Детская компетентность это новообразование

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Наталья Волкова
Социальная компетентность ребенка-дошкольника

Детство представляет собой особый пери, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Старший дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции и связанной с этим тревожности.

Несформированность способности общения в детстве негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. На современном этапе общества выявлена тенденция роста негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, которые имеют свои истоки в дошкольном детстве.

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей – философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т. е. речь идёт о раскрытии процесса развития личности, закономерностей её становления, условий и механизмов формирования.

Общество всегда задаёт эталон личности, процесс развития которой направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически выбранных форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребёнка, становление его как существа социального.

Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учётом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.

Социализация – непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Она распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажён или заторможен.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности школьника.

Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности, социального интеллекта.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

По сути своей социальная компетентность представляет собой адаптационное явление. С точки зрения не структурного, а сущностного рассмотрения социальной компетентности, это явление можно определить как определенный уровень адаптации (социализации, социальной зрелости) человека, позволяющей ему эффективно выполнять заданную социальную роль. Социальная компетентность ребенка – это определённый уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые предъявляет ему общество.

Современное общество в своём развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создаёт определённые трудности в процессе социального вхождения ребёнка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребёнка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума – процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента его рождения.

Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации.

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведённые определения, по мнению автора исследования, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляют, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

В. Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность, и собственно социальную компетентность.

Таким образом,рассмотрев перечисленные определения можно сделать следующие выводы:

1. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

- мотивационного, включающего отношение к другому человеку как

высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

- когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоения ребёнком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

3. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Таким образом, Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

При этом было обосновано, что приоритетным фактором, направленным на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребёнка, являются игровые технологии.

Основной имитационной социальной средой, дифференцирующей детскую социализацию по гендерной принадлежности, является семья. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольник и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Проблемные формы межличностных отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения находятся в тесной взаимосвязи с особенностями воспитания ребёнка в семье. При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность и т. д.) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Были выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализациидетей старшего дошкольного возраста:

полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная);

усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).


Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы.


Осталось совсем немного времени до того, как дети пойдут в школу. Для многих детей все это будет первый раз: первое сентября, первая учительница, первый урок, первая оценка (пусть и прикрытая кокетливым солнышком).

От того, как будет проходить адаптация ребенка, и какие он будет получать оценки зависит, ни много, ни мало, ощущение собственного достоинства (да и не только оно) – настаивают специалисты.

Попадая в школу, ребенок попадает в насквозь оценочную среду. И это только может казаться, что учителя оценивают всего лишь его знания. Находясь несколько часов в среде, где главным становятся строго регламентированные качества, ребенок, не освоившись с новой для себя ролью, испытывает стресс. Если он не успевает выйти из этого стресса и привыкнуть к своей роли ученика до того, как начнутся оценки – он не сможет соответствовать тем требованиям, которая к нему выдвигает окружающая среда. Если он не может соответствовать требованиям, то он поучает низкую оценку.

Одновременно с низкой успеваемостью существует и проблема завышенной самооценки в результате высокой успеваемости – такое ощущение собственного всемогущества за партой переносится на остальные части жизни. И если преуспевающий в школе ребенок не приведи Господь не имеет успеха в кружке рукоделия – это настоящая внутренняя драма. Вообще все дополнительные занятия полезны для выравнивания самооценки – не смотря на то, что они, по сравнению со школой, является всего лишь дополнительно-компенсаторными занятиями, их сила может очень помочь ребенку. Даже если ребенок имеет негативные оценки, но прекрасно играет в некую важную для этой субкультуры, компьютерную игру – проявляет высокую компетентность в важном для всех детей предмете, его статус в группе будет расти. Однако кроме сверстников весьма важна оценка и взрослых: родители и учителя, которые могут наказать или похвалить, или вообще остаться безучастными (наихудший вариант). Для того, что бы получить высокую оценку от значимых взрослых ребенок может использовать компенсаторные занятия: спортивные секции, разнообразные кружки и факультативы. Однако ребенок, с уже нарушенной самооценкой, вряд ли захочет начинать пробовать сам какое-либо новое крупное дело. Задача родителей помочь ребенку в этом.


Александра Постышева


17.03.2012 Талантливые дети
Детей нужно хвалить и поддерживать знаками одобрения. Но, есть здесь и своя тонкость. Если ребенка все время убежать, что он супер одаренный, у него не формируется эмоционально –волевая сфера.


03.03.2012 Легко ли быть вундеркиндом?
Легко ли воспитывать одаренного ребенка? Да и ему самому так ли просто в жизни? Пожалуй, мало, кто из непосвященных задумывается над этими вопросами. А что такое одаренность с точки зрения психологии?

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Подростковым возраст и юность – период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

  • Как формируется характер? Май 20, 2019
  • Развитие эмоций и самосознания у детей от 3 до 7 лет Апр 16, 2019
  • Индивидуальность и личность Апр 9, 2019

Блог создан в 2008 году. За время работы написано более 350 статей на психологическую таматику. Авторские права полностью защищены. Копирование и любое использование информации — только с согласия автора.

  • Главная
  • Статьи по психологии
  • Литература
  • События, мысли, впечатления
  • Об авторе
  • Контакты

Уведомления о новых и популярных статьях месяца. Подборка будет приходить не чаще двух раз в месяц . Посмотреть пример письма можно по ссылке.

Под персональными данными субъекта перональных данных понимается нижеуказанная общая информация: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.

Принимая настоящее Соглашение, я выражаю свою заинтересованность и полное согласие, что обработка персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставленная информация, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена мною в отношении себя лично; информация не относится к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информация не относится к информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, не относится к информации о состоянии здоровья и интимной жизни.

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.

Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Компетенция – это опредмеченные в деятельности компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен.

Компетентность – это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой систему проявления знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Таким образом, понятие компетенции относится к деятельности, а когда говорим "компетентность" – имеем в виду определенную характеристику субъекта этой деятельности. Структурно компетенности включают базовые знания, владение умениями и личностные качества. Пример структуры базовых компетентностей педагога-воспитателя разработан группой ученых (руководитель – В. Д. Шадриков). Сокращенно и с небольшими модификациями она представлена в табл. 9.1, с полным текстом можно ознакомиться, например, в работе "Базовые компетенции педагогической деятельности". Приведенный в таблице перечень служит ориентировочной основой для самодиагностики воспитателя.

Базовые компетентности педагога-воспитателя

Показатели оценки компетентности

1. Личностные качества

Вера в силы и возможности обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов воспитанников

Умение создавать ситуации социального успеха. Умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения.

Умение находить положительные качества у каждого ребенка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества. Умение разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении

Интерес к внутреннему миру ребенка

Предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся

Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира.

Умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы.

Умение построить индивидуальную воспитательную программу.

Умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений

Открытость к принятию позиции воспитанников

Предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции

Убежденность, что истина может быть не одна и поведение ученика объясняется разными причинами.

Интерес к мнению воспитанников.

Учет различных точек зрения в процессе воспитания

Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников

Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников.

Ориентация в проблемах внутреннего мира ребенка.

Ориентация в системе межличностных отношений

Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников

Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях.

Не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников.

Педагог не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций

Позитивная направленность на воспитательную деятельность

Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания

Осознает свои возможности, уверен в собственных силах.

Доминирует позитивное настроение. Испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности.

Высокая профессиональная самооценка

2. Постановка целей и задач в воспитательном процессе

Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику

Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса

Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника.

Владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок

Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников

Данная компетенция является конкретизацией предыдущей

Знание возрастных проблемных ситуаций. Владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учетом конкретного возраста

3. Мотивация поведения (поступков)

Умение провести психологический анализ поступка

Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего

Знание интересов, потребностей воспитанников. Умение определить социальный статус воспитанника.

(поведения) воспитанника с правильных позиций

поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника

Прогнозирование и демонстрация последствий того или иного поступка, поведения

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения

Знание многообразия оценок в воспитательном процессе.

Владение приемами различного вида и типов оценивания

Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков

Правильное воспитание, говорил еще Платон, заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует

Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.

4. Информационная компетентность

Компетентность в предмете воспитания

Позволяет организовать воспитательный процесс на научных основах в соответствии с социальным заказом

Знание образовательной политики и стратегий, нормативных документов.

Умение целеполагания в области воспитания. Владение теорией современной воспитательной деятельности

Компетентность в методах воспитания

Обеспечивает эффективность и результативность практической деятельности

Знание нормативных методов и методик. Умение применить нормативные методы к конкретному случаю.

Наличие своих "находок" и методов воспитания

Компетентность в субъективных условиях воспитания

Знание внутреннего мира ребенка как основа воспитания.

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса

Знание индивидуальных особенностей учеников. Знание жизненного пути воспитанника.

Знание семейной обстановки.

Знание травмирующих ситуаций.

Умение установить социальный статус воспитанника.

Владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности

Умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями. Использование различных баз данных в образовательном процессе

5. Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе

Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива

Умение является базовым, интегрирующим другие компетентности

Знание существующих и используемых на практике воспитательных программ.

Наличие персонально разработанных программ. Обоснованность используемых воспитательных программ

6. Компетенции в организации воспитательной деятельности

Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками

Является основой работы по воспитанию

Быть готовым к сотрудничеству

Компетентность в педагогическом оценивании

Добиться принятия воспитательной задачи учеником – главная задача воспитателя

Знание того, что знают и понимают ученики. Осознанное включение нового в систему освоенных знаний и отношений обучающихся на доступном ребенку уровне.

Демонстрация практического применения нового.

Опора на чувственное восприятие воспитанника

Компетентность в создании воспитывающих условий

Создание таких условий должно обеспечивать нравственное поведение

Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена.

Умение разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок воспитанника

Существует также более летальная, критериальная, характеристика профессиональной компетентности. Так, раскрывая компетентность как личностные качества, проявляющиеся в деятельности и поведении человека, можно выделить следующие ее характеристики:

  • а) готовность к проявлению компетентности (мотивационный компонент). Он конкретизируется следующими показателями деятельности: потребность, интерес, влечение, желание, стремление участвовать;
  • б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный компонент). Предполагает осведомленность, понимание, знание, владение;
  • в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. В деятельности проявляется через умение, применение, использование;
  • г) отношение к содержанию компетентности и к объекту ее приложения. Это отношение профессионала к деятельности, описываемое такими показателями, как важность, существенность, значимость;
  • д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности: получение удовольствия, удовлетворения, переживание радости при следовании правилам, нормам, руководствование требованиями соблюдения этикета, норм, проявление собственной инициативы, контролирование собственного поведения при проявлении той или иной компетентности, способности нести ответственность (И. А. Зимняя).

На основе этих критериев можно выделить уровни проявления специальных компетенций, которые предполагают следующую уровневую дифференциацию: высокий, средний, удовлетворительный.

Высокий уровень компетенции предполагает усвоение базовых психолого-педагогических знаний, свободное владение набором профессиональных умений, высокую личностную мотивацию педагогического труда, связанного с проявлением способностей к творческой самореализации в педагогической деятельности, дающие эмоциональное удовлетворение и чувство личной уверенности.

Средний уровень компетенции предполагает наличие базовых знаний, владение педагогическими умениями, грамотное их использование в учебно-воспитательном процессе без творческой модернизации и инициативы.

Удовлетворительный уровень компетенции связан с наличием профессиональных знаний, владением необходимыми педагогическими умениями, которые используются в основном в действиях по образцу, без решения конкретных творческих задач.

Компетентностный подход реализован в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), введенных с 2009 г.

Индивидуальный стиль воспитательной деятельности формируется на основе самостоятельного выбора учителя. Учитель должен сам определить индивидуальный стиль воспитательной деятельности. Замечено, что выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами личности воспитателя, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности. И наоборот, если этот выбор противоречит индивидуальным свойствам человека, наступает состояние эмоционального дискомфорта. Таким образом, эмоциональное состояние управляет процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании индивидуального стиля воспитателя оказывают самопознание и профессиональное самовоспитание.

Читайте также: