука и образование (2005. Том 10, № 2. С. 32–38)

Психологическая наука и образование (1996. Том 1, № 3)

Другие публикации автора

В журналах и сборниках:

  1. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. Т.22. №4.
  2. Кравцова Е.Е. Генезис воображения в детском возрасте // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000, сигнальный выпуск.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические основы построения программы "Мастер" // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. Красноярск, 1999.
  4. Кравцова Е.Е. Преемственность среднего и высшего образования // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. Красноярск, 1999.
  5. Кравцова Е.Е. Психологический театр как форма подготовки педагогов и психологов образовательных учреждений // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М. Красноярск, 1999. (В соавторстве с Е.Л. Бережковской)
  6. Kravtsova E.E. Preconditions for Developmental Learning Activity at Pre-School age// Learning Activity and Development Aarhus University Press, 1999.
  7. Кравцова Е.Е. Взаимосвязь между ведущей деятельностью и возрастными психологическими новообразованиями (на английском языке) // Теория деятельности и исследования культурно-исторического подхода. Дания, Орхус, 1999.
  8. Кравцова Е.Е. Формирование психологической готовности детей к школе // Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. М., 1997.
  9. Кравцова Е.Е.Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996, № 6.
  10. Кравцова Е.Е.Вторые чтения памяти Л. С. Выготского // Вопросы психологии, 2002. №1
  11. Кравцова Е.Е.Кризис культурно-исторической психологии и пути его преодоления // Вопросы психологии, 2006. №5

Монографии:

  1. Кравцова Е.Е. Золотой ключик (инновационная модель начального образования для учебно-воспитательных комплексов школа - детский сад) // М., 1996. (В соавторстве с Г.Г.Кравцовым, Е.Л.Бережковской, Л.А.Кожариной).
  2. Кравцова Е.Е. Разбудите в ребёнке волшебника. М., 1996.
  3. Кравцова Е.Е. Экологическое воспитание и воспитание экологией. М., 1995. (В соавторстве с Г.Г.Кравцовым)
  4. Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолевать трудности в поведении. Минск, 1990. (В соавторстве с А.А.Нурахуновой, В.В.Степановой)
  5. Кравцова Е.Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992. (В соавторстве с А.А.Нурахуновой, В.В.Степановой)

Биография

Образование:

1967–1972 гг. — факультет психологии МГУ

1981 г. — защита кандидатской диссертации, НИИ дошкольного воспитания АПН ССР

1996 г. — защита докторской диссертации, Институт развития личности РАО РФ

Научная деятельность

Научные интересы: психология развития и возрастная психология


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Елена Кравцова

Текущая страница: 13 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Несмотря на то что значимость этой позиции для психического развития ребенка по мере его взросления снижается, возможности для ее использования остаются. Часто родители интуитивно используют эту позицию и с детьми более старшего возраста, например в тех случаях, когда ребенок испытывает затруднения при выполнении какой-либо деятельности или овладении тем или иным навыком. В этих случаях взрослый обычно берет руку ребенка в свою и начинает вместе с ним выполнять задание. Этим приемом часто пользуются и педагоги.

Таким образом, решать педагогические задачи можно и нужно, не ломая смысловой контекст жизни ребенка, а используя и сохраняя его. В каждом случае эта работа, конечно, индивидуальна и неповторима. Сложная многоуровневость проблем общения взрослого и ребенка – наиболее трудная и наименее осознаваемая взрослыми.

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от наличных воздействий среды, более произвольным. Такие явления, как манерничание и кривляние, тоже связаны с произвольностью – ребенок сознательно берет на себя какую-то роль, занимает заранее подготовленную позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой ролью. Отсюда и неестественность поведения, неустойчивость, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения. Со временем это проходит. Остается способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией, внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Остается внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Большой вклад в разработку проблемы стабильных и критических возрастов внесли исследования А. Запорожца, А. Леонтьева и Д. Эльконина. В этих исследованиях получило развитие фундаментальное понятие возрастной психологии – понятие ведущей деятельности. Оно положено в основу предложенной Д. Элькониным периодизации психического развития ребенка. Ведущая деятельность рассматривается здесь как определяющая психологическую специфику каждого возрастного периода, а переходные возрасты соответственно характеризуются как возрасты, в которых происходит смена ведущих типов деятельности. Таким образом, проблема кризиса семи лет или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению, получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Д. Элькониным, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами. В то же время кризис семи лет лежит внутри эпохи детства, что позволяет охарактеризовать его как переходный возраст. Это же обстоятельство позволяет сделать предположение о тесной связи между разделяемыми и одновременно соединяемыми периодами с ведущими деятельностями: сюжетно-ролевой игрой и учебной деятельностью.

В связи с проблемой диагностики психического развития следует отметить, что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов появляется новый тип общения, который необходим для успешности последующего обучения детей в школе.

Анализ литературных источников по вопросу о характере и особенностях общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте позволяет заключить, что происходит к концу дошкольного периода в развитии общения детей, а именно: общение приобретает крайне важную специфическую черту – произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают определяться уже не только непосредственной предметной ситуацией и непосредственными взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми задачами, правилами, требованиями, то есть определенным контекстом.

Подтверждение этому мы находим в исследованиях А. Запорожца, 3. Истоминой, Я. Неверович и др., посвященных специальному изучению возникновения и развития произвольности у детей дошкольного возраста. В этих исследованиях отмечается, что произвольность поведения впервые возникает в старшем дошкольном возрасте.

Во многих зарубежных исследованиях по проблеме школьной зрелости (Г. Гетцер, А. Керн, Г. Штребел и др.) указывается на отсутствие импульсивных реакций как на важнейший критерий психологической готовности детей к школе. Литературные данные и результаты специальных исследований свидетельствуют, что наиболее существенные моменты психологической готовности детей к школьному обучению связаны с характером и особенностями общения детей, уровнем развития способности осуществлять содержательную совместную деятельность.

3. Часто при работе с группой используется позиция демонстративной отстраненности, о которой уже было сказано: взрослый, находясь в одном помещении с детьми, занятыми какой-либо деятельностью, не участвует в ней, увлеченный чем-то своим. Эта позиция потенциально содержит в себе возможность выхода в любую другую позицию общения.

7. Придумайте (сконструируйте) ситуацию, где бы обучение детей дошкольного возраста проходило все три стадии процесса обучения.

1. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. – Новосибирск: НГУ, 1994.

2. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. – 1980. – № 5.

3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., Просвещение, 1976.

Часто такое явление оказывается гораздо более вредным для развития малыша, нежели неумение его сверстника сформулировать простое желание. Научить формулировать желания и намерения оказывается значительно проще, нежели изменить речь маленьким резонерам. Они привыкают пользоваться механической памятью, не осмысляя, что и зачем говорят, а восхищение взрослых убеждает их во мнении, что так говорить хорошо.

Если попытаться ответить на вопрос, что происходит с речью современных дошкольников, то можно выделить несколько факторов, которые и являются причиной многочисленных и разнообразных проблем развития речи детей.

Такое владение речью – основа становления и развития воображения – должно сформироваться у малышей до трех лет. Следовательно, если кризис трех лет происходит позже, воображение как центральное новообразование этого возраста тоже запаздывают по отношению к реальному возрасту детей.

Не останавливаясь подробно на условиях развития речи в раннем возрасте (для этого есть специальная образовательная программа), выделим все же некоторые принципы, которые приходится использовать с целью направленного развития или коррекции детей с задержкой развития.

Для того чтобы дети хорошо и вовремя начинали говорить, для развития их речи им необходима специальная речевая среда.

Многим известен такой феномен, когда люди, много лет учившие иностранный язык и не очень в этом преуспевшие, за короткое время прекрасно обучались общаться на иностранном языке, как только оказывались за границей. Разгадка этого чуда очень проста: они оказывались внутри речевой среды, которая позволяла им эффективно и в очень короткий срок овладевать иностранной грамматикой и лексикой.

Аналогичным образом развивается и речь детей: если они погружены в речевую среду, то через небольшой отрезок времени откроют для себя значения слов и научатся управлять собственной речью.

Организация такой среды требует соблюдения некоторых условий.

1. Нормальная, культурная (соответствующая той культуре, где живет малыш) речь, а не какие-то специальные слова и выражения, использующиеся только для ребенка.

3. Организация интенсивного общения около ребенка.

Для лучшего понимания последнего условия попробуем разобраться в ситуации, внешне очень далекой от обсуждаемых проблем. Речь идет об обучении ребенка второму языку. Многие родители, желая обеспечить детям хорошую карьеру в будущем и понимая роль знания иностранных языков практически в любой профессии, испытывая при этом некоторую неудовлетворенность от того, как они сами учили иностранный язык, стремятся начать обучение дошкольников английскому языку в три-четыре года. В некоторых случаях, убедившись, что занятия, проходящие три (а то и реже) раза в неделю, мало что дают малышу, родители начинают говорить с ребенком, например, только по-английски.

Приходилось встречать детей, которых учат сразу двум языкам, и при этом мама говорит с ним только по-английски, а папа – только по-французски. Аналогичную картину можно увидеть в семьях, где родители имеют разные национальности. В подобных случаях ссылаются на довольно известную статью Л. Выготского о двуязычии. Речь в статье идет о маме полячке и папе французе, говорящих с ребенком каждый на своем языке, и ребенке, который таким образом с рождения имеет два родных языка.

Однако, несмотря на схожесть ситуаций, основная масса таких детей не только не овладевают иностранными языками, но путаются в собственном. Причина таких результатов в следующем. В примере Л. Выготского родители, помимо общения с ребенком, много общались между собой на разных языках – в одних случаях на французском, в других на польском, так как оба хорошо владели двумя языками. Таким образом, ребенок оказывался погруженным в определенную речевую среду. Именно это и привело к тому, что ребенок усвоил два языка. Когда же общение (причем, далеко не всегда это именно общение) касается только непосредственных ситуаций взаимодействия с ребенком, то он, если и начинает пользоваться отдельными словами и выражениями, то опять-таки использует свою механическую память.

Таким образом, третье условие в организации речевой среды связано с полноценным общением, которое можно назвать общением около ребенка. Причем можно быть уверенным, что даже если малыш и не обращает внимания на то, что и о чем говорят взрослые или взрослый с другим ребенком или взрослым, он все равно получит основу для дальнейшего речевого развития.

Постепенно ребенок включается во взрослые комментарии и на третьем этапе он комментируют действия другого ребенка, а потом и взрослого.

Наконец, на последнем этапе ребенок приобретает способность самостоятельно действовать, сопровождая действия речью, а потом просто говорить.

Итак, открыв для себя назначения большинства окружающих его предметов и осознав, что с помощью слова он может заменять их и даже с действия с ними, ребенок вступает в дошкольный возраст.

С одной стороны, у него есть хорошая основа не только в виде понимания и умения использовать слова и выражения, но и в качестве способов расширения своей лексики. В то же время речь у вступившего в дошкольный период малыша еще очень плохо и мало развита и от того, удастся ли взрослым создать условия для ее дальнейшего развития в дошкольном детстве, зависит, как и когда ребенок научится читать, будет ли он любить это делать, как он станет общаться, сможет ли наладить дружеские связи и личную жизнь и многое другое.

Нельзя сказать, что условия развития речи в дошкольном возрасте очень трудно создать и соблюсти. Однако часто из-за незнания законов развития психики и непонимания психологических особенностей дошколят взрослые, сами не подозревая, препятствуют тому, чтобы их дети хорошо научились говорить.

И здесь можно обозначить необходимые условия.

1. Интенсивное общение, теперь на более высоком уровне, – речевое взаимодействие между взрослыми или более старшими детьми, совместная деятельность, сопровождающаяся речью.

2. Развитие воображения и игры. Описанные в одной из предыдущих глав методы и способы обучения игре и развития воображения могут и должны быть использованы как методы речевого развития ребенка.

В младшем дошкольном возрасте интенсивное речевое развитие происходит в режиссерской игре, где соединение предметов по смыслу происходит в речи и с ее помощью. Первые сюжеты игр малышей, пусть очень несовершенные и короткие, с самого начала обеспечивают творческий характер речи ребенка. Малыш, объединяя папину ручку и мамину помаду, придумывает сюжет, в котором они поменялись ролями, и теперь помада стала ручкой, а ручка помадой; в следующий раз помада станет светофором, а ручка машиной и т. п. При этом все, что он скажет, он, с одной стороны, почерпнул из своего опыта, а с другой – сотворил сам.

Аналогичным образом развитие речи происходит и в образной игре, где можно не только принимать разные позы или двигаться, как то или иное животное, но и с помощью слов создавать характер. К примеру, как-то в летнем лагере играли с детьми в лягушек и оказалось, что Царевна-лягушка и лягушка красавица имеют совсем разный характер. При этом, конечно, лягушек сначала характером награждал взрослый, а потом уже дети стали не просто прыгать и квакать, но и соотносить свои действия с характеристиками изображаемых животных.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые, как правило, появляются у человека за определенный период времени, иными словами, – это возрастные ступени развития человека.

У новорожденного, например, основное новообразование – это комплекс оживления.

Младенчество, возраст которого от 0 до 1 года имеет такие новообразования, как прямохождение, формирование предметно-действенного мышления, функциональные действия, страх, возникающий перед не знакомыми людьми.

В возрасте раннего детства от 1 года до 3-х лет осваиваются предметные действия, формируется внутренний план действий, развивается активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам, начинает складываться первичная самооценка, основные структуры языка.

Далее, с 3-х лет и до 7 начинается дошкольный возраст, когда происходит формирование произвольных действий и поступков – идет процесс возникновения нового типа поведения. Происходит формирование механизмов собственно субъектного поведения и характера, общих и специальных способностей – танцевальных, музыкальных и др.

  • Курсовая работа Психологические новообразования дошкольного возраста 490 руб.
  • Реферат Психологические новообразования дошкольного возраста 220 руб.
  • Контрольная работа Психологические новообразования дошкольного возраста 250 руб.

В этом возрасте очень быстро развивается воображение, складывается наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Восприятие, память, внимание становятся произвольными и управляемыми. Самооценка и осознание своих переживаний на этом этапе становятся основным новообразованием ребенка.

В период отрочества – от 7 до 14 лет, у ребенка младшего и среднего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления – это анализ, планирование, рефлексия.

Восприятие в этом возрасте носит характер организованного наблюдения, а внимание становится целенаправленным и значительным по объему. Происходит формирование познавательных, эстетических, нравственных чувств, а эмоциональные переживания носят обобщенный характер.

Юношеский возраст от 14 до 21 года характеризуется таким главным новообразованием как саморефлексия, происходит осознание собственной индивидуальности, способности к самоопределению и саморазвитию. В юношеском возрасте формируется установка на сознательное построение собственной жизни.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Период молодости от 19 до 33 лет характеризуется собственным уникальным внутренним миром, ощущением устойчивости своего отношения к миру. Формируется индивидуальный стиль деятельности, свое социальное и профессиональное Я.

Взрослость отмечается в 32 – 42 года. На этом этапе, в промежутке от 34 до 37 лет возникает второй пик мышления – это мышление взрослого человека с тесными и устойчивыми связями между образным, практическим и вербально-логическим мышлением.

В этот период уже обретена уникальная полнота самобытия с многообразными правами и обязанностями в разных сферах деятельности – в семье, на работе, в обществе.

Новообразования дошкольного возраста

Что касается дошкольников, то Д.Б. Эльконин к новообразованиям этого возраста относит возникновение у ребенка первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Малышу всё важно привести в порядок, потому что жить в беспорядке он не может, ему важно увидеть закономерности отношений.

У дошкольника, как было доказано Ж. Пиаже, отмечается артификалистское мировоззрение, многие дети считают, что в мире всё создано для того, чтобы удовлетворить их желания. Например, Солнце движется для того, чтобы всем было тепло и светло. Ребенок считает, что в центре всего находится человек. Для объяснения явлений природы дошкольник использует также моральные и анимистические причины.

У дошкольника в определенный момент появляется высокий интерес к окружающему миру, и он начинает задавать свои вопросы, которые сильно утомляют родителей. Взрослые должны понимать эту особенность развития и не отмахиваться от ребенка, отвечая по возможности на все его вопросы.

Происходит появление соподчинения мотивов:

  • обдуманные действия превалируют над импульсивными,
  • идет формирование настойчивости,
  • складывается умение преодоления трудностей,
  • формируется чувство долга перед товарищами.

Становление произвольного поведения – это поведение опосредовано определенным представлением. По мнению Д. Б. Эльконина, образ, ориентирующий поведение дошкольника существует сначала в наглядной конкретной форме, далее он становится более обобщенным, выступающим в форме норм или правил.

Ребенок стремится управлять собой и своими поступками. С возникновением личного сознания дошкольник в системе межличностных отношений стремится занять определенное место. Благодаря появлению внутренней позиции происходит формирование сильной познавательной потребности, возникает желание попасть в мир взрослых, заняться другой деятельностью.

Формирование данной позиции, считает Л.И. Божович, тоже говорит о готовности ребенка учиться в школе.

Психологические новообразования младшего школьника

Новообразованиями младшего школьника являются:

  • восприятие,
  • память,
  • мышление,
  • воля.

Для младшего школьного возраста характерны большие изменения, происходящие в познавательной сфере.

Память, например, приобретает хорошо выраженный познавательный характер. Правда, опосредованная и логическая память в своем развитии отстает от механической памяти, которая очень хорошо развивается. Причиной отставания этих видов памяти является их невостребованность в учебной, трудовой и игровой деятельности.

Следующее новообразование – это восприятие, переходящее от непроизвольного к целенаправленному восприятию. Поскольку оно ещё в этом периоде не дифференцировано, то ребенок, похожие по написанию буквы и цифры, иногда путает.

Развитию воли всегда способствует учебная деятельность. У младшего школьника постепенно развивается способность к самоорганизации, повышается самоконтроль, самооценка, идет формирование способности сосредотачиваться на том, что не очень интересно.

В этом возрасте происходят и довольно значительные изменения в области мышления. Познавательная активность очень высокая. Младшему школьнику по силам представить какую-либо ситуацию и действовать в этой ситуации в своем воображении – это наглядно-образное мышление, которое в данном возрасте является основным его видом.

На начальном этапе этого возраста для мышления характерен эгоцентризм – это особая умственная позиция, при которой необходимые знания для правильного определения проблемы, ещё отсутствуют.

В младших классах в течение первых двух лет обучения в учебном материале преобладающими являются наглядные образцы. Наглядно-образное мышление постепенно сокращается и ему на смену приходит словесно-логическое, на развитие которого направлен учебный процесс.

Заканчивается младший школьный возраст тем, что происходит формирование элементов трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки для развития чувства взрослости.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также: