Айн рэнд рак легких

Кстати, один из лейтмотивов романа. Упаси Б-же кто помешает капиталистам-атлантам делать доллар, в том числе и требования безопасности каких-то там людишек. Наглядный пример. Когда государство принимает новые правила железнодорожных перевозок, которые наносят вред бизнесу Вайета, тот мстит, поджигая свои нефтяные промыслы — примерно так поступила отступающая армия Саддама Хусейна в Кувейте в 1991 году. В реальной жизни этот поступок привел к тому, что почти весь Ближний Восток на несколько месяцев накрыли облака удушающего, ядовитого черного дыма, отравившего воздух и воду. Но с точки зрения Рэнд людям, которые совершили ужасное преступление — нарушили право богачей зарабатывать еще больше денег, — можно мстить как угодно.

• Хэнк Реардэн, гений промышленного бизнеса, воротила горных рудников изобретает чудо-сплав из стали и меди, к которому шёл десять лет. Сплав выплавляется в обычных печах, разливается по обычным ковшам. Никаких новых технологий, никаких фантазий о структуре нового металла.
а) Сплав из стали и меди оказывается вдвое легче своих составляющих и обладает коррозионной устойчивостью. При этом сплав оказывается никому не нужен — ни военным, ни бизнесменам, ни учёным, ни конструкторам, ни строителям.
б) Реардэн, олигарх, магнат и просто высокий стройный мускулистый красавец с ярко-синими глазами (не удержался…) не удосужился устроить пиар — пресс-конференции, рекламу, рассылки — короче, не удосужился рассказать об этом сплаве потенциальным заказчикам так, чтобы они всё-всё сразу поняли. И так же, как читатель, прониклись бы восхищением. Горный магнат. Воротила горного бизнеса…

• Дэгни собирается построить новую ж/д линию из супер-сплава Реардэна. Никаких предварительных опытов, испытаний, никаких моделирований, пилотных проектов и комиссий в КБ. Дэгни просто интуицией знает, что металл Реардэна хорош. Тоже мне, глава концерна. Оказывается, для испытаний (!) она ещё собирается на этом поезде проехать (!) на очень высокой и опасной скорости через города и другие населенные области!

• Когда к Дэгни приходит глава одного из профсоюзов, то читатель получает неплохую дозу подмены понятий (которыми роман, кстати, вообще изобилует). По версии авторши, профсоюзы — это шантажисты, мучающие трудяг-буржуев своими наглыми претензиями.

• Когда Дэгни и Хэнк находят двигатель, берущий энергию от атмосферного электричества. Итак — разрушенный и разворованный завод, но охотники за цветметом почему-то не тронули двигатель… А вот сам принцип двигателя, неожиданно, не столь уж антинаучен, на сегодняшний момент существует достаточно проектов получения электричества из атмосферы (см., например, Стивен Марк).

• Франциско приходит к Дэгни в офис, Хэнк его застаёт и даёт ему пощёчину. Франциско удерживает себя от желания уничтожить Реардэна.
Не говоря об идиотизме ситуации (почему они просто не подрались?) — какой мускульной силой или познаниями боевых искусств должен обладать взрослый мужчина, чтобы одним ударом убить другого взрослого мужчину? (Это, кстати, возможно. Это не невероятно. Но обусловлено только суперменской физической силой Франциско, о его подготовке и выучке убивать мы нигде не прочитали).

• Когда Дэгни вдвоём с инженером идут 5 миль до телефона поездной бригады. Телефоны стоят через каждые пять миль. Конкретно первый найденный ими телефон, как оказывается, не работает. Ну и они тупо бредут далее. А не судьба вернуться и тем самым сэкономить хотя бы четыре мили? К поезду-то всё равно возвращаться придётся! Нерационально!

• В конце второй книги Дэгни отыскивает аэродром с двумя самолётами, практически покупает один из них и… взлетает. Приземляется на другом аэродроме, снова поднимает ещё один самолёт (. ), далее преследует другой самолёт. Над Скалистыми Горами умело пролетает сквозь маскировочные лучи по узкой расщелине, умудряется ни разу не задеть скалы (!), выпускает штурвал из-за вспышки света… (. )

• Обрыв медного телеграфного провода, обветшавшего настолько, что его доконала капля воды (ага, так всё-таки у них там телеграф есть…)
Телеграфная проволока бывает разная. По большей части из стали. Омеднённая — да, бывает. Но не целиком из меди. И её не выпускают без цинкового покрытия! И потом, это ж сколько нужно провисеть телеграфной проволоке, чтобы настолько обветшать?! Чтобы её доконала капля воды?

• Когда Дэгни выступает по радио и произносит свою речь (кстати, эта речь очень даже неплоха с точки зрения вызова т.н. общественным устоям), Скаддер после речи выбивает микрофон из её руки. ИЗ упавшего микрофона слышится щелчок отключения.
Как известно, щелчок отключения из микрофона бывает слышен только в случае, если заклинило контрольную стрелку осциллографа.

• Речь Джона Голта и трюки с радио. Ну, это вообще ПЕСТНЯ.
Итак, сигнал станции правительства забивает мощный источник помех от Джона Голта…

а) Если какая-то помеха забила источник радиоволн, то это может быть только радиоволна, причем на той же частоте. Если это правительственная радиостанция, то уровень сигнала постановщика помех должен быть соизмерим с мощностью заглушаемого объекта. То есть на расстоянии многих сотен километров радиослушатели спокойно будут слушать сигнал передатчика (правительства, а не Голта).

б) Столь мощный источник помех пеленгуется на раз. Достаточно идти в сторону сигнала с приёмником в руках!

• По поводу собственно речи Джона Голта. Там тоже много всего, обратим внимание на парочку принципиальных моментов.

а) Речь-агитка обращена к [дегенеративным тупицам] противникам атлантизма-капитализма и длится четыре часа.

б) Религиозники объявляются противниками разума. Но далеко не все религиозники являются малообразованными и ортодоксальными бы. то есть, малообразованными. И уж тем более ими далеко не всегда являются попы (посмотрел бы я на диалог Д. Голта с кем-нибудь уровня Кураева)))

И идея-то с разрушающимся металлом, кстати, довольно крутая. А вот достоверна ли она? При наших технологиях, пока ещё лет так триста-четыреста нет.

Ещё по общему плану.

• По мысли авторши, государство никогда ничего не изобретало и вообще ничего хорошего никому не сделало. Все, кто работают на государство или берут государственные деньги, — либо глупы и некомпетентны, либо просто присваивают себе чужие достижения.

Да-да. Полёты в космос, незначительные мелочи вроде радаров, ядерной энергетики, GPS, компьютеров и Интернета появились без участия государства.

• Наиболее Архиважная Подмена Понятий. Наверное, самая важная в романе. Всякий раз, когда Айн Рэнд нужно разгромить альтруизм, и почти всякий раз, когда надо раскритиковать самопожертвование, происходит самая настоящая подмена понятий. Альтруизм — это когда ты сам, лично, делаешь любому человеку что-то хорошее.
Рэнд каждый раз выставляет альтруизм как Требование к другим сделать что-то хорошее! Все отрицательные персонажи — требуют! Естественно, читатель может и проглотить, и не задуматься. Вот такой ядовитый и неоднозначный трюк. Чтобы его проиллюстрировать — прописываются всякие тупые примеры, наподобие завода, на котором внедрён псевдо-социалистский принцип (кстати, социалисты никогда не стали бы действовать так тупо, как изображено в романе).

Предвидя некоторые возражения.

А вы посмотрите романы таких людей, как Ж.Верн, А. Кларк, Р. Хайнлайн. У них допущения не противоречат фактам, не нарушают законов физики. А если нарушают, то эти допущения прописаны качественно, вписаны в систему, не вызывают желания их опровергнуть. Или возьмите Конан Дойла, который и фактологически почти не устарел, и читается прекрасно.
Кроме того, в статье рассматриваются не только ляпы-ошибки, но и подмена понятий (манипуляции и враньё).

Другие статьи о романе и творчестве Рэнд:

Владимир Шляпентох. Деконструкция философии Айн Рэнд. На самом деле взгляды Рэнд были близки к взглядам Маркса.

Сергей Голубицкий. Who is John Galt?

Дмитрий Санин. Атлант заправляет штаны. Едкая подробная критика всего романа, подмен понятий и сравнение с социалистами.

Значение Айн Рэнд для современного консерватизма было бы трудно переоценить. Это всегда было иронично, учитывая ее стойкий атеизм, что полностью противоречит почти всему, что есть в консерватизме в современной Америке. Менее иронично недавнее открытие, что Айн Рэнд была лицемеркой: она тайно принимала государственную помощь вместо того, чтобы полагаться на доходы всех тех книг, в которых она осуждала государственную помощь.

Она заболела раком легких только из-за своего глупого отрицания, что ее курение вызвало рак. Было бы одно, если бы она хотя бы признала, что знает о рисках и хочет все равно это сделать, потому что ей нравится курить. Вместо этого она жила в отрицании - возможно, для того, чтобы избежать принятия какой-либо моральной ответственности за болезнь, которая убила ее.

Подождите, не принимает ли полную ответственность за свой выбор один из принципов ее философии?

Это соответствовало бы неприятию моральной ответственности за отказ жить по принципам, которые она требовала от всех остальных. Рандские апологеты утверждают, что нет никакого лицемерия в том, чтобы забрать деньги, которые когда-то должны были отдать в налогообложении - и до некоторой степени у них есть что-то вроде аргумента. К сожалению, то, что у них мало, быстро разваливается.

Еще более значительным является тот факт, что человек, страдающий от рака легких, скорее всего, заберет из системы гораздо больше, чем заплатит. Операция, которую она перенесла одна, возможно, израсходовала все, что она заплатила, и это не включает то, что ее муж вынул из системы. Если бы она тщательно рассчитала, сколько заплатила, плюс проценты и взяла только это, не более, то можно утверждать, что она придерживалась своих принципов.

Однако у нас нет доказательств того, что это произошло, и веских оснований полагать, что этого не произошло.

Философия Айн Рэнд - это не та философия, которой может придерживаться любой здравомыслящий разумный взрослый, равно как и философия, которую может принять любое успешное, процветающее общество. Айн Рэнд не была сумасшедшей, поэтому, как только стало ясно, что ее реальный выбор был, она выбрала путь государственной поддержки и отказалась от своей несостоятельной философии.

У нее просто не хватило смелости признать, насколько неудачной была ее философия до ее смерти.

Из этого следует сделать еще одну интересную параллель: поведение Айн Рэнд тревожно отслеживает поведение многих религиозных лидеров. Сколько из их проповедовать одну вещь с кафедры, а затем делать что-то еще за закрытыми дверями? Сколько священников противостоят гомосексуализму перед своим собранием, пока их любовники-мужчины ждут их в каком-нибудь номере мотеля? Сколько священников продвигают добродетели воздержания и целомудрия сразу после приставания к алтарнику? Сколько из них проповедуют Евангелие Иисуса, а затем, в конце тяжелого дня, едут на своем роскошном автомобиле в свой особняк стоимостью в несколько миллионов долларов?


Будущая писательница родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, и звали ее Алиса Розенбаум. Ее отец, Зиновий Захарьевич Розенбаум, еврей, который гораздо больше внимания уделял работе, чем религии, был родом из Брест-Литовска, но благодаря высшему образованию – Розенбаум был талантливым химиком – получил право проживать вне черты оседлости. В столице он женился на местной красавице Анне Борисовне Каплан, дочери процветающего портного. Анна была избалована и капризна, но своего супруга – серьезного, упорного и постоянно работающего – уважала и любила. Из трех их дочерей Алиса была старшей. Зиновий имел собственную процветающую аптеку и смог дать дочерям все, в чем они нуждались, в том числе прекрасное образование: Алиса научилась писать и читать уже в четыре года, а после поступила в одну из лучших в городе женских гимназий – ее одноклассницей, например, была дочь видного политика Ольга Набокова, сестра будущего знаменитого писателя.


Наташа, Нора и Алиса Розенбаум, 1911 г.

В поисках лучшей доли Зиновий перевез семью в Крым, где снова открыл аптеку. В Крыму Алиса окончила школу, и потом некоторое время учила читать и писать неграмотных красноармейцев – ей безмерно льстило то уважение, с которым эти страшные люди относились к своей юной учительнице.


Эта фотография использовалась в советском паспорте Айн Рэнд, датированном 29 октября 1925 года

В том же году Розенбаумам каким-то чудом удалось получить американскую визу: оказавшиеся там родственники приглашали их в гости. Однако уехать удалось одной Алисе: при получении визы она обещала вернуться через две недели, но знала, что обратно не вернется. Позже она пыталась перевезти семью в США, ей это не удалось: ее родные погибли в Ленинграде во время блокады.


Айн Рэнд с мужем Фрэнком О’Коннором

Россия представлялась кладбищем, на котором существуют живые мертвецы – задавленные тоталитарным государством жители. Для американцев роман стал откровением; критики, хотя и не рассыпались в похвалах, все же отзывались о романе вполне доброжелательно. В начале сороковых роман был даже экранизирован в Италии – без ведома автора, и в шестидесятых перевыпущен в новой версии, одобренной Рэнд.




Айн Рэнд дает показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности

Айн Рэнд так и не простила Натаниэля. Даже на ее похоронах вокруг кладбища было выстроено оцепление, единственной целью которого было не допустить Брандена на церемонию.


Айн Рэнд скончалась 6 марта 1982 года в своем нью-йоркском доме, где одна прожила последние тридцать лет. Согласно завещанию, все ее имущество – в том числе и идеи объективизма – отошло к Леонарду Пейкоффу. На похоронах рядом с гробом был установлен двухметровый венок в виде знака доллара – знак, который она постоянно носила на груди, символ проповедуемой ею капиталистической свободы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

10 безумных вещей, которые я узнал, читая "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд
Единственное, что важно в жизни - то, насколько хорошо вы умеете зарабатывать деньги. И другие перлы.

В прошлом году я читал и рецензировал огромную хвалебную песнь капитализма от Айн Рэнд - "Атлант расправил плечи". Если вы не знакомы с романом - краткое содержание: в нем изображен мир, где директора компаний и члены богатейшего 1% населения - самоотверженные герои, от которых зависит само существование нашего общества, а почти все остальные - журналисты, законодатели, государственные служащие, бедняки, - злодеи, которые пытаются чисто из злости стащить богачей вниз, на свой уровень, когда как на самом деле мы обязаны целовать им руки только за то, что они позволяют нам существовать.
Главные герои романа Рэнд - Дэгни Таггарт, наследница трансконтинентальной железнодорожной империи, и Хэнк Реардэн, глава металлургической компании, который изобрел революционный новый сплав и скромно назвал его "металл Реардэна". Вместе они сражаются против злобных правительственных бюрократов и паразитов-социалистов, чтобы спасти цивилизацию, а в это время влиятельные промышленники один за другим исчезают, оставляя за собой лишь загадочный вопрос: "Кто такой Джон Галт?"
"Атлант расправил плечи" - это художественная литература, но для многих выдающихся [американских] консерваторов это едва ли не священное писание. Алан Гринспэн был среди близких друзей Рэнд и выступал против регулирования финансовых рынков, потому что верил в ее идею, что жадность бизнесменов - лучшая защита для народа. Пол Райан заявил, что "Атлант" обязателен к прочтению для всех сотрудников его предвыборного штаба, а Гленн Бек объявил о грандиозных планах строительства настоящего "Ущелья Галта", тайного убежища, куда капиталисты - герои книги прячутся, чтобы цивилизация погибла без них.
Чтение "Атланта" похоже на путешествие в параллельную вселенную, где все, что мы, как казалось, знали об экономике и морали, переворачивается с ног на голову. Я уже усвоил несколько важных уроков.

1. Все злые люди непривлекательны, все добрые и достойные доверия люди красивы.

Первый и самый важный урок, который мы узнаем из "Атланта" - хороших людей можно отличить от плохих с первого взгляда. Все злодеи - "бандиты", по терминологии Рэнд - пухлые, жирные и потные, лысеющие, с обвислыми щеками и вялыми конечностями, а ее герои - миллионеры-промышленники - воплощения железной целеустремленности, с острыми подбородками и угловатыми чертами лица, словно на кубистских картинах. Почти все они откровенно арийской внешности. Вот типичный пример, стальной магнат Хэнк Реардэн:

2. Отличительная черта хорошего бизнесмена - ему наплевать на безопасность людей.

Когда мы впервые встречаемся с Дэгни Таггарт, героической железнодорожной бароншей, она едет через всю страну на поезде, и поезд останавливается перед красным светофором - возможно, сломанным, возможно, нет. Когда экипаж поезда говорит, что нужно подождать хоть каких-нибудь гарантий безопасности, Дэгни пользуется своим служебным положением и приказывает машинисту ехать на красный свет. В мире Рэнд это отличительная черта героического, решительного капиталиста, а не человека, который в реальном мире наверняка стал бы героем заголовка вроде "22 человека погибли в столкновении поездов, случившегося из-за директора компании, который не хотел опаздывать на встречу".
Дэгни решает перестроить важную линию железной дороги с помощью нового сплава, уже упомянутого "металла Реардэна", который до этого не использовался ни в одном крупном промышленном проекте. Вы, наверное, подумаете, что прежде чем строить сотни миль рельсов в горной местности, нужно сделать какой-нибудь пилотный проект или хотя бы провести моделирование. Но Дэгни отмахивается от всяких возражений: она просто знает, что металл Реардэна хорош, потому что интуитивно это чувствует: "Я понимаю, когда вижу дельную вещь", - говорит она.
А после строительства линии Дэгни для испытаний планирует проехать на поезде на очень высокой и опасной скорости через города и другие населенные области:

В книге говорится, что мэрам и сотрудникам регулирующих организаций приходится давать взятки, чтобы те все это разрешили, и в моральных координатах Рэнд это абсолютно нормально. Когда репортер спрашивает Дэгни "Как нам обезопасить себя, если ваша линия все же окажется ненадежной?", она отвечает: "Не пользуйтесь ею". (Спросите жителей Лак-Мегантик, насколько хорошо им помог такой совет.)

3. Злодеи добиваются своего с помощью демократии, хорошие ребята - с помощью насилия.

Злодеи из "Атланта" успешно претворяют в действие свой план. проголосовав за него. Один из главных элементов сюжета первой части - законопроект о равных возможностях, который заставляет крупные компании разделяться на более мелкие - примерно так же, как в 1983 году по антитрестовому закону разделили AT&T. Конгресс принимает закон большинством голосов, и Рэнд нигде не говорит, что голосование было подтасовано, или еще что-то такое. Но, поскольку этот закон заставляет ее богатых героев-капиталистов отдать части своих компаний, совершенно ясно, что это худший закон в мире, который придумали злые социалисты, ненавидящие успех.
Сравните это с действиями еще одного протагониста Рэнд, героического предка Дэгни - Натаниэля Таггарта. Нам говорят, что он построил трансконтинентальную систему железных дорог практически в одиночку, и именно поэтому Дэгни его так обожает. А еще нам говорят, что он убил законодателя штата, который хотел провести закон, который не позволил бы ему достроить железную дорогу, и спустил с трех пролетов лестницы государственного служащего, который предложил ему кредит. В мире "Атланта" это благородные и героические поступки.
А вот еще один герой Рэнд, нефтяной барон Эллис Вайет. Когда государство принимает новые правила железнодорожных перевозок, которые наносят вред его бизнесу, Вайет мстит, поджигая свои нефтяные промыслы - примерно так поступила отступающая армия Саддама Хусейна в Кувейте в 1991 году. В реальной жизни этот поступок привел к тому, что почти весь Ближний Восток на несколько месяцев накрыли облака удушающего, ядовитого черного дыма, отравившего воздух и воду. Но с точки зрения Рэнд людям, которые совершили ужасное преступление - нарушили право богачей зарабатывать еще больше денег, - можно мстить как угодно.

4. Государство никогда ничего не изобретало и вообще ничего хорошего никому не сделало.

В мире Рэнд все хорошее делается руками частных промышленников. Все, кто работают на государство или берут государственные деньги, - либо глупы и некомпетентны, либо просто присваивают себе чужие достижения. В какой-то момент злодеи-бюрократы из "Государственного института естественных наук" пытаются саботировать работу героя Рэнд, Хэнка Реардэна, распространяя зловещие слухи о его новом сплаве:

Конечно же, в реальном мире благодаря государственным исследованиям появились только незначительные мелочи вроде радаров, космических полетов, ядерной энергетики, GPS, компьютеров и Интернета.

5. Жестокая ревность и унижение - вот признаки настоящей любви.

Первый любовник Дэгни, наследник горнодобывающей империи Франциско д'Анкония, обращается с ней как со своей собственностью: таскает ее за собой за руку, а однажды, когда ему не нравится какая-то из ее шуток, он дает ей такую сильную пощечину, что разбивает губу. Когда они впервые занимаются сексом, он даже не спрашивает ее согласия, а просто швыряет на постель и делает то, что собирался: "Она знала, что легкий страх, который она испытывала, не имеет значения: Франциско сделает то, что хочет, все решал он один".
Позже у Дэгни завязывается роман с Хэнком Реардэном (который на тот момент женат, но такие мелочи сверхлюдей Айн Рэнд не останавливают). Переспав с ним в первый раз, Дэгни остается окровавленной и избитой, а на следующее утро Хэнк устраивает ей сцену - мол, он ее презирает и считает не лучше шлюхи. Практически сразу после начала отношений он требует от нее рассказать, со сколькими мужчинами она раньше спала и кто они. Когда она не отвечает, он хватает ее за руку и заламывает, чтобы заставить все-таки рассказать.
Хотите - верьте, хотите - нет, но все эти события нам показывают не для того, чтобы вызвать негативное отношение к героям, потому что в мире Рэнд жестокая ревность романтична, а насилие - сексуально. Она считала, что женщины должны быть подчинены мужчинам - она даже говорит, что "необыкновенная женственность" - это "вид закованной в цепи", - и что доминирующая роль женщины в отношениях "метафизически неуместна" и уничтожит ее хрупкий женский разум.

6. Все природные ресурсы бесконечны.

Если вы внимательно читаете "Атланта", то узнаете из него, что всегда будет новая земля для вспахивания, новые деревья, чтобы срубить, новое ископаемое топливо, чтобы добывать. Не нужно ни сохранение, ни повторное использование, а "экологическая устойчивость" - вообще ругательство. Все законы об охране окружающей среды, как и все прочие требования безопасности, выдуманы государственными бюрократами специально для того, чтобы уничтожить успешных бизнесменов.
Один из героев первой части - магнат Эллис Вайет, который изобрел некую новую технологию, которая позволяет ему снова открывать исчерпанные нефтяные прииски - создавая, по словам Рэнд, "неисчерпаемые запасы" нефти. Естественно, если последователи Рэнд согласятся, что природные ресурсы конечны, им придется отвечать на жесткие вопросы по поводу справедливого распределения, так что Рэнд просто отмахивается от этого мелкого неудобства.
Этот тренд достигает кульминации к концу первой части, когда Дэгни и Хэнк находят в развалинах заброшенной фабрики прототип нового мотора, который работает на "атмосферном статическом электричестве" и может вырабатывать бесконечное количество энергии бесплатно. Рэнд не видит в этом ничего невероятного, потому что, согласно ее философии, человеческая изобретательность может справиться с любой проблемой, даже с законами термодинамики - если только этим изобретателям не будет мешать государство.

7. Загрязнение и рекламные щиты - это красиво, а вот первозданная природа уродлива и бесполезна.

Рэнд обожает ископаемое топливо; в какой-то момент она описывает Нью-Йорк, окруженный "священными огнями" из дымовых труб промышленных фабрик, которые его окружают. Ей даже не приходит в голову, что сажа и смог явно не способствуют красивым закатам; более того, никто в "Атланте" не болеет даже астмой, не говоря уж о раке легких.
Напротив, Рэнд сообщает нам, что первозданная природа бесполезна, если не утыкана рекламными щитами - в сцене, когда Хэнк и Дэгни вместе отправляются в поездку.

8. Преступности не существует. Даже в самых нищих районах.

В мире "Атланта" единственный вид насилия, который хоть кого-то беспокоит, - когда государственные бандиты, угрожая оружием, отбирают богатства у героических капиталистов и распределяют их между недостойными массами. Нет ни воровства, ни грабежей, ни хлебных бунтов, вообще никаких уличных преступлений - несмотря на то, что весь мир погружается в пучину нищеты и экономической депрессии. И, хотя представители богатой, производительной элиты один за другим бесследно исчезают, никто из героев Рэнд вообще не беспокоится о своей личной безопасности.
Судя по всему, Рэнд считала, что бедняки, потеряв работу, просто сядут и мирно умрут от голода. И это для нее хорошо, потому что если признать существование преступности, то придется рассмотреть совсем уж опасные и еретические идеи - например, что государству стоит финансировать образование и профессиональную подготовку, потому что это дешевле и выгоднее в долгосрочной перспективе, чем выбрасывать еще больше денег на финансирование полиции и тюрем.

9. Единственное, что важно в жизни - то, насколько хорошо вы умеете зарабатывать деньги.

В сцене из первой части медный барон Франциско д'Анкония объясняет Дагни, почему богатые люди ценнее, чем бедные:

Обратите внимание: в этой речи нет никаких исключений для "дела", которое наносит активный вред окружающим. Если вы жжете уголь, который травит окрестные города смогом, если вы торгуете нездоровой едой, которая вызывает ожирение и диабет, если вы продаете оружие и выступаете против любых ограничений по его покупке, если вы красите дома свинцовой краской и изолируете трубы асбестом - расслабьтесь, вы тоже делаете все правильно! В глазах Рэнд это все неважно. Хорошо ли вы делаете свое дело? Зарабатываете ли на нем деньги? Если да, то вам не о чем больше беспокоиться.

10. Курение - это хорошо.

Почти все герои Рэнд курят, причем не только для удовольствия. В одной сцене торговец сигаретами говорит Дэгни, что курение - это героический и даже обязательный с рациональной точки зрения поступок:

То, что такие мысли выражаются в "Атланте" - вовсе не совпадение. Айн Рэнд сама много курила, а еще она часто говорила, что является самым рациональным человеком на планете; следовательно, по ее мнению, ее предпочтения - правильные, и им должны подражать все. Начав с этой предпосылки, она пришла к выводу, что все, что она делает, - неизбежное последствие ее философии. В том числе она решила, что курит табак не потому, что привыкла к нему, а потому, что рациональные люди должны курить, когда думают.
Если вам интересно - да, под конец жизни у Рэнд развился рак легких, и одно легкое ей пришлось удалить. Но несмотря на то, что сама она в конце концов осознала опасность курения, она не сказала об этом своим последователям и не отказалась от прежних слов в поддержку курения. Она считала, что люди заслуживают всего, что получают.


Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов в этой статье продолжил рассказ об американской писательнице и философе российского происхождения Айн Рэнд

Крест — это символ пыток. Я предпочитаю знак доллара, символ свободной торговли, а значит, и свободомыслия.

Я уже писал об американской писательнице и философе российского происхождения Айн Рэнд (1905-1982). Настоящее ее имя Алиса Розенбаум. Родилась в Санкт-Петербурге, но после переезда в Америку в 1926 году она стала величать себя Айн Рэнд.

Для Айн Рэнд деньги не были просто философской абстракцией. Среди всех денег она особо выделяла американский доллар – денежную единицу страны, где уровень человеческой свободы был самым высоким в мире. Айн Рэнд не любила царскую Россию, в которой родилась, и ненавидела большевистскую Россию, из которой уехала в сознательном возрасте. Соответственно, ей был отвратителен рубль, хоть царский, хоть советский. А вот американский доллар для нее был больше, чем деньги. Это был для Рэнд мистический символ.

Хотя она и заявляла о своем атеизме, отношение к доллару у нее было религиозным. Один из отцов-основателей Америки Бенджамин Франклин говаривал:

Деньги — это отчеканенная свобода.

А американский президент Вудро Вильсон разъяснял:

Свобода никогда не исходит от правительства. Свобода всегда исходит от его подданных. История свободы — это история ограничения правительственной власти, а не ее возрастания.


Это книга иллюминатов. Книга была написана и опубликована по приказу Филиппа Ротшильда, лидера Иллюминатов в то время. Было приказано, чтобы она была написана женщиной по имени Айн Рэнд.



Она была написана якобы как роман, но это кодовая книга. И то, что написано в этой книге, является пошаговым планом захвата всего мира путем захвата США.

На пачке не было ни надписи, ни торговой марки, ни адреса – лишь тисненный золотом знак доллара. На сигаретах был точно такой же знак.

Келлог на вопрос Дэгни, что это за странная пачка и странные сигареты, отвечает следующее:

Если вы настолько осведомлены, что спрашиваете об этом, мисс Таггерт, вам следовало бы знать, что я не отвечу.

Дэгни настаивает и говорит:

Я знаю, что за этим кое-что стоит.

И далее следует следующее откровение Оуэна Келлога:

За знаком доллара? Очень и очень многое. За ним стоит каждая жирная свиноподобная фигура в любой карикатуре, изображающая плута, мошенника, подлеца – это клеймо зла. Он означает деньги свободной страны, а значит, достижение, успех, талант, созидательную силу человека; и именно поэтому его считают клеймом позора. Он выжжен на лбу таких людей, как Хэнк Реардэн, как тавро. Вы случайно не знаете, что означает этот знак? Он означает инициал Соединенных Штатов.

[Упомянутый Хэнк Реардэн – один из героев романа, олигарх].


Но вернемся к фрагменту главы 10 романа. Чуть ниже Келлог произносит самую настоящую оду в честь Америки и ее доллара:

Вы знаете, что Соединенные Штаты – единственная в истории страна, которая использовала собственную монограмму в качестве символа порочности? Спросите себя, почему. Спросите себя, как долго страна, сделавшая такое, может надеяться на существование, и чьи нравственные законы разрушили ее. Это была единственная в истории страна, где богатство приобреталось не бандитизмом, а производством, не силой, а торговлей; единственная страна, где деньги служили символом права человека на его собственный разум, труд, жизнь, счастье – на самого себя. Если это, по нынешним нормам мира, зло, если это повод, чтобы проклинать нас, то мы, поклонники и создатели доллара, принимаем проклятие этого мира. Мы предпочитаем носить знак доллара на наших лбах и носим его гордо, как символ благородства, символ, ради которого хотим жить и, если нужно, умереть.


Кстати, в другом варианте перевода романа эта фраза звучит еже жестче: не над разоренной, а над безлюдной землей.

Если вы не откроете для себя той истины, что деньги — корень всего доброго, что есть в мире, вы придете к собственному разрушению. Когда деньги станут инструментом отношений между людьми, человек станет инструментом человека. Выбирайте: кровь, кнут и оружие или доллары, другого не дано, и ваше время истекает…


В речи, произнесенной в начале 1960-х в Йельском университете, Рэнд объявила:

Крест — это символ пыток. Я предпочитаю знак доллара, символ свободной торговли, а значит, и свободомыслия.


Так, в день похорон любовь Рэнд к доллару была явлена во всей красе.

Читайте также: