Центральным новообразованием подросткового возраста считается

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному

полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется возникновением особого, критического отношения подростка к своим недостаткам. Подросток уже способен увидеть свои недостатки без указания на них со стороны взрослых и стремится их искоренять, начав заниматься сознательным самовоспитанием. Желательный образ "Я" обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала, до появления заметных признаков полового созревания, интерес к противоположному полу проявляется

необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. По мере взросления отношения между ними меняются: может появиться напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т.п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: "Кто кому нравится?" Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, смс-сообщения, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними — со стороны родителей, так и внутренними — собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние "тормоза" и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного и даже своего пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения — сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия — все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, "взрывоопасности", плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков — идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11—12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем — качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10—11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11 — 12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12—13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что- то конструируют, строят, рисуют и т.д.), так и при помощи

взрослых или более старших товарищей. Потребность делать "по-взрослому" стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживанию. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста школьник начинает ощущать себя субъектом собственного развития, обретает способность ставить перед собой задачи самореализации, самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.

Эмоциональная сфера:

2. Подростку свойственны легкая возбудимость, резкая сме­на настроений и переживаний. Подросток лучше, чем млад­ший школьник может управлять своими эмоциями. Однако он может скрывать свои страхи, волнение, огорчения под маской безразличия, что усложняет процесс принятия и понимания его проблем окружающими взрослыми;

3. В подростковом возрасте ребенок часто становится обидчи­вым, ранимым. Часто бурная реакция подростка не соот­ветствуют по выраженности вызвавшему ее поводу;

4. Подростки могут проявлять большую импульсивность в поведении. При значительных конфликтах это может выра­жаться в побегах из дома, школы и даже в суицидальных попытках;

5. Подросткам часто кажется, что родители, учителя и свер­стники их недооценивают или думают о них плохо. Проти­воречивость в настроениях, переживаниях, неуверенность в себе могут вызывать депрессивные состояния;

6. Может появиться повышенная критичность к другим. Часто подростки обвиняют взрослых в необъективности и несправедливости, что вызвано повышенной чувствитель­ностью к тому, как их воспринимают окружающие;

8. Очень часто дети придирчиво относятся к своей внешно­сти, характеру. Приемный подросток, кроме этого, ко­нечно, замечает, что он не похож на членов семьи. Многие подростки и не хотят походить на своих родителей. Но у кровных детей есть выбор - отождествлять себя со своими родителями или нет. Приемный ребенок не унаследовал от усыновителей ни внешности, ни личных качеств. Все это у него от его биологических родителей. Если приемные роди­тели смогли доказать ребенку его уникальность и ценность, общаются с ним на основе уважения, а не давления, вне зависимости от его цвета волос и кожи, то подросток будет уверен в себе, а доверие к родителям будет иметь прочную основу. Важно не допускать по отношению к внешности ребенка критических замечаний, это может приводить к депрессивным состояниям, формированию зажатости, сте­снительности, а иногда и к неврозу.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту эмоциональная напряженность ослабевает, повышается уро­вень саморегуляции и самоконтроля.

Когнитивные особенности:

1. В подростковом возрасте происходит большой скачок в развитии психических – познавательных процессов, фор­мировании личности. В результате этого меняются инте­ресы ребенка, они становятся более дифференцированны­ми и стойкими;

2. Существенные изменения происходят и в структуре ин­теллекта: формируются навыки логического мышления, теоретического мышления, развивается логическая па­мять;

3. Активно развиваются творческие способности ребенка, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Мотивация общения:

1. Потребность в общении с родителями, учителями и вооб­ще взрослыми отходят на задний план, первостепенную значимость приобретает общение со сверстниками. У под­ростка остается потребность в общении со взрослым, но в общении неформальном, нерегламентированном, друже­ском;

3. Появляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, в которой подросток решает многие задачи соци­альной адаптации: учится общению с противоположным полом, осваивает социальные роли. В группе идет при­нятие социальных норм и ценностей, строится представ­ление о дружбе, и любви. Принадлежность группе дает возможность подростку разделить с друзьями общие ин­тересы, найти понимание и сопереживание своим чувст­вам, эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении свойственных возрасту психологических проблем;

4. Подростку свойственны желание выделиться, стремле­ние занять высокую позицию, добиться уважения других. С другой стороны принадлежность группе требует от него некоторого конформизма, то есть, чтобы принадлежать ка­кой-то компании, необходимо быть похожим на ее членов, это может быть употребление особого жаргона, ношение одежды, отличающейся какими-либо деталями. Это очень важно для подростка, потому что тех, кто не соответствует параметрам, группа лишает своего внимания;

5. В характере мотивации учебно-познавательной деятель­ности происходят существенные преобразования. В сред­них классах ведущими мотивами является стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начина­ет определяться мотивами, направленными на реализа­цию будущего, осознание своих будущих жизненных пер­спектив и профессионального определения;

6. Одной из важных особенностей подросткового возраста является повышенный интерес к вопросам полового раз­вития и к сексуальной сфере. На ранней стадии этот инте­рес направлен на изучение собственного тела. Постепенно этот интерес переходит и на развитие других, особенно представителей противоположного пола. Подростки начи­нают осознавать свои сексуальные чувства и увлечения, у них появляется интерес к сексу;

7. Появляется потребность в автономии и самоопределе­нии, стремление к самостоятельности, независимости, желании отстоять свои права. Реакция эмансипации - тен­денция освобождения, отделения от опеки родителей, из­бавление от эмоциональной детской зависимости от роди­телей.

8. Происходит постепенное открытие своего внутреннего мира как ценности, начинается поиск смысла жизни, ос­мысление смерти;

9. Возникают мотивы и потребности, обуславливающие различные поведенческие отклонения: алкоголизм, наркоманию, курение, делинквентное поведение. Под­ростки раздвигают границы через приобретение негатив­ного опыта. Учатся жизни на своих ошибках.

Идентичность

Формирование идентичности, представляет для приемных подростков большую трудность - ведь у них две пары родителей. Отсутствие информации о биологических родителях может заставить их задаваться вопросом о том, кто же они на самом деле. Им бывает очень трудно выяснить черты сходства и различия между ними, биологическими родителями и приемными родителями.

Подросток экспериментирует, пытается обнаружить свои таланты и возможности, находится в поисках своего места и роли в жизни. Успешное завершение таких поисков у приемных детей во многом зависит от обратной связи с приемными родителями и их надежности. Кроме того, подросток вспоминает свое прошлое и пытается представить, каким он будет в будущем. Приемных подростков интересует, кто передал им их характерные черты. Порой они хотят получить сведения, которые их приемные родители не в состоянии дать: Откуда у меня талант художника? Был ли кто-нибудь в моей биологической семье маленького роста? Каковы мои этнические корни? Есть ли у меня братья и сестры?

Разрыв с кровными родителями, отсутствие возможного общения с близкими родственниками, безусловно, являются огромным стрессом для подростка. Некоторые подростки начинают злиться на приемных родителей, чего никогда не бывало прежде. Они ставят им в вину даже то, что замещающие родители помогли им привыкнуть к статусу приемного ребенка. Дети замыкаются в себе, иногда чувствуют, что им нужно находиться как можно дальше от дома, чтобы найти свою собственную индивидуальность.

Психологи единогласно говорят о том, что скрывать от подростка его историю не стоит. Не стоит отзываться о кровных родителях плохо, либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее), либо вообще никак. Простыми и понятными словами расскажите, почему он оказался в новой семье. Подросток должен понимать, что ждет его дальше. Если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (опекуны, приемные родители), и его кровными родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о кровных родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства подростка.

По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они воспитывались в детском доме, а не в приемной семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли. Практически все подростки, испытывающие чувство потери, хотели бы обладать большей информацией о своей кровной семье.

Особенности протекания подросткового возраста у де­тей, переживших разлуку с биологической семьей

- В подростковом возрасте ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, осо­бенно когда испытывает обиду. Приемные дети часто пытаются быть похожими на своих биологических роди­телей. Если подросток обладает ограниченной информа­цией о биологической семье, он домысливает недоста­ющие нюансы (порой идеализирует образ родителей), старается походить на воображаемый образ биологиче­ских родителей.

- Может показаться, что подросток отрицает ценности, об­ычаи, религию и внешность усыновителей и принимает ту шкалу ценностей, которая, как ему представляется, су­ществовала в его биологической семье;

- В подростковый период ребенок продолжает переживать потерю своей биологической семьи – процесс, который начался на предыдущем этапе развития. Вторая стадия переживания – агрессия. Подросток вступает в эту ста­дию как раз в тот момент, когда заявляет о своем отрица­нии идентичности приемной семьи и отказывается от ее поддержки. Хотя подростковый возраст сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, для приемных детей это чувство носит еще более ярко выраженный ха­рактер. Многие родители отмечают, что ребенок стано­вится агрессивным примерно в двенадцать лет (девочки несколько раньше), а пик агрессии приходится на три­надцать или четырнадцать.

Понимание, терпение, выдержка – главные принципы поведения в этот период!

И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблема­ми к специалистам, встречайтесь с теми, кто так же, как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.

Через год-два, при разумном поведении взрослых, вы за­метите, что эти проблемы уйдут, и, взрослея, ребенок оце­нит роль семьи в его жизни.

Причины, мешающие приемным родителям понять и принять подрастающего ребенка

• Стремление игнорировать взросление ребенка, желание как можно дольше управлять его делами;

• Принятие проявлений развития волевых качеств подрост­ка за проявление упрямства и неуважения к приемным ро­дителям;

• Желание ребенка побыть одному родители часто прини­мают за отвержение семьи. Нежелание ребенка общаться с семьей замещающие родители принимают за отсутствие привязанности ребенка к семье;

• Неприятие проявления у подростка симпатии и любви к противоположному полу, обусловленное страхом ранних половых отношений у ребенка.

- Общение с взрослеющим ребенком, как с маленьким (сом­нения в его возможностях и способностях), вызванное желанием как можно дольше быть для него главным че­ловеком, страхом одиночества и родительской критики.

Замечания высказывайте в вежливой форме и наедине.

В своих требованиях учитывайте силы и возможности подростка, особенности его характера, эмоциональное со­стояние.

Поддерживайте ребенка при неудачах.

Дайте право себе и ребенку на проявление позитивных и негативных чувств.

- эмоциональная поддержка

- уважение его автономности, взросления

- грамотная структура требований

Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника

Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10–11 до 13–14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5–8 классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, утверждению своей самостоятельности, независимости, автономии. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника: проходить раньше или позже.

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это проявляется, прежде всего, в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства связана с фактором временного измерения: возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ориентации, ситуативность поведения в этом возрасте часто сочетаются с задержками и отклонениями в развитии личности подростка, о чем свидетельствуют материалы психологического изучения трудных подростков и подростков-правонарушителей.

Для понимания проблем подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека.

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

1) негативная, или предкритическая, – фаза ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационная точка кризиса, которая, как правило, приходится на 13 лет, хотя возможны варианты;

3) посткритическая фаза, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.

Центральной особенностью самосознания старшеклассников является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого может возникнуть внутреннее напряжение, порождающее чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность.

В юношеском общении отмечают две противоречивые тенденции:

2) растущая индивидуализация, о ней свидетельствует высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в паре.

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность в самоутверждении. Старший школьник обнаруживает самый высокий по сравнению с другими возрастными периодами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у него тревожность в общении с родителями и с теми взрослыми, от которых он в какой-то мере зависит.

Необходимо отметить, что в переходный период от детства к взрослости особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола ( половая идентификация ), включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и – соответственно этим образованиям – формы поведения.

Выделяют следующие факторы, влияющие на успех или неуспех освоения половой роли:

1) половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно здесь могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола;

2) личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интровертность, аскетическое поведение, слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей;

3) неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.

В подростковом и юношеском возрасте у девочек обнаруживаются более высокие показатели по эмоциональности, чувствительности, сентиментальности, интуитивности, мягкости, склонности к фантазиям, тогда как у мальчиков – по рассудочности, реалистичности, практичности. В 12–15 лет мальчики чаще всего воспринимаются как настойчивые, напористые, независимые, самоуверенные, смелые, конфликтные, своенравные, бесцеремонные, склонные винить в неудачах окружение, а девочки – скорее как покорные, зависимые, неуверенные в себе, осторожные, доброжелательные, послушные, тактичные, склонные винить в неудачах себя. Однако в возрасте 16–17 лет эти различия уже не прослеживаются. В 12–15 лет мальчики менее добросовестные, чем их сверстницы, более небрежные, легкомысленные, непостоянные, переменчивые, меньше считаются с моральными нормами. Уровень самооценочной тревожности (восприятие человеком относительно нейтральных ситуаций как содержащих угрозу самооценке, представлению о себе и переживание вследствие этого сильного волнения, тревоги, страха) у девушек выше, чем у юношей.

В сфере самосознания также существуют половые различия. Если судить по самоописаниям, в 14–15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д. Девичьи самохарактеристики более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще всего отрицательных. Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появление новых интересов, видов деятельности и т. п. Мальчики склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои способности и положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и, как правило, пренебрегают информацией, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны.

Следует отметить, что коммуникативные способности и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается уровня общительности, эмпатии и характера аффиляции. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для юношей значительно важнее, чем для девушек. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для юношей больше, чем для девушек. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Девушки в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, превосходят последних по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе, своем внутреннем мире. Юноши больше ценят надежность друга, интеллектуальную общность, а девушки – сопереживание, эмпатию, уступчивость. Юноши больше тяготеют к экстенсивному, а девушки к интенсивному общению. Начиная с подросткового возраста, девочки чаще мальчиков говорят о желании иметь друга противоположного пола и более ориентированы на друзей старше себя. Они также чувствуют себя более уверенно при общении с юношами, тогда как последние чаще переживают тревожность и напряженность.

Что касается профессионального самоопределения, здесь тоже существуют определенные половые различия. Осведомленность юношей о различных современных профессиях выше, а сама дифференциация профессиональных интересов начинается у них раньше и проявляется четче, чем у девушек. Юноши критичнее оценивают свои возможности и требовательнее относятся к своей будущей профессии; девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству личной, семейной жизни.

Выявленные половые различия свидетельствуют о необходимости индивидуализации воспитания и обучения, ломки привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

На фоне развития ведущей деятельности происходит раз­витие центральных новообразований возраста, охватываю­щие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функ­ций, в эмоциональной сфере.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новооб­разованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Под­росток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оцен­ках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстни­ками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в раз­витии взрослости у подростка:

Ведущая деятельность

Ведущие позиции начинают занимать общественно-по­лезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приво­дит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к са­моутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, под­росток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мо­тивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Под­росток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действитель­ности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной сто­роны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен зако­дировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой сис­темой, позволяет, во-первых, отражать окружающую дей­ствительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестан­дартные формы и обороты речи у своих учителей, родите­лей, находит нарушение несомненных правил речи в кни­гах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к слова­рям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентиров­ка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собе­седника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Имен­но в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Самосознание

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из от­дельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмыс­ливать их как особенности своего поведения, а затем и ка­чества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, свя­занные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоот­ношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях оп­ределения конкретных путей преодоления кризиса разви­тия в подростковом возрасте можно сформулировать общее

психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процес­се которого происходит становление новых способов их со­циального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудниче­ства и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [20. С. 303].

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития детей в подростковом воз­расте.

2. Характеристика новообразований в подростковом воз­расте.

3. Развитие психических процессов.

4. Развитие личности подростка.

5. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрос­лыми.

Задания

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпо­сылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особен­ность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

3. Проведите исследование межличностных взаимоотношений в коллективе школьного класса:

а) используя методы наблюдения и беседы;

б) используя метод социометрии. Проанализируйте полученные данные.

4. Заполните пробелы.

Кризис личности подростка связан с________ изменения­ми __________созреванием, поиском___________ среди других, потерей

5. Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину.

Выберите правильный ответ:

в) интимно-личные отношения; « г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

6. Центральным новообразованием подросткового возраста считается:

б) становление системы мотивов;

в) профессиональное самоопределение;

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

7. Проведите опрос подростков по выявлению индивидуаль­ных качеств личности.

8. Изучите темперамент, акцентуации характера подростка в период педагогической практики (психологического практику­ма). Дайте советы по взаимодействию с учетом преобладающего типа темперамента и акцентуации характера (см. Диагностичес­кие методики).

10. Составьте психологический портрет современного подро­стка.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Стимульный материал: 60 вопросов и бланк ответов.

Инструкция

Проведение теста

Ребенку дается бланк ответов, затем зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно1 -1,5 мин. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, сказав о том, что сейчас вы будете зачитывать следующий воп­рос. После окончания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходи­мости зачитывают пропущенный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.

Анализ результатов

Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, — экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов — интравертированны. Для экстравертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хорошо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым чело­веком , завести много друзей. Для этих детей также характерна им­пульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети — более закрыты, они труднее налажива­ют контакты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуве­ренности и застенчивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стре­мятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреться в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

отрицательными эмоциями — обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же вре­мя доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем ней-ротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, осо­бенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко оста­новить, также как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

Составляя общую характеристику ребенка, нужно также по­мнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейро­тизма и лживости обладают неадекватно завышенной самооцен­кой. Их притязания, стремление к доминированию в группе свер­стников часто не подкрепляются их реальными знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только уси­ливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрям­ство, агрессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холод-

ность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, ав­торитарный стиль общения) у них развивается истерия.

Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку. Их неуверенность в себе мо­жет привести к уходу от общения, замкнутости, закомплексован­ности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудоволь­ствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связана со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое явля­ется защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В небла­гоприятных обстоятельствах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотивированные страхи (темноты, высоты, закры­тых помещений и т.д.).

Личностный опросник Айзенка (детский вариант)

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-либо спрашивают, если это не на уроках7

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с дру­гими ребятами?

7. Бывает ли иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты сразу делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для это­го не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа- где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших товарищей?

18. Случается ли иногда так что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Обычно ты делаешь первый шаг для того, чтобы с кем-ни­будь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими детьми?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положе­ние, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным че­ловеком?

42. Если тебе случается попасть в неловкое положение, ты долго потом переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь попросят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем са­мому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из приятелей кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печаль­ным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утренниках, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сде­лал что-нибудь не подумав?

Читайте также: