Центральное новообразование пожилого возраста продуктивность мудрость

Тема 11. Психология старости

1. Физическое и психическое развитие в старости.

1. Физическое и психическое развитие в старости

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

для специальности030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 18

Утверждены на кафедральном заседании

д. псх. н. _________ Логинова И.О.

к. псх.н. ________ Колкова С.М.

Занятие № 18

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы)

Учебное – формирование представлений о поздней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о поздней взрослости человека, знать авторов описывавших позднюю взрослость, уметь выделять отличительные черты поздней взрослости.

4. Место проведения семинарского занятия учебная комната

5. Оснащение занятия -

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:

7. Аннотация (краткое содержание темы).

8. Вопросы по теме занятия.

- Первичная, вторичная, третичная память.

- Прямые и косвенные причины снижения интеллектуального уровня.

- Старость как социальная и психологическая проблема.

- Некоторые психологические способы совладания с трудностями в поздний период.

- Личность и отношение к смерти.

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1) У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ЧАСТЫ:

A. Мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость

B. Объективность, взвешенность, деловитость

C. Целостная адекватная самооценка

D. Стабильность и внутренняя последовательность образа Я

2) ДЛЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НЕ СВОЙСТВЕННО:

A. Сужение круга интересов, чувств

B. Появление эгоизма и эгоцентризма

C. Появление мнительности, обидчивости, раздражительности, нетерпимости

D. Появление объективности, взвешенности, деловитости

3) ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНО:

A. Сужение круга общения

B. Повышенное стремление к общению

D. Исповедальный характер общения

4) ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ:

A. Стимуляция активных творческих процессов

B. Расширение опыта и масштабов работы пожилого человека

C. Расширение конфликтов

D. Работа с прошлым опытом

5) ФУНКЦИИ, СОХРАНЯЮЩИЕСЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ, ЛУЧШЕ ВСЕГО ПРОТИВОСТОЯТ ПРОЦЕССУ СТАРЕНИЯ:

6) ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА:

C. Чувство реализованности

D. Собственное мировоззрение

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Каковы две стратегии адаптации в старости.

Ответ: Существуют две стратегии адаптации в старости: сохранение себя как индивида и сохранение себя как личности. Они опреде­ляют факт и характер личностных изменений в старости. Сохранение себя как индивида.

Каковы особенности познавательных процессов в старости?

Ответ: Закономерные изменения мозга являются частью нормально­го процесса старения. Следствием таких изменений являются изменения интеллектуальной активности. Д. Векслер, приме­нивший свою шкалу интеллекта к представителям разных возра­стов, сделал вывод о том, что поздняя зрелость характеризуется снижением общей интеллектуальной деятельности, обусловлен­ным закономерными процессами старения. Однако в своих более поздних исследованиях он обнаружил, что вербальные навы­ки поддерживаются на относительно хорошем уровне в поздних возрастах, в то время как результаты тестов на сообразительность оказались ниже, чем у представителей других возрастов. Дж. Хорн выдвинул предположение, что этот факт является результатом различного вклада биологических возрастных изме­нений в выполнение вербальных и невербальных тестов. Он сформулировал свою теорию текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект — это широкая область интел­лектуального функционирования, ассоциируемая со способнос­тями, с помощью которых мы обретаем новые знания и навыки. Этот тип интеллекта постепенно снижается на протяжении всего периода зрелости, что особенно заметно в поздней зрелости. В отличие от текучего, кристаллизованный интеллект ассоции­руется со способностями, которые приходят с опытом и образо­ванием, и включает вербальные навыки, осведомленность, а также весь объем знаний, накопленных в течение жизни. Кристаллизо­ванный интеллект включает также способность устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач. В отли­чие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект часто улучшается в течение всей жизни, пока люди способны получать и сохранять информацию. П. Балтес и К. Шайн показали, что у людей с высоким образо­вательным уровнем многие интеллектуальные способности про­должают нарастать с возрастом, по крайней мере до семидесяти­летнего возраста. Причем эти способности относятся как к те кучему, так и к кристаллизованному интеллекту.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Ирина Юрьевна

Обосновывается актуальность изучения кризиса перехода к возрасту мудрости в логике теоретической концепции эго-идентичности в нормативных кризисах взрослости Е.Л. Солдатовой, на основании теоретического анализа формулируются гипотезы о нормативных кризисных и возрастных новообразованиях поздней зрелости.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Завьялова Ирина Юрьевна

The psychological analysis of development of the personality in standard crisis of the late adulthood

In this article are substantiated the importance of studying of the crises-transition to late adulthood in logic of the theoretical concept of an ego-identity in standard crises of adulthood by E.L. Soldatova. There are hypothesis about the normal crisis and age creation in the crises-transition of late adulthood.

Научные работы студентов магистров и аспирантов

УДК 159.923.2 ББК Ю937.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НОРМАТИВНОМ КРИЗИСЕ ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Обосновывается актуальность изучения кризиса перехода к возрасту мудрости в логике теоретической концепции эго-идентичности в нормативных кризисах взрослости Е.Л. Солдатовой, на основании теоретического анализа формулируются гипотезы о нормативных кризисных и возрастных новообразованиях поздней зрелости.

Ключевые слова: новообразование кризиса, новообразование возраста, кризис перехода к возрасту мудрости, эго-идентичность, характеристики образа возраста.

На сегодняшний день общепринятым является представление о развитие личности как о непрерывном, проходящем через нормативные кризисы процессе формирования новых качеств личности, который охватывает все возрастные периоды, включая взрослость и старость.

В данной работе в качестве ведущего теоретического основания выбрана концепция нормативных кризисов развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой, ключевыми моментами которой являются следующие.

Возрастные кризисы развития взрослых являются закономерным и нормативным явлением онтогенеза, возникают вследствие изменения объективной составляющей социальной ситуации развития и представляют собой субъективное открытие идеальной формы следующего возрастного этапа.

Во время кризиса интериоризируются задачи следующего за кризисом возраста, происходит изменение структуры личности. Нормативный кризис является пространством для последовательного изменения статусов эго-идентичности. По структуре эгоидентичности можно судить о готовности личности к переходу на следующий возрастной этап.

Именно в концепции эго-идентичности в нормативных кризисах взрослости дифференцируются представления о новообразовании возраста и новообразовании кризиса.

Возрастное новообразование - системное личностное качество, приобретение, соответствующее определенному возрасту, которое определяет новый взгляд человека на мир. Возрастные новообразования в период взрослости опосредованы задачами следующей возрастной стадии, латентно формируются в предшествующей стадии, проявляются и ин-териоризируются в периоды нормативных кризисов [4].

Возрастные задачи представлены в культуре в виде нормативных критериев возраста, выраженных в возрастной терминологии, периодизации, ожиданий и стереотипов, заданных в качестве подразумеваемой нормы, элементов возрастной культуры, по которым представители данного возрастного класса идентифицируют себя как принадлежащие этому возрасту и отличаются от всех остальных. Интериоризация новообразований взрослости в возрастном кризисе определяет психологическую готовность к переходу на следующий возрастной этап [4].

Новообразованием нормативных кризисов взрослости является достижение эгоидентичности, т. е. тождественности себе измененному в результате интериоризации новообразований возраста. Возрастные задачи следующего этапа актуализируют в нормативном кризисе определенные свойства личности, которые составляют возрастные новообразования. Возрастные новообразования

Психологический анализ развития личности в нормативном кризисе поздней взрослости

отражаются в структуре эго-идентичности как новообразовании нормативного кризиса [2].

Рассмотрим кризисные и возрастные новообразования периодов взрослости [4], а также представленные в исследовании Е.Л. Солдатовой характеристики образа возраста как нормативного элемента культуры [3].

Кризис перехода к молодости или ранней взрослости. Возрастные новообразования: профессионализация, создание семьи, разотождествление с родительской семьей, вхождение в социум и культуру, становление мировоззрения, духовности и отношения к себе. Кризисное новообразование: достижение эмоциональной зрелости. Характеристики образа возраста: активность в усвоении знаний, беззаботность, легкость, инфантильность, новые идеи, создание семьи, импульсивность, бескорыстность и др.

Кризис тридцати лет. Возрастные новообразования: принятие себя настоящего,

Кризис сорока лет. Возрастные новообразования: укрепление достижений в профессии, в супружеских и родительских отношениях, в гражданской и духовной позиции, обращение к себе, осознание системы основных жизненных ценностей, переопределение новых целей. Кризисное новообразование: самодостаточность или сила эго. Характеристики образа возраста: опыт, поддержание прогресса за счет стабильности, удержание достигнутых высот, воспитание детей, поддержка молодого поколения, обращение к Богу, обретение духовности, передача опыта.

Переход к пенсионному возрасту (возрасту мудрости). Характеристики образа возраста: сохранение активности, мудрость, хранение опыта, солидность, степенность, забота о здоровье, пассивность, снижение возможностей, смирение с изменениями.

Новообразования кризиса перехода к пенсионному возрасту (возрасту мудрости) описаны не были, хотя очевидно, что теоретиче-

ская концепция нормативных кризисов Е.Л. Солдатовой может быть использована и для описания развития в период старости.

Применив схему анализа содержания возрастного периода, предложенную Е.Л. Солдатовой, проанализировав наиболее общепринятые исследования, описывающие поздний возраст, а также характеристики образа возраста мудрости, выделим следующие возрастные новообразования этого периода:

- обретение отстраненности от происходящего, созерцательности, отсутствия жизненных целей, ориентации на прошлое [7 и

- резюмирование прожитой жизни [5, 6, 8 и др.];

- осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия [1, 5, 6, 8 и др.];

- перенос энергии на другие формы активности и на новые роли [5-7 и др.];

- адаптация к физическим изменениям [5, 6 и др.].

Основной задачей возраста мудрости по

Э. Эриксону является достижение эгоинтеграции [8], которой присущи следующие особенности:

- все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности;

- постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются;

- принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;

- новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

- приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре.

Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу [8].

Таким образом, эго-интеграция достигается путем глубокого анализа пожилым человеком прожитой жизни и выходом на качественно более высокий (исторический) уровень осознанности жизненного пути.

Научные работы студентов, магистров и аспирантов

В соответствии с концепцией эгоидентичности в нормативных кризисах взрослости новообразования кризисов связаны с изменением статуса и структуры эгоидентичности. Во время кризиса перехода к возрасту мудрости на первый план выходит осознанность жизненного пути как один из структурных компонентов эго-идентичности, который является основой автономной эгоидентичности, залогом и условием успешного решения задач возрастного этапа.

Анализ соответствующих теорий позволяет предположить, что новообразованием кризиса возраста мудрости является осознанность жизненного пути, которая включает в себя представление личности о непрерывности развития, ответственности за выбор своего жизненного пути, своих способностях и возможностях осознанного влияния на свою жизнь [2]. И хотя осознанность жизненного пути присутствует в каждом возрасте и является одной из центральных характеристик эгоидентичности личности, в пожилом возрасте происходит выход на более масштабный -исторический - уровень осознанности своего жизненного пути и формируется эгоинтеграция - чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла.

Данное предположение косвенно подтверждает наличие таких характеристик образа старости, как мудрость и хранение опыта, предложенных респондентами.

Таким образом, теоретический анализ дает основания предполагать следующее:

- основной задачей возраста мудрости является достижение эго-интеграции;

- возрастными новообразованиями являются: выработка созерцательной, спокойной и самодостаточной жизненной позиции, резюмирование прожитой жизни, осознание и

решение экзистенциальной проблемы конечности бытия, перенос энергии на другие формы активности и на новые роли, адаптация к физическим изменениям;

- новообразованием кризиса является выход на более высокий (исторический) уровень осознанности своего жизненного пути.

Данные положения требуют экспериментальной проверки и соответствующей организации исследования.

1. Миннигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми: дис. . канд. пед. наук / Г.А. Миннигалеева. - М., 2004. - 310 с.

2. Солдатова, Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: автореф. дис. . д-ра психол. наук /Е.Л. Солдатова. - Екатеринбург, 2007. - 43 с.

4. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: моногр. / Е.Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.

5. Худоян, С. С. К проблеме кризиса развития в позднем возрасте / С. С. Худоян. -http://www.all-psy.eom/stati/detail/158/1/

6. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

7. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н. Ф. Шахматов. - М. : Медицина, 1996. - 304 с.

8. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Лет. сад, 2000. - 415 с.

Взрослость (зрелость) соотносят с возрастом от 30 до 55-65 лет.

Однако, благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека. Главным следствием этих онтогенетических изменений является расширение возрастного диапазона периода взрослости.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

Новообразования возраста зрелости:

§ Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода) — реализуются в заботе о воспитании нового поколения – центральное!

§ Продуктивность, т.е. возможность творческого самовоплощения в многообразных продуктах своей профессиональной и социальной активности

§ Формирование индивидуального жизненного стиля: человек теперь сам решает, как и на что он потратит жизнь, как будет реализовывать в ней себя, и его поведение приобретает уникальность и своеобразие.

§ Зрелость увеличивает долю самостоятельностии ответственности в принятии жизненных решений, определении жизненных стратегий. Обретенные ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой собственной жизни и тем самым приобретают экзистенциальный характер.

Ведущая деятельность: трудовая.

Взрослая личность во многом идентифицируется со своей профессией. Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, а сам труд – ведущей деятельностью этого периода,определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗРОСЛОСТИ:

11. Умение брать на себя ответственность

12. Стремление к власти и организаторские способности

13. Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других

14. Уверенность в себе и целеустремленность

15. Склонность к философским обобщениям

16. Защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли

17. Формирование индивидуального жизненного стиля

20. Стабильная система социальных ролей

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек переживает одновременно и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовывает настоящее предназначение своей жизни.

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ (по В.И. Ковалеву):

§ Стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни, она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их и предотвращать наступление нежелательных. Поведение такого человека Ситуативно, безынициативно, фрагментарно.

§ Созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни.

§ Созидательно-преобразующий тип: личность пролонгировано осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.

КРИЗИСЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Вопрос 33 Старение как нормативный этап психического онтогенеза.

Возрастные рамки старости: процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

Старость — один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с необходимостью совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физическими ограничениями этого возраста. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни. Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психологически развитие продолжается и в старости.

Выделение периода старения и старости (геронтогенеза) связано с тем, что общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет свыше 20% общей численности населения во многих странах мира (шестая или восьмая часть всей мировой популяции!).

Новообразования старческого возраста:

§ МУДРОСТЬ – центральное по Эриксону - как форма такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием;

§ чувство принадлежности к группе или группам;

§ чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

§ вера в других — чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

§ ощущение себя человеком — чувство, что ты часть человечества;

§ оптимизм — чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ СТАРОСТИ И. С. Кона,

построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни — материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование — на все то, на что раньше недоставало времени;

Эти 4 типа И. С. Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости.

Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность— целостность личности, либо переживание отчаянияот того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз.

На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.

Отсутствие контактов с обществом способно вызвать у стариков эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим. В этом смысле в более выгодном положении находятся не европейские, а азиатские культуры, например Китая или Японии, поощряют обмен опытом и слияние поколений. Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества.

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости.

Человек менее остро переживает одиночество, если он ощущает комфортность и стабильность существования, счастлив в домашней обстановке, удовлетворен своими материальными условиями и местом жительства, если у него есть потенциальные возможности осуществлять по собственному желанию контакты с другими людьми, если он вовлечен в какие-то ежедневные, пусть и необязательные, виды деятельности, если он ориентирован на элементарные, но обязательно долгосрочные проекты

У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности (А. Маслоу).

Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.

Изменения хода развития в геронтогенезе во многом зависят от степени зрелости человека как личности и субъекта деятельности. Огромную роль здесь играют образование, полученное на предыдущих возрастных этапах, так как оно способствует сохранности вербальных, умственных и мнемических функций до глубокой старости, и род занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве ведущего фактора профессиональной деятельности.

Я-концепциейв старости движет стремление интегрировать своё прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Вопрос 34 Нарушения психического функционирования в пожилом возрасте.

С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни. Люди пожилого возраста значительно более разнообразны по своим биологическим и поведенческим характеристикам, чем молодые. В процессе старения усиливается действие закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры (и функции), которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса. Изменения происходят на молекулярном и на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Особое значение имеют процессы, происходящие в период старения в нервной системе. Изменения в стволе мозга значительнее и существеннее, чем в мозжечке и обоих полушариях. Более сохранны высшие отделы мозга.

Возрастные изменения в старости не укладываются в картину равномерного, гармонического угасания мозга. Адаптация организма к старению достигается за счет мобилизации резервных сил (это процесс называется витаукт – целостные процессы, направленные на стабилизацию жизнеспособности организма). Витаукт проявляется в следующих эффектах:

2) В центральной нервной системе развиваются приспособительные функциональные механизмы, вырабатываются меньшие дозы инсулина, адреналина, тироксина и т.д.

3) К числу биологических приспособительных механизмов относят также увеличение числа ядер во многих клетках печени, почек, сердца, скелетных мышц, нервной системы, что улучшает обменные процессы между структурами ядра и цитоплазмы, появляются гигантские митохондрии, аккумулирующих в себе запасы энергии.

ЭФФЕКТЫ СТАРЧЕСКОГО УГАСАНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА:

§ Эффект поляризации –в целом, ослабление и разрушение одних элементов и систем приводит к интенсификации других, что способствует сохранности организма.

§ Эффект резервирования - состоит в замене одних механизмов другими, резервными, более древними и потому более устойчивыми по отношению к фактору старения.

§ Эффект компенсации, когда существующие системы берут на себя не свойственные им ранее функции, возмещая таким образом работу ослабленных или разрушенных систем. Все это приводит к возникновению новых механизмов жизнедеятельности стареющего организма (биологический витаукт).

ИЗМЕНЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Психический процесс Изменения
Восприятие Восприятие в старости становится менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать неадекватное и искаженное восприятие. Поэтому многие исследователи отмечают необходимость критического отношения пожилых людей к своему восприятию (необходимо проверять еще раз). Большое значение при расстройствах восприятия имеет фактор сенсорной депривации (ограничения количества и качества информации, поступающей из вне), которая в свою очередь идет от социальной изоляции старых людей. Отсутствие активной внешней деятельности не обеспечивает пожилого человека стимуляцией из внешнего мира, необходимой для физического и психического здоровья.
Внимание Снижение внимания, затруднение сосредоточения и переключения внимания, ослабевает периферия внимания, ослабление контроля за привычными действиями, ослабление реакции на внешние раздражители, снижение подсознательного контроля за последовательностью раздражителей (пожилые люди становятся рассеянными, путают последовательность действий). Наблюдается почти полная поглощенность объектом, находящимся в фокусе внимания.
Память Исследования памяти показали, что в период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Основой прочности памяти в старшем возрасте являются внутренние смысловые связи. Деформации особенно сильны в образной памяти, где восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Ведущим видом памяти в пожилом возрасте становится смысловая, логическая память, хотя и эмоциональная память продолжает функционировать.
Интеллект В процессе геронтогенеза претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект. Снижение невербальных функций становится резко выраженным к 40 годам, а вербальные функции с этого момента интенсивно прогрессируют, достигая своего максимума в период 40-45 лет. Это свидетельствует о том, что речемыслительные функции противостоят общему процессу старения.

МЕХАНИЗМЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРОСТИ (адаптационные механизмы, поддерживающего интеллектуальную активность в старости):

1) Селекция - пожилые люди должны отби­рать только те виды активности, с которым они справляются наилучшим образом;

2) Оптимизация - более тщательная подготовки к деятельно­сти и использования новых технологий;

3) Компен­сация – переструктурирование ситуации деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, НАБЛЮДАЮЩИЕСЯ В СТАРОСТИ

Синдром Описание
Тревожно-депрессивный синдром Основные его проявления выражаются в тревоге и страхе, идее преследования, с включением в бред близких родствен­ников и носят чаще всего конкретное, "бытовое содержание".
Депрессивно-ипохондрический синдром Больные фиксированы на состоянии своего здоро­вья, отдавая ему все свое внимание с полным переключением интересов на это.
Астено-депрессивный синдром Пониженное угнетенное настроения с жалобами на слабость, апатию, повы­шенную утомляемость сопровождаются чувством неуверенности в своих силах, мыслями о своей неполноценности и никчемности, бесперспективности будущего и прочими компонентами депрессий.
Бредовые синдромы По своему содержанию бредовые идеи чаще всего относятся к группе бреда преследования, бреда ревности, бреда ущерба.
Состояния слабоумия Слабоумие (деменция) является одним из наиболее частых психических расстройств позднего возраста. Нарушение ин­теллектуальных функций, нарушение внимания, памяти и личности.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПСИХО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА:

В исследованиях было отмечено, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений, не поддаются мрачным мыслям. В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особенности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием суетливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытывали серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко переносили все невзгоды. Ученые на Западе пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и центров цивилизации. Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья — одно из важных условии, благоприятствующих долголетию. Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Большинство современных людей пожилого возраста имеют оптимистический взгляд на будущее и деятельное отношение к жизни, желание постоянно быть в гуще событий.

[1] В контектсе молодости можно рассматривать, как целевые установки развития. В период ранней молодости уже проявляются те или иные характеристики зрелой личности, но они д.б. усвоены индивидом и проработаны собственным опытом (чего на этапе молодости пока нет).

[2] В молодости начинается формирование этих стилей поведения, которые у разных индивидом м.б. проявлены в разной степени и в разные временные периоды. Окончательное формирование стилей поведения условно (!) завершается к 30 годам.

Читайте также: