Болели ли наши предки раком

В костях австралопитеков и их потомков нашли признаки доброкачественной и злокачественной опухолей.

Мы так часто слышим про ухудшающуюся статистику раковых заболеваний, что может показаться, будто рак своим появлением обязан цивилизации, причём цивилизации в её нынешнем виде, с достижениями химической промышленности, загрязнением воздуха, воды и земли, и пр.

К какому времени относятся первые известные нам свидетельства об опухолевых заболеваниях у рода Homo? Сначала это был фрагмент челюсти африканского человека прямоходящего, датированный 1,5 миллионами лет назад. Однако разрастание костной ткани, которое нашли на челюсти, можно было объяснить не только опухолью, но и последствиями банального перелома.

Другая находка – 120–130-тысячелетнее ребро неандертальца из Восточной Европы, описанное три года назад в статье в PLoS ONE. Ребро исследовали с помощью компьютерной микротомографии, которая позволила рассмотреть внутренность кости под разными углами и с разных точек зрения, и в результате в кости нашли признаки фибродисплазии, при которой происходит разрастание соединительной фиброзной ткани, замещающей обычную кость. Впрочем, фибродисплазию к злокачественным опухолям не относят, и вопрос, был ли у того неандертальца настоящий рак, остался открытым.

Однако насчёт костей древнего человека возрастом 1,6–1,8 млн лет сомнений, по-видимому, уже нет. Найденные в Южной Африке в пещере Сварткранс останки принадлежат либо роду Homo, либо парантропам (массивным австралопитекам) – тупиковой гоминидной ветви, образовавшейся от тех же предков-австралопитеков, что и настоящие люди.

Эдвард Оудс (Edward Odes) и его коллеги из Университета Витватерсранда и других научных центров ЮАР, США и Великобритании в статье в South African Journal of Science пишут о том, что с помощью микротомографии им удалось определить на поверхности кости плюсны и внутри неё самый настоящий рак – остеосаркому.

Сейчас она чаще случается у молодых людей, однако насчёт древних раковых останков нельзя сказать, принадлежали ли они старой особи или юной, так же как невозможно определить, умер ли древних Homo или парантроп собственно от рака или от чего-то ещё.

В чём авторы работы уверены, так это в том, что опухоль доставляла своему хозяину заметные неудобства при ходьбе. Исследователи подчёркивают, что данную кость изучали и раньше, однако найти на ней рак удалось только сейчас, вооружившись новейшими модификациями томографических методов.

Другой пример древнейшей опухоли описан в ещё одной статье из South African Journal of Science, в которой почти те же авторы рассказывают о результатах, полученных на костных фрагментах австралопитека Australopithecus sediba из пещеры Малапа, Южная Африка (напомним ещё раз, что австралопитеки являются непосредственными предками людей и парантропов). В этом случае речь идёт о доброкачественной опухоли, поразившей шестой грудной позвонок довольно молодой особи, чей возраст соответствовал человеческим 12–13 годам. Жизни ребёнка-австралопитека опухоль определённо не угрожала, однако ему из-за неё, скорее всего, было трудно двигаться.

Полученные результаты говорят о том, что опухоли, как злокачественные, так и доброкачественные, вполне могли возникать и у древнейших людей, причём в любом возрасте – мутации, которые их вызывают, возникают в геноме время от времени в результате естественного мутационного процесса, без участия добавочных мутагенов. Современные (пост)индустриальные условия жизни не породили рак, но лишь повысили риск им заболеть.

И дело тут, кстати, не только в загрязняющих веществах-мутагенах – с возрастом клетки всё хуже справляются с исправлениями повреждений в геноме, а поскольку благодаря благам цивилизации мы стали жить дольше, то и шансов у стареющих клеток переродиться в раковые стало больше.

Главная ≫ Инфотека ≫ Биология ≫ Медицина ≫ История онкологических заболеваний

По сохранившимся останкам динозавров выяснилось, что доисторические гиганты нередко страдали от онкологии. Так, например, у одного из скелетов были обнаружены следы метастаз. Правда, по частоте случаев онкология была не слишком частым явлением у доисторических ящеров — на 708 останков был выявлен всего один случай больного животного. И это вполне соответствует современной статистике заболеваемости четвероногих. При этом учёные определили, что такое заболевание, как рак, в ходе эволюции не претерпело практически никаких изменений.

Естественно, человек также был подвержен такому грозному заболеванию. Причём о причинах развития подобной патологии до сих пор ничего доподлинно не известно. Часть учёных и современных медиков винят разные канцерогены, другие списывают проблему на экологию, третьи — приверженцы теории стрессовой природы онкологии.

Симптомы онкологии у людей были известны ещё 5000 лет назад. Археологи обнаружили останки древнего человека в 1992 году, когда проводили раскопки на берегу Ангары — крупнейшего правого притока Енисея. На момент смерти человеку исполнилось 35-45 лет. Странные повреждения были обнаружены на черепе, ребрах, позвоночнике и других костях. Эти повреждения были похожи на ткань, изъеденную молью. При участии специалистов из России, Канады и США было проведено комплексное исследование, которое, кроме прочего, включало радиографический анализ. Оказалось, что собирателя Бронзового века поразила метастазная карцинома. Иными словами, человек страдал раковой опухолью простаты или легкого. Опухоль распространилась по всему телу, что и привело к смерти.

Наблюдения, которые проводились дальше, опирались на визуальные осмотры. А Парацельс — швейцарский алхимик и врач — предлагал использовать для лучшего понимания природы рака идеи алхимии. Ему казалось, что суть проблемы стоит искать в ожоговых поражениях тела. После изучения обгорелых тканей он пришёл к выводу, что злокачественные клетки вызываются избытком минеральных солей в крови. Теория была довольно нескладной и часто подвергалась осмеянию. При этом она давала довольно-таки мало представления об истиной природе появления опухолей.

Ясность наступила в XVIII веке, когда французский врач Анри Франсуа Ле Дран, будучи хирургом и изучая опухоли на практике, отметил, что онкология может возникнуть как локальная опухоль, которая легко распространяется посредством лимфы. Когда она распространяется на участки, находящиеся в отдалении от основной опухоли, появляются отдельные островки поражений, называемые метастазами. Причём рак прогрессирует шаг за шагом, начинаясь как местная органическая болезнь.

Далее уже оставалось только одно — определить природу развития болезни. Так, например, итальянский врач Барнардино Рамаззини в XVIII веке проводил исследование и отметил, что у монахинь одного из монастырей не встречается рак шейки матки, но при этом распространён рак груди. Лекарь пришёл к парадоксальным выводам, что первый вид недуга отсутствует из-за обета безбрачия, а второй появляется из-за ношения тесной одежды.

В 1904 году в России известным российским врачом Альбертом Браунштейном была создана первая в мире лаборатория, которая помогала изучать штаммы опухолей. Тогда же была открыта в стране и первая лечебница, специализировавшаяся на лечении раковых больных. Построена она была на средства меценатов. Сегодня эта клиника известна как Московский онкологический институт имени П. А. Герцена.

Активный толчок развития и приведение изучения онкологии к современному уровню дали открытие онкоиммунологии и онтогенетики. Правда, и они не смогли дать единый ответ на основной вопрос — что именно становится причиной роста опухолей. Но, несмотря на это, такие дисциплины позволяют успешно лечить людей и делают так, что онкология сегодня уже не является приговором.


МОСКВА, 8 ноя – РИА Новости. Необычные наросты на зубах горгонопсов, "саблезубых" звероящеров, указывают на то, что наши предки и их ближайшие родичи страдали от рака уже как минимум 255 миллионов лет назад, заявляют палеонтологи в статье, опубликованной в журнале JAMA Oncology.

"До этого момента, самым древним примером развития опухоли в теле млекопитающего были останки, окаменевшие около миллиона лет назад. Данная группа ученых открыла пример развития рака в предках млекопитающих, живших на Земле 255 миллионов лет назад. Это указывает на то, что рак не является относительно "новой" вещью для животных", — прокомментировала открытие Джуди Ског (Judy Skog) из Национального научного фонда США.

Как рассказывает Меган Уитни (Megan Whitney) из университета Вашингтона в Сиэтле (США), она совершила это открытие случайно, пытаясь понять, как возникли зубы современных млекопитающих и обдали ли наши ближайшие родичи – так называемые синапсиды, или звероящеры, похожим жевательным аппаратом.

Для этого Уитни и ее коллеги собрали несколько хорошо сохранившихся черепов так называемых горгонопсов, саблезубых звероящеров, больше всего похожих на млекопитающих, и изучили структуру их зубов и то, как они крепились к черепу.


То, как зубы соединяются с челюстями, как объясняют ученые, является одной из черт, отличающих рептилий и млекопитающих. Зубы динозавров и современных ящериц напрямую срастаются с челюстью, образуя единое целое. Наши зубы, как знает любой человек, крепятся к челюстям при помощи корней и специальной соединительной ткани, удерживающей зубы внутри десен.

Пытаясь понять, были ли ближе саблезубые звероящеры к нам или к динозаврам, ученые разрезали одну челюсть горгонопса на множество мелких срезов, и изучили структуру каждого из таких "листов" костной ткани. Анализируя корни саблезубых клыков древнего хищника, Уитни заметила нечто необычное – набор из своеобразных костяных "пузырьков" неправильной формы.


Когда ученые взглянули на них через микроскоп, они обнаружили, что эти пузырьки напоминают по своей структуре микроскопические зубы, состоящие из нескольких слоев эмали, дентина, пульпы и прочих тканей, которые можно найти в нормальных зубах.


Изначально палеонтологи не знали, что представляют собой подобные "нано-зубы", однако потом они нашли похожие фотографии, которые раскрыли секрет этих загадочных структур – они оказались так называемыми одонтомами, доброкачественными опухолями зубной ткани. Подобные образования нередко возникают в десенной ткани человека и вырастают на его зубах, обычно не мешая нормальной работе зубов и не вызывая болезненных ощущений.

По всей видимости, такими же проблемами страдали и звероящеры, жившие на Земле в конце Пермского периода, около 255 миллионов лет назад. Похоже, что рак и другие формы опухолей сопровождали многоклеточную жизнь и наших предков фактически с момента их появления на свете, заключают авторы статьи.

  • Add to friends
  • RSS

Brenik

От рака стали умирать не тысячи, а миллионы граждан, не только в Европе и Америке, и не только в мегаполисах, но и в деревнях.

После Великой Отечественной Войны раковая эпидемия охватила и Советский Союз. В настоящее время в России более двух миллионов граждан ежегодно заболевают этой болезнью. Возникает вопрос, в чем причина такого заболевания?

Почему несколько веков назад злокачественные опухоли появлялись у единиц, а в наше время эта болезнь стала массовым явлением? Естественно, и медики, и биологи занялись исследованием онкологических образований. Стали искать способы их лечения и предупреждения. Но, удивительное дело, сколько бы наука ни старалась, ничего у неё толком не получается. Люди как болели, так и продолжают болеть.

Если так, то получается, что причины заболевания раком кое-кому известны, но далеко не всем. Её стараются скрыть от масс. В то же время, огромное число людей, как на Западе, так и на Востоке страдают от этой болезни. Это наводит на мысль, а не подвергается ли заражению огромная масса людей в разных странах? На фоне такой эпидемии можно убрать любого неугодного лидера, и списать это на волну всеобщего заболевания.

Только недавно стало известно официальной науке, что рак возникает по двум причинам. Первая причина — это реакция на недостаток в организме витамина B17. Вторая причина заключается в том, что во время дефицита этого витамина, в организме человека крайне ослаблена иммунная система.

А катализатором возникновения раковой опухоли является грибок Candida albicans, живущий в любом человеческом организме и являющимся возбудителем кандидоза. Следовательно, чтобы заразить любого человека злокачественной опухолью, достаточно двух факторов: отсутствие витамина В17 и ослабленная иммунная система, которая не может нейтрализовать действие и размножение грибка. Витамин В17 является основным моментом, тормозящим в организме злокачественную опухоль. Если этого витамина хватает, то даже ослабленная иммунная система справляется с грибковым заболеванием.

А теперь давайте посмотрим, в каких овощах и фруктах содержится витамин В17. Оказывается, его нет ни в помидорах, ни в огурцах, ни в любых других культурных растениях нашего огорода. Содержится он лишь в косточках ранетки, культурной яблони, в косточках груши, абрикоса и сливы, и в горьком миндале. Вот почему, ряд продажных ученых стал писать десятки статей о вреде ядра косточек сливы и абрикоса.

Если учесть, что современный человек живет в постоянном стрессе, а стресс, как известно, разрушает иммунную систему, кроме того, иммунную систему разрушают ГМО и пищевая химия, то не трудно догадаться, откуда у нас столько больных раком. Интересна одна деталь: три века назад и в овощах, и в яблоках, и в грушах, в самой мякоти, этого витамин присутствовал, но с созданием новых сортов, витамин В17 остался только в косточках этих растений.

Вот почему еще в 17 веке раковые заболевания были присущи лишь городским жителям, да и то, довольно редко.

Как же наши русских знахари лечили эту болезнь? Было несколько способов лечения рака, один из самых распространенных мы опишем. Народные целители понимали, что главным в лечении любой болезни является иммунная система человека. Поэтому, в начале лечения, старались её максимально усилить.

Для этого брали майский или июньский мед, 1кг, растворяли его в 1л виноградного вина или водки, прокручивали туда 1кг алое древовидного (столетник), иногда клали 2 листа фикуса. Обязательно добавляли в состав 50гр сухого лесного или лугового хвоща и 20-50гр чистотела. Иногда чистотел заменяли сырым луговым лютиком.

Яд чистотела и лютика служил убийцей для ракового грибка, а все остальные травы усиливали иммунную систему человека, кроме того служили внутренним бальзамом для заживления ран, нанесенных опухолью.

Когда состав был собран, его ставили в темное место и настаивали 12 дней. Потом этот настой пили 3 раза в день, за час до еды. Некоторые народные целители в этот состав добавляли сухой или свежий березовый лист, 50гр, столько же клали зверобоя или чабреца. Всё это усиливало эффективность бальзама и помогало организму скорее избавиться от болезни. Но это только первая половина лечения.

Вторая половина состояла в том, чтобы 3 раза в сутки съедать по 20-50 ядер косточек сливы, абрикоса, миндаля или персика. Важно знать, что все эти косточки берутся из свежих или сушеных плодов, не прошедших термическую обработку. Народные целители хорошо знали, что в этих косточках содержится мощный яд, но они знали и еще то, о чем лишь недавно узнала современная наука.

То, что этот яд, цианид, на организм человека абсолютно не влияет, так как находится в связи с веществами, которые его нейтрализуют. Этот яд действует только на болезнетворную опухоль, но не на организм человека. Получается, что косточки сливы, абрикоса и персика не только дают организму витамин В17, но и своим ядом разрушают рак.

Такая терапия позволяла полностью вылечить человека от злокачественной опухоли в течение полугода. Кроме того больному рекомендовалось париться в бане и следом обливаться ледяной водой, кататься в снегу. Иногда его заставляли обливаться водой после сна, и потом закатывали в теплую шубу. Все это делалось для максимального усиления иммунной системы.

Есть еще один способ избавления от тяжелого заболевания. Он еще проще, но требует от больного сильной воли. Обычно этим способом лечились поморы. Как известно, на берегу Белого моря пчел люди не разводили, тем более у них не было южных растений, таких как алое или фикус. Поэтому в тех местах, русские люди, заболев раком, ели ягоды боярки вместе с косточками, в которых так же есть витамин В17, пили отвар чаги с молоком, в большом количестве ели плоды дикой яблони вместе с косточками и занимались физическими упражнениями, причем на все группы мышц.

Вместо гантелей и штанги использовали камни, мешки с песком, жернова и железные прутья. Что это даёт? Оказывается, во время физических нагрузок, мышцы человека теряют огромное количество белка, столько белка, что больной человек не может его пополнить через пищу. Поэтому организм начинал действовать по-своему.

Он вырабатывал клетки-убийцы, которые поедали опухолевый белок, переводя его в аминокислоты для построения мышц. Вот почему современные фитнесисты и культуристы раковыми заболеваниями почти не болеют, хотя и не питаются продуктами, содержащими витамин В17.

Русские люди знали еще массу способов лечения раковых заболеваний, но эти способы мы описывать не будем, так как они связаны с использованием солей тяжелых металлов (сулема, хлорная ртуть), хотя они просты и надежны. Вот почему в современных аптеках нельзя купить хлорной ртути, хотя другие яды там продаются. Все потому, что русским народным целителям вылечить рак сулемой было совсем не сложно.

И, создавая искусственный дефицит жизненно-важного витамина, параллельно с этим, ослабляя иммунную систему людей, те, которые считают себя хозяевами планеты, уничтожают миллионы. Кроме того, миф о неизлечимости рака служит им мощным оружием для манипуляций сознанием неугодных политических лидеров, таких как генерал Петров, Уго Часвес, Ибрагим Ругова, Дэвид Томпсон, Эрик Хоннокер.


Учёные из Канадского института перспективных исследований выдвинули гипотезу о том, что онкологические заболевания могут передаваться от человека к человеку. Происходит это, по их мнению, через колонии микробов, обитающих на коже или слизистых внутренних органов. ВОЗ такую гипотезу категорически отрицает.

Дмитрий Писаренко, АиФ.ru: Юрий Борисович, рак пугает своей загадочностью и непредсказуемостью: до сих пор не до конца ясно, почему возникает опухоль. Ваша гипотеза даёт ответ на этот вопрос?

Юрий Мишин: Рак — заболевание психосоматическое, поэтому оно может развиваться в нашем организме только на двух уровнях одновременно: физиологическом и психологическом. У человека будто бы существует две опухоли: одна находится, допустим, в молочной железе или желудке, а вторая — в центральной нервной системе. Конечно, это новообразование в переносном смысле, но по своей силе воздействия оно не менее важно, чем опухоль физическая. Это своего рода раковая доминанта.


И рак, и язва желудка, и гипертоническая болезнь развиваются у человека на нервной почве. На 50% причины возникновения рака — это нездоровый образ жизни: курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание. Плюс ещё стресс. Зачастую человек заболевает по собственной вине.

— О чём вы говорите? Полно случаев, когда раком заболевает человек, ведущий здоровый образ жизни. А детская онкология?

— Поэтому я говорю о 50% случаев, а не о 100%. Когда видимую причину болезни назвать затруднительно, мы должны вспомнить, что существует такое понятие, как эволюция, а её цели нам не всегда понятны. Само предназначение человека на Земле — служить эволюции, её интересам. Онкопатология в стандартных условиях выполняет роль эволюционного отбора. Это может звучать цинично, но, если бы рака не было, его стоило бы придумать. С точки зрения человеческой морали рак — это зло. С точки зрения эволюции он выполняет фактически созидающую функцию.

Раковые клетки есть практически у всех. Они требуются нашему организму и мало чем отличаются от здоровых эмбриональных клеток. Вопрос не в том, почему у данного человека появилась опухоль, а в том, почему её нет у большинства из нас.

— Опухоль возникает, как правило, не в здоровой ткани, а в очаге хронического воспаления, в эрозиях, папилломах, рубцах, в тех местах, где замедлено кровоснабжение. Это может быть инфекция, которая поразила печень или другой внутренний орган. Эти неблагоприятные условия являются индуктором для единичных раковых клеток, чтобы они начали превращаться в опухоль.


— Как же не стать пациентом онкоклиники? Достаточно вести здоровый образ жизни? Это и так очевидно.

— В основе роста опухоли лежит разрушение гармонии и меры в нашей жизни. А восстановление умеренности во всех проявлениях является продуктивным направлением не только лечения, но и профилактики рака.

Не надо бороться с природой внутри и вне себя. А потакая всевозможным вредным привычкам, мы постоянно с ней боремся. Пьём и едим непонятно что, да ещё не ограничиваем себя в этом. Организм на такое поведение реагирует появлением злокачественной опухоли.


— Насколько важна вера в собственное исцеление?

— Не раз замечал, что у пациента, доверяющего врачам и вообще верящего в успешное лечение, опухоль развивается медленно. И наоборот: человек, поставивший на себе крест, вмиг сгорает из-за того, что его съедает внутренний враг. Это наша иммунная система: в норме она должна стоять на защите организма, а у онкобольного она иногда превращается в злейшего врага.

Тут важно вот ещё что. Зачастую сами врачи не верят в успех лечения, в позитивный результат собственной деятельности. Это проваливает весь лечебный процесс и даже стимулирует дальнейший рост опухоли. Пациенту важен оптимизм врача, он должен видеть, что тот верит в положительный результат. Ведь для больного он не только онколог, но и психотерапевт. Вот почему при некоторых обстоятельствах пациенты идут к знахарям и колдунам: все они в один голос обещают ему вылечить рак! И он им верит. Почему же врачи-онкологи остаются в стороне и не внушают пациенту веру в эффективность традиционных методов лечения?

Кстати, я считаю, что начинать профилактику онкозаболеваний врач должен с самого себя и своей семьи. Ему необходимо наладить отношения с близкими, отказавшись от эгоистических побуждений и добившись с ними полной гармонии.


— Какой же метод лечения наиболее эффективен?

— Недостаточно лечить только тело, надо воздействовать на голову, на психику. В конце 1970-х я организовал первое в Волгоградской области химиотерапевтическое отделение на базе горбольницы № 24. Я предложил тяжелобольным пациентам пройти сеансы интенсивной психотерапии, включающей в себя даже гипноз. Приглашённых было 90 человек с генерализованным раком молочной железы с метастазами в кости, лёгкие и плевру. Они были разделены на три группы. В той группе, где проводилась психотерапия, люди прожили 10 лет и более. В двух других группах больные не проживали и 5 лет.


Для исцеления от рака необходимы как местные воздействия на опухоль (радикальные, паллиативные), так и разрушение той самой раковой доминанты в центральной нервной системе, о которой я говорил.

— Можно ли по психотипу человека заранее определить, заболеет он раком или нет?

— Есть психологические признаки, которые предшествуют появлению опухоли. Это депрессия, нервное истощение, ипохондрия. Они могут стимулировать рост опухоли через подавление иммунитета.

— Насколько я знаю, вы считаете, что раком даже можно заразиться?

— Сама по себе (за исключением рака шейки матки или полового члена) эта болезнь, как известно, не заразна. Но рак имеет свойство передаваться от одного человека к другому как результат переживаний. Если родственник онкобольного видит неэффективность работы медиков, сталкивается с их неверием в благоприятный прогноз, видит тяжёлую смерть близкого, то в его душе накапливается большой потенциал для стресса. И он в конце концов тоже может привести к онкологическому заболеванию.

По моим наблюдениям, до 40% родственников в течение 4 лет после смерти больного также заболевают раком. Я считаю, что рак заразен. Но заразен он психологически.

Старец Порфирий Кавсокаливит

«Лекарство, чадо мое, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они еще и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь, и мы выбрасываем лекарства.

…Может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё!

…Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело…

Однажды я застал Старца тяжело больным. У него не было сил не только меня поприветствовать, но даже просто вытереть пот, от сильной боли выступивший у него на лбу. Я был вынужден сказать ему:

– Вы, Геронда, совершили такое великое множество чудес. Насколько мне известно, Вы исцеляли неизлечимо больных, даже больных раком. Наконец, Вы имеете такое дерзновение к Богу, какое я не знаю, есть ли у кого другого на земле. Почему Вы, с Вашим дерзновением, не умолите Бога избавить Вас от этих болезней?

– Этого, дитя мое, я не сделаю никогда!

– Но почему? Вы же не просите у Бога ничего плохого?

– Потому что я не хочу принуждать Бога!

Его ответ меня поразил, обезоружил и заставил замолчать. В эти тяжелые часы я оставался рядом со Старцем и наблюдал, как он боролся с болезнью – молчаливо и с полным спокойствием.

Я болен, но я счастлив

– Где у Вас болит, Геронда?

– Что мне делать, Геронда, чтобы обрести радость в жизни?

– Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Таин, – одним словом, будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни.

Отец Порфирий рассказывал:

– Как-то раз ко мне пришла одна монахиня. Заметив у нее на руке опухоль величиной с грецкий орех, я сказал ей:

– Давай я покажу тебя профессору (тогда я служил в храме при поликлинике).

– Я пришла сюда не для того, чтобы показаться профессору, но чтобы повидать Вас, Геронда, – ответила она.

Я благословил ее, перекрестил ее руку и отослал обратно в монастырь. Вскоре опухоль рассосалась.

Во время исповеди одной женщины моим душевным очам было открыто, что у нее рак груди.

– Ты здорова? – спрашиваю я ее. – У тебя что-то есть.

– Да, Геронда. Но я стесняюсь сказать о своей болезни.

– Иди сейчас в такой-то кабинет, это здесь рядом, к такому-то врачу, и попроси его от моего имени, чтобы он тебя осмотрел, а затем возвращайся и расскажи мне о результатах.

Когда она вернулась, то сказала, что у нее действительно обнаружили раковую опухоль. Врачи отправляли эту женщину на обследование, и через три дня она должна была лечь на операцию.

Тогда я опустился на колени, сказал ей, чтобы она тоже стала рядом, и велел творить про себя молитву. Я тоже стал молиться про себя. Затем, осенив эту женщину крестным знамением, я, согласно рекомендации врачей, отослал ее на обследование.

Когда спустя три дня она пришла на операцию, то оказалась совершенно здоровой. Опухоль безследно исчезла.

Врач, сам не свой, спускается ко мне в храм и говорит:

– Геронда, что ты такое сделал этой женщине, что она стала совершенно здоровой? Если бы три дня назад я своими глазами не видел эту опухоль и своими руками не прощупал ее, я бы ни за что не поверил, что она у нее была.

– Многое видят мои глаза, – закончил Старец. – Множество чудес. Благодать Божия действует по вере людей.

Верь, что и в наше время случаются чудеса. Потому что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.


– Я ждал тебя! Ты не поверила не только моим словам и уверениям, но даже и моим молитвам. Ну что с тобой будешь делать, благословенное чадо? Ты прервала свой отпуск, который так тебе необходим, и спешно приехала, чтобы повидать меня? Говоришь, что мои молитвы не достигали до тебя, и поэтому ты пришла сюда?

Такими словами встретил Старец одну студентку, желая таким образом показать свое неудовольствие тем, что она так маловерна. Затем он сказал:

– Ну, теперь расскажи мне, что тебе сказали проводившие обследование врачи?

– То же самое, что говорили и Вы, Геронда. Дело плохо! Это рак! – Тут она разрыдалась.

– Что ты плачешь? Где твоя вера в Бога? Ты даже забыла то, что я говорил тебе по телефону. Или, может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он – над всем! И от Него зависит всё! Итак, хватит слез. Я хочу видеть своих детей не печальными и несчастными, а радостными и счастливыми. Ну давай я, как обещал, прочитаю тебе молитву, и тогда ты увидишь, как быстро твое здоровье пойдет на поправку.

Так и случилось. Отец Порфирий начал читать молитву, что заняло достаточно много времени, одновременно осеняя крестом место опухоли. Старец с такой силой прикладывал крест к больному месту, что он оставлял на коже видимые отпечатки. Его вера была так сильна, что результат неизбежно должен был оказаться положительным.

По окончании молитвы отец Порфирий получил от Бога извещение. Его святой лик весь светился от радости. Его прошение было услышано. Великий Бог, в Которого он так сильно верил, Которому поклонялся и Которому с такой самоотверженностью служил не одно десятилетие, призрел на его горячую молитву и совершил великое чудо. Болезнь была побеждена.

В один миг больная стала здоровой. Старец заглянул ей в глаза и тут же заметил в них перемену. Вместо слез в них засветилась радость. Место отчаяния в них заняла надежда. Угрюмость уступила место улыбке, болезнь – здоровью и, наконец, смерть – жизни! Действительно, сколь прекрасны плоды веры.

– А что же стало с опухолью, которая была уже размером с яйцо? – осмелился я спросить, когда рассказ был закончен.

– А ты что думаешь?

– А я спрашиваю тебя.

– Что ты хочешь? Она почти пропала, исчезла, улетучилась. Ушла туда, откуда и пришла… Через несколько дней нельзя было даже понять, на каком месте она была. Ты знаешь, Кто такой наш Бог? Кто Он?

– Создавший все и изменяющий все по Своему изволению.

– Верно! Так и есть. Благословение мое да пребудет с тобою.


Однажды отец Порфирий сказал мне:

– Когда я был молодым, то просил Бога дать мне раковую болезнь, чтобы я мог страдать из любви к Нему. Как-то зимой старцы послали меня за улитками. Шел снег, и я четыре часа собирал этих улиток. Мокрый, холодный как лед мешок с ними висел у меня за плечами. Так я заболел плевритом. У нас в келье не было ни хорошей пищи, ни лекарств. Я весь высох, остались только кожа да кости, и говорю старцам, что так я умру. Вскоре издалека приехал мой брат. Он положил мне на спину вытяжной пластырь, знаешь, что это такое?

– Это квадратный кусок кожи, его приклеивают к спине в том месте, где имеются скопления жидкости. Этот пластырь вбирает в себя всю жидкость от плеврита и разбухает, как губка.

Затем на рану наложили пластырь на основе воска. Этот пластырь собирал гной, и его часто меняли. Каждая смена – новые страдания.

Поскольку я нуждался в усиленном питании, старцы послали меня на месяц в Афины. Поправившись, я немедленно вернулся назад. Но вскоре снова разболелся. Тогда я поехал в Афины на два месяца. Вскоре после того как я, здоровый, вернулся назад, болезнь снова свалила меня с ног. В конце концов, старцы, посоветовавшись, решили окончательно отослать меня из кельи. Проливая потоки слез, я попрощался с ними. Второй послушник старцев провожал меня до корабля. Мы оба все время плакали.

– Отец, – говорил я ему, – не плачь, я вернусь.

– Дитя мое, – говорил он мне в свою очередь, – не плачь, Пресвятая Богородица вернет тебя назад.

Одним глазом я немного вижу свет, а другим вижу людей, но лица уже не разбираю, вижу лишь силуэты. Язык у меня стал несколько толще и длиннее, так что он уже мешает мне во рту, и у меня изменился голос. Боли бывают страшные. Тогда я вооружаюсь терпением и начинаю молиться. Но при очень сильных болях даже молиться становится невозможно. Однако я не ропщу и не жалуюсь.

– Геронда, принимайте какие-нибудь болеутоляющие средства, тогда Вам будет легче.

– Да, Геронда, знаю. И я Вас люблю и прошу Бога, чтобы Он Вашими святыми молитвами помиловал меня.

– В болезни я прошу Бога, чтобы он умилостивился надо мной и простил грехи мои. Когда человек достигает состояния, которое он имел до грехопадения, тогда Бог не попускает ему болезней. Когда Бог захочет, то в один миг может сделать нас здоровыми. Но это непросто. И понимают это только те, кто может вместить.


«Теперь у меня стали отниматься ноги, они меня уже не держат. Я могу передвигаться только немного здесь, по келье. Еще я стал все забывать, ухудшилась память. Но я не прошу Бога о том, чтобы Он исцелил меня, а только чтобы Он простил мне мои прегрешения.

Так просто Старец объяснил мне, что болезнь тела является следствием болезни души, то есть следствием моих грехов. Полученное же вследствие смиренной молитвы прощение Богом грехов приносит душе исцеление, а со временем, когда Бог благоволит, исцеляется и тело. Старец подчеркивал, что мы должны молиться просто, не имея никаких задних мыслей. В молитве нужно просить только отпущения грехов. Потому что для уврачевания болезни нужно сделать лишь одно – устранить ее причину.

Молитва, совершаемая не в простоте, когда больной просит о прощении грехов только для того, чтобы получить лишь телесное здравие, бывает безрезультатна по причине корыстолюбивого намерения больного.

Согласно мнению отца Порфирия, Христос, отвечая на смиренное прошение недугующего об отпущении грехов, на его безкорыстную веру в Его великую милость, вначале делает более трудное, а затем, когда Он сам сочтет нужным, переходит к более легкому. Сначала Бог врачует корень – болезнь души, грех; а затем ветви – болезнь тела.


Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал:

– Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!


«С чего начинает лечить врач? Сначала он молится, призывая помощь Божию, а уж затем дает лекарство.


Однажды я зашел к своему врачу, чтобы проконсультироваться с ним о моей старой болезни. Он посоветовал мне через год провести еще одно повторное обследование, а затем лечь на операцию. Я пришел к Старцу и с волнением рассказал ему о совете врача.

– У одного человека был редкий перелом костей запястья, и врач предложил ему сделать хирургическую операцию. Больной обратился за советом к Старцу. Отец Порфирий видел все нервные окончания, проходящие и переплетающиеся в точке перелома, и обратил внимание посетителя на то, что в случае неудачной операции он может стать инвалидом. Ввиду такой опасности этот человек отказался от операции. Спустя какое-то время его рука прошла и он забыл о своем переломе.

– Другому человеку Старец посоветовал отказаться от операции на предстательной железе во избежание в дальнейшем развития там раковой опухоли.

Старец Паисий Афонский


— Геронда, а отчего так сильно распространился рак?

— Чернобыль и все подобное этому, думаешь, что — прошли бесследно? Оттуда все и идет. Вот тебе люди — все это их плоды… Народ страшно изуродован. В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя.


Болезни помогают людям

– Геронда, болезнь всегда приносит человеку пользу?

Небесная мзда за болезнь

– Как поживает твоя мать?

– Плохо, Геронда. Время от времени у неё очень высоко поднимается температура, и это причиняет ей невыносимую боль.
Её кожа трескается, покрывается ранами, и по ночам она не может уснуть.

– Знаешь, ведь такие люди – мученики. Если не полностью мученики, то наполовину точно.

– А у неё, Геронда, вся жизнь – одно сплошное мучение.

– Значит и мзда, которую она получит, будет сугубой. Знаешь, сколько ей предстоит получить? Рай ей гарантирован.
Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби].

Когда тело претерпевает испытание, душа освящается.
От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос.
По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть.
Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду.
Я понимаю [свою боль] так, что [через неё] я расплачиваюсь за свою неблагодарность Богу, поскольку я не ответил подобающим образом на Его великие дары и благодеяния.
Ведь всё в моей жизни – это один сплошной [духовный] пир: и моё монашество, и мои болезни.
Бог во всем относится ко мне человеколюбиво, Он во всём ко мне снисходит.
Однако помолитесь, чтобы Он не записал мне всего этого на счёт [лишь] этой жизни, потому что тогда – горе мне, горе!
Христос оказал бы мне великую честь, если бы ради Его любви я пострадал бы ещё больше.
Лишь бы Он меня укреплял так, чтобы я мог выдержать [эту боль]. А воздаяние мне не нужно.

Терпение в боли

– Геронда, а помните, когда у Вас были проблемы с ногами?

– Геронда, когда Вы говорите, что человек терпит боль, то Вы имеете в виду, что он совсем не показывает виду, что ему больно?

– В крайнем случае, он может дать окружающим немного понять, что ему больно.
Он может сказать им о своей боли, но не говорить о том, насколько эта боль сильна.
Ведь если он совсем скроет свою боль от других, то они могут соблазниться от каких-то его поступков.
К примеру, если монах мучается от боли и не может пойти на службу, то если он не скажет о своем состоянии другим, возможно, кто-то, не имеющий добрых помыслов, повредится.

Отношение к боли

– Геронда, какую боль Вы называете невыносимой?

– Боль, при которой текут слезы. Это не слезы покаяния и не слезы радования. К какой категории относятся эти слезы, как вы думаете?

– Может быть, Геронда, к категории мученичества?

– Конечно, – к категории мученичества.

– Геронда, что необходимо, чтобы преодолеть боль?

– Необходимо мужество, усилие.

– А как человеку преодолеть боль невыносимую?

– Геронда, говорят, что ночью боли усиливаются.

– Да, ночью человеку становится хуже. Но, кроме того, днём общаясь с людьми, разговаривая, больные забывают о своей боли.
Ночью они остаются наедине с собой, их ум уходит в боль, и им кажется, что она усиливается.
От болей во время болезни никуда не денешься, но задача в том, чтобы повернуть ручку [духовной] настройки на другую частоту, чтобы об этих болях забывать. Ведь если ты относишься к боли неправильно, то тебе в два раза больнее. Если ты думаешь о боли, то боль усугубляется.
А вот если ты включаешь в работу добрый помысл, к примеру, вспоминаешь о тех, кому ещё больнее, чем тебе, или если поёшь что-то церковное, то боль забывается.

– Геронда, боль обычно предупреждает о том, что в организме что-то неладно. В связи с этим, какое внимание надо уделять боли?

– Геронда, если я знаю, что моя боль не оказывает на организм никаких других побочных последствий, то она меня не беспокоит.
Однако она беспокоит, если я знаю, что через боль проявляется серьёзная болезнь.

– Геронда, боль ожесточает человека?

– Если человек не относится к боли духовно, то она может его ожесточить.
Однако, относясь к ней духовно, он имеет мир и утешается божественным утешением. Потом болезнь становится праздником, торжеством.
Человек радуется, потому что он будет причтён к исповедникам и мученикам.
Святые мученики забывали боль, потому что их любовь ко Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала.

– А разве человек, который испытывает боль и не относится к ней духовно, не очищается?

- Человек мирской очищается, но монах – нет.

Соучастие в чужой боли

Когда человеку больно за ближнего, это некоторым образом приводит Бога в умиление. Бог радуется, потому утешение. [Если бы этого божественного утешения не было], то человек не мог бы выдержать боль за своего ближнего.

– Геронда, как можно почувствовать чужую боль?

– Геронда, а что переносится тяжелее – химиотерапия или облучение?

– Геронда, если бы Вы согласились на операцию чуть раньше.

– Геронда, а каким образом они брали это на себя?

Читайте также: