Центральным новообразованием дошкольного возраста божович выступает

Наряду с врожденными моторными способностями новорожденный обладает врожденными ________________ способностями.

113. Ведущим принципом перцептивного и моторного развития младенца является принцип:

в) неустойчивого динамического равновесия,

д) взаимодействия наследственности и изменчивости

Вставьте пропущенное слово:

114.Социальная ситуация развития младенческого возраста – это ситуация неразрывного_________ребенка и матери

115. Основные паттерны поведения детей, присущие модели дезорганизованной привязанности:

а) демонстрируют независимое, исследовательское поведение в новой ситуации,

б) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования,

в) по возвращении матери активно ее приветствует.

г) в момент воссоединения с матерью может смотреть в сторону, или приближаясь к ней смотрит отсутствующим взглядом 1

116. Симптомы кризиса 1-го года:

б) повышенная капризность,

в) противоречивость поведения

г) все указанное верно

д) все указанное неверно

Установите правильную последовательность

117. Этапы развития речи младенца:

а) внимание к речи взрослого,

б) лепет ребенка,

в) гуление ребенка,

г) первые псевдослова

118. Компоненты языка, усваиваемые ребенком в младенческом возрасте:

б) фонология,

119. Границы дошкольного возраста определяются в пределах:

б) 3-6/7 лет

120. Ведущая деятельность дошкольника:

а) сюжетно-ролевая игра

б) непосредственно-эмоциональное общение

в) предметно-манипулятивная деятельность

г) учебная деятельность

121. В старшем дошкольном возрасте реализуется следующая форма общения:

в) внеситуативно-личностная

122. Центральным новообразованием дошкольного возраста, с точки зрения JI. И. Божович, выступает:

б) внутренняя позиция школьника

в) чувство взрослости

123. Содержанием сюжетно-ролевой игры выступает:

а) совокупность игровых действий ребенка

б) сфера действительности, которую отражают дети в своих играх

в) то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной элемент деятельности или отношений взрослых

г) совокупность определенных правил

124. Внимание дошкольника характеризуется тем, что:

а) выступает как реакция сосредоточения

б) оно слабо концентрировано, неустойчиво

в) складываются элементы произвольности в управлении им

г) наблюдаются трудности переключения и распределения

125. Воображение в дошкольном возрасте:

а) переходит во внутренний план, в результате отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образа

б) носит произвольный характер

в) функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними

г) имеет репродуктивный характер

126. Мышление в дошкольном возрасте:

а) не будучи самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия

б) возникает и функционирует в предметной деятельности

в) приобретает знаково-символическую функцию

г) становится внеситуативным, ребенок решает мыслительные задачи в представлении

127. На начальном этапе дошкольного возраста (3-5 лет), согласно М. И. Лисиной, реализуется следующая форма общения:

в) внеситуативно-познавательная

128. На втором этапе дошкольного возраста (6-7 лет), согласно
М. И. Лисиной, реализуется следующая форма общения:

г) внеситуативно-личностная

129. Внеситуативно-познавательная форма общения характеризуется потребностью:

а) в уважении, познавательными мотивами и речевыми опера­циями

б) в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами и предметно-действенными средствами

в) во внимании взрослого, личностными мотивами и экспрес­сивно-мимическими средствами

г) в познании себя и других, личностными мотивами и рече­выми операциями

130. Внеситуативно-личностная форма общения — это форма, для которой характерны:

а) потребность во внимании взрослого, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства

б) потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы и предметно-действенные средства

в) потребность в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции

г) потребность в уважении, познавательные мотивы и речевые операции

131. Развитие воли в дошкольном возрасте характеризуется тем, что:

а) поведение дошкольника импульсивно и ситуативно

б) возникают первые волевые реакции

в) формируются целеполагание, борьба и соподчинение моти­вов, планирование и самоконтроль в деятельности и поведе­нии

г) возникает потребность в самовоспитании

132. Мотивационно-потребностной сфере дошкольника присуще следующее новообразование:

а) потребность в новых впечатлениях

б) потребность в движении

в) мотив стремления к превосходству и признания сверстниками

г) соподчинение мотивов

133. В период кризиса семи лет в психике ребенка появляется ряд новообразований. Среди них лишнее:

а) осознание своих переживаний

б) обобщение переживаний или логика чувств

в) тревожность

г) дифференциация внутренней и внешней жизни ребенка

134. Новообразование кризиса семи лет:

г) обобщение переживаний

135. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни дошкольника становится:

б) утрата детской непосредственности, кривляние, манерность,искусственная натянутость поведения

в) открытость ребенка, его непосредственность

а) появляется новый процесс — воспроизведение

б) объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер

в) ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу

г) развитие памяти включается в развитие личности

Мышление в раннем возрасте:

а) не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия

б) возникает и функционирует в предметной деятельности

в) становится внеситуативным, решение мыслительные задачи в представлении

г) становится более планомерным и проблемным

Ситуативно-деловая форма общения — это форма, для которой характерна потребность:

а) во внимании взрослого, экспрессивно-мимические средства общения

б) в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы

в) в уважении, познавательные мотивы и речевые операции

г) в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции

Центральное образование в личностной сфере в раннем детстве:

б) чувство взрослости

г) волевые реакции

Для эмоциональной сферы ребенка раннего возраста характерно:

а) появление высших чувства — симпатии к близким, познавательных чувств

б) эмоции выступают мотивами поведения

в) появление высших чувств — нравственных, интеллектуальных, эстетических

г) возникает эмоциональное предвосхищение

Особенность нравственного развития в раннем возрасте:

а) формируются первые нравственные привычки и качества

б) складывается понимание общественного смысла нравственной нормы

в) поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой

Кризис трех лет — это кризис, главным образом связанный с:

а) с развитием речи

в) с овладением предметным миром

Внешним проявлением кризиса трех лет выступает:

б) утрата детской непосредственности

в) первые акты протеста

г) обобщение переживаний

Кризис трех лет более остро протекает у детей:

а) в условиях вседозволенности

б) слишком опекаемых

в) отвергаемых родителями

г) в условиях принятия и любви со стороны родителей

Ведущая деятельность дошкольника:

а) непосредственно-эмоциональное общение

б) сюжетно-ролевая игра

в) предметно-манипулятивная деятельность

г) учебная деятельность

Единицей сюжетно-ролевой игры является:

а) участник игры;

В дошкольном возрасте реализуется форма общения:

Центральным новообразованием дошкольного возраста, с точки зрения Л. И. Божович, выступает:

а) внутренняя позиция школьника

в) чувство взрослости

Внимание дошкольника характеризуется тем, что:

а) складываются элементы произвольности в управлении им

б) оно слабо концентрировано, неустойчиво

в) выступает как реакция сосредоточения

г) наблюдаются трудности переключения и распределения

Развитие речи в дошкольном возрасте связано с:

а) установлением связи между названием предмета и самим предметом

б) возникновением описательной речи

в) потерей ситуативности

г) появлением автономной речи

Выделите особенность развития памяти в дошкольном возрасте:

а) появляется новый процесс — воспроизведение

б) память, объединяясь мышлением, приобретает интеллектуальный характер

в) ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу

г) преобладает двигательная и эмоциональная память

Для общения дошкольников характерно:

а) стремление привлечь внимание сверстника

б) непосредственность, отсутствие предметного содержания

в) преобладание инициативных действий над ответными

г) зеркальное отражение действий партнера

На начальном этапе дошкольного возраста (3—5 лет), согласно М. И. Лисиной, реализуется следующая форма общения:

Внеситуативно-познавательная форма общения характеризуется потребностью:

а) во внимании взрослого, личностными мотивами

б) в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами

в) в уважении, познавательными мотивами и речевыми операциями

г) в познании себя и других, личностными мотивами и речевыми операциями

Внеситуативно-личностная форма общения — это форма, для которой характерны:

а) потребность во внимании взрослого, личностные мотивы

б) потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы

в) потребность в уважении, познавательные мотивы и речевые операции

г) потребность в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции

Развитие воли в дошкольном возрасте характеризуется тем, что:

а) поведение дошкольника импульсивно и ситуативно

б) формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов

в) возникают первые волевые реакции

г) возникает потребность в самовоспитании

Особенность нравственного развития в дошкольном возрасте:

а) формируются первые нравственные привычки и качества

б) складывается понимание общественного смысла нравственной нормы

в) нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого

Кризис семи лет вызван:

б) возникновением чувства взрослости

в) осознанием социального Я

г) соподчинением мотивов

Внутренним содержанием кризиса семи лет является:

а) разрушение старой социальной ситуации развития и складывание новой

б) противоречия между возможностями ребенка и системой требований к нему

в) отмирание новообразований предыдущего возраста

г) изменение позиции ребенка в системе общественных отношений

В период кризиса семи лет в психике ребенка появляется ряд новообразований. Среди них лишнее:

а) осознание своих переживаний

б) обобщение переживаний или логика чувств

в) дифференциация внутренней и внешней жизни ребенка

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.


Периодизации развития личности Л.И. Божович.

Л.И. Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. Как известно, кризисы возникают на стыке двух возрастов. Каждый возраст характеризуется центральными системными новообразованиями, которые возникают в ответ на потребности ребенка и включают аффективный компонент, а потому несут в себе побудительную силу. Поэтому центральное для данного возраста новообразование, являющееся обобщенным результатом психического развития ребенка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 – 16 лет. Л.С. Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Периодизации развития личности А.В. Петровского.

В соответствии с выделенными основными процессами в развитии личности А.В. Петровский выделяет три эпохи в развитии личности.

Эпоха детства – процессы адаптации преобладают над процессами индивидуализации.

Эпоха отрочества – процессы индивидуализации преобладают над процессами адаптации.

Эпоха юности – процессы интеграции преобладают над процессами индивидуализации.

Периодизации развития личности Д.И. Фельдштейна.

Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит периодизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления характера, особенностей и этапов социального развития индивида. Личностью ребенок становится только в результате осуществления деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида —промежуточные и узловые.Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качест­венные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа:

1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий других;

2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоутверждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества;

3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личности в период от рождения до зрелости.

На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Характеристика центральных новообразований дошкольного возраста. Развитие игровой деятельности как ведущей в данном возрасте. Роль игры в психическом развитии ребенка. Виды игр, их последовательное появление в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов и речи. Эгоцентрическая речь. Кризис 3 лет. Развитие личности дошкольника. Формирование внутренней позиции. Психологическая характеристика готовности к школьному обучению.

Центральные новообразования дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные иды деятельности.

В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7 лет) можно выделить:

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

Д.Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

1.Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

3.Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987).

4.Возникновение произвольного поведения.Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Методика организации экспериментальной работы по

Е.И Божович формирование личности ребенка дошкольного возраста

Л.И.Божович считала, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны – рациональной, волевой или эмоциональной. Личность – это высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако, дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства. Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

Соподчинение мотивов является одним из самых важным новообразований в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека, обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.

Для формирования самостоятельности в поведении (а затем и в рассуждении) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивационной сферы ребенка. Возникают новые типы деятельности и новые мотивы; происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу; возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений.

Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания - осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Оценки и самооценки шестилетних детей оказываются в высокой степени связанными с оценками педагогов в детском саду. Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов в системе межличностных отношений. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетних детей следует умело пользоваться как воспитателям, так и учителям, родителям при формировании самооценки ребенка.

На основе самооценки складывается и уровень притязания-тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагогу, работающему с детьми шестилетнего возраста, важно не только учитывать самооценку и притязания своих маленьких воспитанников, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязания. Однако важно при этом избежать другой крайности -сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.

Таким образом, установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний – все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода.

Читайте также: