Аналогичными органами являются жабры рака

а) аналогичными
б) гомологичными
в) дивергентными
г) конвергентными
д) правильного ответа нет

4. Парниковый эффект, связанный с накоплением CO2, сажи и других твердых частиц

а) вызовет повышение температуры
б) приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере
в) не приведет к заметным изменениям в биосфере
г) будет способствовать улучшению климата на планете
д) все перечисленное выше правильно

Листопад в жизни растений -

а) приспособление, направленное на уменьшение испарения воды зимой
б) защита от обламывания веток снежными массами
в) с листьями из растений удаляются продукты обмена
г) приспособление к сезонным изменениям продолжительности дня
д) освобождение места для закладки новых почек

В клетках человека АТФ синтезируется

а) в митохондриях
б) в цитоплазме
в) в ядре
г) в хлоропластах
д) в хромопластах

Родные мать и отец могут быть донорами для своего ребенка

а) оба никогда
б) иногда только отец
в) иногда только мать
г) иногда оба
д) оба всегда

У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяют

а) желудок
б) слюнные железы
в) поджелудочная железа
г) печень
д) тонкий кишечник

9. При спокойном выдохе воздух "покидает" легкие, потому что

а) уменьшается объем грудной клетки
б) сокращаются мышечные волокна в стенках легких
в) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость
г) расслабляются мышцы грудной клетки
д) сокращаются мышцы грудной клетки

Кровообращение у позвоночных осуществляется по

а) артериям
б) артериолам
в) венам
г) венулам
д) капиллярам

Гипотеза, постулированная Опариным и экспериментально проверенная Миллером, заключается в следующем

а) первичная атмосфера содержала молекулярный О2
б) первичный океан содержал высокие концентрации белков и нуклеиновых кислот
в) бактерии появились на Земле 3,5 млрд. лет назад
г) молекулы органических веществ смогли сформироваться абиогенно
д) молекулы органических веществ вступали в физико-химическое взаимодействие

Цитоплазматическая наследственность связана с

а) митохондриями
б) ядрышком
в) хлоропластами
г) рибосомами
д) лизосомами

Биологический прогресс в эволюции достигается

а) ароморфозом
б) идиоадаптацией
в) дегенерацией
г) дивергенцией
д) конвергенцией

Органами кроветворения являются

а) костный мозг, тимус, лимфатические узлы
б) селезенка, сердцевина надпочечников, тимус
в) костный мозг, тимус, селезенка
г) костный мозг, лимфатические узлы, сердцевина надпочечников
д) лимфатические узлы, селезенка, печень

Какие из перечисленных ниже функций выполняет печень млекопитающих?

а) синтез пищеварительных ферментов, поступающих затем в двенадцатиперстную кишку
б) регуляцию концентрации глюкозы и аминокислот в крови
в) извлечение азота из избыточных аминокислот и образование мочи
г) синтез белков и плазмы крови
д) детоксикация ядовитых веществ

Задание 4

Известно, что содержание углеводов в листьях и клубнях растений составляет до 90 % сухого веса, а в клетках мышц и печени животных – до 5 %, а в прочих клетках животных – до 1 %. Чем можно объяснить такую разницу? Какова биологическая функция этих углеводов?

Второй (муниципальный) этап

Всероссийской олимпиады школьников

По биологии

Учебный год

Класс

ОТВЕТЫ

Задание 1.

1–10
11–20
21–30
31-40

Задание 2.

Правильные суждения 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13

Задание 3

1 – а, б, в, г, д; 2 –б, в; 3- а; 4 – а, б; 5 – а, б, в; 6 – а, б; 7 – б, в, г; 8 – а, в, д; 9 – а, в, г;

А, б, в, г, д; 11 – г, д; 12 – а, в; 13 – а, б, в; 14 – а, в; 15 – а, б, д.

Задание 4

Ответ.Существуют резкие различия в содержании углеводов между растениями и животными. Углеводы используются животными в первую очередь в качестве источников энергии. Однако жир является более энергоемким, чем углеводы, а животным, которые значительную часть энергии тратят на движение, очень важно экономить вес, поэтому животным выгоднее хранить энергетические запасы в виде жира.

Растения не подвижны, и экономить вес им не так важно, поэтому, хотя растения и производят жиры, они в основном хранят топливо в виде углеводов.

Кроме того, углеводы для растений не только источник энергии, но и основной материал для дальнейшего синтеза, в то время как животные получают с пищей жиры и белки. Растительные клетки кроме мембраны имеют оболочку, образованную в значительной мере углеводами (клеточная стенка), которой животные клетки лишены.

Листья растений содержат много углеводов потому, что там углеводы синтезируются и там же отчасти хранятся. Клубни служат резервуаром углеводов, крахмал клубней используется для обеспечения развития молодого растения.

Печень является резервуаром гликогена и играет основную роль в регуляции уровня глюкозы в крови, в связи с чем в ней относительно много углеводов. Поскольку мышцы животных – один из основных потребителей энергии, они содержат относительно большой запас углеводов.

Задание 1: выберите один правильный ответ.

1. Микроэволюция приводит к образованию новых

1) семейных групп

2) подвидов и видов

4) отрядов и семейств

2. Изоляция — это фактор эволюции, который

1) не влияет на скорость видообразования

2) замедляет процесс формирования приспособленности

3) не препятствует смешиванию популяции внутри вида

4) ускоряет эволюционный процесс

3. Основным фактором, определяющим различия флор и фаун островов и ближайших материков, является

1) размер островов

2) удаленность островов от материка

3) уязвимость островных растений и животных из-за их малой численности

4) время, прошедшее с момента разделения острова и материка

4. Возникновение в процессе эволюции сходных признаков из несходных называется

5. Дивергенцией называется

1) расхождение признаков в эволюционном процессе

2) схождение признаков в эволюционном процессе

3) взаимопроникновение ареалов двух видов

4) происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов

6. Макроэволюция приводит к образованию новых

7. Гомологичными называются органы

1) выполняющие несколько разных функций

2) сходные по внешнему виду

3) выполняющие одинаковые функции

4) имеющие общее эволюционное происхождение

8. Аналогичными органами являются

1) крыло бабочки и крыло птицы

2) крыло крылана и нога лошади

3) листья березы и иголки кактуса

4) чешуя рептилий и перья птиц

9. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1) филогенетические ряды

2) сходство зародышей позвоночных

3) наличие рудиментов у организмов

4) сходство химического состава близкородственных видов

10. Последовательное уменьшение числа пальцев у предков лошади служит примером

4) филогенетического ряда

11. Биогенетический закон сформулирован

1) А. И. Опариным и Дж. Холдейном

2) Н. И. Вавиловым

3) Э. Геккелем и Ф. Мюллером

4) А. О. Ковалевским

12. К направлениям эволюции относится

13. Биологический регресс вида характеризуется

1) возрастанием приспособленности организмов к окружающей среде

2) сокращением ареала вида

3) расширением ареала вида

4) увеличением численности вида

14. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем

3) общей дегенерации

4) направленной эволюции

15. К идиоадаптации следует отнести

1) четырехкамерное сердце у млекопитающих

2) внутреннее оплодотворение у рептилий

3) игольчатые листья у растений пустынь

4) появление фотосинтеза у водорослей

Задание 2: выберите три правильных ответа.

16. Результатами эволюции являются

1) борьба за существование

2) постепенное повышение организации живых существ

3) естественный отбор

4) относительная приспособленность организмов к условия среды

5) многообразие видов

6) модификационная изменчивость

17. Результатами географической изоляции можно считать

1) своеобразие флоры и фауны Австралии

2) разнообразие вьюрков на Галапагосских островах

3) оригинальную фауну озера Байкал

4) многообразие бокоплавов озера Байкал

5) островные виды растений и животных

6) 5 видов американских славок

18. Покровительственную окраску имеют

1) божья коровка

2) белый медведь

19. Гомологичными органами являются

1) чешуя змеи и перья птицы

2) глаз паука и глаз человека

3) хвоя сосны и листья клена

4) крыло бабочки и крыло летучей мыши

5) жабры рака и жабры рыбы

6) лапа ящерицы и ласт тюленя

20. К ископаемым переходным формам относят

1) кистеперых рыб

4) зверозубых ящеров

Задание 3: установите соответствие между признаками животных и путем эволюции, в результате которого эти признаки выработались.

1) уплощенная форма тела у донных рыб

2) кожно-легочное дыхание у амфибий

3) гомойотермия у птиц и млекопитающих

4) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих

5) живорождение у млекопитающих

6) отсутствие кишечника у паразитических червей

B) общая дегенерация

Ключи к тестовым заданиям

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

В своих работах советский ученый Северцов А.Н. выделил понятия биологического прогресса и регресса.

Биологический прогресс подразумевает победу вида в борьбе за существование. Биологический прогресс характеризуется следующими признаками:

  • Численность вида увеличивается
  • Ареал расширяется
  • Смертность особей уменьшается
  • Рождаемость увеличивается
  • Происходит процветание вида

Основными направлениями биологического прогресса являются:

    Ароморфоз (греч. airomorphosis — поднимаю форму)

Ароморфоз представляет собой прогрессивное эволюционное преобразование, повышающее уровень организации организмов. В результате ароморфоза становится возможным освоение новых, ранее недоступных для жизни, территорий. К примеру, теплокровность птиц позволила им заселить места с холодным климатом.


Идиоадаптация подразумевает незначительные, частные изменения в строении и функциях организма, которые помогают приспособиться к условиям среды обитания. Идиоадаптации существенно не повышают уровень организации.


Общей дегенерацией называют упрощение организации, которое заключается в утрате отдельных органов и систем органов. У многих этот пункт вызывает внутреннее противоречие: как общая дегенерация может относиться к биологическому прогрессу?

На самом деле, если орган или система органов не нужна организму в его условиях обитания - то зачем она? Эта система может исчезнуть и освободить место для других, более полезных в данных условиях, органов.

У многих паразитов отсутствуют различные органы, к примеру, у ленточных червей нет пищеварительной системы. А зачем она им, когда пища в кишке, где они обитают, уже переварена и расщеплена организмом хозяина?


Биологический регресс характеризуется признаками, противоположными биологическому прогрессу:

  • Численность вида уменьшается
  • Ареал сужается
  • Смертность особей возрастает
  • Рождаемость уменьшается
  • Происходит вымирание вида

Главная причина биологического регресса в том, что скорость эволюции вида отстает от скорости изменения внешней среды, эволюции других видов: это несоответствие снижает приспособленность организмов. Часто деятельность человека молниеносно меняет окружающую среду: далеко не все виды могут приспособиться к этому, происходит вымирание.


Изучение строения органов и их эволюционных изменений у различных групп организмов является основой выявления сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Яркими примерами анатомических доказательств эволюции являются гомологичные и аналогичные органы.

    Гомологичные органы (гомология, от греч. homo(s) — равный, одинаковый)

Такие органы развиваются из одних и тех же зародышевых листков, имеют общий план строения, но выполняют разные функции. Это связано с тем, что животные освоили разные среды обитания, из-за чего происходит дивергенция (лат. divergo - отклоняюсь) - расхождение признаков у первоначально близких животных в ходе эволюции.

Гомологичны между собой скелеты конечностей различных классов позвоночных: рука - ласт - крыло птицы, колючки кактуса - усики гороха - листья растений.


Аналогичные органы развиваются из разных зародышевых листков, имеют различное строение, но выполняют схожие функции. Такое сходство возникает в результате приспособления к одним и тем же условиям среды, из-за чего происходит конвергенция (лат. convergo - сближаю) - схождение признаков у неблизкородственных видов в ходе эволюции.

Аналогичными органами являются крыло птицы - крыло бабочки, глаз человека - глаз кальмара, усики винограда - усики гороха, жабры рака - жабры рыбы.


В строении нынешних животных можно найти признаки древних предковых форм, которые также свидетельствуют об эволюции. Сейчас мы обсудим рудименты и атавизмы.

Рудименты (лат. rudimentum — зачаток) - органы, которые в ходе эволюции утратили свое функциональное значение. Они сохраняются в течение всей жизни и в норме обнаруживаются у человека и животных.

У человека к рудиментарным органам относятся: зубы мудрости, копчик, ушные мышцы, аппендикс (червеобразный отросток), третье веко (эпикантус).


Атавизмы (лат. atavus — отдалённый предок) - случаи проявления у отдельных особей признаков дальних предков. Атавизмы сугубо индивидуальны и не являются нормой. Они также являются доказательством эволюции.

У человека атавизмами могут являться хвост, волосатое тело, добавочные молочные железы, незаращение межпредсердной перегородки.


Переходные формы свидетельствуют о филогенетической преемственности, соединяя в своем строении черты высших и низших классов. Они - наглядное, живое доказательство эволюции.

Такими формами являются, к примеру, утконос и ехидна из класса млекопитающих. При многих признаках млекопитающих, они откладывают яйца, тем самым подтверждают родство млекопитающих с пресмыкающимися.


Эмбриология (греч. embryon - зародыш) - раздел биологии, изучающий строение эмбрионов. Только вдумайтесь: на этапе эмбриона, через который мы с вами успешно прошли, у нас можно было найти закладку жаберных дуг, которые существуют непродолжительное время, после чего исчезают.

А у рыб, например, жаберные дуги не исчезают - из них развиваются жабры.


Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель во второй половине XIX века сформулировали биогенетический закон, гласящий, что онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития вида).

Биогенетический закон Мюллера-Геккеля объясняет повторение этапов (на стадии зародыша), которые были свойственны нашим далеким предкам. Таким образом, мы проходим их этапы, но, не останавливаясь на них, двигаемся дальше к более совершенным этапам.

У головастиков лягушек развивается плавник, есть жабры - это наглядное повторение признаков, которые характерны для их предков - рыб.


Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства, который гласит, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных настолько похожи друг на друга, что практически не различимы между собой. Это также указывает и подтверждает единство происхождения животного мира.


Палеонтология (греч. palaios – древний) изучает ископаемые останки вымерших животных, их сходства и различия с ныне живущими видами. Сопоставляя друг с другом ископаемые останки разных геологических эпох, можно увидеть как происходила эволюция различных видов животных и растений.

В результате таких исследований иногда удается открыть переходные формы, а иногда - целые филогенетические ряды, то есть совокупность последовательно сменяющих друг друга форм одного вида. Так, к примеру, был открыт филогенетический ряд лошади.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Здравствуйте , уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.


В этой небольшой заметке,
характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще Ч.Дарвиным.

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.


Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная.

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки
  31. Зубы кошки и зубы акулы

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. Шипы розы и иголки кактуса
  8. Листья и шипы
  9. Семена растений и споры мхов
  10. Усики клубники и воздушные корни
  11. Жабры рака и рыбы
  12. Роющие конечности крота и медведки
  13. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  14. Колючки барбариса и колючки боярышника
  15. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  16. Панцирь черепахи и раковина улитки
  17. Легкие амфибии и легкие пауков
  18. Усы рака и усы сома
  19. Глаза осьминога и собаки
  20. Крылья летучей мыши и стрекозы
  21. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках даются противоположные ответы.

К данной статье было довольно много полезных комментариев, касающихся не четкости в критериях дивергентного и конвергентного путей образования гомологичных и аналогичных органов, которые я поместил в отдельную статью.

Для подготовки к сдаче ЕГЭ или ОГЭ, у меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

(6–11-е классы)

АНАЛИЗАТОРЫ – системы чувствительных нервных образований, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центра коры головного мозга. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде. Различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и осязательный анализаторы.

Из скольких звеньев состоит анализатор?

Ответ. Из трех: рецептора, проводящих путей и центра в коре головного мозга.

В какой части анализатора происходит анализ и синтез раздражений?

Ответ. В соответствующей части коры головного мозга. Зрительные раздражения анализируются в зрительной зоне коры, слуховые – в слуховой и т.д.

Чем объясняется различная степень совершенства анализаторов у разных животных?

Ответ. Это объясняется разным уровнем их организации, степенью приспособленности к условиям окружающей среды и необходимостью в конкретных приспособлениях. Например, у летучих мышей в совершенстве развит слуховой анализатор, но, в связи с ночным образом жизни, слабо развит зрительный анализатор.

АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ – скрещивание особи с неизвестным генотипом с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

Приведите примеры анализирующего скрещивания.

Ответ. АА Х аа или Аа Х аа.

Для чего применяется анализирующее скрещивание?

Ответ. Для выявления присутствия в генотипе интересующей человека особи растения или животного рецессивного гена, внешне не проявляющегося.

С какой особью необходимо скрестить особь с неизвестным генотипом?

Ответ. С особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

В каком случае и с какой вероятностью анализирующее скрещивание принесет результат в первом же поколении?

Ответ. В случае гетерозиготности, исследуемой на генотип особи, с вероятностью в 50%, т.е. при скрещивании: Аа Х аа = 50% Аа и 50% аа

АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ (от греч. analogia – подобие, сходство) – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Приведите примеры аналогичных органов.

Ответ. Крылья птиц и крылья бабочек, жабры рыб и жабры речного рака.

Докажите, что указанные вами органы действительно являются аналогичными.

Ответ. Крылья бабочек поддерживаются жилками, состоящими из кутикулы (производное эпидермиса), а крылья птиц — полыми костями мезодермального происхождения. Жабры рыб — это выросты глотки, а жабры раков — выросты конечностей.

Как можно объяснить возникновение аналогий?

Ответ. Возникновение аналогичных органов связано с конвергентной эволюцией, т. е. развитием сходных по функциям, но различных по происхождению образований в близких условиях среды.

АНЕМОФИЛИЯ (от греч. anemos – ветер и филия – люблю), приспособленность растений к опылению ветром. У хвойных растений это единственный способ опыления.

Каков биологический смысл анемофилии?

Ответ. Анемофилия – один из видов перекрестного опыления, которое приводит к новым генетическим комбинациям у дочерних организмов.

Какими приспособлениями к анемофилии обладают растения?

Ответ. Такими приспособлениями можно считать раздельнополость, двудомность, уменьшение или редукцию околоцветника, мелкую, сухую пыльцу, цветение до распускания листьев или высокое, по отношению к листьям, расположение цветка.

АНТИГЕНЫ (от анти. и греч. genes – рождающий) – вещества, воспринимаемые организмом как чужеродные и вызывающие специфический иммунный ответ.

Что может стать антигеном?

Ответ. Антигенами могут быть органические молекулы любых живых организмов (как свободные, так и расположенные на поверхности вирусов и микроорганизмов). В основном это белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды.

В чем заключается биологический смысл реакции антиген–антитело?

Ответ. Антиген, проникающий в организм, связывается (блокируется) антителами – специфическими для данного антигена белками. Благодаря этой реакции обезвреживаются яды, болезнетворные микроорганизмы и вирусы, собственные отмершие или пораженные клетки.

АНТИКОДОН, участок молекулы транспортной РНК, состоящий из трех нуклеотидов и распознающий комплементарно соответствующий ему участок информационной РНК – кодона. Содержит информацию об очередной аминокислоте в молекуле синтезируемого белка.

В чем проявляется взаимодействие кодона с антикодоном?

Ответ. Это взаимодействие происходит на рибосомах в процессе трансляции и приводит к правильной расстановке аминокислот в полипептидной цепи.

Если антикодон состоит из нуклеотидов АУУ, то как выглядит кодон и-РНК?

АНТИТЕЛА – белки, обладающие способностью распознавать антигены и связываться с ними, противодействуя их влиянию. Присутствием антител в крови человека объясняется устойчивый иммунитет к таким заболеваниям, как корь, ветрянка, скарлатина и др. При отсутствии специфических антител многие заболевания становятся смертельно опасными – СПИД, рак и др.

АНТРОПОГЕНЕЗ (от антропо. – человек и генез) происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

Назовите основные факторы, обусловившие появление и развитие человека.

Ответ. Такими факторами явились, в первую очередь, общественный образ жизни, развитие сознания, способность использовать, а затем и создавать орудия труда, охоты и т. д.

Какие морфофизиологические особенности человекообразных стали совершенствоваться в процессе эволюции?

Ответ. Прямохождение, освобождение передних конечностей, расширение таза, грудной клетки, увеличение мозговой части черепа и массы головного мозга, развитие руки как органа трудовой деятельности.

Назовите основных предшественников современного человека.

Ответ. Австралопитеки, древнейшие люди – питекантропы, синантропы, гейдельбергские люди, древние люди – неандертальцы, современные люди – кроманьонцы.

АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая человека, как биологический вид.

АОРТА (от лат. aorte – поднимаю (сердце)) – главная артерия кровеносной системы позвоночных.

АППАРАТ ГОЛЬДЖИ – органелла клетки, состоящая из окруженных мембранами полостей. Служит для накопления и последующего вывода в цитоплазму продуктов синтеза клетки.

Какова структура аппарата Гольджи?

Ответ. Он состоит из плоских дискообразных мешочков (цистерн), ограниченных мембраной и уложенных в диктиосому.

Какие продукты синтеза клетки поступают в аппарат Гольджи и что с ними происходит потом?

Ответ. В аппарат Гольджи поступают белки и липиды, которые затем используются для обновления клеточных мембран, также сюда доставляются моносахариды, из которых синтезируются ди- и полисахариды.

Какие жизненно важные для организма вещества образуются при участии комплекса Гольджи?

Ответ. Белки грудного молока, желчь, зубная эмаль, амилаза слюны, коллаген, белковые гормоны гипофиза.

АРЕАЛ (от area – площадь, пространство) – часть территории, в которой распространены и проходят полный цикл своего развития виды, роды, семейства.

АРОМОРФОЗЫ (от греч. airo – поднимаю и mоrphоsis – образец, форма), крупные наследственно закрепленные эволюционные изменения строения и функций организмов, ведущие к биологическому прогрессу.

Приведите примеры ароморфозов в любом из классов типа хордовых животных.

Ответ. Примером ароморфозов, приведших к образованию класса, например, пресмыкающихся, могут быть следующие:

– увеличение полушарий переднего мозга;
– появление первичной коры головного мозга;
– появление ячеистых легких с большой дыхательной поверхностью;
– возникновение неполной перегородки в желудочке сердца;
– развитие яиц на суше.

Чем можно объяснить, что ароморфозы приводят к появлению новых таксонов?

Ответ. Это объясняется тем, что возникающие ароморфные изменения позволяют организмам завоевать новые среды обитания, перейти к иным способам питания (автотрофное, гетеротрофное, хемотрофное), размножения, что, в свою очередь, приводит к существенным различиям между систематическими группами.

АРХЕГОНИЙ (от греч. arche – начало и gone – рождение, материнская утроба) – женский половой орган мхов, плаунов, папоротников, хвощей и голосеменных. В архегонии происходит оплодотворение находящейся в нем яйцеклетки. В процессе эволюции архегоний постепенно упрощался. У цветковых растений архегонии отсутствуют.

АСКАРИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (Ascaris lambricoides) – паразитический вид из типа круглых червей.

В чем заключаются основные различия между круглыми и плоскими червями?

Ответ. У круглых червей есть пищеварительная система, а у большинства плоских ее нет. У круглых червей есть половой диморфизм (самцы и самки), плоские – гермафродиты.

Опишите цикл развития человеческой аскариды.

Ответ. 1. Яйца червя проглатываются человеком при еде немытых овощей или фруктов. 2. Из яиц в двенадцатиперстной кишке выходит личинка и через слизистую кишки, вены, сердце, печень попадает в легкие. 3. Там личинка дважды линяет. 4. Через стенки альвеол поднимается по трахее. 5. Попадает в пищевод и затем в кишку, где развивается 65 дней во взрослую аскариду. 6. Взрослый червь откладывает до 200 000 яиц. 7. Они попадают в почву. 8. В яйце развивается сначала личинка первого возраста, затем личинка второго возраста. Личинка не покидает яйца до момента попадания в организм хозяина. Затем цикл начинается сначала.

АССИМИЛЯЦИЯ (ассимилировать, усваивать) – синтез, образование веществ в организме, происходящий с затратами энергии. Одна из сторон обмена веществ. То же, что анаболизм, пластический обмен.

В чем проявляется связь ассимиляции и диссимиляции?

Ответ. Ассимиляция обеспечивает процесс диссимиляции веществами и энергией.

Что является продуктами ассимиляции в организме?

Ответ. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие соединения, синтезированные в организме.

АТАВИЗМ (от лат. atavus – предок) – появление у отдельных особей данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Примерами атавизмов являются развитие хвоста или сплошного волосяного покрова у человека, появление дополнительных молочных желез.

БАКТЕРИИ (от греч. bakterion – палочка) – безъядерные одноклеточные микроорганизмы с прокариотным типом строения клетки.

Каковы особенности строения бактерий?

Ответ: Бактериальная клетка покрыта клеточной мембраной, регулирующей избирательное поступление веществ в клетку и выделение из нее продуктов обмена. Клеточная стенка придает бактериям форму и защищает от неблагоприятных условий среды. У бактерий, в отличие от эукариотических клеток, отсутствуют оформленное ядро, митохондрии, хлоропласты, комплекс Гольджи и другие органоиды. Есть кольцевая ДНК, несущая генетическую информацию. Присутствуют многочисленные рибосомы. Некоторые бактериальные клетки снабжены жгутиками и ресничками.

Какова форма бактерий?

Ответ. Форма бактерий разнообразна. Есть шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиралевидные (спириллы).

Какова роль бактерий в природе?

Ответ. Бактерии разлагают органические вещества на минеральные, делая их доступными для усвоения растениями. Многие связывают свободный азот. Некоторые бактерии болезнетворны. К ним относятся возбудители чумы, дизентерии, туберкулеза, тифа, холеры и др. Широко используются в современной промышленности для получения кисломолочных продуктов, витаминов, лекарственных препаратов.

Как размножаются бактерии?

Ответ. Бактерии, как правило, размножаются путем деления надвое. Клетка удлиняется, а затем происходит образование поперечной перегородки.

Что представляют собой цианобактерии?

Ответ. Это древнейшая группа одноклеточных, многоклеточных и колониальных прокариотных организмов. Способны фотосинтезировать, т.к. имеют множество поглощающих свет пигментов. Распространены в пресных и соленых водах, на скалах и даже в гейзерах. Интенсивное развитие цианобактерий в водоеме может свидетельствовать об ухудшении его состояния в результате снижения содержания в воде О2 и росте концентрации растворимых органических и неорганических веществ.

Читайте также: