Доля пациентов со злокачественными новообразованиями

МОСКВА, 3 июня. /ТАСС/. Только один показатель - удельный вес пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете пять и более лет, федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" нацпроекта "Здравоохранение" был достигнут в РФ в 2019 году, а показателя "Снижение смертности от новообразований" не достигли более 50 регионов России, сообщила в среду директор департамента организации медпомощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Екатерина Каракулина.

"Показатели 2019 года достаточно малоутешительны. Единственный показатель был достигнут - это удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете пять лет и более. Все остальные показатели у нас хотя и имеют тенденцию к снижению, но, к сожалению, по плановым показателям за 2019 год были не достигнуты", - сказала она на заседании экспертного совета комитета Госдумы по охране здоровья по вопросам обращения лекарственных средств, развития фармацевтической и медицинской промышленности.

Каракулина также отметила, что целевых показателей по снижению смертности от новообразований, в том числе злокачественных, на 100 тыс. населения не достигли 53 региона, по доле злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, - 28 регионов, по удельному весу пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете более пяти лет - 29 регионов, по одногодичной летальности пациентов со злокачественными новообразованиями - 26 регионов. При этом она отметила, что есть 10 регионов с "наибольшим отставанием" по плановым показателям, среди которых Кемеровская, Новосибирская, а также Астраханская области.

"Почти 14% региональных планов мероприятий не были реализованы. В целом более 7 тыс. мероприятий было запланировано и только 6 тыс. было реализовано на самом деле. Самое худшее, низкий процент выполнения реализации - [по] реабилитации онкологических пациентов, 80% [от плана] в субъектах только смогли реализовать данные направление, - сообщила директор департамента Минздрава. - Самый хороший процент выполнения мероприятий был в разделе противодействия факторов развития онкозаболеваний - 92%".

При этом хорошим показателем является перевыполнение плана по включению медорганизаций в реализацию федерального проекта. Так, в 2019 году к проекту подключились 175 медорганизаций, оказывающих онкологическую помощь, при 90 запланированных. Кроме того, в регионах РФ был открыт 141 центр амбулаторно-онкологической помощи при плановом показателе в 100 учреждений.

"В соответствии с клиническими рекомендациями [на] оказание медицинской помощи , в том числе [на] проведение химиотерапии, было использовано 92% средств, направленных на данные мероприятия. По сравнению с 2018 годом у нас в четыре раза увеличилась кратность применения химиотерапии, на 48% увеличилось применение схем лекарственной химиотерапии в дневном стационаре. Это достаточно важное достижение", - добавила Каракулина. Она также отметила прирост числа специалистов-онкологов в медучреждениях в прошлом году, в частности радиотерапевтов на 26%.

Критериями (показателями) доступности медицинской помощи являются:

  • обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
  • обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
  • доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров в общих расходах на территориальную программу;
  • доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на территориальную программу;
  • доля охвата диспансеризацией взрослого населения, подлежащего диспансеризации;
  • доля охвата профилактическими медицинскими осмотрами взрослого населения, в том числе городских и сельских жителей, подлежащего профилактическим медицинским осмотрам;
  • доля охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей, в том числе городских и сельских жителей, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам;
  • доля записей к врачу, совершенных гражданами без очного обращения в регистратуру медицинской организации, в общем количестве записей к врачу;
  • доля пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в общем числе пациентов, которым была оказана медицинская помощь в стационарных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
  • число лиц, проживающих в сельской местности, которым оказана скорая медицинская помощь (на 1000 человек сельского населения);
  • доля фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, в общем количестве фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов;
  • доля посещений выездной патронажной службой на дому для оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению в общем количестве посещений по паллиативной медицинской помощи взрослому населению;
  • число пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь по месту жительства, в том числе на дому;
  • число пациентов, которым оказана паллиативная медицинская помощь по месту их фактического пребывания за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные пациенты зарегистрированы по месту жительства;
  • доля женщин, которым проведено экстракорпоральное оплодотворение, в общем количестве женщин с бесплодием.

Критериями качества медицинской помощи являются:

  • удовлетворенность населения медицинской помощью, в том числе городского и сельского населения (процентов числа опрошенных);
  • смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения);
  • доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте;
  • материнская смертность (на 100 тыс. человек, родившихся живыми);
  • младенческая смертность, в том числе в городской и сельской местности (на 1000 человек, родившихся живыми);
  • доля умерших в возрасте до 1 года на дому в общем количестве умерших в возрасте до 1 года;
  • смертность детей в возрасте 0 — 4 лет (на 1000 родившихся живыми);
  • смертность населения, в том числе городского и сельского населения (число умерших на 1000 человек населения);
  • доля умерших в возрасте 0 — 4 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0 — 4 лет;
  • смертность детей в возрасте 0 — 17 лет (на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста);
  • доля умерших в возрасте 0 — 17 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0 — 17 лет;
  • доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года;
  • доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, лиц старше трудоспособного возраста в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года у лиц старше трудоспособного возраста;
  • доля впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных онкологических заболеваний в течение года;
  • доля пациентов со злокачественными новообразованиями, находящихся под диспансерным наблюдением с даты установления диагноза 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, находящихся под диспансерным наблюдением;
  • доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года;
  • доля пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями;
  • доля пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленных активно, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение;
  • доля лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • доля впервые выявленных случаев фиброзно-кавернозного туберкулеза в общем количестве выявленных случаев туберкулеза в течение года;
  • доля пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 12 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда;
  • доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведено стентирование коронарных артерий, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда, имеющих показания к его проведению;
  • доля пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, которым выездной бригадой скорой медицинской помощи проведен тромболизис, в общем количестве пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда, имеющих показания к его проведению, которым оказана медицинская помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи;
  • доля пациентов с острым инфарктом миокарда, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым инфарктом миокарда, имеющих показания к ее проведению;
  • доля пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями;
  • доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры в первые 6 часов от начала заболевания;
  • доля пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия, в общем количестве пациентов с острым ишемическим инсультом, госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры;
  • доля пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь, в общем количестве пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи;
  • доля пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания паллиативной медицинской помощи, в общем количестве пациентов, нудающихся в обезболивании при оказании паллиативной медицинской помощи;
  • количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы.

Территориальной программой устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики.

Кроме того, субъектами Российской Федерации проводится оценка эффективности деятельности медицинских организаций, в том числе расположенных в городской и сельской местности (на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда).

Критериями доступности медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, являются:

  • доля объема специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной гражданам, проживающим за пределами субъекта Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, в общем объеме медицинской помощи, оказанной этой медицинской организацией (за исключением медицинских организаций, имеющих прикрепленное население) (целевое значение — не менее 50 процентов);
  • доля доходов за счет средств обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти (целевое значение для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, — не менее 20 процентов).

КРИТЕРИИ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Злокачественные новообразования имеют социальную значимость, так как показатели их распространенности, заболеваемости, смертности довольно высоки, а прогнозы выживаемости в ряде случаев крайне неблагоприятны. При этом стоит отметить, что большая часть пациентов, согласно статистике злокачественных новообразований, находится в возрасте старше 60 лет. Хотя процент заболевших и среди детей и лиц трудоспособного возраста остается на высоком уровне.

Статистика злокачественных новообразований и контингент больных

По данным статистики, на конец 2014 года на учете в онкологических учреждениях состояло более 3 291 000 пациентов. из них 20% сельских жителей, при этом примерно 1 724 000 больных с новообразованиями наблюдались у специалистов в течение 5 лет и более, что составляет 52,4%. По статистике злокачественных новообразований, наибольшую значимость в структуре заболеваемости среди контингента больных играют следующие формы патологии:

  • Опухоль молочных желез -18,2%;
  • Опухоль кожи -12%;
  • Опухоли матки – 7,1%;
  • Опухоли кишечника – 5,7%;
  • Опухоли крови – 5,6%;
  • Опухоли шейки матки – 5,3%;
  • Опухоли простаты – 5,2%;
  • Опухоли щитовидной железы – 4,3%;
  • Опухоли почки – 4,3%;
  • Опухоли желудка – 4,2%;
  • Опухоли легких – 4%.

Распространенность злокачественных новообразований в 2014 году достигла 2 257,2 на 100 000 населения, показатель за 10-летний период вырос на 38,8%. Увеличение показателя связано не только с ростом заболеваемости, но и с улучшением диагностики и прогнозов выживаемости больных с онкопатологией. Согласно статистике злокачественных новообразований в России, уровень показателя в разных регионах варьирует; максимальные значения зарегистрированы в Курске -3086, Калужской области – 2779,7, Московской – 2718,9, Орловской – 2716; минимальные в Дагестане – 739, Тыве – 753, Ингушетии – 817, Чечне – 1080.

Стоит отметить, что 1% пациентов, состоявших на учете, из-за переезда в другие районы были сняты с учета и больше не регистрировались, у 0,7% пациентов с подозрением на онкопатологию диагноз был не подтвержден и 1,5% больных снято учета через 5 лет после терапии. Вследствие этого, по статистике, 8,2 человека на каждые 100 умерших от злокачественных новообразований не были зарегистрированы в специализированных учреждениях, и диагноз был установлен посмертно. При этом показатель в разных регионах варьирует от 0 до 27 пациентов на каждые 100 онкологических пациентов.

Статистика злокачественных новообразований, выявленных активно

Показатель активного выявления злокачественных новообразований в 2014 году составил 18,7%, за последние годы он значительно вырос, что говорит об улучшении качества и доступности медицинской помощи. При этом из числа пациентов, выявленных активно, примерно у 74% опухоль находилась на 1-2 стадии развития, что заметно увеличило прогнозы их выживаемости. Доля выявленных больных на профилактических осмотрах составила 25%. Стоит отметить, что этот показатель варьирует в разных регионах России, его анализ свидетельствует об отсутствии диспансеризации и скрининговых профилактических исследований в некоторых областях. К тому же в ряде городов имеется неблагоприятная тенденция выявления новообразований репродуктивной системы.

Статистка злокачественных новообразований в России по стадиям развития

Прогнозы выживаемости при наличии онкологической патологии зависят от множества факторов, но в большей степени на показатель влияет стадия заболевания. Согласно статистике, злокачественные новообразования на 1 стадии были зарегистрированы у 26,7% пациентов, 2 стадии – у 25,3%, 3 стадии – 20,6%. В некоторых случаях (6,7%) стадию процесса выявить не удалось.

Основной критерий оценки методов диагностики – процент запущенных случаев. По данным статистики, злокачественные новообразования при наличии отдаленных метастазов зафиксированы у 20,7% первичных пациентов. К тому же следует учесть новообразования визуальных локализаций в 3 и 4 стадии, на момент первичного посещения их доля составила 27,3%. Показатели несвоевременной диагностики отличаются по регионам и формам:

  • Опухоли поджелудочной железы выявляются в запущенной форме в Алтае (практически 100%), Башкирии (82%), Ингушетии (80%);
  • Опухоли полости рта запущенных форм диагностированы в Сахалине (75%), Москве (72%), Чувашии (71%), Омске (70%);
  • Опухоли легких – в Иркутске (60%), на Чукотке (58%), Калмыкии (58%).

Статистика злокачественных новообразований запущенных форм довольно неблагоприятная и негативно отражается на прогнозах выживаемости.

Структура несвоевременной диагностики по формам патологии


Несмотря на усовершенствование методов обследования, рост диагностических возможностей, высокую оснащенность учреждений, статистка злокачественных новообразований в России в отношении ранней диагностики неблагоприятна. Доля пациентов с запущенными формами достаточно велика, особенно при визуальных локализациях. Все это говорит о низком качестве и недоступности специализированной помощи и халатности пациентов по отношению к своему здоровью.



Андрей Дмитриевич, какие новые задачи поставлены перед онкологической службой на ближайшие годы?

Андрей Каприн: Государство поставило задачи перед всем здравоохранением: к 2024 году снизить смертность от новообразований до 185 случаев на 100 тысяч человек, увеличить охват населения профилактическими медосмотрами с 40 до 70 процентов. Удельный вес злокачественных новообразований (ЗНО), выявленных на ранних стадиях, довести до 63 процентов, а долю онкобольных, состоящих на учете 5 и более лет, до 60 процентов. Одновременно мы должны уменьшить одногодичную летальность от ЗНО до 17,3 процента. Все это возможно только при повышении доступности онкопомощи и ее качества. Для этого, кроме нашей программы, разработано еще несколько федеральных проектов: по обеспечению медучреждений квалифицированными кадрами, развитию исследовательских центров, внедрению инновационных технологий, по созданию единого цифрового контура в медицине, который, как нам обещали в правительстве, начнут выстраивать именно с онкологии. Должна измениться сама модель помощи, ее сформулировала министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова: в центре этой модели - индивидуальный подход к каждому пациенту. А главным отличием от традиционного подхода является доклиническое выявление заболеваний и комплекс профилактических мер.



В рамках Национального проекта "Здравоохранение" до 2024 года предусмотрены меры по поддержке научной деятельности федеральных исследовательских центров, активизации доклинических и клинических испытаний, значительное увеличение бюджета на лекарственное обеспечение всей онкологической помощи, в т.ч. по таким современным направлениям, как иммунотерапия, таргетная терапия, лечение редких заболеваний. Поэтапно прописан механизм выстраивания трехуровневой системы онкопомощи, покрывающей всю страну, создание таких новых структур, как референсные центры, проведение необходимых скрининг-программ. Эта информация должна содержаться в паспортах программ, которые разработали субъекты Федерации в соответствии со спецификой и потребностями своих регионов. Важно и взаимодействие со многими смежными отраслями, которые помогут сети онкологической помощи перейти на современные технологии и переоснастить свой парк отечественным оборудованием.

Какие направления и разделы онкологической помощи будут приоритетными в текущем и будущем годах?

Андрей Каприн: Если говорить о приоритетных методах диагностики и лечения - это оснащение медицинских организаций, оказывающих онкологическую помощь, достаточным количеством современной техники для глубоких исследований и лечения во всех регионах страны. А также использование техники, которая есть в не онкологических подразделениях крупных клиник, возможностей телемедицины для проведения консультаций, консилиумов и различных обучающих семинаров и школ.

Мы должны научить коллег в регионах таким современным способам, как брахитерапия, рентгенохирургия, малоинвазивная хирургия разных локализаций, реконструктивная хирургия, которая позволяет не только излечить больного от рака, но и вернуть его к нормальному образу жизни, активной социальной деятельности. Все это мы умеем, вопрос только в расширении охвата, передаче опыта коллегам из регионов и оснащении необходимым оборудованием.

Как будет совершенствоваться онкологическая помощь жителям отдаленных регионов и сельской местности?



Андрей Каприн: В паспорте федерального проекта до 2024 года определены необходимые меры на каждый год.

В его рамках создаются 85 региональных программ по борьбе с онкозаболеваниями с учетом специфики каждого субъекта РФ. Например, на 2019 год в федеральном проекте заложена организация центров амбулаторной онкопомощи не менее чем в 20 регионах. Также не менее 20 субъектов РФ будут участвовать в переоснащении сети региональных медицинских организаций. За год будет создано не менее 9 референс-центров, в которых можно будет выполнить высокоточные исследования. И так по каждому году вплоть до 2024-го.

Важным направлением является повышение онконастороженности врачей первичного звена. Какие меры запланированы для этого?

Андрей Каприн: Специальное обучение пройдут не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в амбулаторных учреждениях. Разработана специальная информационная дистанционная программа, которая позволяет врачу пройти первичное тестирование и повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала. 80 процентов участковых терапевтов уже прошли эту программу и получили соответствующий сертификат. Теперь нужно подключить к ней участковых педиатров, узких специалистов, врачей общей практики, семейных врачей. С помощью проекта по цифровизации онкологии мы планируем внедрить также программы, которые в автоматическом режиме будут подсказывать врачам, куда направлять пациентов разного возраста на необходимые диагностические исследования.

В онкологии сохраняется серьезный дефицит кадров. Как решить эту проблему?

Андрей Каприн: В рамках федерального проекта, который курирует Минобрнауки России совместно с нашим министерством, создаются новые учебные программы, будет расширена система повышения квалификации, использованы IT-технологии для распространения передового опыта и внедрения новых образовательных технологий в онкологии. Здравоохранение будет работать в едином информационном контуре, что позволит видеть всю картину и вовремя ее корректировать.

Известно, какую роль играет в профилактике рака здоровый образ жизни. Какие задачи в этой связи перед медиками?

Андрей Каприн: Мы не устаем повторять: любая профилактика эффективней, чем само лечение. Научить людей правильно питаться, не валяться часами на солнце, бросить курить и не злоупотреблять алкоголем проще, чем вылечить ту же меланому - рак кожи, очень агрессивное и опасное заболевание, которое очень трудно поддается лечению. Другой пример: курящие люди в 30 раз чаще страдают от рака, чем некурящие. И здесь просветительская роль и медиков, и всех средств массовой информации неоценима.

Большие надежды возлагаются на развитие радиологии. Каковы потребности онкологической службы в модернизации этого оборудования, строительстве новых учреждений этого профиля?



Андрей Каприн: Мы планируем значительно нарастить собственное производство тяжелой техники для ядерной медицины, тиражирование протонных ускорителей отечественного образца, создание собственного ускорителя МЛТ-6, под который в Обнинске уже заложен каньон. Потребность в перевооружении этого направления очень велика, и главное - чтобы это было наше оборудование, поскольку на импортном оборудовании мы не можем проводить какие-то дополнительные исследования, выстраивать новые области применения - только то, что записано в договоре о покупке данного прибора.

Мы продолжим развитие производства собственных радиофармпрепаратов, которые используются сегодня в ядерной медицине. Из них пока создан один российский аналог - на базе йода 125, который мы будем использовать для лечения не только рака предстательной железы, но и злокачественных новообразований молочной железы и шейки матки. Есть еще целый список отечественных изотопов, которые пока отправляют как сырье на переработку за границу, и лишь потом возвращают к нам в виде готового препарата с добавленной стоимостью. Здесь есть очень большие возможности развития собственной базы производства радиофармпрепаратов, и мы будем их использовать совместно с предприятиями и организациями минпромторга и "Росатома".

Улучшится ли обеспечение онкобольных современными инновационными лекарствами?

Андрей Каприн: Сейчас во многих научных центрах идет с использованием генных технологий разработка новых препаратов, действующих на новые внутриклеточные мишени. Несомненно, многие из них могут стать прорывными в борьбе с раком. В Московском онкологическом институте им. Герцена идут испытания новых костных имплантатов, полученных с помощью 3D печати. Одновременно с удалением пораженной части кости на ее место вживляется полимерная вставка, "заряженная" нужными препаратами и выполненная индивидуально для пациента. Там же разработан оригинальный аппарат, получивший название "гомункулус", или "человек-на-чипе". Это - микробиореактор, позволяющий на частице раковой ткани реального пациента, помещенной в специальный чип, выбрать эффективный метод химиотерапии, подобрать эффективное лекарство. В дальнейшем мы рассчитываем этим методом подбирать и лучевую нагрузку. Внедрение подобных разработок, без сомнения, поможет врачам сделать процесс лечения более персонифицированным.

Реальны ли цели по снижению онкологической смертности, поставленные перед онкологической службой до 2024 года?

Андрей Каприн: Задача сверхсложная и амбициозная. Финансирование национальных проектов имеет приоритетный характер, на нацпроект "Здравоохранение" предусмотрено 1,3 триллиона рублей. Более того, разрешено выделять средства из дополнительных доходов федерального бюджета. Государство по сути дает нам карт-бланш. И успех зависит от слаженной работы всех звеньев: исполнительной власти, науки, медицины, смежных отраслей. И, кстати, от участия СМИ, от поддержки общества в целом. Думаю, мы должны и можем доказать, что такие задачи нам по плечу.

Критериями качества медицинской помощи являются:
удовлетворенность населения медицинской помощью, в том числе городского и сельского населения (процентов числа опрошенных) 98%;

смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения)–0,19;

доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте–0;

смертность населения, в том числе городского и сельского населения (число умерших на 1000 человек населения)–1,57;

доля впервые выявленных заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в течение года – 2,47;
доля впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных онкологических заболеваний в течение года -0;
(Абзац дополнительно включен с 24 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 440)


доля пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, в общем числе пациентов со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете – 56%;

доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года – 88,9% ;

доля пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями – 100%;
(Абзац дополнительно включен с 24 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 440)

доля пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленных активно, в общем количестве пациентов со злокачественными новообразованиями, взятых под диспансерное наблюдение88,9%;

доля лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих антиретровирусную терапию, в общем количестве лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека - 0;

доля впервые выявленных случаев фиброзно-кавернозного туберкулеза в общем количестве выявленных случаев туберкулеза в течение года - 0;

доля пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 12 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных пациентов с инфарктом миокарда – 100%;

доля пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, в общем количестве госпитализированных в первичные сосудистые отделения или региональные сосудистые центры пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями- 100%;

количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы - 1.

Критериями доступности медицинской помощи являются:

обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях – 25,22;

обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения, включая городское и сельское население), в том числе оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях -32,93;

доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров в общих расходах на территориальную программу – 2,99%;

доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме в общих расходах на территориальную программу – 10,35%;

доля записей к врачу, совершенных гражданами без очного обращения в регистратуру медицинской организации 30%;
(Абзац дополнительно включен с 24 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года N 440)

Территориальной программой устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка их уровня и динамики.

Кроме того, субъектами Российской Федерации проводится оценка эффективности деятельности медицинских организаций, в том числе расположенных в городской и сельской местности (на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда).

Читайте также: