Баллоны с жидким хлором применению

Среди основных пользующихся спросом веществ, относящихся к промышленной химии и химическим реактивам, следует упомянуть такое, как жидкий хлор. Сегодня не так сложно купить хлор в баллонах. Но все же нужно учитывать некоторые особенности данного вещества и знать правила эксплуатации баллона с жидким хлором.


Жидкий хлор: основные обозначения и характеристики

Получение жидкого хлора из газообразного происходит путем сжижения под давлением от 8 атмосфер. В этом случае, хлор становится жидким уже при комнатной температуре. При охлаждении до -34°C и нормальном атмосферном давлении хлор также переходит из газообразного состояния в жидкое.

Жидкий хлор имеет обозначение Cl и характеризуется такими признаками:

  • маслянистая жидкость зеленоватого цвета;
  • резкий запах;
  • температура кипения -33,6°С;
  • плотность при 0°С составляет 1,468 г/см3.

Хлор является биогенным элементом и обнаруживается в составе живых организмов в виде соединений.

Применение жидкого хлора

Сжиженный хлор, как и другие сжиженные газы, используется в промышленности, в научных исследованиях и для бытовых нужд.

Жидкий хлор применяется в:

  • химической отрасли с целью получения таких хлорсодержащих органических и неорганических соединений, как соляная кислота, винилхлорид, хлороформ, пропиленоксид;
  • производстве всевозможных средств для отбеливания и выведения пятен;
  • производстве лекарств;
  • коммунальной сфере для очистки и дезинфекции воды;
  • текстильной промышленности для отбеливания тканей и материалов;
  • целлюлозно-бумажной промышленности для отбеливания древесины и бумаги;
  • сельском хозяйстве для производства ядов и хлорорганических инсектицидов (для уничтожения вредных насекомых без вреда для посевов);
  • пищевой промышленности как пищевая добавка Е925;
  • металлургии (производство чистых металлов).





Отдельно следует сказать о слабой электропроводности жидкого хлора, что характеризует его как мощный электроизолятор. Благодаря этой его особенности поливинилхлорид, пластикаты и синтетический каучук, в производстве которых применяется жидкий хлор, используют при изготовлении изоляции для проводов, деталей приборов, строительных материалов.


Где купить жидкий хлор?

  • 5 л;
  • 10 л;
  • 25 л;
  • 40 л.

Жидкий хлор хранится и транспортируется в сжиженном виде в стальных баллонах. Цена баллона зависит от объема, который вам необходим. Каждый баллон жидкого хлора, содержащий токсичное вещество, проходит 100% проверку на целостность, соответствие веса и безопасность. Покупателю доставляется баллон с вентилем, запечатанным брендированной термопленкой. Собственный автопарк обеспечивает безопасную и своевременную доставку технического газа и оборудования по любому адресу в Москве и Московской области.

Также магазин технического газа и оборудования предлагает ремонт и замену вентиля баллона, обмен баллона, покраску баллона и колпака, ревизию, вакуумирование и переаттестацию баллона.

IX. ТРАНСПОРТИРОВКА ЖИДКОГО ХЛОРА

9.1. Транспортировка жидкого хлора осуществляется железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регламентируется требованиями действующих нормативных документов на перевозку опасных грузов соответствующим видом транспорта и настоящими Правилами.

9.2. Транспортировка жидкого хлора должна осуществляться, по возможности, в обход крупных населенных пунктов и кратчайшим маршрутом с минимальным числом остановок и задержек в пути следования.

Максимальное расстояние транспортировки жидкого хлора по железной дороге не должно превышать три тысячи километров, а автомобильным транспортом - не более 200 км (кроме отдаленных северных и восточных районов).

9.3. Жидкий хлор перевозят в специально предназначенных железнодорожных вагонах-цистернах, контейнерах и баллонах.

Контейнеры с жидким хлором перевозят железнодорожным транспортом в полувагонах в вертикальном положении (защитными колпаками вверх) в один ярус, а также автотранспортом при горизонтальном расположении контейнеров в один ряд.

Баллоны перевозят по железной дороге в крытых вагонах (повагонными отправками) и в специальных контейнерах, а также автотранспортом.

Организация должна разработать и утвердить схему погрузки и крепления в соответствии с правилами безопасности при транспортировании опасных грузов, утвержденными в установленном порядке.

9.4. Организация предъявляет к перевозке исправные вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны с жидким хлором с заглушками на арматуре и защитными колпаками.

Транспортировка жидкого хлора в неисправных вагонах-цистернах, контейнерах, баллонах для перевозки жидкого хлора, а также с просроченными сроками эксплуатации, технических освидетельствований, плановых ремонтов, не допускается.

Норма наполнения тары, а также остаточное давление в порожней таре должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

Размещение и крепление контейнеров и баллонов должны исключать их смещение или падение в пути следования.

9.5. Баллоны, как правило, должны перевозиться в вертикальном положении в специальных клетях. Допускается перевозка баллонов в горизонтальном положении с высотой штабеля не более половины высоты стенки вагона или борта кузова автомашины. Все баллоны должны укладываться колпаками (вентилями) в одну сторону и иметь прокладки между баллонами.

Допускается перевозка баллонов в железнодорожных вагонах без клетей в вертикальном положении при наличии на них предохранительных колец и при условии плотной загрузки вагона, исключающей возможность смещения (падения) баллонов.

9.6. Погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться с применением грузоподъемных механизмов (кран, кран-балка, автокран и др.) и вспомогательных средств (кантователь контейнеров специальной конструкции) соответствующей грузоподъемности.

Грузоподъемные механизмы для подъема и перемещения тары с жидким хлором должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга в соответствии с требованиями действующих правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными в установленном порядке.

9.7. При перевозке жидкого хлора железнодорожным транспортом необходимо руководствоваться правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке, порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и настоящими Правилами.

9.8. Вагоны-цистерны, загруженные жидким хлором, перевозятся в сопровождении представителей грузоотправителя или грузополучателя, аттестованные в соответствии с установленными требованиями.

9.9. Сопровождение наполненных вагонов-цистерн осуществляется с использованием вагонов сопровождения, оснащенных необходимыми в соответствии с табелем оснащения средствами защиты, инструментами и принадлежностями.

9.10. Каждая грузовая единица и транспортное средство, содержащее опасный груз, должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза.

9.11. Маркировка, информирующая о транспортной опасности, наносится в соответствии с правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке.

9.12. На каждую отправку жидкого хлора железнодорожным транспортом грузоотправитель должен представить станции отправления накладную с указанием наименования груза, например: "Баллоны с жидким хлором", "Контейнеры с жидким хлором", "Цистерна с жидким хлором". В верхней части накладной должны быть проставлены штемпеля красного цвета ("Сжиженный газ", "Ядовито", "Не спускать с горки"), а под наименованием груза - номер аварийной карточки (например: "Аварийная карточка N 11").

9.13. К сопроводительным документам организация прикладывает перечень организаций по маршруту следования вагонов-цистерн или вагонов с жидким хлором, на которых имеются аварийные службы для ликвидации возможных утечек хлора. В перечне должны быть указаны места дислокации и телефоны диспетчерских служб этих подразделений, а также телефоны диспетчерских служб организации-грузоотправителя и организации-грузополучателя.

9.14. Производить маневры толчками и спускать с горки вагоны-цистерны с жидким хлором запрещается. Указанный подвижной состав может быть пропущен через горку только с маневровым локомотивом.

9.15. Вагоны-цистерны с жидким хлором при стоянке на станции вне поездов или сформированных составов устанавливаются на особых путях, указанных в техническо-распорядительном акте станции. Они должны быть сцеплены, надежно закреплены тормозными башмаками и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, устанавливаются в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запираются.

9.16. О всех предстоящих маневровых передвижениях составитель поездов предупреждается представителем организации, сопровождающим вагон-цистерну с жидким хлором.

9.17. При возникновении аварийных ситуаций на железной дороге в пути следования груза с хлором порядок действия железнодорожных служб, представителей организаций и других специалистов определяется правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке, и настоящими Правилами.

9.18. При сопровождении груза с хлором представителями организаций первоочередные меры по ликвидации аварийной ситуации с хлором проводятся с учетом их рекомендаций.

9.19. Перевозка контейнеров и баллонов с жидким хлором автотранспортом должна осуществляться в соответствии с требованиями инструкции по перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

9.20. К управлению автотранспортными средствами, на которых перевозится затаренный в контейнеры или баллоны жидкий хлор, допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителей не менее 3 лет, прошедшие обучение в соответствии с требованиями нормативных документов по выполняемой работе и получившие свидетельство о допуске к перевозке жидкого хлора.

9.21. Перевозка хлора осуществляется в сопровождении лица, ответственного за перевозку опасного груза, знающего свойства хлора, условия его перевозок автомобильным транспортом и способы локализации аварийных ситуаций.

9.22. Перевозка жидкого хлора автомобильным транспортом должна осуществляться по заранее разработанному маршруту, согласованному в установленном порядке, с минимальным числом остановок и задержек в пути следования.

9.23. Выбор маршрута следования опасного груза, а также условий его передвижения возлагается на руководителя автотранспортной организации или руководителя автотранспортного подразделения промышленной организации, в чьем ведении находится автотранспортное средство, предназначенное для перевозки жидкого хлора.

9.24. При выборе маршрута и условий перевозки необходимо руководствоваться следующим:

а) маршрут перевозки должен быть оптимальным, по возможности, в объезд крупных населенных пунктов, природных заповедников, архитектурных памятников, зон отдыха;

б) при перевозке опасного груза внутри населенных пунктов маршрут перевозки не должен проходить по центральным улицам, а также вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных, лечебных организаций и мест возможного скопления людей;

в) допустимая скорость движения автотранспортного средства устанавливается с учетом предписывающих знаков дорожного движения и конкретных дорожных условий, но не должна превышать 60 км/час;

г) транспортировка жидкого хлора, как правило, должна проводиться в светлое время суток;

д) при ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад и т.д.), движении в сложных дорожных условиях (гололед, возможность заноса и др.) перевозка хлора автомобильным транспортом не должна осуществляться;

е) в случае вынужденной остановки или стоянки транспортного средства должны быть приняты меры по удалению транспортного средства за пределы дороги, а при невозможности выполнения этого требования место остановки должно быть обозначено согласно правилам дорожного движения, утвержденным в установленном порядке;

ж) при остановке и стоянке транспортного средства должен быть задействован стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно - противооткатный упор;

з) транспортное средство, перевозящее жидкий хлор, должно обеспечиваться топливом на весь путь следования груза;

и) проблесковый маяк, устанавливаемый на крыше кабины транспортного средства, должен быть исправным и работать как при движении, так и при вынужденной остановке или стоянке автомобиля.

9.25. При перевозке жидкого хлора водитель обязан соблюдать установленный маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.

Изменять маршрут движения груза с отметкой в путевом листе допускается с разрешения ответственного лица, сопровождающего груз, и с учетом конкретней обстановки в пути следования (ремонт или неисправность дороги, непредвиденное скопление людей или автотранспортных средств, другие аналогичные причины).

9.26. При перевозке жидкого хлора, кроме документов, перечисленных в правилах дорожного движения, необходимо иметь:

а) путевой лист, в верхнем углу которого должна быть сделана красным цветом отметка "Опасный груз";

б) маршрут перевозки опасного груза;

в) свидетельство о допуске водителя к перевозке жидкого хлора;

г) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке жидкого хлора в баллонах или контейнерах;

д) аварийную карточку системы информации об опасности;

е) инструкцию по перевозке жидкого хлора автомобильным транспортом.

9.27. Каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки жидкого хлора, должно быть укомплектовано в соответствии с табелем оснащения, приведенным в Приложении 5 к настоящим Правилам.

9.28. Транспортные средства, перевозящие жидкий хлор в контейнерах или баллонах, должны быть оснащены информационными таблицами (знаками) системы информации об опасности.


Хлор — токсичный, коррозийный, зеленовато-желтый газ с едким, раздражающим запахом. Весит больше воздуха, поэтому при утечке образовывается у пола желто-зеленым скоплением. В спокойном состоянии горению не подлежит, но при повышенных температурах взаимодействует с водородом, что может спровоцировать взрыв, после чего происходит выделение фосгена. Весьма ядовит, даже небольшая плотность его в воздухе (0,001 мг на 1 дм3) может привести к летальному исходу.

Где используется хлор

Большой объем CI2 идет в металлургию для хлорирования при переработке полиметаллических руд и добычи из нее золота, в нефтеперерабатывающей сфере, сельском хозяйстве, медицине, санитарии.

Хлор также используется:

  • как средство для отбеливания;
  • в препаратах по уничтожению вредных для урожая насекомых, но неопасных для культур;
  • в пищевой индустрии действует как добавка E925;
  • в химпроизводстве каустической соды;
  • при изготовлении искусственного шелка;
  • в мыловарении.

Применение хлора в промышленности

Активно используется в промышленных целях, с его помощью получают:

  • всевозможные хлорорганические соединения для изготовления пластмассы, синтетических каучуков, химических волокон, растворителей, инсектицидов;
  • медикаменты;
  • средства дезинфекции.

Больше всего участвует в производстве соляной кислоты, извести, хлоратов. Очищает питьевую воду, не смотря на негативное влияние на организм человека и разрушения трубопроводов. Альтернативные средства применяются реже по причине значительных затрат на ресурсы.

Хранение и транспортировка

Техника безопасности при взаимодействии с хлором

При работе с хлором нужно помнить о его высокой токсичности. В используемых аппаратах может скапливаться взрывоопасные газовые примеси. Вдыхая воздух, содержащий 0,1 мг/л опасного вещества на протяжении 30-60 минут критично для жизни человека, более 0,001 мг/л раздражает дыхательные пути. При скоплении 3-6 мг/м3 начинается ощущение запаха, раздражение глаз и слизистой носа, при 15 мг/м3 – раздражается носоглотка, при 90 мг/м3 – начинаются частые приступы кашля. Более длительный контакт с газом заканчивается летальным исходом.

Присутствие хлора в воздухе определяется газоанализаторами на CL2: ГСА АИГ , Сигма-03 , ЭЛАН плюс , GasBadge Pro , Лидер 021 , GasAlertMicro 5 , GasAlert Extreme , Сенсон-СД-7033 , Сенсон-СД-7032 , Сенсон-СД-7031 , Сенсон-СВ-5023 , Сенсон-СВ-5021 , Сенсон-СД-7033-СМ , Сенсон-СВ-5022 , Сенсон-СД-7032-СМ , Сенсон-СД-7031-СМ , Сенсон-СВ-5021-СМ . Данным оборудованием должны быть оснащены помещения с опасным веществом, для своевременного определения превышенной концентрации и оповещения персонала.

В случае аварии работники цеха должны обезопасить себя специализированными противогазами, а также быть надетыми в защитную спецодежду. Ящики с противогазами должны быть покрашены в желтый цвет.

Для безопасной работы с опасным газом требуется:

  • качественное проектирование установок;
  • программа пользования и технического обслуживания;
  • надлежащие приборы для обеспечения безопасности и знание последовательности действий в случае аварийной ситуации.

Время от времени в обязательном порядке должна проводиться проверка оборудования, для гарантии правильной и надежной работоспособности приборов.

Химзащитная форма персонала должна также осматриваться для определения ее надежности и эффективности, так же как и дыхательные аппараты. Обязательно наличие отдельных закрытых шкафчиков для рабочей и личной одежды.

Цена: от 35 000 руб/тонна

Хлор жидкий - Простое вещество хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета, тяжелее воздуха, с резким запахом. Молекула хлора двухатомная

Хлор жидкий

Изготовлен по ГОСТ 6718-93

Химическая формула CL2

№п/п Наименование показателей Норма показателей Фактические показатели
1 2 3 4
1 Объёмная доля хлора, % не менее 99,8 99,8
2 Массовая доля воды, % не более 0,01 0,02
3 Массовая доля трёххлористого азота, % не более 0,002 0,001
4 Массовая доля нелетучего остатка, % не более 0,015 0,015

Применение: Хлор применяют во многих отраслях промышленности, науки и бытовых нужд:

В производстве поливинилхлорида, пластикатов, синтетического каучука

Производство хлорорганических инсектицидов — веществ, убивающих вредных для посевов насекомых, но безопасные для растений. На получение средств защиты растений расходуется значительная часть производимого хлора.

В пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E925.

В химическом производстве соляной кислоты, хлорной извести, ядов, лекарств, удобрений.



Транспортировка жидкого хлора: Согласно ГОСТа 19433-81 жидкий хлор относится к классу 2, подклассу 2.2, категории 2, группе вещества 2221, по списку ООН - N 1017. Перевозка производится согласно правилам перевозки жидкого хлора в баллонах и контейнерах автомобильным транспортом. Так же транспортировку больших объёмов жидкого хлора осуществляют железнодорожным транспортом.


Меры предосторожности: Хлор — токсичный удушливый газ, при попадании в лёгкие вызывает ожог лёгочной ткани, удушье. При работе с хлором следует пользоваться защитной спецодеждой, противогазом, перчатками.

Использование - жидкий хлор

Использование жидкого хлора требует специальной аппаратуры и квалифицированного обслуживания, поэтому в системах сельскохозяйственного водоснабжения используется редко. [1]

Использование жидкого хлора позволяет организовать процессы хлоропереработки на предприятиях, не имеющих цехов электролиза. Здесь сжиженный хлор превращают в газообразный испарением ( обычно при 50 С) в аппарате, называемом испарителем. Распространены испарители в виде змеевиков, погруженных в водяную баню. [2]

Условия использования жидкого хлора на хлорных заводах и вне их вызывают необходимость создания складов для его хранения н транспортирования ( перевозки) как внутри завода, так и к месту потребления, во многих случаях на расстояние сотен и тысяч километров. Внутризаводской транспорт осуществляется по трубопроводам. При дальних перевозках жидкий хлор транспортируют в специальной таре ( цистерны, баллоны, контейнеры) по железной дороге. [3]

При использовании жидкого хлора хлораторная размещается в изолированном помещении, которое должно иметь, кроме входа из насосной станции, запасный выход с дверью, открывающейся из хлораторной наружу. [4]

При использовании жидкого хлора он подвергается испарению; газо - образный хлор растворяют в небольшом объеме воды, и полученную хлорную воду вводят в охлаждающую воду. [6]

При использовании жидкого хлора хлораторная размещается в изолированном помещении, которое должно иметь, кроме входа из насосной станции, запасный выход с дверью, открывающейся их хлораторной наружу. [7]

Получение и использование жидкого хлора в баллонах на небольших водопроводных станциях с малым расходом реагентов не вызывает особых осложнений. На средних и крупных водопроводах, потребляющих значительные количества хлора, применение жидкого хлора в баллонах обус-словливает большие затруднения технического и экономического порядка. Эти затруднения связаны с частым подключением и отключением большого количества баллонов к хлораторам, огромным числом баллонов, находящихся в обращении, необходимостью своевременно отправлять их заводам-поставщикам. Кроме того, эксплуатация баллонов связана с большими потерями хлора, вызванными неполным их освобождением. Бывают случаи, когда при неисправных вентилях использовать хлор из баллонов невозможно и такой аварийный баллон с хлором приходится возвращать на завод. В случае неисправных сальников вентилей выделяется газообразный хлор, что резко ухудшает условия труда обслуживающего персонала. [8]

Сохраняя все достоинства хлорирования с использованием жидкого хлора , применение электролитического гипохлорита натрия позволяет избежать основных трудностей - - транспортирования и хранения токсичного газа. [10]

Научно-исследовательским институтом хлорной промышленности разработаны и выданы рекомендации по использованию жидкого хлора , загрязненного трихлоридом азота выше допустимых норм, а также по обезвреживанию производственного оборудования и тары для хранения и перевозки жидкого хлора. [11]

Наиболее простым и дешевым методом обеззараживания сточных вод является хлорирование, которое осуществляется с использованием жидкого хлора или гиггохлорита натрия, получаемого методом электролиза из поваренной соли. [12]

Наиболее простым и дешевым методом обеззараживания сточных вод является хлорирование, которое осуществляется с использованием жидкого хлора или гипохлорита натрия, получаемого методом электролиза из поваренной соли. [13]

Научно-исследовательским институтом хлорной промышленности еще в 1965 - 1966 годах разработаны и выданы рекомендации по использованию жидкого хлора , загрязненного трихлоридом азота выше допустимых норм, а также по обезвреживанию производственного оборудования и тары для хранения и перевозки жидкого хлора. [14]

Расчетная доза хлорной извести определяется по хлору из тех же норм, что и при использовании жидкого хлора . [15]

Хлор преимущественно применяется для очистки воды. Производится вещество в виде газа, таблеток или порошка. Он очень ядовит, а в газообразном состоянии легко воспламеняемый и взрывоопасный. Ёмкости с ним при неправильном обращении, воздействии внешних факторов могут нести угрозу жизни людей и вред окружающей среде. Предприятия, использующие газ, уделяют повышенное внимание ликвидации тары, поскольку правильная утилизация баллонов из-под хлора обеспечивает безопасность производства.

Чем опасен баллон с жидким хлором?

Ёмкости, наполненные газом, или его остатками взрывоопасны независимо от того эксплуатируются они в данный момент, хранятся или перевозятся. Наибольшую сложность в обращении с резервуарами представляет транспортировка, поскольку это опасный груз.

Чтобы утилизировать ёмкости, наполненные хлором, требуется их правильно и безопасно перевезти, поскольку при несоблюдении правил перевозки, газ может попасть в атмосферу, взорваться или воспламениться. Для избежания катастроф требуется соблюдать правила:

  1. Перед доставкой резервуаров (установок баллонов реципиентов) надо проверить их целостность и герметичность.
  2. Перевозка отходов допустима внутри автомобиля, оборудованного для опасного груза.
  3. На доставку более двадцати килограмм вещества требуется соответствующее разрешение.
  4. К управлению транспортным средством допускаются водители, имеющие сведения об особенностях вещества, а также прошедшие обучение по программе дорожной перевозки опасных грузов.
  5. Компания, которая занимается утилизацией, перевозкой баллонов, получает спецразрешение по маршруту следования автомобиля.
  6. Транспорт передвигается со скоростью 40 км/ч в ясную, сухую погоду, при тумане, осадках — 20 км/ч.
  7. В кузове не могут находиться посторонние предметы или другой груз.
  8. Ёмкости складываются в один ряд, а располагать баллоны требуется так, чтобы клапаны были на одной стороне.
  9. Паспорт безопасности выпускается на родном языке водителя.
  10. Маршрут к месту переработки проходит по относительно ровной дороге (без ям, выбоин). Перевозка проводится при благоприятных погодных условиях.

Утилизация хлора

Особенности ликвидации опасного вещества зависят от его формы (жидкое, сухое), материала из которого изготовлены баллоны. Специалисты, прибывшие для вывоза ёмкостей, проверяют наполненность тары, её состояние.

После доставки резервуаров с химическим веществом на ликвидирующее предприятие, сотрудники приступают к переработке или уничтожению.

Ёмкости ликвидируются после уничтожения содержимого. Утилизация сухого хлора выполняется посредством смешивания его с раствором 10% соды. Смесь изготавливается в специальной ёмкости. Результат реакции – опасное вещество обезвреживается, преобразуясь в соль. Утилизация таблеток хлора, непригодных к использованию, проводится таким же способом. Соль, полученная таким методом применяется как реактив в лабораторных исследованиях, для хозяйственных нужд.

Помимо, обезвреживания опасного вещества смешиванием с содой, практикуется переработка хлора в соляную кислоту. Такой способ уничтожения небезопасных отходов непопулярен, поскольку полученный продукт не нужен в больших объёмах, а его транспортировка проводится с соблюдением мер безопасности.

Предприятия, ликвидирующие опасные вещества, в том числе хлор могут применять и другие методы утилизации. Способы уничтожения, переработки утверждаются органом в сфере надзора за природными ресурсами и МЧС. Это обусловлено тем, что сжиженный газ очень ядовитый, может привести к отравлению, гибели людей, животных в радиусе километра (зависит от объёма).

Процесс утилизации хлорсодержащих баллонов

Ёмкости, содержащие хлор, уничтожаются или очищаются для повторного применения. Выбор метода утилизации обусловлен свойствами материала тары и её особенностями.

Баллоны, содержавшие хлор, требуется проверить на наличие газа. Осмотр и все работы с резервуарами проводятся в специальных костюмах на улице до транспортировки. Малоактивная утечка вещества при открытии крана свидетельствует о том, что внутри тары есть остатки газа.

Утилизация баллонов из-под хлора проводится на полигонах или отдалённых участках предприятий по ликвидации. Технология проведения работ по обезвреживанию остатков содержимого ёмкостей, утилизации тары происходит следующим образом:

  1. В таре из-под хлора делают отверстие, через которое вещество выводят наружу.
  2. Нейтрализация опасного вещества проводится смешиванием его с кальцинированной содой илигидроксидом натрия. Как было указано, смесь изготавливают внутри специальных ёмкостей.
  3. В месте утилизации существует высокий риск попадания ядовитого газа в атмосферу. Чтобы избежать опасной ситуации во время нейтрализации присутствует техника, которая при необходимости создаёт водяную защиту атмосферы.

Помимо указанной технологии, существует другой способ утилизации ёмкостей из-под хлора. Процесс уничтожения тары проходит следующим образом:

  1. Остатки газа выкачивают из резервуара, если это возможно.
  2. Баллоны наполняют водой и отправляют на заморозку.
  3. При расширении лёд разрывает тару изнутри, так как замерзающая вода увеличивается в объёме и разрушает стенки.
  4. Остатки продукта (замороженная жидкость) достают и утилизируют.

Тара, где находится вещество, маркируется зелёной линией, некоторые предприятия, указывают название и состав содержимого. При работе с резервуарами, имеющими такое обозначение, требуется соблюдать повышенные меры безопасности. Как было указано выше, вещество очень токсично. При попадании газа в атмосферу, воздух становится непригодным для дыхания, приводя к отравлениям и гибели людей.

Чтобы сухая смесь, газ, таблетки хлора при утилизации не навредили людям и экологии, их требуется нейтрализовать. Баллоны, содержащие сжиженное вещество, проверяются на целостность и наполненность с помощью контрольных клапанов. Если желтовато-зелёный газ выделяется недостаточно активно при высоком давлении, это значит, что резервуар наполнен остатками и его можно утилизировать обозначенными выше методами. Полный баллон применяют по назначению, а при его повреждении, газ откачивают, используя специальное оборудование. После опустошения тары проводится её ликвидация.

Неповреждённые ёмкости используют повторно, если это позволяют технические условия.

Самостоятельная утилизация баллонов из-под хлора недопустима, поскольку приводит к тяжёлым последствиям: взрыв, пожар, отравление людей, загрязнение ядом воды и воздуха.


Утилизация просроченных лекарственных средств: правила и порядок


Как утилизировать серную, соляную, азотную и другие кислоты


Утилизация СОЖ, фреонов, тормозной жидкости, эмульсий

Читайте также: